Способ образования местоимения что то

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Особенности неопределённых местоимений.

2. Способы образования неопределённых местоимений.

3. Синтаксическая роль неопределённых местоимений.

4. Правописание неопределённых местоимений.

Морфология – это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, признаки и количества, но не называет их.

Синтаксическая роль – функция слова в предложении во взаимосвязи с другими словами.

Неопределённые местоимения – группа слов, которые указывают на неизвестные, неопределённые предметы, признаки или количество. Отвечают на вопросы «кто?», «что?», «какой?», «чей?», «сколько?».

Наречие – это часть речи, которая обозначает признак действия, предмета либо другого признака.

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 191.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Давайте вспомним, с каких слов чаще всего начинаются сказки и различные рассказы?

В некотором царстве, в некотором государстве жили да были старик со старухой.

Выделенное слово «некотором» и называется неопределённым местоимением. Понятно ли нам, в каком царстве происходит действие? Конечно, нет. Именно неопределённые местоимения создают атмосферу загадочности и неизвестности. Давайте попробуем дать определение: неопределённые местоимения – группа слов, которые указывают на неизвестные, неопределённые предметы, признаки или количество. Отвечают на вопросы «кто?», «что?», «какой?», «чей?», «сколько?». Это такие местоимения, как: некто, нечто, некоторый, несколько, кто-нибудь, что-нибудь и другие.

Давайте посмотрим, как образуются неопределённые местоимения. Неопределённые местоимения образуются от вопросительно-относительных местоимений при помощи приставок не-, кое-, а также суффиксов -то, -либо, -нибудь, например:

Кто → некто, кое-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь; все образованные местоимения указывают на неопределённый предмет или предметы;

Какой → кое-какой, какой-то, какой-либо, какой-нибудь; неопределённые местоимения, образованные от слова какой, указывают на неопределённый признак;

Сколько → сколько-то, сколько-либо, сколько-нибудь. Данные местоимения указывают на неточное, неопределённое количество.

Местоимения, образованные от слов кто и что с помощью суффиксов -то, -либо, -нибудь (кто-то, кто-либо, кто-нибудь, что-то, что-либо, что-нибудь), изменяются по падежам так же, как местоимения кто и что. Рассмотрим их склонение на примере слов с суффиксами -то и -нибудь:

И. п. кто-то, что-нибудь

Р. п. кого-то, чего-нибудь

Д. п. кому-то, чему-нибудь

В. п. кого-то, что-нибудь

Т. п. кем-то, чем-нибудь

П. п. о ком-то, о чём-нибудь

Неопределённые местоимения, образованные от слов какой, чей, который, а также местоимение некий изменяются по родам и по числам:

ед. ч., муж. род: кое-какой, какой-то, какой-либо, какой-нибудь, кое-чей, чей-то, чей-либо, чей-нибудь, некоторый, некий;

ед. ч., жен. род: кое-какая, какая-то, какая-либо, какая-нибудь, кое-чья, чья-то, чья-либо, чья-нибудь, некоторая, некая;

ед. ч., ср. род: кое-какое, какое-то, какое-либо, какое-нибудь, кое-чьё, чьё-то, чьё-либо, чьё-нибудь, некоторое, некое;

мн. ч.: кое-какие, какие-то, какие-либо, какие-нибудь, кое-чьи, чьи-то, чьи-либо, чьи-нибудь, некоторые, некие.

Правописание неопределённых местоимений.

В неопределённых местоимениях некто, нечто, некоторый, несколько приставка не- всегда находится под ударением и пишется слитно.

Неопределённые местоимения с приставкой кое-, суффиксами -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис: кто-нибудь, что-то, какой-нибудь, кое-кто, кое-что, кое-какой.

Обратимся к примерам:

Читайте также:  Способ питания животных сапрофитов

Кто-то позвонил в дверь.

Несколько человек из нашего класса поехали на экскурсию.

С некоторых пор я не пью газированные напитки.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выберите неопределённое местоимение.

Разбор задания: местоимение тебя является личным, моё – притяжательным.

Правильный Ответ: б.

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите строку, где все слова являются неопределёнными местоимениями:

А) собой, мне, кто;

Б) несколько, кем-нибудь, некто;

В) о нас, кому-то, о нескольких.

Вспоминаем, что местоимение кто является вопросительно-относительным, собой – возвратным, а местоимение о нас – личным.

Источник

Местоимения

О чем эта статья:

Понятие местоимения

Местоимения отличаются от других частей речи тем, что они у них нет своего лексического, реального, вещественного значения, то есть они не называют и не обозначают предметы и их признаки.

Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая включает в себя слова, которые указывают на предметы, их признаки и количество, при этом не называют их конкретно.

Постоянные грамматические признаки местоимений:

  • разряд по значению;
  • лицо (только у личных).

Непостоянные грамматические признаки местоимений:

Начнем разбираться в теме местоимений с понятия разряда.

Разряды местоимений

Семантический разряд — постоянный морфологический признак местоимения. По значению и грамматическим признакам выделяют 9 разрядов местоимений.

Какие бывают местоимения в русском языке:

  • личные;
  • возвратные;
  • притяжательные;
  • вопросительные;
  • относительные;
  • отрицательные;
  • неопределенные;
  • определительные;
  • указательные.

Разряд

Описание

Примеры

Синтаксическая функция

Указывают на предмет, лицо, явление.

я, ты, мы, вы, он, она, оно, они

Я подошла к окну.

У меня зазвонил телефон.

Указывают на обращенность действия на себя.

Посмотри на себя в зеркало.

Кошки способны жить сами по себе.

Указывают на принадлежность,

мой, твой, наш, ваш, свой

Твое мнение мне известно.

Его лицо стало грустным.

кто? что? какой? каков?

который? чей? сколько?

Кто стучится в дверь?

У чьего окна сидят голуби?

Сколько яблок на столе?

Используются для связи частей сложноподчиненного предложения.

кто, что, какой, каков, который, чей, сколько

Не могу понять, что могло их так задержать.

Вот дом, в стенах которого прошло мое детство.

Указывают на отсутствие, отрицание предмета, лица, признака.

никто, ничто, некого,

Никто не ответил мне.

Некого теперь спросить об этом.

Никакой ошибки тут нет.

Указывают на неизвестные предметы, явления, лица, признаки, количество.

некто, нечто, некоторый,

кое-какой, чей-то, чей-нибудь

Кто-то пел песню.

Чей-то голос послышался во дворе.

Пометь чем-нибудь саженец.

Указывают на обобщенный признак.

сам, самый, каждый,

любой, всякий, целый,

иной, весь, другой

Другой путь предстоит нам.

Завтра все покажется иным.

Указывают на определенный предмет, признак или количество из нескольких вариантов.

таков, тот-то, такой-то,

За тем домом кафе.

Столько радости было в ее глазах!

Суть вопроса такова , что лучше решить его вместе.

Как изменяются местоимения

В русском языке местоимения склоняются по родам, числам и падежам.

Все местоимения изменяются по падежам, кроме нескольких несклоняемых слов:

  • отрицательные местоимения «некто» (употребляется только в форме именительного падежа), «нечто» (только в форме именительного и винительного падежа);
  • притяжательные местоимения «его», «её», «их» (есть только форма родительного падежа).

Указательное местоимение «таков» и вопросительное (относительное) «каков» изменяются только по родам и числам:

  • таков вопрос, такова действительность, таково решение, таковы указания;
  • каков мастер, какова работа, каково содержание, каковы итоги.

Как склоняются личные местоимения, у которых меняется корень:

Читайте также:  Посолить грузди горячим способом рецепты

Источник

Урок » Образование местоимении»

Урок русского языка в 7 классе

1. Образовательная цель : расширить и углубить знания учащихся о местоимениях и его морфологических признаках, дать понятие об образовании местоимений.

2. Развивающая цель : развить умения учащихся определять способ образования местоимений, обеспечить условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения работы по определению разрядов местоимений и способов их образования в тексте и определение его морфологических признаков.

3. Воспитательная цель : прививать интерес к изучению языка, воспитание вежливого отношения к старшим

Результаты обучения для учащихся

1. Знают способы образований местоимений.

2. Умеют правильно определять морфологические признаки местоимений различных разрядов, способы образования местоимений. 3. Умеют правильно употреблять местоимения в речи.

4. Умеют вести беседу и анализировать свои действия.

Вовлечение учащихся в групповую работу. Учащиеся демонстрируют умения преподносить свою работу. Дают оценку своим действиям.

Источники, оснащение и оборудование

Учебник « Русский язык » 7 класс, сигнальные карточки, постеры, таблицы, стикеры, листы оценивания.

Модули: критическое мышление, нового подхода, возрастные особенности, ИКТ

Приветствие. Создание благоприятного климата. Разминка « Солнце светит на того ».

Формирование групп по методу « Пазлы »

Раздаю оценочные листы

Ученики приветствуют, участвуют в тренинге (2 мин)

Учащиеся заполняют его в течение урока

Определение темы, цели и задач урока

Беседа по вопросам:

— Посмотрите на данные местоимения: кто – некто, какой – никакой, кто – кое- кто, что – либо, какой – какой – нибудь.

— Что обозначают эти местоимения?

— Как образуются данные местоимения?

— Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

— Какие цели мы должны достичь?

В ходе беседы учащиеся самостоятельно определяют тему и цели урока.

Проверка домашнего задания

С.268 у. 609, с.272 у.619, с.275 у.626

Взаимопроверка в парах: учащиеся меняются тетрадями и проверяют выполнение упр-й по образцу ответа

Маша всех счастливее –

она всех красивее.

Все рекламки наш народ

бросил в мусоропровод.

Актуализация знаний. Метод « Мозговой штурм »

1. В ходе выполнения упражнения повторяются сведения по теме: разряды местоимений.

— Что такое местоимение?

— Какие вы знаете разряды местоимений?

— Как изменяются личные местоимения? Назовите их.

— Как изменяется возвратное местоимение? Назовите его.

— Как изменяются притяжательные местоимения? Назовите их.

— Как указательные местоимения? Назовите их.

— Как изменяются вопросительные и относительные местоимения? Назовите их.

— Как изменяются определительные местоимения? Назовите их.

Отвечают на вопросы

Изучение новой темы

Понятие об образовании местоимений.

Задания группам:
1. Самостоятельно изучите теоретический материал на и составьте кластер об образовании местоимений по темам:

1 гр: неопределенные местоимения.

2 гр: отрицательные местоимения.

Группы выполняют задания и его презентация

Учащиеся выполняют упражнение (1 мин)

Закрепление пройденного материала

1. Словарный распределительный диктант с последующей взаимопроверкой:

Некто, никто, нечто, ничто, некоторый, некого, несколько, нечего, несколько, никакой, кто-то, ничей, кто-нибудь, какой-то, кое-кто.

2. Выполнение грамматических заданий:

1 гр: выполните задание:

1) просклоняйте мест. что-то, никто.

2) вставьте вместо точек неопределенные местоимения, составьте несколько предложений:

( Какая?) дорога, (какое?) государство, (у какого?) человека, (о каком?) рассказе, ( с каким?) прохожим.

2 гр: выполните задание:

1) просклоняйте мест. кое-кто, никакой.

Читайте также:  Способы пластилинографии пластилинография виды

2) Выделите отрицательные местоимения, определите их падеж:

Скучен день до вечера, коли делать нечего. Тот не ошибается, кто ничего не делает. Ничто не убеждает лучше примера. Ничего я не боюсь, но ни с кем я не бранюсь. Кто дважды оглянется, тот ничего не потеряет. За напрасный труд никто спасибо не скажет.

Выполняют задания индивидуально, взаимооценка.

Выполняют задания в группах, презентуют их

Провожу обратную связь по методу « Смайлики »

• Отвечают на вопросы
• Оценку за урок дают, показывая сигнальные карточки
• Сдают оценочные листы, таблицы,
инструктивные карты

С.277 у. 632, с.278 у.633

Что не получилось

Неопределенные местоимения некто, нечто, некоторый, несколько, кто-то, что-то, кто-нибудь, какой-то, кое-кто и др. указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество.

Неопределённые местоимения образуются от вопросительных прибавлением частицы НЕ, которая превращается в приставку ( некто, нечто, некоторый, несколько ), и частиц ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ- ( кто-то, какой-нибудь, кое-что, что-либо).

Местоимения с частицами то, -либо, — нибудь, кое- пишутся через дефис: кто-то, кто-нибудь, что-либо, кое-что.

Если частица КОЕ — отделена от местоимения предлогом, то она пишется отдельно: кое у кого, кое о чём .

Неопределенные местоимения, кроме некто, нечто , изменяются так же, как те вопросительные местоимения, от которых они образованы.

Местоимения некто и нечто по падежам не изменяются: некто имеет форму И.п., нечто форму И.п. или В.п.

Отрицательные местоимения никто, ничто, нечего, некого, никакой, ничей и др. указывают на отсутствие предметов, признаков, количества.

Отрицательные местоимения образуются от вопросительных местоимений Кто? Что? Какой? Чей? прибавлением частиц НЕ и НИ , которые превращаются в приставки.

Отрицательные местоимения с приставками НЕ и НИ пишутся слитно. НЕ под ударением, НИ – без ударения: некого никого, нечему ничему . Если НИ и НЕ отделены от местоимения предлогом, то они пишутся отдельно: не у кого, ни у кого, не о чём, ни о чём.

Отрицательные местоимения изменяются также, как и вопросительные местоимения, от которых они образованы. Местоимения некого, нечего не имеют формы И.п.

1 гр: выполните задание:

1) просклоняйте мест. что-то, никто.

2) вставьте вместо точек неопределенные местоимения, составьте несколько предложений:

( Какая?) дорога, (какое?) государство, (у какого?) человека, (о каком?) рассказе, ( с каким?) прохожим.

2 гр: выполните задание:

1) просклоняйте мест. кое-кто, никакой.

2) Выделите отрицательные местоимения, определите их падеж:

Скучен день до вечера, коли делать нечего. Тот не ошибается, кто ничего не делает. Ничто не убеждает лучше примера. Ничего я не боюсь, но ни с кем я не бранюсь. Кто дважды оглянется, тот ничего не потеряет. За напрасный труд никто спасибо не скажет.

1 гр: выполните задание:

1) просклоняйте мест. что-то, никто.

2) вставьте вместо точек неопределенные местоимения, составьте несколько предложений:

( Какая?) дорога, (какое?) государство, (у какого?) человека, (о каком?) рассказе, ( с каким?) прохожим.

2 гр: выполните задание:

1) просклоняйте мест. кое-кто, никакой.

2) Выделите отрицательные местоимения, определите их падеж:

Скучен день до вечера, коли делать нечего. Тот не ошибается, кто ничего не делает. Ничто не убеждает лучше примера. Ничего я не боюсь, но ни с кем я не бранюсь. Кто дважды оглянется, тот ничего не потеряет. За напрасный труд никто спасибо не скажет.

Источник

Оцените статью
Разные способы