- Конспект учебного занятия во 2 классе по русскому языку УМК «2100» Тема: «Звук /Й/ и способы обозначение его на письме». план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Звук [й] и его обозначение на письме».
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Скоростное чтение
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Конспект учебного занятия во 2 классе по русскому языку УМК «2100» Тема: «Звук /Й/ и способы обозначение его на письме».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект учебного занятия во 2 классе по русскому языку УМК «2100»
Тема: «Звук /Й/ и способы обозначение его на письме».
Цели урока:
· Активизация знаний учащихся о способах обозначения звука [й , ] на письме.
· Расширение и углубление знаний детей о способах обозначения звука [й , ] на письме.
· Развитие мыслительной деятельности учащихся.
· Совершенствование коммуникативных умений учащихся.
· Формирование коммуникативных навыков и воспитание целеустремленности, организованности, положительного отношения к учебе.
Задачи урока:
· Открыть совместно с учащимися способы обозначения [й , ] на письме.
· Развивать умение анализировать языковой материал, делать выводы и обобщения.
· Включить каждого ученика в активную деятельность, дать каждому учащемуся (независимо от способностей) возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний, оценить свои достижения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel_goda.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект учебного занятия во 2 классе по русскому языку УМК «2100»
Тема: «Звук /Й/ и способы обозначение его на письме».
- Активизация знаний учащихся о способах обозначения звука [й , ] на письме.
- Расширение и углубление знаний детей о способах обозначения звука [й , ] на письме.
- Развитие мыслительной деятельности учащихся.
- Совершенствование коммуникативных умений учащихся.
- Формирование коммуникативных навыков и воспитание целеустремленности, организованности, положительного отношения к учебе.
- Открыть совместно с учащимися способы обозначения [й , ] на письме.
- Развивать умение анализировать языковой материал, делать выводы и обобщения.
- Включить каждого ученика в активную деятельность , дать каждому учащемуся (независимо от способностей) возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний, оценить свои достижения.
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки
Урок у нас ответственный и важный.
В добрый путь, друзья!
В пути мы будем вместе вы ученики 2 «А» класса и я, зовут меня Лариса Владимировна. А сопровождать нас будет коми герой. Как его зовут – это маленькая тайна.
Но этот герой предлагает выполнить вот такое задание.
Карточка лежит у вас на столах.
— Почему, ребята, ответы отличаются? ( Нам не хватает знаний, что – то мы ещё не изучили.
Значит что – то новое нам надо сегодня узнать. А что именно, нам поможет коми – герой. Его зовут /Йиркоп/. Слышали такое имя?
— Какой звук стоит в начале слова? (Звук й)
— Как обозначим звук на письме?
— Давайте попробуем определить тему урока из выше сказанного.
Тема: Звук /Й/ и его обозначение на письме.
— А, как вы думаете, сколько способов обозначения звука[ Й] на письме?
— Опять разные ответы.
Цель; расширить и активизировать знания о способах обозначения [Й] на письме.
— А надо ли нам это узнавать. Пусть себе остаётся неизвестным? (Надо, чтобы быть грамотными)
— Предлагаю вам отправиться в экспедицию вместе с Йиркопом в удивительный мир русскому языка и разгадать одну из тайн про хитрый зук [Й]..
-Кто слышал слово «экспедиция» и может объяснить его значение?
— А где можно уточнить значение слова? (в словаре)
— Но словарей много: орфографический, словарь – антонимов…..
— Нам понадобится толковый словарь. Что значит толковый (толковать, растолковывать, объяснять)
— Я выписала определение слова «экспедиция» из словаря В.И. Даля от латинского «отправка вдаль, поездка с целью исследования»
А девизом нашего исследования будет коми пословица.
— Кто – знает окончание пословицы? Достигнув цели исследования, мы узнаем и вторую половину пословицы.
Вернёмся к нашим карточкам
1.- Какой самый простой и известный способ обозначения /Й/?
— Назовите такие слова. Молодцы.
— А кто может назвать словарные слова, где пишется буква «и краткое»?
Откройте тетрадочки, запишите число …… и слова «классная работа».
Продиктуем друг другу несколько слов.
- Записываем слова на доске и в тетради.
- – В каких словах отчетливо слышен звук [Й] и у нас не возникает вопросов.
Яблоко, маяк, ёжик.
— Звук мы слышим, а буквы не видим. Куда спрятался [Й]?
— (Когда в начале слова или после гласной мы слышим звукосочетания ……. то пишутся йотированные буквы Е,Ё,Ю,Я.
— Тогда у меня опять непонимание. В словах йогурт и йог тоже звукосочетание…. Но бука ё не написана, почему?
( Слова йогурт и йога – слышим звукосочетания, но они заимствованные из другого языка и их пишут так, как принято в том языке, поэтому они начинаются с буквы Й) таких слов в русском языке не очень много, если вам интересно, то можно дома продолжить исследование и найти такие слова.
— А где можно их отыскать? (в словаре, но уже орфографическом)
- Йиркап – герой вымских преданий, легендарный коми – охотник. Однажды на берегу озера он стал свидетелем драки ворса и васа. Йиркап помог лешему, и он в благодарность посоветовал Йиркапу найти своё дерево, сделать из него лыжи. Эти лыжи обладали необыкновенной скоростью. А подробнее вы сможете прочитать в книге «Коми легенды и предания» составитель В.Г. Рочев.
- Наш герой предлагает нам отдохнуть.
Я называю слова. Если в слове звук /Й/ находится в начале слова, то хлопок над головой, если /Й/ — в середине слова, то хлопок перед собой если в конце – внизу.
Майка, юла, зелёный, йод, зайка, цветной, ёлка, игра.
Исследователи должны быть не только шустрыми, но внимательными. Игра «стрелка»
Пока мы с вами играли, Йиркоп со дна морского достал вот такую запись
- На доске записаны слова
— Что интересного заметили?
— Почему написали разделительный Ь?
— Можете сейчас объяснить?
- Действия в зависимости от ответов детей.
Да. Пишется после согласной перед гласными е ё ю я, если в слове слышится /Й/
Да. Пишется после согласной перед гласной е ё ю я.
Да. В слове слышится /Й/
Нет, не можем объяснить.
— Какая интересная гипотеза. Давайте её проверим.
Для этого понаблюдаем за написанием и звучанием.
— Почему тогда в словах первого столбика нет разделительного знака?
— но, например, в слове яблоко или маяк тоже слышится /Й/?
Стр 118 правило.
Совпадает ли наш вывод с выводом учебника?
— Мы с вами сделали более точный вывод. Молодцы!
— Предлагаю вам провести исследование. Для этого у вас на столах лежат карточки . Прочитайте, какое задание вам предложено. Работать будем по группам.
- Проанализируйте слова.
- Сравните произношение с написанием из предложенных вариантов.
- Выберите правильное высказывание.
- Разделительный мягкий знак пишется перед всеми йотированными гласными.
- Разделительный мягкий знак пишется после согласных букв перед гласными е, ё, ю, я, и.
- Разделительный мягкий знак пишется после согласных букв перед гласными е, ё, ю, я, и, если слышится /Й/
— Получили новое знание? С какой целью узнавали, что будем с новым знанием делать?
(будем закреплять, применять на практике)
1. Спиши слова, подчеркни разделительный мягкий знак.
Полью из лейки, гроздья рябины, оленьи рога.
2. Прочитайте, спишите, вставьте, где нужно разделительный мягкий знак.
Ноч…ю, солов…и, вою…ют, руж…ё, в…юнок.
3. Прочитайте, измените слово, записав в форме множественного числа.
— Кто выбрал первое задание? (второе, третье?)
- Проверка задания коллективно.
Наше экспедиция подходит к завершению, а вместе с ним и исследование.
— Что было объектом исследования?
— Какая цель исследования перед нами стояла в начале нашего занятия?
— Достигли ли мы этой цели?
— Какую работу выполняли для того, чтобы узнать?
У вас на столах цветочки двух цветов.
Если вам урок понравился, и вы знаете способы обозначения звука /Й/ на письме и можете рассказать товарищу, то красный.
Если вы поняли, но пока сомневаетесь – белый.
Посмотрите, какая яркая цветочная поляна у нас появилась впредверии праздника 8 марта.
Источник
Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Звук [й] и его обозначение на письме».
Урок по русскому языку во 2 классе
Тема урока: «Звук [й , ] и его обозначение на письме».
Активизация знаний учащихся о способах обозначения звука [й , ] на письме.
Расширение и углубление знаний детей о способах обозначения звука [й , ] на письме.
Развитие мыслительной деятельности учащихся.
Совершенствование коммуникативных умений учащихся.
Формирование коммуникативных навыков и воспитание целеустремленности, организованности, положительного отношения к учебе.
Открыть совместно с учащимися «новый» способ обозначения [й , ] на письме.
Развивать умение анализировать языковой материал, делать выводы и обобщения.
Включить каждого ученика в активную деятельность, дать каждому учащемуся (независимо от способностей) возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний, оценить свои достижения.
Тип урока : урок – открытия новых знаний
Форма проведения урока — традиционная, с мультимедийной презентацией.
Формы обучения — фронтальная, парная,групповая , индивидуальная.
Ноутбук, мультимедиа-проектор, экран, презентация PowerPoint .
Раздаточные листы для детей.
План – конспект урока
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книги, ручка и тетрадки?
Слайд 2 (звучит «Гимн Незнайки» (М. Минков — Ю. Энтин))
Учитель. Вы согласны, что «на свете не возможно все узнать» (Выслушиваются мнения детей .)
Учитель. Конечно, всего на свете нельзя узнать, но сегодня на уроке мы вместе с вами откроем секрет русского языка, который поможет вам стать «знатоками» русского языка.
— Героем нашего урока будет Незнайка-сочинитель .
— Как вы думаете, чем он будет заниматься? (Дети: писать, сочинять)
3. Введение в тему. Активизация знаний.
Слайд 3 – появляется деформированный текст:
Я поэт, зовусь Незнака ,
От меня вам балалака!
Учитель (после прочтения учащимися текста слайда)
— Вот он и насочинял.
— Помогите Незнайке исправить ошибки, чтобы больше никто не смеялся над ним.
— О какой букве совершенно забыл Незнайка?
Учитель. Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
(Выслушиваются предположения детей .)
3.1 Постановка уч-ся темы, целей и задач урока
Учитель: Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
(Выслушиваются предположения детей )
Работа в тетрадях.
Чистописание. Йо йа йу
Поставьте ударение,определите сколько слогов в каждом слове,подчеркните гласные буквы, которые обозначают твёрдость согласных .
Прочитайте , голосом выделяя ударение, хором., чем они похожи.
Составьте предложение , выбрав любое словарное слово , записанное в тетрадь.
3.2 Активизация знаний, полученных ранее на уроке родного языка.
Учитель. Вспомните, какой звук, обозначает буква й : гласный или согласный?
(Выслушиваются предположения детей )
Учитель. Вы согласны с «догадкой» (предположением) Незнайки?
(Выслушиваются высказывания детей .)
При помощи звуковых моделей происходит активизация знаний о различии звуков [й , ] и [и] .
Учитель. Проверим, что о себе «расскажут» звуки.
3.3 Работа с раздаточными материалами .( индивидуальная работа)
Раздаточный лист зад. №1, параллельно задание выполняется на доске
Учитель. Прочитайте слова, что в них общего?
-Каким звуком они оканчиваются?
-Какой буквой на письме обозначается звук [и] ?
— Измените слово так, чтобы оно заканчивалось звуком [й , ] . Какой буквой обозначим звук [й , ] ?
Дети выполняют задание и приходят к выводу, что в данных словах звук [й , ]обозначается буквой й (и-краткое).
Учитель. Помоги Незнайке вспомнить слова на букву й, запиши их.
— Допиши буквы так, чтобы получились новые слова.
— Какой буквой на письме обозначается звук [й , ]?
(Выслушиваются предположения детей )
Вывод: Звук [й , ] на письме обозначается буквой Й.
Берегите зрение. Игра « Строй глазки»
зажмурьте глаза, потом откройте (5-6 раз);
делайте круговые движения (5-6 раз);
вытяните руки вперед, следите за пальцем, медленно приближайте его к носу, а потом медленно отодвигайте обратно(2-3 раза);
посмотрите вдаль (30 секкунд).
Учитель. Как вы думаете, существуют еще буквы, которыми на письме можно обозначить звук [й , ] ?
(Выслушиваются предположения детей .)
— Давайте проверим вместе с Незнайкой.
5. Исследование проблемы. Открытия.
(Незнайка (учитель) читает транскрипцию, умышленно выделяя голосом звук [й , ] )
Учитель. Ничего не понял Незнайка. Объясните Незнайке, что это за странные записи?
(Ответы детей: звуковая запись слова)
— Запишите слова, заменив звуки буквами.
5.1 Работа в парах на раздаточных листах .
— Что вы заметили?
— Какими буквами вы заменили звукосочетания?
— Почему эти буквы обозначают звук [й , ] в этих словах?
(Аналогично проводится работа со словами из 2-го столбика)
— Так какими же еще буквами на письме обозначается звук [й , ] ?
Вывод делают сами учащиеся, после этого на экране демонстрируется вывод учителя.
(Хлопок над головой – звук в начале, хлопок обычный — в середине, хлопок внизу – в конце)
Майка, ёлка, стой, йод, мой, яма, герой, пояс, юла, трамвай, йогурт, поёт, ёжик, поехали, твой, юла, зайка, стой, йог.
6. Практическое применение полученных знаний. Постановка новой проблемы. ( Появляется Незнайка с новым заданием)
6.1 Работа в парах. Классификация способов обозначения звука [й , ] на письме)
Учитель. Незнайка получил задание от Знайки и не справился. Поможем ему?
— Посоветуйтесь с соседом по парте и выпишите в один столбик слова, в которых звук [й , ] обозначен буквой й , а в другой – гласными буквами е, ё, ю, я
6.2 Взаимопроверка — появляются столбцы слов на экране
— Обменяйтесь листами и проверьте по экрану.
— Все слова вы распределили по столбикам?
7. Обобщение. Подведение итогов. Рефлексия .
появляется Карта урока и Незнайка.
Учитель. Какие же открытия мы вместе с Незнайкой сделали сегодня на уроке?
— Посмотрите на карту и помогите Незнайке вспомнить, какими буквами на письме можно обозначить звук [й , ]?
— Что тебе запомнилось больше всего? Почему?
— Что понравилось /не понравилось? Почему?
— Что вызвало затруднение? Почему?
Изобрази своё отношение к уроку и отношение к себе на уроке
8. Дифференцированное домашнее задание (по усмотрению учителя)
1. Традиционное задание: упражнение из учебника
2. Творческое задание: поискового характера «задает» Незнайка
(Конечно, дети выбирают задание Незнайки, значит цель урока — достигнута! Слайд 16
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 313 человек из 58 регионов
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
- Сейчас обучается 619 человек из 79 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1096514
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике
Время чтения: 1 минута
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник