Способ образования глагола 6 класс

урок
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
smitskaya-_urok.doc 68 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по русскому языку в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе по теме «Словообразование глаголов»

  • изучить основные способы образования глаголов;
  • закрепить полученные знания;
  • формировать умения образовывать глаголы различными способами.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: формирование навыков работы в группе ( договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и оценивание), оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников.

Познавательные УУД: владеть разными видами чтения (ознакомительного, изучающего) и аудирования; (выборочным, ознакомительным), вычитывать все виды информации, извлекать информацию из разных источников (текста, схем, таблиц, репродукций картин), преобразовывать информацию (в таблицу, схему, алгоритм, ключевые слова), разграничивать основную и дополнительную информацию, анализировать, сравнивать , делать выводы, строить рассуждения.

Предметные: (языковая компетенция): анализировать лексическое значение глаголов, выявлять способы образования глаголов ; определять морфологические признаки глагола, роль глагола в предложении.

Основные понятия: Морфема, способы словообразования, приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, лексическое и грамматическое значение глаголов.

Организация пространства: работа групповая, фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, работа в парах.

1 . Актуализация и пробное учебное действие.

Синтаксическая разминка. Один ученик работает у доски, выписывает из стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер» глаголы, обозначающие начало действия.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет ,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

2.Эвристическая беседа по вопросам:

— Какая морфема придает глаголам значение начала действия?(Приставка за-).

-От каких частей речи они образованы? ( от глаголов)

— Каково значение приставки за -? (начало действия)

3.Определение темы урока и целеполагание

-Как вы думаете, а о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

( Мы будем изучать способы образования глаголов)

-Какую цель мы поставим перед собой?

(Узнать способы образования глаголов)

— А зачем знать, как образуются глаголы?

(Чтобы правильно их писать)

-Ребята, сегодня мы с вами проведем исследовательскую работу по теме:

Работать будем по плану. (записан на доске).

1 .Подготовка к исследованию:

-Ответь на вопрос: что такое приставка?

-Что такое суффикс?

-От каких частей речи образуются новые слова?

-Каким способом образуются новые слова?

4. Основная часть урока. Введение в новую тему .

  1. Подготовка к исследованию

— Что называется морфемой? (значимая часть слова)

— Дайте определение каждой морфемы. Приведите примеры. Какие морфемы указывают на форму слова? (на форму слова указывают окончания и формообразующие суффиксы)

— Перечислите известные вам способы словообразования (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение).

  1. В тетрадь таблицу «Основные способы словообразования»

Пришкольный, беспорядок, приласкать, недавно,

Лесник, речной, быстро, белить

Подснежник, беспроводной, по-своему, пришпилить

2.Исследование — От каких частей речи образуются глаголы и каким способом.

Мы с вами должны заполнить таблицу в ходе исследования.

Способы образования глаголов(заполняется в процессе исследования)

Источник

Словообразование глаголов
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок по теме «Словообразование глаголов»

Скачать:

Вложение Размер
slovoobrazovanie_glagolov.docx 17.6 КБ
slovoobrazovanie_glagolov.pptx 180.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Словообразование глаголов

1. Актуализация знаний о глаголе как части речи,

2. Развитие и формирование навыков определения способов образования глаголов.

1. Научить определять способы образования глаголов.

1. Вырабатывать навык построения словообразовательной цепочки.

2. Развивать речь, аналитическое мышление, память, внимание, воображение, творческие способности.

  1. Воспитывать интерес к предмету, мотивацию к изучению русского языка, положительное отношение к знаниям.

I. Организационный момент

– Как вы думаете, что можно делать под музыку?

(танцевать, петь, веселиться, плясать, двигаться…)

– А слова, какой части речи вы назвали (глаголы).

На предыдущих уроках мы говорили уже о глаголе.

– Давайте вспомним, что вам известно об этой удивительной части речи (глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? и обозначает действие предмета)

Интересно еще и то, что бездействие мы тоже обозначаем глаголом (молчать, лежать, сидеть и др.)

– А знаете ли вы, что глагол занимает второе место после имен существительных по частоте употребления. А еще глаголы активно образуются при помощи разных морфем.

– Какие морфемы участвуют в образовании новых слов? (приставка, суффикс)

– А какие вам известны способы образования слов?

– А теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока

«Способы образования глаголов»

– Запишите в тетрадях число и тему урока.

– Какую цель мы поставим перед собой на урок? (узнать способы образования глаголов)

– А зачем знать, как образуются глаголы?

(Чтобы правильно их писать!)

II. 1. Просмотр презентации о способах образования глаголов.

– Итак, какими способами могут образовываться глаголы?

(приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным)

– Чтобы доказать это утверждение, мы проведем с вами мини-исследование

2. Работа в группах (3 группы по 4 человека)

У вас на столах лежат карточки со словами.

– Задания у каждой группы свои. Посмотрите на карточку №1

Карточка №1 (работа в группах)

Отцвести, привстать, полететь, приоткрыть, побежать, запеть, приболеть, отшуметь, дочитать

1 группа – выписывает глаголы, обозначающие начало действия

2 группа – окончание действия

3 группа – неполное действие

Отцвести, привстать, полететь, приоткрыть, побежать, запеть, приболеть, отшуметь, дочитать

1 группа – выписывает глаголы, обозначающие начало действия (запеть, побежать, полететь)

2 группа – окончание действия (отцвести, отшуметь, дочитать)

3 группа – неполное действие (приоткрыть, привстать, приболеть)

Что у вас получилось?

Проверка: Каким способом образованы эти глаголы? (приставочным)

От слов какой части речи образованы наши слова? (от глаголов)

Вывод : С помощью приставок (приставочным способом) образуются глаголы от других глаголов.

3. Похожее задание вам предстоит выполнить в парах.

Выполнив задание по карточке №2, вы узнаете, каким еще способом и от каких частей речи образуются глаголы.

Карточка №2 (работа в парах)

Рядом с каждым глаголом напишите слово, от которого образовано данное слово, и выделите морфему, с помощью которой оно образовано, составьте словообразовательные цепочки.

Рядом с каждым словом напишите слово, от которого образованы данные глаголы и выделите морфему, с помощью которой они образованы.

– Давайте проверим, что у вас получилось? (читают по одной паре слов каждая пара учеников)

Утюжить – утюг (сущ.) суф. –и–

Обедать – обед (сущ.) –а–

Краснеть – красный (прил.) –е–

Белеть – белый (прил.) –е–

Беседовать – беседа (сущ.) –ова–

Княжить – князь (сущ.) –и–

Ночевать – ночь (сущ.) –ева–

Занавесить – занавес (сущ.) –и–

Светлеть – светлый (прил.) –е–

Вывод: Итак, от каких частей речи образуются глаголы при помощи суффиксов, и какой это способ образования? (от существительных, прилагательных суффиксальным способом)

Определить способ образования названного слова. Если суффиксальный – хлопаем, если приставочный – топаем.

Бежать (суф.) слепнуть (суф.) прилететь (прист.)

Прочитать (прист.) беседовать суф.) запеть (прист.)

Переплыть (прист.) лентяйничать (суф.) отпрыгнуть (прист.)

Пустовать (суф.) внести (прист.) солить (суф.)

4. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто больше?». Образуем и запишем на доске глаголы при помощи и приставки, и суффикса. Как называется такой способ образования? (приставочно–суффиксальный).

Даны существительные и прилагательные

Главное условие: полученные слова не должны повторяться.

На слайде даны слова и морфемы, из них надо составить глаголы приставочно–суффиксальным способом.

Дети записывают на доске составленные глаголы, выделяя приставки и суффиксы.

Вывод: Итак, от каких частей речи образуются глаголы при помощи приставки и суффикса, и какой это способ образования? (от существительных, от прилагательных и др., способ приставочно-суффиксальный).

Вывод: Итак, ребята, о каких способах образования глаголов мы с вами сегодня говорили?

– приставочный (при помощи приставки)

– суффиксальный (при помощи суффикса)

– приставочно–суффиксальный (при помощи приставки и суффикса)

На доске записаны слова:

Перелететь – лететь, разорвать – рвать, выпросить – просить, поужинать – ужинать;

Зеленеет – зеленый, пустовать – пустой, выпрямить – прямой, обезоружить- оружие;

Толпиться – толпа, краснеть – красный, удвоить – (от числ. двое).

Составить словообразовательные ряды от данных слов.

IV. Подведение итогов

– Что нового вы узнали сегодня на учебном занятии?

– Какими способами образуются глаголы в русском языке?

– В чем особенность каждого из способов?

(приставочный – от глаголов, суффиксальный – от существительных и прилагательных, приставочно – суффиксальный – от сущ.. прил., глаг. числ. и др. частей речи)

– Что показалось трудным?

Предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.

Источник

Разработка урока по русскому языку для 6 класса «Словообразование глаголов»

Тема урока: «Словообразование глаголов»

Тип урока: урок актуализации знаний и умений

Цель урока: сформировать устойчивый навык определения способа образования глагола Задачи: повторить, обобщить известные способы образования; формировать умение различать глаголы, образованные разными способами; развивать умение объяснять языковые явления.

Предметные: знание способов образования слов, умение определять способ образования глагола;

Метапредметные: анализ, сравнение языковых явлений, умение самостоятельно планировать деятельность на уроке, владеть навыками самоорганизации.

Личностные: формирование положительного отношения к учебной деятельности.

формировать умения образовывать глаголы различными способами.

I . Оргмомент. — Добрый день, ребята! Вижу: все приступили к занятиям. У вас сегодня хорошее настроение. Желаю, чтобы оно не испортилось в течение всего урока.

II . Проверка домашнего задание

1. Беседа по вопросам:

— А сейчас проверим ваше домашнее задание.

— Назовите постоянные признаки глагола.

— Назовите непостоянные признаки глагола.

— Как называется изменение глагола по лицам и числам?

— Какие формы наклонения имеет глагол?

— Назовите времена глагола.

— В каком времени можно определить род глагола?

— С помощью какой морфемы образуется прошедшее время глагола?

III . Актуализация знаний

«Глагол – самая огнедышащая. Самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка», — говорил А.Югов

О какой части речи так восхищенно сказал писатель Югов?

— Дети, запишите в ваших тетрадях: Девятое декабря.

1. Лингвистический диктант.

— Проведем лингвистический диктант. Я буду называть определение, а вы в тетрадях запишите ответы.

Значимая часть слова.

Главная значимая часть слова, общая для всех однокоренных слов.

Часть слова без окончания.

Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования однокоренных слов.

Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования однокоренных слов.

Часть слова, которая образует формы одного и того же слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

2. Морфемный разбор глаголов: зажгла, осветилась.

— От каких слов и с помощью чего образованы данные глаголы? (От слов жгла и светилась с помощью приставок за- и о-.)

IV . Формулирование темы урока

— Сформулируйте тему нашего урока и запишите ее в тетради:

– Прочитайте самостоятельно теоретический материал на стр. 124-125 .

— Какие способы образования глаголов вы знаете? .( Приставочный и суффиксальный).

— А теперь посмотрите на два глагола: приземлить, уплотнить. Как образованы эти глаголы? (С помощью приставки и суффикса.)

— Как называется этот способ образования? (Приставочно-суффиксальный.)

— Расскажите об основных способах образования глаголов в русском языке, используя прочитанный текст. (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный.). Приведите примеры.

VI . Закрепление нового материала (запись в тетради)

1. Образовать о данных слов глаголы с помощью суффиксов:

2. Определить способ образования данных глаголов:

Уплотнить – у+плотный +и (ть)

Обновить – об+новый + и(ть)

3. Выполнить упражнение 315 на стр.125-126 (2 задание )

4. Игра «Составь слово».

Я прочитаю вам четверостишия, а вы запишите в тетрадях полученные слова.

а) Его корень в слове писать,

Приставка в слове рассказать,

Суффикс в слове кричать,

Окончание в слове пить.

б) Его корень в слове вязать,

Приставка в слове замолчать,

Суффикс в слове сказать,

Окончание в слове петь.

в) Его корень в слове красивый,

Приставка в слове уехал,

Суффикс в слове стелить,

Суффикс в слове мыл.

г) Его корень в слове садовник,

Приставка в слове наездник,

Суффикс в слове печалить,

Суффикс в слове подал,

Окончание в слове мыши. (Насадили)

VII . Физкультминутка (по желанию детей)

VIII . Творческое задание

— Дети, какое сейчас время года? Вы должны будете составить небольшой текст о приходе зимы, озаглавить его, включить в текст глаголы, образованные приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами. Выделить в этих глаголах морфемы.

Составьте синквейн на изученную тему.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

X . Домашнее задание повторить изученный материал на стр. 124-125; упр. 317(по заданию учебника)

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 315 человек из 58 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 927 человек из 79 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1559723

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября

Время чтения: 2 минуты

Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Каким способом можно получить электричество
Оцените статью
Разные способы