Способ обвязки груза двойной обхват

Вопрос 1. Основные способы строповки.

1. «Мертвая петля» («удавка») – распространённый способ строповки. Он надежно зажимает деталь и позволяет транспортировать как длинные, так и короткие детали. При этом надо учитывать, что при большом диаметре каната и малом весе груза затягивание петли может не произойти и груз выскользнет

2. «Двойной обхват» (обвязка) – применяется при длине детали 4 м и более. Этим способом можно одновременно транспортировать сразу несколько деталей. При этом угол между ветвями может превышать 600. Соскальзывание при этом исключается.

3. Зацепка крюков строп за петли. При производстве строительно-монтажных работ распространены стропы, снабженные крюками. Это вызвано тем, что все железобетонные изделия имеют встроенные петли, за которые и цепляют крюк стропа. При этом крюк необходимо просовывать в петлю от центра к краю. При ослаблении стропа крюк не выскочит из петли

4. При помощи съемных грузозахватных приспособлений (коромысла, траверсы, клещи, струбцины, захваты, клямеры)

Вопрос 2. Браковка стальных стропов.

Стропы бракуются, если:

· Отсутствует или повреждена маркировочная бирка

· Имеется деформация или его износ с уменьшением первоначальных размеров сечения более чем на 15%

· Имеются трещины на прессовочных втулках или изменение их размеров более чем на 10% от первоначального

· Имеются признаки смещения канатов в заплетке и втулках

· Имеется уменьшение первоначального диаметра наружных проволок в результате износа или коррозии на 40% и более

· Имеются выдавливания или расслоения прядей

· Имеются перекручивания, заломы и перегибы

· Строп поврежден в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда

· Имеется обрыв одной пряди нескольких прядей

Строп бракуется, если число видимых обрывов наружных проволок превышает число обрывов в таблице:

Число видимых обрывов

3d 6d 30d 4 6 16

Где d – диаметр каната/стропа в мм

Вопрос 3. Какой вес допускается для переноса вручную (для мужчин и женщин).

Не поднимайте и не переносите тяжести вручную больше предельно допустимых нагрузок:

· При чередовании с другой работой (до двух раз в час) для женщин – 10 кг, для мужчин – 30 кг

· Постоянно в течение рабочей смены для женщин – 7 кг, для мужчин – 20 кг

Вопрос 4. Какое электрооборудование тельфера наиболее опасно для обслуживающего персонала.

Вводный рубильник, пульт управления, силовой кабель.

Вопрос 5. Подобрать стропа к грузу весом 5 т.

Определив вес поднимаемого груза, стропальщик должен правильно выбрать строп с учетом нагрузки, которая возникает в каждой из его ветвей. Строп подбирается по грузоподъемности и по длине. По грузоподъемности строп подбирается исходя из веса поднимаемого груза и числа ветвей стропа, на котором поднимается груз. Для этого вес груза делится на число ветвей стропа. При этом надо учитывать, что угол между ветвями не должен превышать угол 90 0 .

Билет №12

Вопрос 1. Браковка цепных стропов.

Для изготовления стропов применяют цепи двух видов:

Цепи, применяемые для изготовления стропов, должны иметь паспорт завода-изготовителя (сертификат) об их испытании в соответствии с ГОСТом. Преимущество цепей по сравнению со стальным канатом – гибкость во всех направлениях. Недостаток – быстрота износа в местах контакта звеньев, большой по сравнению со стальным канатом вес, меньшая заметность дефектов при осмотре. От резких динамических перегрузок цепи могут внезапно разрываться.

Цепной строп подлежит браковке:

· При удлинении звена цепи более 3% от первоначального размера

· При уменьшении диаметра сечения звена цепи вследствие износа более 10%

Читайте также:  Вычисли удобным способом 4 класс умножение

· При наличии трещин и деформаций звеньев

· При отсутствии маркировки

Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 1788; Нарушение авторского права страницы

Источник

Классификация грузов и способы строповки

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТРОПАЛЬЩИКОВ ПО БЕЗОПАСНОМУ ПРОИЗВОДСТВУ РАБОТ ГРУЗОПОДЪЁМНЫМИ МАШИНАМИ [Оксанич Л.В., Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ишимбайский нефтяной колледж]

1. Классификация грузов

В зависимости от вида, способа складирования и строповки грузы классифицируются на следующие группы:

    Штучные нештабелируемые грузы (рисунок 1.1) – металлические конструкции, двигатели, станки, машины, механизмы, крупные железобетонные изделия и т.д. Группа штучных нештабелируемых грузов наиболее многочисленна и разнообразна по форме, поэтому единых типовых способов строповки их, пригодных для всех грузов этой группы, не существует.
    Рисунок 1.1 – Штучные нештабелируемые грузы

    Штучные штабелируемые грузы (рисунок 1.2) – прокатная сталь, трубы, лесо- и пиломатериалы, кирпич, шлакоблоки, типовые железобетонные изделия, плиты, панели, блоки, балки, лестничные марши, ящики, бочки и др. изделия геометрически правильной формы.

    Рисунок 1.2 – Штучные штабелируемые грузы

    Насыпные грузы (рисунок 1.3) транспортируются в таре, грейферами, транспортерами и др. Складируются в штабеля, определяющиеся углом естественного откоса материала и ограничивающих поверхностей (уголь, торф, шлак, песок, щебень, цемент, известь, мелкая металлическая стружка и т.п.).

    Рисунок 1.3 – Насыпные грузы
  1. Полужидкие пластичные грузы – грузы, обладающие способностью некоторое время сохранять приданную форму или с течением времени затвердевать. К таким грузам относятся бетонные массы, растворы, известковое тесто, битумы, смазывающие вещества и т.п. Вязкость полужидких грузов и зависание их на стенках ёмкостей транспортирующих средств, способность быстро схватываться и твердеть (бетон, раствор и др. грузы) затрудняют их транспортировку. Такие грузы должны транспортироваться в специальной таре.
  2. Жидкие грузы – грузы, не имеющие определённой формы, транспортируются в бочках, бидонах, бутылях, цистернах, ковшах и т.д. (вода, жидкие горючие и смазочные вещества, кислоты, щелочи, мастики, и т.д.).
  3. Газообразные грузы транспортируются обычно под давлением в баллонах (рисунок 1.4), других сосудах и трубопроводным транспортом.

    Рисунок 1.4 – Контейнер для баллонов

    В зависимости от массы грузы делятся на четыре категории:

    1. Легковесные грузы – грузы массой не более 250 кг. К ним относятся такие материалы, как войлок, кожа, пакля, фанера, сухая штукатурка, лёгкие детали машин и др.
    2. Тяжеловесные грузы – грузы, масса которых находится в пределах от 250 кг до 50 т. К тяжеловесным грузам относятся все штабелируемые, насыпные, полужидкие, жидкие и нештабелируемые грузы, масса которых не превышает 50 т.
    3. Весьма тяжёлые грузы – грузы, масса которых превышает 50 т. К ним относятся штучные нештабелируемые грузы. Строповка этих грузов разрешается только стропальщикам высокой квалификации.
    4. Мёртвые грузы – особая категория грузов неизвестной массы. Мёртвыми считаются грузы, закреплённые на фундаменте анкерными болтами, зарытые в землю, примёрзшие к земле, прижатые другим грузом, а также поднимаемые при косой чалке. Поднимать мёртвые грузы краном запрещается.

    В зависимости от формы и размеров грузы делятся на:

    1. Габаритный груз – груз, размеры которого не превышают габариты подвижного состава железных дорог, а для автомобильного и другого вида наземного безрельсового транспорта – норм, установленных Правилами дорожного движения Российской Федерации.
    2. Негабаритный груз – груз, размеры которого выходят за габариты подвижного состава железных дорог или наземного безрельсового транспорта. Негабаритными грузами могут быть большие котлы, машины, трансформаторы и т.п. Размеры нарушений габарита не должны превышать определённых величин, при которых ещё возможна перевозка груза за счёт сокращения зазора между габаритами приближения строений и подвижного состава.

    В зависимости от величины нарушения габарита грузы разделяются на пять степеней негабаритности, каждая из которых имеет свои предельные очертания. На негабаритном грузе при перевозке его по железной дороге указывается соответствующая степень негабаритности.

    Длинномерные грузы составляют особую группу грузов (детали и узлы крупных машин, оборудование, металлоконструкции и т.п.), которые перевозятся на специальных железнодорожных платформах или трайлерах. Негабаритные, сверхгабаритные и длинномерные грузы разрешаются к перевозке в вагонах или на платформах только после утверждения схемы погрузки отделением или управлением железной дороги.

    2. Что стропальщику нужно знать о грузе?

    Для подъема груза должны быть известны его масса, центр тяжести и схема строповки.

    Определение массы груза может быть произведено по формулам:

    где Q – масса груза, m – удельная масса (численно равна плотности) материала, V – объём груза, ∑ Vi – сумма всех частей объёмов груза.

    Удельная масса часто встречающихся материалов приведена в таблице.

    Удельная масса материалов

    Удельная масса, кг/м 3

    Удельная масса, кг/м 3

    Как должен действовать стропальщик, если неизвестна масса груза?

    Стропальщику запрещается производить строповку грузов, масса которых неизвестна. В этом случае стропальщик должен поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, и получить у него сведения о массе груза.

    Что такое центр тяжести груза? Где он расположен?

    Центр тяжести груза – это точка, относительно которой груз уравновешен во всех направлениях.

    Центр тяжести грузов простой формы (куб, параллелепипед, цилиндр, шар) располагается в их геометрическом центре. Положение центра тяжести груза должно быть обозначено манипуляционным знаком, если он смещён относительно геометрического центра груза. В этом случае также может быть указано место строповки груза манипуляционным знаком (рисунок 2.1).

    Рисунок 2.1 – Использование манипуляционного знака

    Как выполнить строповку с учётом расположения центра тяжести груза?

    Груз, застропленный без учёта расположения центра тяжести, может оказаться в неустойчивом положении.

    Груз будет устойчив, если его центр тяжести расположен между местами строповки. Обвязывать груз одним стропом в месте расположения центра тяжести допустимо при длине груза не более 2 м.

    Какие строповочные детали могут иметь грузы?

    Зацепка грузов ветвевыми стропами – более простой и безопасный способ, чем обвязка. Для зацепки грузы могут иметь петли, рым-болты (рисунок 2.2), отверстия, цапфы (цапфой называют подшипниковую или опорную часть оси или вала).

    Рисунок 2.2 – Рым-болт

    Что указывают манипуляционные знаки и знаки опасности?

    Манипуляционные знаки указывают способ обращения с грузом. Их наносят на упаковку, тару или непосредственно на груз. На рисунке 2.3 показана часть манипуляционных знаков, которые необходимо знать стропальщику.

    Рисунок 2.3 – Манипуляционные знаки

    Знаки опасности наносят на грузы, которые при перевозках и погрузочно-разгрузочных работах могут нанести вред людям и окружающей среде. Знак опасности представляет собой квадрат, установленный на ребро, в котором изображен символ, указывающий вид опасности (взрывоопасность, пожароопасность, токсичность, радиоактивность и тому подобное).

    Перед выполнением погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами стропальщик должен пройти инструктаж.

    На рисунке 2.4 показано, как выглядят знаки опасности.

    Рисунок 2.4 – Знаки опасности

    3. Правила строповки грузов

    В целях предупреждения падения грузов во время подъёма и перемещения их кранами следует соблюдать следующие правила строповки.

    1. Строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки. Для строповки предназначенного к подъёму груза должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учётом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90° (по диагонали).

    2. Схемы строповок разрабатывают на все грузы. Строповка грузов должна производиться за все имеющиеся специальные устройства (петли, цапфы, рымы).

    3. Перемещение грузов, на которые не разработаны схемы строповки, необходимо производить в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.
    Перемещение груза, масса которого неизвестна, должно производиться только после определения его фактической массы.

    4. Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ.
    Владельцем крана или эксплуатирующей организацией согласно требованию ст. 9.5.12 «Правил…» Ростехнадзора также должны быть разработаны способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кантовки грузов, когда такая операция производится с применением крана.

    5. Грузозахватные приспособления (стропы, траверсы, захваты и так далее) подбирают в зависимости от характеристики поднимаемого груза и разработанной схемы строповки.
    При обвязке груза стропы должны накладываться без узлов и перекруток.
    Неиспользованные для зацепки концы многоветвевого стропа должны быть укреплены так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность задевания этими концами за встречающиеся на пути предметы.
    При этом необходимо учитывать расположение центра тяжести груза. Подводить строп под груз следует так, чтобы исключить возможность его выскальзывания во время подъёма груза. Обвязывать груз нужно таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение его отдельных частей и обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении. Для этого строповка длинномерных грузов (столбов, бревен, труб) должна производиться не менее чем в двух местах. При строповке длинномерных грузов методом обвязки ветви стропов располагать на расстоянии равном ¼ длины элемента от его концов.

    6. При строповке конструкций с острыми рёбрами методом обвязки необходимо между рёбрами элементов и канатом установить прокладки, предохраняющие канат от перетирания (рисунок 2.5). Прокладки должны быть прикреплены к грузу или в качестве инвентарных постоянно закреплены на стропе.
    Для изготовления подкладок под острые углы металлических грузов могут быть использованы самые разнообразные материалы и отходы производства: дерево, резиновые трубы и согнутые угольники, отходы резинотканевых шлангов, плоских ремней, транспортерной ленты.

    Рисунок 2.5 – Строповка грузов обвязкой с использованием проставок: а – деревянных; б – из разрезной трубы; в – из резинотканевых шлангов, ремней и т.п.

    7. При строповке крюки стропов должны быть направлены от центра груза. Крюки должны иметь предохранительные замки.

    8. При строповке груза с его затяжкой петлёй канатного стропа рекомендуется снижать его грузоподъёмность на 20%.

    9. Перемещение грузов со свободной укладкой их на петлевые стропы вне зависимости от числа петель допускается только при наличии на грузе элементов, надёжно предотвращающих его от смещения в продольном направлении (рисунок 2.6).

    Рисунок 2.6 – Транспортирование грузов со свободной укладкой на петлевые стропы

    10. При обвязке грузов цепными стропами не следует допускать изгиба звеньев на ребрах груза (рисунок 2.7).

    Рисунок 2.7 – Строповка грузов цепными стропами

    11. Перемещение груза с помощью крюковых стропов показано на рисунке 2.8.

    Рисунок 2.8 – Установка крюка стропа в проушине

    12. Строповку грузов из штабелей (металлопроката, труб, леса и т.п.) производить в следующей последовательности:

    • на наиболее выступающий конец конструкции, находящейся в верхнем ряду, надевается петля кольцевого стропа, висящего на крюке двух- или четырёхветвевого стропа;
    • стропальщик отходит на безопасное расстояние и даёт команду приподнять конец груза на высоту 0,4-0,5 м;
    • стропальщик подходит сбоку к приподнятому грузу и подводит под него деревянные подкладки сечением 100×100 мм на расстоянии ¼ от его концов (при подъёме труб, брёвен на подкладке должны быть упоры от раскатывания груза);
    • стропальщик отходит на безопасное расстояние и даёт команду опустить груз на подкладки и ослабить строп (под безопасным расстоянием понимается расстояние до мест, которые находятся за границей опасной зоны при соответствующей высоте подъёма; эти места не должны находиться в опасной зоне);
    • стропальщик подходит к грузу и с помощью металлического крюка (из проволоки диаметром 6 мм) подводит кольцевые стропы под груз на расстоянии ¼ длины груза от его конца, затем снимает первый строп, а подведенные кольцевые стропы затягивает на «удавку» и надевает на крюки двух- или четырёхветвевого стропа;
    • стропальщик даёт команду на подъём груза на высоту 20-30 см, убеждается в надёжности строповки и подаёт команду на дальнейшее перемещение груза.

    13. Строповку груза в обхват (на «удавку») при длине груза менее 2 м допускается производить в одном месте (кроме металлопроката).

    14. Расстроповку конструкций, установленных в проектное положение, следует производить только после их постоянного или надёжного временного закрепления.

    15. Перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально для этого предназначенной таре. При этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов. Во избежание самопроизвольного выпадения грузов тара должна загружаться на 100 мм ниже её бортов.

    16. Для монтажа конструкций на высоте необходимо использовать грузозахватные приспособления с дистанционной расстроповкой.

    4. Выбор грузозахватных приспособлений

    Груз, грузозахватное приспособление или тару при их горизонтальном перемещении следует предварительно поднять на 500 мм выше встречающихся на пути оборудования, строительных конструкций и других предметов.

    Источник

    Читайте также:  Способы держания щипцов по парчу юингу шеффу
    Оцените статью
    Разные способы
    Материалы