Способ общения письменной речи

Речь как главное средство общения

Коммуникация вербального характера — это способ общения с применением определенного языка и речи, которые в своей основе содержат специальные элементы. Речь считается универсальным способом коммуникации, ведь она позволяет передать важную информацию без потери смысла. К числу вербальных средств общения относят не только устную речь, но еще и письменную.

Устная речь

В данном случае все слова, направленные в сторону собеседника, озвучиваются. Для этого применяются системы не только фонетического, но еще и просодического выражения. Такой вид речи предполагает использование процесса говорения. Основной характеристикой устной речи считается наличие импровизации словесного характера. Кроме того, могут присутствовать и некоторые определенные языковые особенности.

Преимуществом устной речи считается то, что есть возможность выбрать любой подходящий вариант лексики, применять достаточно простые и понятные приложения, добавлять повторы, не заканчивать свою мысль или быстро перескакивать с темы на тему.

Письменная речь

Основным отличием письменной речи является то, что каждое слово должно находить графическое закрепление. Такую речь можно тщательно заранее обдумать, подобрать каждое слово, и если возникнет необходимость, то уже написанный текст можно легко исправить. Подобный тип характеризуется некоторыми языковыми особенностями. Письменная речь преимущественно применяет книжную лексику, могут использоваться достаточно сложные предложения, редко применяются разного рода неязыковые компоненты.

Письменная речь направляется тем людям, которые отсутствуют рядом. Человек, как правило, не видит своего собеседника и может только представлять его в воображении. Кроме того, на письменную речь никак не влияет то, как ее воспринимает адресат, и какие при этом у него возникают эмоции. В свою очередь устная речь в обязательном порядке предполагает наличие другого человека, который будет не только слушать, но еще и говорить, чтобы поддерживать диалог.

Человек во время разговора должен задумываться над тем, что он говорит. Ведь после того как он скажет фразу, изменить ее уже не получится. Научиться правильно строить коммуникации поможет курс Викиум «Эффективное общение. Онлайн-интенсив».

Источник

Вербальная коммуникация

Несомненно, чувства, эмоции и отношения людей являются очень важными факторами, влияющими на успешную коммуникацию. Но для делового общения важна не только передача эмоциональных состояний, но и передачу информации, которая происходит с помощью речи.

Речь как средство коммуникации

Вербальная (от лат. verbalis – словесный) коммуникация осуществляется с помощью речи или языка.

Речь является естественным звуковым языком, то есть системой фонетических знаков (слов), которые включают в себя два принципа – лексический и синтаксический. Речь представляет собой универсальное средство коммуникации, так как, при передаче информации с ее помощью, меньше всего будет теряться смысл сообщения.

Вербальные средства общения – это письменная и устная речь, чтение и слушание. С помощью устной и письменной речи создаётся текст, являющийся процессом передачи информации, а слушание и чтение помогают воспринимать текст, в котором заложена информация.

Виды речевой деятельности

С точки зрения механизмов кодирования – декодирования информации речевая деятельность состоит из четырёх основных аспектов, называющихся видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.

  • Говорение представляет собой отправку речевых акустических сигналов, которые несут информацию.
  • Слушание (или аудирование) является восприятием речевых акустических сигналов и их понимание.
  • Письмом называют зашифровку речевых сигналов при помощи графических символов.
  • Чтение представляет собой расшифровку графических знаков и понимание их значений.

Механизмы кодирования информации человек активизирует, когда говорит и пишет, декодирования – когда слушает и читает. Разговаривая и слушая, человек использует акустические сигналы, а при письме и чтении – графические знаки.

Эти виды речевой деятельности являются основой в процессе речевой коммуникации. Эффективность и успешность речевого общения человека зависит от того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности.

Речь можно разделить на внутреннюю, когда человек мысленно разговаривает сам с собой, через которую он осознаёт мотивы своего поведения, планирует и управляет деятельностью; и внешнюю, которая направлена на партнера по общению (рис. 1). Внутренняя речь не является коммуникацией, так как не подразумевает диалога.

Читайте также:  Движение как способ существования материи основные формы движения материи их взаимосвязь


Рис. 1. — Виды речи

Внутренняя речь является основанием для внешней. При переводе содержания внутренней речи во внешнюю существует трудность проговаривания вслух (это можно проследить в устных ответах студентов, которые наглядно отражают эти трудности).

Виды внешней речи

Внешняя речь бывает устной и письменной.

Устная речь

Устная речь представляет собой такой вид внешней речи, при котором слова озвучиваются, она использует систему фонетических и просодических средств выражения. Такой вид речи появляется в процессе говорения. Она характеризуется словесной импровизацией и некоторыми языковыми особенностями: в ней преобладает свобода в выборе лексики, используются простые предложения, употребляются побудительные, вопросительные, восклицательные предложения, повторы, незаконченность выражения мысли.

Письменная речь

Письменная речь представляет собой такой вид внешней речи, когда слова находят графическое закрепление. Её можно заранее обдумать и исправить. Она характеризуется некоторыми языковыми особенностями: в ней преобладает книжная лексика, сложноподчиненные предложения, строгое соблюдение языковых норм, отсутствуют внеязыковые элементы.

Отличие устной речи от письменной

Эти отличия необходимо учитывать в процессе делового общения. Заключаются они в характере адресата. Письменную речь обычно направляют к отсутствующим. Люди, которые пишут, не могут увидеть своего партнера по общению, а могут только мысленно представить его. На письменную речь не имеют влияния реакции воспринимающих её людей при прочтении.

Устная же речь предполагает наличие собеседника. Тот, кто говорит, и тот, кто слушает, в большинстве случаев не только слышат, но и видят один другого. Поэтому устная речь зависима от её восприятия другими людьми. Реакции одобрения или неодобрения, демонстрация понимания или непонимания могут оказать влияние на характер речи, изменить её в зависимости от этой реакции.

Человек, который говорит, создаёт свою речь незамедлительно: он одновременно должен преподнести и содержание и форму. У того, кто пишет, всегда есть возможность изменить свой текст, исправлять его по своему усмотрению.

Характер восприятия устной и письменной речи

Восприятие устной и письменной речи отличается. Письменная речь рассчитывается с условием на зрительное восприятие. Когда человек читает, у него есть возможность перечитать любое место несколько раз, проверить корректность понимания. Устную речь воспринимают на слух, поэтому её следует строить и организовывать таким образом, чтобы её содержание могло быть понято сразу же, и легко было усвоено слушателями.

Разница между письменной и устой речью заключаются также и в том, что то, что говорят и произносят, является недолговечным, остаётся я в памяти лишь частично, а написанное может долго сохранять, о чём сказано и в пословицах: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»; «Что написано пером – не вырубишь топором».

Источник

Статья «Письменная речь детей как инструмент мышления и средство общения»

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ ДЕТЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ МЫШЛЕНИЯ И СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ

Психологическое направление в русском языкознании связано с талантливыми работами А.А. Потебни, показавшего в ряде своих блестящих филологических исследований творческий характер речевой деятельности народа — носителя творческого потенциала языка.

Ответить на вопрос : «Как строится речь?» — значит, по мнению Б.Ю. Нормана, «в немалой степени раскрыть закономерности формирования мысли».

Исходным положением для А.А.Потебни является мысль о том, что язык формирует мысль. Тем самым он считает, что в языке изначально заложен творческий потенциал: «Чувственный образ — исходная форма мысли — вместе и субъективен, потому что есть результат нам исключительно принадлежащей деятельности и в каждой душе слагается иначе, и объективен, потому что появляется при таких, а не других внешних возбуждениях и проецирутся душою. Отделять эту последнюю сторону от той, которая не дается человеку внешними влияниями и , следовательно, принадлежит ему самому, можно только посредством слова».

Мышление, безусловно, органично связано с речью и языком. Их возникновение и развитие знаменуют собой появление новой особой формы отражения действительности и управления ею.

Важно отличать язык от речи. Язык — это система условных символов, с помощью которыхпередаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения и смысл. Речь — это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь — индивидуальна. В речи выражается психология отдельно взятого человека ( в нашем случае детей от 7 до 14 лет) или общности людей, для которых данные особенности речи характерны. Язык отражает в себе психология народа, для которого он являетяс родным, причем не только ныне живущих людей, но и предшествующих поколений. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно и независимо от человека, по законам, не связанным нис его психологией, ни с его поведением.

Читайте также:  Что значит визуальный способ

Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова, поскольку оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

Речь выполняет ряд функций:

— выражает индивидуальное своеобразие психологии человека;

— выступает носителем информации, памяти и сознания;

— является средством мышления

— выступает регулятором человеческого общения и собственного поведения;

— является средством управления поведение других людей.

Главная функция речи у человека состоит в том, что она является инструментом мышления. В данной работе намеренно подчеркивается связь речи и мышления; это своеобразная попытка выявления особенностей речи через мышление ( что способствует раскрытию и достижению цели работы). В слове как в понятии заключено гораздо больше информации, чем может нести в себе простое сочетание звуков.

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать информацию, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что не возможно воспринять с помощью органов чувств ( абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы и правила). Без письменной речи человек был бы лишен возможности получить информацию и жизни предыдущих поколений, у него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это могут позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемые через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Речь как средство общения характеризуется такими качествами, как конструктивность, рефлексивность, альтернативность и единство группового суждения, выделение главного звена, организованность вербального процесса, достаточность в обмене информацией, умелое сочетание вербального и невербального (поз, мимики, жестов).

Главным путем развития человеческой речи является включение ее в управление всеми познавательными процессами и взаимообщением.

Речь активно развивается в ходе обучения и воспитания.

Становление и развитие речи происходит в течение трех периодов:

1)фонетического — по усвоению звукового объема слова (до 2 лет);

2)грамматического — по усвоению структурных закономерностей организации высказывания (до 3 лет)

3) семантического — по усвоению понятийной отнесенности (до 17 лет).

Речь людей в зависимости от различных условий приобретает своеобразные особенности. Соответственно этомы выделяют разные виды речи. Прежде всего различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя бывает устная и письменная. Она служит общению, поэтому ее основной признак — доступность восприятию (слуху, зрению) других людей.

Устная речь представляет собой общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Она подразделяется на монологическую и диалогическую.

Внутренняя речь — беззвучный скрытый внутренний речевой процесс. Формируется в младшем школьном возрасте. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Внутренняя речь — речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления. Это словесная оболочка мышления.

Письменная речь ( в нашей работе — письма детей) представляет собой разновидность монологической речи, но в отличие от монолога строится при помощи письменных знаков. Именно как монолог в миниатюре мы воспринимаем письма подростков. Письменная речь отличается от устной не только тем, что использует письменные знаки, но и тем, что имеет особенности в языковой организации. Если в устной речи для смыслового выражения отношения к тому, о чем говорят, используют интонацию, то в письменной речи те же функции выполняют лексика (выбор сочетаний слов), грамматика и знаки препинания. В письменной речи имеются синтаксические конструкции и стили, особая композиционная структура.

Письменная речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего, прочтет написанное письмо только через некоторое время (письменная речь допускает этот разрыв во времени и

пространстве между моментом ее порождения одним человеком и восприятия другим). Это дает возможность адресату выбрать стратегию для лучшего ее восприятия и понимания: прочитывать частями, читать все сразу или возвращаться к прочитанному.

Читайте также:  Каковы способы обеспечения исполнения налоговой обязанности

Письменная речь есть самая многословная, точная и развернутая форма речи. В ней приходится передавать словами то, что в устной речи передается с помощью выразительных средств ( интонации, мимики и жестов) и непосредственного восприятия ситуации. В письменной речи отсутствует заранее ясная для обоих собеседников ситуация и всякая возможность выразительной интонации, мимики и жеста; в в ней заранее исключена возможность каких-либо сокращений. Понимание производится лишь за счет слов и их сочетаний.

Несмотря не то, что в нашем случае речь идет о письмах детей в комикс, которые обладают уже заведомо известной направленностью и небольшим объемом (письма очень кратки: состоят из 7-9 строк, то есть количество слов в них колеблется от 20 до 40), это не исключает вероятности обнаружения в них всех особенностей письменной речи.

Из-за разделенности собеседников в письменной речи редко становится возможным понимание с полуслова или полупредикативные суждения. Собеседники находятся в разных ситуациях, что исключает возможность наличия в их мыслях общего подлежащего. Для высказывания каждой отдельной мысли нам потребуется гораздо больше слов, чем это делается в устной речи. Здесь употребляются обыкновенно слова, выражения и конструкции, которые казались бы неестественными в устной речи. Грибоедовское «и говорит, как пишет» имеет в виду этот комизм перенесения сложно построенного языка письменной речи в устную.

Л.В. Щерба отмечает, что для устной речи диалог является самой естественной формой. Он полагает, что монолог является в значительной степени искусственной языковой формой и что подлинное свое бытие язык обнаруживает лишь в диалоге. Действительно, с психологической стороны диалогическая речь является первичной формой речи, а монолог представляет собой высшую, более сложную форму речи, исторически позднее развившуюся, чем диалог.

Письменная речь появляется в результате письменного обучения: технические средства написания звуков, букв, а затем слов, который никогда не являются предметом осознания в устной речи. На этих этапах происходит формирование двигательных навыков письма. Лишь значительно позднее предметом сознательных действий ребенка становится выражение мыслей.

Когда ребенок начинает говорить, овладевает речью, он постепенно переходит на более высокую ступень отражения действительности — на ступень речевого мышления. В процессе обучения в школе совершенствуется и способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. В неразрывной связи с развитием мышления происходит и развитие речи детей ( о связи языка и мышления было сказано выше). Овладение письменной речью включает в себя овладение навыками чтения и письма, , знание грамматических и орфографических правил. Правила произношения ребенок усваивает до обучения письму. Поэтому он стремится писать слово так, как его произносит. Как известно, это не всегда верно. Для успешного усвоения детьми правил орфографии необходимо добиваться, чтобы ребенок членораздельно по слогам проговаривал про себя слова, которые он пишет, особенно те слова, которые постоянно пишет неправильно.

Орфографически грамотное письмо зависит от самоконтроля, то есть от умения школьника проверять правильность написанного. Развитие и воспитание орфографического самоконтроля у школьников зависит от некоторых свойств их нервной системы и черт характера. Но эта область психологии выходит за рамки круга вопросов, рассматриваемых в нашей работе.

Развитие письменной речи не исчерпывается знанием орфографических правил; умение в письменной форме излагать мысли опирается на усвоение системы грамматических понятий, на овладение правилами, которые лежат в основе построения нашей устной и письменной речи.

Письменная речь используется не только для того, чтобы передать готовое сообщение, но и для того, чтобы отработать, уточнить собственную мысль. Поэтому письменная речь как работа над способом и формой высказывания имеет огромное значение и для формирования мышления. Интересной представляется с этой точки зрения попытка отразить особенности мышления детей через их письменную речь, хоть и крайне сжатую.

На основании только что проведенных рассуждений мы перейдем непосредственно к лингвистическому аспекту работы, то есть к объекту и предмету нашего исследования — языковой картине мира ребенка на материале писем детей 7-14 лет в детский журнал комиксов. В качестве исходных рассмотрим теоретические вопросы изучения языковой картины мира и детской речи в лингвистике.

Источник

Оцените статью
Разные способы