Способ обучения монологической речи

2.2. Способы обучения монологической речи

В методике обучения иностранным языкам выделяют два основных пути формирования умений говорения:

Первый путь предполагает развитие монологических навыков на основе прочитанного текста. Второй путь связан с развитием этих навыков без опоры на текст, отталкиваясь лишь от тематики и проблематики обсуждаемых вопросов, изученной лексики и грамматики, а также речевых структур. При использовании пути «сверху вниз» текст достаточно полно очерчивает речевую ситуацию. В данном случае речь идет о ее использовании для порождения речевых высказываний и о частичном видоизменении с помощью речевых установок и упражнений. Уже на дотекстовом этапе учащиеся составляют мини-монологи предвосхищая содержание текста. Задания после прочтения текста предполагают более продолжительные высказывания. Здесь же происходит установление логико-смысловых связей речи, анализ использованных средств выразительности, речевых приемов, способов аргументации и т.д.

Особенности обучения монологической речи способом «снизу вверх» :

высказывания студентов на определенную тему (высказывания выстраиваются в логическом порядке, учащиеся при помощи преподавателя разворачивают свои высказывания); этап установления текстовых и логических связей между высказываниями; учащиеся продуцируют свой монолог по заданной теме, включая в него мнение и оценку.

Данный путь имеет целый ряд преимуществ. Во-первых, текст достаточно полно очерчивает речевую ситуацию и учителю нужно только использовать ее для порождения речевых высказываний учащихся и частично видоизменять ее с помощью речевых установок и упражнений. Во-вторых, грамотно отобранные тексты имеют высокую степень информативности, а значит, и предопределяют содержательную ценность речевых высказываний учащихся,способствуют реализации образовательных целей обучения. В-третьих, аутентичные тексты различных жанров дают хорошую языковую и речевую опору, образец для подражания, основу для составления собственных речевых высказываний по образцу.

При использовании пути «снизу вверх» монолог строится без опоры на конкретный текст. Данный путь может быть выбран на начальном этапе обучения, когда ученики еще не умеют читать или когда учебные тексты для чтения вряд ли предложат серьезную содержательную основу для развития навыков говорения. На среднем и старшем этапе обучения, когда языковой и содержательный уровень знаний по обсуждаемой теме или проблеме достаточно высок. В данном случае предполагаемые монологи могут строиться не только на материале одного конкретного текста, но и на основе многих тестов , прочитанных или прослушанных на родном и иностранном языках, а также предполагается использовать межпредметные связи, общее понимание вопроса, его индивидуальную трактовку и т.д. Для того, чтобы получить желаемый уровень монологической речи в данном случае, учитель должен быть уверен, что у учащихся есть достаточный информационный запас по данной теме, уровень языка (лексический и грамматический) достаточен для успешного обсуждения данной темы на иностранном языке, речевом репертуаре учащихся имеется необходимый запас средств реализации различных речевых функций (согласие, несогласие, передача и запрос информации), а также, учащиеся владеют речевыми умениями(способами связи различных речевых высказываний, дискурсивными приемами, композицией речи)

Особенности пути « снизу вверх» включают в себя:

знакомство учащихся с текстом (упражнения: прочитать текст, ответить на вопросы; план, порядок предложений; краткий пересказ);

передача содержания текста (от лица одного из персонажей); изменение ситуации [13, с.174-176]

Обучение монологической речи — чрезвычайно сложное дело, а вопросно-ответные упражнения – не самое адекватное средство обучения, потому что монолог по своей сути обладает относительно непрерывным характером высказывания, процесс порождения которого длится определенное время, не будучи прерванным кем-либо (чем-либо). Вот почему монологическое высказывание не есть сумма ответов на ряд вопросов. Стоит отметить, что при обучении монологическому высказыванию целесообразно использование специальных вспомогательных средств – опор. Опорами называются дополнительные материалы, использующиеся в процессе обучения с целью оказания непосредственной или опосредованной помощи порождению речевого высказывания за счет вызова ассоциаций с жизненным и речевым опытом учащихся.В соответствии с принципом интеграции и дифференциации обучение практически всем аспектам языка и видам речевой деятельности тесно взаимосвязано. Если при обучении монологу путем «сверху вниз» мы установили тесную связь с работой над текстами, то в данном случае можно проследить аналогичные параллели с формированием лексических навыков речи, особенно на этапе работы на уровне предложения и сверхфразового единства.

Источник

Способ обучения монологической речи

Аннотация: Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога.

Статья:

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи.

Монологическая и диалогическая речь — что это? Определения и виды устной речи

Для начала тезисно напомним, что такое монолог и диалог, какие виды монологической и диалогической речи существуют в русском языке.

Читайте также:  Способ крепления счетчика электроэнергии

Монолог — это высказывание одного лица. Монолог относительно протяжен во времени, содержит разные по объему части текста, связанные между собой логически.

В методике русского языка принято выделять два типа монолога:

  • Направленный — то есть, обращенный к собеседнику.
  • Внутренний — речь для себя, без расчета на реакцию.

Существует и классификация монологов по цели высказывания:

  • Информационный — служит для передачи информации. Это различного рода лекции, доклады, рапорты, сообщения и пр.
  • Убеждающий — это разновидность направленного монолога, который подразумевает ответную реакцию и эмоционален по содержанию. Например, поздравления, торжественные, напутственные речи.
  • Побуждающий — направленные на призыв к какому-либо действию: политические монологи, призывы, приказы, протесты.

Для разговорной речи характерны спонтанные монологи, для официальной — подготовленные, имеющие четкую структуру (вступление, основная часть, заключение).

Диалог — разговор двух и более лиц. В отличие от монолога разговор может прерываться, во многом зависит от эмоций, характера беседы и темы, редко состоит из законченных предложений.

В зависимости от степени участия собеседников выделяют следующие виды диалогической речи:

  • Односторонний опрос — вопросы задает только один из собеседников. К такому виду относятся интервью, анкетирование, соцопрос.
  • Двусторонний опрос — участники равнозначно участвуют в беседе (дискуссии, споры).
  • Обмен мнениями — здесь нет никаких вопросов, только суждения и мнения.

В методике выделяют еще стандартные диалоги (или диалоги этикетного характера) — это диалоги, используемые в типовых ситуациях (продавец-покупатель, начальник-подчиненный и пр.)

Обзор методик и приемов, направленных на развитие связной монологической и диалогической речи

  • Образец рассказывания — это живое, яркое описание предмета или явления, которое дается детям как образец для подражания. Этот прием обучения монологической речи применяют в начальной школе, когда демонстрируют как, например, должно звучать правило, описание события и т.д.

Образец должен быть кратким, доступным для понимания, легким для запоминания, произносится четко, громко, обязательно выразительно.

  • Анализ образца рассказывания. Этот прием помогает осознать структуру речи, вычленить отдельные составляющие, поработать над интонацией. Часто практикуется в начальной школе. Например, можно взять любой диалог или монолог из прочитанного произведения и попросить учащихся обозначить, где вступление (начало разговора), где концовка. Отдельно ученики выделяют цветными карандашами ключевые слова, на которых нужно понизить или повысить интонацию.
  • Совместное рассказывание — еще один прием для начального обучения. Здесь учитель начинает предложение, а ребенок его заканчивает. Либо они составляют монолог поочередно.
  • Частичное рассказывание — знакомая всем методика, когда по части текста нужно восстановить его полностью Можно предлагать начало рассказа, середину, конец. Легче, если это будет событийный рассказ. В старших классах можно предлагать для частичного рассказывания тексты-размышления или абстрактные тексты-рассуждения.
  • Рассказ по картине (предметной, сюжетной, пейзажа, серии картин) — один из наиболее действенных приемов, который помогает развивать связную монологическую речь. Из практики отмечено, что этот прием часто практикуют учителя русского языка в начальной и средней школе. Почему о нем забывают в старших классах? Ведь для старшеклассников и картины можно подобрать интересные, соответствующие возрасту, и условия создания рассказа усложнить.
  • Пересказ — прием практикуется на всех уровнях обучения. А учить пересказу начинают уже в 1 классе. Прием эффективный, потому что позволяет развивать не только образность мышления, но и логичность изложения мысли. Пересказывая текст, ребенок учиться понимать его структуру, а запоминание наиболее ярких оборотов речи, предложений способствует развитию памяти и художественности речи.
  • Дедуктивный метод — способ обучения диалогу. Часто используется на уроках иностранного языка, хотя вполне приемлем и на других уроках. Суть метода в том, что дается готовый диалог, как образец. Это может быть ситуативный диалог, этикетный, профессиональный, в котором использованы устойчивые выражения, характерные для данной ситуации. Образец тщательно изучают, а потом, на его основе составляют свой диалог.

Например, предстоит урок-суд. Для этого процесса характерны свои реплики и устойчивые выражения. Поэтому заранее с учениками изучают, как строится процесс судопроизводства, какие фразы наиболее употребительны, какие термины используются. Образец может быть предоставлен в виде текста, видеосюжета.

На основе дедуктивного метода появились такие методики, как ролевые игры, дискуссии, форумы, симпозиумы. Все они строятся на основе беседы, обучения диалогической речи, развивают умение вести спор, отстаивать свое мнение, мыслить аргументировано и связно излагать свои мысли.

  • Индуктивный метод предполагает обучение диалогической речи «снизу-вверх». То есть сначала изучаются лексические и грамматические единицы, и только потом формируется диалог. К приемам этого метода относятся «Толстые и тонике вопросы», «Шесть шляп», приемы, обучающие структуре речи, составлению плана выступлений.

Формирование монологической речи и умение вести диалог — ключевая задача технологии развития критического мышления. Все приемы и стратегии в этой технологии так или иначе построены на обсуждении, на умении связно говорить и спорить, приводя аргументы и доказательства. Такие приемы, как Уголки, ПОПС-формула, Кубик Блума, Сюжетная таблица, Мысли по аналогии, ИДЕАЛ, Мудрые совы призваны развивать критическое мышление. А главное — обучают связной, логически выстроенной и аргументированной речи.

В заключение хотелось бы отметить, что обучение монологической и диалогической речи должно вестись на всех уровнях обучения. Бывает, что учителя в старших классах не уделяют этому вопросу должного внимания, полагая, что подросток 14-16 лет уже умеет говорить связно. Но помимо логичности изложения школа должна научить образности мышления, критичности суждений, умению вести дискуссии и споры. Поэтому используя те или иные приемы, предполагающие монологи и диалоги, желательно постоянно акцентировать внимания на требованиях к устной речи.

Читайте также:  Способы отражения расходов по лизинговым платежам

Источник

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста»

Таисия Котлярова
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста»

1 слайд СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ для педагогов ДОУ по теме: «Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста».

2 слайд Цель: обобщение теоретического и практического материала по формированию монологической речи у дошкольников. Повышение профессиональной компетентности, активизация знаний и умений педагогов в области развития речи; отработка методов и приемов, способствующих речевому развитию детей.

I. Дискуссионная часть.

II. Теоретическая часть.

1. Организация и методика обучения связной речи, начиная с младшего возраста.

2. Обучение пересказу в разных возрастных группах.

3. Инновационные методы формирования монологической речи.

4 слайд Экспресс-опрос для определения компетентности воспитателей.

1. Разговор двоих или нескольких человек на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)

2. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог)

3. Рассказ сюжет, который разворачивается во времени (рассказ повествование)

4 Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)

5. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

6. Ведущий прием в средней группе, используемый при составлении рассказа по картине (образец воспитателя)

7. Ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога)

8. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание

9. Структура повествования (завязка, кульминация, развязка).

Организация и методика обучения монологической речи

ФГОС ДО определяет «Речевое развитие» как приоритетное направление.

Давайте вспомним, что такое монолог и какие типы монологов мы развиваем у детей….

Монологической речи детей начинают учить систематически примерно с пятого года жизни. Но подготовка к этому ведётся уже на втором году жизни в процессе чтения и разучивания с детьми потешек. С 4 лет детям доступны такие виды монолога, как описание и повествование, а на седьмом году жизни – и короткие (в одно-два предложение) рассуждения. Трудность монолога состоит в том, что он требует от ребёнка, сосредоточившего внимание на каком-то значительном для него событии или художественном произведении, умения одновременно заметить не только предметы, явления, но и связи между ними. Это вызывает работу памяти, а именно работа памяти является средством её развития. Взрослые помигают ребёнку в преодолении этих трудностей, заботливо приискивают темы для монологов и выслушивают его.

Методами обучения монологу являются пересказ и сочинение. Дети пересказывают монологические тексты, рассказывают о реальных и воображаемых событиях и предметах, сочиняют.

Овладеть методами обучения монологической речидля воспитателя означает:

1) научиться слушать детей;

2) научиться помогать им, пересказывать, рассказывать, сочинять текст.

6 слайд Приёмы обучения вы видите на экранне….Обязательный методический прием к пересказу

— беседа по произведению

В беседе применяем приёмы обучения:

— указания к выразительности речи

— подсказ слова или выражения и повторение их

— упражнения в выразительности речи

— рассматривание иллюстраций или зарисовок

— цитирование коротких выражений (Н, тут как тут)

7 слайд План занятия по пересказу произведения во всех возрастныхгруппах выглядит так: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ.

Для ребёнка образцом должна быть РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ. Поэтому наша с вами речь должна быть красивой, богатой, содержательной, образной!

Прежде чем обучать детей связной речи, необходимо, чтобы в активной речи ребёнка присутствовали разнообразные слова: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, фразеологические обороты, сравнения, метафоры и т. д.

8 слайд Поупражняемся в подборе однокоренных слов, антонимов, синонимов и ассоциаций.

Например слово снег

Однокоренные слова снежинка, снежный, снегоход, снеговик,

Ассоциации зима, холод, мороз, санки, лыжи, коньки, горка

Продолжаем работать с этим словом.

Снег какой? (подобрать как можно больше прилагательных) Белый, холодный, мокрый, блестящий, сверкающий, красивый, грязный, талый…

Что со снегом можно делать? (глаголы) Копать, лепить, подбрасывать, ловить (снежинки, растопить, строить (горку, постройки).

С чем можно сравнить снег? (сравнения) С пухом, одеялом, покрывалом и т. д. Почему? Объяснить названные варианты.

9 слайд Перечень литературных произведений, используемых для обучения детей пересказу в разных возрастных группах. Из таблицы мы видим, что текст усложняется

«Колобок», «Репка», «Теремок» — народные сказки;

«Три Медведя» Л. Н. Толстой;

«Кубик на кубик» Я. Тайц;

«Пришла весна, потекла вода» Л. Н. Толстой.

«Умей обождать» К. Д. Ушинский;

«Заяц-хваста» в обработке А. Толстого;

«Пожарные собаки» Л. Н. Толстой;

«Дядя Стёпа» С. Михалков

«Цветущие травы» М. Пришвин.

В последние годы речь у многих детей плохо развита. У таких детей отмечается наличие стеснительности, робости, замкнутости, что влияет на их речевую и личностную активность и приводит к ограничению свободного общения, препятствуя развитию речевой и познавательной деятельности детей. Цель педагога — активизация речи на основе закономерностей познавательной деятельности и личностно ориентированного подхода, как основа развития компенсаторных механизмов. Какие же методы нужно использовать? Существуют методы, способствующие активизации речи. Давайте вспомним. Какие?

Читайте также:  Способ заражения ротовой трихомонадой

10 слайд Для активизации речевой деятельности можно выделить три блока методов,направленных:

I блок — на активизацию самой деятельности детей, которая способствует речевой активности.

II блок — на активизацию компонентов речевой деятельности.

III блок — на активизацию речи в разных видах деятельности.

11 слайд Учитывая что, активизация речевой деятельности невозможна без активизации её основных компонентов, большое место отводится словесным методам. Одним из них является беседа. Беседа имеет важное значение для развития связной речи, для выработки навыков речи в коллективе. Ценность беседы в том, что взрослый в ней учит ребёнка логически мыслить, рассуждать. Беседы имеют место в процессе накопления детьми знаний — во время наблюдений, экскурсий, а так же, когда получают новый опыт. Материал разумнее давать в повествовательной форме, используя приём добавления новой информации. Эта информация даётся небольшими частями — сегментами. Такой приём называется «сегментация речи».

Важной формой речевой работы с детьми являются ситуации общения. Ситуации общения могут возникнуть как естественно, так и запланировано.

12 слайд Так же для активизации речи используют: проблемные ситуации. Можно создать различные игровые ситуации. Например, Кошка и Собака ехали не первым и не в последнем вагоне. В каком вагоне ехали Кошка и Собака? А так же ситуации приближённых к реальной действительности. Например, Лена хочет кушать. Она сидела на стуле. Куда надо поставить стул? (к столу) с помощью разных ситуаций ребёнок побуждается к тому, чтобы задавать вопросы. Необходимо помнить, что ситуации должны быть не слишком сложными и вызывать интерес.

Особая роль отводится словесным играм. Цель — обогащение словарного запаса («Кто где живёт», «На что похоже», формирование грамматически правильной речи. Например, «Скажи какой? Какая? Какие, «Кто скажет больше», «Что из чего», «Слова приятели», «Скажи наоборот»,интонационной выразительности: Игра «Солнышко» (зазывно, побудительно) на развитие фонематического восприятия, «Звуки перепутались», «Подскажи словечко», расширение предложения и развитие связной речи, игры «Закончи предложение», «Неожиданный финал», «Импровизация», «Сочиним историю, «Сказка по кругу». Ценность таких игр заключается в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею что. несомненно, стимулирует их собственную речевую активность.

Для активизации речевой деятельности обучение осуществляется с помощью наглядного материала. Наглядным материалом служат не только картинки, но и натуральные предметы и игрушки. Наглядность способствует доступности, последовательности, даёт детям наиболее полное представление о реальных объектах и совокупности их свойств как на занятиях так и на прогулках и экскурсиях. Помогая максимально использовать речевую активность детей,Требования к наглядному методу обучения предполагают разнообразие, сменяемость и эстетическую выдержанность.

Очень эффективным методом активизации речевой деятельности является моделирование. Он является промежуточным между наглядными и словесными методами. Используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи. Моделирование помогает детям овладеть языковыми средствами и речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развёрнутых высказываний.

Если говорить об активизации речи в других видах деятельности, то ведущей деятельностью ребёнка является игра. Игра — метод и способ обучения. Во всех видах игр — активизируется речь. Остановимся на некоторых из них. В ходе игры дети учатся владеть речью. Внимание привлекается к осознанию сказанных слов, интонации, темпу речи, модуляции голоса. Таким образом, использование различных игр, является одним из путей для активации речи детей.

13 слайд Методика развития речи детей дает примерную структуру занятия

1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения. Использование иллюстрации, пояснение, беседа.

2. Чтение произведения (1-2 раза)

3. Разбор произведения (содержание, язык, выразительность). Вопросы детям с использованием цитат.

4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ

5. Пересказы детей (3-4 ответа)

6. Пересказ по ролям (2-3 ответа)

14 слайд Наглядное моделирование — инновационный метод развития речи.

15 — 21 слайд Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, затем переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.

Давайте вспомним, что это такое мнемотаблица?

Мнемотаблица — это средство, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме.

22 слайд Еще один наглядный метод развития монологической речи — коллажи. Применение коллажей побуждает детей называть признаки объектов, рассказать о них, запоминать тексты, стихотворения, закрепить грамматические формы родного языка. При использовании пиктограмм, схем, таблиц, коллажей у детей повышается интерес, внимание, речевая активность. Они привыкают к самоконтролю.

Задание 1. Подготовьте вопросы к последнему слову фразы 9т. е. подготовьтесь к совместному пересказу потешек в младшей группе): «Баю-баю-баиньки», Кисонька-мурысонька», «Петушок»

Источник

Оцените статью
Разные способы