Для маркетологов → Методы анализа результатов анкетирования
Онлайн-опросы — это эффективный инструмент аналитики бизнеса. С его помощью можно оптимизировать структуру компании, увеличивать ее прибыль и составлять прогнозы в любой сфере деятельности. Сбор данных исследования — это только один этап работы, однако важно и правильно их обработать.
Способы сбора данных
Чтобы собрать данные, можно использовать несколько вариантов:
- самостоятельное заполнение анкет — респондентам предлагают заполнить бумажные анкеты;
- личный опрос , когда специалист общается лично с каждым респондентом;
- телефонный опрос — тоже предполагает личное общение, но по телефону;
- онлайн-опрос — заполнение анкет с помощью сервисов онлайн-анкетирования, например, «Анкетолог» .
На данный момент онлайн-опрос является одним из самых удобных и быстрых вариантов сбора информации. Электронные анкеты не нужно обрабатывать по одной, как в случае с бумажными, а также вам не придется долго ждать их возврата.
Анкетирование клиентов
Информация о клиентах одинаково полезна ритейлу и инфобизнесу. В зависимости от целей опроса разрабатывается структура анкеты и список вопросов.
Мы можем помочь вам:
- составить опрос;
- провести экспертизу и корректировку анкеты;
- перевести анкету в электронный формат;
- разработать дизайн анкеты;
- рассчитать индексы лояльности клиентов, делового оптимизма и многие другие.
В ходе работы мы применяем следующие методы анализа данных.
Этот метод позволяет упорядочить данные исследования согласно ключевым параметрам, которые задает специалист, и получить ранги данных. При ранжировании объекты распределяются по категориям в соответствии со шкалой, созданной заранее. Нижний предел шкалы должен равняться нулю.
Метод критерия хи-квадрат
Этот способ обработки помогает изучить выборочное распределение параметров и применяется при верности нулевой гипотезы. Если размеры рабочей выборки увеличатся, то существующее распределение можно приблизить к параметрам распределения хи-квадрат.
Метод представляет собой многоступенчатый анализ и используется, чтобы выявить взаимосвязи между имеющимися значениями. Для этого переменные группируются в единый проект, где между элементами устанавливаются связи. Метод будет эффективен для прогнозирования, а также выявления скрытых закономерностей и их влияния на формирование общих тенденций.
Провести исследование самостоятельно можно с помощью нашего сервиса онлайн-анкетирования . Также вы можете обратиться к нашим специалистам, чтобы грамотно составить опрос, провести исследование и обработать полученные данные.
Источник
Как анализировать данные опроса или Как «корректные» ответы респондентов могут исказить результаты опроса
Если способом проведения опроса вами выбран онлайн опрос, вам будет полезна статья «5 сервисов для проведения онлайн опросов».
1. Непонимание профессиональных терминов или некоторых слов. При составлении опроса стоит учитывать, для каких групп респондентов он предназначен: возраст и статус участников опроса, проживают ли они в больших городах или отдаленных поселках и т.п. С осторожностью стоит использовать специальные термины и различный сленг – не всем респондентам он может быть понятен или не всеми пониматься одинаково. Все же часто такое непонимание не заставляет респондента бросить опрос (что, конечно, было бы нежелательно), и он отвечает наобум (что еще более нежелательно ввиду искажения данных).
2. Непонимание вопроса. Многие исследователи убеждены, что каждый респондент имеет однозначное и четко сформулированное мнение по каждому вопросу. Это не так. Порой участникам анкетирования сложно ответить на вопрос, так как они никогда не задумывались о предмете в целом или о предмете в таком ракурсе. Эта сложность может заставить респондента бросить опрос, или ответить абсолютно не информативно. Помогите участникам опроса ответить, яснее сформулировав вопрос и предложив разнообразные варианты ответов.
Источник: news.sportbox.ru
3. Непонимание инструкций к опросу или отдельным вопросам. Как и весь текст анкеты, формулировки инструкций должны быть адаптированы для всех групп предполагаемых респондентов. Постарайтесь избегать большого количества вопросов, где нужно отметить конкретное количество ответов («Отметьте три наиболее важных…») либо во всех подобных вопросах определите одинаковое количество ответов, которое необходимо отметить. Стоит также сократить сложные типы вопросов (матрицы, ранжирование и т.п.), заменив их на более простые. Если вы полагаете, что респонденты могут отвечать на анкету с мобильного телефона, постарайтесь еще больше упростить структуру опроса.
4. Непонимание шкалы оценки. Используя в анкете шкалу оценки, объясните респондентам ее значения даже если вам она кажется очевидной. Например, привычная шкала от 1 до 5 обычно понимается по аналогии со школьной системой оценок, однако иногда респонденты отмечают «1», приписывая ей значение первого места. В словесных шкалах лучше избегать субъективных критериев. Например, шкала «никогда – редко – иногда — часто» очень субъективна. Вместо нее стоит предложить конкретные значения («1 раз в месяц» и т.п.).
5. Обобщающе-позитивные и усредненные оценки. Склонность респондентов к обобщающе-позитивным оценкам часто мешает, например, при опросах пользователей ПО и в других подобных исследованиях. Если в целом пользователь доволен вашей программой, ему сложно расчленить ее на части и отдельно оценить личный кабинет, новое функциональное решение и т.п. Вероятнее всего, он везде проставит высокий балл. Да, отчет по результатам опроса будет выглядеть очень позитивно, но результаты не позволят реально оценить ситуацию.
Усредненные оценки часто мешают, например, при круговой оценке персонала «360 градусов». Сотрудники склонны проставлять средний балл по всем компетенциям: если отношение к коллеге позитивно – в результатах вы увидите завышенные баллы по всей анкете, если с коллегой напряженные отношения, то даже его явно сильные лидерские качества будут оценены занижено.
В обоих случаях разумно тщательно проработать варианты ответов, заменив привычные шкалы развернутыми словесными ответами для каждого отдельного вопроса.
6. Манипуляция мнениями. Этот пункт отличается от предыдущих тем, что исследователи осознанно подталкивают респондентов к выгодным им ответам для «успешного» отчета. Частые способы манипуляции при этом иллюзия выбора и сосредоточение на положительных характеристиках. Обычно руководители, изучающие позитивные результаты опроса, не задумываются о корректности интерпретации данных. Однако стоит объективно посмотреть на саму анкету: какова ее логика, нет ли у анкеты определенной линии, равномерно ли распределены позитивные и негативные варианты ответов. Еще один частый прием для «натягивания» данных – подмена понятий. Например, если большинство сотрудников оценило новую программу поощрений «удовлетворительно», в отчете может быть отражено, что «большинство сотрудников компании удовлетворено новой программой поощрений».
Источник
Анкетирование
Наиболее распространенным видом практического исследования в проектной работе является проведение анкетирования.
Анкетирование как практическая часть проектной работы
Анкетирование в проектной работе направлено на определение отношения респондентов к чему-либо, их точки зрения относительно какого-либо явления, события, проблемы и т.д.
Организация и проведение анкетирования в проектной работе включают в себя несколько этапов.
На первом этапе необходимо определить цель, задачи анкетирования, объем выборки, выбрать способ связи с респондентами, разработать анкету.
Выборка анкетирования – это количество респондентов, принимающих участие в исследовании. Для достоверности данных проведенного анкетирования в выборку необходимо включать от 20 до 100 респондентов.
Респондентами выступают люди, служащие источником информации, и заполняющие анкету, например:
- Если тема проектной работы посвящена молодежной тематике или проблематике, то целесообразно в качестве респондентов определить школьников, либо молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет.
- Если тема проектной работы нацелена на исследование глобальной проблемы человечества, то рекомендуется анкетировать жителей Российской Федерации в возрасте от 18 до 70 лет.
- Если в проектной работе характеризуется региональная проблема, то необходимо в качестве респондентов подбирать жителей анализируемого региона в возрасте от 18 до 70 лет.
- Если в работе анализируется гендерный аспект, то наиболее удачным вариантом будет анкетирование тех респондентов, которые характеризуются по гендерному и возрастному признаку в Вашей работе.
- Если основной аспект работы посвящен долголетию, то в качестве респондентов необходимо выбирать пожилых людей в возрасте 75 лет и старше.
К способам связи с респондентами относятся:
- личное взаимодействие;
- взаимодействие с помощью социальных сетей.
Анкета является социологическим инструментарием опроса, представляющим собой структурированную систему вопросов, направленных на получение необходимой информации.
Анкета в проектной работе должна включать в себя следующие части:
- Вступительная часть. Содержит обращение к респондентам, в котором разъясняются направленность анкетирования, его цель, порядок, особенности заполнения бланка анкеты, сообщается приватность и конфиденциальность данных.
- Статусная часть. Включает в себя вопросы, ответы на которые позволяют получить данные о социальном статусе личности.
- Основная часть. Содержит вопросы, напрямую относящиеся к теме анкетирования.
В анкете могут быть представлены открытые и закрытые и полузакрытые вопросы. Открытые вопросы подразумевают свободный ответ респондента. Как правило, такой вопрос задается, когда необходимо уточнить мнение или мотивы, которыми руководствуется анкетируемый. В закрытых вопросах респонденту предлагается выбрать подходящий вариант из предложенных или ответить односложно на вопрос (да/нет). Полузакрытые вопросы содержат варианты ответа на выбор и дают респонденту возможность вписать свой вариант, если ни один из предложенных не соответствует его мнению.
Вопросы в анкете необходимо представлять не разрозненно, а по степени их значимости (в порядке возрастания значимости), по категориям (к примеру, если анкетирование касается видов спорта, сначала нужно задать все вопросы по одному виду спорта, затем переходить к другому). Также вопросы следует группировать блоками по принципу схожести их структуры.
В конце анкеты необходимо вписать вводную фразу, выражающую благодарность за участие в анкетировании, например:
- Спасибо за внимание!
- Спасибо за участие в анкетировании!
- Благодарим Вас за участие в анкетировании!
- Выражаем Вам благодарность за то, что согласились принять участие в анкетировании.
Окончание анкеты в проектной работы
Разработанную анкету обязательно следует оформить и включить в приложение проектной работы.
На втором этапе происходит обработка и анализ результатов анкетирования.
Обработанные результаты в проектной работе, желательно, предоставить не в текстовом виде, а наглядно в виде диаграмм, гистограмм, таблиц (это касается закрытых и полузакрытых вопросов), результаты по открытым вопросам можно представлять в виде текста.
Методы обработки результатов анкетирования в проектной работе условно можно разделить на 2 группы:
- Ручная обработка – при ручной обработке все анкетные данные анализируются без использования программных средств, то есть результаты каждой анкеты необходимо обрабатывать, записывать на отдельный лист, после чего проводить анализ полученных результатов. Такой метод обработки результатов не рекомендуется использовать при большом количестве анкет, так как, пропустив или перепутав результат ответа респондента на вопрос, итоговые данные могут оказаться неправильными.
- Использование программных средств – для обработки результатов анкетирования используются специализированные программы (например, Excel). В данном случае данные каждого анкетного листа заносятся в программу, далее проводится анализ результатов, строятся таблицы, диаграммы. Также с помощью программных средств можно рассчитать зависимость ответов от пола, возраста или предпочтений респондентов и т.д. Использование программ для анализа анкетных данных уменьшает вероятность допущения ошибки и позволяет более качественно обработать результаты анкетирования.
- Использование онлайн-сервисов для анкетирования – при их применении результаты анкетирования автоматически заносятся в таблицы, также можно построить на их основании диаграммы, гистограммы и т.д. Использование онлайн-сервисов позволит свести вероятность допущения ошибки при обработке данных к 0, а также сократит время проведения анкетирования, так как не возникнет необходимости распечатывать анкетные листы, раздавать их и обрабатывать вручную. Для проведения онлайн-анкетирования можно воспользоваться бесплатными сервисами от Яндекса (Яндекс Формы) или Google (Google Формы), которые позволяют создавать анкеты с различным количеством вопросов и вариантами ответов, проводить анализ полученных результатов.
В ходе анализа результатов анкетирования в тексте проектной работы необходимо обязательно делать ссылки на вопросы анкеты, вопросы следует анализировать подробно, а также отражать личные точки зрения респондентов.
В конце анкетирования следует подвести его итог с помощью вводной фразы, к примеру:
- подводя итог результатам анкетирования, необходимо отметить, что;
- полученные результаты анкетирования позволяют ответить;
- проведенное анкетирование позволило сделать вывод и т.д.
В подведенном итоге необходимо кратко суммировать основные результаты, отразив мнение и отношение респондентов к теме анкетирования.
По результатам анкетирования в проектной работе может быть разработан продукт проектной деятельности. К примеру, если в результате анкетирования было выявлено, что респонденты плохо осведомлены о существующей проблеме или желают получить по теме исследования больше информации, то в качестве продукта проектной деятельности можно разработать буклет, памятку, журнал, учебное пособие, записать видеоролик и т.д., кроме того само анкетирование может быть продуктм проектной деятельности.
Источник