Способ начисления за отопление
Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и в пределах своей компетенции сообщает следующее.
1. Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее — Правила N 354).
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2(3) и 2(4) приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
2. Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» (далее — Постановление N 603) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года).
До вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Правила N 354), с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.
Таким образом, если органами государственной власти субъекта Российской Федерации было принято решение об изменении способа оплаты, то применяется установленный в таком решении способ оплаты. В случае, если указанное решение не было принято, то применяется способ оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемый при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу Постановления N 603.
3. В соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно либо все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется на основании показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии по формулам 3(1), 3(3), 3(4) приложения N 2 к Правилам N 354.
Вместе с тем при способе оплаты за коммунальную услугу по отоплению в течение отопительного периода объем тепловой энергии в жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, определяемый по формулам 3(1) и 3(3), может принимать отрицательное значение. Подобная ситуация возможна, когда величина (Vд — ) принимает отрицательное значение ввиду неодновременного снятия показаний индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов тепловой энергии, при определении величин Vд и Vi в соответствии с положениями пунктов 59 и 59(1) Правил N 354 исходя из среднемесячных объемов потребления, при выявлении расхождений в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных приборов учета и (или) проверки их состояния и проведении перерасчета платы в соответствии с положениями пункта 61 Правил N 354.
Согласно статье 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). Учитывая, что изложенная выше ситуация прямо не урегулирована Правилами N 354 считаем возможным применить положения пункта 46 Правил N 354, в соответствии с которыми плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях.
При этом как разъяснила Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в решении от 20 июня 2018 г. по делу N АКПИ18-386, объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на эту отрицательную величину, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за не оказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета.
Таким образом, в случае возникновения отрицательных величин объема потребленной тепловой энергии в i-жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, определенных в соответствии с формулами 3(1), 3(3) приложения N 2 к Правилам N 354, плата за коммунальную услугу по отоплению в расчетном периоде в таком помещении многоквартирного дома не начисляется, при этом объем тепловой энергии, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, подлежит уменьшению на эту отрицательную величину.
Указанный порядок применяется при расчете платы за отопление по формуле 18(1). Вместе с тем, если индивидуальные приборы учета тепловой энергии установлены не во всех помещениях многоквартирного дома, расчет платы осуществляется по формуле 18, при этом перерасчет не производится.
В соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
В этой связи, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Директор Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства | С.В. Никонова |
Обзор документа
Минстрой разъяснил особенности оплаты коммунальных улуг по отоплению. В частности, он указал, что в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, размер платы определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Источник
Способ начисления за отопление
В конце июня 2021 года Правительством РФ были внесены отдельные изменения в порядок начисления коммунальной услуги по отоплению (Постановление № 1018 от 25.06.2021 г.). Уточнены механизмы расчета при наличии в доме теплосчетчиков (индивидуальных приборов учета), а также особенности оплаты содержания мест общего пользования в части отопления.
Общие моменты по оплате отопления
Принципы оплаты за отопление, которые существовали ранее, остаются неизменными:
— расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу, а плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания (п. 1 ст. 155 ЖК РФ);
— размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации (п. 36, 37 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354));
— в случае если коммунальная услуга по горячему водоснабжению и отоплению готовится внутри дома с помощью ИТП (или крышной котельной), то потребитель оплачивает весь объем потребленного коммунального ресурса в виде тепловой энергии и холодной воды – по факту потребленного ресурса (абз. 3 п. 40 и п. 54 Правил № 354);
— оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов:в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года (конечное решение принимается в каждом субъекте отдельно (абз. 1 п. 42(1) и абз. 1 п. 42(2) Правил № 354).
Варианты оплаты отопления: старое и новое
Особенности оплаты отопления зависят от наличия или отсутствия приборов учета, позволяющих агрегировать объем потребленных услуг.
Все установленные в законе варианты оплаты отопления раскрываются в п. 42(1) Правил № 354.
1.Если в многоквартирном доме нет общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ), то размер платы за тепловую энергию и отопление определяется исходя из норматива, который устанавливает тарифный орган субъекта. В настоящее время все подобные нормативы имеют повышающие коэффициенты (абз. 2 п. 42(1) Правил № 354).
- Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но ни в одном жилом или нежилом помещении нет индивидуального теплосчетчика (ИПУ), то размер платы за коммунальную услугу по отоплению распределяется по площади каждого жилого или нежилого помещения, исходя из общего объема гигакалорий, которые потребил дом (абз. 3 п. 42(1) Правил № 354). В случае оплаты за отопление равномерно в течение календарного года, эти объемы корректируются исходя из прошлогоднего годового объема потребления.
- Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но хотя бы одно жилое или нежилое помещение имеет ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:
— на основании показаний ИПУ данного помещения;
— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальнуюуслугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 4 п. 42(1) Правил № 354).
Таким образом, установка ИПУ не означает, что потребители перестают оплачивать общедомовое потребление.
Важно подчеркнуть, что установка теплосчетчиков не допускается в домах, имеющих вертикальную разводку. Это следует из п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приложением № 1 к приказу Минстроя России от 28.08.2020 г. N 485/пр.
- Если в многоквартирном доме есть ОДПУ и одновременно все жилые или нежилые помещения имеют ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:
— по показаниям ИПУ;
— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальную услугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 5 п. 42(1) Правил № 354).
В Правилах № 354 введено условие, при котором можно не оплачивать отопление на содержание общего имущества:
— если все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления;
— этот факт подтверждается технической документацией на многоквартирный дом.
В таком случае норматив потребления коммунальной услуги по отоплению принимается равным нулю (абз. 6 п. 42(1) Правил № 354).
Одновременно в Правила № 354 введены особенности оплаты за отопление при наличии в многоквартирном доме распределителей, устанавливаемых на радиаторах отопления. Для того, чтобы применять порядок оплаты с учетом распределителей, необходимо:
— чтобы многоквартирный дом был оборудован ОДПУ;
— чтобы общая площадь помещений, где установлены распределители, была не менее чем в 50% от общей площади всех жилых и нежилых помещений.
В таком случае размер платы за отопление будет рассчитываться по принципу, указанному в п. 2 и 3 подраздела данной статьи. А именно: к показаниям распределителя будет добавляться плата за содержание мест общего пользования, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 10 п. 42(1) Правил № 354).
В дальнейшем размер платы за отопление корректируется один раз в год, если решением общего собрания собственников помещений или членов ТСЖ не установлена иная периодичность для корректировки.
Слабые места регулирования платы за отопление
Регулирование платы за отопление все более усложняется: добавляются новые формулы и ситуации, которые направлены на устранение пробелов в законодательстве. Например, теплосчетчики нельзя устанавливать при вертикальной разводке инженерных коммуникаций по отоплению. Однако распределители можно (при условии, что эти действия осуществляет одновременно не менее 50% собственников от общей площади помещений в доме). Общая тенденция регулирования – постоянное оприборивание и надлежащий коммерческий учет, сочетаемый со штрафными санкциями за отсутствие приборов учета в доме или помещении.
Вместе с тем, в нашей практике продолжают встречаться ситуации, которые не охватываются существующим регулированием. Например, в одном из домов застройщик построил двухуровневые квартиры. При этом трубы отопления в этих квартирах были замурованы глубоко в стену, а для отопления и горячего водоснабжения застройщик установил в отдельной группе помещений индивидуальное газовое отопление. Изменения в проектную документацию были внесены, а вот в технический паспорт на помещение – нет. В таком случае управляющая организация выставляет потребителю плату за централизованное отопление и горячую воду, которой он не пользуется при наличии автономной газовой системы. То есть, услуга оплачивается дважды.
Кроме того, на уровне формул расчета не урегулированы ситуации, при которых потребитель может в принципе отказаться от оплаты за отопление. Например, в случае организации (путем надлежащего согласования переустройства) собственного индивидуального отопления (с помощью газа). Согласование переустройства и демонтаж радиаторов отопления в этом случае не является гарантией отсутствия начисления платы за отопление.
Наконец, в Правилах № 354 не прописан порядок расчета и оплаты потерь тепловой энергии за внешние сети теплоснабжения, в случае, если они являются общим имуществом. В случае закрытой системы отопления тепловые потери уйдут в тепловой компонент и будут выставлены потребителю по факту (п. 54 Правил № 354). А вот при централизованной системе теплоснабжения тепловые потери могут уйти только в общедомовое тепловое потребление с неустановленным порядком расчета, что создает дополнительные сложности и путаницу с учетом.
Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
Источник