Способ обучения по разделениям

Проведение общеразвивающих упражнений способом по разделениям

1. Назвать упражнение по его предназначению, например: «Упражнение для мышц всего тела».

2. Показать упражнение с подсчётом, зеркально.

3. Дать указание на выполнение упражнения с использованием соответствующей терминологии и потребовать его выполнения. Например: «Упор присев, делай – РАЗ; упор лёжа, делай – ДВА; упор присев, делай – ТРИ; строевая стойка, делай – ЧЕТЫРЕ». При этом по каждой исполнительной команде принимать вместе с обучаемыми соответствующие положения, в случае неправильных действий занимающихся исправить ошибки.

4. Провести упражнение по разделениям еще раз, скомандовав: «Упражнение по разделениям, делай – РАЗ; делай – ДВА; делай – ТРИ; делай – ЧЕТЫРЕ». На этом этапе самому упражнение не выполнять, после каждого счёта указывать на допущенные ошибки, исправлять их и при необходимости применять команду «ОТСТАВИТЬ».

5. Подать команду «Упражнение Начи-НАЙ». Подсчитывать ритмично, следить за выполнением и исправлять ошибки у занимающихся по ходу его выполнения. Упражнение повторить 5 — 6 раз. Вместо последнего счёта подать команды: «СТОЙ».

Источник

ИОП использование Метода расчлененного упражнения

Метод расчлененного упражнения предполагает разделение упражнения по частям с последовательным их объединением по мере освоения в целостное действие. Этот метод применяется в следующих случаях:

ü при обучении сложно-координационным двигательным действиям, когда нет возможности изучить их целостно;

ü если упражнение состоит из большого числа элементов, органически мало взаимосвязанных между собой;

ü если упражнение выполняется так быстро, что нельзя изучить и усовершенствовать его отдельные части;

ü когда целостное выполнение упражнения может быть опасным, если предварительно не изучить его элементы;

ü когда необходимо обеспечить быстрый успех в обучении с тем, чтобы поддержать интерес к учебной деятельности, особенно в работе с детьми и подростками, сформировать уверенность в своих силах.

Разберем использование этого метода на примере Гимнастики.

Актуальность : Гимнастика является одним из наиболее распространенных видов двигательной активности человека. Она характеризуется значительной искусственностью двигательных действий, многообразием двигательных форм, определенными трудностями в их освоении. Поэтому тренер должен выбрать наиболее продуктивную методику обучения

Проблема обучения гимнастическим упражнениям широко изучалась разными учеными, такими как Гавердовский Ю.К., Гужаловский А.А., Боген М.М., Б. А. Ашмарин и другие.

Гимнастика.

Гимнастика — система специально подобранных физических упражнений, методических приёмов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического развития и совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, быстроты движений, выносливости и др. Объём применяемых упражнений позволяет воздействовать на весь организм в целом и развивать отдельные группы мышц и органы, регулировать нагрузку с учётом пола, возраста, уровня физической подготовленности.

Физические упражнения — элементарные движения, составленные из них двигательные действия и их комплексы, систематизированные в целях физического развития.

Гимнастические упражнения — это упражнения, характеризуемые искусственным сочетанием движений. Они выполняются из определенных исходных положений, с точно предусмотренными направлением, амплитудой и скоростью движения.

Гимнастические упражнения делят на строевые, общеразвивающие, прикладные, вольные, на снарядах, прыжки, упражнения художественной гимнастики, акробатические. Строевые упражнения (различные построения, перестроения, передвижения, размыкания и смыкания) используют для обучения ходьбе, бегу, воспитания правильной осанки, организации занимающихся и их коллективных действий. Общеразвивающие упражнения способствуют общему физическому развитию, подготовке занимающегося к более сложным двигательным действиям. Прикладные упражнения (ходьба и бег, метания, лазание, упражнения в равновесии, преодолевании препятствий, переползании, поднимании и переноске груза и др.) формируют необходимые навыки. Вольные упражнения развивают и совершенствуют координационные способности занимающихся. Упражнения на гимнастических снарядах (конь, кольца, брусья, перекладина — для мужчин, бревно, разновысокие брусья — для женщин) развивают силу, ловкость и высокую координацию движений. Прыжки опорные (толчком ногами, а затем руками) и простые, т. е. безопорные, тренируют органы дыхания, кровообращения, развивают и укрепляют мышцы ног и др.

Гимнастические упражнения классифицируют по: анатомическому признаку (упражнения для мышц рук, ног, шеи, туловища); методической направленности (упражнения для развития силы, увеличения подвижности в суставах, упражнения на координацию, в равновесии и др.); характеру активности (пассивные, идеомоторные, активные).

Очевидно, что такое разнообразие видов гимнастики и гимнастических упражнений требует систематизированного подхода к обучению гимнастическим упражнениям спортсменов. И, следовательно, тренеру, работая с гимнастами, необходимо пользоваться определенной методикой. В свою очередь методы осуществляются с помощью методических приемов.

С помощью расчлененного метода изучаются технически сложные гимнастические упражнения. Они предварительно делятся на относительно самостоятельные составные части и каждая из них изучается отдельно.

Например: соскок ноги врозь с концов брусьев (мах назад с разведением ног в стороны и последующим сведением, соскок с перемахом одной ногой, затем другой, с перемахом двумя ногами при наличии посторонней помощи и страховки и, наконец, самостоятельное выполнение). При расчленении упражнения не следует дробить его на слишком мел­кие части, так как при этом могут возникать ощущения и восприятия, не свойственные целостному исполнению, что затруднит овладение упражнением. Каждая выделенная часть по возможности должна представлять собой относительно самостоятельное упражнение.

Принято выделять две основные разновидности метода расчленения упражнения:

а.) собственно расчлененный метод с использованием относительно крупных двигательных заданий, охватывающих одну часть или несколько фаз изучаемого упражнения (дозированные упражнения);

б.) метод решения узких двигательных задач, применяемый для уточнения представлений об отдельных движениях и фазах упражнения, осанке, величине суставных углов, моменте количества движения, о способах исправления ошибки в движениях.

Читайте также:  Способы совладающего поведения копинг стратегии

При разучивании упражнения этим методом могут использоваться такие методические приемы, как:

а. временная фиксация тела или отдельных его звеньев в той или иной фазе упражнения;

б. проводка в изучаемой части или фазе упражнения;

в. имитация движения;

г. изменение исходных и конечных условий движения;

д. освоение главного в технике исполнения упражнения.

Выбор того или иного метода и методических приемов зависит от способностей и подготовленности занимающихся, от квалификации педагога и его творческой активности.

Целостное и расчлененное выполнение упражнений дополняется следующими методическими приемами:

а.) подводящими упражнениями;

б.) дополнительными зрительными и звуковыми ориентирами;

в.) физической помощью;

г.) изменением условий обучения и др.

При использовании того или иного метода приходится учитывать индивидуальные особенности обучаемых. Известно, что для тех, кто относится к художественному типу высшей нервной деятельности, более ценной будет информация, получаемая от показа упражнения, наглядных пособий, а для лиц мыслительного типа — информация о закономерностях движений. Поэтому, когда на практике приходится пользоваться несколькими методами одновременно в различных сочетаниях, то один из них всегда бывает ведущим.

Подводящие упражнения применяются для создания или уточнения представлений об упражнении. Они помогают прочувствовать и понять характер движений в каждой фазе изучаемого упражнения.

При подборе этих упражнений соблюдаются следующие правила:

а. подводящие упражнения должны быть сходными по структуре движений с изучаемым упражнением или его основными частями;

б. в рабочем плане (конспекте урока) упражнения следует располагать по возрастающей трудности, это касается как сложности координирования движений, так и величины при­лагаемых мышечных усилий;

в. только после усвоения предыду­щего подводящего упражнения следует переходить к следующему;

г. чем меньше занимающиеся подготовлены к овладению изучаемым упражнением, тем больше подводящих упражнений они должны выполнить.

Особенно важно уметь подбирать подводящие и подготовительные упражнения при занятиях с детьми, женщинами, лицами пожилого возраста.

Наряду с подводящими упражнениями в учебном процессе применяются так называемые подготовительные упражнения. С их помощью у занимающихся своевременно, до начала обучения сложным упражнениям, развивают необходимые двигательные и психические способности, функции сенсорных систем и систем энергообеспечения.

Подбор подводящих и подготовительных упражнений, методика их выполнения зависят от особенностей техники изучаемого упражнения, конституционных, психических и личностных особенностей занимающихся, от уровня их общей и специальной подготовленности.

Зрительные и слуховые ориентиры облегчают формирование правильного представления об упражнении, о его пространственных, временных и силовых параметрах, а также о согласовании движений различными звеньями тела. В качестве ориентиров ис­пользуются различные предметы, метки на стенах, потолке, специально размеченные щиты, установленные у снаряда ограничители движений, подвешенные мячи, линии, начерченные на полу или на матах, и др. Звуковые сигналы применяются для овладения ритмом движений, своевременного приложения мышечных усилий. Все это помогает ученику ориентироваться в пространстве, содействует более правильному выполнению упражнения, позволяет оценить собственные действия.

Помощь и страховка играют важную роль при овладении новы­ми, сложными для занимающихся упражнениями. Наряду с под­сказкой, подачей ритмических сигналов иногда приходится оказывать ученику физическую помощь. Она необходима при плохой ориентировке в пространстве, при недостаточно развитой мышечной силе, координации движений, нерешительности и робости. Помощь снимает эмоциональное возбуждение, вселяет уверенность в своих силах, побуждает ученика к решительным и смелым действиям.

При оказании помощи применяют следующие методические приемы:

а) проводка по всему упражнению или отдельной части, фазе, фиксация тела или отдельного звена в определенной точке движения;

б) подталкивание, поддержка и подкрутка. В применении этих методических приемов надо соблюдать определенную меру. Она зависит от уровня общей и специальной физической, технической и волевой готовности ученика выполнить новое упражне­ние. Надо своевременно предоставлять возможность занимающимся самостоятельно справляться с возникающими трудностями, что­бы они не привыкали к физической помощи. К ней особенно быстро привыкают женщины и дети. По мере овладения изучаемым упражнением от физической помощи переходят к страховке, а затем исключают и ее.

Специальные приспособления и тренажеры применяются для того, чтобы облегчить занимающимся овладение сложными упражнениями, сделать учебно-тренировочный процесс более производительным, эффективным.

К ним относятся:

а) экипировка гимнаста (накладки, защитные бинты, голеностопники и др.);

б) вспомогательные средства и снаряды (лямки на кисти, подвесной пояс, поролоновые валики, стоялки, подставки, выдвижные и поворачивающиеся столики, низкие снаряды, «грибки», поролоновая яма и др.);

в) наглядные пособия (рисунки, схемы, фигурки гимнаста и др.);

г) обучающие устройства и тренажеры.

Изменение условий обучения применяется в качестве метода на более поздней стадии формирования навыка, после уверенного овладения технической основой изучаемого упражнения, когда оно уверенно выполняется в комбинации.

Рассмотрим условия успешного обучения гимнастическим упражнениям.

Успех обучения упражнениям в первую очередь зависит от отношения занимающихся к учебному процессу и тренировке в дан­ном виде спорта.

Вторым важным условием успеха является высокая профессиональная подготовленность педагога, его нравственные качества, авторитет среди занимающихся, умение проникнуть в их духовный мир, физическое и психическое состояние, умение определять их работоспособность на каждом занятии, регулировать нагрузку в соответствии с возможностями каждого ученика.

Большое значение имеет умелое управление в ходе занятия вниманием, эмоциями, волей, памятью, физической работоспособностью занимающихся.

Успех обучения зависит от условий, в которых проходят занятия гимнастикой: просторный, светлый зал, чистота, порядок, свежий воздух; наличие аудитории для теоретических занятий, хорошей раздевалки, душа, средств восстановления работоспособности и др.

Читайте также:  Уровень существенности аудита можно рассчитать способом

Программная адаптация.Полноценное исполнение гимнастического упражнения предполагает, что движение делается согласно определенной программе, от которой в конечном итоге зависят двигательный состав упражнения, его структура, определяющие физические характеристики. При разучивании движения далеко не всякое целевое упражнение оказывается доступным для гимнаста в своем целостном программном виде. Именно в этих случаях становится необходимой адаптация двигательных действий за счет сокращения целевой программы движения. Такая адаптация широко применена на практике обучения гимнастов. Именно с программной адаптацией связаны в основном представления о применяемых в гимнастике методах обучения. Обычно в этой связи называются такие методы обучения, как метод расчленения, метод узких двигательных задач, метод, так называемых подводящих упражнений. Все эти методы дают возможность – за счет того или иного приема – сократить информативность учебного задания.

“Сжатие” движения. Одной из характерных возможностей адаптации заданий является возможность выбирать (там где это доступно по биомеханическим условиям) такие формы движения, которые представляют собой подобие целевого упражнения, отличающиеся от последнего количественными элементами программы. Примечательной особенностью такого метода работы над движением является то, что он сочетает в себе достоинства как целостного метода работы, так и методов, основанных на программной адаптации.

По методу “сжатия” может достигаться адаптация довольно значительного круга гимнастических упражнений. Значение метода “сжатия” для современной спортивной гимнастики довольно велико. Помимо гибкой программной адаптации этим методом достигается сохранность структуры движения, целостность осваиваемого двигательного навыка, что весьма ценно с методической точки зрения. По этой причине весьма важно изыскивать средства для возможно более широкого использования данного метода в практике.

“Разведение” движения по частным программам. Как известно, всякое гимнастическое упражнение может быть описано на основе кинематических характеристик в виде ряда программ движения. Применительно к каждому гимнастическому движению различают три кинематические программы. Это – программа переместительного движения общего центра масс тела гимнаста (программа “места”), программа вращательного движения системы вокруг центральной оси тела (программа “ориентации”) и программа изменения суставных углов (программа “позы”).

При разучивании сложных гимнастических упражнений необходимо, применение приемов программной адаптации, основанных на “разведении” движения по названным программам. Так, часто гимнаста “обкручивают” на руках или с помощью вспомогательных средств, воспроизводя только вращательный компонент движения.

Важной особенностью “разведения” движения по программам также является возможность сохранения признаков целостности упражнения. Выделяя в процессе обучения одну из программ движения, гимнаст и тренер делают как бы “продольный разрез” упражнения, сохраняя все его последовательные фазы в характерном для них соподчинении.

“Расчленение” упражнения по фазовым границам. Обычно под “расчленением” понимается всякое разделение целевого упражнения на компоненты, подлежащие отдельному изучению и последующему синтезу. Этот метод используется при разучивании как относительно простых, так тем более и сложных упражнений. Неизбежным шагом при этой последовательности изучения движения является возвращение к укрупненным заданиям, а в итоге – к целостному упражнению, то есть к синтезу целевого движения. В процессе обучения методом расчленения, кроме фаз упражнения, выделяемых по признаку чередования активных действий спортсмена, нередко выделяются и фазы, связанные с периодичностью и характером действия на тело гимнаста определенных внешних сил или физических эффектов. Таковы фазы спада и подъема в маховых движениях и др.

Применение метода расчленение – при всей исключительной методической ценности такого способа работы над упражнением – накладывает на тренера и гимнаста известную ответственность. Обучающие упражнения, выбранные по методу расчленения, должны строиться таким образом, чтобы двигательная структура целевого упражнения не нарушалась.

“Дробление” движения. Этим условным термином тренер и гимнаст оперирует при подходе к наиболее мелким, “дробным” заданиям, роль которых особенно возрастает при работе над частными ошибками. Использование дробных заданий практически совпадает по методическому смыслу с методом так называемых “узких двигательных задач”.

Классификация методов обучения по признаку охвата обучающим упражнением программы целевого упражнения, оказывается достаточно продуктивной и позволяет систематизировать, а также пополнять ранее имевшиеся на этот счет представления. Понимание этого момента имеет принципиальное значение, ибо чем больше при обучении гимнастическим упражнениям используются методы целостного типа, тем эффективнее протекает сам процесс обучения.

Непрограммная адаптация. Понижение порога доступности упражнения может быть достигнуто методами, исключающую программную адаптацию. Объективная и субъективная трудность упражнения зависит от ряда факторов, связанных со способом “предъявления” движения и с требованиями к подготовленности гимнаста. Это моменты, связанные с техникой и технической подготовленностью гимнаста, с требованиями к двигательным (физическим) качествам исполнителя упражнения, к его волевым качествам и функциональным возможностям, а также требования к теоретической подготовленности и интеллектуальному развитию гимнаста. К видам непрограммной адаптации относятся – техническая, физическая, психическая и семантическая адаптации.

Техническая адаптация движения. Биомеханическая структура полностью разученного, “готового” гимнастического движения всегда достаточно сложна и включает в себя не только те двигательные элемента, которые в процессе обучения являются объектом освоения, но и “побочные” компоненты движения, являющиеся продуктом данной работы. Упражнения могут быть выделены как произвольные действия и движения, так и не произвольные компоненты движения, возникающие помимо воли гимнаста и связанные с действием определенных факторов. К ним относятся внешние и внутренние силы, действующие в системе “гимнаст — снаряд”, закономерности инерционного движения, эффекты, связанные с законом сохранения импульса и момента импульса и др.

Одним из важных методов технической адаптации является упрощение координации движения в расчете на дальнейшее его “самоорганизацию”.

Читайте также:  Самый простой способ приготовления ухи

Физическая адаптация движения. Ведущую роль среди двигательных качеств играют для гимнаста силовые и скоростно-силовые качества, подвижность в суставах и гибкость, а также выносливость, способность ориентироваться в пространстве и др. Нередко именно отсутствие должного уровня физической подготовленности препятствует освоению гимнастом нового движения.

Психическая адаптация известна, прежде всего, в связи с приемами снижения психической напряженности, возникающей у гимнаста при исполнении рискованных в его представлении, опасных упражнений. Это приемы помощи и страховки, а также соответствующие технические средства, гарантирующие безопасность работы. Эффект психической адаптации дают и практически все остальные виды адаптивного обучения: расчленение движения и подобные методы программной адаптации, упрощение структуры движения, использование внешнего управления действиями гимнаста, физическая помощь – все это снимает и психическую напряженность, помогая гимнасту более эффективно работать.

Семантическая адаптация связана с преодолением затруднений, вызываемых осмыслением поставленного перед гимнастом задания. Нередко упражнение становится труднодоступным не потому, что гимнаст не достаточно подготовлен двигательно или боится делать движение, а потому, что плохо понимает сущность упражнения. Этот момент особенно актуален сейчас, когда гимнастика высших достижений сильно “помолодела” и за упражнение высшей трудности берутся совсем юные гимнасты, которым бывает нелегко постичь закономерности построения движения. В этих случаях становится особенно важным педагогическое мастерство тренера, его умение постичь психику юного гимнаста, особенности его восприятия, характер логического мышления.

Все упомянутые методы адаптивного обучения в значительном большинстве случаев комплексируются с другими. Комплексная адаптация часто соединяет в себе как программную, так и непрограммную адаптацию заданий. Таким образом, комплексная адаптация – наиболее типичная форма адаптивных методов обучения, в которой часто “тонут” все анализировавшиеся выше частные адаптивные приемы. Но именно поэтому необходимо достаточно ясно представлять себе дидактический смысл разнообразных методов и приемов обучения, так как в противном случае их эффективное применение оказывается не всегда возможным.

В самый конец в качестве вывода

Однако одних только этих знаний еще недостаточно, они должны быть доусвоены, отработаны в процессе педагогической практики.

К.Д.Ушинский указывал, что метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только деятельностью и долговременной практикой. В ходе практической деятельности каждый педагог, в зависимости от его индивидуального склада характера и личностных свойств, отбирает наиболее эффективные методы и методические приемы. Так, П.Ф.Лесгафт говорил, что «метод — это я».

Способы передачи ученикам знаний и умений, способы воздействия учителя на учеников, способы работы самих учеников — всё это относится к методам (в переводе с греческого — способ, путь) и методическим приёмам.

Метод — это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное применение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности.

Метод обучения — это система действий учителя в процессе преподавания, а ученика при усвоении учебного материала.

Методический прим — это способ реализации метода в соответствии с конкретной задачей обучения.

1. «Спортивная гимнастика» / под общ. Ред. М.Л. Украна – М.: ФиС, 1965. – С.116

2. «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста» Регистрационный номер рецензии 449 от 4 октября 2010 г. ФГУ «ФИРО» 4-е издание, переработанное учебник. Под редакцией С.О. Филипповой.

3. «Теория и методика гимнастики» под ред. В.И. Филипповича. – М.: Просвещение, 1971. – С. 91

4. Боген, М. М. Обучение двигательным действиям /М. М. Боген. — М. : Физкультура и спорт, 1983.

5. В.Д. Мазниченко. Двигательные навыки в гимнастике. – М.: ФиС, 1959

7. Гавердовский Ю. К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика. 2007г-912с.

8. Гимнастика и методика преподавания: Учебник для институтов физической культуры/Под ред. В.М. Смолевского. — Изд. 3-е, перераб., доп. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 336 с.

9. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников, Москва,1978г.-88с.

Издательство: Нар. Асвета

10. Л.П. Матвеев. Теория и методика физической культуры. – М.: ФиС, 1991. – С.66

11. Лях В. И. 2006 № 1 с. 45;№ 2 с. 44;№ 6 с. 6;№ 7 с.15

12. Лях В. И. Учение и обучение двигательным действиям / В. И. Лях // Физическая культура в школе: научно-методический журнал. — 2005. — № 2. — С. 5–9.

13. Лях В. И. Учение и обучение двигательным действиям /В. И. Лях // Физическая культура в школе. — 2005. — № 1. — С. 18–24.

14. М. Укран, А Шевес. Упражнения на гимнастических снарядах. – М.: ФиС, 1950. –С.17

15. Сайт http://footballtrainer.ru/index.php

16. Теория и методики физического воспитания. Под редакцией Б. А. Ашмарина

17. Янанис С. В. Основы обучения // Теория и методика физического воспитания: учебник для средних физкультурных учебных заведений / Под общей ред. Г. Д. Харабуги. — М.: Физкультура и спорт, 1974. — С. 74- 85.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Оцените статью
Разные способы