8.10. Ручные способы нанесения жидких лакокрасочных материалов
Способы нанесения лакокрасочных материалов, связанные с использованием ручного инструмента (кистей, шпателей, валиков, тампонов, а также аэрозольных баллонов), являются наиболее старыми. Однако они применяются до сих пор, несмотря на широкое внедрение механизированных способов окрашивания.
Ручное нанесение применяют при небольших объемах окрасочных работ преимущественно в быту, при ремонте помещений, окрашивании единичных надписей, цировок и т. д. Нередко при механизированном нанесении красок возникает необходимость исправления дефектов или покрытия отдельных небольших участков поверхности, например, труднодоступных мест. В этом случае также прибегают к ручным приемам нанесения материалов. Ручные способы позволяют обходиться небольшим количеством лакокрасочного материала, они экономичны (потери материалов незначительны) и в отдельных случаях незаменимы.
Окрашивание кистями. Для различных работ применяют кисти разных размеров и формы (рис.8.28). Их изготовляют из свиной щетины (с добавлением 15% конского волоса), беличьего, барсучьего, хорькового волоса, верблюжьей шерсти, капрона. Большие по размерам кисти называют маховыми, их применяют при окрашивании больших поверхностей – кровли, пола, стен, потолков. Их укрепляют на удлиненной рукоятке (наконечнике) и работают двумя руками. Более мелкие кисти, предназначенные для работы одной рукой, называют ручниками. Они имеют разные размеры и четные номера от 6 до 30. Ручники бывают круглые и плоские.
Для окрашивания по трафарету применяют специальные кисти – трафаретные, они отличаются от ручников более короткой и жесткой щетиной.
Рис. 8.28. Кисти: а, б – плоский и круглый ручники; в — макловица; г – флейц; д – филеночная кисть; е – щетка-торцовка
Окрашивание ручными валиками. Производительность при окрашивании валиками составляет 35–80 м2/ч. Применяют валики разных размеров и конструкций. В простейшем варианте валик представляет собой укрепленный на рукоятке пластмассовый, деревянный или металлический каток, обтянутый поролоном, губчатой резиной или коротко стриженой цигейкой (рис. 8.29). Более сложные устройства имеют по два валика, а иногда и питающий бачок.
Рис. 8.29. окрасочный валик
Валиками, как и кистями, можно наносить лишь медленно высыхающие лакокрасочные материалы. Особенно хорошо зарекомендовал себя этот способ при окрашивании строительных объектов (стен, полов и потолков, дверных полотен, труб, ограждений лестничных клеток и т. д.) воднодисперсными и масляными красками. В промышленности с помощью ручных валиков иногда проводят окрасочные работы при ремонте вагонов, судов, щитовых изделий, емкостей для хранения жидких материалов. Нанесение лакокрасочных материалов валиками ограничивается плоскими поверхностями. В случае более сложных поверхностей его сочетают с кистевой окраской.
Нанесение лакокрасочных материалов шпателями и тампонами. Ручное шпатлевание – наиболее простой способ заделки отдельных дефектов поверхностей – рисок, царапин, вмятин, раковин и др. Эту операцию обычно выполняют с помощью простейшего инструмента – шпателей, металлических, деревянных, резиновых, пластмассовых (рис. 8.30).
В зависимости от характера поверхности и объема работ применяют шпатели с длиной рабочей кромки от нескольких десятков до сотен миллиметров.
Рис. 8.30. Шпатели: а – резиновый; б – пластмассовый; в – металлический
Тампоны применяют для нанесения лаков, политур, а также при производстве вспомогательных работ, например при крашении и порозаполнении древесины, протирке металлических и других изделий перед окрашиванием и после шлифования покрытий. Для полирования политурами служат тампоны из вязальной шерсти или обрезков шерстяных тканей, обернутых полотняной тканью. Тампоны для менее ответственных работ часто изготовляют из ваты, оберточным материалом служит марля, бязь или другая мягкая ткань. Тампон равномерно пропитывают жидким лакокрасочным материалом (материал лучше заливать внутрь тампона), затем приступают к лакированию или полированию. Движения тампоном должны быть ровными и плавными без остановок. При скольжении тампона под нажимом руки лакокрасочный материал постепенно выживается и оставляет тонкие следы (ласы) на покрываемой поверхности.
Окрашивание с помощью аэрозольных баллонов. При проведении восстановительных, подкрасочных и ремонтных работ в небольшом объеме нередко применяют аэрозольные баллоны (рис. 8.31).
Они выполняют одновременно две функции: служат тарой (емкостью) для лакокрасочного материала и своеобразным распылителем этого материала. Для того чтобы происходило распыление, баллоны снабжены распыляющим устройством, состоящим из клапана шарикового типа, пружины и стержня с пусковой головкой, а внутрь баллонов при их заполнении наряду с краской введен под давлением пропеллент (сжиженный или сжатый газ). Роль пропеллента или эвакуирующего газа могут выполнять различные вещества: фторорганические соединения (хладоны), насыщенные углеводороды (пропан, бутан), низкокипящие хлорированные углеводороды (метилхлорид, метиленхлорид, винилхлорид), сжатые газы (азот, углекислый газ, оксид азота (I)).
Рис. 8.31. схема устройства аэрозольного баллона: 1 – лакокрасочный материал; 2 – корпус баллона; 3 – сифонная трубка; 4 – распыляющее устройство
Пропелленты должны растворять лакокрасочный материал, не вступая с ним и с материалом подложки в химическое взаимодействие, обеспечивать постоянство давления в баллоне при распылении, быть неогнеопасными, нетоксичными и не обладать запахом. Этим требованиям в наибольшей степени отвечают хладоны (Ф-11 – фтортрихлорметан, Ф-12 – дифтордихлорметан, Ф-114 – тетрафтордихлорэтан). Совмещая их в разных соотношениях, получают смеси, которые обеспечивают требуемое для распыления давление насыщенных паров 0,25–0,36 МПа.
В аэрозольной металлической упаковке (вместимость от 0,15 до 1,0 л) выпускают разные лакокрасочные материалы (автомобильные и кожевенные нитроцеллюлозные краски, кремнийорганические и другие эмали). Нанесения красок проводят при температуре не ниже 15°С с расстояния 250–350 мм до окрашиваемой поверхности. Диаметр отпечатка факела материала при этом составляет 30–65 мм.
Одним баллоном вместимостью 0,5 л может быть окрашена поверхность
2 м2 при толщине покрытия 12–14 мкм.
Нанесение лакокрасочных материалов на мелкие предметы, проведение линий и другие подобные операции осуществляют филеночными кистями, в которых наряду со щетиной применяют мягкий волос белки, хорька, куницы. Для проведения тонких линий применяют так называемые обводочные или цировочные кисти, которые изготовляют из длинного беличьего волоса. Волос белки служит также для изготовления художественных кистей. Кисти из жесткой щетины и грубого волоса оставляют штрихи при окраске. Для их сглаживания используют флейцы – широкие (обычно плоские) мягкие кисти из длинного барсучьего волоса.
При работе низковязкими красками (клеевыми, известковыми) применяют побелочные кисти и кисти-макловицы, а для придания поверхности рельефа – кисти, называемые щетками-торцовками.
Для получения хорошего качества покрытий при окрашивании кистями следует соблюдать определенные правила. Новые кисти желательно накануне работы вымыть и высушить, а выступающие ворсинки ожечь, после чего кисть «выщетить» для очистки обожженных концов. Чтобы избежать деформации волоса маховые, филеночные кисти и круглые кисти-ручники обвязывают на 1/3–2/3 длины. По мере истирания волоса витки шпагата постепенно срезают, освобождая перевязанную часть кисти.
При окрашивании на поверхности сначала делают грубые мазки, затем краску растушевывают кистью, одновременно втирая ее в поры подложки. Направление заключительных штрихов выбирают с учетом окрашиваемых изделий. Штрихи на стенах делают в вертикальном направлении, потолке и полу – в направлении распространения света, т. е. от окон. Изделия из древесины окрашивают и лакируют движениями кисти вдоль волокон. При покрытии сложных по форме изделий применяют набор кистей разных размеров. Кистями можно наносить лишь медленно высыхающие лакокрасочные материалы – масляные, алкидные, масляно-битумные, воднодисперсионные. Их вязкость должна быть порядка 80–100 с по ВЗ-4.
При необходимости нанесения быстросохнущих лакокрасочных материалов пользуются растворителями с пониженной летучестью, например, нитратцеллюлозные лаки и эмали разбавляют растворителями №649 и №650. Растушевывание поверхности при этом исключается.
Наносимые краски должны быть хорошо размешаны и профильтрованы. При использовании красок, содержащих растворители, окрасочные работы следует проводить в хорошо вентилируемых помещениях. Удобно пользоваться столами, оборудованными местной вентиляцией и имеющими бортовой (боковой) или нижний отсос. Скорость движения воздуха в месте отсоса должна быть не менее 0,3 м/с. Работа кистями малопроизводительна. Даже при большом навыке удается окрашивать масляными красками не более 10, воднодисперсионными – не более 15 м2/час.
Источник
Технология окраски поверхностей кистью
Кисть, которой вы собираетесь производить покраску, до начала работы нужно на какое-то время (приблизительно на 1 час) погрузить в воду. Но сделать это надо так, чтобы в воде находилась только щетина, а клей не намок. Эту процедуру делают с двойной целью: во-первых, для того, чтобы щетина стала несколько мягче, так как при работе с сухой щетиной на поверхности остаются следы от кисти, во-вторых, чтобы уплотнить кисть и предотвратить выпадение волос из нее во время работы. Дело в том, что намокая, волос в кисти становится больше в объеме и, уплотняясь, крепче держится.
Проделав с кистью эти манипуляции, ее нужно высушить. После этого до покраски потолка желательно этой кистью, смоченной в краске, немного поработать на шероховатой (кирпичной или бетонной) поверхности. Это необходимо для того, чтобы с кисти стерлись отдельные волоски, которые оставляют на окрашиваемой поверхности заметные полосы.
Во время работы кистью, ее нужно время от времени поворачивать вокруг ее оси, чтобы волос изнашивался равномерно.
Краску перед применением тщательно перемешивают. Если для работы вам потребуется краски больше, чем одна банка, то рекомендуется всю необходимую вам для покраски краску слить в одну емкость и тщательно перемешать. Это нужно сделать потому, что даже краска одного производителя в разных банках может оказаться разных оттенков.
Чтобы избежать повторного перекрашивания и сохранить время и нервы, не поленитесь и смешайте всю краску. В принципе, во избежание образования осадка, рекомендуется перемешивать краску всякий раз, когда вы опускаете кисть в емкость.
Качество окрашивания поверхности потолка зависит от толщины окрашивание кистью накладываемого слоя краски и от усилия, прикладываемого к кисти во время окрашивания. Если при работе с кистью вы будете на нее нажимать слабо, то краска ляжет грубым толстым слоем и в виде узеньких полосок. В этом случае очень вероятны многочисленные пропуски.
И наоборот, если сильно нажимать на кисть, то краска ляжет тонким, легко растушевываемым слоем, но при этом, краска будет стекать с кисти, и будут образовываться потеки.
Поэтому нужно применять «средний» вариант – вначале нажимать на кисть не сильно, но по мере расходования краски нажим увеличивать при этом краску необходимо хорошо растушевывать.
Чтобы защитить руки от краски, стекающей с кисти, можно на ручку кисти укрепить половинку детского мячика или валик из поролона.
При работе излишки краски отжимают слегка о край емкости, тем самым не допуская стекания краски на пол.
При покраске потолка кисть нужно стараться держать перпендикулярно к окрашиваемой поверхности. Краску наносят равномерными взмахами, при этом поверхность покрывают длинными широкими полосами. Полосы-штрихи краски нужно хорошо растушевывать, чтобы не оставить грубые полосы.
После окраски поверхность должна получиться совершенно гладкой. Для того чтобы добиться такого результата, при покраске в два слоя штрихи нужно наносить перпендикулярно друг другу.
Если вы решили сделать небольшой перерыв в работе, то кисть нужно поместить в ведро с водой, разбавитель или краску с таким расчетом, чтобы волос не касался дна емкости. В противном случае кисть будет деформироваться.
При наборе краски на кисть ее опускают в краску приблизительно на одну треть длины волоса. Затем, когда кисть вынимают, ею легонько ударяют муфтой о край емкости, тем самым стряхивают с кисти избыток краски.
Не нужно выжимать кисть о край емкости, так как в этом случае можно удалить с кисти очень много краски. Также не стоит погружать ее в краску глубоко, так как лишняя краска будет стекать по рукоятке кисти.
Наносить краску на поверхность начинают, наклоняя кисть близко к окрашиваемой поверхности. По мере расходования краски угол наклона кисти увеличивают. В этом случае краска ложится тонким ровным слоем.
По окончании работы кисти необходимо промывать от краски очень тщательно. Если вы для окраски использовали масленую краску или эмаль, то кисть вначале промывают в скипидаре, уайт-спирите или керосине, после чего моют кисть мыльной пеной и промывают до чистой воды. Если нужно промыть кисти от клеевой краски, то для этого вполне достаточно горячей воды.
Хранить кисти лучше всего, слегка обернув щетину марлей. Это делается для того, чтобы отдельные волоски не расходились. Особое внимание мастера-маляры уделяют уходу за флецевыми кистями и торцовыми кистями. Эти кисти следует мыть даже во время небольших перерывов.
Источник
Как правильно наносить краску кистью
Хотя в последнее время все большее распространение получает нанесение краски валиком или с помощью краскораспылителей, в домашних условиях все же пользуются кистью для покраски.
Кисть нужно приготовить — промять ее между пальцами и продуть. Для покраски кистью можно использовать плоские и круглые кисти. Размер круглых кистей выбирают в зависимости от характера окрашиваемой поверхности или предмета, а также от густоты лакокрасочных материалов.
В новой круглой кисти нужно укоротить длину волоса путем подвязки, иначе она будет разбрызгивать краску. Длина свободных волос — примерно 30- 40 см .
Как правильно наносить краску.
- Краску наносят равномерно, сначала движениями в одном направлении, а затем перпендикулярно к нему, хорошо растушевывая до тех пор, пока вся поверхность не будет ровно окрашена. Последние движения кистью на горизонтальных поверхностях выполняют вдоль их длинных сторон, на вертикальных сверху вниз, а если окрашиваются деревянные поверхности, то в направлении годичных слоев древесины.
- Если краска на олифе, последний слой разглаживают легкими движениями кисти в перпендикулярном направлении. Для разглаживания лучше всего взять волосяную кисть.
- Большие площади при окраске нужно разделить на несколько мелких, ограниченных швами или планками. При этом учитывается тип лакокрасочного материала. Дверное полотно краской на олифе можно красить все сразу. Если масляной эмалью красят помещение, то лучше наносить краску на меньшие поверхности.
- При окраске вертикальных поверхностей краску нужно тщательно растушевать, чтобы она не стекала и не образовывала потеков. Краска стекает спустя некоторое время после ее нанесения, поэтому не нужно брать слишком жидкую краску или наносить ее толстым слоем.
- Если окрашивается сложная рельефная поверхность с различными углублениями, нужно помнить, что в них нельзя наносить слишком много краски, потому что она будет стекать, морщинить поверхность и плохо сохнуть.
Для получения ровного края окрашиваемой поверхности можно использовать самоклеящуюся ленту, наклеиваемую на заранее отбитую с помощью шнура или отвеса линию.
Источник