Способ образования наречия нехорошо

Образование наречий в русском языке

Способы обра­зо­ва­ния наре­чий весь­ма раз­но­об­раз­ны. Рассмотрим наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ные спо­со­бы обра­зо­ва­ния наре­чий от слов дру­гих частей речи.

Какими способами образуются наречия?

В мор­фо­ло­гии рус­ско­го язы­ка наре­чие — это про­из­вод­ная часть речи. Все наре­чия про­изо­шли и про­ис­хо­дят от слов дру­гих частей речи и их грам­ма­ти­че­ских форм. Эта само­сто­я­тель­ная часть речи обра­зу­ет­ся от суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, место­име­ний, чис­ли­тель­ных, гла­го­лов и дру­гих наречий.

Перечислим основ­ные спо­со­бы обра­зо­ва­ния наречий:

Большая груп­па наре­чий воз­ник­ла в резуль­та­те пря­мо­го пере­хо­да в кате­го­рию наре­чий слов и их грам­ма­ти­че­ских форм. К при­ме­ру, суще­стви­тель­ное в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа «рядом» пре­вра­ти­лось в сло­во новой части речи.

Сравним:

Рассмотрим каж­дый спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния в отдель­но­сти. Укажем, от слов какой части речи обра­зо­ва­ны наре­чия. Для боль­шей нагляд­но­сти все спо­со­бы обра­зо­ва­ния наре­чий пред­ста­вим в сле­ду­ю­щей таб­ли­це с примерами.

Таблица

Суффиксальный способ

Приставочно-суффиксальный способ

Прилагательные

Способ обра­зо­ва­ния наре­чий Производящая часть речи Примеры
Приставочный способ Наречие как — ни как,
когда — не когда,
туда — от туда,
зав­тра — после зав­тра,
вче­ра — по за вче­ра,
где — кое — где,
вне — во вне
Прилагательные быст­рый — быстр о ,
слад­кий — сладк о ,
искрен­ний — искренн е ,
тягу­чий — тягуч е ,
оте­че­ский — оте­ческ и ,
изде­ва­тель­ский — изде­ва­тельск и
Числительные один — одн а жды ,
два — два жды
Существительные низ — с низ у ,
утро — на утр о ,
нача­ло — с начал а ,
век — на век и ,
нут­ро — в нутр и ,
тай­на — в тайн е
преж­ний — по -прежн ему ,
доб­рый — по -добр ому ,
вол­чий — по -волчь и ,
англий­ский — по -английск и ,
левый — в лев о ,
пра­вый — на прав о ,
дол­гий — за долг о ,
из редк а ,
до сыт а ,
с прав а ,
рав­ный — на равн е ,
трой­ной — в тройне,
чёр­ный — в черн е ,
пря­мой — в прям ую ,
кру­той — в крут ую ,
новый — в новь ,
широ­кий — в ширь
Местоимения иной — по -ин ому ,
ваш — по -ваш ему
Числительные пер­вый — во -перв ых ,
тре­тий — в -треть их ,
двое — на дво е ,
трое — на тро е ,
трое — в тро е ,
семе­ро — в семер ом
Глаголы уга­дать — на угад ,
торо­пить — в тороп ях
Постфиксальный спо­соб Наречия зачем- то ,
как- либо ,
куда- нибудь
Сложение Повтор наре­чий чуть-чуть,
едва-едва,
тихо-тихо,
белым-бело,
темным-темно,
волей-неволей,
строго-настрого
Сложение с суффиксацией Наречие + глагол мимо+ходить — мимо­ход ом
Слияние слов сего дня → сегодня,
тот час → тотчас,
сей час → сейчас
Переход из одной
части речи в другую
Существительное
в фор­ме в.п. и т.п.
капель­ку, чуточку,
вер­хом, осенью,
стре­лой, днём,
наги­шом, голышом
Глагол
(дее­при­ча­стие)
кра­ду­чись, играючи,
лёжа, стоя, шутя,
мол­ча, не спе­ша, нехотя

Видеоурок

Источник

Способы образования наречий

Наречием считается самостоятельная часть речи, которая не изменяется и обозначает признак действия, любого предмета или признака. Образование наречий в русском языке происходит от слов разных частей речи: глаголов, существительных, прилагательных, числительных и других. Осуществляться этому может путем одного из следующих вариантов:

Приставочный способ

Способ образования новых слов при помощи приставки характерен в русском языке для всех самостоятельных частей речи. Новые слова могут быть образованы только от наречий, к которым прибавляются приставки: от, до, на, в, не, ни. Пример: красиво – некрасиво, сухо – досуха, туда – оттуда.

Суффиксальный способ

В суффиксальном способе образование новых слов происходит путем присоединения суффикса. Новые наречия могут быть образованы путем:

Присоединения к прилагательным, которые считаются качественными, суффиксов о/е. Пример: теплый – тепло, солнечный – солнечно, тесный – тесно.

Присоединения к прилагательной части речи суффикса и. Пример: старый – старчески, ребячий – ребячески, всякий – всячески.

Присоединения к основе глаголов суффиксов а/я, учи/ючи. Пример: смотреть — смотря, сидеть – сидя, танцевать – танцуя, готовить – готовя, играть – играючи.

Приставочно-суффиксальный

Новые наречия образуются путем присоединения к определенным частям речи приставок и суффиксов. Существуют следующие тонкости:

  • К прилагательным частям речи и местоимениям, находящимся в дательном падеже, добавляются приставка по и суффикс ому/ему. Пример: добрый – по-доброму, мой – по-моему, тихий – по-тихому.
  • К прилагательным, чьи формы являются усеченными и оканчиваются на кий/ский добавляются приставка по и суффикс и. Пример: греческий – по-гречески, французский – по-французски, юношеский – по-юношески.
  • К основам слов, которые являются прилагательными, добавляются приставки до, с/со, из/ис и суффикс а. Пример: далекий – издалека, сухой – досуха, белый – добела.
  • К существительным добавляются приставки с, из, по, в, на и суффиксы у, а, и или нулевой. Пример: утро – поутру, вниз –снизу, земля – наземь.
  • К основам прилагательных добавляются приставка в, на, за и суффикс о. Пример: левый – влево, чистый – начисто, белый –набело.
  • К числительным, которые являются собирательными, добавляются приставки на, в и суффиксы ем, о/е. Пример: двое – вдвоем, три –втрое, четыре – вчетверо.
  • К числительным, которые являются порядковыми, добавляются приставки во/в и суффиксы их/ых. Пример: в-пятых, в-шестых, в-седьмых.
  • С помощью перехода других частей речи в наречия.
  • Есть случаи, когда слова из других частей речи переходят в наречия. Новые слова могут образоваться только от существительных, находящихся в винительном и творительном падежах. Пример: чуточку, капельку, бегом.

С помощью сложения

Еще одним способом образования наречий является сложение двух основ разных слов, к которым, при необходимости, нужно добавить суффикс. Пример: полу шутить – полушутя, мимо ходить – мимоходом, сей час – сейчас.

С помощью повторения слов

Когда повторяются два слова, образуются сложные наречия. Пример: еле-еле, волей-неволей, тихо-тихо.

Постфиксальный способ

Новые наречия образуются при помощи добавления к неопределенным местоимениям частиц то, либо, нибудь. Пример: когда-нибудь, где-либо, где-то.

Источник

«Нехорошо» или «не хорошо» — как правильно писать?

Часть речи

Чтобы понять, как пишется «нехорошо» — слитно или раздельно, для начала потребуется определить, с какой частью речи приходится иметь дело. Сделать это проще всего с помощью синтаксического разбора конструкции, в которой употреблено это слово: «Непростительный поступок нельзя забыть, но было бы нехорошо всю жизнь обижаться на человека из-за одной его оплошности» — для анализа рекомендуется воспользоваться определенным алгоритмом:

  1. Найти грамматическую основу предложения (его главные члены). О чем в нем говорится? В предложении сказано о том, что «нельзя забыть», а также «было бы нехорошо обижаться». Перед писателем находится сложная конструкция, поскольку в нее входит две простых, соединенных сочинительным способом. Особое внимание рекомендуется обратить на вторую часть, поскольку именно в ней многие писатели совершают ошибки, забывая включить в состав именного сказуемого слово «нехорошо», которое, на первый взгляд, кажется обстоятельством.
  2. Определить второстепенные члены предложения. Для этого необходимо задать от главных слов вопрос к зависимым. Делать это необязательно, однако полный синтаксический разбор позволит получить 100% уверенность в том, что грамматическая основа была найдена абсолютно правильно и ни одно из слов не «зависло» в предложении без дела. Именно так и происходит со словом «нехорошо», которое по ошибке относят к обстоятельству, хотя на самом деле оно является частью составного именного сказуемого.
  3. Надписать над каждым словом, чем оно выражено. Определить часть речи можно двумя способами, но для большей достоверности рекомендуется использовать сразу оба. Во-первых, необходимо задать вопрос от главных слов к второстепенным и посмотреть на его внешний вид. Во-вторых, следует взглянуть еще и на то, какую роль выполняет то или иное слов в предложении. К примеру, глаголы отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?», а также обозначают действие предмета.

Проведя анализ конструкции по этой инструкции, становится понятно, что слово «нехорошо» является именной частью составного сказуемого, а также выражено наречием (отвечает на вопрос: «как?» и обозначает признак действия). В подтверждение этому можно найти весьма много информации в учебниках о том, что наречия бывают не только обстоятельствами. Иногда они относятся к составным именным сказуемым, если отбросить их от грамматической основы без ущерба для лексического смысла нельзя.

Способ образования наречий

Для того чтобы вспомнить, как пишется слово «нехорошо», рекомендуется для начала определить способ образования этого слова. Весьма хорошей идеей будет обратиться к орфографическому словарю, в котором непременно отыщется эта информация. Однако если «умной книжки» под рукой не оказалось, то сделать это можно самостоятельно, используя определенную инструкцию:

  1. Найти слово, которое имеет больше всего общего с конструкцией.
  2. Посмотреть на то, каким именно путем была получена новая форма.
  3. Сделать выводы и проверить их в учебнике по русскому языку.

Итак, для начала следует найти такое слово, которое максимально похоже на слово «нехорошо», но при этом является другой частью речи. Сразу же приходит на ум прилагательное «нехороший», которое имеет схожее лексическое значение с наречием (поступать нехорошо — поступать плохо, нехороший человек — плохой человек).

Теперь необходимо взглянуть на то, какие части слова остались не тронутыми, а какие прибавились для образования новой формы. Если приглядеться, то становится видно, что от прилагательного полностью убрали окончание, однако добавили на конце букву «о» — суффикс, который характерен для довольно многих наречий.

Таким образом, можно сделать вывод, что способ образования слова «нехорошо» — суффиксальный, а в качестве первоначальной части речи использовалось прилагательное «нехороший». Убедиться в своей правоте можно в учебнике, найдя в нем информацию о том, что большинство наречий образуются от прилагательных, путем прибавления суффикса «о» или «е» на конце.

Полученная информация является крайне полезной для того, чтобы определить, как именно пишется наречие с отрицательной частицей «не». Сходство с прилагательными столь очевидно, что многие о нем просто забывают. На самом деле правило «не с наречиями» будет точно таким же, как и «не с прилагательными» (те же пункты, «особые слова» и даже практически идентичные исключения). Поэтому если писатель запамятовал, как писать ту или иную часть речи с «не», достаточно будет вспомнить лишь одно из правил.

Однако этот эффективный способ работает лишь с прилагательными и наречиями. С другими частями речи такой фокус не пройдет.

Слитное написание «не» с наречиями

Начать стоит именно с этого пункта, поскольку он является главенствующим (слова пишутся слитно, за исключением тех случаев, когда в предложении есть нюансы, говорящие об обратном). Существует два пункта, о которых большинству людей известно еще со средней школы:

  1. Если наречие не употребляется без отрицательной частицы. Этот пункт стоит выше всех остальных, поэтому проверять его рекомендуется в первую очередь, чтобы не начать обманывать себя, например, раздельным написанием слова «нелепо» в предложении, где есть противопоставление с союзом «а». Такие слова пишутся слитно независимо от обстоятельств. Кстати говоря, они образованы от прилагательных — «нелепый». Вот почему можно спокойно использовать исключения из одного правила для того, чтобы вспомнить слова из другого.
  2. Если к слову можно подобрать синоним без «не» («неплохо» — «хорошо»). Сразу же стоит отметить, что проводить такую операцию лучше всего в самом конце, поскольку практически у каждой конструкции есть та, что близка ей по лексическому значению. Однако такое слово будет писаться раздельно, если в предложении имеется противопоставление с союзом «а» или «особые слова», поэтому сперва рекомендуется смотреть на пункты раздельного правописания, а этим нюансом уже пользоваться для самопроверки.

Ну и еще один важный момент, о которых учителя нередко забывают рассказать своим ученикам. Эти пункты правил применимы лишь для тех наречий, которые оканчиваются на суффикс «о» или «е». В русском языке существует довольно много слов, на конце которых имеется согласная буква «ж» или «ч» (вскачь, прочь, настежь). Ярким примером служит наречие «невтерпеж», которое известно в качестве исключения для другого правила. Оно будет писаться слитно вне зависимости от того, есть ли в предложении союз «а» или «особые слова», поскольку не подчиняется пунктам из правил.

Раздельное употребление отрицательной частицы

Теперь настало время поговорить о тех ситуациях, когда наречия будут писаться с «не» отдельно. Как и в предыдущем случае, есть два пункта, которые были уже вскользь упомянуты:

  1. Если в предложении есть противопоставление с союзом «а». Вот небольшой пример: «Не хорошо, а плохо завидовать другому человеку». Однако стоит понимать, что далеко не во всех случаях наличие союза «а» в предложении будет говорить о противопоставлении именно наречий. Иногда он присутствует там для совершенно иных целей: «Ты мог тогда поступить нехорошо по отношению ко мне, а я даже думать не мог о том, что нам уготовано вместе столкнуться с таким» — в этом случая союз служит для противопоставления подлежащих, относящихся к различным частям грамматической основы.
  2. Если перед наречием присутствует «особое слово». Такие конструкции настоятельно рекомендуется запомнить, поскольку они могут быть применимы для обоих правил: «далеко не», «вовсе не», «ничуть не», «отнюдь не», а также «совсем не» в значении «очень». Вот пример их употребления в предложении, в котором наречие надо писать раздельно: «Этот препарат отлично повышает настроение, однако отличается далеко не хорошо сказывается на работе сердечной системы». Важно понимать, что «особое» слово должно находиться именно перед наречием, а не просто присутствовать в предложении.

И это лишь те моменты, о которых обычно говорится в средней школе. Однако не вся информация из учебников является полной. Поэтому каждый человек, кто хочет стать опытным писателем, просто обязан ознакомиться с более сложными нюансами, о которых обычно рассказывают в университетах.

Несколько важных моментов

Чтобы понять, как правильно пишется слово «хорошо» с частицей «не», иногда бывает недостаточно просто ознакомиться с основной теоретической информацией. Максимум, что из этого может получиться — человек научится правильно распознавать часть речи, а также употреблять конструкцию в стандартных случаях. Однако что делать, если на экзамене просят предоставить ответ на основе текста, взятого из художественной литературы. Вот поэтому-то и рекомендуется также ознакомиться еще с двумя крайни важными нюансами:

  1. На предложения, в которых присутствует «совсем» рекомендуется обращать пристальное внимание. Конструкция будет писаться раздельно только в том случае, если «особое слово» употреблено в значении «очень». Однако так бывает далеко не во всех случаях, поскольку иногда оно несет уступительный характер: «Я поступил совсем не хорошо, но это не значит, что меня нужно за это наказывать» — весьма часто в таких предложениях имеется союз «но». Поэтому важно помнить, что слово «совсем» будет говорит о раздельном написании только в случае абсолютного отрицания.
  2. Иногда противопоставление может присутствовать в предложении, а союз «а» опускаться. Этим приемом любят пользоваться в художественной литературе: «Это было не выгодно — в убыток». Что уж говорить о тех случаях, когда союз «а» заменяется другим, который имеет противоспалительное значение: «Ты поступил не хорошо, но плохо, и прежние отношения нам не вернуть». Поэтому стоит проявлять предельную внимательность, когда речь идет о работе с текстами, взятыми из художественной литературы.

Само собой, сложные случаи встречаются на письме довольно редко, однако не следует забывать о том, что в слишком простых предложениях может быть подвох. Поэтому важно изучить эти нюансы так же хорошо, как и основное правило. В противном случае ошибок не избежать.

Упражнения для закрепления

Чтобы прочитанный материал как следует отложился в памяти, рекомендуется закрепить знания на практике. Для этого можно разобрать несколько примеров, используя все ранее описанные рекомендации и инструкции:

  • (Не) хорошее настроение — это не повод (не) обдуманно распоряжаться своим временем.
  • Ничто так не повышает тонус, как (не) большая зарядка, а также прогулка на свежем воздухе.
  • Автомобиль двигался далеко (не) быстро, однако мы успели в назначенное время вовремя.
  • Мужчина продолжал двигаться крайне (не) лепо, попутно напевая песню про молодую девицу.
  • (Не) дорого, а весьма дешево нам довелось приобрести почти новый автомобиль.

Правописание «не» с наречиями и прилагательными — не такая уж сложная тема, как может показаться с первого взгляда. Достаточно выучить небольшое правило, после чего его можно будет использовать сразу для двух частей речи. Да, существует несколько нюансов, которые могут осложнить работу. Однако если как следует в них разобраться, то даже самая хитро составленная конструкция не заставит писателя усомниться в своих силах.

Источник

Читайте также:  Прыжок способом прогнувшись это
Оцените статью
Разные способы