- Видовые пары глаголов
- Парные глаголы
- Способы образования видовых пар глаголов
- Образование глаголов совершенного вида
- Образование глаголов несовершенного вида
- Видеоурок (6 класс)
- Способы образования видовых пар глагола
- Видовые пары глаголов — это… (35 примеров)
- Парные глаголы
- Способы образования видовых пар глаголов
- Образование глаголов совершенного вида
- Образование глаголов несовершенного вида
- Видеоурок (5 класс)
- Способы образования видовых пар глаголов
- Разработка урока по русскому языку на тему «Парные глаголы. Способы образования видовых пар.» (6 класс)
- ТЕМА: Парные глаголы. Способы образования видовых пар.
- Тип урока: изучение и первичное запоминание нового материала
- Форма организации урока: общеклассная, работа у доски, самостоятельная
- ХОД УРОКА
- Виды глагола
- Видовые пары глаголов
- Двувидовые глаголы
- Тема: Парные глаголы. Способы образования видовых пар.
- Видовые пары глаголов
- Двувидовые глаголы
Видовые пары глаголов
Видовые пары глаголов — это однокоренные глаголы несовершенного и совершенного вида с одним и тем же лексическим значением.
Парные глаголы
В русском языке самостоятельная часть речи глагол имеет характерный грамматический признак — вид.
Эта категория выражает характер протекания действия во времени, его сопряжённость с определённым пределом, или результатом, обозначает законченность или незаконченность действия. С этой точки зрения у глаголов различают два вида:
Глаголы несовершенного вида обозначают действие как длительный процесс без указания на его предел или результат.
Примеры:
Глаголы совершенного вида, напротив, обозначают законченное действие, ограниченное в своей длительности какими-то пределами.
Примеры:
Большинство однокоренных глаголов русского языка соотносятся между собой по признаку видовой принадлежности и образуют видовые пары. В такой паре один глагол имеет категорию совершенного вида, а другой — несовершенного вида.
Отметим, что в русском языке несколько видовых пар глаголов имеют разные корни. Они образуют супплетивные формы вида:
Рассмотрим, как образуются видовые пары глаголов в русском языке.
Способы образования видовых пар глаголов
Видовые пары образуют как глаголы совершенного вида в качестве исходного слова, так и глаголы несовершенного вида.
Образование глаголов совершенного вида
1. Многие глаголы совершенного вида образуются с помощью приставки от однокоренного глагола несовершенного вида:
Причем учтем, что при префиксальном способе образования не должно меняться лексическое значение производного глагола совершенного вида.
К примеру, глаголы «читать» и «перечитать» не являются видовой парой, так как слово «перечитать» имеет иное лексическое значение «прочитать снова».
2. Видовая пара возникает от глагола несовершенного вида с помощью суффиксов -и-, -ну-:
- объявлять → объявить;
- решать → решить;
- прощать → простить;
- возникать → возникнуть;
- привыкать → привыкнуть;
- погибать → погибнуть;
- промокать → промокнуть.
Отметим чередования согласных в корне глаголов.
3. Видовые пары образуются с помощью смены ударения:
- отреза́ть — отре́зать;
- засыпа́ть (щебнем) — засы́пать;
- выреза́ть — вы́резать.
Образование глаголов несовершенного вида
1. Глаголы совершенного вида образуют однокоренную видовую пару с помощью суффиксов -ыва-/-ива-, -ва-:
- подсказать → подсказ ыва ть;
- выкроить → выкра ива ть;
- издать → изда ва ть;
- созреть → созре ва ть;
- осознать → осозна ва ть.
При суффиксальном способе образования в корне некоторых слов с безударной гласной «о» происходит чередование с ударяемым «а»:
- оп о зда́ть → опа́здывать;
- приторм о зи́ть → приторма́живать;
- вы́п о рхнуть → выпа́рхивать.
Если же корневое «о» ударное, то в производном глаголе несовершенного вида оно сохраняется:
- приуро́чить → приуро́чивать;
- подыто́жить → подыто́живать;
- сосредото́чить → сосредото́чивать.
Однако в корне многих глаголов несовершенного вида отметим под ударением чередование гласных а//о, а также согласных основы:
- заболо́тить → забола́чивать;
- подморозить → подмора́живать;
- сбро́сить → сбра́сывать;
- успоко́ить → успока́ивать.
2. Чередование звуков в корне, часто сопровождаемого суффиксацией, образует глагол несовершенного вида:
Видеоурок (6 класс)
Источник
Способы образования видовых пар глагола
По наличию или отсутствию противопоставленности по виду все глаголы русского языка можно разделить на три группы:
Выделяют следующие способы образования видовых пар глагола:
- оправд ать — оправд ывать
- законч ить — заканч ивать
- выраст ить — выращ ивать
- ст // щ
- рисовать
- печь
- строить
- →
- →
- →
- нарисовать
- испечь
- построить
- ронять — урон ить
- вешать — повес ить
- ш // с
- брать — взять
- класть — положить
- ловить — поймать
- говорить — сказать
- насыпАть — насЫпать
- разрезАть — разрЕзать
- встреч ать — встрет ить
- прощ ать — прост ить
- накоплять — накопить
- впуск ать — впуст ить
- ч // т
- щ // ст
- пл // п
- к // т
Перфективация — образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида — осуществляется двумя путями:
- 1. при помощи префиксов с— , до— , пере— , на— и др.:
- знать — узнать , вызнать , познать , признать , прознать , дознать ;
- делать — сделать , доделать , переделать , наделать , обделать , подделать ;
- 2. с помощью суффиксов: толкать — толк нуть , колоть — коль нуть .
Источник
Видовые пары глаголов — это… (35 примеров)
Видовые пары глаголов — это однокоренные глаголы несовершенного и совершенного вида с одним и тем же лексическим значением.
Узнаем, что такое видовые пары глаголов в русском языке, какие имеют грамматические особенности и как они образуются. Приведем примеры видовых пар глаголов.
Парные глаголы
В русском языке самостоятельная часть речи глагол имеет характерный грамматический признак — вид.
Эта категория выражает характер протекания действия во времени, его сопряжённость с определённым пределом, или результатом, обозначает законченность или незаконченность действия. С этой точки зрения у глаголов различают два вида:
Глаголы несовершенного вида обозначают действие как длительный процесс без указания на его предел или результат.
Примеры:
Глаголы совершенного вида, напротив, обозначают законченное действие, ограниченное в своей длительности какими-то пределами.
Примеры:
Большинство однокоренных глаголов русского языка соотносятся между собой по признаку видовой принадлежности и образуют видовые пары. В такой паре один глагол имеет категорию совершенного вида, а другой — несовершенного вида.
Отметим, что в русском языке несколько видовых пар глаголов имеют разные корни. Они образуют супплетивные формы вида:
Рассмотрим, как образуются видовые пары глаголов в русском языке.
Способы образования видовых пар глаголов
Видовые пары образуют как глаголы совершенного вида в качестве исходного слова, так и глаголы несовершенного вида.
Образование глаголов совершенного вида
1. Многие глаголы совершенного вида образуются с помощью приставки от однокоренного глагола несовершенного вида:
Причем учтем, что при префиксальном способе образования не должно меняться лексическое значение производного глагола совершенного вида.
К примеру, глаголы «читать» и «перечитать» не являются видовой парой, так как слово «перечитать» имеет иное лексическое значение «прочитать снова».
2. Видовая пара возникает от глагола несовершенного вида с помощью суффиксов -и-, -ну-:
Отметим чередования согласных в корне глаголов.
3. Видовые пары образуются с помощью смены ударения:
- отреза́ть — отре́зать;
- засыпа́ть (щебнем) — засы́пать;
- выреза́ть — вы́резать.
Образование глаголов несовершенного вида
1. Глаголы совершенного вида образуют однокоренную видовую пару с помощью суффиксов -ыва-/-ива-, -ва-:
- подсказать → подсказ ыва ть;
- выкроить → выкра ива ть;
- издать → изда ва ть;
- созреть → созре ва ть;
- осознать → осозна ва ть.
При суффиксальном способе образования в корне некоторых слов с безударной гласной «о» происходит чередование с ударяемым «а»:
- оп о зда́ть → опа́здывать;
- приторм о зи́ть → приторма́живать;
- вы́п о рхнуть → выпа́рхивать.
Если же корневое «о» ударное, то в производном глаголе несовершенного вида оно сохраняется:
- приуро́чить → приуро́чивать;
- подыто́жить → подыто́живать;
- сосредото́чить → сосредото́чивать.
Однако в корне многих глаголов несовершенного вида отметим под ударением чередование гласных а//о, а также согласных основы:
- заболо́тить → забола́чивать;
- подморозить → подмора́живать;
- сбро́сить → сбра́сывать;
- успоко́ить → успока́ивать.
2. Чередование звуков в корне, часто сопровождаемого суффиксацией, образует глагол несовершенного вида:
Видеоурок (5 класс)
Источник
Способы образования видовых пар глаголов
Категория вида — это морфологическая категория, обозначающая, как «протекает во времени или как распределяется во времени» глагольный признак, и выражающая это значение в системе противопоставленных друг другу форм совершенного и несовершенного вида или в противопоставлении разных глаголов: решить — решать (видовые формы); писать — переписать (разные глаголы).
Способы образования видовых пар глагола
Имперфективация Образование видовых форм НСВ от форм СВ при помощи суффиксов -ива- (-ыва-), -а-, -ва-. Иногда сопровождается чередованием
переписать -переписывать;
разделить – разделять;
разуть – разувать;
оттереть – оттирать
Перфективация Образование видовых форм СВ от форм НСВ с помощью префиксов со-, про-, с-, по-, о-, об- (лексическое значение не меняется)
лгать – солгать;
петь – спеть;
глохнуть – оглохнуть
Супплетивизм Супплетивные видовые пары не имеют морфологических связей, компоненты восходят к разным словам
вернуться – возвращаться;
сесть – садиться;
прийти – приходить
Префиксально-суффиксальный способ Образование путём одновременного присоединения к производящей основе префикса и суффикса
ронять – уронить;
купить – покупать
Чередования звуков Чередование внутри корневых морфем
собирать– собрать;
отдирать – отодрать
Мена ударения
насыпа′ть – насы′пать;
разреза′ть – разре′зать
Выделяют следующие способы образования видовых пар глагола:
- Суффиксальный:
- Префиксальный:
- Префиксально-суффиксальный:
- Супплетивный (от разных основ)
- С помощью мены места ударения
- Путём чередования звуков и/или путём мены тематических суффиксов
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Направление производности при словообразовании и образовании видовых пар глагола
Тест на тему Морфологические признаки глагола
Тест на тему Часть речи глагол
Совершенный несовершенный вид глагола
Тест на тему Видовые пары глагола
Тест на тему Спряжение глагола
Тест на тему Будущее время глагола
Тест на тему Наклонение глагола
Тест на тему Одновидовые глаголы
Тест на тему Синтаксические свойства инфинитива
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Глагол в табл.«, «Морфологический разбор глагола«
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
Источник
Разработка урока по русскому языку на тему «Парные глаголы. Способы образования видовых пар.» (6 класс)
Предмет русский язык класс __6______
Дата «_4__» апреля
ТЕМА: Парные глаголы. Способы образования видовых пар.
Обучающая: познакомиться с понятием «видовые пары глаголов», различать их значения; образование глаголов совершенного и несовершенного вида; выделение соотносительных видовых пар.
Развивающая: формирование умения подбора видовой пары к глаголу; наблюдения над словами, помогающими определить вид глагола; сравнение лексического и грамматического значения видовых пар.
Воспитывающая: воспитывать внимательное отношение к языку
Тип урока: изучение и первичное запоминание нового материала
Форма организации урока: общеклассная, работа у доски, самостоятельная
Дидактическое обеспечение урока учебник для 6 класса З.К.Сабитовой, В.К.Павленко
ХОД УРОКА
Беседа по вопросам повторения
-Расскажите о глаголе как части речи?
-Назовите морфологические признаки?
-Какие глаголы относятся к совершенному виду?
-Какие к несовершенному виду?
-На какие вопросы отвечают глаголы несовершенного вида?
3. Формирование новых понятий и способов действия:
Виды глагола
Вид глагола – это категория глагола, которая выражает взаимосвязь действия и результата этого действия. Категория вида присуща для всех глаголов, которые существуют в русском языке.
Все глаголы делятся на две категории: глаголы совершенного и несовершенного вида. Глаголы совершенного вида обозначают те действия, которые уже имеют или будут иметь в будущем результат. Такие глаголы отвечают на вопрос: что сделать?
Совершенные глаголы включают в себя следующие действия:
— действия, которые закончились с определенным результатом: нарисовать, выучить;
— действия, которые начнутся в будущем и будут иметь результат: запеть, заиграть;
— действие, которое произошло однократно: прыгнуть, топнуть.
Глаголы, которые обозначают действия, не имеющие временных и пространственных границ, а также не предусматривают результатов, называются несовершенными глаголами.
Несовершенные глаголы отвечают на вопрос: что делать? Например: кричать, рисовать, учить, петь, танцевать.
Видовые пары глаголов
Глаголы совершенного и несовершенного вида часто образовывают видовые пары. Видовые пары – это глаголы разных видов, которые имеют одинаковое лексическое значение. Например: вычеркнуть (совершенный вид) – вычеркивать (несовершенный вид); достигнуть (совершенный вид) – достигать (несовершенный вид); удвоить (совершенный вид) – удваивать (несовершенный вид).
Большинство глаголов, которые образуют пары, имеют одинаковый корень. Исключениями являются такие видовые пары как: взять (совершенный вид) – брать (несовершенный вид); найти (совершенный вид) – искать (несовершенный вид); поймать (совершенный вид) – ловить (несовершенный вид).
Двувидовые глаголы
Глаголы, которые совмещают в себе признаки одновременно совершенного и несовершенного вида, называются двувидовыми глаголами. Вид таких глаголов можно установить при помощи смыслового анализа предложения.
К категории двувидовых глаголов принадлежат такие глаголы: казнить, женить, ранить, использовать, асфальтировать, автоматизировать, воздействовать и телеграфировать.
Способы образования глагола совершенного вида от глагола несовершенного вида:
Приставок вы-, с-, на-, про- (писать — написать)
Суффиксов -и-, -ну- (решать – решить, колоть – кольнуть)
Чередования звуков (излагать — изложить)
Изменения ударения (отрезать — отрезать)
Замена одного слова другим (говорить — сказать)
Несовершенный вид
Продолжительность и повторяемость действия:
Начало или окончание действия:
4. Применение. Формирование умений и навыков.
Распредели глаголы по рубрикам таблицы.
Снять, идти, увлекать, заплакать, трясти, винить, наказать, информировать, помечтать, существовать, миновать, дирижировать, размечтаться, класть, тосковать, положить, брать, начать, раскричаться.
глаголы несовершенного вида глаголы совершенного вида
Найди «четвертое лишнее» слово.
Повторить, сжечь, хвалить, присоединить.
Рекомендовать, повторить, тренировать, критиковать.
Прочитать, нарисовать, говорить, решить.
Играть, веселиться, придумать, подсказывать.
Подчеркни глаголы, объединенные в видовые пары, укажи вид глаголов.
Делать дело еще не значит сделать его. Ты так долго списываешь задание, что я не знаю, спишешь ли ты его когда-нибудь. Ну вот, строил-строил и построил. Это мясо можно варить три часа. Все равно не сварится. Ремонтировать и отремонтировать — это не одно и то же. Ты так долго писал это сочинение, что наверно и не поверил, что все-таки написал его. Я слышал, что ты хотел покупать учебники, но купил ли ты их? Я начал решать эту задачу и решу ее во что бы то ни стало. Бабушка, ты с утра пилишь меня, думаю, что уже распилила.
Подчеркни глаголы настоящего времени, укажи вид.
Читаем, читал, выпишете, видишь, видела, ненавидят, смотри, смотрите, зависим, зависели, терпят, обидите, слышишь, вижу, гонят, думаешь, прислонишься, побежим, бегает, торопиться.
Работа по карточкам.
а) Определить виды глаголов, способ образования
б) Образовать видовые пары, указать способ образования
в) Составить предложения с данными видовыми парами глаголов
1 группа: Кричать, прятать, купить, заснуть, печатать.
2 группа: Сеять, жечь, носить, умолкнуть, сказать.
3 группа: Выехать, плакать, лечить, объявлять, отрезать.
5. Этап информации о домашнем задании.
Работа по карточкам
От данных глаголов несовершенного вида образовать глаголы совершенного вида при помощи суффиксов:
а) бросать, прыгать, махать, повторять, решать.
б) получать, стучать, изменять, выделять, шагать.
в) чихать, сверкать, выключать, отменять, улыбаться.
6. Подведение итогов урока.
учащиеся объясняют определение вида глагола и способы образования глагола совершенного вида, опираясь на таблицу.
7. Этап рефлексии.
Что мы сегодня повторили на уроке?
Что нового вы сегодня узнали?
Что показалось самым сложным?
Школа при Казахско-Американском университете
Преподаватель: Казакова Т.Ю.
Учебный год: 2017-2018
Тема: Парные глаголы. Способы образования видовых пар.
Видовые пары глаголов
Глаголы совершенного и несовершенного вида часто образовывают видовые пары. Видовые пары – это глаголы разных видов, которые имеют одинаковое лексическое значение. Например: вычеркнуть (совершенный вид) – вычеркивать (несовершенный вид); достигнуть (совершенный вид) – достигать (несовершенный вид); удвоить (совершенный вид) – удваивать (несовершенный вид).
Большинство глаголов, которые образуют пары, имеют одинаковый корень. Исключениями являются такие видовые пары как: взять (совершенный вид) – брать (несовершенный вид); найти (совершенный вид) – искать (несовершенный вид); поймать (совершенный вид) – ловить (несовершенный вид).
Двувидовые глаголы
Глаголы, которые совмещают в себе признаки одновременно совершенного и несовершенного вида, называются двувидовыми глаголами. Вид таких глаголов можно установить при помощи смыслового анализа предложения.
К категории двувидовых глаголов принадлежат такие глаголы: казнить, женить, ранить, использовать, асфальтировать, автоматизировать, воздействовать и телеграфировать.
Способы образования глагола совершенного вида от глагола несовершенного вида:
Приставок вы-, с-, на-, про- (писать — написать)
Суффиксов -и-, -ну- (решать – решить, колоть – кольнуть)
Чередования звуков (излагать — изложить)
Изменения ударения (отрезать — отрезать)
Замена одного слова другим (говорить — сказать)
Задание 1. Распредели глаголы по рубрикам таблицы.
Снять, идти, увлекать, заплакать, трясти, винить, наказать, информировать, помечтать, существовать, миновать, дирижировать, размечтаться, класть, тосковать, положить, брать, начать, раскричаться.
глаголы несовершенного вида глаголы совершенного вида
Задание 2. Найди «четвертое лишнее» слово.
Повторить, сжечь, хвалить, присоединить.
Рекомендовать, повторить, тренировать, критиковать.
Прочитать, нарисовать, говорить, решить.
Играть, веселиться, придумать, подсказывать.
Задание 3. Задание по рядам.
а) Определить виды глаголов, способ образования
б) Образовать видовые пары, указать способ образования
в) Составить предложения с данными видовыми парами глаголов
1 ряд: Кричать, прятать, купить, заснуть, печатать.
2 ряд: Сеять, жечь, носить, умолкнуть, сказать.
3 ряд: Выехать, плакать, лечить, объявлять, отрезать.
Задание 4. Подчеркни глаголы, объединенные в видовые пары, укажи вид глаголов.
Делать дело еще не значит сделать его. Ты так долго списываешь задание, что я не знаю, спишешь ли ты его когда-нибудь. Ну вот, строил-строил и построил. Это мясо можно варить три часа. Все равно не сварится. Ремонтировать и отремонтировать — это не одно и то же. Ты так долго писал это сочинение, что наверно и не поверил, что все-таки написал его. Я слышал, что ты хотел покупать учебники, но купил ли ты их? Я начал решать эту задачу и решу ее во что бы то ни стало. Бабушка, ты с утра пилишь меня, думаю, что уже распилила.
Задание 5. Подчеркни глаголы настоящего времени, укажи вид.
Читаем, читал, выпишете, видишь, видела, ненавидят, смотри, смотрите, зависим, зависели, терпят, обидите, слышишь, вижу, гонят, думаешь, прислонишься, побежим, бегает, торопиться.
СРС: От данных глаголов образовать видовую пару при помощи суффиксов, обозначить вид:
а) бросать, прыгать, махать, повторять, решать.
б) получать, стучать, изменять, выделять, шагать.
в) чихать, сверкать, выключать, отменять, улыбаться.
Источник