- Способы образования наречий план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Образование наречий в русском языке
- Какими способами образуются наречия?
- Таблица
- Видеоурок
- «Словообразование наречий» конспект урока в 7 классе план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Деятельность учителя
- Классификация по способу образования:
Способы образования наречий
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Цели урока : познакомить со способами образования наречий; проверить знания о смысловых группах наречий, полученные на предыдущем уроке; провести работу со словарными словами; у меть подбирать синонимы к наречиям, работать над лексическим значением слова;
уметь образовывать наречия от прилагательных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_obrazovaniya_narechiy.docx | 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы образования наречий.
Цели урока : познакомить со способами образования наречий; проверить знания о смысловых группах наречий, полученные на предыдущем уроке; провести работу со словарными словами; у меть подбирать синонимы к наречиям, работать над лексическим значением слова;
уметь образовывать наречия от прилагательных.
1 . Организационный момент
2. Проверка знаний. Тестирование
1 Найдите наречие образа действия:
а) свободно; б) всегда;
в) недавно; г) утром.
а) слегка; б) туда;
в) вечером; г) едва.
а) сколько; б) высоко;
в) зачем; г) слегка.
а) много; б) удивительно;
в) со зла; г) врукопашную.
а) там; б) чуть-чуть;
а) много; б) невзначай;
в) кое-как; г) долго.
- Найдите указательное наречие:
а) по-турецки; б) сейчас;
в) туда; г) совершенно.
- Найдите неопределённое наречие:
а) где-нибудь; б) никуда;
- Найдите вопросительное наречие:
в) где-то; г) тогда.
- Найдите отрицательное наречие:
а) нестерпимо; б) никуда;
в) никто; г) никакой.
- Рассказ о слове мельком (индивидуальное задание по упр. 201).
- Как образуется слово мельком ?
- Как образовано слово восвояси ?
(Обозначает к себе домой. Наречие возникло в результате сращения в одно слово словосочетания во своя в ъси в свои деревни домой.)
- Устно составьте предложения с данными словами.
- Запишите слова мельком и восвояси в словари.
- Изучение нового материала
На доске записаны слова, учащиеся переписывают их в тетрадь. Горячо, по-старому, по-моему, взаймы, где-то, что-либо, во-первых, по- русски, попросту, сначала, медленно, вверх.
- Докажите, что перед нами наречия.
- С помощью чего они образованы (выделите части слов, от которых образованы наречия)?
- От каких частей речи образованы данные слова?
- Какими способами?
Запись на доске и в тетрадях
Наречия образуются от самостоятельных частей речи приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным способом.
существительных рысца рысцой
(Лошадь бежала рысцой)
прилагательных приятельский по-приятельски
числительных два, третий дважды, в-третьих
деепричастий ш ут я шутя
(Шутя и смеясь. Мама говорила это шутя) местоимений твой по-твоему
Задание 1. Запишите словосочетания под диктовку учителя. Выполните морфемный разбор одинаково пишущихся слов.
Девушка прекрасна; прекрасно рассказывал. Поступок обдуман; поступил обдуманно. Девочка откровенна; отвечал очень откровенно. Море безмятежно; безмятежно спал. Решение бесполезно; участвовать бесполезно. Платье красиво; одеваться красиво.
Задание 2. Карточки с упражнением перед глазами учащихся. Спишите словосочетания, определите, от каких частей речи и с помощью чего образованы данные наречия.
Начать сначала; облегчённо вздохнуть; отвечать ясно; по-осеннему холодно; говорит чудесно; подниматься опасно; сделал по-своему; сказал
трижды; вытер дочиста; пришли вдвоём; впервые встретились; поглядывать искоса; прочитал недавно; по-медвежьи завыл; живёт близко, работает по-прежнему.
Задание 3. Подберите синонимы к данным наречиям. Укажите, как образованы подобранные вами слова.
Смело (бесстрашно), неплохо (хорошо), напрасно (бесполезно), покорно (безропотно), недалеко, (близко), вдруг (неожиданно), быстро (мгновенно), отрывочно (бессвязно), иногда (изредка), навсегда (навеки).
3 а д а н и е 4. Запишите слова под диктовку. Объясните значение данных прилагательных и образуйте от них наречия. Какое из записан- | ных вами слов не является прилагательным? Почему?
Предварительный (предшествующий чему-либо), предполагаемый (допускающий возможность чего-либо), предприимчивый (энергичный, находчивый), представительный (видный, производящий впечатление), предупредительный (заранее принятыми мерами не допускающий чего-либо), пренебрежительный (исполненный высокомерно — презрительного отношения), привлекательный (располагающий к себе), привилегированный (обладающий преимущественным правом).
— Объясните значение фразы находиться в привилегированном по- | ложении.
6.Подведение итогов урока
— Какими способами и от каких частей речи образуются наречия?
7. Домашнее задание
Написать небольшое сочинение (10 предложений) о первом выпавшем снеге, используя в тексте как можно больше наречий.
Источник
Образование наречий в русском языке
Способы образования наречий весьма разнообразны. Рассмотрим наиболее распространенные способы образования наречий от слов других частей речи.
Какими способами образуются наречия?
В морфологии русского языка наречие — это производная часть речи. Все наречия произошли и происходят от слов других частей речи и их грамматических форм. Эта самостоятельная часть речи образуется от существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов и других наречий.
Перечислим основные способы образования наречий:
Большая группа наречий возникла в результате прямого перехода в категорию наречий слов и их грамматических форм. К примеру, существительное в форме творительного падежа «рядом» превратилось в слово новой части речи.
Сравним:
Рассмотрим каждый способ словообразования в отдельности. Укажем, от слов какой части речи образованы наречия. Для большей наглядности все способы образования наречий представим в следующей таблице с примерами.
Таблица
Способ образования наречий | Производящая часть речи | Примеры |
---|---|---|
Приставочный способ | Наречие | как — ни как, когда — не когда, туда — от туда, завтра — после завтра, вчера — по за вчера, где — кое — где, вне — во вне | Прилагательные | быстрый — быстр о , сладкий — сладк о , искренний — искренн е , тягучий — тягуч е , отеческий — отеческ и , издевательский — издевательск и |
Числительные | один — одн а жды , два — два жды | |
Существительные | низ — с низ у , утро — на утр о , начало — с начал а , век — на век и , нутро — в нутр и , тайна — в тайн е | |
прежний — по -прежн ему , добрый — по -добр ому , волчий — по -волчь и , английский — по -английск и , левый — в лев о , правый — на прав о , долгий — за долг о , из редк а , до сыт а , с прав а , равный — на равн е , тройной — в тройне, чёрный — в черн е , прямой — в прям ую , крутой — в крут ую , новый — в новь , широкий — в ширь | ||
Местоимения | иной — по -ин ому , ваш — по -ваш ему | |
Числительные | первый — во -перв ых , третий — в -треть их , двое — на дво е , трое — на тро е , трое — в тро е , семеро — в семер ом | |
Глаголы | угадать — на угад , торопить — в тороп ях | |
Постфиксальный способ | Наречия | зачем- то , как- либо , куда- нибудь |
Сложение | Повтор наречий | чуть-чуть, едва-едва, тихо-тихо, белым-бело, темным-темно, волей-неволей, строго-настрого |
Сложение с суффиксацией | Наречие + глагол | мимо+ходить — мимоход ом |
Слияние слов | сего дня → сегодня, тот час → тотчас, сей час → сейчас | |
Переход из одной части речи в другую | Существительное в форме в.п. и т.п. | капельку, чуточку, верхом, осенью, стрелой, днём, нагишом, голышом |
Глагол (деепричастие) | крадучись, играючи, лёжа, стоя, шутя, молча, не спеша, нехотя |
Видеоурок
Источник
«Словообразование наречий» конспект урока в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Мои наработки на тему:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovoobrazovanie_narechiy.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : «Словообразование наречий».
Цель урока : познакомить учащихся с основными способами образования наречий.
Тип урока : изучение нового.
- Образовательная:
- познакомить учащихся с основными способами образования наречий;
- учить определять способы образования наречий;
- повторить основные знания о наречии как части речи;
- учить анализировать отношения компонентов словообразовательной пары, словообразовательной цепочки;
- учить морфемному разбору наречий;
- учить образовывать наречия разными способами.
- Воспитательная:
- воспитывать культуру речи;
- поддерживать интерес к урокам русского языка.
- Развивающая:
- развивать логические операции изменения слов, запоминания слов, составления схем и таблиц.
Ручка, карандаш, учебник, рабочая тетрадь.
- Организационный момент.
- Подготовка к изучению новой темы. Словарная работа.
- Сообщение темы урока. Объяснение нового.
- Закрепление новой темы.
- Итог урока.
- Д/з.
Деятельность учителя
2. Подготовка к изучению новой темы.
3. Сообщение темы урока.
Закрепление новой темы.
— Открываем свои рабочие тетради, отступаем две линейки, пишем сегодняшнее число, а на следующей строке «классная работа».
Посетить галерею, сосредоточенно работать, ему нездоровится, любуешься гирляндой, отворить калитку, показался силуэт, присутствовать на собрании, двигаться с колонной, претендовать на помощь, прекратить шептать, разыграть комбинацию, движущийся экспресс, взглянуть мельком, купленный аквариум, выровненная дорожка.
— Какие орфограммы встретились?
— Какие виды наречий вы знаете? (Вспомните, от каких частей речи чаще всего образуются наречия?)
— Давайте проверим ваши знания по наречию. Пройдем небольшое тестирование. Надо отвечать только да или нет.
Наречие – это самостоятельная часть речи.
Наречие – это служебная часть речи.
Наречие не имеет окончания.
Наречие – это изменяемая часть речи.
Наречие обозначает признак действия.
Наречие отвечает на вопрос сколько?
Наречие отвечает на вопрос какой?
Работа со схемами, записанными на доске:
— Определите, какая часть речи зашифрована в схемах.
— Что помогло вам это определить?
— Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Работа по тексту, записанному на доске.
Надо быть ясным умственно (н.), чистым нравственно (н.), опрятным физически (н.). Вперед! (н.) Мы идем неудержимо (н.) к яркой звезде, которая горит там (н.) вдали! (н.) Вперед (н.)! Не отставайте, друзья!
— Прочитайте текст про себя, приготовьтесь читать его выразительно.
— Как вы понимаете слова А.Чехова? К чему он нас призывает?
— Определите стиль текста.
— Чем интересен текст с точки зрения нашей темы?
— Зачем автор использует их?
— Назовите все наречия в предложениях.
— Каков же способ определения части речи?
— А как вы определили, что это наречия? Какие вопросы помогают нам определить, что это наречие? Какой вопрос вы задавали?
— Выпишите наречия, соответствующие данным схемам, определив, от какой части речи они образованы.
— Выстроите словообразовательные цепочки. Образец записан на доске.
На доске заранее записан образец.
— Какие первые выводы можем сделать об образовании наречий?
а) наречия образуются от исходных слов имен прилагательных и имен существительных;
б) наречия образуются суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами.
— От исходных слов каких частей речи еще могут образовываться наречия?
— Распределите наречия по частям речи исходного слова:
по-моему, заново, вверх, по-испански, однажды, снизу, затем, во-вторых.
— Определите способы образования наречий.
— Выделите словообразовательные морфемы.
— Одинаково ли образование всех наречий? Или можно говорить о том, что наречия образуются разными способами?
Вывод: наречия могут образовываться от исходных слов разных частей речи разными способами.
Составление опорной схемы образования
— Какие два вопроса должны быть отражены в таблице?
У доски работает 1 человек по схеме.
— Какие способы образования наречий мы запишем в таблицу?
— От слов, записанных на доске, образуйте наречия, заполнив таблицу: век, очаровательный, твой, третий, располагающий, след, еле.
— Толкование слова еле .
— Составление предложений с данным словом.
— Какие наречия не удалось записать в таблицу? (Еле-еле, располагающе.)
-Почему? Подумайте, как они образовываются?
Классификация по способу образования:
- суффиксальный: быстрый — быстро , творческий — творчески ;
- приставочно-суффиксальный: сухой — досуха ;
- приставочный: хорошо — нехорошо , куда — никуда ;
- Сложение разных видов
сложение слов : еле, еле — еле-еле , опрометчиво — безумно ;
сложение с первым элементом полу- : полулежа ;
сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить — мимоходом , пол, сила — вполсилы .
Чтение выводов в учебнике.
Анализ прочитанного материала.
— Какими способами могут образовываться наречия?
— От каких частей речи могут образовываться наречия?
— Замените указанные фразеологизмы наречием, определить способ образования наречий.
— Восстановите пропущенные звенья словообразовательных цепочек.
Быстрый…- быстрее – побыстрее.
Тонкий… — тоньше – потоньше.
Выполняй работу лучше. Когда жара стала мягче, отец объяснил мне, как надо косить. Это было страшнее всего. Снежинки опускались все ниже и ниже. Сокол выше солнца летает. Тише воды, ниже травы. Худой мир лучше доброй ссоры. Он был сильнее духом и вел себя мужественнее. Мишель становился все медлительнее, мучительное чувство зависти обуяло его. А жилось нам здесь вольнее, чем в деревне.
— Найдите наречия в данном тексте. Определите способ образования наречия, а также от какой части речи они образованы.
— Составьте с 3мя из них предложения.
— Какова тема нашего урока?
— Какие особенности вы можете отметить у наречий?
— Какие способы образования наречий теперь вы знаете?
— От каких частей речи могут образовываться наречия?
— Прочитать теорию, найти и выписать из художественного или публицистического текста отрывок (5-6 предложений), в котором будут наречия, образованные разными способами, определить способы образования наречий.
— Хорошо, на этом наш урок окончен. Вы свободны.
Учащиеся внимательно слушают и настраиваются на предстоящий урок.
Учащиеся записывают число, «классная работа».
Источник