Способ обозначения буквы й
Обозначение звука [й’] на письме
Согласный звук [ Й ‘] может обозначаться согласной буквой Й «и краткое»:
в середине перед согласным звуком
Звук [ Й ‘] обозначается
буквой Й
Й ОД
Й ОГ
Й ОГУРТ
ЛЕ Й КА
ЧА Й НИК
ЗА Й КА
МА Й
ЧА Й
СМЕЛЫ Й
Согласный звук [ Й ‘] может обозначаться гласными буквами Е , Ё , Ю , Я ( И ).
В начале слова, после гласного, а также после разделительных ь и ъ знаков
Е , Ё , Ю , Я ( И ) обозначают два звука.
ь и ъ знаков
Е =[ й ’ э ]
Е НОТ
[ й ‘ э ]нот
ИГР АЕ Т игр а [ й ‘ э ]т
АТЕЛЬ Е атель[ й ‘ э ]
ПОДЪ Е ЗД подъ[ й ‘ э ]зд
Ё =[ й ’ о ]
Ё ЛКА [ й ‘ о ]лка
П О Ё Т
п о [ й ‘ о ]т
ВЬ Ё Т вь[ й ‘ о ]т
ПОДЪЁМ подъ[ й ‘ о ]м
Ю =[ й ’ у ]
Ю ЛА [ й ‘ у ]ла
ЗН АЮ Т
зн а [ й ‘ у ]т
ЛЬ Ю Т ль[ й ‘ у ]т
ПРЕДЪ Ю БИЛЕЙНЫЙ предъ[ й ‘ у ]билейный
Я =[ й ’ а ]
Я МА [ й ‘ а ]ма
КАК А Я
как а [ й ‘ а ]
ЛАДЬ Я ладь[ й ‘ а]
ОБЪ Я ВЛЕНИЕ объ[ й ‘ а ]вление
И = [ й ’ и ]
нет
нет
ЛИ́СЬ И лись[ й ‘ и ]
ПТИ́ЧЬ И птичь[ й ‘ и ]
Источник
Урок русского языка по теме «Обозначение звука [й’] на письме». 1-й класс
Класс: 1
Цели:
- систематизировать знания учащихся по теме урока, полученные в букварный период;
- развивать умение применять ранее открытые способ буквенного обозначения звука [й], учить обосновывать свой выбор;
- развивать память, мышление, фонетический слух.
Тип урока: комбинированный (используются основные этапы уроков постановки учебной задачи и решения учебной задачи).
Оборудование:
- схемы-таблички «Способы обозначения звука [й’]»;
- набор из 10 букв русского алфавита (е, ё, ю, я, й, ь, о, а, у, ы);
- рисунок робота Сам Самыча;
- учебники «Русского языка» (авт. В.Репкин);
- тетради.
I. Организационный момент
II. Постановка учебной задачи (ситуация интеллектуального конфликта)
– После того, как вы, ребята, Маша и Алеша рассказали Сам Самычу о гласных и согласных звуках и буквах, робот взял ручку и записал в своей тетради: (открываю запись на доске)
Йуля пьйот сок.
– Здорово получается! – говорил Сам Самыч. – Спасибо вам, ребята, что научили меня письму.
– Да, уж, научили, так научили. – растерянно сказала Маша, глядя в тетрадь Сам Самыча.
– Я вижу, ребята, и вы не согласны с такой записью слов. Почему? Вот об этом же сказал и Алеша роботу. Но Сам Самыч возразил:
– Я все сделал так, как вы меня научили: согласный звук [й’] в слове Юля обозначил согласной буквой й, гласный звук [у] – гласной буквой у. Где же ошибка?
– И тогда ребята поняли, что еще не рассказали роботу о… О чем еще надо рассказать роботу, чтобы он эти слова (Юля, пьет) записал правильно?
(По ходу ответов детей тему урока записываю в виде схемы и красным вопросительным знаком и отмечаю цель урока)
– Поможем Сам Самычу разобраться, какими буквами на письме обозначается звук [й’]? Это и будет цель нашего урока.
III. Конструирование способа работы со звуком [й’]
– Но прежде давайте сами повторим:
– какими же буквами обозначается звук [й’] и
– от чего зависит выбор нужной буквы? Для этого понаблюдаем за звуками в нескольких словах. Сделаем к ним звуковую запись на доске и в тетрадях. (С каждым словом у доски работает 1 ученик).
– Итак, первое слово мой, произносим его, интонируем.
– Прочитаем хором звуковую запись всех слов. Какой согласный звук есть во всех этих словах? Подчеркнем его.
– Под звуковой записью сделаем буквенную запись этих слов. (Учитывая сложность и «ошибкоопасность» данной темы, работающим у доски ученикам, при затруднении, оказывают помощь ученики класса.)
– Во всех словах, вы сказали, есть одинаковый звук [й’]. А одинаковой ли буквой вы его обозначили? (Стрелочками соединяю звук [й’] с соответствующими буквами)
– А почему для обозначения звука [й’] вы выбрали разные буквы?
– Давайте вместе сделаем выводы:
– в конце слова (мой) звук [й’] обозначается…буквой й
– в начале слова (ёлка) перед гласным звук [й’] обозначается с последующим гласным…одной буквой ё (е,ю,я)
– в середине слова (лью) после согласного – перед гласным звук [й’]…сохраняет буква ь.
– Так почему один звук [й’] мы обозначаем разными буквами?
Физминутка
IV. Решение учебной задачи
– Ребята, помните, эти схемы-таблички?
– К нашему первому слову (мой) какая табличка подходит?
Ко второму (ёлка)?
К третьему (лью)?
– А те два слова (Юля пьет), в которых ошибся робот, к каким табличкам подходят?
– Сейчас, когда мы многое вспомнили, давайте поможем Сам Самычу исправить ошибки в словах его предложения. (Дети исправляют ошибки в словах, доказывая правильность выбора нужной буквы).
– Теперь мы можем это предложение записать в тетрадь.
– Итак, какую цель мы перед собой ставили?
– А вот правильно ли мы с вами, ребята, определили себе задачу на несколько уроков, мы узнаем из учебника. Откройте учебник на стр. 38. прочитайте название нового параграфа («Какими буквами обозначается [й’]»)
– Посмотрите еще раз на таблички – схемы, на буквы, которыми мы сегодня обозначили [й’] на письме.
– А теперь посмотрите на те буквы, которые рассыпаны вокруг Сам Самыча. (Переворачиваю набор из 10 букв «лицом»)
– Выберите из них те, которые обозначают звук [й’] на письме и прикрепите их ниже стрелочек.
(Дети работают у доски, оставшиеся «лишние» буквы я убираю)
– Могу ли я убрать ? нашего урока?
– Почему?
(Знак ? оставляем).
– Интересно, понял ли Сам Самыч нас сегодня?
V. Прогнозирование.
– А как вы думаете, ребята, все ли буквы для обозначения звука [й’] мы сегодня обсудили? Так чем мы завтра займемся? Молодцы!
– У кого есть желание – на перемене можете рассказать Сам Самычу, какими буквами на письме обозначается звук [й’].
Источник
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 48. Согласный звук [Й’] и буква И краткое
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Отличие согласного звука [Й’] от гласного звука [И].
2) Какими буквами обозначается звук [Й’].
Глоссарий по теме:
Гласный звук – это звук состоит только из голоса; при произнесении его воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.
Буква – графический знак звука.
Согласный звук – этот звук состоит из голоса и шума или только из шума; при произнесении струя воздуха во рту встречает преграду (язык, губы, зубы); согласный звук образует слог только вместе с гласным.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 114-116.
2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
1. Произнесите по очереди звуки [И], [Й’]. Отмечайте все особенности произношения.
И – гласный звук.
[Й’] – согласный непарный звонкий, непарный мягкий.
3. Какой же буквой обозначается согласный звук [Й’]:
Если после согласного звука [Й’] слышите другой согласный звук или согласный звук [Й’] стоит последним – пишите букву «И краткое».
Если после согласного звука [Й’] слышите гласный звук – пишите буквы Е, Ё, Ю, Я, И.
В русском языке буква «И краткое» пишется на конце слова. Например: чай, май, дай, лай.
Также можно встретить «И краткое» в середине слова перед согласной: лайка, зайка, майка.
Да и в начале слова эта буква встречается, но очень редко. Запомните слова: йод, йогурт, йога, йог.
5. Звук [Й’] может надевать на себя шапку-невидимку и скрываться за гласными буквами. А в каких позициях буквы Ё, Е, Ю, Я обозначают два звука, вы уже знаете.
6. Как переносятся слова с буквой «И краткое»:
[Й’] – согласный звук и без гласного слога образовать не может. А так как слово переносится по слогам, то его буква «И краткое» при переносе не отделяется от буквы гласного звука, стоящей перед ней, остается с ней на этой же строчке, например: сой-ка, край-ний, рай-он.
Букву Й при переносе нельзя отделять от буквы гласного звука.
9. Проверьте, всё ли правильно запомнилось?
Ответьте на вопросы:
1.Звук [Й’] гласный или согласный?
2. Какими буквами на письме может обозначаться [Й’]?
3. Как правильно переносить слова с буквой «И краткое»?
Если затрудняешься с ответом – повтори нужный материал.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Значение слов.
Соедините сочетание слов со словом, которым это сочетание можно заменить.
вид городского электрического пассажирского транспорта
собранные осенью овощи и фрукты
командная игра с перебрасыванием мяча через сетку
Подсказка: Внимательно прочитайте сочетания слов.
вид городского электрического пассажирского транспорта
игра на льду
собранные осенью овощи и фрукты
командная игра с перебрасыванием мяча через сетку
Задание. Перенос слов.
Прочитайте, как перенесены слова. Подчеркните правильные варианты.
ЗА-ЙКА, ПРИ-БОЙ, КОК-ТЕЙЛЬ, СНАЙ-ПЕР, ИНДЕ-ЙКА, ТРОЛЛЕ-ЙБУС, ПЛЕЙ-ЕР, РЕПЕЙ-НИК
Подсказка: Вспомните правила переноса.
ЗА-ЙКА, ПРИ-БОЙ, КОК-ТЕЙЛЬ, СНАЙ-ПЕР, ИНДЕ-ЙКА, ТРОЛЛЕ-ЙБУС, ПЛЕЙ-ЕР, РЕПЕЙ-НИК
Источник
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 48. Согласный звук [Й’] и буква И краткое
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Отличие согласного звука [Й’] от гласного звука [И].
2) Какими буквами обозначается звук [Й’].
Глоссарий по теме:
Гласный звук – это звук состоит только из голоса; при произнесении его воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.
Буква – графический знак звука.
Согласный звук – этот звук состоит из голоса и шума или только из шума; при произнесении струя воздуха во рту встречает преграду (язык, губы, зубы); согласный звук образует слог только вместе с гласным.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 114-116.
2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
1. Произнесите по очереди звуки [И], [Й’]. Отмечайте все особенности произношения.
И – гласный звук.
[Й’] – согласный непарный звонкий, непарный мягкий.
3. Какой же буквой обозначается согласный звук [Й’]:
Если после согласного звука [Й’] слышите другой согласный звук или согласный звук [Й’] стоит последним – пишите букву «И краткое».
Если после согласного звука [Й’] слышите гласный звук – пишите буквы Е, Ё, Ю, Я, И.
В русском языке буква «И краткое» пишется на конце слова. Например: чай, май, дай, лай.
Также можно встретить «И краткое» в середине слова перед согласной: лайка, зайка, майка.
Да и в начале слова эта буква встречается, но очень редко. Запомните слова: йод, йогурт, йога, йог.
5. Звук [Й’] может надевать на себя шапку-невидимку и скрываться за гласными буквами. А в каких позициях буквы Ё, Е, Ю, Я обозначают два звука, вы уже знаете.
6. Как переносятся слова с буквой «И краткое»:
[Й’] – согласный звук и без гласного слога образовать не может. А так как слово переносится по слогам, то его буква «И краткое» при переносе не отделяется от буквы гласного звука, стоящей перед ней, остается с ней на этой же строчке, например: сой-ка, край-ний, рай-он.
Букву Й при переносе нельзя отделять от буквы гласного звука.
9. Проверьте, всё ли правильно запомнилось?
Ответьте на вопросы:
1.Звук [Й’] гласный или согласный?
2. Какими буквами на письме может обозначаться [Й’]?
3. Как правильно переносить слова с буквой «И краткое»?
Если затрудняешься с ответом – повтори нужный материал.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Значение слов.
Соедините сочетание слов со словом, которым это сочетание можно заменить.
вид городского электрического пассажирского транспорта
собранные осенью овощи и фрукты
командная игра с перебрасыванием мяча через сетку
Подсказка: Внимательно прочитайте сочетания слов.
вид городского электрического пассажирского транспорта
игра на льду
собранные осенью овощи и фрукты
командная игра с перебрасыванием мяча через сетку
Задание. Перенос слов.
Прочитайте, как перенесены слова. Подчеркните правильные варианты.
ЗА-ЙКА, ПРИ-БОЙ, КОК-ТЕЙЛЬ, СНАЙ-ПЕР, ИНДЕ-ЙКА, ТРОЛЛЕ-ЙБУС, ПЛЕЙ-ЕР, РЕПЕЙ-НИК
Подсказка: Вспомните правила переноса.
ЗА-ЙКА, ПРИ-БОЙ, КОК-ТЕЙЛЬ, СНАЙ-ПЕР, ИНДЕ-ЙКА, ТРОЛЛЕ-ЙБУС, ПЛЕЙ-ЕР, РЕПЕЙ-НИК
Источник