- Словообразование глаголов презентация к уроку по русскому языку по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Способ образования глаголов таблица
- Словообразование глаголов
- Образование глаголов от разных частей речи
- Образование глаголов в русском языке
Словообразование глаголов
презентация к уроку по русскому языку по теме
В файле содержится презентация по теме «Словообразование глаголов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Словообразование глаголов | 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок русского языка в 6-м классе Словообразование глаголов
Словообразовательная разминка Расположите однокоренные слова в соответствии с последовательностью их образования друг от друга. Размораживать, морозить, разморозить. Преподнести, нести, поднести.
Проверьте себя! Морозить разморозить размораживать Нести поднести преподнести Вспомните! Какой частью речи являются все эти слова? Какими способами образованы данные слова? Что такое словообразование?
Тема урока Словообразование глаголов
Цели урока : повторить понятие «словообразование»; показать основные морфологические способы образования глаголов
Работа с лингвистическим текстом с. 137, упр. 312 перескажите данный текст; назовите основные способы образования глаголов
Приставочный способ « Запоминалочка» У корня в недругах, представь- ка , Подруга гордая – Приставка, А злит она его одним: Стоит лишь только перед ним . Словообразовательная модель рисовать до- + дорисовать
Суффиксальный способ « Запоминалочка » За корнем суффикс обогрел местечко, Не словом угодил, а лишь словечком… Река здесь превратится в речку, Лес – в лесника, А печь – всего лишь в печку . Словообразовательная модель звон + и -ть ( ) звонить
Приставочно-суффиксальный способ « Запоминалочка » Новое слово всегда «рождается», Если одновременно приставка и суффикс прибавляется. Словообразовательная модель . . ( ) о зелён и -ть ый озеленить
Работа учащихся со словарями- справочниками Составьте кластер , используя полученные на уроке новые знания Способы образования глаголов приставочный суффиксальный приставочно-суффиксальный
Чтобы знания были впрок, Следует закрепить урок Образуйте глаголы по данной схеме : приставка + корень + суффикс + окончание ( суффиксы и приставки указаны) : Думать ( в-, -ся) –. Болеть ( по-, -ива- ) –. Звонить ( на-, -ива- ) –. Прямой ( вы-, -и- ) -. Сила ( обес -, -е- ) -.
Проверьте друг друга! вдуматься побаливать названивать выпрямить обессилит ь Каким способом образованы данные глаголы ?
Игра « Что может делать?» Образуйте глаголы от имён существительных, которые обозначали бы , что может делает данное лицо, названное существительным. Столяр-… столярничать
Что может делать? Лодырь -… лодырничать
Что может делать? дирижировать Дирижёр-…
Найдите « третий лишний» по способу образования 1)сделать, переделать, отделаться; 2)побаливать, приделать, выплясывать; 3)якать, проделать, холодить. Обоснуйте свой выбор отделаться приделать проделать
Исследовательский графический диктант налужил распакетить выпузырила отпомнила
Домашнее задание С. 137, выучить способы образования глаголов; Упражнения на выбор № 315 или № 318. В случае затруднения обращайтесь
Сегодня с урока я возьму…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словообразование: образование существительных от глаголов, существительных, прилагательных. Таблица суффиксов и значение суффиксов. ч. 1
Данная таблица может помочь при изучении тем по словообразованию. В первой части размещены суффиксы, при помощи которых образуются существительные от глаголов, других существительных, прилагател.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ: Образование существительных от глаголов, существительных и прилагательных с помощью суффиксов. Ч. 2
В таблице размещены наиболее употребительные суффиксы для образования существительных от глаголов, прилагательных и других существительных и значения.
Конспект урока «Словообразование глаголов». 5 класс
В данном конспекте урока представлены цели, планируемые результаты, основные понятия, этапы урока изучения нового материала.
Система контроля и оценки знаний учащихся. Периодический и итоговый контроль учащихся по лексико-грамматическим аспектам «Фразовые глаголы» и «Словообразование».
Система контроля и оценки знаний учащихся. Периодический и итоговый контроль учащихся по лексико-грамматическим аспектам «Фразовые глаголы» и «Словообразование».
Словообразование глаголов
Урок и материал к уроку по теме «Словообразование глаголов".
Словообразование глаголов
Урок по теме «Словообразование глаголов".
Источник
Способ образования глаголов таблица
Словообразование глаголов
Глаголы образуются от разных частей речи следующими способами:
- приставочным,
- суффиксальным,
- приставочно-суффиксальным.
Глаголы образуются от разных частей речи следующими способами:
- приставочным,
- суффиксальным,
- приставочно-суффиксальным.
Глаголы образуются приставочным способом от других глаголов. Например:
прочитать ← читать, выбрать ← брать, переехать ← ехать
Глагол прочитать образован от глагола читать при помощи приставки про-.
Глагол выбрать образован от глагола брать при помощи приставки вы-.
Глагол переехать образован от глагола ехать при помощи приставки пере-.
От одного глагола при помощи разных приставок может быть образовано большое количество новых слов.
Так от глагола лететь при помощью разных приставок образуются глаголы
улететь, приставка у—
перелететь, приставка пере—
вылететь, приставка вы—
залететь, приставка за—
облететь, приставка об—
налететь, приставка на—
слететь, приставка с—
вылететь, приставка вы—
долететь, приставка до—
Суффиксальным способом глаголы образуются от разных частей речи:
- от существительных. Например:
беседовать ← беседа, ночевать ← ночь, обедать ← обед, кодировать ← код, занавесить ← занавес
Глагол беседовать образован от существительного беседа при помощи суфикса ова-.
Глагол ночевать образован от существительного ночь при помощи суфикса ева-.
Глагол обедать образован от существительного обед при помощи суфикса а-.
Глагол кодировать образован от существительного код при помощи суфикса ирова-.
Глагол занавесить образован от существительного занавес при помощи суфикса и-.
- от прилагательных. Например:
синить ← синий, краснеть ← красный, крепнуть ← крепкий
Глагол синить образован от прилагательного синий при помощи суфикса и-.
Глагол краснеть образован от прилагательного красный при помощи суфикса е-.
Глагол крепнуть образован от существительного крепкий при помощи суфикса ну-.
Приставочно-суффиксальным способом глаголы образуются от разных частей речи:
- от существительных. Например:
Глагол остолбенеть образован от существительного столб при помощи приставки о— и суфикса ене-.
- от прилагательных. Например:
Глагол усложнять образован от прилагательного сложный при помощи приставки у— и суфикса я-.
- от местоимений. Например:
Глагол присвоить образован от местоимения свой при помощи приставки при— и суфикса и-.
- от числительных. Например:
Глагол утроить образован от числительного трое при помощи приставки у— и суфикса и-.
Повторим
Глаголы образуются от разных частей речи следующими способами:
- приставочным — от других глаголов;
- суффиксальным – от существительных, прилагательных;
- приставочно-суффиксальным – от существительных, прилагательных, местоимений, числительных.
Источник
Образование глаголов от разных частей речи
Образование глаголов от разных частей речи
от наречий иначе – переиначить, много – множить
от местоимений я – якать, ты – тыкать, свой – присвоить
от собирательных числительных двое – удвоить, трое – утроить
от междометий ох – охать, ой – ойкать
от звукоподражательных слов ух – ухать, ку-ка-ре-ку – кукарекать
от существительных беседа – беседовать, озорник – озорничать
от прилагательных синий – синеть, кислый – киснуть
от глагола писать – списать, моргать – моргнуть
Чаще всего глаголы образуются приставочным способом — при помощи приставок, которые присоединяются к глаголам несовершенного вида. Приставочные глаголы в этом случае получают не только совершенный вид, но и другое значение.
Суффиксальный способ для образования глаголов употребляется реже по сравнению с приставочным. Наиболее употребительные глагольные суффиксы -и-, -ова-, -ева-, -ирова-, -изирова-, -нича-
Постфиксальный способ — образование глаголов при помощи постфикса –ся.
Приставочно-постфиксальный способ — образование глаголов путем одновременного присоединения приставки и постфикса -ся.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Образование глаголов
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Глагол в табл.«, «Морфологический разбор глагола»
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
Источник
Образование глаголов в русском языке
Чаще всего глаголы образуются приставочным способом — при помощи приставок, которые присоединяются к глаголам несовершенного вида. Приставочные глаголы в этом случае получают не только совершенный вид, но и другое значение.
1. Самую большую группу составляют приставки, которые имеют общее значение направления действия в пространстве, но внутри этого общего значения — более частные значения: под-, при-, до- имеют значение направленности к чему-либо, приближения, присоединения, добавления. Так, приставка под- указывает на приближение, присоединение к чему-либо (подъехать, подшить), приставка при- — на достижение какого-либо места, соединения с чем-либо (приехать, пришить), приставка до- — на доведение действия до какого-либо предела (доехать, дошить); от-, у- означают удаление от чего-либо, отделение. При этом приставка от- означает удаление на небольшое расстояние (отъехать, откатить), а приставка у— полное удаление с какого-либо места (уехать, уползать); в- (во-) указывает на направление внутрь чего-либо (въехать, вшить); вы- — на движение, удаление изнутри (выехать, выгнать); на- указывает направление действия на поверхность чего-либо (наехать, нашить); с- (со-) — направление движения с поверхности, с высоты (съехать, сбросить); о- (об-, обо-) указывает: а) на направление движения вокруг чего-либо (объехать, обжарить, обшить, обойти); б) на последовательное пребывание в однотипных местах (обойти все магазины, объехать весь город); про- обозначает движение мимо чего-либо (проехать мимо вокзала, пройти мимо стадиона) или на определенном расстоянии (пробежать километр, проплыть 200 м); пере- — движение из одного места в другое (переехать, перебросить); за- означает: а) попутное движение в место, где находятся недолго (по дороге с работы зайти в магазин), б) движение вглубь какого-либо пространства (зайти далеко в лес), в) движение за предмет (зайти за дом).
2. Приставки с временны́ми значениями:
по- означает: с глаголами определенного движения — начало действия (пойти, побежать); б) с глаголами неопределенного движения и с некоторыми другими глаголами — совершение действия в течение некоторого времени (походить, постоять, поработать);
за-, по- с некоторыми глаголами означают начало действия (затлеть, застучать; подуть, почувствовать);
пере-, ре- означают повторное действие, обычно с дополнительным значением «по-новому, иначе» (переделать, перевоспитать, перешить, реинвестировать, рефинансировать);
де- означает действие, противоположное тому, что называется производящим глаголом (дегуманизировать от гуманизировать, деполитизировать от политизировать).
3. Отдельные приставки означают интенсивность действия:
пере- означает чрезмерную интенсивность действия (перегреть, переохладить, переварить);
недо- означает неполноту действия, недоведение его до конца (недоделать, недоварить, недопить).
Суффиксальный способ для образования глаголов употребляется реже по сравнению с приставочным. Наиболее употребительные глагольные суффиксы -и-, -ова-, -ева-, -ирова-, -изирова-, -нича- означают совершение действия, связанного с предметом или признаком, указанным в производящем слове: дуплить от дупель, комплектовать от комплект, бичевать от бич, конверсировать от конверсия, слесарничать от слесарь, хитрить от хитрый, пустовать от пустой, гуманитаризировать от гуманитарный, откровенничать от откровенный;
-е- означает приобретение признака, связанного с предметом или признаком, указанным в производном слове: сиротеть от сирота, звереть от зверь, белеть от белый, краснеть от красный.
Следует различать глаголы, образованные от прилагательных с суффиксами -и- и -е- типа синить — синеть, белить — белеть. Первые имеют значение «сделать каким-либо», а вторые — «выявлять признак».
Приставочно-суффиксальный способ — это образование глаголов путем одновременного присоединения к производящему слову приставки и суффикса.
1. Суффикс -и- с некоторыми приставками (за-, о-, об-) придает глаголам значение распространения, передачи чего-либо другим объектам: задымить от дым, заболотить от болото, затруднить от трудный; озвучить от звук, окрестьянитъ от крестьяне, обналичить от наличные, облегчить от легкий.
2. Суффикс -и- с приставкой обез- придает значение лишения, удаления: обезболить от боль, обезналичить от наличные.
Постфиксальный способ — образование глаголов при помощи постфикса -ся, присоединяемого к неопределенной форме и выражающего различные залоговые значения: гуманизироваться от гуманизировать, подпитываться от подпитывать, раскручиваться от раскручивать.
Приставочно-постфиксальный способ — образование глаголов путем одновременного присоединения приставки и постфикса -ся.
1. Приставка с- и постфикс —ся указывают на соединение, прибытие из разных мест в одно: сбежаться от бежать, слететься отлететь.
2. Приставка раз- (рас-) и постфикс -ся указывают на направлениев разные стороны: разбежаться от бежать, разлететься отлететь.
Словосложение — образование глаголов путем сложения: полуобнять от полу и обнять, самовоспламениться от само и воспламениться.
Источник