Способ морфологического выражения не соответствует подлежащему

Способы выражения подлежащего

Рассмотрим спо­со­бы выра­же­ния под­ле­жа­ще­го раз­лич­ны­ми частя­ми речи и сло­во­со­че­та­ни­я­ми в пред­ло­же­нии. В про­стом пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее может быть обо­зна­че­но сло­ва­ми раз­ных частей речи, в том чис­ле инфи­ни­ти­вом, лек­си­че­ски и син­так­си­че­ски нераз­ло­жи­мы­ми сло­во­со­че­та­ни­я­ми и фразеологизмами.

В пред­ло­же­нии основ­ная мысль сосре­до­то­че­на в его син­так­си­че­ском ядре — под­ле­жа­щем и ска­зу­е­мом.

Подлежащее — это глав­ный член пред­ло­же­ния, с помо­щью кото­ро­го мож­но узнать, о ком или о чём идет речь в выска­зы­ва­нии. К под­ле­жа­ще­му мож­но задать вопрос кто? или что? Этот глав­ный член пред­ло­же­ния пояс­ня­ет­ся ска­зу­е­мым, обо­зна­ча­ю­щем дей­ствие или состо­я­ние субъекта.

Подлежащее име­ет фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа и может быть обо­зна­че­но не толь­ко отдель­ны­ми сло­ва­ми, но и сло­во­со­че­та­ни­я­ми и фразеологизмами.

Таблица

Способ Пример
1. Имя суще­стви­тель­ное в и. п. Собака игра­ла с костью.
2. Имя числительное Семеро одно­го не ждут.
Шесть делит­ся на три.
3. Местоимение в име­ни­тель­ном падеже Никто не спал в эту ночь.
4. Инфинитив (обыч­но — в нача­ле предложения) Грубить — пло­хая привычка.
5. Субстантивированное при­ча­стие, прилагательное Взрослые отпра­ви­ли детей спать.
Вошедший при­вет­ство­вал присутствовавших.
6. Любая часть речи в зна­че­нии существительного Наше зав­тра туманно.
Грянуло ура .
7. Различные соче­та­ния слов:
а) состав­ные гео­гра­фи­че­ские названия;
Садовое коль­цо — кру­го­вая транс­порт­ная магистраль.
б) устой­чи­вые соче­та­ния слов, в том чис­ле фра­зео­ло­ги­че­ские обороты; В стране актив­но раз­ви­ва­ет­ся сель­ское хозяй­ство .
в) количественно-именные сочетания; Несколько чело­век вошли в ком­на­ту. Один из них был в очках.
г) соче­та­ния соби­ра­тель­но­го сущ. с коли­че­ствен­ным зна­че­ни­ем (ряд, часть, мно­же­ство) с сущ. или место­им. в р. п.; На пло­ща­ди собра­лось мно­же­ство наро­да .
д) соче­та­ния неопре­де­лен­ных место­име­ний с име­на­ми прилагательными; Что-то чер­ное заше­ве­ли­лось в углу.
е) соче­та­ние сущ. в и. п. с пред­ло­гом «с» и сущ. в тв. п. Мама с ребен­ком шли впереди.

Выражение подлежащего в простом предложении

Подлежащее выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи как имен­ны­ми, так и слу­жеб­ны­ми. В роли глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния, обо­зна­ча­ю­ще­го субъ­ект дей­ствия, чаще все­го выступает

1. суще­стви­тель­ное в име­ни­тель­ном паде­же един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го числа

2. местоимения-существительные (лич­ные, отно­си­тель­ные, опре­де­ли­тель­ные, отри­ца­тель­ные, неопределенные)

Любой зна­ет ответ на этот вопрос.

3. коли­че­ствен­ное или соби­ра­тель­ное числительное

Двое быст­ро про­шли через тем­ный двор.

4. при­ла­га­тель­ное или при­ча­стие, кото­рое пере­шло в существительное

Скромный гово­рит о себе сво­и­ми поступками.

Выздоравливающие про­гу­ли­ва­лись по аллее.

6. наре­чие в роли существительного

7. слу­жеб­ные части речи и меж­до­ме­тие, кото­рые при­об­ре­ли пред­мет­ное значение

Около — это про­из­вод­ный пред­лог, а тоже — союз.

Громкое «бра­во» раз­да­лось с бал­ко­на театра.

Иногда осо­бое затруд­не­ние вызы­ва­ет под­ле­жа­щее, выра­жен­ное неопре­де­лен­ной фор­мой гла­го­ла, или инфинитивом.

Выражение подлежащего инфинитивом

Инфинитив может быть любым чле­ном пред­ло­же­ния. Рассмотрим инфи­ни­тив в роли подлежащего.

К упать­ся ночью в море запре­ща­ет­ся .

В этом пред­ло­же­нии к сло­ву «купать­ся» зада­дим вопрос: о чем идет речь?

«Купаться» — это под­ле­жа­щее, кото­рое пояс­ня­ет­ся ска­зу­е­мым, выра­жен­ным гла­го­лом «запре­ща­ет­ся».

Купаться запре­ща­ет­ся — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва предложения.

Подлежащее, выра­жен­ное инфи­ни­ти­вом, нахо­дит­ся в нача­ле пред­ло­же­ния. Чтобы вер­но ука­зать под­ле­жа­щее в фор­ме инфи­ни­ти­ва и не спу­тать его с дру­ги­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния, сле­ду­ет выяс­нить вто­рой глав­ный член. Такое под­ле­жа­щее, как пра­ви­ло, име­ет пояс­ня­ю­щее его ска­зу­е­мое, обо­зна­чен­ное сло­ва­ми раз­ных частей речи:

Осознать свою ошиб­ку — это бла­го­род­ство .

б) дру­гим гла­го­лом в фор­ме инфинитива

Для меня жить — зна­чит рабо­тать (И. К. Айвазовский).

в) сло­вом кате­го­рии состояния

Всегда насла­ждать­ся — это невоз­мож­но .

г) при­ла­га­тель­ным в пол­ной фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа с глаголом-связкой

Дарить сча­стье дру­гим — быть самом у счаст­ли­вым .

Выражение подлежащего словосочетанием

Подлежащее выра­жа­ет­ся лек­си­че­ски неде­ли­мы­ми сло­во­со­че­та­ни­я­ми, в соста­ве кото­рых укажем

а) име­на собственные

б) име­на нарицательные

в) устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния — термины

Подлежащее может быть обо­зна­че­но син­так­си­че­ски неде­ли­мы­ми соче­та­ни­я­ми слов, одно из кото­рых обо­зна­ча­ет коли­че­ство или ука­зы­ва­ет на него:

а) соче­та­ние чис­ли­тель­но­го с существительным

б) соче­та­ние суще­стви­тель­ных «боль­шин­ство», «мно­же­ство», «мень­шин­ство», «ряд», «часть», «сот­ня» с суще­стви­тель­ным в фор­ме р. п. мн. ч.

в) соче­та­ние место­име­ний «столь­ко», «сколь­ко», «несколь­ко» с суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме р. п. мн. ч.

г) соче­та­ния, выра­жа­ю­щие при­бли­зи­тель­ное коли­че­ство, с пред­ло­га­ми «око­ло», «до» и сло­ва­ми «мно­го», «мало», «свы­ше», «боль­ше», «мень­ше»

д) соче­та­ние место­име­ния или чис­ли­тель­но­го в и. п. с суще­стви­тель­ным в р. п. с пред­ло­гом «из»

е) суще­стви­тель­ное или лич­ное место­име­ние в и. п. с суще­стви­тель­ным в тво­ри­тель­ном паде­же, если ска­зу­е­мое име­ет фор­му мно­же­ствен­но­го числа

(Кто?) Я с бра­том , вой­дя в дом, сня­ли шапки.

Я (с кем?) с бра­том пошел на охоту.

ж) неопре­де­лен­ное место­име­ние (некто, нечто, кто-то, что-то и пр.) с при­ла­га­тель­ным (при­ча­сти­ем) в роли существительного:

Некто незна­ко­мый загля­нул в калитку.

Что-то тре­вож­ное послы­ша­лось нам в гуле ветра.

з) выра­же­ния с вре­мен­ным зна­че­ни­ем, в соста­ве кото­рых име­ют­ся сло­ва «нача­ло», » «сере­ди­на», «конец»

Незаметно подо­шла сере­ди­на квар­та­ла .

и) целые пред­ло­же­ния, кото­рые теря­ют предикативность

Подлежащее выражено фразеологизмом

В каче­стве глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния может высту­пать фра­зео­ло­гизм, кото­рый не делит­ся на состав­ля­ю­щие его сло­ва и цели­ком явля­ет­ся подлежащим.

Примеры:

Нить Ариадны помог­ла Тесею вый­ти из лабиринта.

Манна небес­ная вряд ли будет сыпать­ся нам.

Эта голу­ба я меч­та неосу­ще­стви­ма для меня.

Видеоурок «Подлежащее и способы его выражения (8 класс)»

Источник

Конспект урока по русскому языку «Морфологические способы выражения подлежащего» (8 класс)

Морфологические способы выражения подлежащего.

обобщение и углубление знаний учащихся о подлежащем и способах его выражения; развивать навыки нахождения подлежащего в предложении; воспитание потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности

Систематизировать знания учащихся о предложении как синтаксической единице;

Совершенствовать умения определять грамматическую основу предложений;

Углубить понятия о подлежащем и способах его выражения;

Отработать навык нахождения подлежащего в предложении;

Расширить и углубить предметную компетенцию учащихся;

Воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

Оборудование: учебник Рыбченковой,таблица.

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Беседа с учащимися.

1) Что такое двусоставное предложение?

2) На какие группы делятся члены предложения?

3) Какие члены предложения называются главными?

4) Что такое подлежащее? Чем оно может быть выражено?

5) Что такое сказуемое? Чем оно может быть выражено?

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Упражнение 66 или

— Найдите в предложениях главные члены.

— Чем выражено в каждом предложении подлежащее?

1) Лебеди летели из холодной стороны в теплые земли. (существ.)

2) Они летели через моря. (местоим.)

3) Один молодой лебедь летел позади всех. (числит. с существ.)

4) Силы его ослабели. (существ.)

2. Объяснение учителя с опорой на таблицу.

Подлежащее — главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? и что?

Чаще всего подлежащее выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже.

Также подлежащее может выражаться и частями речи, употребленными в значении имени существительного (см. табл.).

1. Именем существительным

Лебеди летели из холодной стороны в теплые земли

Никто не напомнит, что было в начале.

Мокрый дождя не боится.

Десять делится на два.

Встречающие вышли на перрон.

6. Неопределенной формой глагола

Учиться всегда пригодится.

7. Неизменяемыми частями речи

Завтра не будет похоже на сегодня. Далече грянуло ура .

8. Синтаксически неделимым сочетанием слов:

1) существ. или местоим. в Им. п. + существ. или местоим. в Тв. п. с предлогом с

2) колич. числит. в Им. п. + существ. в Р. п.

3) много, мало, несколько, сколько + существ. в Р. п.

4) устойчивым сочетанием (названия)

Отец с сыном отправились на стадион. Мы с ним были тут вчера.

Шли два приятеля .

Несколько человек толпилось у подъезда.

Анютины глазки росли около крыльца

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1.Работа с учебником

2. Коллективная работа.

(Несколько учащихся работают у доски, таблицу можно заполнять по очереди.)

— Обозначьте грамматическую основу каждого из предложений.

— Укажите, чем выражено подлежащее.

— Заполните таблицу по образцу.

1) Поезд мчался в неясную даль, и я вспомнил зимнюю ночь в горах.

2) Все притихли. Несколько человек оглянулось. Иные вздрогнули. Другие отошли в сторону.

3) Развивались два полковых знамени, поднятые высоко.

4) Танцующие теснились и толкали друг друга.

5) Вот раздалось ау вдалеке.

6) Мы с товарищем выехали на закате солнца.

7) Большинство знакомых уже разъехалось по домам.

8) Балтийское море глубоко вдается в материк Европы.

2. Индивидуальная работа.

Перепишите предложения, заменяя выделенные слова причастием или прилагательным в значении существительного.

— Выделите грамматическую основу предложений.

1) Те, кто опоздал, не увидели первого действия пьесы.

2) Те, кто присутствовал на репетиции, горячо поздравили режиссера.

3) Те, кто находился в театре, аплодировали артистам.

4) Те, кто был в дозоре, внимательно осматривали окрестность.

5) В палате лежали те, кого ранило.

3. Лингвистический эксперимент.

— Разберите предложения, выделите грамматическую основу.

— Установите, в каких предложениях подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а в каких — одним словом. Почему?

1) Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

2) Комендантша с дочерью удалилась.

3) Бабушка с внучкой пришли к ним вечером.

4) Николай с Денисовым ходили по залам.

5) Старик крестьянин с батраком шел под вечер леском.

Или упражнение 69

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

1. Оценивание учебных достижений учащихся.

2. Заключительная беседа.

1) Какие члены предложения называются главными?

2) Что такое подлежащее?

3) Чем оно может быть выражено?

Вывод. Подлежащее — главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? и что?

Чаще всего подлежащее выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже.

Также подлежащее может выражаться и частями речи, употребленными в значении имени существительного: прилагательным, числительным, причастием, неопределенной формой глагола, неизменяемыми частями речи, синтаксически неделимыми словосочетаниями.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить теоретический материал параграфа 10

3. Задание высокого и достаточного уровней: составить пять предложений, используя в качестве определения синтаксически неделимые словосочетания.

1. Именем существительным

Лебеди летели из холодной стороны в теплые земли

Никто не напомнит, что было в начале.

Мокрый дождя не боится.

Десять делится на два.

Встречающие вышли на перрон.

6. Неопределенной формой глагола

Учиться всегда пригодится.

7. Неизменяемыми частями речи

Завтра не будет похоже на сегодня. Далече грянуло ура .

8. Синтаксически неделимым сочетанием слов:

1) существ. или местоим. в Им. п. + существ. или местоим. в Тв. п. с предлогом с

2) колич. числит. в Им. п. + существ. в Р. п.

3) много, мало, несколько, сколько + существ. в Р. п.

4) устойчивым сочетанием (названия)

Отец с сыном отправились на стадион. Мы с ним были тут вчера.

Шли два приятеля .

Несколько человек толпилось у подъезда.

Анютины глазки росли около крыльца

1. Именем существительным

Лебеди летели из холодной стороны в теплые земли

Никто не напомнит, что было в начале.

Мокрый дождя не боится.

Десять делится на два.

Встречающие вышли на перрон.

6. Неопределенной формой глагола

Учиться всегда пригодится.

7. Неизменяемыми частями речи

Завтра не будет похоже на сегодня. Далече грянуло ура .

8. Синтаксически неделимым сочетанием слов:

1) существ. или местоим. в Им. п. + существ. или местоим. в Тв. п. с предлогом с

2) колич. числит. в Им. п. + существ. в Р. п.

3) много, мало, несколько, сколько + существ. в Р. п.

4) устойчивым сочетанием (названия)

Отец с сыном отправились на стадион. Мы с ним были тут вчера.

Шли два приятеля .

Несколько человек толпилось у подъезда.

Анютины глазки росли около крыльца

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого

— дать понятие о составном глагольном сказуемом;

— изучить структуру составного глагольного сказуемого;

— научить опознавать составное глагольное сказуемое в тексте по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений;

— научить различать простое и составное глагольное сказуемое;

— совершенствовать орфографические навыки;

— совершенствовать навыки синтаксического разбора словосочетаний и предложений.

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

Наш урок мы посвятим сказуемому, о котором уже многое знаем. Знакомство с простым глагольным сказуемым уже состоялось, и сегодня мы поговорим о его родственнике — составном глагольном сказуемом. Цель урока: познакомиться с СГС, его структурой, научиться отличать его от простого глагольного.

А начнем мы с повторения.

3. Повторение сведений о предложении.

Восстановите определения (устно):

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ … и … — это грамматическая основа предложения. По строению грамматической основы предложения делятся на … и … . Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … . Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …или … и отвечает на вопросы … . Простое сказуемое может быть только … . В простом сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены … .

4. Разноуровневые задания по повторению простого глагольного сказуемого.

Я предлагаю вам задания на выбор. Если вы решитесь выполнить задание под номером I, вы вряд ли столкнетесь с трудностями и сделаете ошибку. А смелым я предлагаю задание под номером II; при его выполнении необходимо подумать, применить все свои знания.

Подчеркнуть грамматическую основу в предложении.

I. Замечая ошибки другого, мы сами их совершаем. (Вольтер)

Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага. (Лао Цзы)

Самого главного глазами не увидишь. ( Сент – Экзюпери)

II. Когда я научусь плыть против течения, я смогу плыть по течению, обгоняя его.

Если хочешь жить для себя, живи для других. (Сенека)

С каждого старайся спрашивать то, что он может дать. (Сент – Экзюпери)

( I -мы совершаем, путешествие начинается, не увидишь; II — я научусь плыть, я смогу плыть, хочешь жить, живи, старайся спрашивать, он может дать.)

Что означают данные афоризмы?

Какие сказуемые встретились нам в этих примерах?

В каком наклонении стоят сказуемые?

Что необычного в сказуемых у второй группы? Сделайте вывод о них.

5. Понятие о составном глагольном сказуемом.

Рассмотрим схему построения составного глагольного сказуемого.

Что включает в себя составное глагольное сказуемое?

Какая часть составного глагольного сказуемого несёт основное лексическое значение?

Какую роль играет вспомогательный глагол?

(Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола, который выражает грамматическое значение, и неопределенной формы, выражающей лексическое значение сказуемого.)

7. Работа на местах.

Давайте рассмотрим это на конкретных примерах. Распределите предложения, указав только их номер, в 2 столбика: I – с простым глагольным сказуемым, II – с составным глагольным сказуемым.

1. Слова только мешают понимать друг друга. (Сент – Экзюпери)

2. Всё лето будут лотосы цвести, и озеро притихнет, зеленея.( В. Перелешин)

3. Темнота приближающейся ночи могла избавить меня от всякой опасности. (А.С. Пушкин)

4. Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать. (Сент – Экзюпери)

5. Иные радовались, иные так просто повесили носы.(Ф.М. Достоевский)

6. В одиночестве способен жить не всякий. ( И.А. Крылов)

Назовите сказуемые во 2-ом и 5 -ом предложении. Докажите, что они простые, а не составные.

(В 2-ом ПГС стоит в форме будущего сложного времени, а в 5-ом –ПГС является фразеологизм повесили носы –огорчились, расстроились.)

А в чем особенность вспомогательного слова в сказуемом 6-ого предложения?

(Оно выражено кратким прилагательным со значением возможности. Значит, в СГС вспомогательным словом может быть не только глагол, но и краткое прилагательное.)

(Мешают понимать, будут цвести, притихнет, могла избавить, даешь приручить, случается плакать, радовались, повесили носы, способен жить.)

10. Работа по притче.

Учитель читает текст притчи, а ученики внимательно слушают и определяют тему и основную мысль текста.

Однажды король пришел в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья кусты и цветы. Дуб сказал что он ум…рает потому, что у него нет иголок, как у сосны. Подойдя к сосне король нашел ее опадающей потому, что она не может давать виноград. Виноградная лоза ув…дала потому, что она не может цвести так же прекрасно, как роза.

После долгих и утомительных поисков король все же нашел одно цветущее р…стение. Он спросил, почему оно не ув…дает. Р…стение ответило что считает радость жизни само собой разумеющейся. Подумав оно добавило «Король ты посадил меня, чтобы получить радость. Если бы ты хотел дуб виноград или розу, ты посадил бы их. Вид…мо, я не могу быть ни розой, ни виноградом. Я буду собой и постараюсь развить свои лучшие качества».

(Притча о том, что у каждого существа в этом мире есть своё назначение. Основная мысль заключается в том, что важно оставаться самим собой и стараться развивать свои лучшие качества, не сравнивая себя с другими.)

Учащиеся вставляют пропущенные буквы, расставляют недостающие знаки препинания, подчеркивают составные глагольные сказуемые и комментируют ответы.

(Двое учеников ставят своеобразный эксперимент, пытаясь заменить СГС простым, делают вывод о том, что вспомогательные глаголы может, могу, постараюсь несут дополнительное значение возможности, желательности действия.) (Не может давать, не может цвести, не могу быть, постараюсь развить.)

Однажды король пришел в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья, кусты и цветы. Дуб сказал, что он умИрает потому, что у него нет иголок, как у сосны. Подойдя к сосне, король нашел ее опадающей потому, что она не может давать виноград. Виноградная лоза увЯдала потому, что она не может цвести так же прекрасно, как роза.

После долгих и утомительных поисков король все же нашел одно цветущее рАстение. Он спросил, почему оно не увЯдает. РАстение ответило, что считает радость жизни само собой разумеющейся. Подумав, оно добавило: «Король, ты посадил меня, чтобы получить радость. Если бы ты хотел дуб, виноград или розу, ты посадил бы их. ВидИмо, я не могу быть ни розой, ни виноградом. Я буду собой и постараюсь развить свои лучшие качества».

Опираясь на притчу, закончите предложения.

1. В этом мире все другие роли уже заняты, поэтому следует быть …

2. Нужно работать над собой, чтобы стать…

3. Не следует сравнивать себя с …

4. Когда человек на своем месте, он становится…

(1- самим собой, 2- лучше, чем ты есть сейчас, 3- другими людьми, 4-счастливым, нужным, востребованным.)

11. Обобщение изученного на уроке.

Сказуемое может быть … и …

Составное глагольное сказуемое состоит из … и …

Грамматическое значение сказуемого выражается …

Неопределенная форма глагола выражает …

Распределите предложения, указав только их номер, в 2 столбика: I – с простым глагольным сказуемым, II – с составным глагольным сказуемым.

1. Слова только мешают понимать друг друга. (Сент – Экзюпери)

2. Всё лето будут лотосы цвести, и озеро притихнет, зеленея.( В. Перелешин)

3. Темнота приближающейся ночи могла избавить меня от всякой опасности. (А.С. Пушкин)

4. Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать. (Сент – Экзюпери)

5. Иные радовались, иные так просто повесили носы.(Ф.М. Достоевский)

6. В одиночестве способен жить не всякий. ( И.А. Крылов)

Распределите предложения, указав только их номер, в 2 столбика: I – с простым глагольным сказуемым, II – с составным глагольным сказуемым.

1. Слова только мешают понимать друг друга. (Сент – Экзюпери)

2. Всё лето будут лотосы цвести, и озеро притихнет, зеленея.( В. Перелешин)

3. Темнота приближающейся ночи могла избавить меня от всякой опасности. (А.С. Пушкин)

4. Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать. (Сент – Экзюпери)

5. Иные радовались, иные так просто повесили носы.(Ф.М. Достоевский)

6. В одиночестве способен жить не всякий. ( И.А. Крылов)

Распределите предложения, указав только их номер, в 2 столбика: I – с простым глагольным сказуемым, II – с составным глагольным сказуемым.

1. Слова только мешают понимать друг друга. (Сент – Экзюпери)

2. Всё лето будут лотосы цвести, и озеро притихнет, зеленея.( В. Перелешин)

3. Темнота приближающейся ночи могла избавить меня от всякой опасности. (А.С. Пушкин)

4. Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать. (Сент – Экзюпери)

5. Иные радовались, иные так просто повесили носы.(Ф.М. Достоевский)

6. В одиночестве способен жить не всякий. ( И.А. Крылов)

Распределите предложения, указав только их номер, в 2 столбика: I – с простым глагольным сказуемым, II – с составным глагольным сказуемым.

1. Слова только мешают понимать друг друга. (Сент – Экзюпери)

2. Всё лето будут лотосы цвести, и озеро притихнет, зеленея.( В. Перелешин)

3. Темнота приближающейся ночи могла избавить меня от всякой опасности. (А.С. Пушкин)

4. Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать. (Сент – Экзюпери)

5. Иные радовались, иные так просто повесили носы.(Ф.М. Достоевский)

6. В одиночестве способен жить не всякий. ( И.А. Крылов)

Однажды король пришел в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья кусты и цветы. Дуб сказал что он ум…рает потому, что у него нет иголок, как у сосны. Подойдя к сосне король нашел ее опадающей потому, что она не может давать виноград. Виноградная лоза ув…дала потому, что она не может цвести так же прекрасно, как роза.

После долгих и утомительных поисков король все же нашел одно цветущее р…стение. Он спросил, почему оно не ув…дает. Р…стение ответило что считает радость жизни само собой разумеющейся. Подумав оно добавило «Король ты посадил меня, чтобы получить радость. Если бы ты хотел дуб виноград или розу, ты посадил бы их. Вид…мо, я не могу быть ни розой, ни виноградом. Я буду собой и постараюсь развить свои лучшие качества».

Однажды король пришел в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья кусты и цветы. Дуб сказал что он ум…рает потому, что у него нет иголок, как у сосны. Подойдя к сосне король нашел ее опадающей потому, что она не может давать виноград. Виноградная лоза ув…дала потому, что она не может цвести так же прекрасно, как роза.

После долгих и утомительных поисков король все же нашел одно цветущее р…стение. Он спросил, почему оно не ув…дает. Р…стение ответило что считает радость жизни само собой разумеющейся. Подумав оно добавило «Король ты посадил меня, чтобы получить радость. Если бы ты хотел дуб виноград или розу, ты посадил бы их. Вид…мо, я не могу быть ни розой, ни виноградом. Я буду собой и постараюсь развить свои лучшие качества»

Однажды король пришел в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья кусты и цветы. Дуб сказал что он ум…рает потому, что у него нет иголок, как у сосны. Подойдя к сосне король нашел ее опадающей потому, что она не может давать виноград. Виноградная лоза ув…дала потому, что она не может цвести так же прекрасно, как роза.

После долгих и утомительных поисков король все же нашел одно цветущее р…стение. Он спросил, почему оно не ув…дает. Р…стение ответило что считает радость жизни само собой разумеющейся. Подумав оно добавило «Король ты посадил меня, чтобы получить радость. Если бы ты хотел дуб виноград или розу, ты посадил бы их. Вид…мо, я не могу быть ни розой, ни виноградом. Я буду собой и постараюсь развить свои лучшие качества»

Однажды король пришел в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья кусты и цветы. Дуб сказал что он ум…рает потому, что у него нет иголок, как у сосны. Подойдя к сосне король нашел ее опадающей потому, что она не может давать виноград. Виноградная лоза ув…дала потому, что она не может цвести так же прекрасно, как роза.

После долгих и утомительных поисков король все же нашел одно цветущее р…стение. Он спросил, почему оно не ув…дает. Р…стение ответило что считает радость жизни само собой разумеющейся. Подумав оно добавило «Король ты посадил меня, чтобы получить радость. Если бы ты хотел дуб виноград или розу, ты посадил бы их. Вид…мо, я не могу быть ни розой, ни виноградом. Я буду собой и постараюсь развить свои лучшие качества»

Восстановите определения (устно):

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ … и … — это грамматическая основа предложения. По строению грамматической основы предложения делятся на … и … . Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … . Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …или … и отвечает на вопросы … . Простое сказуемое может быть только … . В простом сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены …

Восстановите определения (устно):

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ … и … — это грамматическая основа предложения. По строению грамматической основы предложения делятся на … и … . Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … . Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …или … и отвечает на вопросы … . Простое сказуемое может быть только … . В простом сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены …

Восстановите определения (устно):

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ … и … — это грамматическая основа предложения. По строению грамматической основы предложения делятся на … и … . Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … . Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …или … и отвечает на вопросы … . Простое сказуемое может быть только … . В простом сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены …

Восстановите определения (устно):

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ … и … — это грамматическая основа предложения. По строению грамматической основы предложения делятся на … и … . Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … . Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …или … и отвечает на вопросы … . Простое сказуемое может быть только … . В простом сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены …

Восстановите определения (устно):

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ … и … — это грамматическая основа предложения. По строению грамматической основы предложения делятся на … и … . Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … . Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …или … и отвечает на вопросы … . Простое сказуемое может быть только … . В простом сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены …

Восстановите определения (устно):

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ … и … — это грамматическая основа предложения. По строению грамматической основы предложения делятся на … и … . Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … . Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …или … и отвечает на вопросы … . Простое сказуемое может быть только … . В простом сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены …

Источник

Читайте также:  Краска мелкофактурная vgt способы нанесения валиком
Оцените статью
Разные способы