Словообразование в немецком
Время чтения: 9 мин
Какими путями происходит словообразование в немецком языке? Какие суффиксы и приставки надо знать? Что такое субстантивация, адвербиализация, адъективация? Читайте нашу статью, и мы ответим на все вопросы.
Словообразование – это главный способ развития словаря языка, и, как мы понимаем, новые слова образуются на базе уже имеющихся в системе по определенным моделям. При изучении языка знать его словообразовательные модели может быть очень полезным, ведь так, например, выучив одно слово, вы получаете доступ к нескольким другим, образованным от него.
Порой незнакомое слово легко понять, зная значение корня и понимая характерный оттенок, который может придать суффикс или приставка. Так что давайте разбираться в способах словообразования и словообразовательных моделях.
Производство новых слов может происходить:
1) добавлением приставки ( префиксация ),
2) добавлением суффикса ( суффиксация ),
3) без добавления суффикса или приставки, посредством перехода слов одной части речи в другую ,
4) путем сложения основ разных слов.
Также есть комбинированный вариант этих моделей: происходит например, суффиксация и префиксация или словосложение и параллельно с этим добавляется суффикс или приставка. А еще в этом процессе участвуют умлаут, чередования гласных и – очень редко – согласных. Пойдем по указанному порядку.
Префиксация
Префиксация – добавление приставки к слову, вместе с этой приставкой добавляется и элемент значения, за исключением чисто формообразовательного значения приставки ge- при образовании формы глагола прошедшего времени: machen-gemacht. Здесь эта приставка означает только то, что слово стоит в прошедшем времени. Однако тот же префикс в других случаях наделен также собственным значением, мы поговорим об этом чуть ниже.
Наиболее распространенные приставки при образовании имен существительных и прилагательных:
un-, miss-, ur-, erz-, ge-, anti-, neo-
- un- и miss- выражают какой-то отрицательный признак, un- образует, прежде всего, антонимы к ряду существительных: die Ungeduld (нетерпение), die Unruhe (неспокойствие), der Unfall (несчастный случай), unabsichtlich (непреднамеренно).
- также un- усиливает значение основного слова die Unmenge (большое количество), die Unzahl (огромное множество).
- существительные с miss- выражают понятие чего-либо неудавшегося, плохого: die Missernte (неурожай); соединения с основой, выражающей положительное качество или явление, носят характер антонимов, как и соединения с un-: der Misserfolg (неудача), die Missgunst (недоброжелательность), missmutig (унылый).
- чаще всего ur- обозначает нечто древнее, первоначальное:
die Urzeit (древность), der Urwald (девственный лес), der Urmensch (первобытный человек), die Urgroßmutter (прабабушка). - в сочетании с прилагательными эта же приставка усиливает значение: uralt (древний), urkomisch (ужасно смешной).
- erz- (на русский переводится как архи-) обозначает высший ранг или сан (в терминологии церкви): der Erzbischof (архиепископ), der Erzherzog (эрцгерцог); или усиливает названия, имеющие отрицательный характер: der Erznarr (архиглупец), erzdumm (архиглупый), erzfaul (архиленивый). Как вы видите, он усиливает все значения.
- ge -:
— существительные мужского рода, служащие наименованиями людей: der Gemahl (супруг), der Geselle (подмастерье).
— существительные среднего рода с коллективным значением: das Gebirge (горный массив), das Gemüse (овощи), das Gebüsch (кустарник).
— отглагольные существительные среднего рода, обозначающие повторяемость действия: das Geschwätz (болтовня), das Gebrüll (рык)
— отыменные существительные с новой грамматической характеристиками, то есть изменением рода: der Berg — das Gebirge (гора — горный хребет), das Bild — das Gebilde (картина — творение).
- anti- и neo- заимствованы из латинского и греческого и появляются в уже современных словах.
- anti- выражает противоположность или противодействие: der Antiheld (антигерой), antidemokratisch (антидемократичный).
- neo- имеет значение «новый»: der Neoklassizismus (неоклассицизм), даже Neo-Ich (новый я).
Запомните! Приставки ge-, anti-, neo- неударные, miss- имеет на себе второстепенное ударение, а un- и ur- перетягивают на себя главное ударение во всех своих значениях, кроме «усиления».
Наиболее распространенные приставки при образовании глаголов miß-, zer-, er-, ver-, be-, ent-, emp-, ge-. Все они, кроме emp- и ge-, обладают собственным значением. Тогда как ge- — это, как мы помним, формообразующий префикс, а emp- содержится в словах типа empfangen, empfinden.
У нас есть отдельная статья о немецких глаголах с приставками, советуем прочитать ее, чтобы узнать о них подробнее.
Все еще пугает немецкая грамматика? Хотите разобрать сложные темы с преподавателем, но не уверены, подходит ли вам обучение онлайн? Мы покажем вам, что онлайн-образование подходит всем! Выберите свой уровень — от нулевого до продвинутого — и запишитесь на наш онлайн-марафон немецкого языка! Это 3 дня и 3 урока с преподавателем в прямом эфире: разговорная практика, аудирование, отработка грамматики, домашние задания и материалы для самостоятельного изучения. Стоимость участия — 500 рублей. Проведите время с пользой!
Суффиксация
Изначально каждый суффикс указывает на принадлежность слова к той или иной части речи. При помощи суффиксов могут быть образованы одни части речи от других, например, существительное от глагола (arbeiten — der Arbeiter (работать — работник)), но также словообразование может происходить внутри одной части речи (lachen — lächeln (смеяться — улыбаться)). Поэтому здесь важно знать, что некоторые суффиксы меняют род слова.
Суффиксы имен существительных:
- — er (-ler, -ner, -aner, -enser), -ling наименования лиц различных категорий, названия предметов: der Fischer (рыбак), der Schüler (школьник), der Berliner (житель Берлина), der Künstler (художник), der Africaner (африканец); der Neuling (новичок), der Schmetterling (бабочка).
- -in тоже образует лица, но только женского пола, обычно от слов мужского рода: die Lehrerin (учительница), die Schühlerin (школьница).
- -erin тоже образует слова женского рода, но при отсутствии соответствующих им наименований мужского: die Näherin (швея).
- -ung, -ei (-erei), -heit (-keit, -igkeit), -schaft — суффиксы женского рода, передающие значение абстрактности и собирательности: die Erklärung (объяснение), die Erkältung (простуда); die Fischerei (рыболовство), die Bäckerei (пекарня); die Einheit (единство), die Gesamtheit (сумма), die Ehrlichkeit (честность); die Studentenschaft (студенчество).
- -chen, -lein уменьшительные имена обязательно среднего рода от любых основ. Das Häuschen (домик), das Bächlein (ручеек).
- -ing, -rich, -bold, -ian — суффиксы мужского рода, они встречаются довольно редко, в основном в фамилиях и именах (Friedrich), в названиях самцов птиц (der Gänserich (гусак), der Enterich (селезень)), в образования лиц с экспрессивной, эмоциональной окраской (der Saufbold (пьяница), der Grobian (грубиян)) и в некоторых единичных образованиях (der Fähnrich — прапорщик).
- -e — это суффикс женского рода. При помощи -e образуются слова от глагольных основ и основ прилагательных (die Hilfe (помощь), die Lehre (учеба), die Härte (тяжесть), die Länge (длина)), также от глаголов (die Quelle — источник).
- -nis, -sal, -sel — суффиксы женского и среднего рода. Они своего собственного значения в слово не вносят. Das Gefängnis (тюрьма), die Kenntnis (знание), das Schicksal (судьба), das Überbleibsel (пережиток, остаток), das Stöpsel (пробка).
Словообразовательные суффиксы имен прилагательных:
- -ig:blutig (кровавый), salzig (соленый), vorsichtig (осторожный).
- -isch:kindisch (детский), russisch (русский), politisch (политический).
- -en: служит для образования прилагательных из вещественных существительных: eichen (дубовый), golden (золотой).
- -lich:männlich (мужской), persönlich (личный).
- -sam: значение «соответствующий, достойный», характерное качество, склонность, способность к чему-л. wundersam (чудесный), furchtsam (боязливый), langsam (скучный).
- -bar: обычно имеют пассивное значение: sonderbar (своеобразный), vergleichbar (сопоставимый), erreichbar (достижимый).
- -haft: может иметь значение «имеющий, обладающий»: fehlerhaft (несовершенный), zweifelhaft (подлежащий сомнению); «подобный, сходный» frauenhaft (женоподобный).
Cуффиксы глаголов: — er(n), -el(n), -ig(en), -s(en), -ier(en), -sch(en), -z(en), -tsch(en), -ch(en)
- -er: steigern (увеличивать)
- -el: lächeln (улыбаться)
- -ig: schädigen (повреждать)
- -s: grinsen (ухмыляться)
- -sch: vermischen (смешивать) -tsch: glitschen (скользить)
- -ch: horchen (прислушиваться)
Образование наречий при помощи суффиксов:
- -s:tags (днем), rechts (справа), abends (вечером)
- -ens:wenigstens
- -lings:blindlings (вслепую) -wärts: südwärts (к югу), rückwärts (вспять).
Больше информации о немецких суффиксах вы найдете с нашей более ранней статье.
Переход частей речи
Наиболее распространенным типом переходя является переход в существительное, а то есть субстантивация. Чаще всего в существительное переходит инфинитив глагола, при этом слово получается среднего рода: das Leben (жизнь), das Unternehmen (предприятие), das Essen (еда). Также субстантивируются прилагательные и причастия, причем слова, образованные таким способом, по смыслу разделяются на две группы: признак, который мыслится предметно (das Neue — новое, das Wirkliche — истинное), и носитель признака (der,die Alte — старик/старуха, die Verwandten — родственники).
Больше примеров по субстантивации можно найти в нашей грамматической статье о немецких существительных, образованных от прилагательных.
Следующий процесс — превращение существительных, наречий и причастий в прилагательные, то есть адъективация.
Адъективация существительных почти не распространена, обычно основы просто совпадают: wert (стоящий), laut (громкий) и т.д. Особый тип — это превращение в прилагательные наименований городов и стран, например die Moskauer Metro (московское метро), der Hamburger DOM, Berliner Straßen (улицы Берлина).
Наречия тоже не часто образуют прилагательные. Вот несколько примеров: seltene (Blumen) — редкие (цветы), bange (Ahnung) — тревожное (предчувствие).
А вот на основе причастий образовалось много прилагательных. Обычно такие слова имеют более абстрактный, метафорический оттенок: eine glänzende, ausgezeichnete Antwort (блестящий, выдающийся ответ).
Следующий тип словообразования — вербализация, то есть переход в глагол прилагательных и существительных. Тут различают два значения:
а) придание предмету признака, который выражен в имени: vorbereiten (приготовлять), kürzen (укорачивать).
б) нахождение в состоянии или вступление в состояние, которое обозначает имя: grühnen (зеленеть), sich nähern (приближаться), welken (вянуть).
Или глагол выражает различные типы отношения к тому, что выражает имя: geigen (играть на скрипке), flöten (играть на флейте), schmieden (ковать), dolmetschern (делать синхронный перевод), pfeffern (перчить), achten (обращать внимание), antworten (отвечать) и другие.
Переход слов (существительных, прилагательных, причастий) в наречия называют адвербиализацией. Чаще всего переходит родительный падеж слова в неизменной форме: tags (днем), abends (вечером), rechts (справа), links (слева), teils (частично), anders (по-другому).
Слова разных частей речи переходят даже в предлоги и союзы, например trotz (вопреки), mittels (посредством), falls (в случае), angesichts (ввиду).
Сложение
Этот способ чуть ли не самый продуктивный в немецком языке, именно благодаря ему появляются все те страшные и длинные составные слова, которые на русский одним словом не переводятся.
В каждом сложном слове выделяется минимум две основы, от которых оно образовано, два корня, из них грамматическое значение несёт самый последний: по нему определяется род всего слова (если это существительное), он изменяется при склонении. Ударения в таких словах два (или несколько, по количеству основ), одно из этих ударение главное, остальные — второстепенные, но явно слышимые.
Композиция сложного слова может быть разной: две основы могут просто складываться вместе (der Schreibtisch — письменный стол, das Nebenzimmer — смежная комната), могут появляться соединительные элементы (das Tageslicht — дневной свет, lebenswichtig — жизненно важный). Такими элементами могут быть -(e)n, -(e)s.
Вот и все. Сегодня мы вспомнили про разные модели словообразования, характерные для немецкого языка: добавление суффикса, приставки, переход одной части речи в другую и сложение основ.
Источник
Способы образования самостоятельных и служебных частей речи
учебно-методический материал по русскому языку (9, 10, 11 класс) по теме
Таблица образования самостоятельных и служебных частей речи и задания самостоятельной работы по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_obrazovaniya_chastey_rechi.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Агафонова Марина Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №159» Советского района г.Казани
Предмет: русский язык
Тема: Способы образования самостоятельных и служебных частей речи
- Имя существительное
Камень – каменщик, футбол – футболист
Красный – краснота, учить – учитель,
Погода – непогода, группа – подгруппа,
Город – пригород, автор – соавтор,
3. Приставочно — суффиксальный
Рукав – безрукавка, служить – сослуживец
Заплывать – заплыв, глухой – глушь
Железо + бетон – железобетон,
Луна + ходить – луноход,
Продовольственный + магазин – продмаг
6. Переход прилагательных, причастий в существительные
Гостиная комната – гостиная,
Присутствующие на собрании – присутствующие встали
2. Имя прилагательное
Комната – комнатный, солдат – солдатский
Удалой – разудалый, добрый – предобрый
3. Приставочно — суффиксальный
За городом – загородный, избежать – неизбежный
Русский + немецкий – русско-немецкий,
Пять + метров – пятиметровый
5. Слияние (сращение)
Трудно = доступный – труднодоступный
Вечно + зеленый _ вечнозеленый
6. Переход слов из других частей речи
Первый номер (числит.) – первый (лучший) студент; блестящие на солнце (прич.) – блестящие способности
- Имя числительное
Три – тридцать, один – одиннадцать
Три + сто – триста
- Местоимение
Кто – кто-то, какой – какой-либо,
Кто – никто, какой – кое-какой,
Синий – синеть, умыть – умыться
Писать – написать, выполнить – перевыполнить
Столб – застолбить, бежать – разбежаться
Зима – зимой, куда – куда-нибудь,
Смерть – насмерть, долго – недолго, как – кое-как
3. Приставочно — суффиксальный
Далеко – издалека, новый – по-новому
4. Переход слов из других частей речи
Лёжа на диване (дееприч.) – читать лёжа,
Медленным шагом (сущ.) – ехать шагом
- Производные предлоги
Иметь в виду – ввиду плохой погоды
На счет банка поговорить – насчет работы
2. Переход слов из других частей речи
Показаться впереди (наречие) – впереди отряда
Благодаря за помощь (деепричастие) – благодаря помощи
- Производные союзы
1. Слияние (сращение)
потому что = что = потому что
2. Переход слов из других частей речи
Что случилось? (местоим.) – Знал, что будет гроза.
Самостоятельная работа №1.
Укажите способ образования выделенного слова в предложении.
- Сильный порывистый ветер гнал тучи в сторону моря. (суффиксальный)
- Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете! (И.Бунин) (суффиксальный)
- Светлыми звездами нежно украшена зимняя ночь. (суффиксальный)
- Перед нами простиралась гладь необычайно красивого озера. (бессуффиксный)
- Работникам фабрики в этом году необходимо удвоить производство обуви.(приставочно-суффиксальный)
- Седой старик почему-то извиняется и не спеша проходит в комнату. (суффиксальный)
- Охотник зарядил ружьё и взвёл курок. (суффиксальный)
- Сегодня учитель объяснял новый материал по географии. (суффиксальный)
- Чтобы добиться успеха, футболист упорно тренировался. (суффиксальный)
- Служить бы рад – прислуживаться тошно. (А. Грибоедов) (суффиксальный)
- По отлогим берегам реки росли могучие вечнозеленые деревья.(сложение)
- Стройную фигуру Ивана туго перехватывал солдатский ремень. (суффиксальный)
- Во льдах океана ледокол упрямо прокладывал путь идущим за ним кораблям.(сложение)
- У нас в классе четырнадцать девочек и только семь мальчиков. (суффиксальный)
- Триста спартанцев мужественно сражались и погибли непобежденными.(сложение)
- Космонавт видел, что землю окутывают голубые облака. (суффиксальный)
- Сплавы, извергающиеся на поверхность из кратеров вулканов, образуют магматические породы. (суффиксальный)
- Издалека путники увидели небольшое селение, уютно расположившееся на берегу тихой речушки. .(приставочно-суффиксальный)
- Чтобы перейти на другую сторону улицы, нам пришлось спуститься в подземный переход. .(приставочно-суффиксальный)
- Со стороны гор доносился гул разбушевавшейся реки. (суффиксальный)
- Из-за сильного дождя, начавшегося ранним утром, загородная прогулка, к сожалению, не состоялась. .(приставочно-суффиксальный)
- Какой-нибудь путник остановится возле могучего дуба и вспомнит былые времена. (суффиксальный)
- Несколько задач мы так и не смогли решить, хотя очень старались. .(приставочный)
- Поэт, будучи в дороге, всегда наблюдал за окружающей его жизнью, и в его душе рождались восхитительные строки. (суффиксальный)
- Стройная горянка, держа кувшин над головой, неторопливо шла к дому. (суффиксальный)
- Буйная зелень молодых садов радовала наш взгляд.(бессуффиксный)
- Водопад неистово гудел, низвергаясь с громадной высоты.(сложение)
- Нам долго пришлось пробираться к реке сквозь бурелом . .(сложение)
- Вечером, как всегда, мы сидели в столовой и мирно беседовали.(переход одной части речи в другую)
- В приёмной было шумно: посетители о чем-то спорили. .(переход одной части речи в другую)
Самостоятельная работа №2.
1. Из предложений 26 – 29 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
(26)Сейчас, конечно, не художественная литература формирует наш языковой вкус. (27)Тон задают теперь в первую очередь телевидение и радио. (28)Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. (29)А современным дикторам нравится американская интонация.
2. Из предложения 11 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
(11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника , союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту.
3. Из предложений 7-8 выпишите слова, образованные приставочным способом.
(7)высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8)Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет.
4. Из предложений 7-9 выпишите слово, образованное приставочным способом.
(7)Слышишь, видишь, читаешь такое – и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА!
(8)Это – самая распространенная, самая злокачественная болезнь нашей речи. (9)Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийственным названием.
5. Из предложений 3-5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
(2)Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (3)На освещенном мощными огнями теплоходе. (4)И в этом туманном мире возникли усталые созвездия …
(5)Я вышел из рубки на крыло мостика.
6. Из предложений 13-15 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
(12)Сплетник вынужден был осторожничать. (13)В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец.
(14)А как же Пушкин? (15)Какая непоправимая и бессмысленная гибель…
(16)Да, непоправимая, но не бессмысленная . (17)Да, «невольник чести», но ведь чести!
7. Из предложений 6-7 выпишите слово, которое образовано приставочным способом.
(5)Он назвал тогда телевизор бедствием, в особенности для молодых его дочерей.
— (6)Телевизор вырабатывает пассивность! – горячился фермер. – (7)Вы только подумайте , мои дочери, вместо того чтобы читать и развивать свое воображение, вместо того чтобы вышивать, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно.
8. Из предложений 35-39 выпишите слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую.
(34)Заяц должен приспосабливаться, а человеку не положено. (35)О приспособляемости зайца даже природа заботится – линять научила, обрастай к зиме белой шерсткой, к лету – серой, — а люди не смей, запрещено?! (36)Кем. (37)Да теми же людьми. (38)Запрещать-то запрещают, но каждый по-своему приспосабливается, только не признается в том… (39)Ну так вот, папа-мама, ваш сын приспособленец и ничуть этого не стесняется.
9. Из предложений 15-17 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
(15)Её обязательная «принадлежность» — те или иные переживания на фоне той или иной реальности.
(16)А если в нашем «личном багаже» запаса этих чувств не имеется? (17)Если мы вовек не чувствовали того, что пережил поэт?
(18)Что ж, в этом случае стихи могут нас и не взволновать.
10. Из предложений 17-18 выпишите все слова, образованные приставочным способом.
(17)Искать объяснение этому высокому качеству души следует, видимо, в каждодневных проявлениях характера, в незаметных на первый взгляд поступках, в неброских ситуациях. (18)Поведение людей в событиях моделируется рядовым течением жизни.
11. Из предложений 15-16 выпишите слово, которое образовано приставочным способом.
(15)Здесь и столкновения мнений, и выбор жизненной дороги, и направление умственных интересов, и воспитание воли. (16)Трудно переоценить значение этого оружия, если за него берутся любящие и умелые руки.
12. Из предложений 3-5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом .
(3)Воду берегли строго, чтобы хватило на обратную дорогу. (4)Начав путь в тридцатиградусную жару, вскоре с удовольствием натянули на себя теплые куртки. (5)До облаков чуть ли уже не руками доставали. (6)Чувствовали: ветер у наших ног зарождается, а потом уже, согревшись, бежит к человеческим жилищам.
13. Из предложений 10-12 выпишите прилагательное, образованное приставочно-суффиксальным способом.
(10) «Мне наплевать, — примерно так рассуждают многие эгоисты, — что кто-то, пусть даже мои дети или близкие родственники, пострадает от моей болезни, от моей преждевременной немощности и даже смерти. (11)Наплевать, что оставлю я их без моральной и материальной поддержки, обреку на необходимость длительно ухаживать за мной, больным и беспомощным . (12)Что мне до остальных, если вот сейчас, сию минуту я хочу получить удовольствие, затянувшись приятным дымком сигареты (опрокинув чарку, усевшись перед экраном телевизора вместо лыжной прогулки и т.д.)?(13)А что ждет моих детей через несколько лет, меня не волнует»
14. Из предложений 12-14 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
(12)Сосредоточьтесь на нем! (13)И пусть никто не заметит вашего плохого настроения, глядишь и оно станет получше. (14)Вы распрямите не только плечи, вы и внутренне распрямитесь.
Докажите правильность следующего утверждения. Выпишите обозначенные слова.
- В предложении есть слово, образованное бессуффиксным способом.
Между культурой речи и общей культурой тесная связь; иной и пишет, и говорит без ошибок, но какой у него маленький словарь, какая худосочная душевная жизнь сказывается в его речи. (связь от связать)
- В предложении есть два слова, образованные за счет перехода из другой части речи (неморфологический способ).
Остроумный и блестящий рассказчик, он, как гениальный фехтовальщик, в долю секунды жалил противника острым словом, и молниеносны были его ответы на уколы спорящего с ним. (блестящий = прилагательное от причастия; спорящего = существительное от причастия)
- В предложении есть три слова, образованные суффиксальным способом; два слова образованы за счет перехода из другой части речи (неморфологическим способом).
Мимо вагонной дверцы уже плыли станционные деревья, тянули ветви с пластами снега навстречу поезду . (суффиксальный способ = вагонной, дверцы, станционные; переход одной части речи в другую = мимо, навстречу = предлоги от наречий)
- Александров В.Н., Александрова О.И. Русский язык: подготовка к ЕГЭ: пособие для учащихся – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 320 с.
- Гольцова Н.Г. русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений – 8-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011. – 448 с.
- Егораева Г.Т. ЕГЭ: 2000 заданий с ответами по русскому языку. Все задания части В. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 349 с.
- Русский язык. Справочник и тренинг для подготовки к единому государственному экзамену/ ред.-сост. А.Б.Малюшкин. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Самостоятельные и служебные части речи. Предлог»
Конспект урока русского языка в 7 классе.Учебник «Русский язык», Баранов М. Т., Ладыженская Т. А.
«Самостоятельные и служебные части речи».
Представленный урок — презентация может быть использован как для работы учителя с классом, так и для самостоятельной работы учащихся по данной теме. Особенностью урока являются задания, по.
5 класс — Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.
Урок изучения нового материала в 5 классе. Тезисы. Формулировка темы. Актуальность темы обусловлена тем, что в дальнейшем произойдёт расширение и углубление полученных знаний. Разделы лингв.
Самостоятельные и служебные части речи
Урок русского языка.
Самостоятельные и служебные части речи
Презентация к уроку.
Самостоятельные и служебные части речи
Данная презентация может быть использована на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы: «Части речи в русском языке».
Методическая разработка урока «Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи» (10 класс)
Методическая разработка урока «Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных служебных частей речи» (10 класс).
Источник