Способ непосредственного постижения истины без обоснования с помощью доказательства есть

Интуиция

Значение слова «Интуиция» по Ожегову:
«Интуиция» — Чутье, тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-н «Интуиция» Непосредственное, без обоснования доказательствами постижение истины Spec

Значение слова «Интуиция» по Психологическому словарю:
«Интуиция» — «Интуиция» (от лат. intueri — пристально, внимательно смотреть) — отыскание, часто практически моментальное, решения задачи при недостаточности логических оснований.

Значение слова «Интуиция» по Логическому словарю:
«Интуиция» — (от лат. intuitio — пристальное, внимательное всматривание, созерцание) — способность к прямому усмотрению ис­тины, постижению ее без всякого рассуждения и доказательства. Для И. обычно считаются типичными неожиданность, невероят­ность, непосредственная очевидность и неосознанность пути, ве­дущего к ее результату. С «непосредственным схватыванием», внезапным озарением и прозрением много неясного и спорного. Иногда даже говорится, что И. — это куча хлама, в которую свали­ваются все интеллектуальные механизмы, о которых не известно, как их проанализировать. И., несомненно, существует и играет за­метную роль в познании. Далеко не всегда процесс научного и тем более художественного творчества и постижения мира осущес­твляется в развернутом, расчлененном на этапы виде. Нередко че­ловек охватывает мыслью сложную ситуацию, не отдавая отчета во всех ее деталях, да и просто не обращая внимания на них. Особенно наглядно это проявляется в военных сражениях, при постановке диагноза, при установлении виновности и невиновности и т. п. 137 Из многообразных трактовок И. можно эскизно наметить сле­дующие: >> И. Платона как созерцание стоящих за вещами идей, прихо­дящее внезапно, но предполагающее длительную подготовку ума; >> интеллектуальная И. Декарта как понятие ясного и внима­тельного ума, настолько простое и отчетливое, что не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим; >> И. Спинозы, являющаяся «третьим родом» познания (наряду с чувствами и разумом) и схватывающая сущность вещей; >> чувственная И. Канта и его более фундаментальная чистая И. пространства и времени, лежащая в основе математики; >> художественная И. Шопенгауэра, улавливающая сущность мира как мировую волю; >> И. философии жизни (Ницше), несовместимая с разумом, логикой и жизненной практикой, но постигающая мир как фор­му проявления жизни; >> И. Бергсона как непосредственное слияние субъекта с объек­том и преодоление противоположности между ними; >> моральная И. Мура как непосредственное видение добра, не являющегося «естественным» свойством вещей и не допускающе­го рассудочного определения; >> чистая И. времени Брауэра, лежащая в основе деятельности мысленного конструирования математических объектов; >> И. Фрейда как скрытый, бессознательный первоисточник твор­чества; >> И. Полани как спонтанный процесс интеграции, непосред­ственного внезапного усмотрения целостности и взаимосвязи в ранее разрозненном множестве объектов. Этот перечень может быть продолжен. В сущности, едва ли не у каждого крупного философа и психолога имеется свое собствен­ное понимание И. В большинстве случаев эти понимания не ис­ключают друг друга. И. как «прямое видение истины» не является чем-то сверхра­зумным. Она не идет в обход чувств и мышления и не составляет особого рода познания. Ее своеобразие состоит в том, что отдель­ные звенья процесса мышления проносятся более или менее бес­сознательно и запечатлевается только итог мысли — внезапно от­крывшаяся истина. Существует давняя традиция противопоставлять И. логике. Не­редко И. ставится выше логики даже в математике, где роль стро­гих доказательств особенно велика. Чтобы усовершенствовать ме­тод в математике, полагал Шопенгауэр, необходимо прежде всего отказаться от предрассудка — веры в то, будто доказанная истина выше интуитивного знания. Паскаль проводил различие между «ду­хом геометрии» и «духом проницательности». Первый выражает силу и прямоту ума, проявляющиеся в железной логике рассуж­дений, второй — широту ума, способность видеть глубже и про­зревать истину как бы в озарении. Для Паскаля даже в науке «дух проницательности» независим от логики и стоит неизмеримо выше ее. Еще раньше некоторые математики утверждали, что интуитив­ное убеждение превосходит логику, подобно тому как ослепи­тельный блеск Солнца затмевает бледное сияние Луны. Неумеренное возвеличение И. в ущерб строгому доказательству неоправданно. Логика и И. не исключают и не подменяют друг друга. В реальном процессе познания они, как правило, тесно пе­реплетаются, поддерживая и дополняя друг друга. Доказательство санкционирует и узаконивает достижения И., оно сводит к мини­муму риск противоречия и субъективности, которыми всегда чре­вато интуитивное озарение. Логика, по выражению математика Г.Вейля, — это своего рода гигиена, позволяющая сохранить идеи здоровыми и сильными. И. отбрасывает всякую осторожность, ло­гика учит сдержанности. Только проведенное шаг за шагом логи­ческое доказательство делает завоевания И. объективно установ­ленным результатом. Уточняя и закрепляя результаты И., логика сама обращается к ней в поисках поддержки и помощи. Логические принципы не яв­ляются чем-то заданным раз и навсегда. Они формируются в мно­говековой практике познания и преобразования мира и представ­ляют собой очищение и систематизацию стихийно складывающихся «мыслительных привычек». Вырастая из аморфной и изменчивой пралогической И., из непосредственного, хотя и неясного «виде­ния логического», эти принципы всегда остаются связанными с изначальным интуитивным «чувством логического». Не случайно строгое доказательство ничего не значит даже для математика, если результат остается непонятным ему интуитивно. Логика и И. не должны противопоставляться друг другу, каж­дая из них необходима на своем месте. Внезапное интуитивное озарение способно открыть истины, вряд ли доступные последова­тельному и строгому логическому рассуждению. Однако ссылка на И. не может служить твердым и тем более последним основанием для принятия каких-то утверждений. И. приводит к интересным новым идеям, но она нередко порождает также ошибки, вводит в заблуждение. Интуитивные догадки субъективны и неустойчивы, они нуждаются в логическом обосновании. Чтобы убедить в инту- итивно схваченной истине как других, так и самого себя, требу­ется развернутое рассуждение, доказательство (см.: Аргументация контекстуальная).

Читайте также:  Способ приготовления сахарного печения

Источник

Словари

1. Способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения без обоснования с помощью доказательств (в философии).

2. Неосознанное чувство, позволяющее постигать суть чего-либо и подсказывающее правильное поведение или решение; знание без понимания.

ИНТУИ́ЦИЯ, итуиции, жен. (лат. intuitio — созерцание) (книжн.).

1. Непосредственное познание, восприятие действительности (филос.). Чувственная интуиция. Интеллектуальная интуиция. Художественная интуиция.

2. Непосредственное чутье, подсказывающее истинную сущность, проницательность. По интуиции он разгадал намерения своего противника. Обладать интуицией. Человек большой интуиции.

ИНТУИ́ЦИЯ, -и, жен.

1. Чутьё, тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-н. Богатая и. Человек большой интуиции.

2. Непосредственное, без обоснования доказательствами постижение истины (спец.).

1) Безотчетное чувство, основанное на предшествующем опыте и предсказывающее правильное понимание чего-л., проникновение в суть чего-л.

Доверять своей интуиции.

Чутье, интуиция опытного инженера и талантливого ученого подсказывали ему, что он не ошибся (Алянский).

2) филос. Способность постижения истины непосредственным путем без обоснования доказательствами.

От французского intuition ‘интуиция’, ‘предчувствие’ (← лат. intuitus ‘взгляд’, ‘зрение’). В русском языке — с первой половины XIX в.

В истории философии понятие интуиции включало разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная интуиция). Так, Платон утверждал, что созерцание идей есть вид непосредственного знания. Интуиция трактовалась также и как познание в виде чувственного созерцания (чувственная интуиция, Л. Фейербах). Интуиция понималась и как инстинкт, непосредственно определяющий формы поведения организма (А. Бергсон), и как скрытый, бессознательный первопринцип творчества (З. Фрейд). Различные толкования интуиции имеют нечто общее — подчеркивание момента непосредственности в процессе познания в отличие от опосредованного логического мышления.

ИНТУИ́ЦИЯ 1́ , -и, ж

Свойство человека, проявляющееся в наличии у него неосознанного чувства, чутья, подсказывающего правильное поведение, понимание чего-л.

Читайте также:  Желток для волос способы

Вчера вечером с тонкостью интуиции, присущей тяжелобольным, он видел по напряженному лицу доктора, что дело плохо (А. Грин).

ИНТУИ́ЦИЯ 2́ , -и, ж То же, что инстинкт.

Не полагайся только на свою интуицию!

ИНТУИ́ЦИЯ 3́ , -и, ж

Безотчетное неосознанное чувство внутреннего понимания сути происходящего, тонкого предвидения предстоящих событий, точной оценки окружающего, предсказывающее правильное поведение и основанное на бессознательном;

Син.: чутье, инстинкт.

Тут, вероятно, сыграла известную роль моя интуиция, собачий нюх на таланты, даже еще не проявившиеся в полную силу (В. Катаев).

ИНТУИ́ЦИЯ -и; ж. [от лат. intuitiō — созерцание, размышление].

1. Безотчётное неосознанное чувство, подсказывающее правильное поведение, понимание чего-л.; чутьё. Сила интуиции. Полагаться на интуицию.

2. Филос. Способность постижения истины непосредственным путём без обоснования доказательствами.

Интуити́вный, -ая, -ое; -вен, -вна, -вно (1 зн.). И-ое поведение. И-ое ощущение опасности. Интуити́вно, нареч. И. понять что-л.

интуи́ция (средневековое лат. intuitio, от intueor — пристально смотрю), способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения без обоснования с помощью доказательства; субъективная способность выходить за пределы опыта путём мысленного схватывания («озарения») или обобщения в образной форме непознанных связей, закономерностей.

ИНТУИЦИЯ — ИНТУИ́ЦИЯ (ср.-век. лат. intuitio, от intueor — пристально смотрю), постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства; субъективная способность выходить за пределы опыта путем мысленного схватывания («озарения») или обобщения в образной форме непознанных связей, закономерностей.

ИНТУИЦИЯ (ср.-век. лат. intuitio — от intueor — пристально смотрю), постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства; субъективная способность выходить за пределы опыта путем мысленного схватывания («озарения») или обобщения в образной форме непознанных связей, закономерностей.

1. Безотчетное, стихийное, непосредственное чувство, основанное на предшествующем опыте и подсказывающее правильное понимание; чутье.

В художественной литературе фантазия, выдумка, интуиция также играют решающую роль. М. Горький, [О сказках].

2. Способность постижения истины непосредственным путем без основания ее при помощи доказательств.

ИНТУИ́ЦИЯ (от лат. intueor — пристально смотреть) — понятие, означающее способность непосредств. познания истины без обоснования с помощью доказательства. И. — «гносеологич. творчество», она открывает человеку совершенно новое, не выводимое из предшествующего опыта (хотя и обусловленное им) знание. Для И. характерно также снятие противоположности субъекта и объекта: ощущение смысловой полноты, сопровождающее интуитивное озарение, говорит об окончат. охвате познающим предмета познания.

Античная мысль не знает понятия И., однако описываемые ею высшие виды мышления — чистый разум Платона или созерцат. ум Аристотеля — имеют дело именно с ним. Более того, момент зримости (символичности) истины в интуитивном акте античностью только подчеркивается. Новоевроп. же философия интеллектуализирует И., заменяя зримость в ней определениями ясности и отчетливости, и фактически растворяет ее в логич. инструментарии. И., напр., по Декарту, является тем элементарным актом нашего мышления, к-рый не поддается аналитич. расчленению, а потому не требует доказательств. Направлен он на аксиомы и есть не что иное, как бытие аксиом в нашем познании. Спиноза видит в И. «третий» род познания, поднимающийся над «чувственным» и «рассудочным» родами. Однако и он отбрасывает зрительно-символич. ее толкование, ибо «интуиция ума» в его учении практически совпадает с критериями «ясности» и «отчетливости», превращаясь сама всего лишь в критерий правильности предшествующей деят-ности рассудка. На рубеже 19-20 вв. происходит кардинальное изменение отношения к И. Теперь она связывается не столько с мышлением, сколько с волей и духом. Так, Н. О. Лосский помимо интеллект. И. находил еще «чувственную» и «мистическую», причем общим для всех ее форм он считал то, что они привносят в сознание индивида не образ предмета, а сам предмет в подлиннике. Бергсон же, с воззрениями к-рого у Лосского много общего, утверждал, что И. — это такой феномен, где акт познания совпадает с актом, порождающим действительность.

Читайте также:  Способ приобретения дду что значит

Марксизм ищет психологич. детерминацию И., считая, что интуитивное озарение не является «отклонением» от рассудочной деят-ности, а вполне может быть объяснено каким-то «не вполне известными еще науке психич. процессами отражения».

ИНТУИЦИЯ (на средневековой латыни intuitio, от intueor — пристально смотрю), постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства; сформировавшаяся на основе предшествующего опыта субъективная способность выходить за его пределы путем мысленного схватывания («озарения») или обобщения в образной форме непознанных связей, закономерностей.

нлп Веpные сyждения, делаемые людьми (обычно без объяснения того, как эти сyждения сделаны). В языковых системах — способность носителей языка делать веpные сyждения о пpедложениях этого языка; напpимеp, их способность pешить, какие пpедложения постpоены пpавильно, а какие — нет.

(от лат.-взгляд, вид): знание, возникающее без осознания путей м условий его получения — как результат «непосредственного усмотрения». Трактуется и как специфическая способность (например, интуиция художественная или научная), и как целостное охватывание условий проблемной ситуации (интуиция чувственная и интеллектуальная), и как механизм творческой деятельности (интуиция творческая). Интуиция на самом деле — базисный, природный дар человека. Многое человек постигает путем воображения, фантазии, предчувствия. И это тоже тип знания, который был широко представлен до возникновения науки. Приобщиться к тайнам Вселенной можно не только путем размышления, анализа, эксперимента, но и посредством интуиции. Научное сознание — не единственный прорыв к истине.

Источник

Способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения без обращения к логическим аргументам

Последняя бука буква «я»

Ответ на вопрос «Способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения без обращения к логическим аргументам «, 8 (восемь) букв:
интуиция

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова интуиция

Определение слова интуиция в словарях

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Интуиция — способность принимать правильные решения, минуя промежуточные результаты. Интуиция

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
ИНТУИЦИЯ (ср. -век. лат. intuitio, от intueor — пристально смотрю) постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства; субъективная способность выходить за пределы опыта путем мысленного схватывания («озарения»).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-и, ж. Чутье, тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-н. Богатая и. Человек большой интуиции. Непосредственное, без обоснования доказательствами постижение истины (спец.). прил. интуитивный, -ая, -ое.

Примеры употребления слова интуиция в литературе.

Что же касается интуиции, то проблема ее автоматизации, иначе говоря внемозгового воспроизведения, не представляется столь безнадежной, как полагает Таубе.

Мы полагаем, что концентрация на этом центре и его последующая активизация могут развить интуицию, поскольку это центр интеграции всей церебральной активности, а не только коры больших полушарий мозга — центра интеллекта.

Так и сейчас, я просто должен доказать себе, Алле, кому угодно, что мне под силу, не имея ничего, кроме интуиции и набора разрозненных, и по отдельности ничем не примечательных фактов добраться до чего-то.

Это все напоминает алогические интуиции Фридриха Шлегеля и других немецких романтиков, и имеется в виду, что такие интуиции в наиболее чистом виде проявляются в познании потустороннего мира, осуществляемом средствами искусства.

Возвышенную и необычайную музыкальную интуицию Альбениса можно было сравнить с чашей, до краев наполненной чистым вином, согретым средиземноморским солнцем.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Источник

Оцените статью
Разные способы