- Приставочный способ образования слов. Примеры
- Приставка — словообразовательная морфема
- Как определить приставочный способ словообразования?
- Приставочный способ образования глаголов
- Приставочный способ образования существительных
- Приставочный способ образования прилагательных
- Префиксальный способ образования местоимений
- Приставочный способ и наречия
- 2.12. Образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов
Приставочный способ образования слов. Примеры
Приставочный способ образования — это создание слов той же части речи с помощью приставки (лететь — прилететь, владелец — совладелец). Приставочный способ является продуктивным морфологическим способом образования глаголов, существительных, прилагательных, наречий.
Морфологический способ образования слов активно пополняет лексический запас русского языка на базе непроизводных и производных слов с помощью разных морфем и их сочетаний. С точки зрения, какая морфема или их сочетание участвовали в появлении новой лексемы, различают ряд способов словообразования:
- приставочный, или префиксальный,
- суффиксальный,
- приставочно-суффиксальный,
- постфиксальный,
- приставочно-постфиксальный
Приставка — словообразовательная морфема
Приставочный, или префиксальный, способ образования слов состоит в том, что к производящей основе исходной лексемы присоединяется приставка, или префикс.
Лингвистический термин «префикс» (лат. praefixum <, prae — «впереди» , fixus — «прикрепленный») буквально значит «прикрепленный впереди».
Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем или другой приставкой и служит для образования новых слов.
Эта словообразующая морфема непосредственно присоединяется в начале производящей основы исходного слова.
Например, глагол «выучить» образован от однокоренного слова «учить» с помощью приставки:
Образуя новое слово, приставка вносит в него новый смысл или оттенок значения.
Сравним:
- бежать → убежать,
- бежать →прибежать,
- бежать → отбежать,
- бежать → сбежать,
- бежать → набежать и т. д.
Приставка изменяет лексическое значение исходного слова.
Сравним:
- ходить → выходить,
- ходить → входить.
Как определить приставочный способ словообразования?
Выполняя словообразовательный разбор, некоторые учащиеся, отметив в морфемном составе исследуемого слова наличие приставки, ошибочно считают, что оно образовано приставочным способом:
- лечение — излечение,
- стройка — перестройка,
Но это не всегда так. Приставка могла присоединиться к слову раньше, на предыдущей ступеньке словообразования. Понаблюдаем:
- лечить → излечить → излечение,
- строить → перестроить → перестройка.
Как видим, при наличии приставки в составе слов можно легко спутать приставочный и суффиксальный способ образования.
Чтобы этого не произошло, установим некоторые закономерности приставочного способа словообразования.
- При словообразовательном анализе слова с приставкой ищем к нему ближайшую однокоренную лексему с приставкой. Если такой нет, значит, производное слово образовано приставочным способом.
- Приставочный способ продуктивен в образовании слов одной и той же части речи. Отметим, что не происходит смены части речи производного слова, как это бывает при суффиксальном и других морфемных способах словообразования.
Рассмотрим подробнее, в образовании слов каких частей речи используется приставка.
Приставочный способ образования глаголов
В русском языке приставочный способ является наиболее продуктивным в образовании глаголов. От слов этой части речи с помощью различных приставок образуется множество глаголов.
Примеры:
- седлать → оседлать,
- знать → узнать,
- ждать → подождать,
- моргать → заморгать,
- чертить → начертить,
- кликнуть → воскликнуть,
- чувствовать → почувствовать,
- видеть → предвидеть,
- быть→ прибыть,
- звать → созвать.
Приставочный способ образования существительных
С помощью приставки образуются ряд существительных от однокоренных слов этой части речи.
Примеры:
- текст →подтекст,
- общество → сообщество,
- дедушка → прадедушка,
- звук → призвук,
- город → пригород,
- мрак → сумрак.
Множество существительных с противоположным значением образует приставка не-:
- друг → недруг (враг),
- правда → неправда (ложь),
- счастье → несчастье (горе),
- приятель → неприятель (противник),
- удача → неудача (провал).
Иноязычные приставки активно образуют новые слова:
- звук → ультразвук,
- агент →контрагент,
- компенсация →декомпенсация,
- ориентация → дезориентация,
- континент → субконтинент.
Приставочный способ образования прилагательных
Приставка, присоединяясь к производящей основе имен прилагательных, образует новое слово.
Примеры:
- громкий → сверхгромкий,
- удалый → разудалый:
- огромный → преогромный.
Смысловые приставки при- и пре- вносят в значение производных прилагательных дополнительные оттенки значения:
1. нахождение поблизости:
- полярный → приполярный,
- арктический →приарктический,
2. повышенная степень качества:
- злой → презлой,
- странный → престранный,
- толстый →претолстый.
Иноязычные приставки, присоединяясь к прилагательным, образуют новые слова:
- атлантический → трансатлантический,
- тропический → субтропический,
- моральный → аморальный,
- общественный → антиобщественный.
Префиксальный способ образования местоимений
Префиксы образуют неопределенные и отрицательные местоимения:
- кто → некто,
- что → ничто,
- какой → никакой,
- чей → ничей,
- сколько → несколько,
- что →кое-что,
- кто →кое-кто.
Приставочный способ и наречия
С помощью приставки от относительных наречий образуются неопределенные и отрицательные наречия:
- когда → некогда,
- где → негде,
- как → никак,
- откуда → ниоткуда:
- куда → кое-куда,
- когда → кое-когда.
Префиксальным способом образованы наречия от слов этой же части речи:
- нельзя → донельзя,
- вне → вовне,
- ныне → доныне,
- даром → задаром,
- всегда → навсегда,
- совсем → насовсем,
- пополам → напополам,
- ныне → отныне,
- прочь → напрочь.
Источник
2.12. Образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов
Наиболее продуктивным в русском языке является образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов. Однако, во-первых, они не исчерпывают всех возможных способов морфологического способа образования слов, во-вторых, внутри каждого из этих способов можно выделить более частные разновидности. Рассмотрим более подробно каждый из них.
1. Приставочный способ – образование новых слов с помощью приставок.
Например, глагол переплыть образован от глагола плыть с помощью приставки пере— ( пере-плы —ть ← плы —ть).
Словообразовательная приставка присоединяется ко всему слову. При этом производные слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и производящие слова.
Приставочный способ используется при образовании всех знаменательных частей речи.
Например: дис -комфорт □ ← комфорт □ ; вы -ходи —ть ← ходи —ть; сверх -одарённ —ый ← одарённ —ый; по -ныне ← ныне .
Но наиболее продуктивен он при образовании новых глаголов.
2. Суффиксальный способ – образование нового слова с помощью словообразовательных суффиксов.
Например: глагол смолить образован от существительного смола с помощью глагольного суффикса -и- ( смол- и —ть ← смол —а).
Суффиксальный способ – один из самых распространённых в языке. С его помощью в русском языке образуются все знаменательные части речи. При этом часть речи производного слова может быть той же, что и у производящего (ср.: берез- няк □ ← берёз —а; перепис- ыва —ть ← перепис/а —ть; сер- оват —ый ← сер —ый), может быть иной, чем у производящего слова (ср.: сер- е —ть ← сер —ый; сер- ость □ ← сер —ый; сер- о ← сер —ый).
3. Постфиксальный способ – образование нового слова с помощью словообразовательных постфиксов.
В русском языке, как отмечалось, к словообразовательным постфиксам относятся:
а) возвратный постфикс -ся ;
б) постфиксы неопределённых местоимений -то, -либо, -нибудь .
Поэтому постфиксальным способом образуются возвратные глаголы, неопределённые местоимения и местоименные наречия.
Например: учи —ть— ся ← учи —ть; как —ой— то ← как —ой; когда- либо ← когда .
Примечание. Если рассматривать постфикс как разновидность суффикса, то такого рода образования можно относить к суффиксальному способу образования слов.
4. Нулевая суффиксация – образование нового существительного путём значимого использования отсутствия суффикса.
Примечание. В некоторых пособиях этот способ называют также бессуффиксным.
Отсутствие суффикса значимо для нового слова подобно тому, как значимо отсутствие материально выраженного окончания при наличии нулевого окончания.
Для сравнения сопоставим образование однокоренных слов:
1. восхожд- ениj —е ← восход/и —ть; надрез- к —а ← надрез/а —ть; удаль- ств —о ← удал —ой;
2. восход -Ø □ ← восход/и —ть; надрез -Ø □ ← надрез/а —ть; удаль -Ø □ ← удал —ой.
В первом случае (восхождение, надрезка, удальство) при образовании отглагольного существительного использован материально выраженный суффикс, во втором случае (восход-Ø, надрез-Ø, удаль-Ø) – нулевая суффиксация.
1) Отглагольные существительные мужского рода 2-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.
Вход ← входить, вылет ← вылететь, щебет ← щебетать.
2) Отглагольные существительные женского рода 1-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.
Расплата ← расплатиться, заслуга ← заслужить.
3) Отглагольные существительные женского рода 3-го склонения со значением отвлечённого действия или состояния.
Брань ← бранить, дрожь ← дрожать.
4) Отглагольные существительные общего рода на -а, -я , обозначающие человека по характерному для него действию.
Задира ← задирать, рёва ← реветь.
5) Существительные мужского рода 2-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака или названия лица по отличительному признаку.
Примитив ← примитивный, оригинал ← оригинальный.
6) Существительные женского рода 1-го склонения, образованные от прилагательных, со значением предмета по признаку.
Гуща ← густой, круча ← крутой.
7) Существительные женского рода 3-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака.
При образовании отглагольных существительных с помощью нулевой суффиксации обычно происходит усечение производящей основы (отсекается глагольный суффикс).
Например: заслуг -Ø-а ← заслуж/и —ть; рассказ -Ø □ ← рассказ/а —ть; щебет -Ø □ ← щебет/а —ть.
5. Приставочно-суффиксальный способ – образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и суффикса.
Префиксально-суффиксальным способом образуются существительные, прилагательные, глаголы и наречия.
Например: под -стакан- ник □ ← стакан □ ; под -шеф- н —ый ← шеф □ ; обез -оруж- и -ть ← оружи- j —е; по -сво- ему ← сво —й.
Ср.: под -окон- ник □ («под окном») ← окн —о; под -стакан- ник □ («под стаканом») ← стакан □ ; без -лун- иj —е («без луны») ← лун —а.
2) Не забывайте, что суффикс -j- может быть не выражен в слове специальным графическим знаком:
3) Префиксально-суффиксальным способом образованы наречия, которые пишутся через дефис:
а) от прилагательных – с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -и :
по-взросл ому ← взросл ый; по-хорош ему ← хорош ий; по -товарищески ← товарищеск ий; по -волчь- [ j ] —и ← волч ий;
б) от порядковых числительных – с приставкой в-, во- и суффиксом -ых, -их :
во-перв-ых ← перв ый; в-треть-их ← трет ий.
4) Их значение обычно мотивировано сочетанием существительного с предлогом, причем в производном прилагательном используется приставка, омонимичная предлогу:
без -ног -Ø-ий («без ног») ← ног —а; без -рог -Ø-ий («без рогов») ← рог □ .
Сопоставьте образование аналогичных прилагательных, где, наряду с приставкой, используется не нулевой, а материально выраженный суффикс:
6. Поскольку в данном пособии -ся рассматривается не как разновидность суффикса, а как постфикс, то можно выделить несколько смешанных способов словообразования глаголов с постфиксом -ся:
приставочно-постфиксальный способ – образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и постфикса;
Вы -плака —ть— ся ← плака —ть; в -чита —ть— ся ← чита —ть.
суффиксально-постфиксальный способ – образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова суффикса и постфикса;
Толп- и —ть— ся ← толп —а; скуп- и —ть— ся ← скуп —ой.
приставочно-суффиксально-постфиксальный способ – образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки, суффикса и постфикса.
Пере -шуч- ива —ть— ся ← шут/и —ть.
Источник