Способ образования прилагательных способом сложения

Содержание
  1. Образование прилагательных путём сложения
  2. Конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Словообразование прилагательных способом сложения основ» план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
  3. Скачать:
  4. Предварительный просмотр:
  5. 6.28. Образование прилагательных путем сложения основ
  6. Читайте также
  7. СЕВЕРНЫМ МОРСКИМ ПУТЕМ
  8. Профилактика – основа основ
  9. Основа основ
  10. Мы пойдем другим путем
  11. Начнем с основ
  12. Совершенствование правовых основ денежного обращения
  13. Три типа сложения и три системы питания
  14. Часть I. Основы основ
  15. Развитие научно-теоретических основ физического воспитания
  16. Формирование идеологических основ советской системы физического воспитания
  17. 5.6. Членимость и производность основ
  18. 5.9. Соотносительность производной и производящей основ
  19. 6.24. Образование имен прилагательных. Продуктивные способы образования имен прилагательных

Образование прилагательных путём сложения

При сложении берутся основы как независимых друг от друга слов (между ними можно поставить союз и), так и зависимых друг от друга слов (от одного к другому можно поставить вопрос); при сложении основ зависимых друг от друга слов используется ещё и суффикс:

В прилагательных, образованных сложением, основы обычно присоединяются с помощью соединительных гласных о и е:

1. Запишите сложные прилагательные в два столбика: в первый запишите те, которые образованы из сочетания слов, по своему значению подчинённых одно другому; во второй — те, которые образованы из двух независимых друг от друга слов.

Журнально-газетный, целлюлозно-бумажный, шахматно-шашечные (соревнования), древнерус..кий, рус..ко-француз..кий, нефт..наливной, лев..бережный, ж..лто-красный, сельскохозяйств..ый, народнохозяйств..ый, западн..европейский, чугун..литейный, рабоче-крестьянский, научно-фантастический.

Если прилагательные образованы путём сложения основ слов, одно из которых зависит от другого, такие прилагательные пишутся слитно.

Если прилагательные образованы путём сложения основ независимых друг от друга слов и между ними можно поставить союз и, то такие прилагательные пишутся через дефис.

Прилагательные, обозначающие цвет, пишутся через дефис.

Дефис сохраняется в прилагательных, образованных от существительных, которые пишутся через дефис.

2. Слитно или через дефис?

Образец рассуждения: (Вагоно)ремонтный — это сложное слово, оно образовано из сочетания слов, из которых одно подчинено другому (ремонт вагонов). Значит, это слово нужно писать слитно: вагоноремонтный. (Выпукло)вогнутый — это сложное слово, оно образовано из основ независимых друг от друга, слов выпуклый и вогнутый, между ними можно вставить союз и, значит, это слово надо писать через дефис: выпукло-вогнутый. Обозначьте орфограмму № 41.

(Сельско)хозяйственный, (физико)математический, (русско)английский, (стале)литейный, (средне)вековый, (туго)плавкий, (зеленовато)серый, (десяти)этажный, (паровозо)ремонтный, (юго)восточный, (изжелта)красный, (трёх)метровый, (садово)огородный, (рельсо)прокатный, (северо)западный, (сорока)километровый, (древне)русский, (фабрично)заводской, (хлопчато)бумажный, (двух)комнатный, (дву)дольный, (чугуно)литейный.

К какому разряду относятся эти прилагательные?

Составьте словосочетания я прилагательное + существительное».

3. Какие сложные прилагательные могут быть образованы от данных слов? Что они обозначают? Запишите их, обозначьте орфограмму № 41.

Жёлтый, зелёный; белый, синий; красный, белый; светлый, фиолетовый; тёмный, голубой; бледный, синий; яркий, розовый.

4. Образуйте сложные прилагательные из данных слов. Какие из них употребляются? Запишите их.

Образец: бледный, розовый, лицо — бледно-розовый, бледнолицый, розоволицый.

Тёмный, коричневый, волосы; чёрный, белый, бровь; синий, зелёный, глаз; красный, синий, нос; белый, розовый, зуб.

5. Выпишите в одну колонку сложные прилагательные, а в другую прилагательные, образованные от сложных существительных. Какие из них вы напишете через дефис и почему?

(Светло)голубой, (багрово)красный, (тёмно)каштановый, (водо)проводный, (сельско)хозяйственный, (серебристо)белый, (иссиня)зелёный, (паро)ходный, (тепло)возный, (верто)лётный, (ледо)кольный.

6. В следующих сочетаниях слов замените выделенные слова прилагательными. Запишите прилагательные вместе с существительными.

Образец: Завод для ремонта судов — судоремонтный завод.

Бумага, чувствительная к свету; дело первой очереди; здание в двенадцать этажей; многоугольник с равными сторонами; рабочая и крестьянская власть; плодовые и ягодные культуры; завод для литья чугуна; женщина с седыми волосами; мужчина с широкими плечами; рабочие фабрик и заводов; требования санитарные и гигиенические; производство писчей бумаги; девушка.

7. Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите, поставьте пропущенные запятые. Обозначьте орфограмму № 41.

Словари, в которых средствами родного языка об..сняются слова чуж..го языка (и наоборот), называю(т,ть)ся переводными. Они могут быть как (дву)язычными, так и (много)язычными. Например, переводными словарями являю(т,ть)ся (русско)английский словарь (немецко)русский словарь (русско)француз..ий словарь (чеш..ко)русский словарь и другие.

Читайте также:  Безномерной способ учета простоя вагонов

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источник

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Словообразование прилагательных способом сложения основ»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок проведен с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий, элементов технологий проблемного обучения, игровых технологий. На уроке был реализован деятельностный подход в обучении.

Скачать:

Вложение Размер
slovoobrazovanie_prilagatelnyh_slozheniem2.doc 63.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Бородинская СОШ №2»

администрации МО Киреевский район

ШМО учителей гуманитарного цикла

Конспект открытого урока русского языка

в 6 классе на тему:

способом сложения основ»

учитель русского языка

  • повторить основные способы образования прилагательных;
  • повторить правило написания н и нн в суффиксах прилагательных;
  • повторить разряды прилагательных;
  • познакомить с основными способами образования сложных прилагательных;
  • повторить правило правописания соединительных гласных в сложных словах;
  • сформировать орфографический навык слитного и дефисного написания сложных прилагательных;
  • формировать интерес к изучению русского языка;
  • воспитывать любовь к Тульскому краю.
  • карточки для индивидуальной работы;
  • сигнальные карточки зеленого и красного цвета;
  • мультимедийная установка.
  1. Проверка домашнего задания + индивидуальная работа по карточкам.
  • — Проверим домашнее задание. Вам нужно было из упр. 358 выписать словосочетания «прилагательные с не + определяемые слова», объяснить слитное и раздельное написание частицы не с прилагательными.

— Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа по парте. Поставьте отметку. В качестве контроля используйте материал слайда (№ 1):

не годным (не употребляется без не) мальчишкой

в не затейливую (простую) жизнь

не что неожиданное (не употребляется без не)

не твердыми (шаткими) шагами

не терпеливого (сильного) гнева

— Какие словосочетания выписали? (подчинительные)

— А какие еще знаете словосочетания? (сочинительные)

— Что для них характерно?

— На какие две группы по способу решения орфограммы можно разделить все выписанные прилагательные?

— Какой пункт правила остался не проиллюстрирован? Приведите пример.

  • Проверка выполнения индивидуальной работы

— Проверим работу по карточкам

  1. Образуй прилагательные приставочным способом:

2 Определи разряд прилагательных.

  1. Образуй прилагательные суффиксальным способом. Объясни орфограмму:

— Проверим работу при помощи сигнальных карточек: правильно – зеленая карточка, есть ошибка – красная.

— Какие еще способы образования прилагательных знаете? Приведите примеры. (приморский, прибрежный, пришкольный, настольный, темно-синий, древнерусский)

3. Объявление темы урока, постановка задач.

— Сформулируйте тему урока.

— Сегодня поговорим об образования прилагательных способом сложения основ.

— Какие цели поставим на урок?

— Выясним, как происходит образование прилагательных данным способом. Потренируемся в их образовании и написании.

— Запишите число, Кл. раб., тему урока.

4. Актуализация теоретических знаний о сложных словах.

  • — Как называются слова, образованные сложением основ? (сложные)

— Проанализируйте материалы слайда. Сделайте вывод об образовании прилагательных данным способом. Составьте соответствующую схему в тетради.

Русский язык русскоязычный

Дальний восток дальневосточный

Русский и немецкий русско-немецкий

Темный красный темно-красный

— От чего же образуются прилагательные способом сложения? (От словосочетаний подчинительных и сочинительных)

— Проверьте свою схему по слайду.

Словообразование прилагательных способом сложения основ

От подчинительных От сочинительных

  • — Как соединяются части сложного слова в одно? (при помощи соединительных гласных).

— Какие знаете соединительные гласные? (о, е)

— От чего зависит выбор соединительной гласной? (от основы: твердая – о, мягкая –е)

Соединительные гласные

(основа на твердый согласный) (основа на мягкий согласный)

— Выполним упражнение 360. Прочитайте задание.

— Что необходимо сделать?

— Будем выполнять задание по вариантам: I вариант выписывает слова с соединительной гласной о, II – с е. Орфограмму обозначьте графически.

— К доске пойдут… (2-е)

— Придумайте свои примеры.

— Проверим работу. (Проверка учителем)

— От чего же зависит выбор соединительной гласной?

4. Формирование орфографического навыка.

У пряника многовековая история. Это медово-сахарное лакомство снискало всенародную любовь. По размеру пряники бывают большие и маленькие. По форме – круглые, прямоугольные, овальные, фигурные. По начинке – фруктово-ягодные и со сгущенкой. По способу приготовления – печатные, лепные.

— О каком прянике идет речь?

— Этот текст – отрывок из произведения С.А. Рассаднева «Тульский пряник».

— Назовите из этого текста сложные прилагательные. (Многовековая, медово-сахарное, всенародную, прямоугольные, фруктово-ягодные.)

— Выпишите из текста сложные прилагательные.

— Проверьте, все ли прилагательные выписали?

Многовековая, медово-сахарное, всенародную, прямоугольные, фруктово-ягодные.

— Какую особенность написания сложных прилагательных заметили? (Пишутся слитно или через дефис.)

— Откройте «Теорию», найдите параграф 107, прочитайте его, приготовьтесь объяснить написание сложных прилагательных.

— Кто готов объяснить написание сложных слов?

— Отчего зависит слитное и дефисное написание сложных прилагательных?

— На какой пункт правила в тексте не было примера?

— Приведите свой пример.

— От чего же зависит слитное и дефисное написание сложных прилагательных?

Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

от подчинительных от сочинительных

пишутся слитно пишутся через дефис

пишутся через дефис

— Потренируемся в написании сложных прилагательных. Поиграем в игру «Одним словом»: замените словосочетание сложным прилагательным. (Записываем с комментированием: объяснение соединительной гласной и слитного либо дефисного написания)

  1. имеющий отношение к железной дороге
  2. сделанный собственными руками
  3. синий и зеленый
  4. южный и западный
  5. защищающий от солнца
  6. сладкий с кислым привкусом

— При каком условии сложные прилагательные пишутся слитно?

5. Закрепление (если останется время)

— Работаем с сигнальными карточками: я называю сложные прилагательные, вы показываете зеленую карточку, если прилагательное пишется слитно, красную – если через дефис.

Сельскохозяйственный, северо-восточный, восточноевропейский, русско-английский, бледно-синий, общенаучный, дружелюбный, журнально-газетный, конноспортивный, горько-соленый, труднодоступный, литературно-художественный.

— О каком способе образования сложных прилагательных узнали?

— На следующем уроке познакомимся еще с одним способом образования сложных прилагательных.

— Как решается орфограмма «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»?

— От чего зависит выбор соединительной гласной?

— Оцените свою работу на уроке:

Я работал хорошо, усвоил учебный материал – похлопайте в ладоши.

— Я был мало активен, не всё было понятно – поднимите руки кверху.

— Я работал плохо, учебный материал не усвоил – опустите руки вниз.

Параграф 107 – учить рамочку, упр. 363: распределить сложные прилагательные на 3 группы, обозначить орфограмму, привести по 2 своих примера к каждой группе.

Источник

6.28. Образование прилагательных путем сложения основ

6.28. Образование прилагательных путем сложения основ

Сложение основ – способ образования на базе двух или более мотивирующих основ. Опорным является последний компонент сложного слова; он служит для морфологического оформления слова и зачастую является семантическим стержнем слова. Например: огнеупорный, водоупорный – основной компонент несет значение противостояния какой-либо субстанции, семантика первой основы выполняет уточняющую функцию. Классификация лексем, полученных путем сложения основ, опирается на характер взаимодействия нескольких основ слова.

В первом случае основы могут находиться в относительно равноправных отношениях – отношениях сочинения. Как правило, такие сложные слова пишутся через дефис; между основами можно вставить союз и: физико-математический, информационно-аналитический.

Во втором случае могут возникать отношения подчинения на базе двух слов, из которых одно зависит от другого: водонапорный – напор воды, радиоволновыйотносящийся к волнам радио.

Основы, образующие сложные прилагательные, могут объединяться преимущественно посредством интерфикса – соединительного гласного о либо е ( огнезащитный). Сложение основ без интерфиксации возможно только у существительных (Сталинград, кресло-качалка). Для прилагательных интерфиксация необходима даже в том случае, если основы соединены дефисом (физкультурно-оздоровительный, весенне-полевой).

Сложение может выступать в сочетании с суффиксацией. В этом случае образование мотивированного слова происходит на базе двух основ с одновременной суффиксацией опорной основы; суффикс выполняет классифицирующую функцию. Такой способ называют также сложносуффиксальным. Сложносуффиксальные прилагательные содержат суффиксы —ни -ск-: ледоходный, старомосковский. Сложение может сочетаться с нулевой суффиксацией: темноволосый, многоязыкий.

В качестве словообразовательных средств в сложении выступают:

2) строгий порядок компонентов, где морфологически оформляющий компонент расположен всегда в конце слова;

3) единое главное ударение.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

СЕВЕРНЫМ МОРСКИМ ПУТЕМ

СЕВЕРНЫМ МОРСКИМ ПУТЕМ Хотя по частям северо-восточный проход из Атлантического в Тихий океан был открыт по существу еще в XVIII веке благодаря героической работе Великой Северной экспедиции, но сквозное прохождение этой трассы, соединяющей два океана, совершено только во

Профилактика – основа основ

Профилактика – основа основ Как правильно сидеть При продолжительных занятиях за письменным столом сидеть следует прямо, не наклоняя вперед голову или верхнюю часть туловища, чтобы не напрягать мышцы спины. Спина плотно прилегает к спинке стула, а основание

Основа основ

Основа основ Белок – основа любого живого организма. Если убрать из организма воду, то больше половины сухого остатка будет белком. Все белки – полимеры, состоящие из цепочки аминокислот. В состав белка, кроме вездесущих углерода, водорода и кислорода, всегда входит азот,

Мы пойдем другим путем

Мы пойдем другим путем Слова, которые, согласно советской традиции, произнес юный Владимир Ильич Ульянов (Ленин, 1870—1924), узнав о казни (1887) своего старшего брата, революционера-народовольца Александра Ульянова, который вместе со своими товарищами был осужден за

Начнем с основ

Начнем с основ Ваши первые шаги в создании новой презентации заключаются в том, чтобы сделать пустую презентацию, определить местонахождение изображений и добавить те, которые Вы хотите включить в презентацию. В быстром введении Вы изучили, как добавить целую папку

Совершенствование правовых основ денежного обращения

Совершенствование правовых основ денежного обращения В бумажно-денежной системе вопрос о правовой дефиниции денег не возникал. Деньги были объектом собственности. Они принадлежали тому, у кого они были. Хранитель денег мог их использовать для оплаты, передавая другому,

Три типа сложения и три системы питания

Три типа сложения и три системы питания Когда человек приходит в бодибилдинг или фитнес, я рекомендую ему прежде всего определить свой тип телосложения. Для этого необходимо сделать антропометрические замеры, определить соотношение жира и мышечной массы, позаботиться о

Часть I. Основы основ

Часть I. Основы основ 1. Дело, которым мы занимаемся Человек велик не тем, что он представляет собой в данный момент, а тем, что он делает для себя возможным. Ауробиндо Гхош Из выступления автора перед юными литераторами, учащимися общеобразовательных школ г.

Развитие научно-теоретических основ физического воспитания

Развитие научно-теоретических основ физического воспитания Просветительская деятельность российской интеллигенции во второй половине XIX – начале XX века во многом способствовала формированию отечественной науки о физическом воспитании. Целая плеяда блестящих умов

Формирование идеологических основ советской системы физического воспитания

Формирование идеологических основ советской системы физического воспитания Советская система физического воспитания строилась на базе идеологических (идейно-теоретических), организационно-управленческих, научно-методических и программно-нормативных основ, а также

5.6. Членимость и производность основ

5.6. Членимость и производность основ Слова русского языка различаются по строению основы, или морфологическому составу.Основы всех знаменательных слов по своему морфологическому составу делятся на две группы: основы непроизводные и производные. Слова вода, гора имеют

5.9. Соотносительность производной и производящей основ

5.9. Соотносительность производной и производящей основ Вновь образуемые в русском языке слова по своей структуре – слова с производной основой. Каждое производное слово имеет свое производящее слово, т.е. родственное (однокоренное) слово, более простое по значению и

6.24. Образование имен прилагательных. Продуктивные способы образования имен прилагательных

6.24. Образование имен прилагательных. Продуктивные способы образования имен прилагательных В именах прилагательных представлены следующие способы словообразования: суффиксация, префиксация, сложение, сращение, а также смешанные способы: префиксально-суффиксальный,

Источник

Читайте также:  Способы восстановления работоспособности сульфатированных электродов
Оцените статью
Разные способы