Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения»
Татьяна Шурыгина
Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения»
Невозможно переоценить значение сенсорного воспитания в раннем возрасте. Полноценное умственное развитие детей возможно только в результате успешного усвоения всех сенсорных эталонов, развития всех видов восприятия. Не случайно в педагогике сенсорному развитию детей до 3-х лет отведено центральное место. Это своеобразный фундамент общего умственного развития ребенка.
В своей работе воспитателя группы раннего возраста я также уделяю большое внимание данной проблеме. В связи с чем ежедневно в различных режимных моментах, в любых формах и видах деятельности развиваю чувственную сферу детей, стимулирую все виды восприятия, помогаю получить необходимые знания, выработать важные навыки.
Основным содержанием сенсорного восприятия в детском саду является ознакомление с формой, величиной, цветом. В данном случае хочу обратить внимание на развитие цветового восприятия детей раннего возраста. Процесс знакомства с цветом и формирования восприятия цвета у детей раннего возраста проходит по следующим этапам или в следующей последовательности:
1) знакомство с цветом — акцентирование внимания на цвете предметов с называнием цвета педагогом;
2) выделение цвета – сравнение, сличение, сопоставление и отбор предметов прикладыванием к образцу по принципу «такой — не такой — такой же»;
3) выбор по цвету по речевой инструкции – сравнение и отбор предметов по слову-названию, соединение слов-названий с конкретным цветом, введение названий в пассивный словарь;
4) сортировка по цвету — группировка и соотнесение предметов по цвету по принципу «все такие сюда»;
5) называние цвета — закрепление слов-названий цветов, введение названий в активный словарь.
Целью данной методической разработки является использование в дидактических играх приемов наложения и приложения как средства развития цветового восприятия у детей раннего возраста.
Основным и наиболее простым приемом сравнения двух объектов по цвету в работе с малышами я считаю прием наложения, когда раздаточный материал накладывается, непосредственно сличается по цвету с образцом, ребенок делает вывод, насколько объекты идентичны по цвету (красная бабочка садится на красный цветок). Та же игровая ситуация может быть решена путем сходного, но более сложного приема — приложения, когда ребенок усвоил основные цвета. Сущность приема заключается в пространственном приближении сравниваемых предметов, когда изначально предметы пространственно разделены. В этом случае сходство обнаружить сложнее, но ребенок, владеющий цветоразличением, сделает задание без труда.
Для реализации указанных приемов в своей работе по развитию сенсорных представлений я использую метод дидактических игр. Дидактическая игра хороша как для индивидуальной, так и для групповой работы с детьми. Здесь мы получаем сразу конечный результат, достижение которого вызывает у ребенка чувство радости и удовлетворения.
Во время проведения дидактических игр я использую следующие методы:
При проведении игр следует придерживаться нескольких условий:
1) подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку;
2) лучше всего формирование представления о цвете происходит при предъявлении предметов противоположных цветов: красного и жёлтого, красного и синего, чёрного и белого, и т. д. ;
3) лучше придерживаться следующей последовательности изучения цветов: красный и жёлтый; красный и синий, жёлтый и зелёный, чёрный и белый;
4) дидактические игры, игрушки, пособия должны быть приятной фактуры, четкой формы и яркого насыщенного цвета;
5) объяснение должно быть предельно кратко, так как лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия;
6) эмоциональность проведения дидактических игр повышает их эффективность, необходимо поощрять любые достижения ребенка;
7) необходимо соблюдать в обучении последовательность и постепенное усложнение материала;
8) необходимо закреплять знания и умения, полученные в дидактической игре, в повседневной жизни.
В практической работе для реализации поставленных задач по развитию цветовосприятия мною применяются следующие дидактические игры и упражнения.
Д/и «Цветной дождик»
Цель: развивать умение различать цвет, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении.
Дидактический материал: тучки и капельки (на липучках) четырех основных цветов.
Ход игры: воспитатель предлагает ребенку цветные капельки: «Посмотри, над полянкой прошел разноцветный дождик и все капельки перемешались. Давай найдем каждой капельке свою тучку, чтобы снова пошел красивый дождик!». Педагог демонстрирует прием сравнения капельки и тучки и путем прикладывания находит тучку соответствующего цвета. Малыш повторяет по образцу.
Д/и «Веселый паровозик»
Цель: познакомить детей с названиями основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его примериванием, ориентироваться на цвет как на значимый признак, производить выбор цвета по слову.
Дидактический материал: паровозик с вагонами четырех основных цветов, таких же цветов силуэтные изображения зайчиков.
Ход игры: «В сказочный лес приехал красивый веселый паровозик! Лесные зайчики хотят прокатиться на таком чудесном паровозе! Помогите им сесть в свои вагончики, для этого отыщите вагончики такого же цвета, как и зайчики».
Педагог демонстрирует прием сравнения зайчика и вагончика путем наложения, находит соответствующие цвета. Малыш повторяет по образцу.
В другом варианте ребенку демонстрируется способ приложения. Малыш должен определить цвет не накладывая изображения, сопоставляя на расстоянии.
Д/и «Соты»
Цель: развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его примериванием, производить выбор цвета по слову.
Дидактический материал: планшет с цветными окошками для вставки разноцветных крышек.
Ход игры: воспитатель предлагает ребенку разложить цветные крышечки в свои окошечки, заполнить всю полянку яркими цветочками. У каждой крышечки (цветочка) свое место. Можно делать по порядку, можно сначала выложить все крышечки желтого цвета, потом красного и т. д.
Д/и «Сортер — Цветные окошки»
Цель: развивать умение различать цвет, учить группировать предметы по цвету по принципу «все такие сюда».
Дидактический материал: коробка с ячейками 4-х основных цветов и отверстиями в них, набор крышек тех же цветов.
Ход игры: воспитатель предлагает детям, ориентируясь на знакомые цвета, разложить крышечки в соответствующие окошки. Внутри сортер поделен на ячейки, чтоб раздаточный материал не смешивался при попадании в коробку. Таким образом, можно проверить правильность выполнения задания при самостоятельной работе ребенка.
Д/у «Почини машине колесо»
Цель: развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его примериванием, производить выбор цвета по слову, закрепление слов-названий цветов, введение названий в активный словарь.
Дидактический материал: силуэтные изображения машин из картона, заламинированные с двух сторон, пластилин основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый)
Ход игры: «Ребята, к вам в детский сад ехали машинки, но по дороге у них сломались колеса. Давайте вместе поможем починить каждой машинке свое колесо. Только будьте внимательны при подборе цвета. У каждой машинки должно быть колесо такого же цвета, как и она». Педагог показывает, как сделать правильный выбор пластилина для тех малышей, которые плохо различают цвета, методом наложения разных кусочков пластилина на картинку. Затем дети наклеивают кусочки пластилина нужного цвета на место сломанного колеса.
Д/у «Разложи в ячейки»
Цель: развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его примериванием, производить выбор цвета по слову, закрепление слов-названий цветов, введение названий в активный словарь.
Дидактический материал: форма из-под яиц с окрашенными в основные цвета ячейками, набор пластиковых яиц, обвязанных сверху в соответствии с ячейками.
Ход игры: Малышу предлагается разложить яйца в коробку, ориентируясь на цвет. Для закрепления названий цветов, педагог называет цвет, ребенок делает выбор или наоборот, педагог показывает цвет, малыш называет его.
Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности — рисование. Их возникновение также тесно.
Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.
Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.
Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.
Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.
Опыт работы по теме «Методы и приемы, используемые в процессе разучивания музыкально-ритмических движений» С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах.
Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.
Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста».
Источник
Вопрос 2. Сравнение групп предметов путём наложения и приложения
1. Теоретические вопросы: Цель обучения. Игровые приёмы обучения сравнению групп предметов с помощью приёмов наложения и приложения. Использование карточек в работе с детьми по данному вопросу. Закрепление знаний в играх, повседневной деятельности.
2. Практическое задание: привести пример игры «Угостим зайчика морковкой» с использованием карточек.
3. Основные понятия: сравнение групп предметов, прием наложения и приложения.
4. Основные исследователи: Ерофеева Т.И., Метлина Л.С., Столяр А.А., Щербакова Е.И.
Одной из главных задач в обучении детей второй младшей группы является освоение ими практических приёмов взаимного сопоставления элементов одного множества с элементами другого, поэлементного сравнения множеств конкретных предметов путём наложения одного на другое, а также поэлементного приложения одного множества к другому.
Сопоставление двух совокупностей помогает детям осознать смысл выражений «поровну», «одинаковое количество», «столько же, сколько», «больше, меньше», а также закрепить понятия: «один», «много», «ни одного», «по одному».
Наиболее простым приёмом сравнения является наложение. Для обучения детей этому приёму установления соответствия используются дидактические игры: «Оденем кукол на прогулку», «Соберем медвежат в лес», «Уложим кукол спать».
Например, в игре «Оденем кукол на прогулку» воспитатель рассаживает одинаковых кукол на стульях, поставленных в ряд, а также подготавливает дополнительные принадлежности: пальто, шапки, шарфики. В начале обучения берётся не более 3-4кукол, а принадлежностей — ровно по их количеству. Воспитатель спрашивает: «Сколько кукол?» (много). Предлагает детям одеть кукол на прогулку. «Сколько нужно взять пальто? Чтобы не ошибиться, нужно каждой кукле раздать по одному пальто». Предлагает одному ребёнку разложить по одному пальто каждой кукле, при этом обращает внимание детей, что раскладывать вещи нужно с краю по порядку (слева направо). Во время одевания воспитатель сопровождает действия пояснением: «У одной куклы одно пальто; еще у одной. Каждой ли кукле хватило пальто? Остались ли лишние пальто?» Затем поясняет: «Пальто столько же, сколько кукол, а кукол столько же, сколько пальто» или «Кукол и пальто поровну (одинаково)». В дальнейшем воспитатель использует разные формулировки вопросов: «Что можно сказать о количестве пальто и кукол?», «По скольку кукол и пальто?». Аналогичные действия выполняются с шапками и шарфами.
В последующих играх воспитатель учит детей осознанно раскладывать предметы в соответствии с заданием. С этой целью количество дополнительных принадлежностей подбирается на 2-3 больше, чем предметов. Например, в игре «Уложим кукол спать» воспитатель предупреждает детей: «Нужно взять столько простыней, сколько кроватей». В ходе выполнения задания предлагает детям пояснять свои действия.
Когда дети научатся сравнивать группы предметов путем наложения, можно учить детей соотносить элементы одного множества с элементами другого путем приложения.
С этой целью воспитатель проводит игру: «Угостим кукол чаем». Рассаживает 4-5 куклы за стол в один ряд, а также подготавливает «для чаепития» чашки, ложки, угощение по количеству больше, чем самих кукол. Предупреждает детей, что предметов больше, чем кукол, все их брать не стоит. Предлагает расставить столько чашек, сколько кукол. Так как не все дети видят границы множества, а часто их просто интересует процесс раскладывания, воспитатель напоминает, что предметы раскладывают по одному. Для проверки предлагает чашку придвинуть к каждой кукле и если будут лишние — убрать. Затем группы предметов сравниваются по количеству. Аналогичные действия выполняются с другими принадлежностями.
Когда дети с помощью игр научатся устанавливать равенство между предметами, можно предложить работу с карточками.
Для приема наложения используются карточки с одной полоской, на которых рисунки предметов расположены в ряд с равными интервалами. Важно накапливать у детей опыт восприятия разных по численности множеств, поэтому на карточках должно быть изображено от 3 до 5 предметов. На изображения ставятся мелкие предметы или накладываются силуэты предметов. Количество игрушек должно быть большим, чем потребуется, а по размеру они должны быть меньше. Наглядный материал подбирается таким образом, чтобы дети видели необходимость сопоставления: угостить зайцев морковкой, посадить бабочек на цветы и т.д.
Дети должны научиться накладывать на карточку столько же предметов, сколько нарисовано. Воспитатель демонстрирует способы действия на наборном полотне, сопровождая чёткими пояснениями. Обращает внимание детей на то, что предметы надо брать правой рукой и накладывать по порядку в направлении слева направо; каждый предмет помещать точно на картинку, а в промежутки между картинками ничего класть не нужно (окошечки свободные). Затем группы предметов сравниваются по количеству. Каждое действие с карточками повторяется 2-3 раза.
Для приема приложения используются карточки с 2-мя полосками, на которых предметы изображены лишь на верхней полосе. Дети должны научиться прикладывать предметы точно под картинками, строго учитывать интервалы под ними (т.е. их пространственное расположение). При этом приёме работа с карточками происходит в 3 этапа:
На 1 этапе, перед тем как познакомить детей со способом приложения, им предлагают наложить игрушки (картинки) на рисунки карточек («Положите столько мячиков, сколько матрёшек»). Это позволяет связать новый способ действия с ранее усвоенным. Выяснив, что дети наложили столько предметов, сколько нарисовано, воспитатель последовательно сдвигает вниз каждую предметную картинку (поиграли с мячиками и мячики укатились), подчёркивая при этом, что каждый предмет подкладывается точно под изображение на верхней полоске («Один мячик укатился вниз. »). В заключение, производится сравнение групп предметов по количеству.
На 2 этапе работа начинается с приёма приложения. Воспитатель предлагает детям сразу расставить игрушки (мячики) в нижней части карточки. Напоминает, что мячиков нужно взять столько, сколько неваляшек (т.к. мячики меньшего размера, дети могут в нижней части поставить их больше). Воспитатель предлагает проверить, одинаковое ли количество неваляшек и мячиков. Для этого предлагается каждый мячик подарить неваляшке (наложить предметы на картинки). Предупреждает, что, если кто-то ошибся, у него останутся лишние предметы. В заключение, группы предметов сравниваются по количеству.
На 3 этапе используются пустые карточки, разделенные пополам. Сначала воспитатель предлагает детям расставить необходимое количество предметов в верхней части карточки. Обращает внимание детей на то, чтобы предметы располагались по всему пространству. И после этого в нижней части разложить столько же предметов, сколько и в верхней. Затем группы предметов сравниваются по количеству.
Некоторых детей затрудняет ориентировка в пространственном расположении рисунков на карточке (не видят интервалов). Для таких детей целесообразно карточку разбить на клетки. Можно давать также карточки, на которых от каждого рисунка верхней полоски проведена стрелочка к нижней полоске. Стрелочки помогут ребёнку соотнести предметы с рисунками карточки.
В работе с детьми недопустимо использовать карточки, где:
— предметы занимают не все пространство;
— есть двойные изображения;
— предметы изображены с дополнительными деталями;
— предметы разные по своему характеру;
— предметы разного цвета и размера.
Закрепить полученные знания помогают дидактические игры и упражнения: «Птички в гнездышках», «Рыбак и рыбки», «Кот и мыши», «Положи совочки в ведерочки», «Скакалки и девочки» и др.
Таким образом, в дочисловой период обучения дети овладевают практическими приёмами сравнения (наложения, приложения), в результате которых осмысливаются математические отношения: «больше», «меньше», «поровну».
Практическое задание: привести пример игры «Угостим зайчика морковкой» с использованием карточек.
Чтобы научить детей устанавливать равенство и неравенство между двумя группами предметов, расположенных в ряд, можно провести игру «Угостим зайчика морковкой». Воспитатель раздаёт детям счётные карточки и спрашивает: «Кто нарисован на ваших карточках? (Зайчики.) Сколько их? (Много зайчиков.) Угостите каждого зайчика морковкой. Сколько морковок положили? (Много морковок.) Чего больше: зайчиков или морковок? (Зайчиков больше, морковок меньше.) Как сделать, чтобы их было поровну? (Надо ещё под одним зайчиком положить морковку, тогда будет поровну.)» Воспитатель даёт каждому ребёнку по морковке. Дети устанавливают равенство между двумя группами предметов. Педагог уточняет: «Как проверить, что зайчиков и морковок поровну? (Надо каждому зайчику дать по одной морковке.)» Дети устанавливают равенство между двумя группами предметов путём наложения и определяют, чего больше, чего меньше.
Источник