- Образование прилагательных путём сложения
- Конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Словообразование прилагательных способом сложения основ» план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- 6.28. Образование прилагательных путем сложения основ
- Читайте также
- СЕВЕРНЫМ МОРСКИМ ПУТЕМ
- Профилактика – основа основ
- Основа основ
- Мы пойдем другим путем
- Начнем с основ
- Совершенствование правовых основ денежного обращения
- Три типа сложения и три системы питания
- Часть I. Основы основ
- Развитие научно-теоретических основ физического воспитания
- Формирование идеологических основ советской системы физического воспитания
- 5.6. Членимость и производность основ
- 5.9. Соотносительность производной и производящей основ
- 6.24. Образование имен прилагательных. Продуктивные способы образования имен прилагательных
Образование прилагательных путём сложения
При сложении берутся основы как независимых друг от друга слов (между ними можно поставить союз и), так и зависимых друг от друга слов (от одного к другому можно поставить вопрос); при сложении основ зависимых друг от друга слов используется ещё и суффикс:
В прилагательных, образованных сложением, основы обычно присоединяются с помощью соединительных гласных о и е:
1. Запишите сложные прилагательные в два столбика: в первый запишите те, которые образованы из сочетания слов, по своему значению подчинённых одно другому; во второй — те, которые образованы из двух независимых друг от друга слов.
Журнально-газетный, целлюлозно-бумажный, шахматно-шашечные (соревнования), древнерус..кий, рус..ко-француз..кий, нефт..наливной, лев..бережный, ж..лто-красный, сельскохозяйств..ый, народнохозяйств..ый, западн..европейский, чугун..литейный, рабоче-крестьянский, научно-фантастический.
Если прилагательные образованы путём сложения основ слов, одно из которых зависит от другого, такие прилагательные пишутся слитно.
Если прилагательные образованы путём сложения основ независимых друг от друга слов и между ними можно поставить союз и, то такие прилагательные пишутся через дефис.
Прилагательные, обозначающие цвет, пишутся через дефис.
Дефис сохраняется в прилагательных, образованных от существительных, которые пишутся через дефис.
2. Слитно или через дефис?
Образец рассуждения: (Вагоно)ремонтный — это сложное слово, оно образовано из сочетания слов, из которых одно подчинено другому (ремонт вагонов). Значит, это слово нужно писать слитно: вагоноремонтный. (Выпукло)вогнутый — это сложное слово, оно образовано из основ независимых друг от друга, слов выпуклый и вогнутый, между ними можно вставить союз и, значит, это слово надо писать через дефис: выпукло-вогнутый. Обозначьте орфограмму № 41.
(Сельско)хозяйственный, (физико)математический, (русско)английский, (стале)литейный, (средне)вековый, (туго)плавкий, (зеленовато)серый, (десяти)этажный, (паровозо)ремонтный, (юго)восточный, (изжелта)красный, (трёх)метровый, (садово)огородный, (рельсо)прокатный, (северо)западный, (сорока)километровый, (древне)русский, (фабрично)заводской, (хлопчато)бумажный, (двух)комнатный, (дву)дольный, (чугуно)литейный.
К какому разряду относятся эти прилагательные?
Составьте словосочетания я прилагательное + существительное».
3. Какие сложные прилагательные могут быть образованы от данных слов? Что они обозначают? Запишите их, обозначьте орфограмму № 41.
Жёлтый, зелёный; белый, синий; красный, белый; светлый, фиолетовый; тёмный, голубой; бледный, синий; яркий, розовый.
4. Образуйте сложные прилагательные из данных слов. Какие из них употребляются? Запишите их.
Образец: бледный, розовый, лицо — бледно-розовый, бледнолицый, розоволицый.
Тёмный, коричневый, волосы; чёрный, белый, бровь; синий, зелёный, глаз; красный, синий, нос; белый, розовый, зуб.
5. Выпишите в одну колонку сложные прилагательные, а в другую прилагательные, образованные от сложных существительных. Какие из них вы напишете через дефис и почему?
(Светло)голубой, (багрово)красный, (тёмно)каштановый, (водо)проводный, (сельско)хозяйственный, (серебристо)белый, (иссиня)зелёный, (паро)ходный, (тепло)возный, (верто)лётный, (ледо)кольный.
6. В следующих сочетаниях слов замените выделенные слова прилагательными. Запишите прилагательные вместе с существительными.
Образец: Завод для ремонта судов — судоремонтный завод.
Бумага, чувствительная к свету; дело первой очереди; здание в двенадцать этажей; многоугольник с равными сторонами; рабочая и крестьянская власть; плодовые и ягодные культуры; завод для литья чугуна; женщина с седыми волосами; мужчина с широкими плечами; рабочие фабрик и заводов; требования санитарные и гигиенические; производство писчей бумаги; девушка.
7. Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите, поставьте пропущенные запятые. Обозначьте орфограмму № 41.
Словари, в которых средствами родного языка об..сняются слова чуж..го языка (и наоборот), называю(т,ть)ся переводными. Они могут быть как (дву)язычными, так и (много)язычными. Например, переводными словарями являю(т,ть)ся (русско)английский словарь (немецко)русский словарь (русско)француз..ий словарь (чеш..ко)русский словарь и другие.
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.
Источник
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Словообразование прилагательных способом сложения основ»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок проведен с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий, элементов технологий проблемного обучения, игровых технологий. На уроке был реализован деятельностный подход в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovoobrazovanie_prilagatelnyh_slozheniem2.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Бородинская СОШ №2»
администрации МО Киреевский район
ШМО учителей гуманитарного цикла
Конспект открытого урока русского языка
в 6 классе на тему:
способом сложения основ»
учитель русского языка
- повторить основные способы образования прилагательных;
- повторить правило написания н и нн в суффиксах прилагательных;
- повторить разряды прилагательных;
- познакомить с основными способами образования сложных прилагательных;
- повторить правило правописания соединительных гласных в сложных словах;
- сформировать орфографический навык слитного и дефисного написания сложных прилагательных;
- формировать интерес к изучению русского языка;
- воспитывать любовь к Тульскому краю.
- карточки для индивидуальной работы;
- сигнальные карточки зеленого и красного цвета;
- мультимедийная установка.
- Проверка домашнего задания + индивидуальная работа по карточкам.
- — Проверим домашнее задание. Вам нужно было из упр. 358 выписать словосочетания «прилагательные с не + определяемые слова», объяснить слитное и раздельное написание частицы не с прилагательными.
— Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа по парте. Поставьте отметку. В качестве контроля используйте материал слайда (№ 1):
не годным (не употребляется без не) мальчишкой
в не затейливую (простую) жизнь
не что неожиданное (не употребляется без не)
не твердыми (шаткими) шагами
не терпеливого (сильного) гнева
— Какие словосочетания выписали? (подчинительные)
— А какие еще знаете словосочетания? (сочинительные)
— Что для них характерно?
— На какие две группы по способу решения орфограммы можно разделить все выписанные прилагательные?
— Какой пункт правила остался не проиллюстрирован? Приведите пример.
- Проверка выполнения индивидуальной работы
— Проверим работу по карточкам
- Образуй прилагательные приставочным способом:
2 Определи разряд прилагательных.
- Образуй прилагательные суффиксальным способом. Объясни орфограмму:
— Проверим работу при помощи сигнальных карточек: правильно – зеленая карточка, есть ошибка – красная.
— Какие еще способы образования прилагательных знаете? Приведите примеры. (приморский, прибрежный, пришкольный, настольный, темно-синий, древнерусский)
3. Объявление темы урока, постановка задач.
— Сформулируйте тему урока.
— Сегодня поговорим об образования прилагательных способом сложения основ.
— Какие цели поставим на урок?
— Выясним, как происходит образование прилагательных данным способом. Потренируемся в их образовании и написании.
— Запишите число, Кл. раб., тему урока.
4. Актуализация теоретических знаний о сложных словах.
- — Как называются слова, образованные сложением основ? (сложные)
— Проанализируйте материалы слайда. Сделайте вывод об образовании прилагательных данным способом. Составьте соответствующую схему в тетради.
Русский язык русскоязычный
Дальний восток дальневосточный
Русский и немецкий русско-немецкий
Темный красный темно-красный
— От чего же образуются прилагательные способом сложения? (От словосочетаний подчинительных и сочинительных)
— Проверьте свою схему по слайду.
Словообразование прилагательных способом сложения основ
От подчинительных От сочинительных
- — Как соединяются части сложного слова в одно? (при помощи соединительных гласных).
— Какие знаете соединительные гласные? (о, е)
— От чего зависит выбор соединительной гласной? (от основы: твердая – о, мягкая –е)
Соединительные гласные
(основа на твердый согласный) (основа на мягкий согласный)
— Выполним упражнение 360. Прочитайте задание.
— Что необходимо сделать?
— Будем выполнять задание по вариантам: I вариант выписывает слова с соединительной гласной о, II – с е. Орфограмму обозначьте графически.
— К доске пойдут… (2-е)
— Придумайте свои примеры.
— Проверим работу. (Проверка учителем)
— От чего же зависит выбор соединительной гласной?
4. Формирование орфографического навыка.
У пряника многовековая история. Это медово-сахарное лакомство снискало всенародную любовь. По размеру пряники бывают большие и маленькие. По форме – круглые, прямоугольные, овальные, фигурные. По начинке – фруктово-ягодные и со сгущенкой. По способу приготовления – печатные, лепные.
— О каком прянике идет речь?
— Этот текст – отрывок из произведения С.А. Рассаднева «Тульский пряник».
— Назовите из этого текста сложные прилагательные. (Многовековая, медово-сахарное, всенародную, прямоугольные, фруктово-ягодные.)
— Выпишите из текста сложные прилагательные.
— Проверьте, все ли прилагательные выписали?
Многовековая, медово-сахарное, всенародную, прямоугольные, фруктово-ягодные.
— Какую особенность написания сложных прилагательных заметили? (Пишутся слитно или через дефис.)
— Откройте «Теорию», найдите параграф 107, прочитайте его, приготовьтесь объяснить написание сложных прилагательных.
— Кто готов объяснить написание сложных слов?
— Отчего зависит слитное и дефисное написание сложных прилагательных?
— На какой пункт правила в тексте не было примера?
— Приведите свой пример.
— От чего же зависит слитное и дефисное написание сложных прилагательных?
Слитное и дефисное написание сложных прилагательных
от подчинительных от сочинительных
пишутся слитно пишутся через дефис
пишутся через дефис
— Потренируемся в написании сложных прилагательных. Поиграем в игру «Одним словом»: замените словосочетание сложным прилагательным. (Записываем с комментированием: объяснение соединительной гласной и слитного либо дефисного написания)
- имеющий отношение к железной дороге
- сделанный собственными руками
- синий и зеленый
- южный и западный
- защищающий от солнца
- сладкий с кислым привкусом
— При каком условии сложные прилагательные пишутся слитно?
5. Закрепление (если останется время)
— Работаем с сигнальными карточками: я называю сложные прилагательные, вы показываете зеленую карточку, если прилагательное пишется слитно, красную – если через дефис.
Сельскохозяйственный, северо-восточный, восточноевропейский, русско-английский, бледно-синий, общенаучный, дружелюбный, журнально-газетный, конноспортивный, горько-соленый, труднодоступный, литературно-художественный.
— О каком способе образования сложных прилагательных узнали?
— На следующем уроке познакомимся еще с одним способом образования сложных прилагательных.
— Как решается орфограмма «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»?
— От чего зависит выбор соединительной гласной?
— Оцените свою работу на уроке:
Я работал хорошо, усвоил учебный материал – похлопайте в ладоши.
— Я был мало активен, не всё было понятно – поднимите руки кверху.
— Я работал плохо, учебный материал не усвоил – опустите руки вниз.
Параграф 107 – учить рамочку, упр. 363: распределить сложные прилагательные на 3 группы, обозначить орфограмму, привести по 2 своих примера к каждой группе.
Источник
6.28. Образование прилагательных путем сложения основ
6.28. Образование прилагательных путем сложения основ
Сложение основ – способ образования на базе двух или более мотивирующих основ. Опорным является последний компонент сложного слова; он служит для морфологического оформления слова и зачастую является семантическим стержнем слова. Например: огнеупорный, водоупорный – основной компонент несет значение противостояния какой-либо субстанции, семантика первой основы выполняет уточняющую функцию. Классификация лексем, полученных путем сложения основ, опирается на характер взаимодействия нескольких основ слова.
В первом случае основы могут находиться в относительно равноправных отношениях – отношениях сочинения. Как правило, такие сложные слова пишутся через дефис; между основами можно вставить союз и: физико-математический, информационно-аналитический.
Во втором случае могут возникать отношения подчинения на базе двух слов, из которых одно зависит от другого: водонапорный – напор воды, радиоволновый – относящийся к волнам радио.
Основы, образующие сложные прилагательные, могут объединяться преимущественно посредством интерфикса – соединительного гласного о либо е ( огнезащитный). Сложение основ без интерфиксации возможно только у существительных (Сталинград, кресло-качалка). Для прилагательных интерфиксация необходима даже в том случае, если основы соединены дефисом (физкультурно-оздоровительный, весенне-полевой).
Сложение может выступать в сочетании с суффиксацией. В этом случае образование мотивированного слова происходит на базе двух основ с одновременной суффиксацией опорной основы; суффикс выполняет классифицирующую функцию. Такой способ называют также сложносуффиксальным. Сложносуффиксальные прилагательные содержат суффиксы —н– и -ск-: ледоходный, старомосковский. Сложение может сочетаться с нулевой суффиксацией: темноволосый, многоязыкий.
В качестве словообразовательных средств в сложении выступают:
2) строгий порядок компонентов, где морфологически оформляющий компонент расположен всегда в конце слова;
3) единое главное ударение.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
СЕВЕРНЫМ МОРСКИМ ПУТЕМ
СЕВЕРНЫМ МОРСКИМ ПУТЕМ Хотя по частям северо-восточный проход из Атлантического в Тихий океан был открыт по существу еще в XVIII веке благодаря героической работе Великой Северной экспедиции, но сквозное прохождение этой трассы, соединяющей два океана, совершено только во
Профилактика – основа основ
Профилактика – основа основ Как правильно сидеть При продолжительных занятиях за письменным столом сидеть следует прямо, не наклоняя вперед голову или верхнюю часть туловища, чтобы не напрягать мышцы спины. Спина плотно прилегает к спинке стула, а основание
Основа основ
Основа основ Белок – основа любого живого организма. Если убрать из организма воду, то больше половины сухого остатка будет белком. Все белки – полимеры, состоящие из цепочки аминокислот. В состав белка, кроме вездесущих углерода, водорода и кислорода, всегда входит азот,
Мы пойдем другим путем
Мы пойдем другим путем Слова, которые, согласно советской традиции, произнес юный Владимир Ильич Ульянов (Ленин, 1870—1924), узнав о казни (1887) своего старшего брата, революционера-народовольца Александра Ульянова, который вместе со своими товарищами был осужден за
Начнем с основ
Начнем с основ Ваши первые шаги в создании новой презентации заключаются в том, чтобы сделать пустую презентацию, определить местонахождение изображений и добавить те, которые Вы хотите включить в презентацию. В быстром введении Вы изучили, как добавить целую папку
Совершенствование правовых основ денежного обращения
Совершенствование правовых основ денежного обращения В бумажно-денежной системе вопрос о правовой дефиниции денег не возникал. Деньги были объектом собственности. Они принадлежали тому, у кого они были. Хранитель денег мог их использовать для оплаты, передавая другому,
Три типа сложения и три системы питания
Три типа сложения и три системы питания Когда человек приходит в бодибилдинг или фитнес, я рекомендую ему прежде всего определить свой тип телосложения. Для этого необходимо сделать антропометрические замеры, определить соотношение жира и мышечной массы, позаботиться о
Часть I. Основы основ
Часть I. Основы основ 1. Дело, которым мы занимаемся Человек велик не тем, что он представляет собой в данный момент, а тем, что он делает для себя возможным. Ауробиндо Гхош Из выступления автора перед юными литераторами, учащимися общеобразовательных школ г.
Развитие научно-теоретических основ физического воспитания
Развитие научно-теоретических основ физического воспитания Просветительская деятельность российской интеллигенции во второй половине XIX – начале XX века во многом способствовала формированию отечественной науки о физическом воспитании. Целая плеяда блестящих умов
Формирование идеологических основ советской системы физического воспитания
Формирование идеологических основ советской системы физического воспитания Советская система физического воспитания строилась на базе идеологических (идейно-теоретических), организационно-управленческих, научно-методических и программно-нормативных основ, а также
5.6. Членимость и производность основ
5.6. Членимость и производность основ Слова русского языка различаются по строению основы, или морфологическому составу.Основы всех знаменательных слов по своему морфологическому составу делятся на две группы: основы непроизводные и производные. Слова вода, гора имеют
5.9. Соотносительность производной и производящей основ
5.9. Соотносительность производной и производящей основ Вновь образуемые в русском языке слова по своей структуре – слова с производной основой. Каждое производное слово имеет свое производящее слово, т.е. родственное (однокоренное) слово, более простое по значению и
6.24. Образование имен прилагательных. Продуктивные способы образования имен прилагательных
6.24. Образование имен прилагательных. Продуктивные способы образования имен прилагательных В именах прилагательных представлены следующие способы словообразования: суффиксация, префиксация, сложение, сращение, а также смешанные способы: префиксально-суффиксальный,
Источник