- Электронные средства сбора, обработки и отображения информации
- Оглавление
- Способы представления информации в наглядном виде
- Учитель информатики
- Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
- § 10. Наглядные формы представления информации
- Информатика. 5 класса. Босова Л.Л. Оглавление
- От текста к рисунку, от рисунка к схеме
- Диаграммы
- Самое главное
- Вопросы и задания
Электронные средства сбора, обработки и отображения информации
Оглавление
- Введение
- Информация и ее мера
- Форма представления информации
- Мера количества информации
- Кодирование информации
- Общие понятия и определения. Цели кодирования
- Оптимальное кодирование
- Помехоустойчивое кодирование
- Передача информации по каналам связи
- Общие сведения о каналах связи
- Виды двоичных сигналов
- Каналы передачи данных с электрическими линиями
- Оптические каналы передачи данных
- Управление физическим каналом
- Общая характеристика средств воспроизведения и отображения информации
- Назначение СОИ
- Информация, подлежащая воспроизведению и отображению
- Способы представления информации в наглядном виде
- Классификация средств воспроизведения и отображения информации
- Основные характеристики средств воспроизведения и отображения информации
- Дискретные индикаторы
- Классификация и определения
- Газоразрядные индикаторы
- Электролюминесцентные индикаторы
- Полупроводниковые индикаторы
- Жидкокристаллические индикаторы
- Электрофоретические индикаторы
- Средства отображения информации с электронно-лучевыми индикаторами
- Классификация СОИ на ЭЛТ
- Формирование знаков на экране ЭЛТ
- Средства отображения информации коллективного пользования
- Состав СОИ коллективного пользования
- Принцип построения и характеристики больших экранов
- Видеопреобразователи БЭ с электронно-лучевой трубкой
- Видеопреобразователи с промежуточным носителем информации
- Светоклапанные видеопреобразователи БЭ
- Видеопреобразователи на управляемых транспарантах с жидкими кристаллами
- Мнемосхемы
- Лазерные средства отображения информации
- Речевые средства диалога человека с техническими средствами
- Метод прямого кодирования — восстановления речевых сигналов
- Синтез речи на основе методов цифрового моделирования голосового тракта
- Формантный синтез
- Фонемный цифровой синтез
- Кодирование речи коэффициентами линейного предсказания (КЛП)
- Вопросы инженерной психологии
- Инженерная психология и ее роль при разработке СОИ
- Психофизиологические требования к системам отображения информации
- Моторные компоненты действия оператора
- Эргономические характеристики систем отображения информации
- Организация рабочего места оператора в АСУ
- Контрольные вопросы
- Контрольные этапы и их максимальный рейтинг
- Индивидуальное задание №1
- Индивидуальное задание № 2
- Лабораторная работа № 1 «Исследование частотных модуляторов-демодуляторов систем передачи дискретной информации»
- Введение
- Модуляция носителей информации
- Дискретный канал с частотной модуляцией
- Частотные модуляторы
- Частотные демодуляторы
- Программа лабораторной работы
- Содержание отчета по лабораторной работе
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
- Лабораторная работа №2 Исследование кодеров и декодеров последовательных асинхронных систем передачи информации двоичными однополярными сигналами
- Введение
- Последовательная асинхронная передача данных
- Программа лабораторной работы
- Содержание отчета по лабораторной работе
- 5 Контрольные вопросы
- 6 Рекомендуемая литература
- Приложение
- Лабораторная работа №3 Исследование пакета программ компьютерной мультипликации системы AUTODESK ANIMATOR
- 1 Введение
- Работа с системой
- Мультипликация
- Создание мультипликации методом полиморфных преобразований
- Оптические эффекты
- 6 Цвет
- Матрица
- Текст и мультипликация текста
- Вспомогательное средство MASK
- Пример мультипликации текста
- Полиморфные преобразования в мультипликации
- Панель OPTICS
- Другие возможности панели OPTICS
- Опция PATH
- Вращение
- Вращение и масштабирование
- Вращение, масштабирование и маршрут
- Композиция и соединение
- Программа работы
- Содержание отчета
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Приложение
- Методические указания по курсовому проектированию
- Введение
- Основные этапы курсового проектирования
- Рейтинговая раскладка курсового проекта
- Варианты заданий на курсовое проектирование
- Связь систем сбора информации с ЭВМ верхнего уровня
- Примеры творческих экзаменационных заданий
- Пример выполнения индивидуального задания №1
- 1 Техническое задание
- 2 Введение
- 3 Разработка структурной схемы УЗО и программного модуля
- 4 Заключение
- Список использованных сокращений
- Литература
Способы представления информации в наглядном виде
Существует много способов представления информации визуально. Для упрощения и запоминания информации оператором при визуальных способах часто используют специальные символы, если объект имеет характерные изобразительные формы.
Деятельность оператора ограничивается тем, что он имеет дело не с реальными объектами, а с информационными моделями реальных объектов. Физической реализацией информационной модели, предназначенной для зрительного восприятия, является информационное поле средств воспроизведения.
Информационное поле — это находящаяся в поле зрения оператора часть пространства, предназначенная для передачи информации, представленной совокупностью оптических образов.
Все сообщения, поступающие на средства воспроизведения информации, кодируются, т.е. всему сообщению или отдельным его частям присваивается определенный символ.
Различают три основные группы символов: геометрические, физические и цифровые.
Геометрические выражают значение какого-либо фактора длиной линии, расстоянием между двумя точками или углом. Они используются и для воспроизведения трехмерной информации.
Физические отображают значения параметров физическим состоянием носителя информации. В качестве физической символики используются: интенсивность одноцветной окраски участков поверхности носителя — тонография; степень почернения светочувствительного материала — фотография; интенсивность свечения люминесцентного вещества — люминография; величина электрического потенциала в точках наэлектризованного диэлектрика — электроннография; цвет окраски участков поверхности носителя — колография; величина магнитной индукции в элементах намагниченного носителя — феррография.
Знаковые (цифровые) символы отображают цифры, буквы и условные знаки, их сочетания, соответствующие системам счисления.
Для кодирования информации применяется ряд способов: например изменение формы, цвета и размера знаков; положения и ориентации знаков на информационном поле; яркости свечения.
В табл. 4.1 приведено примерное количество градаций кодов, при котором возможно независимое опознание каждой градации при различных способах кодирования.
буквенно-цифровая с пунктуацией
Частота мигания или
Тип линии (из точек, тире)
Фокусировка или искажения
Применяют три основных способа: 1) буквенно-цифровой; 2) в виде специальных условных знаков; 3) с помощью линий, площадей, геометрических фигур.
Буквенно-цифровой способ представления информации широко распространен, как наиболее привычный и удобный для восприятия. Символы кода (буквы, цифры) объединяются в более сложные кодовые группы (слова, числа, таблицы), которые отображают действительные предметы или отвлеченные понятия.
Способ представления информации в виде специальных условных знаков применяют для упрощения понимания и запоминания информации при визуальных способах. При этом часто используют специальные символы, особенно тогда, когда воспроизводимое понятие или объект имеют характерные изобразительные формы. Этот способ удобен для восприятия логических взаимосвязей отдельных элементов систем, для отображения решения, состояния управляемых объектов, типов объектов. Максимальное число различных символов ограничивается памятью оператора. Для облегчения восприятия информации в условиях кратковременного воспроизведения быстроменяющейся обстановки используются символы различных цветов, частот мерцаний и яркостей.
Способ представления информации с помощью линий, площадей, геометрических фигур применяют тогда, когда некоторые виды информации невозможно отобразить на визуальных индикаторах с помощью буквенно-цифровых знаков или символов. Так, авиалинии, изотермы, дороги, топографические контурные линии, графики функций, метеорологические карты лучше всего воспроизводить прочерчиванием линий.
Часто возникает необходимость воспроизводить площади, геометрические фигуры: для обозначения болот, участков выпадения вредных осадков, районов действий, различных участков на картах и графиках.
Информационные поля могут строиться в виде: текста, таблиц, условных знаков на картах, схем, экранов, сетевых графиков, функциональных графиков, диаграмм, гистограмм и т.д.
Целесообразность использования того или иного вида кодирования определяется видом информации.
Источник
Учитель информатики
Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
§ 10. Наглядные формы представления информации
Информатика. 5 класса. Босова Л.Л. Оглавление
Ключевые слова:
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. Действительно, рисунки, схемы, чертежи и графики способны заменить нам долгие разъяснения.
Человек лучше понимает и запоминает ту информацию, которая представлена наглядно — с помощью рисунков, фотографий, схем, диаграмм.
И дети, и взрослые любят иллюстрированные книги, потому что рисунки позволяют очень быстро понять, о чём идёт речь. Так, чтобы понять, о чём написано в выделенном ниже фрагменте текста, вам потребуется приблизительно полминуты; чтобы воспринять смысл рисунка, будет достаточно нескольких секунд. Проверьте.
В современных супермаркетах каждый товар имеет на упаковке штрих-код — метку, состоящую из чёрных линий. Для чтения штрих-кодов применяют специальные штрих-сканеры. С их помощью в компьютер вводят данные о стоимости покупки.
Для того чтобы показать, как устроены окружающие нас объекты (предметы, процессы, явления) и как они связаны друг с другом, используют схемы.
Ученики 5 класса знают схематичное изображение приставки, корня, суффикса и окончания слова. Поэтому вы сразу поймёте, о чём идёт речь, если учитель русского языка попросит подобрать слова, соответствующие следующей схеме: .
От текста к рисунку, от рисунка к схеме
Переход от одной формы представления информации к другой часто помогает решать трудные задачи.
Внимательно прочитайте текст — условие задачи.
Задача. По одноколейной железной дороге идут навстречу друг ДРУГУ 2 товарных поезда. В каждом из них по 8 вагонов. На станции, где они встретились, от главного пути отходит боковая ветка (тупик), которая может вместить только 4 вагона и тепловоз. Как должны действовать машинисты, чтобы составы смогли разъехаться и продолжить путь в нужных направлениях?
Решение. Чтобы вы могли лучше понять условие задачи, художник представил её содержание наглядно, в виде рисунка (рис. 27).
Рис. 27
Теперь вы хорошо представили условие задачи, и рисунок вам больше не нужен. Наоборот, на этапе решения рисунок будет вам мешать, так как он содержит много лишних, отвлекающих ваше внимание деталей. Для того чтобы, сохранив наглядность, избавиться от второстепенных деталей, перейдём к схеме. На ней тепловоз будем изображать с помощью стрелки, указывающей направление движения.
Схематически решение задачи можно изобразить так (рис. 28).
Рис. 28
Внимательно рассмотрите схему. Проговорите словами все этапы маневрирования составами.
Диаграммы
Для наглядного представления разных числовых данных используют диаграммы.
Рассмотрим следующий пример. Средние продолжительности жизни слона, крокодила, верблюда, лошади и шимпанзе равны 60, 40, 30, 25 и 60 годам соответственно. Представим эти данные на линейной диаграмме. Возьмём для изображения одного года жизни отрезок длиной 1 миллиметр. С помощью линейки начертим 5 горизонтальных отрезков, длины которых будут равны 60, 40, 30, 25 и 60 миллиметрам соответственно (рис. 29).
Рис. 29
Вместо отрезков можно нарисовать прямоугольники, у которых одинаковые длины основания, а высоты соответствуют числам 60, 40, 30, 25 и 60. Получим более наглядную столбчатую диаграмму (рис. 30).
Рис. 30
Рисунки животных рядом с диаграммами наверняка будут способствовать тому, чтобы полученные сведения остались в вашей памяти надолго.
Самое главное
Наглядные формы представления информации — это рисунки, схемы, диаграммы и т. д.
Иллюстрации помогают читателю очень быстро понять, о чём идёт речь, и создать в его представлении определённые образы.
Для того чтобы показать, как устроены окружающие нас объекты (предметы, процессы, явления) и как они связаны друг с другом, используют схемы.
Для наглядного представления разных числовых данных используют диаграммы.
Вопросы и задания
Дополнительную информацию для ответа на этот вопрос вы сможете найти в презентации «Наглядные формы представления информации», входящей в состав электронного приложения к учебнику.
Источник