Процесс создания норм международного права
Традиционные процессы создания норм международного права путем международных договоров и международных обычаев остаются основными. При этом в связи с ускорением темпов жизни договорный процесс формирования норм как наиболее быстрый стал решающим.
Все более возрастает значение международных организаций в создании норм международного права. Это выражается в увеличении числа международно-правовых норм, принимаемых международными организациями (юридически обязательные резолюции международных организаций), повышении роли резолюций-рекомендаций международных организаций в процессах формирования норм международного права, в значительном повышении роли международных организаций в подготовке проектов международных договоров, в принятии текстов этих договоров и т.д.
В мировой науке международного права имеется некоторое различие мнений по вопросу о создании обычных норм международного права, о значении резолюций Генеральной Ассамблеи ООН в нормообразовании и по некоторым другим вопросам формирования норм международного права. Однако эти споры касаются в основном теоретических проблем и оказывают сравнительно мало влияния на практику, где речь идет, как правило, о конкретных источниках международного права.
Широко принятая в нашей доктрине теория согласования воль государств исходит из того, что в межгосударственной системе, состоящей прежде всего из суверенных и равноправных государств, обязательные для этих государств правовые нормы могут создаваться, как правило, только по согласованию между ними.
процесс создания норм международного права имеет две стадии: согласования воль государств относительно содержания правила поведении и согласования их воль относительно признания его в качестве юридическиобязательного.
Содержание воли государства составляет его международно-правовая позиция. Она включает общее отношение государства к международному праву, его прогрессивному развитию и соблюдению принципов и норм, представление о характере международного права, его роли в обществе, принципы и нормы, за внедрение которых в международное право государство выступает, понимание принципов и норм действующего международного права и т.д.
Согласованность и взаимообусловленность воль государств — две существенные черты процесса создания норм международного права. Если согласованность воль говорит об их направленности на признание определенного правила в качестве правовой нормы, то взаимообусловленность означает взаимосвязанность воль государств. Это принцип взаимности, который закладывается при создании норм международного права и проявляется в процессе их функционирования.
В процессе создания норм международного права государства выступают как суверенные и равноправные субъекты. Поэтому их воли юридически равнозначны. Это юридическое равенство имеет большое значение, хотя оно отражает лишь один аспект отношений государств в данном процессе. Юридическое равенство государств является важнейшим принципом любой международной конференции, на которой разрабатываются международные договоры.
Каждое государство вправе самостоятельно определять свою международно-правовую позицию. При голосовании о принятии текста договора на международной конференции каждое государство имеет один голос.
Юридическое равенство государств в процессе формирования норм международного права означает, что большинство государств не может создавать нормы, обязательные для меньшинства, не имеет права пытаться навязывать эти нормы другим государствам. Исключением являются юридически обязательные резолюции международных организаций, принимаемые большинством голосов членов организации
Теория согласования воль государств находится в определенной преемственной связи с буржуазной классической теорией соглашения, которая была господствующей во второй половине XIX и начале XX в. Так же как и буржуазная теория соглашения, она исходит из того непреложного факта, что в условиях существования суверенных государств, над которыми нет вышестоящей власти, способной диктовать им нормы права, единственным способом создания обязательных для государств норм может быть лишь соглашение.
5.Международный договор- источник мп
6. международно-правовой обычай — источник мп
Источники международного права — это конечный результат процесса создания норм, т.е. процесса согласования воль субъектов международного права.
Проблема источников международного права имеет большое практическое значение, поскольку речь идет о том, где искать нормы международного права, и, следовательно, о том, какие нормы являются международно-правовыми, а какие — нет. Согласие всех государств по этому вопросу очень важно, и оно в общей форме выражено в Статуте Международного Суда ООН — международном договоре, в котором участвуют почти все государства мира. В ст. 38 Статута говорится: «Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:
a) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;
b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;
c) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм».
Хотя толкование этой статьи вызывает много разногласий в доктрине, но есть все основания полагать, что перечисленные в ней источники международного права признаются всеми государствами.
В настоящее время, как уже указывалось, источниками международного права, хотя и имеющими весьма ограниченное значение, являются также те нормативные резолюции международных организаций, которые в соответствии с их уставами обязательны для государств-членов.
A. Международный договор
Международный договор — это соглашение между государствами или другими субъектами международного права. Количество договорных норм огромно, и в практике чаще всего приходится иметь дело с этими нормами (см. подробнее гл. 7). Относительно характера договорных норм в мировой литературе практически нет существенных разногласий.
О нём в Статуте говорится, что Международный суд ООН принимает международные конвенции, признанные спорящими государствами (речь идёт о явном соглашении сторон в сфере юр.норм). в Статуте нет термина «договор», вместо этого «конвенция»; т.к. при принятии статута в 1920 году не было единого понятия. В 1962 было решено устранить разночтение, следовательно, установили, что общим названием является «международный договор», а остальное («конвенция и т.д.) – лишь название документов.
Современное МП является в основном договорным.
Существует мнение, что международные договоры могут быть 2 видов:
1.договоры – законы (traite lois),
2. договоры – сделки (traite contracts).
При этом, договор не считается источником.
Отечественные авторы не признавали этого деления, считая, что у него нет практического применения.
Послереволюционные авторы считают, что все договоры нормоустанавливающие (создают общие нормы).
Б. Международный обычай
Международный обычай, а точнее, обычные нормы международного права продолжают играть значительную роль в современном международном праве. О характере этих норм сказано ранее в настоящей главе.
Ст.38 статута говорит, что ООН признаёт юридическую практику всеобщеобязательной для субъектов МП. Эта практика создаётся спонтанно: в определённой ситуации государство вынуждено действовать сходу, определённым образом. В подобных ситуациях другие государства действуют аналогично, следовательно, складывается практика. Требования к ней:
— складывается из повторения действий государствами в аналогичных ситуациях,
— длительность (определённый срок): раньше на связи между государствами уходили столетия, теперь процесс ускорился),
Все эти требования относительны!
Пример: когда запускали первый искусственный спутник Земли, ни одно гос-во не выразило протест, следовательно, сложилась международная практика, что спутник может вращаться над всеми гос-вами (а самолёт – нет).
Т.о. международный обычай – «молчаливое согласие государств», следовательно, при спорах оно труднодоказуемо, т.к. нигде не закреплено. Вот международный договор – явно выраженное соглашение. Где чётко прописаны все права и обязанности сторон, к тому же, он быстрее ратифицируется, следовательно, он выгоднее, чем международный обычай.
Ни один международный договор не собрал в себя всех участников-государств Международной организации, а пробелы, возникающие при этом, закрываются международным обычаем.
Норма, содержащаяся в международном договоре, может стать международным обычаем для третьего государства, если оно молчаливо согласится с положениями этого договора.
Общее МП ныне договорно-обычное право.
B. Общие принципы права
К числу источников международного права ст. 38 Статута Международного Суда относит также «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями». В литературе имеется большое различие мнений по вопросу о характере и значении общих принципов права в международном праве. Можно считать, что общие принципы права — это общие юридические правила, которые используются при применении конкретных правовых норм, определяющих права и обязанности субъектов права. Многие из общих принципов, если не большинство, пришли из римского права.
Источник
Источники права и способы создания правовых норм и обеспечения их исполнения
Способ создания правовых норм
Нормы международного права (МП) и внутригосударственное право действуют в разных юридических формах. Все виды международных юридических норм выражаются с помощью международных договоров, с использованием обычаев, актов мировых совещаний и конференций, документации международных организаций.
Внутригосударственные нормы включены в законы, указы, постановления и прочие внутригосударственные нормативные правовые акты. Источники национального права включают и правовые договоры государства (например, соглашения России и субъектов государства).
Субъектами международного права формируются международные нормы, в основе чего лежит свободное волеизъявление равноправных участников таких отношений. МП в качестве права координации, которое действует по горизонтали, создано на основе согласования воли суверенных образований, то есть государств. В параметрах академической новации Г. И. Тункин высказал концепцию согласования воли стран в качестве способа создать международно-правовые нормы. Это мнение было вполне обоснованно принято как реально действующая конструкция в отечественной науке МП. По этому вопросу в своих общетеоретических трудах высказывались несколько исследователей, включая И. И. Лукашука, С. В. Черниченко, Ю. М. Колосова, А. Я. Капустина, Г. В. Игнатенко, Л. Н. Шестакова.
Внутригосударственное право представляет собой право иерархического соподчинения. Оно производит свое регулятивное воздействие сверху вниз (вертикально) по всему параметру физических и юридических лиц. Здесь суды в качестве органов, обеспечивающих права, действуют принудительно. Это отличает его от МП, в котором обращение в Международный суд происходит с помощью свободного согласия стран.
Таким образом, внутригосударственное право, если сравнивать его МП, является более жестким. В любой ситуации некоторые факты несоблюдения прав не могут говорить об ущербности определенной правовой системы. В едином режиме как международная, так и внутригосударственная система права ориентируется на обеспечении выполняемости правовых норм со стороны собственных субъектов. Формирование норм внутригосударственного права происходит в ходе государственно-властной деятельности (законотворческая деятельность, нормотворческая деятельность органов государства и должностных лиц).
Способ обеспечения исполнения норм
Обеспечение исполнения норм внутригосударственного права происходит с помощью государственных органов. Особенностью МП может являться то, что в рамках международных отношений не предусмотрены надгосударственные механизмы, которые осуществляют принуждение. Исполнение международных правовых норм, как и принуждение в случае необходимости, производят коллективно или индивидуально сами субъекты МП.
Межгосударственная система не содержит судебных и исполнительных органов, которые идентичны существующим в государствах. По этой причине действие МП, как и его использование значительно отличаются от работы и использования внутригосударственного права. Основное значение в функционировании МП имеют страны и международные организации. В системе миропорядка на основе верховенства права предусмотрено положение, что любой межгосударственный спор должен разрешаться с помощью Международного суда. О значении установки верховенства права в международных отношениях заявила Декларация тысячелетия, которая была принята на Саммите тысячелетия осенью 2000 года.
В рамках постановочного плана концепция верховенства права соизмеряется с концепцией примата в МП.
Современное МП — это уже устоявшаяся концепция примата (преимущественного значения) использования норм МП при взаимодействии с правовыми нормами внутригосударственного.
В рамках собственного регулятивного воздействия МП производит в политике приоритет права. Постановочно здесь говорится об установке соответствующих постулатов должного поведения, образующих вместе правовой базис для действий стран на мировой арене. Роль МП как основы внешнеполитической деятельности предельно четко сформулирована в трудах Г. И. Тункина и Д. Б. Левина. В рамках академической преемственности ее развивали труды И. И. Лукашука, С. В. Черниченко, Ю. М. Колосова, А. Я. Капустина.
Законодательное обеспечение норм МП
Примат МП в политике определяет себя через верховенство права в международных отношениях. Он находит собственное правовое подтверждение на высоком уровне Саммита нового тысячелетия, который проходил в Нью-Йорке осенью 2000 года. Акт Декларация тысячелетия был принят на основе участия 191 страны. Он четко ориентировал мировое сообщество на укрепление ООН. В рамках данной задачи была обозначена решимость стран-членов укреплять Международный суд для обеспечения правосудия и верховенства права в международных делах.
В мировых отношениях международно-правовой позитив в качестве закрепления верховенства права впоследствии подтверждается Итоговым документом Всемирного саммита, принятым в 2005 г.
В политике примат МП обеспечивается за счет повышения значения международных механизмов действия МП. Это предусмотрено для международных организаций, в первую очередь, для ООН, международных судов и арбитража, контрольных органов, которые наблюдают за исполнением странами их международных обязательств.
Национальное право стран способно существенно повлиять на эффективность МП. По этой причине необходимо, чтобы право любой страны находилось в соответствии с МП. Такое требование МП основано на принципе добросовестного выполнения основных международных обязательств.
Осуществление фактической реализации правовых норм в международном масштабе происходит с помощью их трансформации в правовые нормы, используемые в рамках страны. Таким образом, происходит определение имплементации МП Для приведения национальных нормативных правовых актов в соответствие с нормами МП страны могут принимать национальные законодательные акты в форме законов (закон, акт о ратификации международных договоров). Они воспроизводят нормы МП или провозглашают их действие на территории стран.
В нашей стране признанные всеми нормы и принципы мирового права и договоры РФ представляют собой составляющую часть ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции). Если в международном договоре РФ установлены другие правила, чем те, которые предусмотрены законодателем, то используются правила международного договора. Аналогичные нормы содержания включены в конституции других стран (например, Испания, США).
Подписание с условием дальнейшей ратификации устанавливает обязанность не лишать договор его объекта и цели до момента, пока он не вступил в силу (18 статья Венской конвенции 1969 года о праве международных договоров). Если подписание является актом, выражающим согласие на обязательность договоров, то страна принимает обязательство обеспечить его исполнение. Она не может ссылаться на нормы собственного национального права и отказываться от выполнения международных договоров, участником которого является (27 статья).
15 статья Конституции РФ содержит положение о том, что при наступлении коллизии между нормами права внутри страны и нормами МП, необходимо применять нормы второго из них.
Концептуально, в рамках параметров установленного приоритета, предусмотренных для международных правовых норм, в отношении норм внутригосударственного права отличают МП в качестве отрасли и науки (совокупности научных знаний), систему взглядов о МП. Наука вместе с действующим МП рассматривает теоретические проблемы. Они включают историю МП, роль и характер в межгосударственной системе и в целом в обществе, перспективные направления развития международного права и др. На основе научных знаний о МП складывается учебная дисциплина МП. Она представляет собой неотъемлемую часть юридического образования.
Как явление общественной жизни МП развивается непрерывно. Это сказывается на его структуре, что обусловлено формированием отдельных институтов, отраслей, принципов и норм.
Источник