Способ наименьшего числа выполнения плана по ассортименту

Анализ выполнения плана по ассортименту

Результаты финансово-хозяйственной деятельности во многом определяются ассортиментом и структурой производства и реализации продукции. Хозяйствующий субъект должен постоянно формировать товарный ассортимент. Основная цель ассортиментной концепции – сориентировать предприятие на выпуск товаров, которые по своей структуре, потребительским свойствам и качеству наиболее полно соответствуют потребностям покупателей.

В процессе анализа необходимо установить выполнение плана и динамику по производству сертифицированной продукции.

Выполнить задание по ассортименту – значит выпустить изделия по заданной номенклатуре.

Оценка выполнения плана по всему ассортименту предусматриваемой предприятием продукции исчисляется с помощью среднего процента выполнения задания по ассортименту.

Существует несколько способов расчета среднего процента выполнения задания по ассортименту. Наиболее точно он рассчитывается по способу наименьшего числа, т. е. в счет выполнения плана принимается наименьшее число из двух величин – планового и фактического выпуска продукции по каждому изделию:

где Зап – средний процент выполнения задания по ассортименту.

Продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту.

Данный способ расчета приемлем в том случае и на тех предприятиях, где номенклатура выпускаемой продукции невелика.

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам продукции приводит к изменению ее структуры, т. е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре означает сохранение в фактическом выпуске продукции запланированного соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры выпуска и реализации изменяет все показатели работы: объем выпуска и реализации, материалоемкость, себестоимость, прибыль, рентабельность, финансовую устойчивость.

Влияние структуры производства и уровень объема выпуска и прибыли можно определить, используя способ цепных подстановок. Для этого необходимо определить плановый и фактический объем выпуска, найти отклонение по объему выпуска, затем рассчитать коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию [(фактический объем / плановый объем) х 100 %)] (по выпуску в натуральном выражении).

Источник

Выполнения плана по ассортименту выпускаемой продукции

Задания

Задание 1.Проанализируйте выполнение плана по ассортименту выпуска продукции (табл. 40), используя фактические и данные плана (приложения 10,11).

Виды продукции В натуральном выражении, шт. В стоимостном выражении, руб.
План Факт % Вып. План Факт В т.ч. в счет выполнения плана по ассортименту (факт в пределах плана)
Товарная продукция, в т.ч.
Продукция А
Продукция Б
Продукция В

Ассортимент – это перечень наименований изделий с указанием количества их выпуска. Выполнение плана по ассортименту – это обязательное условие и предпосылка выполнения договоров поставки. Анализ выполнения плана по ассортименту выпускаемой продукции проводят на основе натуральных и стоимостных (в сопоставимых ценах) показателей. Применяют два способа оценки выполнения плана по ассортименту:

Читайте также:  Аналоговым способом представления информации примеры

1) способ наименьшего процента. Сущность способа заключается в том, что по каждому наименованию выпускаемых изделий определяют процент выполнения плана, а наименьший из полученных процентов будет характеризовать степень выполнения плана по ассортименту;

2) способ наименьшего числа — по каждому наименованию выпускаемых изделий из двух величин (плановой и фактической) выбирают наименьшую, т.е. фактический выпуск продукции берут в пределах плана, его складывают по всем изделиям и полученную сумму сопоставляют с общим запланированным выпуском продукции. Это соотношение, выраженное в процентах, покажет процент выполнения плана по ассортименту выпускаемой продукции.

Задание 2.По данным приложения 6 проанализируйте влияние изменения трудоемкости выпуска продукции на изменение объема продукции в стоимостном выражении по сравнению с прошлым годом. Влияние факторов рассчитайте способом абсолютных разниц. (Табл. 41)

Выполнение плана по трудоемкости производства продукции

Показатели План Факт % выполнения плана
1. Товарная продукция в действующих ценах предприятия, руб.
2. Расходы на оплату труда основных производственных рабочих (нормативная заработная плата), руб.
3. Трудоемкость (2 : 1 х 100), коп.

Использование показателей трудоемкости при анализе выполнения плана производства позволяет исключить влияние структурных сдвигов. В качестве показателя трудоемкости используется нормативная величина заработной платы, а также показатель трудоемкости, определяемый как отношение нормируемого расхода заработной платы к объему выполненной продукции. Последний показатель учитывает не только количественную, но и качественную характеристику трудовых затрат.

Задание 3.По данным приложений 10,11 проанализируйте подекадную ритмичность производства товарной продукции. Определите сколько предприятие потеряло в выпуске продукции из-за неритмичной работы. (Табл. 42)

Анализ ритмичности производства продукции

Декады Объем производства продукции
План Факт Факт в пределах плана
Итого

В практике экономического анализа изучается ритмичность производства продукции с точки зрения соблюдения установленного графика производства продукции или плана производства в его календарном разрезе, таким образом под ритмичностью понимается равномерность выпуска продукции в соответствии с установленным планом — графиком.

Анализ ритмичности может осуществляться за любой промежуток времени — год, квартал, месяц, декада, день — как по предприятию в целом, так и по отдельным его структурным подразделениям. При анализе ритмичности производства изучают удельные веса продукции, приходящиеся на отдельные периоды.

Задание 4. Проанализируйте ритмичность выпуска продукции по удельному весу, используя приложений 10,11 и табл. 42.

Анализ ритмичности выпуска продукции

Декады Удельный вес выпуска продукции
План Факт Факт в пределах плана
Итого

Задание 5. Используя фактические и плановые данные о выпуске продукции в разрезе сортов, приведенные в приложениях 10 и 11 определите изменение объема выпуска продукции в стоимостном выражении в результате изменения сортности продукции (табл.44).

Источник

Обоснование формирования и оценки эффективности ассортиментных программ

Ассортиментная политика и планирование ассортимента

Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей. Набор товаров, предлагаемых организацией-изготовителем на рынке, называют ассортиментом.

Читайте также:  Способы формирования информационно управляющего воздействия

Номенклатура – перечень наименований товаров и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ.

Вид товара делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой.

Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации.

Товарный ассортимент характеризуется широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (соотношением между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен).

Ассортиментная политика организации связана с общей рыночной стратегией, и в рамках этой стратегии осуществляется формирование и совершенствование состава и структуры ассортимента выпускаемого товара. Хорошо продуманная ассортиментная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства организации своего рода указателем общей направленности действий.

Важным элементом ассортиментной политики является своевременноевнесение в товар изменений, которые повышают его потребительскую ценность или расширяют круг его возможных потребителей (модернизация или модификация товара). Другой стратегический подход, направленный на сохранение или даже увеличение доли рынка, состоит в создании и введении на рынок новых товаров взамен исчерпавших свой жизненный цикл без существенных изменений в технологических процессах, характерных для данной организации. Такая политика рассчитана на определенный сегмент рынка, сформировавшийся круг покупателей, которые обрели доверие к торговой марке организации.

Совершенствование ассортимента фактически сводятся к проведению работ в следующих направлениях:

  • разработка принципиально новой продукции, отличающейся от продукции конкурентов существенной новизной, защищенной патентами;
  • разработка продукции с улучшенными характеристиками относительно ранее выпускаемой;
  • разработка новых видов использования ранее выпускаемой продукции за счет ее модернизации или дополнительных приспособлений;
  • сокращение ассортимента выпускаемой продукции или снятия с производства продукции, не пользующейся спросом.

Решения, касающиеся изменения ассортимента, связаны с формированием производственной программы. В части формирования ассортимента производственную программу можно характеризовать следующим множеством показателей:

где Н – номенклатура изделий организации;

Ni – количество единиц товаров каждого наименования по всем позициям номенклатуры и ассортимента;

ПМ – производственная мощность организации;

R– производственные ресурсы.

При формировании программы необходим компромисс между разноплановыми интересами. Для производителя, с точки зрения себестоимости, в программу должно входить меньшее число продуктов. Для расширения программы требуется частая переналадка производства, возможно, переход от специализированного к многоцелевому оборудованию. Большое число продуктов означает малые серии, высокую штучную себестоимость, большие складские запасы в снабжении и сбыте, большую нагрузку на аппарат управления. На практике формировать производственную программу значительно труднее, чем ассортимент, поскольку эти решения зависят от возможностей производства.

При разработке ассортиментной политики необходимо определить какие товары должны производиться в течение следующего планового периода и в каком количестве, нужно ли начинать выведение нового товара на рынок и когда необходимо остановить производство и снять товар с рынка, как распределить мощности организации, чтобы достичь роста и использовать имеющиеся рыночные шансы. Новые товары должны вводиться своевременно, чтобы за счет их успеха можно было возместить спад сбыта других товаров.

Читайте также:  Опишите способ проведения бесконтактной методики при дарсонвализации

Планирования ассортимента товаров – непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы. Оценка и пересмотр всего ассортимента, планирование и управление ассортиментом – неотъемлемая часть маркетинга.

Важным условием успешности планирования ассортимента является систематический контроль за поведением товара на рынке, за его жизненным циклом. Только при таком условии будет получена полная и достоверная информация, позволяющая принимать верные решения.

Таким образом, планированию и формированию ассортимента предшествует разработка ассортиментной политики, дающей научное обоснование и практически выполнимое представление о перспективном ассортименте организации, его оптимальном варианте, опирающемся на прогнозные данные относительно характера будущего спроса и потенциальных возможностей удовлетворять предполагаемый спрос.

Целевая направленность и искусство планирования проявляются в том, чтобы воплотить реальные и потенциальные возможности организации в определенное соотношение товаров, удовлетворяющих потребности покупателей на высоком уровне и позволяющих получить достаточную прибыль.

Типичный цикл планирования ассортимента и реализации его в коммерчески успешные товары включает в качестве исходного момента предварительную оценку замысла, за которым следует разработка спецификаций, основанных на требованиях потребителя, создание опытных образцов, проверку возможностей массового производства, рыночный тест товара с целью выявления его конкурентоспособности, соответствия требованиям рынка и прибыльности.

Анализ выполнения планов по номенклатуре и ассортименту выпускаемых товаров

Необходимым элементом аналитической работы в организации является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.

Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска товаров по основным видам, включенным в номенклатуру.

Оценку выполнения плана по ассортименту можно проводить разными способами. Наиболее простым является способ наименьшего процента. При его применении определяется процент выполнения плана только по тем позициям ассортимента, по которым фактическое количество меньше запланированного. Наиболее распространенным способом оценки является исчисление среднего процента. Суть этого способа заключается в том, что в выполнение плана по ассортименту включаются фактические данные в пределах плана.

(5.7)

где Пасс– выполнение плана по ассортименту, %;

Vфi– фактический объем производства товаров i-ого вида в пределах плана, тыс.руб.;

Объем производства товаров, выпущенные сверх плана или не предусмотренных планом в расчет выполнения плана не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам товаров.

Анализ выполнения плана по ассортименту приведен в примере (Таблица 5.5.).

Источник

Оцените статью
Разные способы