Способ национально территориальной организации государства

Форма территориального устройства государства

По территориальному устройству государства делятся на унитарные, федеративные и конфедерации.

Унитарное государство имеет единую конституцию, территорию, единое гражданство, у административно-территориальных единиц отсутствует самостоятельность. Вместе с тем, все унитарные государства весьма своеобразны. Условно их разделяют на три группы.

Первая группа — это государства с централизованной системой управления, в которой местные органы власти являются продолжением центральных (вертикаль власти), не имеют никакой самостоятельности и реализуют принятые «центром» решения (Ирландия, Люксембург, Португалия).

Вторую группу составляют частично децентрализованные государства, в которых территориальные единицы (земли, провинции и пр.) обладают автономией, имеют свои органы самоуправления, свой бюджет, но на политику центральных правительств они оказывают ограниченное влияние (Италия, Испания, Франция).

Третья группа государств — полуцентрализованные государства. В государствах этой группы местные органы власти пользуются значительной самостоятельностью в таких областях, как здравоохранение, образование, охрана общественного порядка, строительство, коммунальные службы. В ряде других областей (налоги, финансирование и др.) (Великобритания, Нидерланды).

Федеративные государства отличаются от унитарных тем, что входящие в нее территориальные единицы являются субъектами государственного суверенитета. Это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенции и имеющих собственные органы власти. В переводе с французского языка федерализм (federalisme) означает союз.

Критериями федерализма являются: единая государственная политика и контроль правительства над всеми территориями, входящими в федерацию; исключительное право федеративного правительства на проведение внешней политики; возможность субъектов федерации иметь свои конституции, которые не должны противоречить федеральной.

Практика показала, что федерации, созданные по территориальному принципу (США, Мексика, Германия, Австрия), оказались более жизнеспособными, чем федерации, созданные по национально-территориальному принципу (Советский Союз, Югославия).

Конфедерация — союз независимых государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены передают в компетенцию союза решение ограниченного круга вопросов, чаще всего в области военной, внешнеполитической, экономической системы. Конфедерации существовали в США (1776-1787), в Германии (1815-1867) и в некоторых других странах. Эта форма государственного объединения непрочна, потом либо развивается в федерацию, как в случае США, либо распадается после достижения поставленных целей. Объединение государств, в котором просматриваются элементы конфедерации, — Европейское содружество, преобразованное в Европейский Союз. В нем функционируют надгосударственные органы с немалыми полномочиями, координируется политика, имеется общее экономическое пространство. К таким объединениям можно отнести СНГ, Союз России и Белоруссии.

Конституция РФ рассматривает федерацию в качестве формы государственного устройства России, а также как одну из основополагающих основ конституционного строя.

В России федерализм выступает двояко — в качестве формы государственной организации национальных отношений и формы демократизации управления государством.

Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, проживающих на территории России. Национальный суверенитет означает самостоятельность и независимость нации в решении вопросов своей внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, а также свободное волеизъявление в избрании формы своей национальной государственности. Это получило свое выражение в создании различных форм национальной государственности народов — республик, автономной области, автономных округов.

Читайте также:  Рефлексия это способ познания при котором предметом является

Российский федерализм обеспечивает децентрализацию государственной власти и распределение ее по регионам путем разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением. Федеративное устройство России основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью:

1. Государственная целостность РФ. Российская Федерация является соединением ряда государств (государственно-территориальных и национально-территориальных образований), созданным для достижения общих целей с помощью федеральной власти.

2. Единство системы государственной власти является одной из гарантий государственной целостности РФ и выражается в наличии единой системы органов, составляющих высшую государственную власть.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Конституция устанавливает рамки полномочий для каждого вида федеральных органов, за пределы которых они не вправе выходить, а также характер их взаимоотношений с органами власти субъектов Федерации.

4. Равноправие и самоопределение народов в РФ означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и других областях. Народы России пользуются равными правами на самоопределение, т.е. прежде всего на избрание формы своей государственности. Однако это право может быть реализовано либо только в рамках РФ, либо в любой другой форме, но только с согласия РФ.

5. Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все субъекты РФ обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе РФ не может быть субъектов, имеющих какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиеся в составе РФ, равноправны.

Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Источник

Территориальная организация государства

Вы будете перенаправлены на Автор24

Независимо от формы государственного правления и политического режима каждая страна обладает собственной территориальной организацией. Для оптимизации работы административного аппарата в разных странах существуют округа, штаты, районы, губернии и т.п. Деление территории государства происходит с учетом экономических, социальных и национальных особенностей населения, а также по географическому принципу.

Центральная власть часто не способна управлять всеми процессами, происходящими в различных регионах страны. Зачастую это не эффективно. Поэтому часть полномочий может быть делегирована главам субъектов федерации, руководству штатов или округов.

Характерные особенности административно-территориальных единиц:

  1. четко определенные границы;
  2. компактность;
  3. экономическая целостность;
  4. собственные государственные органы и муниципалитеты.

То есть, территориальная организация государства – это установленный порядок устройства, выделение и взаимосвязь отдельных составных частей каждой страны.

Регионы могут отличаться друг от друга по географическому расположению, уровню экономического развития, национальному составу населения, а также по организации работы органов местного самоуправления.

Читайте также:  Способ работы систем отопления

Современные государства подразделяют на унитарные и федеративные. А такие исторически известные формы территориальной организации, как империя (например, Римская или Османская) или конфедерация, осталась в прошлом.

Унитарное государство

Многие страны отличаются единством территории, населения и организации власти на местах, их называют унитарными (от латинского слова «Единство»). В составе таких стран нет государственных образований, таких как республики.

Готовые работы на аналогичную тему

Унитарные государства, как и все остальные, делятся на административно-территориальные единицы (округа, области, районы и т.п.) Причем, среди них могут быть и автономные образования, для которых характерен высокий уровень развития местного самоуправления. Например, в современной Испании, которая является унитарным государством, существуют и национально-исторические регионы, такие как Каталония или страна Басков, и территориальные образования.

Особенностью всех унитарных государств является единая правовая система и организация работы административных органов. Как правило, парламент такой страны не имеет верхней палаты, в которой заседают представители административно-территориальных образований, отстаивающие интересы своих регионов.

Федеративное государство

Несколько субъектов (республик или других административных образований), объединившихся в государство с целью совместного решения стоящих перед ними задач, образуют федерацию. Обычно такие союзы образуются по территориальному или национальному принципу, а также путем их сочетания.

Например, современное устройство России основано на обоих этих принципах, как и территориальная организация многонациональных Индии и Канады По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовая система Канады подробнее .

Количество субъектов, образующих федерацию, может быть различно. В состав Швейцарии входят 23 кантона, а ФРГ насчитывает 16 земель. По своему устройству Россия представляет собой более сложное образование, она объединяет:

  • 21 республику;
  • 6 краев;
  • 49 областей;
  • 2 города федерального значения;
  • 10 автономных округов;
  • 1 автономную область.

Орган высшей законодательной власти любого федеративного государства состоит их двух палат. Нижняя занимается разработкой и принятием законов, а в верхней заседают представители субъектов, отстаивающие интересы своих регионов. В России это Государственная Дума По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее и Совет Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Порядок формирования Совета Федерации. подробнее , в котором работают по два сенатора от каждой республики, края или области нашей страны.

Конституции современных федеративных государств не признают права выхода из них за субъектами, утверждая целостность и единство каждой страны. Отдельные регионы не обладают собственным суверенитетом и обязаны подчиняться решениям центральной власти.

В настоящее время Россия имеет в своем составе разновариантные субъекты, образованные как по национальному, так и по территориальному принципу. Республики и автономии сформированы на основе этнической принадлежности большинства жителей, а края и области – по географическим и экономическим критериям. Такое устройство страны требует взвешенного подхода к построению отношений между центральной властью и региональными элитами, налаживанию федеральных связей, созданию четкого правового механизма управления на всех уровнях организации государственной власти.

Необходимо учитывать интересы и культурные особенности различных республик и областей, их быт и традиции. При этом все субъекты РФ должны быть равны по уровню социально-экономического развития, по характеристикам бюджетно-финансовых отношений с центральной властью. Только при соблюдении этих условий сохранение национально-культурного многообразия удастся совместить с обеспечением благосостояния всех народов и стратегического единства России по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики.

Читайте также:  Десантирование грузов парашютным способом

Конфедеративное устройство

В современном мире больше не существуют империи, известные из истории. Ни одно нынешнее государство, каким бы сильным игроком на международной арене оно ни было, не сравнится с размахом территорий и масштабом влияния Древнего Рима или, например, Византии. И реальных предпосылок к возврату эпохи империализма не наблюдается.

А вот такая редкая форма государственного устройства, как конфедерация, существовала еще в XX веке. И есть вероятность, что попытки создания подобных стран будут предприниматься в будущем.

Конфедерация – это объединение двух или нескольких субъектов, сочетающее в себе признаки международно-правовой организаций. В такие союзы часто вступали соседние страны для борьбы с общим врагом или для достижения конкретных внешнеполитических целей.

В Средневековье и в эпоху раннего становления буржуазных государств конфедерации создавались с целью совместной защиты интересов отдельных территорий, но по причине неустойчивости политической ситуации они часто распадались. Другие же объединения, совместно пережив военные или экономические кризисы, наоборот, укреплялись, постепенно превращаясь в единые страны. Например, Швейцария и США в своем развитии прошли стадию конфедерации.

Отличительной особенностью такой формы государственного устройства является сохранение суверенитета и территориальной целостности каждого субъекта. Как правило, управляют ими лишь один или несколько общих органов, осуществляющих военное руководство или координацию усилий по защите общих интересов.

Характерные признаки конфедерации:

  1. отсутствие единого гражданства, конституции и денежной системы;
  2. общие цели и задачи на международной арене;
  3. каждый субъект сохраняет свой суверенитет;
  4. возможность добровольного выхода из состава объединения.

Конфедерации, создававшиеся в XX веке, быстро распались. Например, африканское государство Сенегамбия, состоявшее из соседних Сенегала и Гамбии, прекратило свое существование в течение нескольких лет. Долго не просуществовала и Объединенная Арабская Республика, представлявшая собой союз Египта и Сирии. Но возникновение конфедераций вполне возможно в будущем, тенденции современной международной политики свидетельствуют о необходимости совместного решения различных задач многими соседними государствами.

Источник

Способ национально территориальной организации государства

Формы государственного территориального устройства

Понятие формы государств

Формы государственного устройства

М. Монтень

Унитарное государство

Признаки унитарного государства

Территория состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих самостоятельностью;

Наличие единой конституции;

Единая система органов государственной власти;

Единая финансовая система;

Единая система законодательства.

Федерация

Признаки федерации

Двухуровневая система органов государственной власти: федеральные органы власти и органы власти отдельных регионов;

Двухуровневая система законодательства: федеральные законы и законы субъектов федерации

Принцип бикамерализма в построении союзного парламента;

Непризнание за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми его признаками)

Конфедерация

Признаки конфедерации

Сохранение суверенитета и международного статуса субъектов конфедерации.

Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств.

Субъекты конфедерации обладают правом на сецессию, то есть правом на выход из состава конфедерации.

Источник

Оцените статью
Разные способы