Раздел профессиограммы — доминирующий способ мышления
Практически любая деятельность состоит из различных проблемных ситуаций, и человеку все время приходится решать различные профессиональные задачи:
одним людям лучше даются решения в ситуациях, где требуется выбрать одно из нескольких готовых решений;
другим — в ситуациях, где нужно предложить что-то новое;
третьим предпочтительно не размышлять, а действовать.
В одной и той же проблемной ситуации один человек будет перебирать различные способы выхода из ситуации, другой — искать причины и анализировать возможные последствия. Следовательно, привычные для человека способы мышления, наиболее характерные стратегии выхода из таких сложных ситуаций проявляются и в обычных житейских, и в профессиональных обстоятельствах. Если профессия постоянно требует от работника применять не свойственный ему способ мышления, он будет испытывать эмоциональный дискомфорт и не сможет добиться успеха в данной деятельности.
Доминирующий, т. е. преобладающий, способ мышления является устойчивой характеристикой личности. Узнать, какой способ мышления у человека преобладает, можно, проанализировав, решение каких задач дается ему легче всего, какие житейские ситуации для него наиболее привлекательны, какие хобби имеются.
Все способы решения профессиональных задач можно разделить на три больших класса:
приложение (применение имеющихся знаний, когда процедура решения достаточно четко определена и заранее выучена);
адаптация (приспособление имеющихся общих знаний к условиям, контексту изменяющейся ситуации);
производство (непосредственное исполнение действий, в основном это относится к ручному труду).
Cпособы мышления можно классифицировать как:
приложение — способ разрешения проблемной ситуации четко определен, имеется ясная внутренняя модель того, как должно быть.
Разновидности: приложение — процедура, приложение — диагностика, приложение — регуляция;
адаптация — имеется несколько способов решения проблемной ситуации, и необходимо выбрать оптимальный в зависимости от обстоятельств.
Разновидности: адаптация — анализ, адаптация — координация, адаптация — формализация;
производство — представление о выполнении задачи хранится в двигательной памяти человека, производится непосредственное действие.
Разновидности: производство — сила, производство — ловкость.
По преобладающему способу мышления всех людей можно разделить на несколько типов, причем каждый из типов характерен для людей разных профессий. Поэтому, определив свой тип, можно проверить, соответствует ли он избранной профессии. Можно выделить восемь типов людей:
С преобладающим способом мышления «приложение — процедура».
Такие люди лучше всего чувствуют себя, когда нужно точно и пунктуально выполнить известные им заранее процедуры решения поставленной задачи. Профессии, которые им подходят, требуют быстрого и точного исполнения известных процедур решения.
С преобладающим способом мышления «приложение — диагностика».
Такие люди лучше всего замечают ошибки, отклонения от нормального течения процесса, способны найти причины этих ошибок. Профессии, которые им подходят, связаны с выявлением причин ошибок, аварий, неправильного функционирования техники с целью профилактики, контроля исправности и устранения неисправностей.
С преобладающим способом мышления «приложение — регуляция».
Такие люди любят рассматривать различные аспекты целостной системы с точки зрения того, чтобы обеспечить ее правильное и точное функционирование. Они способны хорошо регулировать отношения между частями целого, достигать равновесия, избегать напряжения. Профессии, которые подходят людям этого типа, связаны с согласованием действий и могут иметь отношение как к техническим, так и к организационным системам.
С преобладающим способом мышления «адаптация — анализ».
Такие люди склонны анализировать ситуации, выделять существенное, предлагать новые решения. Профессии, в которых применяется этот способ мышления, требуют произвести анализ разнообразных данных, их сравнение, сопоставление, интерпретацию с целью дальнейшего обобщения и планирования.
С преобладающим способом мышления «адаптация — координация».
Такие люди могут согласовывать цели и решения различных многочисленных задач одновременно, стремятся к развитию и инновациям. Профессии, которые подходят людям с этим способом мышления, требуют оценки и решения нескольких задач одновременно, согласования противоречивых целей.
С преобладающим способом мышления «адаптация — формализация».
Такие люди хорошо интерпретируют различные ситуации, умело приспосабливаются к обстоятельствам и другим людям, они могут легко придать новую форму различным мыслям и идеям. Профессии, которые им подходят, требуют следующего:
— умения слушать и переводить на понятный другим язык различные сложные проблемы;
— умения считаться с ситуацией и другими людьми.
С преобладающим способом мышления «производство — сила».
Такие люди предпочитают решение конкретных технических задач с применением физической силы. К профессиям, требующим этого способа мышления, относятся в основном профессии ручного труда.
С преобладающим способом мышления «производство — ловкость».
Такие люди предпочитают решать конкретные технические задачи используя навыки к ручному труду. К профессиям этого типа относятся в основном профессии, требующие ловкости и сноровки.
В профессиограмме отмечается, какой способ мышления наиболее характерен для представителей данной профессии.
Раздел профессиограммы — область базовых знаний и профессиональная область
Для каждой профессии требуется определенная совокупность знаний и умений. Необходимый уровень знаний может быть:
высоким (теоретическое знание);
средним (практическое использование знаний);
низким (знание получено опытным путем, навыки).
В классификационной карточке отмечены две области базовых знаний:
область базовых знаний № 1 и их требуемый уровень (знания по общеобразовательным предметам);
область базовых знаний № 2 и их уровень (знание по специальным предметам).
Каждый человек может сравнить имеющиеся у него знания с теми, которые требуются для данной профессии.
Любая профессиональная деятельность относится к какой-либо более широкой профессиональной области. В профессиограмме указывается область, к которой относится данная профессия. При выборе профессии надо подумать, есть ли желание работать именно в этой профессиональной области.
Источник
Способ мышления приложение процедура
Доминирующий способ мышления
 В классификационной карточке отмечается, какой способ мышления наиболее характерен для представителей данной профессии.
 Человеку приходится решать различные проблемные ситуации, входящие в профессиональные задачи. Одним людям лучше даются решения в ситуациях, где требуется:
Область базовых знаний
 В классификационной карточке отмечается, какие знания и умения необходимы для представителей данной профессии.
 Для каждой профессии требуется определенная совокупность знаний и умений. Необходимый уровень знаний может быть:
- высоким (теоретическое знание);
- средним (практическое использование знаний);
- низким (знание получено опытным путем, навыки).
В классификационной карточке отмечены две области базовых знаний:
- область базовых знаний № 1 и их требуемый уровень (знания по общеобразовательным предметам);
- область базовых знаний № 2 и их уровень (знание по специальным предметам).
 В классификационной карточке отмечается к какой профессиональной области относится данная профессия
 В классификационной карточке отмечается тип межличностного взаимодействия характерный для данной профессии
 В профессиональной деятельности люди вступают во взаимодействие друг с другом, причем в разных профессиях тип взаимодействия разный. При этом люди различаются по тому, предпочитают ли они частое или редкое взаимодействие, решать задачи вместе или в одиночку.
 Типы межличностного взаимодействия:
- Редкое взаимодействие означает, что человек не стремится действовать совместно с другими, предпочитает независимость. Такие люди хорошо переносят одиночество во время деятельности, сами организуют решение своих профессиональных задач и не считают, что работа должна происходить в группе.
- Частое взаимодействие по типу «напротив» означает, что человек стремится работать с другими людьми, для него лучше такая работа, которая происходит при частых взаимоотношениях с другими. Такие люди предпочитают профессиональные ситуации продажи, переговоров, приема; ценят возможность обсуждать, договариваться, давать справки другим.
- Частое взаимодействие по типу «рядом» означает, что человек стремится находиться рядом с другими людьми при решении профессиональных задач. Здесь предпочтение отдается таким профессиональным ситуациям, где люди обмениваются разнообразной информацией, но работу выполняют независимо друг от друга. Такой человек сохраняет некоторую самостоятельность в работе, при том что работает не в одиночку.
- Частое взаимодействие по типу «вместе» означает, что человек стремится действовать вместе с другими людьми, для него лучше такая работа, которая происходит при постоянных взаимоотношениях с другими. Здесь предпочтение отдается выполнению общей работы «командой», маленькой спаянной группой. Такой человек соглашается на некоторую зависимость от других в работе и не любит работать в одиночку.
Знание своего предпочитаемого типа взаимодействия помогает подобрать работу, где человек чувствует себя наиболее комфортно.
Определить свой тип взаимодействия можно, проанализировав свое поведение в общении с другими людьми, а также выполнив ряд тестовых заданий, выявляющих уровень развития коммуникативных способностей:
 В классификационной карточке отмечено какой доминирующий интерес характерен для данной профессии
 Интересы людей разнообразны, и по степени выраженности интересов всех людей подразделяют на разные типы личности. Люди разных типов предпочитают одни и отвергают другие виды деятельности: работу, отдых, хобби.
В зависимости от доминирующего (т. е. ведущего, основного) интереса выделяют следующие типы личности:
- реалистический
- артистический
- интеллектуальный
- конвенциальный
- предприимчивый
- социальный
 В классификационной карточке отмечено какие условия работы характерны для данной профессии
 Профессиональная деятельность всегда проходит в определенных условиях. В классификационной карточке отмечаются два вида условий:
- работа в помещении или вне помещения
- мобильная (подвижная) или сидячая
Источник
Доминирующий способ мышления приложение — процедура
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ: СТЕНОГРАФИСТ
Наименование профессии: стенографист
Доминирующий способ мышления: приложение — процедура
Область базовых знаний № 1 их уровень: русский язык и литература — уровень 3, средний (практическое использование
Область базовых знаний № 2 их уровень: стенография, правила орфографии и пунктуации — уровень 2, средний (практическое использование знаний)
Профессиональная область: сфера услуг
Межличностное взаимодействие: частое по типу «рядом»
Доминирующий интерес: конвенциальный — усидчивый, исполнительный, дисциплинированный, аккуратный. Отдает предпочтение ясным, четко сформулированным предписаниям. Любит решать типичные задачи
Дополнительный интерес: социальный — активен, общителен, эмоционален, чувствителен. Обладает развитыми речевыми способностями. Умеет устанавливать и поддерживать отношения с людьми. Главным содержанием труда является взаимодействие с людьми. Предпочитаемые занятия: обучение, информирование, обслуживание
Условия работы: в помещении, сидячий
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
— Хорошее развитие концентрации и устойчивости внимания (способность в течение длительного времени сосредотачиваться на определенном виде деятельности).
— Большой объем внимания (то количество объектов, которое человек может замечать одновременно).
— Хорошая слуховая и зрительная память.
— Высокий уровень развития кратковременной памяти.
— Способность заниматься монотонной работой.
Личностные качества, интересы и склонности:
— высокая скорость работы;
— точность выполняемой работы;
Качества препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
— неспособность заниматься длительное время монотонной работой;
— низкий уровень развития кратковременной памяти;
— низкий уровень развития слуховой и зрительной памяти;
— низкая помехоустойчивость (дезорганизация деятельности при отвлекающих факторах)
Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности:
История профессии
Стенография (от греч. — узкий, тесный и ) — скоростное письмо, основанное на применение специальных систем знаков и сокращений слов и словосочетаний, позволяющих вести синхронную запись устной речи и рационализировать технику письма. Скорость стенографического письма превосходит обычного письма в 17 раз.
Стенография была известна с глубокой древности. Один из первых достоверных памятников стенографии — надпись стенографическими знаками на найденной в Акрополе в Афинах мраморной плите, относящейся к 350 году до н.э. В школах Древнего Рима наряду с обычным письмом () преподавалось скоростное письмо (). Римская стенография, применявшаяся до 11 века, называлась «тироновы ноты» (по имени ее создателя Тирона — 1-й век до н.э.). Термин «стенография» введен в
1602 году в Англии Дж.Уиллисом. эта система допускала, что каждый знак мог иметь четыре наклона в четырех разных направлениях, и исходная позиция могла быть написана 12 видами. В 1837 году Исаак Питман представил свою систему стенографирования, основанную на звуках, то есть все слова пишутся так, как слышатся, а не так, как произносятся по буквам. В 1888 году англичан Грегг усовершенствовал систему стенографирования, в таком виде она в основном существует и в наши дни.
Виды профессиональной деятельности :
— стенографическая запись докладов, лекций, выступлений на конференциях, протоколов заседаний и совещаний;
— стенографирование под диктовку руководителей и др. лиц текстов деловых писем, приказов, заключений, инструкций, докладных записок и других служебных документов;
— расшифровка стенографических записей;
— согласование расшифрованного текста с докладчиком;
— печатание утвержденного текста или передача его на печатание.
Области применения профессиональных знаний:
Учебные заведения , обучающие данной профессии:
Профессию стенографиста можно получить, пройдя соответствующую подготовку по установленной программе на
учебных курсах, либо в профессионально — технических училищах.
1. Курсы стенографии и машинописи. Инд.117049. Москва, пер. 1-й Бабьегородский, 5/7. Тел.238-99-43.
2. ПТУ № 17. Инд.125315. Москва, пер. Б.Коптевский, 7. Тел.152-75-31.
3. Высшее профессиональное училище № 316. Инд.107564. Москва, проезд Погонный, 1А. Тел.169-93-67.
4. Колледж Министерства иностранных дел. Инд.113184. Москва, пер. М.Татарский, 8. Тел.233-33-92.
5. Профессионально- техническое училище № 13. Инд.109280. Москва, проезд 3-й Автозаводский, 13.
6. Учебный центр ГЗОС. Инд.105043. Москва, б-р Измайловский, 12.Тел.465-18-48.
Источник