- Активные и интерактивные методы обучения: обзор, классификации и примеры. Что такое активные и интерактивные методы обучения на уроке?
- Методы и приемы: сходства, различия и принципиальные особенности
- Классификация методов обучения
- Активные методы обучения: определение, классификация, особенности Что такое активные методы обучения?
- Признаки активных методов обучения
- Классификация активных методов обучения
- Методы и приемы активного обучения
- Интерактивные методы обучения: определение, классификация, особенности
- Что такое интерактивные методы обучения?
- Методы и приемы интерактивного обучения
- Активные методы обучения в школе как инструмент реализации деятельностного подхода
Активные и интерактивные методы обучения: обзор, классификации и примеры. Что такое активные и интерактивные методы обучения на уроке?
Сегодня часто используют выражение — активные и интерактивные методы и приемы обучения. Попробуем разобраться: что это такое, какие методы принято считать активными, а какие — интерактивными. И в чем принципиальная разница между методом и приемом обучения?
Методы и приемы: сходства, различия и принципиальные особенности
В специальной литературе есть разные трактовки терминов «метод обучения» и «прием обучения». По сути — это способ взаимодействия учителя и учащихся, с помощью которого происходит передача знаний, умений и навыков.
Разница в том, что прием — это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным ЗУНом. А метод — процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов.
Таким образом, прием обучения — лишь составная часть того или иного метода.
Классификация методов обучения
Методы классифицируют по разным признакам:
- по характеру учебной деятельности: репродуктивные, проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные, эвристические и пр.;
- по степени активности педагога и учащихся: активные и пассивные;
- по источнику учебного материала: словесные, наглядные, практические;
- по способу организации учебно-познавательной деятельности: методы формирования ЗУН на практике, методы получения новых знаний методы проверки и оценивания.
Активные методы обучения: определение, классификация, особенности
Что такое активные методы обучения?
Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия «учитель = ученик». Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.
Идея активных методов обучения в педагогике не нова. Родоначальниками метода принято считать таких прославленных педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи. Хотя мысль, что успешное обучение строится, прежде всего, на самопознании, встречается еще у античных философов.
Признаки активных методов обучения
- активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;
- длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;
- самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;
- мотивированность к обучению.
Классификация активных методов обучения
Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы:
Методы и приемы активного обучения
В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.
Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения:
- Презентации — наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме.
- Кейс-технологии — используются в педагогике с прошлого века. Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американская школа предлагает поиск одного-единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование.
- Проблемная лекция — в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует наличия у учеников определенного опыта логических рассуждений.
- Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, популярные игры-путешествия, спектакли, викторины, КВН — это приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие учащихся друг с другом.
- Баскет-метод — основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача — собрать и донести информацию о каждом экспонате.
Интерактивные методы обучения: определение, классификация, особенности
Что такое интерактивные методы обучения?
Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия «учитель = ученик» и «ученик = ученик». То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.
Задачи интерактивных методов обучения
- Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
- Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
- Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.
Методы и приемы интерактивного обучения
- Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма. Читайте подробнее о мозговом штурме на уроках.
- Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.
- Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
- Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
- Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
- Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
- Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.
- BarCamp, или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.
К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, ПОПС-формулу, дерево решений.
Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься «на блюдечке». Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник
Активные методы обучения в школе как инструмент реализации деятельностного подхода
Галина Шиян
Активные методы обучения в школе как инструмент реализации деятельностного подхода
Активизация познавательной деятельности обучающихся – актуальнейшая проблема современности. В этой статье автор рассматривает важность и необходимость использования активных методов обучения выполняющих направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствующих активному осмыслению знаний.
Активизация познавательной деятельности, технология активного обучения, активные методы обучения.
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.
Каждому человеку, вступающему в наш сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать — вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир.
Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором не только современных знаний, умений, но и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные методы обучения (АМО) – система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала, это форма взаимодействия обучающихся и учителя, обеспечивающая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса при которой учитель и обучающиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и обучающиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом на самостоятельное овладение обучающимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
К активным методам обучения, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи конкретного этапа урока.
АМО строятся на практической направленности, игровом действие и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии
Основные активные методы обучения:
1. Проблемное обучение. Учебная деятельностьуподобляется научному поиску и отражается в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, средства решения, эксперимент, результаты поиска. Достоинства проблемного обучения: развивает мыслительные способности обучающихся, интерес к учению, творческие силы.
2. Метод кейс-стади (метод анализа конкретных ситуаций). Для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» — случай). Обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
3. Деловая игра. Творческая активность личности в деловых играх стимулируется тем, что игра позволяет ощутить значимость своего «Я». Закомплексованность и скованность на основе интереса сменяются активностью, собранностью. Этот интерес вызывает положительные эмоции, задает творческую направленность личности, увеличивает темпы и результаты эвристического мышления. В процессе игры наиболее полно реализуется один из важнейших принципов воспитания — принцип единства знаний и опыта.
4. Семинар-дискуссия (групповая дискуссия). Это процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем, что вызывает интерес и положительные эмоции, задает творческую направленность личности, увеличивает темпы и результаты эвристического мышления.
5. «Круглый стол» — это одна из организационных форм познавательной деятельности обучающихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Наряду с активным обменом знаниями, у обучающихся вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.
6. «Мозговой штурм» — один из наиболее часто используемых методов стимулирования творческой активности, позволяющий найти решение какой-либо сложной проблемы. Основной принцип мозгового штурма заключается в том, что никто не должен высказывать оценку или критику в адрес любой идеи, возникшей в ходе обсуждения. Метод мозгового штурма предполагает, что каждый человек в какой-то степени обладает творческими способностями, В ходе мозгового штурма все ограничения убираются, и потенциал может быть использован в полной мере.
Данная технология представляется как средство стимулирования интеллектуальных творческих способностей, при котором участникам работы предлагается высказывать как можно больше вариантов решения, даже самых фантастических.
Кроме интенсификации освоения учебной информации, эффективно использование АМО в воспитательном процессе. Работа в команде, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду, способность принимать решения и умение решать проблемы, формируют качества личности, отвечающие современным потребностям общества.
Активные методыобеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
АМО формируют положительную учебную мотивацию;
повышают познавательную активность обучающихся;
активно вовлекают всех школьников в образовательный процесс;
стимулируют самостоятельную деятельность;
помогают эффективно усваивать большой объем учебной информации;
развивают творческие способности, нестандартность мышления, коммуникативно-эмоциональную сферу обучающегося;
раскрывают личностно-индивидуальные возможности каждого обучающегося и определяют условия для их проявления и развития
Активные методы обучения выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний.
Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям школьников. Важно также отметить, что передача обучающимся части полномочий по освоению образовательной программы, признание их значимой роли в достижении успеха обучения, а также учет психофизиологических особенностей школьников при проектировании и осуществлении обучения и воспитания меняет в положительную сторону отношение обучающихся к учителю и к образовательному процессу, что, в свою очередь, приводит к созданию благоприятного климата в классе и школе, содействуя успешному выполнению стоящих перед школой целей.
Активизация познавательной деятельности обучающихся – актуальнейшая проблема современности. Игровая форма разбора и презентации материала, возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий, подключение творчества при подготовке презентации, соревнование команд, азарт, значительная доля самостоятельности на уроке, ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими – все это вызывает активизацию обучающихся.
Применение АМО эффективно в различных видах и формах деятельности с обучающимися, способствующая развитию коммуникативных способностей, активизации познавательного интереса учащихся, а также развитию творческого потенциала.
1. Лазарев Т. В.Образовательные технологии новых стандартов: настольная книга современного педагога. Ч.1: Технология АМО.Петрозаводск: Verso, 2012. — 555с.
2. «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития “ЭкоПро”, Образовательный портал “Мой университет”, http://www.moi-universitet.ru/
3. Гибш И. А. Активность учащихся как условие необходимое для повышения качества обучения. — М., 1961
4. Смолкин А. М. Методы активного обучения. М., 1991 г. — с. 90
5. Шумова И. В. «Активные методы обучения как способ …». — Научный журнал молодой ученый. Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой.— Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 57-61.
Активные методы и формы работы с педагогами Активные методы и формы работы с педагогами, как условие повышения качества взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, в рамках ФГОС [/b].
Активные методы обучения педагогов Активные методы обучения педагогов При формировании умений и навыков используются следующие методы: • анализа конкретных ситуаций; • решение.
Конспект интегрированной НОД на основе системно-деятельностного подхода в подготовительной группе на тему «Ткани» Конспект непосредственно-образовательной деятельности интегрированного занятия на основе системно-деятельностного подхода в подготовительной.
Конспект образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода «Весенний пейзаж» Конспект образовательной деятельности в технике рисования пастелью «Весенний пейзаж» Образовательные задачи: — Создать условия и способствовать.
Консультация на тему «Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода» Консультация на тему: «Использование развивающих игр на основе системно — деятельностного подхода» “Детство — этап подготовки к будущей.
Мастер-класс «Технология системно-деятельностного метода обучения на уроках математики в начальной школе при решении задач» Выступление на образовательном Форуме по теме: «Обеспечение преемственности в преподавании предметов в 4 и 5 классах» Надиной М. И., учителя.
Психологический аспект деятельностного подхода Психологический аспект деятельностного подхода Основы деятельного подхода в психологии заложил Алексей Николаевич Леонтьев Он исходил.
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе В основе ГОС стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет: — воспитание и развитие качеств личности, отвечающих.
Реализация системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности О. А. Селиванова ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат» г Новый Оскол. Реализация системно-деятельностного.
Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода «Подарок от дедушки Мороза» Ф. И. О. педагога: Воробьева Татьяна Николаевна, воспитатель подготовительной группы «Лимончики», МАДОУ ДСКН №1 г. Сосновоборска. Тип ситуации:.
Источник