Способ образования подберезовик законодатель

Урок.Конспект урока по русскому языку в 10 классе на тему: «Способы словообразования»

Учитель: Велиев Э.Р.

Урок № 33. Способы словообразования.

выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;

закрепить знания о способах словообразования;

решать задания в тестовой форме (по типу ЕГЭ);

учить правильно выполнять словообразовательный разбор слова.

развивать логическое мышление, внимание, устную речь;

развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка;

развивать умение излагать материал кратко, обобщённо (в виде схем и кластеров).

поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;

воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.

Планируемые результаты : применять полученные знания и умения при выполнении заданий.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник русского языка 10 кл.,

вспомнить всё, что мы изучили по теме «Словообразование. Состав слова»;

разработать алгоритм действий при подготовке к ЕГЭ;

отработать навыки выполнения заданий разного уровня сложности в рамках подготовки к ЕГЭ по данной теме.

Работать мы будем не в обычных тетрадях, а в рабочей карте урока ( Приложение 1 ). Она перед вами. Всё ли вам понятно в ней?

Как, вы думаете, что означает фигурка в правом верхнем углу страницы?

Как вы должны будете распорядиться с картой после урока?

Перед вами лист целеполагания, где расшифрованы основные теоретические положения темы. Внимательно прочтите их, уточните, что вы помните, что не знаете, используя знаки:

«+» – я это знаю;
«-» – я этого не знал;
«?» – непонятная или недостаточная информация.

Поставьте знак в первую графу таблицы. В последующей работе обратите внимание на положения, отмеченные знаками «-» и «?».

2.Актуализация опорных знаний

Теоретические положения по теме «Словообразование»

1. Непроизводное слово – это слово, которое не образовано от других слов

2. Слово, которое образовано ог другого слова, – производное

3. Слово, от которого образовано другое слово, называется производящим

4. Суффикс одновременно является и словообразовательной и словоизменительной морфемой

5. Производящее слово может быть производным и непроизводным

6. Омонимичные корни – это корни, имеющие разное лексическое значение, как в словах нос ить и нос ик

7. При изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым

8. Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень.

9. Способы образования слов можно рассмотреть по группам:
– морфологические;
– неморфологический.

3.Изучение нового материала

– Итак, что же такое «Словообразование»? Что оно изучает?

Читайте также:  Способы реализации права кратко

– Что такое морфема? ( Значимая часть слова ). Почему «значимая»? (т. к. несет информацию о слове).

– На какие виды делятся морфемы? ( , , , ).

А теперь я предлагаю вспомнить все определения морфем, разгадав кроссворд, который находится в вашей рабочей карте урока. Итак, приступим

«Это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов» ( Корень )

«Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.» ( Приставка )

«Это изменяемая значимая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и предложении» ( Окончание )

«Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов» ( Суффикс )

Какие определения морфем почти одинаковы, за исключением небольшой детали? ( определение приставки и суффикса, различаются местоположением по отношению к корню ).

Запись в тетрадях учащихся:

– заключено лексическое значение

– образуют новые слова

– образует формы слов

Внимание! Есть формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а не новых слов. К ним относятся:

а) окончания;
б) формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени , глагола повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий, сравнительной степени прилагательных и наречий.

На какие 2 части делятся изменяемые слова? ( , )

Что такое основа?

Как называются слова с одним и тем же корнем?

Что надо учитывать, когда подбираешь однокоренные слова? ( лексическое значение слова )

Корни, звучащие одинаково, но имеющие разное значение, например: носик-носить называются….? ( омонимичными )

Чем различаются формы слова и однокоренные слова? ( Ответ у доски, у плаката ).
(Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень. В лексическое значение каждого однокоренного слова входит значение корня, например: проход, проходной, проходить . А при изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым, например: проход , проход , проход ).

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ НА ЕГЭ

– Определите, где формы одного и того же слова, а где разные однокоренные слова.
Мандарин – мандариновый, охота – охотник,брат – братья, думать – думал, зависть – завистливый, принц – принцесса, решать – решил, степь – степной, ученик – ученики, город – пригород. (Запись в тетрадях учащихся: о, о, ф, ф, о, о, ф, о, ф, о).

1. ВЛАДЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ

2. Доказательство.
– Я утверждаю, что все слова, записанные на доске, имеют одну приставку. Права ли я? Опровергните это утверждение.(Слова на доске: выбриться, выгружать, выпроводить , вымпел , вылететь, высветить, высокий , выспаться, вылепить, выпрыгнуть. )

2. ВНИМАТЕЛЬНОЕ И ВДУМЧИВОЕ ПРОЧТЕНИЕ ЗАДАНИЯ.

3. Нахождение ошибок в группировках .
– Определите на слух, все ли слова являются родственными. Лишнее запишите.

Читайте также:  Chain protect ликви моли способ применения

3. РАСШИРЕНИЕ СОБСТВЕННОГО КРУГОЗОРА И УВЕЛИЧЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.

Упрямство, упрямый, упрямость, упрямиться.

Водяной, водолаз, водить.

Дар, дарить, подарок.

Славный, славить, слава, прославлять.

Переносица, носить, носилки.

Речка, заречье, наречие, междуречье.

Слово, словарь, дословный.

Обсудить, суд, судоходство, присудить.

(Запись в тетрадях: водить, переносица, наречие, судоходство).

– Как называются такие корни? (Омонимичные).

Итак, давайте прочитаем, какой алгоритм у нас получился (чтение полученного алгоритма)

– Какие способы образования слов существуют в русском языке?

Ответьте на этот вопрос с помощью кластера и прокомментируйте свой ответ на примерах.

Один ученик, воспользовавшись заранее приготовленными фрагментами, располагает их в нужном порядке на доске и комментирует полученную таблицу.

Весь класс оформляет таблицу в рабочей карте урока и заполняет её примерами

2. Беспорядок
10. Соавтор

Переход слова из одной части речи в другую

4. Лесничество
6. Героизм

11. Чебуречная
12. Столовая

3. Безветрие
8. Бескозырка

1. Говор
7. Сторож

5. Сложение
а) словосложение
б) основосложение
в) основосложение с одновременной суффиксацией
г) Аббревиация

5. Языкознание
9. Лесопарк

Как вы думаете, ребята, почему не все части кластера имеют одинаковую цветовую окраску?

В чём здесь суть?

На какое общедидактическое умение нацеливает нас этот кластер?

– владеть терминологией здесь просто необходимо. Иначе выполнить задание В1 невозможно. Причём кроме этого мы не можем позволить себе неточное написание способа словообразования при ответе, поэтому запомните их хорошенько

Теория без практики мертва – переходим к практической части

Работаем с материалом, представленным на доске – вам необходимо определить способ образования слов и обосновать свой выбор.

Распределите слова в соответствии со способом образования:

Подберезовик, законодатель, бумажник, малышка, самокритика, антициклон, негромкий, безуспешный, безрезультатный, прибежать, межконтинентальный, паровозный.

4.Закрепление изученного материала

Буквоед (сложение основ с помощью соединительной гласной), волнорез (сложение основ с помощью соединительной гласной), летописец (суффиксальный способ), литературоведческий (образование слова из сочетания слов), искусствовед (сложение основ с помощью соединительной гласной), законодательство (суффиксальный), законопослушный (сложение основ с помощью соединительной гласной), МХАТ (аббревиация), ТЮЗ (аббревиация), пресс-секретарь (сложение начальной части слова с целым словом), премьер-министр (сложение начальной части слова с целым словом), завмаг (образование слова из сочетания слов), дровосек (сложение основ с помощью соединительной гласной), евразийский (образование слова из сочетания слов), северо-восточный (образование слова из сочетания слов), чугунолитейный (образование слова из сочетания слов), посудохозяйственный (образование слова из сочетания слов), старпом (образование слова из сочетания слов), дензнаки (образование слова из сочетания слов), красноречие (образование слова из сочетания слов), черно-белый (образование слова из сочетания слов), старомосковский (образование слова из сочетания слов), черно-бурая (образование слова из сочетания слов), мясомолочный (образование слова из сочетания слов), полстраны (сложение начальной части слова с целым словом), КамАЗ (сложение начальных букв слов), АО (сложение начальных букв слов), АООТ (сложение начальных букв слов).

Читайте также:  Мещанин во дворянстве способ комического

Параллельно учитель вызывает двух учеников к обычной доске, выдает им карточки с заданиями. С выбором уровня сложности (синий – базовый, зелёный – средний, красный – высокий)

Что изучается в разделе «Словообразование»?

Какие способы словообразования существуют?

На какие группы делятся способы словообразования?

2) Слово учителя. Мне думается, вы, ребята, сегодня эффективно поработали, и, конечно, подобную работу мы будем продолжать дальше, потому что с малого открытия начинается большое.

Что нового узнали?

Как реализовались цели?

Вернитесь к последней графе таблицы. Ещё раз поставьте знаки: «+», «-», «?». Какие положения остались для вас непонятными?

Объясните, зафиксируйте неполную информацию. Прочтите свой «Лист целеполагания». Все ли удалось сделать?

Подсчитайте количество «плюсов» и на листочке запишите слово или выражение, которое соответствует вашим знаниям. Это ваш самопрогноз!

Что на уроке удалось лучше всего?

Что было самым трудным?

Что было самым интересным?

Чьи ответы и работа на уроке понравились и почему?

Сделать морфемный и словообразовательный анализ слов: впятером, замечтаться, пробег, привлекательность.

4. Подготовить выступление на тему: Образование сущ.,

Основные изменения в словообразовательной системе.

что нового узнали?

-что вызвало затруднение?

-понравился ли вам урок?

Какую цель вы поставили в начале урока?

— Смогли ли мы их достигнуть?

Что было трудным на уроке? Что было интересным?

Чью работу на уроке можно выделить и оценить?

Поставьте смайлик настроения за урок. Изменилось ли оно по сравнению с началом урока?

Источник

Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.
методическая разработка по русскому языку (10 класс)

Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.

Скачать:

Вложение Размер
slovoobrazovanie_i_formoobrazovanie._osnovnye_sposoby_slovoobrazovaniya.docx 29.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.

— Сегодня на уроке мы повторим основные термины и понятия раздела «Словообразование», «Формообразование».

1. Результаты словарно диктанта.

2. Формирование навыков связной монологической речи.

Устный ответ на тему «Состав слова»:

  1. Что такое морфема?
  2. Что такое основа слова?
  3. В чём различия словообразовательной и формообразующей морфемы?
  4. Что такое корневая морфема? Какова её роль?
  5. Что значит сделать морфемный анализ слова?
  1. Знакомство с теоретическим материалом.

– Посмотрите на тему урока (на доске) Определите, чем отличается СЛОВООБРАЗОВАНИЕ от ФОРМООБРАЗОВАНИЯ?

Термины и понятия:

Словообразование – раздел языкознания, в котором изучаются закономерности образования новых слов. Однокоренные слова – слова, имеющие общий корень, но различаются оттенками лексического значения.

Формообразование – процесс образования форм слова.Форма слова – это само слово, поэтому все формы одного слова обладают одинаковым лексическим значением, но различаются грамматическим значением.

  1. Этап первичного закрепления.

Упражнение: распределите слова по 2 колонкам. Укажите, что это за формообразования и части речи при словообразовании.

Источник

Оцените статью
Разные способы