Способ налаживания коммуникации между оппонентами

Содержание
  1. Я вас услышал! Как наладить коммуникацию с кем угодно
  2. Типы взаимодействия
  3. Формы и методы коммуникации
  4. Понятно, что ничего не понятно
  5. 7 эффективных стратегий поведения в конфликте
  6. Основные стратегии поведения в конфликте
  7. Соперничество
  8. Основные действия человека при стратегии «Соперничество»
  9. Плюсы и минусы стратегии «Соперничество»
  10. Приспособление
  11. Основные действия человека при стратегии «Приспособление»
  12. Плюсы и минусы стратегии «Приспособление»
  13. Избегание
  14. Основные действия человека при стратегии «Избегание»
  15. Плюсы и минусы стратегии «Избегание»
  16. Компромисс
  17. Основные действия человека при стратегии «Компромисс»
  18. Плюсы и минусы стратегии «Компромисс»
  19. Сотрудничество
  20. Основные действия человека при стратегии «Сотрудничество»
  21. Плюсы и минусы стратегии «Сотрудничество»
  22. Дополнительные стратегии поведения в конфликте
  23. Подавление
  24. Основные действия человека при стратегии «Подавление»
  25. Плюсы и минусы стратегии «Подавление»
  26. Переговоры
  27. Основные действия человека при стратегии «Переговоры»
  28. Плюсы и минусы стратегии «Переговоры»

Я вас услышал! Как наладить коммуникацию с кем угодно

Человек, находясь в социуме, неизбежно взаимодействует с внешним миром. В разном возрасте нас окружают социальные группы — семья, детский сад, школа, ВУЗ, друзья, коллеги. Чтобы найти общий язык с ними, мы используем различные виды коммуникации.

Коммуникация (от латинского «сообщение») — обмен информацией и понимание этой информации. Иными словами, эффективность общения. Мы обмениваемся информацией разными способами с разными субъектами, в том числе с самим собой — это внутренний монолог. Разберемся по порядку: какие бывают типы коммуникации.

Типы взаимодействия

Внутриличностная. Из названия очевидно, что это общение внутри одной личности. То есть мы сами посылаем, сами обрабатываем информацию. Зачастую это размышления или переживания, которые нам надо «переработать», а также принятие решения, когда перед нами встает какой-то выбор.

Межличностная. В ней принимают участие 2 индивидуума. Обмен информацией может происходить по разным сценариями, отсюда вытекают различные формы межличностной коммуникации — монолог, диалог, дискуссия, спор. Важно понимать, что такие формы могут принимать другие типы взаимодействия. Например, лектор выступает перед аудиторией с монологом, потом вступает с ней в диалог, при этом данная коммуникация будет общественной, а не межличностной. Но об этом чуть позже.

Групповая. Это уже общение внутри небольшой группы, где каждый участник выражает свои мысли, обменивается ими, причем это может происходить в хаотичном порядке. Такая коммуникация может быть в малой и большой группе. Даже если не все принимают участие в обсуждении, они все равно коммуницируют с группой.

Общественная. Разновидность групповой, но с некоторыми отличиями. Группа в данном случае становится слишком большой — это может быть аудитория лектора или стадион перед музыкантом. Обращается к данной группе либо один человек, либо малая группа, которая доносит свое послание, а обратную связь получает в различном виде.

Организационная. Все, кто находится внутри какой-либо организации, так или иначе общаются. В больших корпорациях общение подчиняется установленным правилам, происходит внутри определенных каналов взаимодействия. Это позволяет руководителям организовать правильное сообщение внутри компании и за ее пределами.

  • Внешняя организационная коммуникация подразумевает общение с партнерами, пользователями, клиентами компании, даже конкурентами. С каждой группой компания общается на «своем» языке. Так создается правильное позиционирование организации в различных кругах.
  • Внутренняя организационная коммуникация направлена на общение внутри компании, она бывает:
  1. Горизонтальная. Это взаимодействие между отделами, департаментами, структурными единицами корпорации. Руководители обмениваются информацией на совещаниях и специальных мероприятиях, исключительно деловая коммуникация.
  2. Межуровневая. Это передача информации между руководителем и подчиненными. Причем она должна происходить как «сверху вниз» посредством личных встреч, электронных писем, указов, распоряжений, так и в обратном направлении. Для этого используются внутренние порталы, опросники, бюллетени, отчеты, служебные записки.
  3. Неформальная. В основном, происходит между сотрудниками, может быть межличностной или групповой. Стоит отметить, что данное общение для компании тоже имеет определенную ценность, поскольку позволяет выявить настроения сотрудников, их опасения, лояльность к компании.

Формы и методы коммуникации

  • Вербальная. Все, что относится к слову и речи. Мы сначала учимся говорить, потом писать, это направлено на максимальную эффективность взаимодействия с внешним миром. Предание о Вавилонской башне рассказывает: чтобы что-то сделать вместе, необходимо говорить на одном языке. И фигурально и буквально.
  • Паравербальная. То, как мы говорим. Это важный аспект коммуникации, поскольку от того, с какой интонацией была произнесена фраза, может кардинально меняться ее смысл. Паравербальная составляющая почти отсутствует в письменном общении, знаки препинания и графические символы типа смайлов могут недостоверно передавать интонацию, даже намеренно искажать смысл. В результате может возникнуть недопонимание, особенно это касается виртуального письменного общения — мессенджеры, соцсети, электронная почта. К паравербальным признакам относятся интонация, громкость высказывания, скорость речи, четкость артикуляции, паузы, смех и слезы, особенности дыхания. Это помогает донести смысл, а также показать свое отношение к сказанному, выразить чувства, эмоции.
  • Невербальная. Способ общения без слов. Порой достаточно посмотреть на человека, чтобы понять его посыл или реакцию на сообщение. Невербальные признаки выражаются в языке тела и жестов — это мимика, пантомимика (движения нашего тела), поза, осанка, расстояние до собеседника. Кстати, существуют установленные нормы дистанции в зависимости от уровня общения:
  • Публичная зона. Это расстояние от 4 метров. Используется в групповых и общественных коммуникациях.
  • Социальная зона. Это дистанция от 4 метров до полутора. Применяется на деловых встречах, при общении с малознакомыми людьми. Является золотой серединой с точки зрения комфорта.
  • Личная зона. От полутора метров до 45 см, близкое общение с поддержкой визуального контакта. Используется между друзьями, коллегами.
  • Интимная зона. От 45 см до 15 см, исключительно близкое общение вплоть до тактильного контакта, при котором собеседники могут позволить себе общаться шепотом.
Читайте также:  Типографский способ переплета что это

Понятно, что ничего не понятно

Цель любого взаимодействия — обменяться информацией и понять ее. В противном случае коммуникация не состоится, это будет просто отправка данных без обратной связи. Недопонимание может возникнуть из-за несогласованности: когда мы произносим одно, а наш язык тела говорит совершенно другое или противоположное. Важной особенностью успешной коммуникации является конгруэнтность. Это понятие из психологии, которое означает согласованность. Конгруэнтная коммуникация — согласованная, понятная, успешная.

Иногда интуиция нам подсказывает, что собеседник юлит, не согласен с нами, но не говорит этого. Но как удостовериться, что интуиция нас не обманывает? Можно научиться считывать человека словно открытую книгу — нас всегда выдает микромимика, нужно только знать, что это значит. Изучив особенности микромимики и эмоционального интеллекта, вы сможете подобно доктору Лайтману из «Теории лжи» («Обмани меня»), сразу понять истинные намерения собеседника.

Источник

7 эффективных стратегий поведения в конфликте

Вы когда-нибудь пробовали найти двух абсолютно идентичных людей? Даже если найдутся те, кто может ответить на этот вопрос утвердительно, вероятность того, что их поиски увенчались успехом, очень мала, ведь двух одинаковых людей, так же как и двух одинаковых отпечатков пальцев или двух одинаковых радужек глаз, быть не может. Это и является, пожалуй, одной из причин, по которым время от времени между людьми возникают конфликты.

И для того чтобы иметь возможность эффективно разрешать конфликтные ситуации, человеку просто необходимо знать о том, как нужно себя вести при их возникновении, т.е. уметь подобрать такую манеру поведения, которая в наибольшей степени подойдёт к особенностям каждой конкретной ситуации. Но многие люди во время конфликтного взаимодействия ведут себя всегда одинаково, совершенно не имея понятия о том, что можно изменить стратегию своего поведения. Именно о стратегиях поведения в конфликте мы и расскажем сегодня.

А о том, как находить подходы к разным людям, налаживать связи, вы можете узнать на нашей онлайн-программе «Лучшие техники коммуникации».

Но сперва стоит сказать о том, что один из наиболее выдающихся конфликтологов Кеннет Томас разделил все типы поведения в конфликтных ситуациях на два основных направления – это стремление субъекта конфликта отстоять свои личные интересы и стремление субъекта конфликта учитывать интересы других людей. Именно на основании данных критериев можно выделить основные стратегии поведения людей в конфликте. Всего их выделяется пять:

  • Соперничество
  • Приспособление
  • Уклонение
  • Компромисс
  • Сотрудничество

Мы, конечно же, рассмотрим их все. Но в то время как для большинства подобных работ эти пять стратегий являются исчерпывающими, мы с вами разберём ещё две эффективные стратегии. А именно:

Итак, не будем, как говорится, без надобности использовать «эфирное время», и приступим к главной теме сегодняшней статьи.

Основные стратегии поведения в конфликте

И первая стратегия, которую мы рассмотрим – это соперничество.

Читайте также:  Демазол крем способ применения

Соперничество

Соперничество является таким видом поведения, когда субъект стремится к удовлетворению своих собственных интересов, принося ущерб интересам противоположного субъекта. Следуя представленной стратегии, человек уверен, что одержать верх в конфликте возможно только для одного участника, а сама победа для одного всегда будет означать поражение для другого. Человек, предпочитающий соперничество, будет «гнуть свою линию» всеми доступными ему способами. Противоположная же позиция браться во внимание им не будет.

Основные действия человека при стратегии «Соперничество»

  • Жёсткий контроль над действиями оппонента
  • Постоянное и преднамеренное давление на оппонента любыми способами
  • Применение обмана, хитростей для создания перевеса в свою сторону
  • Провокация оппонента на совершение ошибок и непродуманных шагов
  • Нежелание вступать в конструктивный диалог по причине самоуверенности

Плюсы и минусы стратегии «Соперничество»

Жёсткое отстаивание своей позиции, конечно же, может помочь субъекту одержать верх в случае конфликта. Но такая стратегия не может быть применима, если последующее взаимодействие людей подразумевает длительные отношения, например, совместную работу, дружбу, любовь. Ведь отношения могут развиваться и вообще иметь право на существование только в том случае, когда в расчёт берутся желания и интересы всех людей, а поражение одного будет означать поражение для каждого. Поэтому, если человек, с которым у вас возник конфликт, дорог вам или отношения с ним по какой-либо причине для вас важны, стратегию соперничества для разрешения конфликта лучше не применять.

Приспособление

Приспособление как способ поведения в конфликте характеризуется тем, что субъект готов убрать на задний план свои потребности, желания и интересы и пойти на уступки оппоненту, чтобы не допустить конфронтации. Подобную стратегию нередко выбирают люди с заниженной самооценкой, неуверенные в себе и считающие, что их позиция и мнение не должны браться в расчёт.

Основные действия человека при стратегии «Приспособление»

  • Постоянное соглашение с требованиями оппонента в угоду ему
  • Активная демонстрация пассивной позиции
  • Отсутствие претензии на победу и сопротивление
  • Лесть, потакание оппоненту

Плюсы и минусы стратегии «Приспособление»

В том случае, если предмет конфликта не представляет особой важности, а главным является сохранение конструктивного взаимодействия, позволить человеку одержать верх, тем самым самоутвердившись, может стать самым эффективным способом разрешения конфликта. Однако если причиной конфликта является нечто существенное, что-то, что затрагивает чувства всех вовлечённых в конфликт людей, то такая стратегия не принесёт должного результата. В этом случае итогом станут только негативные эмоции того, кто пошёл на уступки, а между участниками может вовсе исчезнуть всякое доверие, взаимопонимание и уважение.

Избегание

Суть данной стратегии заключается в том, что человек старается сделать всё возможное, чтобы отложить конфликт и принятие важных решений на потом. При такой стратегии человек не только не отстаивает свои интересы, но и не проявляет внимания к интересам оппонента.

Основные действия человека при стратегии «Избегание»

  • Отказ от взаимодействия с оппонентом
  • Тактика демонстративного ухода
  • Отказ от применения силовых методов
  • Игнорирование любой информации от оппонента, отказ от сбора фактов
  • Отрицание важности и серьёзности конфликта
  • Преднамеренное замедление в принятии решений
  • Страх сделать ответный ход

Плюсы и минусы стратегии «Избегание»

Стратегия «Избегание» может оказаться полезной в ситуации, когда суть конфликта не особо важна или когда отношения с оппонентом поддерживать не планируется. Но здесь опять же: если отношения с человеком важны для вас, то уклонением от ответственности, перекладыванием проблем на чужие плечи ситуацию не разрешить, иначе это грозит не только усугублением положения дел, но и ухудшением отношений и даже их окончательным разрывом.

Компромисс

Компромисс является частичным удовлетворением интересов всех субъектов конфликтного взаимодействия.

Основные действия человека при стратегии «Компромисс»

  • Ориентированность на равенство позиций
  • Предложение своих вариантов в ответ на предложение вариантов оппонента
  • Иногда использование хитрости или лести с целью вызова у оппонента благожелательного отношения
  • Стремление к поиску взаимовыгодного решения

Плюсы и минусы стратегии «Компромисс»

Несмотря на то, что компромисс подразумевает удовлетворение интересов всех субъектов конфликтного взаимодействия, что, по сути, является справедливым, важно иметь в виду, что в большинстве ситуаций данная стратегия должна рассматриваться только в качестве промежуточного этапа разрешения ситуации, предшествующего поиску наиболее оптимального решения, полностью устраивающего конфликтующие стороны.

Читайте также:  Экстенсивный способ экономического роста это

Сотрудничество

Выбирая стратегию сотрудничества, субъект конфликта настроен на разрешение конфликта таким образом, чтобы это было выгодно всем участникам. Причём, здесь не просто учитывается позиция оппонента или оппонентов, но и присутствует стремление к тому, чтобы их требования были максимально удовлетворены, как и свои собственные.

Основные действия человека при стратегии «Сотрудничество»

  • Сбор информации об оппоненте, предмете конфликта и самом конфликте
  • Подсчёт ресурсов всех участников взаимодействия с целью выработать альтернативные предложения
  • Открытое обсуждение конфликта, стремление его опредметить
  • Рассмотрение предложений оппонента

Плюсы и минусы стратегии «Сотрудничество»

Сотрудничество ориентировано, главным образом, на понимание противоположной позиции, внимание к точке зрения оппонента и поиск устраивающего всех решения. Благодаря такому подходу можно добиться взаимоуважения, взаимопонимания и доверия, что самым лучшим образом способствует развитию долгосрочных, крепких и стабильных отношений. Наиболее эффективно сотрудничество, когда предмет конфликта важен для всех его сторон. Однако важно отметить, что в некоторых ситуациях найти устраивающее всех решение может быть очень трудно, в особенности, если оппонент не настроен сотрудничать. В таком случае стратегия «Сотрудничество» может лишь усложнить конфликт и отсрочить его решение на неопределённый срок.

Таковы пять основных стратегий поведения в конфликте. Как правило, именно их принято использовать при конфронтации с другими людьми. И это вполне оправданно, т.к. их эффективность неоспорима. Но, вместе с этим, для урегулирования конфликтов можно применять и другие не менее эффективные стратегии, такие как подавление и переговоры.

Дополнительные стратегии поведения в конфликте

Рассмотрим каждую из них отдельно.

Подавление

Подавление применяется, главным образом, в том случае, если не ясен предмет конфликта или же если он перешёл в деструктивную фазу, т.е. стал представлять непосредственную угрозу для участников; а также тогда, когда в невозможно вступить в открытый конфликт по каким-либо причинам или когда есть риск «упасть лицом в грязь», потерять авторитет и т.п.

Основные действия человека при стратегии «Подавление»

  • Целенаправленное и последовательное сокращение количества оппонентов
  • Разработка и применение системы норм и правил, способных упорядочить отношения между оппонентами
  • Создание и поддержание условий, препятствующих или затрудняющих конфликтное взаимодействие сторон

Плюсы и минусы стратегии «Подавление»

Эффективное подавление конфликта возможно, если суть конфликта недостаточно ясна, т.к. это сведёт на «нет» взаимные нападки оппонентов и убережёт их от бессмысленной траты своей энергии. Также подавление может быть эффективным, когда продолжение конфликта может нанести серьёзный ущерб обеим сторонам. Но, прибегая к подавлению, важно грамотно рассчитывать свои силы, в противном случае ситуация может усугубиться и обернуться против вас (если оппонент окажется сильнее или у него будет больше ресурсов). К вопросу подавления следует подходить, продумывая все детали.

Переговоры

Проведение переговоров является одной из наиболее распространённых стратегий разрешения конфликтов. При помощи переговоров разрешаются как микроконфликты (в семьях, организациях), так и конфликты макроуровня, т.е. конфликты мирового и государственного масштаба.

Основные действия человека при стратегии «Переговоры»

  • Ориентированность на поиск взаимовыгодного решения
  • Прекращение любых агрессивных действий
  • Проявление внимания к позиции оппонента
  • Тщательное обдумывание последующих действий
  • Использование посредника

Плюсы и минусы стратегии «Переговоры»

Стратегия «Переговоры» позволяет противоборствующим сторонам найти общий язык, не неся при этом никаких потерь. Она очень эффективна, т.к. нейтрализует агрессивное противостояние и сглаживает ситуацию, а также предоставляет сторонам время на обдумывание происходящего и поиск новых решений. Однако если вдруг переговоры по какой-то причине затягиваются, это может быть расценено какой-либо из сторон, как уход от конфликта или нежелание решать проблему, что может повлечь за собой ещё более агрессивные наступательные действия.

Выбирать стратегию поведения в конфликте следует максимально обдуманно, осознанно и с учётом особенностей самой ситуации. Правильно подобранная стратегия даст максимальный результат, а неверно подобранная, напротив, может только усугубить положение дел. Поэтому, ещё раз внимательно изучите данный материал и старайтесь применять полученные знания на практике даже в мелочах, ведь, научившись разрешать малые конфликты, вы сможете эффективно воздействовать и на крупные. И запомните, что лучше всего предупредить возникновение конфликтной ситуации, чем устранять уже «бушующее разгоревшееся пламя».

Источник

Оцените статью
Разные способы