- Методы и приемы работы над изложением в 9 классе статья по русскому языку (9 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Сочинение ОГЭ по русскому языку
- Как должно быть построено сочинение?
- Как оформлять примеры в сочинении?
- Сколько абзацев должно быть в сочинении?
- О чём писать в заключении?
- План написания сочинения 9.1
- План написания сочинения 9.2
- Типовые конструкции для аргументации
- Задание 15.2
- План написания сочинения 9.3
- Типовые конструкции для аргументации
- Задание 9.3
Методы и приемы работы над изложением в 9 классе
статья по русскому языку (9 класс)
В статье рассматриваются критерии оценивания сжатого изложения в рамках ОГЭ и приемы формирования навыка написания этого вида работы.
Ключевые слова: сжатое изложение, приемы компрессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методы и приёмы работы над изложением в 9 классе | 27.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приемы работы над изложением в 9 классе
Аннотация. В статье рассматриваются критерии оценивания сжатого изложения в рамках ОГЭ и приемы формирования навыка написания этого вида работы.
Ключевые слова: сжатое изложение, приемы компрессии.
Изложение – один из видов творческих работ по развитию речи, способствующий совершенствованию речевой деятельности и формированию языковых умений учащихся.
Создание текста изложения позволяет сделать более совершенной естественную монологическую речь учащегося, обогащает его речеведческий опыт. Кроме того, этот вид творческой работы направлен на формирование умения систематизировать материал по теме и логически его выстраивать, поэтому не случайно использование сжатого изложения в контрольно-измерительных материалах основного государственного экзамена (ОГЭ), который проходит по окончании учащимися 9 класса.
Написанию экзаменационного изложения предшествует определённая подготовительная работа. Её назначение состоит в формировании у обучающихся умения излагать услышанный текст, выделять в нем микротемы, сохранять логику при передаче основной информации, а также систематизировать рабочий материал, разносторонне используя языковые средства, сохраняя особенности авторского стиля. Все эти навыки продиктованы требованиями ФГОС ООО к предметным результатам освоения русского языка.
Анализ трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся при написании экзаменационного изложения в 9 классе, позволяет говорить об актуальности поиска наиболее эффективных методов и приемов работы.
Работая над текстом изложения, учитель должен обратить внимание учащихся на следующие моменты: к какому типу речи относится текст и в каком стиле он написан.
В контрольно-измерительных материалах ОГЭ задание 1 представляет собой написание сжатого изложения текста-рассуждения публицистического стиля, поэтому остановимся подробнее на таком виде изложений, методах и приемах обучения этой творческой работе.
Целью рассуждения является выяснение какого-нибудь понятия, доказательство или опровержение какой – либо мысли, следовательно, это цепь умозаключений на определенную тему, изложенных в последовательной форме. Типичное построение рассуждения: тезис, доказательства, вывод.
Кроме того, для успешного выполнения работы учащиеся должны овладеть следующими речеведческими понятиями:
1. Тема и основная мысль текста.
2. Средства связи предложений в тексте.
3. Виды информации в тексте: главная и второстепенная.
4.Смысловые отношения между предложениями в тексте.
5. Абзац и его строение.
6.Приемы сжатия текста.
Среди содержательных приемов компрессии (сжатия) текста основными являются:
- Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации (исключение второстепенной информации может быть решено путем исключения слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений).
- Свертывание исходной информации за счет обобщений (перевода частного в общее).
3. Упрощение за счет замены одной синтаксической модели другой, более простой (замена сложноподчиненного предложения простыми т.д.)
Важным, на наш взгляд, является создание определенного алгоритма работы над сжатием текста.
1) определяем количество микротем;
2) вычленяем основную мысль каждой микротемы;
3) выбираем приемы сжатия.
При оценивании сжатого изложения учитывается следующее:
- Содержание текста. Необходимо точно передать основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.
- Сжатие исходного текста. Нужно применить 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.
- Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Текст работы учащегося должен отличаться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.
В соответствии с вышеуказанными требованиями выстроим методы и приемы работы по подготовке к изложению.
Сформировать умение передавать основное содержание текста позволяет работа с ключевыми словами . Учащимся предлагается сначала в напечатанном тексте подчеркнуть все ключевые слова, потом подобную работу выполнить с прослушанным текстом. Этот вид работы позволит увидеть главное и отличить его от второстепенного.
Также важно при комплексном анализе текста обязательно формулировать его тему и основную мысль.
Знакомство с приемами сжатия (исключение, обобщение, упрощение) значительно облегчит работу учащихся при написании изложения. Например, такое упражнение позволяет применить приемы компрессии текста.
Прочитайте предложения и подчеркните в них главную информацию. Запишите сокращенный вариант предложений.
1. Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.
2. Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот « как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
Сокращение и перестройка печатного текста. Учащимся предлагается вычеркнуть второстепенную информацию, по возможности обобщить какие-то описания, упростить синтаксические конструкции.
- Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
Чтобы текст был последовательным, важно использовать в нем средства связи, формированию этого навыка способствует, например, такое упражнение:
Подумайте, какие слова нужно подставить, чтобы связать предложения в тексте? (Для связи предложений служат союзы и союзные слова, вводные слова и конструкции, лексический повтор, местоимения и т. д.)
Изначально зоопарки ….. создавались для того, чтобы показывать людям разнообразие живых существ. ….. к этой важной функции добавилась еще одна — размножать животных, которые исчезают или уже исчезли с лица земли.
Логически верному построению способствует упражнение на восстановление последовательности событий.
Восстановите правильную последовательность предложений.
1. Было пасмурно, тепло, дул ветер.
2. Зимой 1935 года мы шли с Луговским по пустынной Массандровской улице в Ялте.
3. Они останавливались толпами на перекрестках , как бы раздумывая, куда бежать дальше.
4. Обгоняя нас, бежали, шурша по мостовой , высохшие листья клена.
5. Но пока они перешептывались об этом, налетал ветер, завивал их в трескучий смерч и уносил.
Членение текста на абзацы – важный языковой навык учащихся, который может быть сформирован благодаря такому упражнению:
Вставить пропущенные буквы, знаки препинания, слова и словосочетания, разделить текст на абзацы.
Работа над изложениями не должна сводиться только к прослушиванию, запоминанию и конспектированию. Учащимся важна логическая нить рассуждения, чтобы при воспроизведении текста не потерять ни одну микротему, верно разбить текст на абзацы, избежать логических ошибок. Поэтому важно работать не только над аудиозаписями, но и над изложениями, воспринимаемыми зрительно. Этот прием позволяют учащимся «выстроить» логику рассуждения. Роль учителя – сориентировать на видение ключевых слов, грамматических подсказок. Такая работа дает хороший результат, особенно в слабых классах, где детям трудно воспринимать содержание публицистических текстов.
Приведем описание фрагмента урока по подготовке к сжатому изложению по тексту о Федоре Шаляпине [3: с.196]
У знаменитого оперного певца Фёдора Шаляпина был большой кожаный портфель, оклеенный множеством пёстрых ярлыков отелей, стран и городов, в которых гастролировал артист. Все годы, прожитые за границей, Шаляпин возил портфель с собой, никому его не доверял и почти никогда не выпускал из рук.
В портфеле вместе с самыми необходимыми вещами лежал небольшой ящичек. Не только люди, работавшие с Шаляпиным, даже родные не имели ни малейшего представления о его содержимом. Они лишь недоумевали, наблюдая, как Шаляпин, приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, прежде всего бережно вынимал из портфеля ящик и ставил его под кровать. Зная крутой нрав Шаляпина, никто не осмеливался расспрашивать его о ящике. Когда однажды не в меру услужливый администратор попытался перенести ящик в угол комнаты, Шаляпин рассвирепел и, не говоря ни слова, тут же водворил его на прежнее место. Это было таинственно и непостижимо.
После смерти артиста его вдова вскрыла ящик, а он был наглухо, почти герметично заколочен. И тайное стало явным. В нём оказалась горсть земли, взятой Шаляпиным перед отъездом за границу с могилы своей матери. Горсть русской земли . (По А. Л. Лессу) 176 слов
Сначала учащимся выдается напечатанный текст без деления на абзацы, чтобы была возможность осмыслить каждую микротему, понять логику автора, выделить главное.
В ходе размышлений ребята должны доказать уместность деления текста на три абзаца, составив план текста.
1. Портфель, с которым Шаляпин был неразлучен.
2. Таинственный ящичек.
3. Тайное стало явным.
Далее идет работа по выделению ключевой информации. Необходимо в каждом абзаце подчеркнуть самое главное (работа может быть организована по группам).
У знаменитого оперного певца Фёдора Шаляпина был большой кожаный портфель, оклеенный множеством пёстрых ярлыков отелей, стран и городов, в которых гастролировал артист. Все годы, прожитые за границей, Шаляпин возил портфель с собой, никому его не доверял и почти никогда не выпускал из рук.
В портфеле вместе с самыми необходимыми вещами лежал небольшой ящичек. Не только люди, работавшие с Шаляпиным, даже родные не имели ни малейшего представления о его содержимом. Они лишь недоумевали, наблюдая, как Шаляпин, приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, прежде всего бережно вынимал из портфеля ящик и ставил его под кровать. Зная крутой нрав Шаляпина, никто не осмеливался расспрашивать его о ящике. Когда однажды не в меру услужливый администратор попытался перенести ящик в угол комнаты, Шаляпин рассвирепел и, не говоря ни слова, тут же водворил его на прежнее место. Это было таинственно и непостижимо.
После смерти артиста его вдова вскрыла ящик , а он был наглухо, почти герметично заколочен. И тайное стало явным. В нём оказалась горсть земли, взятой Шаляпиным перед отъездом за границу с могилы своей матери. Горсть русской земли .
Убедившись в том, что выбор информации сделан верно, выслушав мнения учащихся, учитель предлагает применить различные способы сжатия текста. Например, У знаменитого оперного певца Фёдора Шаляпина был большой кожаный портфель, оклеенный множеством пёстрых ярлыков отелей, стран и городов, в которых гастролировал артист. — У знаменитого оперного певца Фёдора Шаляпина был большой кожаный портфель, с которым он гастролировал (исключение).
Не только люди, работавшие с Шаляпиным, даже родные не имели ни малейшего представления о его содержимом. – Никто не имел ни малейшего представления о его содержимом (обобщение ).
После смерти артиста его вдова вскрыла ящик, а он был наглухо, почти герметично заколочен. — После смерти артиста его вдова вскрыла наглухо заколоченный ящик (упрощение).
Подобная работа поможет увидеть структуру текста, понять его логику, а также будет способствовать умелому использованию различных видов сжатия.
Таким образом, в работе педагога важно верно выстроить алгоритм работы над сжатым изложением, научить видеть основную и второстепенную информацию, опираясь на ключевые слова, выделять микротемы, делить текст на абзацы. Только сформировав навык работы с печатным текстом, можно переключать внимание девятиклассников на работу с аудиозаписями.
- Добротина, И.Н. Обучение приемам содержательной компрессии как этап подготовки к сжатому изложению. [Текст] / И.Н.Добротина // Русский язык в школе. – 2009. – №3. – С. 11-18.
- Долинина, Т.А. ГИА по русскому языку. 9 класс. Сжатое изложение и сочинение-рассуждение [Текст]. Методическое пособие для учителей и учащихся. / Т.А.Долинина. – Екатеринбург: ИРРО, 2009. – 73с.
- ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред.И.П.Цыбулько._ М.: «Национальное образование», 2020. – 240с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 №1897 [Электронный ресурс]. – https://fgos.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В презентации содержатся методические приемы и методы для работы социального педагога с детьми девиантного поведения.
Методический практикум содержит примеры работы по технологии проблемного обучения. Содержит варианты работы над проблемными заданиями.
Статья » Обучение русскому языку и литературе в С(К)О классах VII вида.».
Проблема повышения орфографической грамотности учащихся является социально-значимой, поскольку российская школа должна подготовить всесторонне развитого выпускника, владеющего своей речью, способного .
В статье рассмотрена методика по работе со словарными словами в младших классах у детей с умственной отсталостью.
Работа посвящена современным методам и приемам работы преподавателя с учащимися в классе фортепиано.
Статья содержит фрагменты уроков по литературе (10-11 класс). Поможет при работе над эпизодом.Отношение автора к героям и окружающему миру, его мысли и чувства выражаются через подбор определённых худ.
Источник
Сочинение ОГЭ по русскому языку
Разбираем все популярные вопросы, связанные с подготовкой и написанием сочинения по русскому языку на ОГЭ в 9 классе — какая должна быть структура сочинения, какой надо строить план, какая длина, сколько абзацев и т.д.
Разбираем на примере 2021 года
Как должно быть построено сочинение?
Задача — написать сочинение-рассуждение. Значит необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи
Рассуждение состоит из следующих частей:
- Вступление — тезис
- Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры
- Заключение – вывод
Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить потери баллов.
Как оформлять примеры в сочинении?
- цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки. В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
- указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
- для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать речевые клише.
Сколько абзацев должно быть в сочинении?
Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения. Помните: сочинение должно иметь не менее 4 –х абзацев: • 1 абзац — тезис • 2,3 абзацы – аргументы с примерами • 4 абзац – вывод
Основная часть может состоять и более чем из двух абзаца.
Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.
О чём писать в заключении?
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.
Вывод должен быть:
- коротким, но ёмким по содержанию;
- логически связан с предыдущим изложением;
- не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам;
В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.
Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!
План написания сочинения 9.1
- Автор (фамилия) утверждает: (цитата).
- Конечно же, ученый (писатель, лингвист) прав (поясняем смысл высказывания).
- Эти мысли можно подтвердить примерами из текста. Во-первых, (так), в предложении
- Во-вторых, (кроме того), в предложении…
- Таким образом, (итак, в заключение хочется сказать)… (пересказываем тезис другими словами).
План написания сочинения 9.2
- Смысл данной фразы (фрагмента текста) я понимаю так: (объясняем смысл фразы, фрагмента текста)… Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
- Во-первых (так), в предложении…автор говорит: «…» Это значит, что…
- Во-вторых, в предложении… автор пишет (замечает, утверждает): «…». Это свидетельствует о том, что…
- В заключение хочется сказать, что…
Типовые конструкции для аргументации
Смысл данного отрывка (финала текста, фразы из текста…) я понимаю так: … (толковать смысл своими словами). Для доказательства своего мнения приведу примеры из текста … (автор).
Так, в предложении …(номер предложения) говорится о том, что … (вкратце о первом аргументе). Это свидетельствует о … (микровывод по первому аргументу).
Кроме того, в … (номер предложения) предложении … прослеживается мысль о том, что …. (второй аргумент).Вот подтверждение моей мысли (микровывод по второму аргументу).
Таким образом, мне удалось разъяснить смысл отрывка (финала, фразы…). (Вывод по теме).
Задание 15.2
Смысл финала текста я понимаю так: школьники ранили в сердце старую женщину, украв у неё письмо погибшего сына, которым мать очень дорожила, которое было для неё единственной памятью о сыне. Мне кажется, слепая женщина только этим и жила. А когда она поняла, что письма нет, для неё мир полностью опустел. Докажу это утверждение примерами из текста.
В предложениях 24 и 33 говорится, что женщина слышала теперь плохо, потому что разговор с детьми, а особенно голос девочки с вызывающей агрессией, сильно обеспокоил и обидел её. Слепая женщина оглохла, оглохла и душой.
Когда Анна Федотовна узнала об отсутствии письма, прикрыла слепые глаза, напряженно прислушалась, но не смогла поговорить со своей душой о сыне, так как она была пуста (предложение 51). Теперь уже сын погиб для неё навсегда, исчезла из души память о сыне.
Таким образом, мне удалось доказать, что значит «…и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа».
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы текста: «Знавшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников».
Смысл данной фразы я понимаю так: морякам каждый день приходилось смотреть смерти в лицо, ведь они защищали нашу родину от фашистов. Они обладали силой духа и мужеством. И такая же сила духа была присуща ленинградским детям, потому что они жили в условиях блокады. Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
Во-первых, в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда». Это значит, что, глядя на выступающих детей, моряки утверждались в вере в победу и жизнь.
Во-вторых, в предложении 16 автор замечает, что «дети…были глубоко потрясены войной». Но дух их был не сломлен. Презирая опасность, они пробирались к Дворцу пионеров, чтобы снова быть вместе и выжить в этой страшной блокаде.
В заключение хочется сказать, что мужественные люди обретают поддержку в мужестве других. Так и должно быть в жизни.
План написания сочинения 9.3
1. Слово … следует понимать как… Далее комментируем своё определение.
2. Яркий пример (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) представлен в тексте …(фамилия автора).
Так, в предложении … автор говорит: «…». Это свидетельствует о том, что…
3. Кроме того, примером (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) может служить герой произведения (книги, кинофильма)… Он…
Типовые конструкции для аргументации
Что такое …? На мой взгляд, … – это… (толкование слова своими словами). Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.
В данном тексте …(автор) рассказывается о том, что … Об этом говорится в … предложении. По-моему, … (микровывод по первому аргументу).
В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое …, мне хотелось бы привести пример из жизни. ….(микровывод по второму аргументу).
Итак, мне удалось доказать, что … (вывод по теме сочинения).
Задание 9.3
Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это доброта, отзывчивость, гуманность, вежливость, готовность помочь окружающим. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.
Б. Васильев рассказывает в данном тексте о том, что две девочки и мальчик украли у Анны Федотовны, старой слепой женщины, самое дорогое, письмо с фронта погибшего сына. Дети, совершив бесчеловечный поступок, вышибли из сердца матери память о сыне. У неё уже ничего не осталось о сыне, «он погиб навсегда» (предложение 52). По-моему, никак нельзя назвать человечным поведение ребят. Это очень подло.
В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое человечность, мне хотелось бы привести пример из жизни. Мы со своими одноклассниками оказываем посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам ветеранов и пожилым людям. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.
Таким образом, мне удалось доказать, что человечность — это способность людей проявлять доброту по отношению к другим.
Как Вы понимаете значение слова МУЖЕСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое мужество?»
Слово «мужество» следует понимать как смелость, героизм, отвага. Мужественные люди способны на подвиг. Они обладают большой силой воли. Готовы преодолеть любые преграды. Чаще всего это слово используется в характеристике человека, который защищает свою родину от врага. Яркие примеры мужества представлены в тексте Л. Овчинниковой.
Так, в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все…», а затем он скажет, что моряки «не раз смотрели смерти в лицо». Да, они мужественные люди. Благодаря таким людям была одержана победа над фашизмом. Но ленинградские дети тоже были мужественны. Они не только выживали в условиях блокады, но и своим искусством помогали другим поверить в победу.
Кроме того, примером мужества может служить Алексей Маресьев, герой Великой Отечественной войны. Он военный летчик. В бою был сбит немецким истребителем. 18 суток по морозу пробирался к своим. Лишился обеих ног (ступней). Но благодаря силе духа, стойкости, он снова возвращается в строй.
В заключение хочется сказать, что мужество – важное качество человеческой натуры. Оно помогает человеку выжить, если тот оказывается в сложной ситуации.
Источник