Способ образования неологизмов с примерами

Что такое неологизмы в современной речи?

Чтобы описывать окружающий мир, язык должен постоянно меняться: какие-то слова устаревают, а для описания новых явлений появляются новые слова. Они и называются неологизмами.

Эти слова звучат непривычно и странно, и иногда могут буквально выводить из себя носителей языка. Но со временем они «приживаются», входят в ежедневное употребление и мы перестаем воспринимать их как что-то новое и необычное

Лингвистическим тер­ми­ном «нео­ло­гиз­мы» назы­ва­ют новые сло­ва, кото­рые обла­да­ют оттен­ком новиз­ны по срав­не­нию с дру­ги­ми сло­ва­ми языка.

Неологизм — новое слово

Слова в язы­ке слу­жат для обо­зна­че­ния кон­крет­ных пред­ме­тов, при­зна­ков пред­ме­тов, дей­ствий, при­зна­ков дей­ствий, коли­че­ства. Многие пред­ме­ты и дей­ствия име­ют свои соб­ствен­ные назва­ния, появив­ши­е­ся очень давно.

С раз­ви­ти­ем обще­ства, куль­ту­ры, созда­ни­ем новой тех­ни­ки, ору­дий тру­да, фор­ми­ро­ва­ни­ем новых пред­став­ле­ний о мире появ­ля­ют­ся новые пред­ме­ты и поня­тия, кото­рые тре­бу­ют обо­зна­че­ния словами.

Вот в таком слу­чае рож­да­ют­ся сло­ва, име­ю­щие явный отте­нок новиз­ны по срав­не­нию с при­выч­ны­ми, часто упо­треб­ля­ю­щи­ми­ся сло­ва­ми или совсем ста­ры­ми сло­ва­ми, кото­рые назы­ва­ют ста­рин­ные пред­ме­ты или явле­ния. Такие новые сло­ва назы­ва­ют­ся неологизмами.

Неологизмы (от греческого «нео» и «логос» — новые слова) это слова или словосочетания, которые не так давно появились в языке. Это сло­во или обо­рот речи, создан­ные для обо­зна­че­ния ново­го пред­ме­та или для выра­же­ния ново­го понятия.

Неологизмы не явля­ют­ся часто­упо­тре­би­тель­ны­ми и отно­сят­ся к пас­сив­ной лек­си­ке наря­ду с арха­из­ма­ми и историзмами.

В про­шлом веке с раз­ви­ти­ем кос­мо­нав­ти­ки появи­лись слова-неологизмы:

  • раке­та, раке­то­но­си­тель, кос­мо­дром, кос­ми­че­ский корабль, кос­мо­лёт, кос­мо­пу­те­ше­ствие, луно­ход, при­лу­нить­ся, звез­до­лёт, звездолётчик.

Некоторые сло­ва быст­ро теря­ют отте­нок све­же­сти и новиз­ны и ста­но­вят­ся общеупотребительными.

Еще в сере­дине XX века сло­во «кос­мо­навт» было явным нео­ло­гиз­мом. Сейчас оно явля­ет­ся обще­упо­тре­би­тель­ным и зна­ко­мым всем, даже малень­ким детям.

Слово «све­то­фор», обо­зна­ча­ю­щее све­то­вое сиг­наль­ное устрой­ство для регу­ли­ров­ки дви­же­ния транс­пор­та и пеше­хо­дов на ули­цах горо­дов, тоже когда-то было нео­ло­гиз­мом, а потом посте­пен­но оно поте­ря­ло свою новиз­ну из-за того, что этот пред­мет проч­но впи­сал­ся в повсе­днев­ную жизнь горо­дов. Слово ста­ло при­выч­ным и общеупотребительным.

Сохраняют отте­нок све­же­сти и новиз­ны совре­мен­ные слова:

  • кло­ни­ро­ва­ние — тира­жи­ро­ва­ние, искус­ствен­ное созда­ние живых организмов-копий;
  • иммо­би­лай­зер — про­ти­во­угон­ное устройство;
  • кид­не­пинг — похи­ще­ние детей с целью вымо­га­тель­ства выкупа.

Разновидности неологизмов

По источнику появления неологизмы делятся на:

  • общеязыковые (как новообразованные, так и новозаимствованные);
  • авторские, индивидуально-стилистические.
  • для обозначения не существовавших ранее предметов, явлений и понятий: например, слова «электростанция» или «космонавт», «лавсан», «программирование», «нэп» появились вместе с соответствующими реалиями. Возникновение общеязыковых неологизмов обычно связано именно с обозначением новой реалии;
  • как собственные имена для вновь создаваемых предметов (например, «Кодак»);
  • для более краткого или выразительного обозначения;
  • для достижения художественного (поэтического) эффекта.

Способы создания неологизмов:

  • словообразовательная деривация — образование новых слов из существующих в языке морфем по известным (обычно продуктивным) моделям, то есть по образцу уже существующих в языке слов, например: «зеленокудрый» (Н. В. Гоголь), «громадьё», «молоткастый» (В. В. Маяковский) и др.;
  • семантическая деривация — развитие в уже существующем слове нового, вторичного значения на основе сходства вновь обозначаемого явления с явлением уже известным;
    заимствование слов из других языков.
Читайте также:  Что такое естественный способ задания движения точки

Неологизм является звеном в цепочке языковых новообразований: «потенциальное слово — окказионализм — неологизм». Будучи полностью усвоенными языком, неологизмы перестают быть неологизмами, становясь обычными словами основного запаса языка.

Общеязыковые неологизмы

Общеязыковые неологизмы можно разделить на два вида. Первый — это слова, которые получены с помощью модификаций существующих слов: например, слова «светофор» или «невесомость» были придуманы в прошлом веке, вместе с внедрением правил дорожного движения и освоением космоса.

Тем не менее, их компоненты были знакомы людям и до этого — и смысл был интуитивно понятен.

Второй тип общеязыковых неологизмов — это заимствования. Это такие слова, как «бренд» или «бутик». В современном мире новые вещи появляются сразу по всему миру, поэтому и слова чаще заимствуются — например, «браузер» — это заимствование из английского, а «приложение» — это прямой перевод.

Заимствования из других языков — это не что-то новое для русского языка: само слово «неологизм» — это заимствование из греческого.

Авторские неологизмы

Неологизмы явля­ют­ся источ­ни­ком обо­га­ще­ния язы­ка писа­те­ля, кото­рым он поль­зу­ют­ся для уси­ле­ния точ­но­сти и выра­зи­тель­но­сти речи. В сво­ем про­из­ве­де­нии писа­тель упо­треб­ля­ет новое сло­во, создан­ное им самим путем соче­та­ния уже суще­ству­ю­щих слов или каких-либо их частей.

Такие сло­ва назы­ва­ют­ся автор­ски­ми нео­ло­гиз­ма­ми. Они суще­ству­ют в опре­де­лен­ном кон­тек­сте, напри­мер: у А.С. Пушкина най­дем непри­выч­ное сло­во «огон­ча­ро­ван» или у А.П. Чехова — гла­гол «окош­ко­дох­ли­лась».

Рассмотрим новые сло­ва в твор­че­стве Владимира Владимировича Маяковского, кото­рый создал мно­же­ство слов-неологизмов, например:

Писатель уси­ли­вал зна­че­ние сло­ва, созда­вая новые уве­ли­чи­тель­ные и умень­ши­тель­ные слова:

Некоторые новые сло­ва, создан­ные им, так и не ста­ли обще­упо­тре­би­тель­ны­ми, несмот­ря на то что появи­лись дав­но, например:

Сливеют губы с холо­да (В. Маяковский)

Писателем созда­ны новые гла­го­лы, зна­че­ние кото­рых он уси­ли­вал с помо­щью при­ста­вок из‑, раз‑, вы-:

Приведем ряд автор­ских нео­ло­гиз­мов — слож­ных при­ла­га­тель­ных, при­над­ле­жа­щих перу В.В. Маяковского:

  • мил­ли­он­но­силь­ный, тыся­че­са­бель­ный, мно­го­ла­пый, быко­мор­дая, кри­ко­гу­бый.Дополнительный мате­ри­алСмотрите боль­ше при­ме­ров в сло­ва­ре неологизмов.

М. В. Ломоносов обогатил русский литературный язык следующими словами: «атмосфера», «вещество», «градусник», «преломление», «равновесие», «диаметр», «квадрат», «минус», «горизонт» и «горизонтальный», «кислота» и «квасцы», «зажигательное» (стекло), «негашёная» (известь), «огнедышащие» (горы), «удельный» (вес).

Слова «промышленность», «трогательный», «занимательный» ввёл в русский язык Н. М. Карамзин[3]; головотяп, головотяпство, благоглупость — М. Е. Салтыков-Щедрин; «стушеваться», «лимонничать» — Ф. М. Достоевский; «самолёт» (в значении аэроплан), бездарь — И.Северянин; «лётчик», «изнеможденный» и смехач — В. Хлебников, канцелярит — К. Чуковский.

Также стоить отметить, что к неологизмам могут относиться слова, которые давно уже были в языке, но у них появились абсолютно новые значения. Например, КРЫШЕЙ стали называть охрану, МЫШКОЙ – компьютерный аксессуар, ЧАЙНИКОМ – неумелого новичка, а СОВКОМ – напоминающее СССР.

Источник

Глава I. Основные способы образования неологизмов.

Введение.

Словарный запас языка непрерывно изменяется. Это происходит в связи с изменениями в области производства, общественных отношений, в быту и в идеологии. С одной стороны, эти изменения требуют от языка, чтобы он пополнялся новыми словами, а с другой – часть слов устаревает и перестает употребляться в современном языке, за исключением особых случаев. Поэтому на каждом этапе развития языка в нем выделяется громадный слой лексики, живой, активной, необходимой в данный период времени для общения между членами общества в их сложных, многообразных взаимоотношениях. В этот слой входят слова, общеупотребительные в быту, в производственной жизни, слова общественно-политической, научной и другой лексики.

Читайте также:  Примером иерархического способа организации данных является расписание поездов страница классного

На фоне этого громадного слоя современных слов выделяются историзмы, архаизмы и неологизмы. Очевидно, что неологизмы воспринимаются как новые слова только до тех пор, пока выражаемые ими понятия не станут привычными, после чего они прочно входят в словарный состав и уже не воспринимаются как новые.

Следует отметить, что неологизмы, как правило, возникают на базе существующей языковой традиции, используя имеющиеся уже в языке словообразовательные средства.

Цель нашего исследования – изучить, каким образом появляются неологизмы, выявить источники их появления и методы их возникновения, а также лучше узнать словарный состав английского языка.

Задачи исследования заключаются в изучении теоретической литературы по проблематике исследования и проведении анализа значения неологизмов в современном английском языке.

Наш вклад заключается в том, что мы определили процентный состав новой лексики и с помощью каких языковых средств она образуется.

В соответствии с целью и задачами исследования в качестве основных методов анализа использовались метод непосредственного наблюдения, метод дедуктивного выявления способа образования неологизмов и метод контекстуально-интерпретационного анализа.

Глава I. Основные способы образования неологизмов.

1.1 Современная английская лексика представляет собой продукт целого ряда эпох. В силу того, что развитие языка происходит постепенно, мы находим в словарном составе современного английского языка слова, сложившиеся в разные исторические эпохи, в результате различных способов его пополнения, с помощью различных словообразовательных средств, относящихся к различным моментам истории английского языка. Выбор того или иного словообразовательного форманта и характер его использования национально специфичны. Если обратиться к словосложению, то можно заметить, что многим английским сложным словам во французском или русском языке соответствуют непроизводные слова или суффиксальные дериваты. Более того, в каждом языке имеются характерные именно для него типы сложения. Анализ показывает, что ведущим процессом в развитии словарного состава английского языка на всех его этапах было словопроизводство, то есть образование слов из наличествующего словарного материала.

1.2 Словообразовательные приемы, действия которых мы можем отметить в истории английского словарного состава, доступной нашему исследованию:

деривация (аффиксальное образование),

словосложение,

— конверсия,

аббревиация (сокращения),

полисемия (процесс переосмысления слов),

— усечение.

Процесс переосмысления слов нельзя назвать словопроизводством, хотя он и обогащает словарный состав языка и дает возможность языкового воплощения понятий; он может считаться таковым только в том случае, если в результате распада многозначности возникает омонимия (press – пресс, пресса, стенной шкаф; spring – пружина, родник, прыжок, весна и т.п.)Способы словообразования формируются постепенно. Так сравнительно «молодыми» способами являются аббревиация и усечение.

Читайте также:  Индукция способ рассуждения при котором вывод

Распространение тех или иных способов словообразования в том или ином языке определяется его морфологическим и синтаксическим типом. Так в английском языке конверсия имеет наиболее широкое распространение. Это связано с тем, что в английском языке слабо выражены морфемные показатели частей речи. Эта особенность языка способствует активному использованию в нем именно конверсии, про помощи которой пополняется словарный запас языка.

[Амосова Н.Н.«Этимологические основы словарного состава современного английского языка» 1959.]

1.3 На основании использованных словообразовательных формантов строится классификация способов словообразования:

7. Способ артиклей.

8. Способ ударения.

9. Способ чередования звуков.

1.4 Словосложение.

Словосложение – это образование новых слов путем соединения двух или более слов в сложное слово.

face + palm =facepalm — акт приложения ладони к лицу, чтобы показать затруднение, раздражение или отчаяние.

Сложные слова пишутся либо слитно: grandfather, либо через дефис: bio-mom.

При сложениях в отличие от аффиксации соединяются в одной лексеме не корневая форма с аффиксами, а корневая морфема с корневой же, в результате чего возникает единое новое сложное слово, таким образом сложение служит для словообразования. Соединяться при сложении могут и полные корни и усеченные, а так же основы и целые слова в какой-нибудь грамматической форме. Такие сложения могут иметь две тенденции: механическую и органическую.

1.5.Аффиксация.

Аффиксация — образование новых слов от основ существующих слов при помощи суффиксов и префиксов.

Суффиксы -er, -ist используются для образования от глагольных основ существительных, обозначающих профессию или свойственное данному лицу действие.

Activationist — человек, который осуществляет программы терапии, использующие отдых и действия, чтобы помочь людям, функциональные способности которых затруднены болезнью.

al, -ful, -y — суффиксы, при помощи которых образуются прилагательные.

-al служит для образования относительных прилагательных от основ существительных: vegangelical — чрезвычайно рьяный строгий вегетарианец, который стремится убедить в этом других людей и привлечь их в вегетарианство.

-ful служит для образования прилагательных от основ существительных, а также от некоторых глагольных основ со значением «обладающий (в полной мере) качеством», выраженным основой: beautiful красивый, прекрасный, awful ужасный, wonderful замечательный.

-y служит для образования прилагательных от основ существительных со значением «имеющий качество того, что обозначено основой»: rainy дождливый, sunny солнечный.

-ly — суффикс наречий. С его помощью образуются качественные наречия от основ прилагательных, сохраняя в большинстве случаев значение прилагательного: usually обычно, easily легко, badly плохо.

С помощью суффикса -ing образуются от глагольных основ существительные, обозначающие:

1. процесс или действие: swimming плавание, teaching обучение;

2. конкретный результат действия: writing произведение.

Отрицательный префикс un- может соединяться с прилагательными, причастиями, глаголами и, реже, с существительными:

1. при соединении с прилагательными и причастиями префикс un- придает им отрицательное значение: unpleasant неприятный, unlucky неудачный, unpublished неопубликованный;

2. при соединении с глагольными основами образуются глаголы со значением действия или противоположного выраженному основой: unmake разрушать, уничтожать (сделанное).

Источник

Оцените статью
Разные способы