- Статья «Система жестов в невербальном общении учителя» статья по психологии по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Презентация «Жесты в педагогическом общении»
- Прикреплённые файлы:
- Педагогическое невербальное общение
- Особенности невербального общения в процессе обучения
- Пути реализации невербального общения
- Готовые работы на аналогичную тему
- Средства невербального педагогического общения
Статья «Система жестов в невербальном общении учителя»
статья по психологии по теме
Особое место в системе невербального общения учителя занимает система жестов. Жестикуляция педагога является для учеников одним из индикаторов его отношений к ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhesty.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Система жестов в невербальном общении учителя.
Особое место в системе невербального общения учителя занимает система жестов. Жестикуляция педагога является для учеников одним из индикаторов его отношений к ним. Жест обладает свойством «тайное делать явным», о чем учитель всегда должен помнить.
Характер жестов учителя с первых минут создает определенный настрой в классе. Исследования подтверждают, что если движения учителя порывисты и нервны, то в результате вместо готовности к уроку возникает состояние напряженного ожидания неприятностей.
Большую роль жесты играют и в обеспечении внимания учащихся, являющегося важнейшим условием эффективного обучения. Значительными возможностями сосредоточения внимания слушателей обладает именно жест, эмоциональная насыщенность которого, как правило, приковывает внимание аудитории. Среди средств организации внимания почти каждым учителем активно используются такие жесты, как жесты указания, жесты имитации, жесты подчеркивания и т.д..
Не менее важна в использовании жестов и такая функция, как активизация различных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления и воображения. Жесты могут иллюстрировать рассказ учителя, с их помощью может осуществляться активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.
Совместная деятельность учителя и учащихся предполагает не только воздействие учителя, но и обязательную обратную связь. Именно с помощью жеста учитель часто «включает» ее (вопросительный кивок головой, приглашающие жесты и т.д.), повышает ее интенсивность (жесты одобрения, оценки), или завершает контакт. Жест выступает важным компонентом обратной связи, без понимания которого затрудняется адекватная оценка учителем состояния учащегося, его отношения к педагогу, одноклассникам и т.д.
Жесты в комплексе с другими невербальными средствами общения используются учителем для обеспечения контроля за деятельностью учащихся. С этой целью чаще всего применяются оценивающие, регулирующие и дисциплинирующие жесты.
Жесты учителя нередко становятся образцом для подражания. Особенно внимательны дети к случаям неточного употребления жестов, которые отвлекают их от выполняемых заданий на уроке. На данном основании мы полагаем, что к культуре невербального поведения учителя в целом и к его жестикуляции в частности необходимо предъявлять высокие требования.
Для того, чтобы облегчить свою работу, учитель должен уметь общаться с детьми даже не разговаривая, должен брать во внимание не только речь ученика, но и каждый его жест, взгляд, каждое движение, в свою очередь строго контролировать свое невербальное поведение.
Краткое описание категорий жестов:
- Указывающие жесты (пальцем или указкой) часто рассматриваются как жесты агрессивности и превосходства (Петрова), хотя, на наш взгляд, они боле всего употребляются как жесты, подкрепляющие информацию, или ориентирующие учащегося в образовательном пространстве.
- Сцепленные пальцы – жест напряженности, который считается нежелательным в ходе педагогического общения.
- Теребление указки, кольца, почесывание головы – жесты, свидетельствующие о неуверенности, повышенной тревожности.
- Использование скрытых барьеров (с помощью предметов, стола и пр.) – жесты защиты педагога от нежелательных воздействий со стороны окружения, поиска опоры в случае неуверенности в себе.
- Руки в бока (упираются в талию, «женская боевая поза») – жест, давления на детей, доминирования и агрессивности.
- При слушании ответов указательный палец (ладонь) подпирает щеку – жест критичного, негативного отношения к собеседнику, информации, которую он сообщает.
- Стучит по столу – выражение недовольства, ярости, гнева.
- Раскрытая поза, в том числе раскрытые ладони – жесты, свидетельствующие о положительном, открытом для взаимодействия общении, предполагающем равноправный, демократический стиль педагогической деятельности.
- Опирается на стол, стул руками– жесты, выражающие определенную степень недовольства ситуацией, поиск опоры для придания уверенности в себе.
- Описательно-изобразительный жест (руками) – жесты, помогающие описывать тот или иной предмет, процесс, феномен, то есть жесты, дополняющие вербальную информацию.
- Прикрытие рта, потирание уха, глаза – жесты неуверенности в себе.
Источник
Презентация «Жесты в педагогическом общении»
Татьяна Сипович
Презентация «Жесты в педагогическом общении»
В педагогическом общении выделяют устную и письменную формы речи. Устная речь эффективней письменной, т. к. пользуется дополнительными коммуникативными средствами (мимика, жесты, интонация). В устной речи на слушателя действует сама личность оратора, можно проследить обратную связь говорящего со слушателем. Публичное выступление – это устная речь. Чтобы устная речь была эффективной, удобной для восприятия слушателя, необходимо соблюдать некоторые правила. Использовать нейтральную и разговорную лексику, т. к. она легче воспринимается слушателем. Популяризировать научные термины и понятия, т. е. объяснять их простыми словами, с использованием синонимов, примеров. Использовать больше конкретной образной лексики. Синтаксические конструкции лучше использовать простые. Применять риторические фигуры и тропы, чтобы сделать речь эмоциональной и выразительной. Устная речь не должна быть монотонной. Нужно разнообразить её интонационно, следить за дикцией. Главные мысли нужно видоизменять, переформулировать. Цифры лучше округлять, статистические данные приводить в наглядном сравнении. Подобная работа над текстом называется орализацией (превращение письменного теста в устный).
Прикреплённые файлы:
zhesty-v-pedagogicheskom-obscheni_naa6l.pptx | 2866,62 Кб |
Консультация «Музыка в общении с ребенком» «Музыка в общении с ребенком» Музыка дарит и родителям и детям радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями. Не обязательно.
Безопасность при общении с бродячими животными ЖИВОТНЫМИ Из-за безответственности человека на улицах города оказываются в основном кошки и собаки. Люди берут щенка или котенка, на поиграть.
Конспект занятия «Безопасность в общении» Безопасность в общении. Ты и старшие дети. Цель: предостеречь детей от неприятностей, связанных с нетактичным поведением старших детей,.
Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении Как больно родителям, наблюдая за играми детей, видеть, что их ребенок часто стоит в стороне, робеет, не решается подойти к детям, пугается.
Конспект тренингового занятия «Манипуляции в педагогическом общении» Цель: расширение репертуара приемов эффективного общения. Задачи: 1. Расширение объема психологических знаний об общении. 2. Научить участников.
Мимика, жесты, пластика как средства выражения эмоционального состояния дошкольника и основа театрализованной деятельности Эмоции и чувства выражают наше отношение к тому, что мы познаем, к нашим поступкам. Знания об эмоциях необходимы каждому для того, чтобы.
Опросник «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями» Опросник «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями» Цели: самоанализ педагогами профессиональных затруднений в общении с родителями.
Презентация «Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада» Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного.
Консультация «Пути преодоления трудностей в общении» Пути преодоления трудностей в общении Анализ теории и практики дошкольного воспитания свидетельствует, что в системе образования проблема.
Презентация «Выступление перед педагогами на педагогическом совете на тему «Родной край — люби и знай» Выступление перед педагогами на педагогическом совете на тему «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного.
Источник
Педагогическое невербальное общение
Вы будете перенаправлены на Автор24
Особенности невербального общения в процессе обучения
Взаимодействие педагога и обучающихся реализуется через обмен информацией, которая может носить познавательный и аффективно-оценочный характер. Передача такой информации может происходит вербальным путем и с помощью средств невербальной коммуникации.
При общении педагог большую часть информации, касающейся намерений учащихся, их эмоционального состояния, отношения к чему-либо, получает благодаря интонациям, жестам, позам, мимике, манере слушать, взглядам и т.д.
Невербальные аспекты общения играют огромную роль в установлении контактов, управлении взаимоотношениями, во многом предопределяют эмоциональную атмосферу.
Различные средства невербального общения всегда задействованы в учебно-воспитательном процессе, даже когда педагог не конца может осмыслить их значение.
Пути реализации невербального общения
Невербальное общение может происходить по разным каналам:
- Прикосновение, или тактильная коммуникация. Прикосновение позволяет установить контакт, привлечь внимание, показать отношение к воспитаннику.
- Мимика. Выражение расположенности к общению, уверенности в себе, улыбка помогают в установлении контактов. Все многообразие мимических движений позволяет педагогу показать свое эмоциональное состояние, отношение к учащемуся или группе детей, отразить понимание, интерес или безразличие. Особое предпочтение учащиеся отдают педагогам с высоким уровнем эмоциональности, с доброжелательным выражением лица.
- Жесты. Жестикуляция педагога отображает его отношение к учащимся, является своеобразным индикатором. Характер жестов педагога формирует определенный настрой среди учащихся. Большую роль жесты играют в привлечении внимания учащихся. Для организации внимания педагоги часто используют жесты подчеркивания, жесты имитации, жесты указания, жесты оценки, жесты одобрения. Жесты помогают сформировать обратную связь, повысить ее интенсивность.
- Визуальное взаимодействие. При помощи взгляда педагог может выразить свое отношение к поведению учащегося, к нему самому, как личности. Важно, чтобы индивидуальный зрительный контакт чередовался с охватом глазами всего класса или всей группы детей, что формирует рабочий круг внимания. Доброжелательный и внимательный взгляд во время ответа учащегося способствует формированию обратной связи.
- Дистанция общения. В зависимости от расположения участников общения в пространстве могут применяться различные невербальные компоненты общения, способствующие установлению обратной связи и лучшему восприятию собеседника. Педагогу важно понимать зависимость между расположением детей в пространстве относительно друг друга. Это помогает распознать существующие межличностные отношения между ними.
- Интонация. Интонация помогает передать эмоциональную составляющую общения, привлечь внимание учащегося. По интонации воспитанники понимают отношение к ним педагога. Речь любого педагога должна быть эмоционально насыщена. При этом важно избегать крайностей. Тон общения должен соответствовать нормам этики и ситуации общения.
Готовые работы на аналогичную тему
Средства невербального педагогического общения
Все средства невербального общения можно разделить на четыре группы:
- Экспрессивно-выразительные движения (поза, жест, мимика, походка, визуальный контакт).
- Просодика и экстралингвистика (интонация, громкость, тембр, пауза, вздох, смех, кашель).
- Такесика (рукопожатия, похлопывание, поглаживание, прикосновение).
- Проксемика (ориентация, дистанция).
Экспрессивно-выразительные движения представляют собой зрительно воспринимаемое поведение педагога, в котором важную роль в передаче информации играют взгляд, жест, мимика, поза. Учащиеся очень чувствительны к взгляду педагога. С помощью взгляда можно передать точные сведения о состоянии, так как расширение и сужение зрачков сознательному контролю не поддаются. Мрачное, сердитое состояние педагога заставляет зрачки сужаться. При этом его лицо становится неприветливым, обучающиеся чувствуют дискомфорт и эффективность учебного процесса снижается.
«Закрытые» позы педагога (скрещенные на груди руки, руки упираются в подбородок, попытки закрыть переднюю часть тела и др.) воспринимаются учащимися как позы несогласия, недоверия, критики и противодействия. «Открытые» позы (когда педагог стоит — руки раскрыты ладонями вверх, когда сидит — руки раскинуты, ноги расслаблены) воспринимаются как позы согласия, доверия, психологического комфорта и доброжелательности. Все это воспринимается обучающимися на подсознательно уровне.
Просодические и экстралингвистические явления характеризуют голос педагога. Радость, энтузиазм и недоверие передаются обычно высоким голосом, страх, гнев —достаточно высоким голосом, печаль, горе, усталость передаются, как правило, приглушенным и мягким голосом. Чувства педагога отражает скорость речи. Так, быстрая речь указывает на состояние обеспокоенности и взволнованности, а медленная речь указывает на усталость, высокомерное или угнетенное состояние.
Такесичексие средства общения являются биологически необходимой формой стимуляции. Эти средства особенно важны для детей-сирот или детей из неполных семей, так как компенсируют недостающего родителя. Применение динамических прикосновений определяют различные факторы, среди которых выделяют возраст, статус, пол педагогов и учащихся.
Проксемические средства определяют ориентацию педагога и учащихся в процессе обучения и дистанцию между ними.
Норма педагогической дистанции:
- персональное общение с учащимся — от 45 до 120 см;
- официальное общение в группе или классе — 120—400 см;
- выступление перед аудиторией, публичное общение — 400—750 см.
Особенностью педагогической работы является постоянное изменение дистанции общения, что, в свою очередь требует от учителя большого напряжения и многократного приспособления к изменяющимся условиям.
Источник