Экономический анализ. Шпаргалки.
93. Балансовый метод, метод меньших чисел, метод среднего квадратического.
Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель.
Как вспомогательный балансовый метод используется для проверки результатов расчетов влияния факторов на результативный совокупный показатель. Если сумма влияния факторов на результативный показатель равна его отклонению от базового значения, то, следовательно, расчеты проведены правильно. Отсутствие равенства свидетельствует о неполном учтете факторов или о допущенных ошибках:
Где у – результативный показатель; х i – факторы; ∆ у ( х i ) – отклонение результативного показателя за счет фактора х i .
Балансовый метод применяют также для определения размера влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя, если известно влияние остальных факторов:
Метод меньших чисел используется при изучении ритмичности, или равномерности, работы предприятия, изучении ассортиментности выпуска продукции, структурных сдвигов в производстве. При использовании метода меньших чисел просчитывается коэффициент (К):
Где Σ А – сумма фактических значений изучаемых показателей по периодам, но не выше плановых (базисных); Σ А 1 – сумма плановых заданий по периодам.
Метод среднего квадратического . Оценка ритмичности работы предприятия с помощью коэффициента вариации или среднего квадратического:
Где Кр – коэффициент ритмичности.
Где V – коэффициент вариации; σ – квадратическое отклонение; х ср – среднее значение показателей; х – фактическое значение показателей; n – количество периодов или показателей.
Источник
Выполнения плана по ассортименту выпускаемой продукции
Задания
Задание 1.Проанализируйте выполнение плана по ассортименту выпуска продукции (табл. 40), используя фактические и данные плана (приложения 10,11).
Виды продукции | В натуральном выражении, шт. | В стоимостном выражении, руб. | |||
План | Факт | % Вып. | План | Факт | В т.ч. в счет выполнения плана по ассортименту (факт в пределах плана) |
Товарная продукция, в т.ч. | |||||
Продукция А | |||||
Продукция Б | |||||
Продукция В |
Ассортимент – это перечень наименований изделий с указанием количества их выпуска. Выполнение плана по ассортименту – это обязательное условие и предпосылка выполнения договоров поставки. Анализ выполнения плана по ассортименту выпускаемой продукции проводят на основе натуральных и стоимостных (в сопоставимых ценах) показателей. Применяют два способа оценки выполнения плана по ассортименту:
1) способ наименьшего процента. Сущность способа заключается в том, что по каждому наименованию выпускаемых изделий определяют процент выполнения плана, а наименьший из полученных процентов будет характеризовать степень выполнения плана по ассортименту;
2) способ наименьшего числа — по каждому наименованию выпускаемых изделий из двух величин (плановой и фактической) выбирают наименьшую, т.е. фактический выпуск продукции берут в пределах плана, его складывают по всем изделиям и полученную сумму сопоставляют с общим запланированным выпуском продукции. Это соотношение, выраженное в процентах, покажет процент выполнения плана по ассортименту выпускаемой продукции.
Задание 2.По данным приложения 6 проанализируйте влияние изменения трудоемкости выпуска продукции на изменение объема продукции в стоимостном выражении по сравнению с прошлым годом. Влияние факторов рассчитайте способом абсолютных разниц. (Табл. 41)
Выполнение плана по трудоемкости производства продукции
Показатели | План | Факт | % выполнения плана |
1. Товарная продукция в действующих ценах предприятия, руб. | |||
2. Расходы на оплату труда основных производственных рабочих (нормативная заработная плата), руб. | |||
3. Трудоемкость (2 : 1 х 100), коп. |
Использование показателей трудоемкости при анализе выполнения плана производства позволяет исключить влияние структурных сдвигов. В качестве показателя трудоемкости используется нормативная величина заработной платы, а также показатель трудоемкости, определяемый как отношение нормируемого расхода заработной платы к объему выполненной продукции. Последний показатель учитывает не только количественную, но и качественную характеристику трудовых затрат.
Задание 3.По данным приложений 10,11 проанализируйте подекадную ритмичность производства товарной продукции. Определите сколько предприятие потеряло в выпуске продукции из-за неритмичной работы. (Табл. 42)
Анализ ритмичности производства продукции
Декады | Объем производства продукции | |
План | Факт | Факт в пределах плана |
Итого |
В практике экономического анализа изучается ритмичность производства продукции с точки зрения соблюдения установленного графика производства продукции или плана производства в его календарном разрезе, таким образом под ритмичностью понимается равномерность выпуска продукции в соответствии с установленным планом — графиком.
Анализ ритмичности может осуществляться за любой промежуток времени — год, квартал, месяц, декада, день — как по предприятию в целом, так и по отдельным его структурным подразделениям. При анализе ритмичности производства изучают удельные веса продукции, приходящиеся на отдельные периоды.
Задание 4. Проанализируйте ритмичность выпуска продукции по удельному весу, используя приложений 10,11 и табл. 42.
Анализ ритмичности выпуска продукции
Декады | Удельный вес выпуска продукции | |
План | Факт | Факт в пределах плана |
Итого |
Задание 5. Используя фактические и плановые данные о выпуске продукции в разрезе сортов, приведенные в приложениях 10 и 11 определите изменение объема выпуска продукции в стоимостном выражении в результате изменения сортности продукции (табл.44).
Источник
Способ наименьшего процента
К ассор. наим. = ТПi с наим % плана
Основными причинами такого положения на предприятии следует считать:
— срывы в организации службы материально-технического снабжения
— невысокий технический уровень производства
— недостаточная подготовка к производственному циклу
— нарушение в производстве новых видов продукции
Наряду с вышеперечисленными причинами нарушения плана по ассортиментности можно выделить также причины или факторы как зависящие, так и независящие от работы предприятия:
— выпуск сверх плана более трудоемкой продукции
— недостатки в организации основных служб предприятия и внутрифирменном планировании
— недостаточная обеспеченность предприятия высококвалифицированными кадрами
— изменение спроса потребителей, неудовлетворительное использование оборудования и т.д.
Изменение ассортимента продукции оказывает влияние на такие важные показатели работы фирмы как производительность труда, себестоимость, прибыль, рентабельность.
3. Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом. Под ритмичной работой предприятия понимается равномерный выпуск продукции в строгом соответствии с суточным или месячным графиком производства.
Нарушение ритмичности производства продукции приводит к неполному использованию производственных мощностей в отдельные дни месяца и к перегрузке в другие, нарушению охраны труда и техники безопасности, к сверхурочным работам и перерасходу фонда зарплаты, появлению брака, срыву работы смежных предприятий — потребителей продукции, уплате штрафов за нарушение условия поставок и другим негативным последствиям. Поэтому необходимо тщательно анализировать ритмичность работы предприятия и принимать своевременные меры для устранения факторов, ее нарушающих. Указанный анализ позволяет выявить резервы улучшения всех технико-экономических показателей работы предприятия.
Аритмичность производства продукции влияет на все экономические показатели: снижается качество продукции, растут объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость оборотных средств предприятия. За невыполненные поставки продукции предприятие платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, падает прибыль.
Существуют прямые показатели оценки ритмичности, к которым относят:
— коэффициент ритмичности (Крит.). Он определяется отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) — VВП1,0 к плановому выпуску (удельному весу) — VВП0:
Необходимо стремиться к достижению коэффициента ритмичности, равному 1. При коэффициенте ниже 1 необходимо изучать конкретные причины неритмичной работы предприятия с целью их устранения.
Причины аритмичности работы предприятия можно подразделить на две группы: внутренние и внешние.
Внутренние причины — тяжелое финансовое состояние предприятия, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля и др.
Внешние причины — несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и др.
В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Для этого используют:
а) разность между плановым и засчитанным выпуском продукции;
б) разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства.
2) Опр. имеющиеся резервы роста объема продукции за счет ритмичности. Для
этого от общего планового ВП вычитаем ( в пределах плана = 30800 – 28800
Вывод: неритмичная работа снизила VРП на:
100 — 93,5 = 6,5% – недополучили продукции
30800 * 6,5 / 100 = 2002
3) План по ВП в целом выполнен на 94,5%, а при выполнении условий
ритмичности работы он был выполнен на (94,5+6,5) 101,3%. В абс.
показателях – 301202, т.е. 2002+29200.
Следует иметь в виду, что приведенные выше аналитические таблицы допускают некоторое искажение коэффициента ритмичности за счет взаимопогашения внутридекадных колебаний. Более точный коэффициент ритмичности возможно исчислить по производствам, где ведется посменное планирование и учет выпуска продукции.
Косвенными показателями ритмичности являются наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и др.
В заключение анализа разрабатывают мероприятия по устранению причин неритмичной работы.
Качество продукции — совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.
Различают обобщающие индивидуальные и косвенные показатели качества.
К обобщающим показателям качества относят:
— удельный и качественный вес продукции в общем объеме ее выпуска;
— удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
— удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны;
— удельный вес аттестованной продукции.
Индивидуальные показатели характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т.д), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость).
Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д.
В процессе анализа изучают динамику этих показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменений.
Для обобщающей оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции, и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.
Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному весу забракованной и зарекламированной продукции.
Качество продукции является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П).
Изменение качества затрагивает прежде всего изменение цены и себестоимости продукции, поэтому формулы для расчета будут иметь вид
;
;
.
где Ц0, Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;
С0, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества;
VВПК — количество произведенной продукции повышенного качества;
РПК — количество реализованной продукции повышенного качества.
Косвенным показателем качества продукции является брак.
Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя).
Выпуск брака ведет к росту себестоимости продукции и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности.
В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции.
После этого изучают причины снижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения, центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению.
Основными причинами снижения качества продукции являются: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, низкий уровень квалификации рабочих и технического уровня оборудования, аритмичность производства.
4. Анализ объемов реализации продукции на предприятии
Анализ объемов реализации продукции и выполнения договоров поставок -наиболее важный этап оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятий ПП. Объем реализованной продукции – один их важнейших показателей оценки работы промышленного предприятия в рыночной экономике. Реализация продукции — завершающий этап кругооборота средств и конечный этап хозяйственной деятельности предприятия. В ходе анализа реализации продукции проверяется ее качество и соответствие потребностям рынка, то есть, сопоставление объема продаж с емкостью и насыщенностью рынка. От реализации продукции предприятие получает от 90 до 98 % прибыли, поэтому при анализе уделяется внимание всем данным, относящимся к сбыту.
ТП считается реализованной, если денежные средства за ее отгрузку поступили на расчетный счет или в кассу предприятия. Только после реализации продукции предприятие возмещает затраты на ее изготовление и сбыт, и получает прибыль, являющуюся источником расширения производства, образования фондов экономического стимулирования. Поступившие от продажи денежные средства используются для приобретения сырья и материалов, выплаты заработной и платы и на другие нужды. Ускорению реализации способствуют прямые связи предприятия с потребителями продукции, своевременное и безупречное выполнение договорных обязательств по поставкам продукции, обеспечение высокого качества продукции.
Анализ реализации продукции начинается с абсолютного и относительного отклонения от плана реализации и по сравнению с предыдущими периодами. Затем необходимо выявить факторы, влияющие на изменение объемов реализации продукции, разработать мероприятия по увеличению объема реализации за счет использования внутренних резервов.
В отличие от стоимости ТП, рассчитанной в действующих оптовых ценах предприятия, реализованная продукция рассчитывается в рыночных ценах, с учетом каналов сбыта. На объем реализации продукции влияет множество факторов, основные из них: выполнение договоров поставок продукции в заданном ассортименте и соответствующего качества; правильность и своевременность составления и предоставления в банк расчетных документов; масса товарного выпуска продукции; изменение остатков нереализованной продукции; изменение оптовых цен на выпускаемую продукцию.
В условиях рынка требуются знания изменения рыночной конъюнктуры. Необоснованное завышение оптовых цен не обеспечивает предприятию финансовой устойчивости, так как продукция не будет пользоваться должным спросом, и наоборот, слишком низкая цена реализации отрицательно повлияет на рентабельность и может снизить прибыль, привести к банкротству.
Сигналом покупательской способности потребителей является изменение остатков нереализованной продукции (готовая продукция на складе), увеличение которой ведет к замораживанию оборотных средств, потере финансовой стабильности и к аритмичности.
Масса товарного выпуска является условием успешной работы предприятия, но продукция должна быть соответствующего качества, иметь спрос на рынке, цена на продукты должна быть оптимальной.
В ходе факторного анализа изменения объема реализации продукции, предполагается следующая схема расчета:
1 этап — рассчитывается общее отклонение в объеме реализации, по сравнению с планом или предыдущим периодом:
Реал. Прод. = РПф — РПп (это учитывается в рыночных ценах)
2 этап — отклонение в объеме реализации за счет массы товарного выпуска:
ТПф — ТПп — в действующих оптовых ценах
3 этап — отклонение в объеме реализации за счет изменения цен на продукцию:
РПф в рыночных ценах — РПпл в плановых или оптовых ценах
4 этап — отклонение за счет изменения остатков не реализованной продукции на конец периода:
ГП на к. г. — ГП на н. г.
Исходя из представленной схемы, можно вывести формулу зависимости объема реализации от массы товарного выпуска (готовой продукции) и остатков не реализованной продукции.
Qp= Qгот – (Qнр, к – Qнр,н)
Факторный анализ объема реализации предусматривает выявление основных причин нарушения договоров поставок:
1) Несвоевременные сроки поставки;
2) Изменение качества и комплектности изделий;
3) Несоответствие номенклатуре поставок;
4) Изменение сроков расчетов и оформление расчетных документов.
Для предприятий важное значение имеет выполнение плана отгрузки установленного ассортимента в соответствие с заключенными договорами, т.к. невыполнение плана приводит к перебоям в снабжении населения необходимыми продуктами питания. При анализе необходимо проверить обеспеченность плана реализации товарной массой, С этой целью составляется баланс товарной продукции по следующей форме:
Показатель | По плану | Фактически | Отклонение от плана, +,- |
Остаток ГП на складе на начало отчетного периода (Сн) | -15 | ||
Остаток отгруженных товаров, не оплаченных на начало отчетного периода (Он) | -52 | ||
Выпуск товарной продукции (Т) | |||
Остаток ГП на складе на конец отчетного периода (Ск) | |||
Остаток отгруженных товаров, не оплаченных на конец отчетного периода (Ок) | |||
Реализация товарной продукции (Р) |
Вывод: Из данных табл. видно, что план реализации продукции выполнен на 103%, перевыполнение плана составило 132 т.р.
На изменение объема реализации повлияли: степень выполнения плана производства ТП, изменение остатков ГП и товаров, отгруженных за отчетный период, а также оптовых цен на продукцию предприятия.
Рассмотрим влияние отдельных факторов на перевыполнение плана реализации продукции в сумме 132 тыс. руб.
Основное влияние на перевыполнение плана оказало перевыполнение плана выпуска товарной продукции (140 т.р. или 3,3%), что обеспечило возможность перевыполнения плана реализации продукции на эту же сумму.
Остатки ГП на складе и товаров отгруженных по сравнению с началом года сократились на 268 тыс. руб. (157+464-78-275), что увеличивает реализацию на эту же сумму. Планом же предусматривался расчетный остаток продукции на конец года 412 тыс. руб. (104+308). Сокращение остатков ГП или нереализованной продукции ускоряет оборачиваемость оборотных средств и оценивается положительно.
Анализ объемов реализации продукции должен заканчиваться предложениями, внедрение которых будет способствовать улучшению финансового состояния предприятия.
5. Факторный анализ производства продукции на предприятии — это сложный комплекс, включающий оценку элементов производства, тесно связанных между собой и в большей степени действующих не в отрыве друг от друга, а во взаимосвязи и взаимозависимости. Выявление отдельных факторов и определение значимости их влияния на показатели работы предприятия имеет большое значение, т.к. дает возможность правильно ориентировать руководство предприятия на технологию производства и на основе этого принимать срочные меры.
При факторном анализе производства все факторы, влияющие на данный процесс, делятся на две группы:
1) оценка количественных факторов: изменение численности работников;
2) анализ качественных факторов: изменение производительности труда.
Расчет влияния данных факторов следует осуществлять способом разниц или цепных подстановок. Однако, влияние только этих двух факторов не достаточно для целей анализа, необходимо углублять изучение каждой группы факторов, например, на изменение производительности труда одного работника влияет: изменение количества отработанных дней каждым работником за год (годовой фонд рабочего времени), изменения среднечасовой выработки каждого работника.
На основе факторного анализа, производство и реализация продукции изыскивают резервы производства, находят конкретные причины изменений и конкретных виновников действий выявленных факторов.
Под резервами надо понимать неиспользованные возможности предприятия по росту ТП, росту производительности труда и снижению трудоемкости на основе предложенных мероприятий по их мобилизации. В зависимости от классификации выделяют виды резервов:
1) по месту возникновения: явные и скрытые
2) по способу обнаружения: внутренние и внешние;
По срокам использования: текущие и перспективные.
Текущие резервы наиболее мобильны, строятся на анализе и ликвидации
псов хозяйственной деятельности предприятия. Они не требуют капитальных лт и учитываются при составлении бизнес-плана.
Перспективные резервы связаны с капитальными вложениями, и их реализация приходится на долгосрочный период. Они сильнее влияют на эффективность производства и учитываются при разработке стратегии предприятия.
К числу наиболее распространенных резервов роста объема производства относятся: устранение потерь от брака, ликвидация недостатка рабочей силы на предприятии, совершенствование работы отделов и служб и другие. При подсчете резервов разницу между фактическим и недополученным объемом производства умножают на возможный процент дополнительной продукции. Например, для расчета резерва устранения брака необходимо удельный вес брака в себестоимости готовой продукции умножить на объем готовой продукции предприятия.
Выявление резервов роста эффективности хозяйственной деятельности предполагает изучение различных видов и форм потенциалов предприятия. Например, при выявлении резервов роста производственного потенциала изучают изменение численности работников, качества продукции, технологию производства и так далее. При выявлении резервов роста организационного потенциала изучают форму собственности предприятия и возможность проведения реструктуризации предприятия. При разработке предложений по росту финансового потенциала более детально анализируют финансовую устойчивость, ликвидность, оборачиваемость капитала, рентабельность.
Оценка резервов роста трудового потенциала включает факторный анализ производительности труда, образование работников, их мотивацию к труду.
Научно технический потенциал и его внедрение в работу предполагает внедрение инновации, использование патентов, лицензий и ноу-хау.
Источник