Способ нанесения штрих кода

Способы нанесения штрих-кодов

Нанесение штрихового кода требует соблюдения нескольких правил:

  • максимум контрастности между штрихом и пробелом;
  • строгое соблюдение стандартное соотношение ширины штрихов и пробелов между ними;
  • максимально четкая граница между штрихом и пробелом.

Когда требуется нанесение одного и того же символа на большое количество объектов, то чаще всего применяют один из традиционных полиграфических процессов. На компьютере при помощи специальных программных средств изготавливается пленочный оригинал-макет. Это изображение переносится на печатную форму, которая затем используется для печати тиража.

Стоит отметить тот факт, что геометрические размеры напечатанного образа несколько отличаются от оригинальных. Это объясняется тем, что в процессе печати краска растаскивается и впитывается в поверхность используемого материала. Размеры искажений зависят от применяемого оборудования, типа полиграфического процесса и т.д. Для штриховых кодов эти искажения имеют большое значение, так как при превышении установленных геометрических характеристик, код становится нечитаемым.

Другая сложная ситуация возникает, когда содержимое кода заранее неизвестно может быть определено только текущей информацией (например, вес, номер партии товара, идентификатор получателя и т.д.). В таких случаях используется технологи изготовления носителя с нанесенным штрих-кодом «на месте». Для этого необходим лазерный, струйный или сублимационный термотрансферный принтер, который подключается к компьютеру. На печать выводится сформированный в системе документ в виде соответствующего ему штрихового кода. В этом случае пользователю важно и нужно соблюдать технические требований к качеству нанесения штрихового кода.

Если для печати используется обычная бумага, то серьезных проблем не возникает. Но ведь штрих-коды также часто печатают на липких этикетках. А в данном случае нагрев носителя в лазерных принтерах недопустим. Иначе клей будет расплавляться и вытекать из-под этикетки, а сам принтер просто выйдет из строя. Поэтому для печати на лазерных принтерах придумали этикетки на высокотемпературных клеях. Но цена у них гораздо выше обычных.

Струйные принтеры не подвержены этой беде. Но у них есть обратная сторона — производительность таких принтеров заметно уступает.

Поэтому для печати большого тиража липких этикеток (до 10 000 тысяч штук за сутки) применяются специальные термопринтеры, печать которых основана на принципе термопереноса. Этот принцип печати позволяет использовать не только бумажные, но и различные синтетические расходные материалы. Используется также печать на термочувствительной бумаге, для которой не требуется красящая лента, но такая бумага со временем сереет. Соответственно штриховой-код на этой бумаге перестанет считываться. Поэтому этикетки из термобумаги, или термоэтикетки применяют для маркировки продукции, срок годности которой не превышает 2-4 месяцев, и которая не подвергается воздействию погодных условий, температуры, прямых солнечных лучей. При возникновение сложностей и вопросов обращайтесь в принт код.

Таким образом, нужно сделать вывод, что для автоматической идентификации посредством штриховых кодов крайне важно, чтобы качество печати было как можно больше.

Источник

Как присвоить штрих код товару и можно ли сделать это самостоятельно

Чтобы избежать путаницы при учете продукции, каждой единице товара присваивается уникальный номер. С помощью специальной программы он переводится в графический вид. В результате получается штрихкод (ШК) — изображение, состоящее из черных и белых линий или квадратов, в котором зашифрована информация о товаре:

  • наименование;
  • дата изготовления;
  • производитель (название и адрес предприятия);
  • срок годности или эксплуатации;
  • состав и другие характеристики (их перечень зависит от вида продукции).

Штриховые коды генерируются автоматически в различных системах кодировки и наносятся на упаковку или этикетку товара, а также на групповую упаковку для транспортировки. Для работы с ними нужно специальное устройство — сканер ШК. Он считывает и расшифровывает их содержимое и передает эти данные на устройства, к которым подключен, — в онлайн-кассу, POS-терминал или на ПК.

В статье расскажем о том, какие виды штрих кодов существуют, где используются, кто и как присваивает их на продукцию и что для этого требуется. Подскажем, как автоматизировать учет товаров с идентификаторами, чтобы проводить операции с ними просто и быстро. А также объясним, как присвоить штрих код товару самостоятельно и в каких случаях это допустимо.

Зачем нужно присвоение штрихкодов на продукцию?

Использование штрихкодов позволяет быстро идентифицировать товары и облегчает работу с ними для всех участников оборота — производителей, импортеров, оптовых поставщиков и розничных продавцов. Они получают ряд преимуществ:

  • возможность создать автоматизированную систему учета и контроля перемещений продукции на предприятии для ее оптимального размещения на хранение, быстрого проведения приемки, отгрузки, инвентаризации и других операций;
  • минимизацию количества ошибок при вводе и обработке данных о товарах;
  • упрощение ведения складского и бухгалтерского учета и другой рутинной работы с документами;
  • рост скорости обслуживания покупателей на кассах при использовании сканеров штрихкодов.
Читайте также:  Крема для тортов легкие способы

Идентификацию по штрихкодам использует в своих интересах и государство. Например, в ходе таможенного контроля сканируются ШК импортируемой продукции для проверки законности ввоза. В России по штриховым кодам контролируется оборот товаров, подлежащих обязательной маркировке идентификаторами Data Matrix. Прослеживается движение всех видов такой продукции — от момента изготовления и до продажи потребителю.

Как понять, какой штрих код нужно присвоить товару?

Вопросами стандартизации учета и штрихкодирования товаров на мировом рынке занимается некоммерческая международная организация GS1. Она имеет представительства более чем в ста странах. Ее филиал в России называется «ЮНИСКАН ГС1/РУС». GS1 управляет несколькими видами ШК, которые используются во всех секторах мировой экономики:

  • семейство EAN — EAN-8, EAN-13 и EAN-14 (включает два формата — GS1-128 и ITF-14);

  • семейство DataBar — штрихкоды «Всенаправленный», «Сжатый всенаправленный», «Расширенный сжатый» и «Расширенный»;

В зависимости от внешнего вида ШК делятся на одномерные (1D или линейные) и двумерные (2D). Одномерные выглядят как последовательность чередующихся черных и белых полос. Двумерные имеют вид квадратов или прямоугольников из черных и белых ячеек и способны вместить больше данных, чем 1D-идентификаторы. К линейным штрихкодам относятся EAN, UPC, ITF-14, GS1-128, DataBar, к двумерным — Data Matrix и QR-коды. В России наиболее широко используются EAN-13, ITF-14, GS1-128 и Data Matrix, поэтому их и рассмотрим подробно.

Штрихкод EAN-13 присутствует практически на всех товарах в мире, включая те, которые выпускаются в РФ. Наносится на упаковку каждой единицы продукции, предназначенной для розничного сбыта, и состоит из тринадцати цифр:

  • первые три — обозначают страну изготовления. Для РФ это числа в диапазоне от 460 до 469 включительно;
  • следующие шесть — регистрационный номер производителя, присвоенный ему национальным подразделением GS1;
  • далее идут три, обозначающие код продукции по внутренней системе учета на выпустившем ее предприятии;
  • последняя — контрольная, рассчитывается на основании всех предыдущих.

В коде EAN-13 не всегда указывается именно та страна, в которой был изготовлен товар. Если производственные мощности и главный офис находятся в разных государствах — в идентификатор будет записано то, где зарегистрирована компания, а не то, где находится производство.

Форматы кодирования GS1-128 (прежде назывался EAN-128) и ITF-14 используются для работы с оптовыми партиями продукции: транспортировки, приемки и хранения на складе.

Если российское предприятие выпускает товары для экспорта, то, вероятнее всего, придется сформировать штрих коды GS1-128, так как большинство крупных торговых сетей за рубежом требуют, чтобы на вторичных упаковках была эта маркировка. Она содержит следующую информацию:

  • идентификатор приложения (AI) — описывает формат закодированных данных;
  • тип упаковки;
  • обозначение страны;
  • код производителя;
  • номер товара;
  • контрольное число.

ITF-14 состоит из четырнадцати цифр. В нем указываются:

  • тип агрегированной упаковки;
  • код продукции EAN-13 (кроме последней цифры) — где и кто изготовил, ее номер;
  • контрольное число.

GS1-128 и ITF-14 по размеру крупнее, чем EAN-13 и не требуют идеального качества печати. Выбирать, какой из них использовать, нужно в зависимости от того, сколько данных требуется закодировать (в GS1-128 помещается больше) и на какую поверхность будет наноситься изображение.

GS1-128 в основном применяется для маркировки контейнеров и палет. Его можно печатать на этикетках. А для ITF-14 это невозможно. Он в наибольшей степени подходит для коробок из гофрированного картона.

Идентификаторы EAN-13, GS1-128 и ITF-14 — международные. Предприятия должны наносить их на продукцию, предназначенную для продажи за рубеж. Но при этом лучше заранее уточнить у торговых партнеров, с какими ШК они работают и есть ли у них дополнительные требования.

Если российская компания ориентирована на внутренний рынок и не занимается экспортом, то достаточно получить только российские штрихкоды — в национальных форматах ROS-13 (для розницы и единичных упаковок) и ROS-14 (для опта и логистической тары).

Двумерный идентификатор Data Matrix используется в РФ в качестве средства, по которому в национальной системе мониторинга «Честный ЗНАК» отслеживается движение товаров с обязательной маркировкой. Таким образом государство борется с контрафактом в обороте. Этот ШК наносится на этикетку или упаковку каждого экземпляра продукции. Он включает в себя:

  • GTIN — номер товара в глобальном классификаторе GS1;
  • уникальный серийный номер единицы продукции;
  • проверочный ключ;
  • код проверки для контроля подлинности идентификатора и его защиты от копирования.

При формировании штрихкода datamatrix можно записать в него следующие сведения о товаре:

  • кто и когда изготовил;
  • номер партии, серии;
  • срок хранения;
  • состав и различные параметры (вес, размер и пр.).

Этот вид маркировки обязателен для:

  • обуви;
  • товаров легпрома (некоторых видов одежды и белья);
  • меховых изделий;
  • лекарств;
  • табачной продукции;
  • фотоаппаратов и ламп-вспышки;
  • шин и покрышек;
  • парфюмерии;
  • упакованной питьевой воды;
  • молочных продуктов.

Этот список актуален на октябрь 2021 года. Правительство планирует расширять его. Поэтому рекомендуем предпринимателям следить за новостями по обязательной маркировке на официальном сайте «Честного ЗНАКа».

Читайте также:  Способ питания автотрофы чем питаются

Что касается остальных штрихкодов GS1, то у каждого из них тоже есть свое назначение и сфера применения. EAN-8 используется для малоразмерных розничных упаковок, на которых не хватает места для EAN-13.

Для продукции, идущей на экспорт в США или Канаду, возможно, потребуется формировать коды UPC системы gs1, так как они являются американскими стандартами ШК для розницы. Формат EAN в этих странах тоже признается, но иногда их компании настаивают на маркировке UPC. Ее разновидность UPC-A считается стандартной, а UPC-E предназначена для товаров маленькой величины.

Идентификаторы DataBar используются в розничной торговле (в основном для продуктов) и позволяют зашифровать много данных в небольшом изображении.

Что касается QR-кодов, то в них можно «зашить» практически любую информацию: ссылки на сайты, текст, номера телефонов и адреса электронной почты, логин и пароль для доступа к Wi-Fi сети и др. Они широко используются во всем мире — в маркетинговых и рекламных компаниях, учебных заведениях, музеях, магазинах, наносятся на товары и т. д.

Источник

Технологии штрихового кодирования

Для эффективного учета движения товаров в организации необходима технология, позволяющая присваивать каждому товару уникальный код, и обеспечивать быстрое считывание кода при минимальных ошибках. Именно этим условиям и удовлетворяет технология штрихового кодирования товаров, уже давно и успешно применяемая западными фирмами. Основана эта технология на различных графических представлениях кодов, обеспечивающих не только понятные человеку формы кодов, но и форматы, предназначенные для считывания специальными устройствами — сканерами штрих-кодов. На настоящий момент насчитывается около 20 форматов штрих-кодов (включая модификации), различающихся, в основном, областями применения. Каждый штрих код ( символика ) разработан с точки зрения оптимизации следующих параметров :

  • Высокая информационная плотность, или высокое разрешение. Очень маленькие коды могут быть отпечатаны и использованы на изделиях, где место для крепления ограниченно, например, печатные платы.
  • Оптимальное расположение данных, когда возможность ошибок чтения практически нулевая. Это очень важно для применений штрих кода в медицине.
  • Легкость дешифровки. Некоторые штрих коды используют простую технологию кодирования и широко поддерживаются производителями сканеров.

Штрих коды, например, используемые в розничной торговле, имеют точно определенное содержание данных. Они структурируются для обеспечения удобства большого количества пользователей. Некоторые штрихкоды разработаны с поддержкой значительного количества наборов символов, тогда как другие поддерживают только цифровые данные. Некоторые форматы имеют механизм контроля корректности, заключающийся в вычислении одной части кода по другой. В России используются в основном форматы EAN-13 (EAN-8) для нанесения на товары и ITF для использования на транспортных упаковках. На импортируемых товарах можно найти также штрих-коды формата UPC, распространенные в США.

Одним из основных компонентов этой технологии является использование сканеров штрих-кодов. Сканеры штрих-кодов различаются как по способу подключения к компьютеру, так и по возможностям. В настоящий момент практически все выпускаемые сканеры способны считывать наиболее популярные форматы кодов, включая EAN-13 (EAN-8), UPC A, UPC E, ITF, Code 39, ISBN. При считывании сканеры автоматически разбирают сканируемый код, проверяют его корректность и могут различными способами модифицировать код (например, производить перекодировку из одного формата в другой). В качестве результата сканеры выдают строку символов, представляющих штрих-код в форме, понятной для человека. По способу подключения сканеры делятся на подключаемые в COM-порт компьютера или в разрыв клавиатуры. В последнем случае сканер имитирует работу клавиатуры и, вследствие этого, к строке со считанным штрих-кодом необходимо добавлять специальные символы в случае, если необходимо отличать ввод штрих-кода от простого набора на клавиатуре.

Технология штрихового кодирования подразумевает уникальность штрих кода для каждого товара, поэтому необходимо централизованное распределение штрих-кодов. Для решения этой задачи в 1977 г. была создана международная некоммерческая и неправительственная организация EAN International, представителем которой в России является «Ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН/EAN Россия». Предварительно зарегистрировавшись в этой ассоциации, производитель может получить штрих-коды на все выпускаемые им товары. Выдаваемые в России коды EAN-13 имеют префиксы (первые несколько цифр) 460-469. Префиксы 20-29 выделены для так называемых внутренних кодов — предприятие может не регистрировать коды с такими префиксами и свободно использовать их для внутреннего контроля (например, нанести на оборудование для последующей инвентаризации). Всю необходимую информацию о форматах кодов и правилах регистрации можно найти на WWW-сервере Юнискан/ЕАН — www.ean.ru

После получения штрих-кода его необходимо нанести на товар. Существует несколько возможных вариантов нанесения штрих-кодов на товары — от типографской печати (например, на книги) до ручного приклеивания клейких этикеток (например, при фасовке товара). Напечатать штрих-код на клейких этикетках можно с помощью обыкновенного лазерного принтера или специализированного принтера для печати этикеток. Если необходимо нанести штрих-код на весовой товар, то можно воспользоваться весами с встроенным принтером этикеток.

Общие требования к нанесению штрих кода

В разрабатываемой композиции элементы изображения должны соответствовать следующим требованиям:

  • Отдельные точки диаметром не менее 0.3 мм
  • Тонкие линии толщиной не менее 0.25 мм
  • Замкнутая рамка в виде тонкой линии должна иметь толщину в 2-3 раза превышающую минимальную для уменьшения абразивного износа линии, печатаемой поперек направления печати.
  • В композиции следует избегать сочетания крупных плашечных полей и мелких элементов изображения одного цвета, текста, напечатанного вывороткой шрифтом менее 3 мм.
  • При печати мелкого шрифта целесообразно использование моноширинных шрифтов.
  • Растояние между началом печатных элементов и краем печатного материала (пленки, пакета) должно быть не меньше 10 мм , т.е печать с полями на вылет не допускается.
Читайте также:  Какие способы моделирования вы знаете технология

Рекомендации по печати штрих-кода

При считывании штрихового кода сканер реагирует на чередование темных и светлых полей, поэтому контраст между штрихами и пробелами должен быть достаточным для его работы. Поскольку лазерный луч сканера красного цвета, то «видит» он цвета так, как человек, носящий красные очки.

Как правило, для печати штрихового кода используются темные краски (черная, коричневая, зеленая, синяя) на светлом фоне (белом, желтом, оранжевом). При этом нужно выбирать краски тех цветов, которые уже имеются на упаковке и предусмотрены дизайном, с соблюдением требовании контрастности. Составлять полосы кода из различных красок недопустимо. В идеале, напечатанные штрихи символа штрихового кода должны быть совершенно черные, а поле, на котором они печатаются, — идеально белым. В этом случае обеспечивается наивысшая контрастность.

Если придерживаться основных правил, касающихся цвета, контраста и изображения, то можно создавать читаемые штриховые коды любых цветов и на любом типе упаковочного материала. Ниже приведены цветовые сочетания штриховых кодов, считываемые и не считываемые сканером

Цветовые сочетания штрих кода, считываются при определенных условиях:

Цветовые сочетания штрих кода, не считываются при определенных условиях:

Если штрих того же цвета, что и фон, то цвет может быть черным, фиолетовым, голубым при соблюдении правила оптической плотности фона меньше, чем 0.12.

При печати следует избегать применения зеркально отражающих материалов для получения фона или штрихов. Не рекомендуется в качестве фона использовать лаковое покрытие.

При размещении кода на этикетке, пленке, пакете необходимо в первую очередь придерживаться следующего правила: “Направление движения этикетки, пленки, пакета при печати должно быть параллельным штрихам кода”

Нашей компанией, Центр КТ, представлены практически все известные бренд оборудования штрихкодирования, если вас интересует товар которого вы не нашли на сайте, можете обратиться к нашим менеджерам по телефону, и они помогут подобрать вам аналогичный товар, или порекомендовать партнера где его можно приобрести

Номинальные размеры символа штрихового кода EAN-13 (в соответствии с ГОСТ Р 51201-98)

  • ширина символа – 37,29 мм;
  • высота символа – 26,26 мм;
  • высота штриха – 22,85 мм;
  • минимальная свободная зона выше и ниже штрихов – 0,33 мм (или 1Х);
  • минимальная свободная зона слева от штрихов – 3,63 мм (или 11Х);
  • минимальная свободная зона справа от штрихов – 2,31 мм (или 7Х);
  • штрихи, образующие левый и правый знаки-ограничители, а также центральный знак-ограничитель должны быть удлинены ВНИЗ на 1,65 мм (или 5Х). Допускается как пропорциональное увеличение стандартного символа EAN от коэффициента 1,0 до 2,0, так и уменьшение до коэффициента 0,8.

Государственные стандарты (ГОСТ Р) по штриховому кодированию

Приказом Госстандарта России №92 от 30.04.93 на базе ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ образован Технический комитет по стандартизации ТК 355 “Автоматическая идентификация”. Одним из направлений деятельности ТК 355 является разработка, рассмотрение, согласование и подготовка к утверждению государственных стандартов Российской Федерации. В настоящее время Госстандартом России приняты следующие нормативные документы по стандартизации:

Государственные стандарты РФ (ГОСТ Р)

  • ГОСТ Р 51001-96 «Автоматическая идентификация. Штриховое кодирование. Требования к символике «2 из 5 чередующийся» (EN 801);
  • ГОСТ Р 51002-96 «Автоматическая идентификация. Штриховое кодирование. Требования к символике «Kод 39» (EN 800);
  • ГОСТ Р 51003-96 «Автоматическая идентификация. Штриховое кодирование. Требования к символике «Kод 128» (EN 799);
  • ГОСТ Р 51201-98 «Автоматическая идентификация. Штриховое кодирование. Требования к символике «EAН/ЮПиСи» (EN 797).
  • ГОСТ Р 51294.1-99 «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Идентификаторы символик».
  • ГОСТ Р 51294.2-99 «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Описание формата требований к символике».
  • ГОСТ Р 51294.3-99 «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Термины и определения».
  • ГОСТ Р 51294.4-2000 (ИСО/МЭК 15459-1-99)»Автоматическая идентификация. Международная уникальная идентификация транспортируемых единиц. Общие положения».
  • ГОСТ Р 51294.5-2000 (ИСО/МЭК 15459-2-99) «Автоматическая идентификация. Международная уникальная идентификация транспортируемых единиц. Порядок регистрации».
  • ГОСТ Р 51294.6-2000 (ИСО/МЭК 16023-2000) «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики MaxiCode (Максикод)».
  • ГОСТ Р 51294.7-2001 (ИСО/МЭК 15416-2000) «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Линейные символы штрихового кода. Требования к испытаниям качества печати» с датой введения 1 октября 2001 г.

Рекомендации по стандартизации:

Р 50.1.20-99 (ЕНВ 1649-95) «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Факторы, влияющие на считывание символов штрихового кода» (ENV 1649).

Если Вы заметили ошибку на сайте, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Источник

Оцените статью
Разные способы