Способ образования наречий 7 класс

Способы образования наречий
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Цели урока : познакомить со способами образования наречий; проверить знания о смысловых группах наречий, полученные на предыдущем уроке; провести работу со словарными словами; у меть подбирать синонимы к наречиям, работать над лексиче­ским значением слова;

уметь образовывать наречия от прилагательных.

Скачать:

Вложение Размер
sposoby_obrazovaniya_narechiy.docx 23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Способы образования наречий.

Цели урока : познакомить со способами образования наречий; проверить знания о смысловых группах наречий, полученные на предыдущем уроке; провести работу со словарными словами; у меть подбирать синонимы к наречиям, работать над лексическим значением слова;

уметь образовывать наречия от прилагательных.

1 . Организационный момент

2. Проверка знаний. Тестирование

1 Найдите наречие образа действия:

а) свободно; б) всегда;

в) недавно; г) утром.

а) слегка; б) туда;

в) вечером; г) едва.

а) сколько; б) высоко;

в) зачем; г) слегка.

а) много; б) удивительно;

в) со зла; г) врукопашную.

а) там; б) чуть-чуть;

а) много; б) невзначай;

в) кое-как; г) долго.

  1. Найдите указательное наречие:

а) по-турецки; б) сейчас;

в) туда; г) совершенно.

  1. Найдите неопределённое наречие:

а) где-нибудь; б) никуда;

  1. Найдите вопросительное наречие:

в) где-то; г) тогда.

  1. Найдите отрицательное наречие:

а) нестерпимо; б) никуда;

в) никто; г) никакой.

  1. Рассказ о слове мельком (индивидуальное задание по упр. 201).
  • Как образуется слово мельком ?
  • Как образовано слово восвояси ?

(Обозначает к себе домой. Наречие возникло в результате сращения в одно слово словосочетания во своя в ъси в свои деревни домой.)

  • Устно составьте предложения с данными словами.
  • Запишите слова мельком и восвояси в словари.
  1. Изучение нового материала

На доске записаны слова, учащиеся переписывают их в тетрадь. Горячо, по-старому, по-моему, взаймы, где-то, что-либо, во-первых, по- русски, попросту, сначала, медленно, вверх.

  • Докажите, что перед нами наречия.
  • С помощью чего они образованы (выделите части слов, от которых образованы наречия)?
  • От каких частей речи образованы данные слова?
  • Какими способами?

Запись на доске и в тетрадях

Наречия образуются от самостоятельных частей речи приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным способом.

существительных рысца рысцой

(Лошадь бежала рысцой)

прилагательных приятельский по-приятельски

числительных два, третий дважды, в-третьих

деепричастий ш ут я шутя

(Шутя и смеясь. Мама говорила это шутя) местоимений твой по-твоему

Задание 1. Запишите словосочетания под диктовку учителя. Выполните морфемный разбор одинаково пишущихся слов.

Девушка прекрасна; прекрасно рассказывал. Поступок обдуман; поступил обдуманно. Девочка откровенна; отвечал очень откровенно. Море безмятежно; безмятежно спал. Решение бесполезно; участвовать бесполезно. Платье красиво; одеваться красиво.

Задание 2. Карточки с упражнением перед глазами учащихся. Спишите словосочетания, определите, от каких частей речи и с помощью чего образованы данные наречия.

Начать сначала; облегчённо вздохнуть; отвечать ясно; по-осеннему холодно; говорит чудесно; подниматься опасно; сделал по-своему; сказал

трижды; вытер дочиста; пришли вдвоём; впервые встретились; поглядывать искоса; прочитал недавно; по-медвежьи завыл; живёт близко, работает по-прежнему.

Задание 3. Подберите синонимы к данным наречиям. Укажите, как образованы подобранные вами слова.

Смело (бесстрашно), неплохо (хорошо), напрасно (бесполезно), покорно (безропотно), недалеко, (близко), вдруг (неожиданно), быстро (мгновенно), отрывочно (бессвязно), иногда (изредка), навсегда (навеки).

3 а д а н и е 4. Запишите слова под диктовку. Объясните значение данных прилагательных и образуйте от них наречия. Какое из записан- | ных вами слов не является прилагательным? Почему?

Предварительный (предшествующий чему-либо), предполагаемый (допускающий возможность чего-либо), предприимчивый (энергичный, находчивый), представительный (видный, производящий впечатление), предупредительный (заранее принятыми мерами не допускающий чего-либо), пренебрежительный (исполненный высокомерно — презрительного отношения), привлекательный (располагающий к себе), привилегированный (обладающий преимущественным правом).

— Объясните значение фразы находиться в привилегированном по- | ложении.

6.Подведение итогов урока

— Какими способами и от каких частей речи образуются наречия?

7. Домашнее задание

Написать небольшое сочинение (10 предложений) о первом выпавшем снеге, используя в тексте как можно больше наречий.

Источник

Образование наречий в русском языке

Способы обра­зо­ва­ния наре­чий весь­ма раз­но­об­раз­ны. Рассмотрим наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ные спо­со­бы обра­зо­ва­ния наре­чий от слов дру­гих частей речи.

Какими способами образуются наречия?

В мор­фо­ло­гии рус­ско­го язы­ка наре­чие — это про­из­вод­ная часть речи. Все наре­чия про­изо­шли и про­ис­хо­дят от слов дру­гих частей речи и их грам­ма­ти­че­ских форм. Эта само­сто­я­тель­ная часть речи обра­зу­ет­ся от суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, место­име­ний, чис­ли­тель­ных, гла­го­лов и дру­гих наречий.

Перечислим основ­ные спо­со­бы обра­зо­ва­ния наречий:

Большая груп­па наре­чий воз­ник­ла в резуль­та­те пря­мо­го пере­хо­да в кате­го­рию наре­чий слов и их грам­ма­ти­че­ских форм. К при­ме­ру, суще­стви­тель­ное в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа «рядом» пре­вра­ти­лось в сло­во новой части речи.

Сравним:

Рассмотрим каж­дый спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния в отдель­но­сти. Укажем, от слов какой части речи обра­зо­ва­ны наре­чия. Для боль­шей нагляд­но­сти все спо­со­бы обра­зо­ва­ния наре­чий пред­ста­вим в сле­ду­ю­щей таб­ли­це с примерами.

Таблица

Суффиксальный способ

Приставочно-суффиксальный способ

Прилагательные

Способ обра­зо­ва­ния наре­чий Производящая часть речи Примеры
Приставочный способ Наречие как — ни как,
когда — не когда,
туда — от туда,
зав­тра — после зав­тра,
вче­ра — по за вче­ра,
где — кое — где,
вне — во вне
Прилагательные быст­рый — быстр о ,
слад­кий — сладк о ,
искрен­ний — искренн е ,
тягу­чий — тягуч е ,
оте­че­ский — оте­ческ и ,
изде­ва­тель­ский — изде­ва­тельск и
Числительные один — одн а жды ,
два — два жды
Существительные низ — с низ у ,
утро — на утр о ,
нача­ло — с начал а ,
век — на век и ,
нут­ро — в нутр и ,
тай­на — в тайн е
преж­ний — по -прежн ему ,
доб­рый — по -добр ому ,
вол­чий — по -волчь и ,
англий­ский — по -английск и ,
левый — в лев о ,
пра­вый — на прав о ,
дол­гий — за долг о ,
из редк а ,
до сыт а ,
с прав а ,
рав­ный — на равн е ,
трой­ной — в тройне,
чёр­ный — в черн е ,
пря­мой — в прям ую ,
кру­той — в крут ую ,
новый — в новь ,
широ­кий — в ширь
Местоимения иной — по -ин ому ,
ваш — по -ваш ему
Числительные пер­вый — во -перв ых ,
тре­тий — в -треть их ,
двое — на дво е ,
трое — на тро е ,
трое — в тро е ,
семе­ро — в семер ом
Глаголы уга­дать — на угад ,
торо­пить — в тороп ях
Постфиксальный спо­соб Наречия зачем- то ,
как- либо ,
куда- нибудь
Сложение Повтор наре­чий чуть-чуть,
едва-едва,
тихо-тихо,
белым-бело,
темным-темно,
волей-неволей,
строго-настрого
Сложение с суффиксацией Наречие + глагол мимо+ходить — мимо­ход ом
Слияние слов сего дня → сегодня,
тот час → тотчас,
сей час → сейчас
Переход из одной
части речи в другую
Существительное
в фор­ме в.п. и т.п.
капель­ку, чуточку,
вер­хом, осенью,
стре­лой, днём,
наги­шом, голышом
Глагол
(дее­при­ча­стие)
кра­ду­чись, играючи,
лёжа, стоя, шутя,
мол­ча, не спе­ша, нехотя

Видеоурок

Источник

«Словообразование наречий» конспект урока в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Мои наработки на тему:

Скачать:

Вложение Размер
slovoobrazovanie_narechiy.doc 86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : «Словообразование наречий».

Цель урока : познакомить учащихся с основными способами образования наречий.

Тип урока : изучение нового.

  1. Образовательная:
  1. познакомить учащихся с основными способами образования наречий;
  2. учить определять способы образования наречий;
  3. повторить основные знания о наречии как части речи;
  4. учить анализировать отношения компонентов словообразовательной пары, словообразовательной цепочки;
  5. учить морфемному разбору наречий;
  6. учить образовывать наречия разными способами.
  1. Воспитательная:
  1. воспитывать культуру речи;
  2. поддерживать интерес к урокам русского языка.
  1. Развивающая:
  1. развивать логические операции изменения слов, запоминания слов, составления схем и таблиц.

Ручка, карандаш, учебник, рабочая тетрадь.

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к изучению новой темы. Словарная работа.
  3. Сообщение темы урока. Объяснение нового.
  4. Закрепление новой темы.
  5. Итог урока.
  6. Д/з.

Деятельность учителя

2. Подготовка к изучению новой темы.

3. Сообщение темы урока.

Закрепление новой темы.

— Открываем свои рабочие тетради, отступаем две линейки, пишем сегодняшнее число, а на следующей строке «классная работа».

Посетить галерею, сосредоточенно работать, ему нездоровится, любуешься гирляндой, отворить калитку, показался силуэт, присутствовать на собрании, двигаться с колонной, претендовать на помощь, прекратить шептать, разыграть комбинацию, движущийся экспресс, взглянуть мельком, купленный аквариум, выровненная дорожка.

— Какие орфограммы встретились?

— Какие виды наречий вы знаете? (Вспомните, от каких частей речи чаще всего образуются наречия?)

— Давайте проверим ваши знания по наречию. Пройдем небольшое тестирование. Надо отвечать только да или нет.

Наречие – это самостоятельная часть речи.

Наречие – это служебная часть речи.

Наречие не имеет окончания.

Наречие – это изменяемая часть речи.

Наречие обозначает признак действия.

Наречие отвечает на вопрос сколько?

Наречие отвечает на вопрос какой?

Работа со схемами, записанными на доске:

— Определите, какая часть речи зашифрована в схемах.

— Что помогло вам это определить?

— Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Работа по тексту, записанному на доске.

Надо быть ясным умственно (н.), чистым нравственно (н.), опрятным физически (н.). Вперед! (н.) Мы идем неудержимо (н.) к яркой звезде, которая горит там (н.) вдали! (н.) Вперед (н.)! Не отставайте, друзья!

— Прочитайте текст про себя, приготовьтесь читать его выразительно.

— Как вы понимаете слова А.Чехова? К чему он нас призывает?

— Определите стиль текста.

— Чем интересен текст с точки зрения нашей темы?

— Зачем автор использует их?

— Назовите все наречия в предложениях.

— Каков же способ определения части речи?

— А как вы определили, что это наречия? Какие вопросы помогают нам определить, что это наречие? Какой вопрос вы задавали?

— Выпишите наречия, соответствующие данным схемам, определив, от какой части речи они образованы.

— Выстроите словообразовательные цепочки. Образец записан на доске.

На доске заранее записан образец.

— Какие первые выводы можем сделать об образовании наречий?

а) наречия образуются от исходных слов имен прилагательных и имен существительных;

б) наречия образуются суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами.

— От исходных слов каких частей речи еще могут образовываться наречия?

— Распределите наречия по частям речи исходного слова:

по-моему, заново, вверх, по-испански, однажды, снизу, затем, во-вторых.

— Определите способы образования наречий.

— Выделите словообразовательные морфемы.

— Одинаково ли образование всех наречий? Или можно говорить о том, что наречия образуются разными способами?

Вывод: наречия могут образовываться от исходных слов разных частей речи разными способами.

Составление опорной схемы образования

— Какие два вопроса должны быть отражены в таблице?

У доски работает 1 человек по схеме.

— Какие способы образования наречий мы запишем в таблицу?

— От слов, записанных на доске, образуйте наречия, заполнив таблицу: век, очаровательный, твой, третий, располагающий, след, еле.

— Толкование слова еле .

— Составление предложений с данным словом.

— Какие наречия не удалось записать в таблицу? (Еле-еле, располагающе.)

-Почему? Подумайте, как они образовываются?

Классификация по способу образования:

  1. суффиксальный: быстрый — быстро , творческий — творчески ;
  2. приставочно-суффиксальный: сухой — досуха ;
  3. приставочный: хорошо — нехорошо , куда — никуда ;
  4. Сложение разных видов

сложение слов : еле, еле — еле-еле , опрометчиво — безумно ;

сложение с первым элементом полу- : полулежа ;

сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить — мимоходом , пол, сила — вполсилы .

Чтение выводов в учебнике.

Анализ прочитанного материала.

— Какими способами могут образовываться наречия?

— От каких частей речи могут образовываться наречия?

— Замените указанные фразеологизмы наречием, определить способ образования наречий.

— Восстановите пропущенные звенья словообразовательных цепочек.

Быстрый…- быстрее – побыстрее.

Тонкий… — тоньше – потоньше.

Выполняй работу лучше. Когда жара стала мягче, отец объяснил мне, как надо косить. Это было страшнее всего. Снежинки опускались все ниже и ниже. Сокол выше солнца летает. Тише воды, ниже травы. Худой мир лучше доброй ссоры. Он был сильнее духом и вел себя мужественнее. Мишель становился все медлительнее, мучительное чувство зависти обуяло его. А жилось нам здесь вольнее, чем в деревне.

— Найдите наречия в данном тексте. Определите способ образования наречия, а также от какой части речи они образованы.

— Составьте с 3мя из них предложения.

— Какова тема нашего урока?

— Какие особенности вы можете отметить у наречий?

— Какие способы образования наречий теперь вы знаете?

— От каких частей речи могут образовываться наречия?

— Прочитать теорию, найти и выписать из художественного или публицистического текста отрывок (5-6 предложений), в котором будут наречия, образованные разными способами, определить способы образования наречий.

— Хорошо, на этом наш урок окончен. Вы свободны.

Учащиеся внимательно слушают и настраиваются на предстоящий урок.

Учащиеся записывают число, «классная работа».

Источник

Читайте также:  Какими способами можно снизить уровень загрузки улицы движением
Оцените статью
Разные способы