Способ морфологического разбора причастия

3.8.2. Морфологический разбор причастий

План разбора причастия

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (единственное число, мужской род, именительный падеж). Морфологические признаки:
1 разряд причастия (действительное, страдательное);
2 признаки глагола: вид, возвратность, время;
3 признаки прилагательного:
а только для страдательных причастий – полная / краткая форма;
б для всех причастий – число, род (в единственном числе), падеж (в полной форме).
III Роль в предложении (каким членом предложения является причастие в данном предложении).

Образцы разбора причастий

Вокруг меня, подгоняемый знакомыми мальчиками, промчался табун (Тургенев).

  1. Причастие, обозначает признак предмета по действию; отвечает на вопрос какой?
  2. Н. ф. – подгоняемый. Морфологические признаки:
    1) страдательное;
    2) признаки глагола: несовершенный вид, невозвратное, настоящее время;
    3) признаки прилагательного: употреблено в полной форме, единственном числе, мужском роде, именительном падеже.
  3. В предложении выполняет роль определения.

Пушка наша заряжена была картечью (Пушкин).

  1. Причастие, обозначает признак предмета по действию; отвечает на вопрос какова?
  2. Н. ф. – заряженный. Морфологические признаки:
    1) страдательное;
    2) признаки глагола: совершенный вид, невозвратное, прошедшее время;
    3) признаки прилагательного: употреблено в краткой форме, единственном числе, женском роде.
  3. В предложении выполняет роль сказуемого.

Источник

Морфологический разбор причастия

Содержание:

План разбора

1. Указать часть речи – особая форма глагола – причастие.

2. Вопрос, начальная форма (ед.число, Им.п., м.р. либо неопределенная форма глагола)

3. Морфологические признаки:

  • вид
  • залог (действительное или страдательное)
  • время
  • возвратность
  • число
  • форма (у страдательных причастий)
  • род (в ед.ч.)
  • падеж (у причастий в полной форме)

4. Синтаксическая роль

Образец разбора

  • Вся история превращения молодого доктора Дмитрия Старцева взаплывающегожиром стяжателя занимает у Чехова менее двадцати страниц.

Заплывающего

  1. Особая форма глагола – причастие. Обозначает признак действия.
  2. Стяжателя (Какого? Что делающего?) заплывающего. Н.ф. – заплывающий (ед.ч., м.р., им.п)
  3. Имеет постоянные признаки – несов.вид, настоящего времени, действительного залога, невозвратное (признаки глагола).
  4. Употреблено в форме ед.ч., м.р., Р.п. (признаки прилагательного)
  5. Какого? Заплывающего. В предложении является определением, вместе с зависимым словом составляет причастный оборот (заплывающего жиром)

Заплывающего особая форма глагола – причастие

  1. Стяжателя (какого?) заплывающего. Н.ф. – заплывающий
  2. Пост.признаки: действ., несоверш.в., наст.вр., невозвратн.
    Непост.признаки: в ед.ч., м.р., Р.п.
  3. Какого? заплывающего – определение

Источник

Морфологический разбор причастий

Причастие — изменяемая часть речи, при морфологическом разборе причастия учитывают постоянные и непостоянные морфологические признаки. В предложениях причастия чаще всего являются определением.

Перечислим характеристики причастий для составления морфологического разбора.

  • Общее значение: означает признак предмета по действию.
  • Вопрос: какой? (ставится в нужной форме).
  • Начальная форма: именительный падеж, единственное число, мужской род.
  • Морфологические признаки:
    Постоянные признаки: действительное или страдательное, время, вид.
    Непостоянные признаки: полная или краткая форма (у страдательных), падеж (в полной форме), число, род.
  • Синтаксическая роль:
    Определение;
    Краткие страдательные — именная часть составного сказуемого.
Читайте также:  Какие способы защиты от излучений есть

План разбора

  1. Часть речи, от какого глагола образовано, общее значение.
  2. Морфологические признаки:
    • Начальная форма — именительный падеж, единственное число, мужской род.
    • Постоянные признаки: действительное или страдательное, время, вид.
    • Непостоянные признаки: полная или краткая форма (у страдательных), падеж (в полной форме), число, род.
  3. Синтаксическая роль.

Пример разбора

Даны предложения: «Первая комната была оклеена по брёвнам старыми газетами. По небу, гонимые ветром, бежали низкие, серые, рваные облака.» (К. Симонов).
Задание: сделать морфологический разбор слов оклеена , гонимые .

Пример 1

  1. Оклеена — причастие, обозначает признак предмета по действию (комната, которую оклеили), образовано от глагола оклеить.
  2. Морфологические признаки:
    • Начальная форма — оклеенный.
    • Постоянные признаки: страдательное, прошедшее время, совершенный вид.
    • Непостоянные признаки: краткая форма, единственное число, женский род.
  3. В предложении является именной частью составного сказуемого (какова?): оклеена .

Пример 2

  1. Гонимые — причастие, обозначает признак предмета по действию (облака, которые гонит ветер), образовано от глагола гнать.
  2. Морфологические признаки:
    • Начальная форма — гонимый.
    • Постоянные признаки: страдательное, настоящее время, несовершенный вид.
    • Непостоянные признаки: полная форма, именительный падеж, множественное число.
  3. В предложении является определением (какие?): гонимые .

Наш сайт делает морфологический разбор причастий. Введите слово в текстовое поле и нажмите кнопку.

Слова с буквой ё пишите через букву ё (не через е!). Пчелы и пчёлы или слезы и слёзы — разные слова, имеющие разные морфологические разборы.

Планы и примеры морфологических разборов частей речи русского языка:

Источник

Разбор № 3. Морфологический разбор причастия.

Порядок разбора причастия.

I.Часть речи. Общее значение.

II.Морфологические признаки.

Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

Постоянные признаки:

а) действительное или страдательное;

Непостоянные признаки:

а) полная или краткая форма (у страдательных причастий);

б) падеж (у причастий в полной форме);

III.Синтаксическая роль.

Порядок разбора.

Пояснения.

I.Часть речи. Общее значение. Вопрос.

Причастие. Обозначает признак предмета по действию. Какой? Что делающий? Что сделавший?

II.Морфологические признаки.

Постоянные признаки:

А) Разряд по значению (действительное или страдательное);

Б) время;

В) вид;

Г) возвратность.

Непостоянные признаки:

А) полная или краткая форма;

Б) падеж;

В) число;

Г) род (в ед.ч.).

Начальная форма: ед.ч., м.р., И.п.)

Действительное— обозначает признак того предмета, который сам совершает действие. Суффиксы: -УЩ-, -ЮЩ- ,-АЩ, -ЯЩ-( наст. время); -ВШ-, -Ш- (прош. время).

Страдательное— обозначает признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета. Суффиксы: -ЕМ-,-ИМ-, -ОМ- ( наст. время); -ЕН+Н-,-АНН-, — ЯНН-, -Т- (прош. время)

Читайте также:  Способы экстренной профилактики менингококковой инфекции

Время – только настоящее и прошедшее.

Несовершенный вид: что делающий, что делавший, что с ним делают?

Совершенный вид: что сделавший? что с ним сделали?

Есть суффиксы -СЯ-, -СЬ-.

Краткая форма бывает только у страдательных причастий.

Падеж – по падежу определяемого слова.

Род можно определить только в единственном числе: мужской, женский, средний.

III. Синтаксическая роль.

Чаще всего – определение, но может быть и другими членами предложения.

Причастие в краткой форме – всегда сказуемое.

Образцы морфологического разбора.

Образец письменного разбора.

Образец устного разбора.

I.Вижу девочку, читающую книгу.

Читающую – причастие, признак предмета по действию, какую?

II. Морфологические признаки.

2. Постоянные признаки: действительное, наст. время, несов. вид. возвр.

3. Непостоянные признаки: В.п., ед.ч., ж.р.

III. Синтаксическая роль – определение.

I.Вижу девочку, читающую книгу.

Читающую – причастие, признак предмета по действию, какую?

II. Морфологические признаки.

1.Начальная форма – читающий (ед.ч., м.р., И.п.)

2. Постоянные признаки: действительное (обозначает признак того предмета, который сам совершает действие), настоящее время, несовершенный вид (что делающую?), возвратное (есть суффикс -СЯ).

3. Непостоянные признаки: В.п.- увидел кого? девочку; падеж — по определяемому слову), ед.ч., ж.р.

Источник

Морфологический разбор причастия

Морфологический раз­бор при­ча­стия — это опре­де­ле­ние посто­ян­ных и непо­сто­ян­ных грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков при­ча­стия, обла­да­ю­ще­го свой­ства­ми гла­го­ла и прилагательного.

Укажем план мор­фо­ло­ги­че­ско­го раз­бо­ра при­ча­стия. Приведем образ­цы раз­бо­ра при­ча­стий, име­ю­щих раз­ную грам­ма­ти­че­скую фор­му в предложении.

В рус­ском язы­ке при­ча­стие име­ет харак­тер­ные для него при­зна­ки, отли­ча­ю­щие его от дру­гих гла­голь­ных форм. Прежде чем выяс­нить это, вспом­ним, что такое причастие.

  • све­тить­ся — свет ящ ийся вда­ли огонек;
  • заржа­веть — заржа­ве вш ий замок;
  • хра­нить — береж­но хран им ая фото­гра­фия;
  • соста­вить — составл енн ая таб­ли­ца.

Признаки глагола и прилагательного у причастия

Как гла­голь­ная фор­ма, при­ча­стие име­ет посто­ян­ные признаки:

  • залог (дей­стви­тель­ный или страдательный);
  • вид (совер­шен­ный или несовершенный);
  • воз­врат­ность
  • вре­мя (насто­я­щее или прошедшее).

От име­ни при­ла­га­тель­но­го при­ча­стие, обо­зна­ча­ю­щее при­знак, свя­зан­ный с дей­стви­ем, вос­при­ня­ло непо­сто­ян­ные грам­ма­ти­че­ские признаки:

Хотя при­ча­стия обра­зу­ют­ся от гла­го­лов с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов, учтем, что началь­ная фор­ма у при­ча­стия такая же, как и у име­ни прилагательного.

Страдательные при­ча­стия обра­зу­ют пол­ную и крат­кую фор­му, подоб­но каче­ствен­ным прилагательным.

Сравним:

  • кра­сив ый — пей­заж кра­сив , девуш­ка кра­сив а , опи­са­ние кра­сив о , дети кра­сив ы ;
  • раз­бро­санн ый — мусор раз­бро­сан , листва раз­бро­сан а , сено раз­бро­сан о , цве­ты раз­бро­сан ы .

Учитывая все ука­зан­ные грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти этой гла­голь­ной фор­мы, соста­вим план мор­фо­ло­ги­че­ско­го разбора.

План морфологического разбора причастия

I. Часть речи. Общее зна­че­ние (вопрос, от како­го гла­го­ла обра­зо­ва­но, началь­ная форма)

II . Морфологические признаки

а) посто­ян­ные признаки:

б) непо­сто­ян­ные признаки:

  • пол­ная или крат­кая форма;
  • падеж (в пол­ной форме);
  • чис­ло
  • род (в фор­ме един­ствен­но­го числа)

III . Синтаксическая роль

Приведем образ­цы раз­бо­ра дей­стви­тель­ных и стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го и про­шед­ше­го вре­ме­ни, а так­же стра­да­тель­ных при­ча­стий в крат­кой форме.

Образцы морфологического разбора причастий

Во дво­ре к нам бро­сил­ся лаю­щий пёс.

I. Лающий — это при­ча­стие, обо­зна­ча­ет при­знак по дей­ствию и отве­ча­ет на вопрос какой?

Образовано от гла­го­ла «лаять». Начальная фор­ма лаю­щий.

II . Морфологические признаки

а) посто­ян­ные признаки:

  • дей­стви­тель­ное причастие
  • несо­вер­шен­ный вид
  • насто­я­щее время
  • невоз­врат­ное
  • пол­ная форма
  • име­ни­тель­ный падеж
  • един­ствен­ное число
  • муж­ской род.

III . Синтаксическая роль — определение.

В небе мы с тру­дом раз­ли­ча­ем уле­тев­ше­го голубя.

I. Улетевшего — это при­ча­стие, обо­зна­ча­ет при­знак по дей­ствию и отве­ча­ет на вопрос како­го?

Образовано от гла­го­ла «уле­теть». Начальная фор­ма уле­тев­ший.

II . Морфологические признаки

  • дей­стви­тель­ное причастие
  • совер­шен­ный вид
  • насто­я­щее время
  • невоз­врат­ное

б) непо­сто­ян­ные признаки:

  • пол­ная форма
  • вини­тель­ный падеж
  • един­ствен­ное число
  • муж­ской род

III . Синтаксическая роль — определение.

Чтобы не загряз­нять поч­ву, необ­хо­ди­мо обра­тить вни­ма­ние на состав исполь­зу­е­мых удобрений.

I. Используемых — это при­ча­стие, обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та по дей­ствию и отве­ча­ет на вопрос каких?

Образовано от гла­го­ла «исполь­зо­вать». Начальная фор­ма — исполь­зу­е­мый

II . Морфологические признаки

а) посто­ян­ные признаки:

  • стра­да­тель­ное
  • несо­вер­шен­ный вид
  • насто­я­щее время
  • невоз­врат­ное

б) непо­сто­ян­ные признаки:

  • пол­ная форма
  • роди­тель­ный падеж
  • мно­же­ствен­ное число

III . Синтаксическая роль — определение.

Приглушенный воем вет­ра стук колес уба­ю­ки­вал пас­са­жи­ров поезда.

I. Приглушенный — при­ча­стие, обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия, отве­ча­ет на вопрос какой?

Образовано от гла­го­ла «при­глу­шить». Начальная фор­ма при­глу­шен­ный.

II . Морфологические признаки

а) посто­ян­ные признаки:

  • стра­да­тель­ное
  • совер­шен­ный вид
  • про­шед­шее время
  • невоз­врат­ное

б) непо­сто­ян­ные признаки

  • пол­ная форма
  • име­ни­тель­ный падеж
  • един­ствен­ное число
  • муж­ской род

III . Синтаксическая роль — определение

Спортсмен едва видим в обла­ке водя­ных брызг.

I. Видим — это при­ча­стие, обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та по дей­ствию, отве­ча­ет на вопрос каков?

Образовано от гла­го­ла «видеть». Начальная фор­ма види­мый

II . Морфологические признаки

а) посто­ян­ные признаки:

  • стра­да­тель­ное
  • несо­вер­шен­ный вид
  • насто­я­щее время
  • невоз­врат­ное

б) непо­сто­ян­ные признаки:

  • крат­кая форма
  • един­ствен­ное число
  • муж­ской род

III . Синтаксическая роль — сказуемое

Если в пере­ле­те на юг ласточ­ка застиг­ну­та моро­зом, она впа­да­ет в спячку.

I. Застигнута — при­ча­стие, обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия, отве­ча­ет на вопрос како­ва?

Образовано от гла­го­ла «застиг­нуть». Начальная фор­ма застиг­ну­тый.

II . Морфологические признаки

а) посто­ян­ные признаки:

  • стра­да­тель­ное
  • совер­шен­ный вид
  • про­шед­шее время
  • невоз­врат­ное

б) непо­сто­ян­ные признаки

  • крат­кая форма
  • един­ствен­ное число
  • жен­ский род

III . Синтаксическая роль — сказуемое.

Все поле засе­я­но цве­ту­щей души­стой гречихой.

I. Засеяно — при­ча­стие, обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия, отве­ча­ет на вопрос како­во?

Образовано от гла­го­ла «засе­ять». Начальная фор­ма засе­ян­ный

II . Морфологические признаки

а) посто­ян­ные признаки:

  • стра­да­тель­ное
  • совер­шен­ный вид
  • про­шед­шее время
  • невоз­врат­ное

б) непо­сто­ян­ные признаки:

  • крат­кая форма
  • един­ствен­ное число
  • сред­ний род

III . Синтаксическая роль — сказуемое.

Видеоурок «Морфологический разбор причастий (7 класс)»

Источник

Читайте также:  Способ применения амбробене сироп для детей
Оцените статью
Разные способы