Монтаж электрооборудования
и средств автоматизации
электронный учебно-методический комплекс
|
Диаметр резьбы фундаментного болта, мм | 16 | 20 | 24 | 30 | 36 | 42 |
Крутящий момент, Н·м | 30 – 60 | 50 – 100 | 130 – 50 | 300 – 550 | 600 – 950 | 1000 – 1500 |
Перед началом монтажа машин по акту производят приемку фундаментов от строительной организации. Очищают резьбовые отверстия фундаментных плит, проверяют качество резьбы и при необходимости исправляют ее. В отверстия фундамента закладывают фундаментные болты, а по периметру фундаментной плиты укладывают стальные или чугунные подкладки. Плиты, имеющие нижние полки, устанавливают на подкладки и клинья, которые размещают в местах сосредоточенных нагрузок.
Плиты, не имеющие нижних полок, устанавливают на подкладки и клинья, укладываемые под ребра жесткости, расположенные в непосредственной близости от фундаментных болтов, под подшипниковые стояки, лапы станин и остальные ребра так, чтобы расстояние между осями соседних подкладок было не более 1 м. Подкладки из-под плиты должны выступать на 35–50 мм. Подготовленную к монтажу плиту устанавливают краном на подкладки, уложенные на фундамент. Плиту ориентируют по осям фундамента визирными струнами (рис. 3.47). Далее фундаментную плиту выверяют по уровню, добиваясь горизонтальности тонкими стальными подкладками. Подкладки размещают под плиту, приподнимая ее клиновыми или гидравлическими домкратами. При выверке плиты применяют длинную линейку и обычный или гидростатический уровень. После выверки плиты производят ее крепление затяжкой фундаментных болтов.
Рис. 3.47. Разметка осей и установка фундаментной плиты электрических машин большой мощности:
1 – подкладки, 2 – стальной клин, 3 – строительный уровень, 4 – гидростатический уровень, 5 – груз.
Если при сооружении фундамента анкерные болты не были установлены, электрическую машину устанавливают на приклеенных анкерных болтах, размещаемых в пробуренных в фундаменте колодцах (рис. 3.48).
Рис. 3.48. Установка анкерных болтов на эпоксидном клее для крепления электрических машин:
1 – фундамент, 2 – штанга перфоратора с коронкой, 3 – опорная плита машины, 4 – отжимной болт, 5 – воронка для заливки эпоксидным клеем, 6 – анкерный болт, 7 – бетонная подливка.
При бесподкладочном способе монтажа зазор между поверхностью бетонного фундамента и основанием плиты оставляют 50 – 60 мм. Площадку под установку домкратов выверяют в горизонтальной плоскости по уровню. Домкраты устанавливают у фундаментных болтов и в местах сосредоточенных нагрузок. Суммарная грузоподъемность домкратов должна быть не менее 1,5-кратной монтажной массы оборудования. После окончательной выверки плиты, установленной на домкратах, производят подливку плиты, за исключением мест установки домкратов, которые выгораживают временной опалубкой. Подливку вибрационным способом производит строительная организация, наблюдение за тщательностью подливки ведут ответственные представители электромонтажной организации. После затвердевания подливки снимают домкраты и производят окончательную подливку фундаментной плиты в этих местах. Подливку принимают по акту, в котором должны быть указаны: состав бетонной смеси, количество пластифицирующих добавок, температура бетонной смеси и воздуха во время подливки и вибрирования.
Далее затягивают фундаментную плиту и устанавливают подшипниковые стойки, предварительно прошедшие ревизию. Под подшипниковые стойки помещают металлические (регулировочные) и в необходимых случаях изоляционные прокладки.
Сопротивление, изоляции подшипниковых стоек по отношению к плите должно составлять не менее 0,5 МОм; при этом болты крепления стойки к плите должны быть затянуты до укладки валов в подшипники.
После установки вала ротора в подшипники специальным инструментом – шабером, которым удаляют выступающие неровности с поверхности баббитового вкладыша подшипника, подгоняют рабочую поверхность подшипникового вкладыша к шейке вала.
Для заводки ротора массой до 5 – 6 т в неразъемные статоры применяют приспособление, состоящее из направляющей детали, укрепляемой на корпусе статора, и кареток на шарикоподшипниках, снабженных устройствами для подвески и перемещения ротора (рис. 3.49).
Рис. 3.49. Приспособление для выкатки и заводки роторов массой до 5 т:
1 – каретка, 2 – направляющие швеллеры, 3 – натяжно-подьемный болт, 4 – подпорная стойка, 5 – статор, 6 – подъемная лента, 7 – накладка, 8 – болт.
Ответственной операцией монтажа является центровка валов. Несоосность валов характеризуется относительным смещением их осей в радиальном и угловом направлениях. В крупных машинах валы имеют естественный прогиб, поэтому трудно добиться строгой параллельности торцовых плоскостей соединительных полумуфт.
При центровке валов допускают отклонения в радиальном и угловом направлениях в пределах 0,03 – 0,6 мм в зависимости от конструкции соединительной муфты.
Выверку и регулировку воздушного зазора выполняют после окончательной центровки валов, а у машин постоянного тока с разъемным статором – после установки его верхней половины и скрепления последней болтами с нижней половиной. Для этого используют специальные и клиновые щупы (рис. 3.50, а, б). Воздушный зазор измеряют с обеих сторон ротора или якоря в следующих местах: у машин с неявно выраженными полюсами – в четырех точках (при большом диаметре ротора – в восьми); у машин с явно выраженными полюсами – под каждым полюсом против середины полюсного башмака.
Допустимая разность между наибольшим и наименьшим значениями воздушных зазоров в процентах от среднеарифметического не должна превышать у машин: асинхронных и синхронных тихоходных – 10%, быстроходных – 5%, постоянного тока с петлевой обмоткой – 10% (при зазоре до 3 мм) и 5% (при зазоре более 3 мм), с волновой обмоткой эту разность увеличивают в 2 – 2,5 раза. Зазоры между якорем и добавочным полюсом не должны отличаться более чем на 5%. Неравномерность воздушного зазора для всех электрических машин не должна превышать 10%.
Воздушный зазор регулируют подбором соответствующих подкладок под лапы станины статора и его разворотом в поперечном Направлении относительно продольной оси ротора или якоря.
Рис. 3.50. Щупы:
д – специальный, б – клиновой; 1 – нониус, 2, 3–клинья, 4 – стержни, 5 – обойма, 6 – движок, 7 – указатель.
Сушку обмоток машины производят в том случае, если при ревизии установлен низкий уровень изоляции, не допускающий включения без сушки.
Сушка обмоток может быть выполнена их нагревом: постоянным или переменным током от постороннего источника; горячим воздухом (обдув); потерями в стали (индукционным способом); током КЗ при пониженном напряжении (для генераторов); инфракрасным облучением (радиационный способ).
Перед сушкой обмотки продувают чистым и сухим воздухом для того, чтобы осевшая пыль после разогрева и размягчения изоляции не прилипала к ее лаковой покровной пленке.
В процессе сушки термометром или термопарой непрерывно измеряют температуру обмоток и стали, не допуская повышения ее выше 75 °С. Температуру нагрева увеличивают постепенно – быстрый нагрев может вызвать разрывы в изоляции: при сушке крупных машин температуру увеличивают до 50°С в течение 20 ч; наивысшая температура должна быть достигнута не ранее чем через 30 – 40 ч.
Сушку обмоток считают законченной, если при установившейся температуре сопротивление изоляции и коэффициент абсорбции обмоток не изменяются в течение 6 – 7 ч.
Технологическая последовательность монтажных работ при установке машин большой мощности заключается в распаковке и размещении частей машины на монтажной площадке в машинном зале; очистке частей машины от грязи и ржавчины, очистке поверхности фундамента, выверке в горизонтальной плоскости основания фундаментной плиты; установке подшипниковых стояков и изоляции от фундаментной плиты тех из них, для которых она предусмотрена предприятием-изготовителем; установке статора и ротора; сопряжении валов; подгонке подшипников и вкладышей, уплотнении подшипников; выполнении внутренних соединений машины; обработке коллектора и контактных колец; монтаже коммутирующих устройств (суппорт, траверсы, щетки); проверке со стояния изоляции и при необходимости контрольном прогреве или сушке; установке контрольных шпилек (конических штифтов) для надежного фиксирования положения станин и подшипниковых стояков; монтаже систем смазки и принудительной вентиляции.
Набор инструмента для монтажа электрических машин, поступающих в собранном или разобранном виде, следующий: приспособление для развертывания отверстий в полумуфтах и проворачивания валов, съемник подшипников качения со скобой и хомутом, гидравлический домкрат до 100 кН, приспособление для центровки валов, клиновой щуп для измерения воздушных зазоров, ключ со сменными головками для гаек большого размера, приспособление для центровки машин с промежуточными валами, виброметр, трехзахватный универсальный съемник, клиновой домкрат грузоподъемностью 50 кН, элёктрошарошка, гидростатический уровень, разъемный регулируемый уровень, микрометрический уровень с ценой деления 0,1/1000 мм, набор инструмента слесаря-монтажника, центробежный ручной тахометр ИО-10, комплекты конических разверток 1:50 диаметром 13 – 27 мм, микрометрических нутромеров для измерения в пределах 50 – 600 мм, индикаторных скоб С – 300 – 800 мм, гаечных ключей размером 8 – 36 мм, комплекты щупов, отвесов и стропов, призма длиной 100 – 150 мм.
Как правило, взрывозащищенные электродвигатели поступают с заводов-изготовителей в собранном виде, вместе с технологическим оборудованием. Каждый электродвигатель поставляют с техническим паспортом и инструкцией по монтажу и эксплуатации.
Разборку электродвигателей при монтаже проводят в том случае, если обнаружен обрыв обмоток, или недопустимое снижение сопротивления изоляции по отношению к корпусу.
Для электродвигателей на напряжение 6 или 10 кВ сопротивление изоляции обмоток измеряют мегаомметром на 2500 В, при этом оно должно быть не ниже 6 МОм.
Если сопротивление изоляции обмоток электродвигателя ниже нормы, осуществляют сушку обмоток со снятием вводного устройства для циркуляции воздуха независимо от срока отгрузки с завода-изготовителя.
После сушки проверяют плотность прилегания сопрягаемых деталей взрывонепроницаемых оболочек. Зазор должен быть не больше указанного в заводской инструкции по монтажу и эксплуатации электродвигателя. Если электродвигатель не удовлетворяет этим требованиям, его нельзя использовать как взрывозащищенный.
Электродвигатели серии ВАО на напряжение 380/660 В мощностью до 315 кВт имеют шесть типов вводных устройств К1–К6, которые допускают непосредственный ввод бронированных кабелей с бумажной изоляцией, кабелей и проводов в трубах с изоляцией жил из резины и поливинилхлоридного пластиката.
Устройства К5 и К6 электродвигателей ВАО 315–450 имеют отверстия для ввода двух кабелей и отличаются друг от друга только диаметрами вводных отверстий. Вводные устройства крепят к фланцам электродвигателей четырьмя болтами и могут быть повернуты на 90°, т.е. установлены вводными отверстиями влево, вправо, вверх и вниз.
Внутри корпусов вводных устройств электродвигателей 0–9-го габаритов установлено по три силовых проходных контактных зажима и один заземляющий зажим у электродвигателей 315–450-го габаритов – шесть силовых и два заземляющих зажима (рис. 3.51). Силовые зажимы соединены попарно контактными пластинами с отверстиями диаметром 10 мм, что позволяет присоединять к одной фазе по одной жиле каждого из двух вводимых кабелей. При этом контактные плоскости наконечников фазных жил одного кабеля должны быть повернуты на 180° по отношению к контактным плоскостям наконечников другого кабеля для присоединения наконечников одной фазы с двух сторон контактной пластины.
При вводе одного кабеля в электродвигатели серии ВАО 315 – 450 категорически запрещается снимать из второго вводного отверстия заводскую заглушку во избежание нарушения взрывозащищенных свойств вводного устройства. Вводные устройства электродвигателей серии ВАО маркировки В4Г и В4Д с 0-го по 9-й габариты – стальные сварные, расположены сверху электродвигателей и могут быть повернуты на 90°. Для электродвигателей 0–5-го габаритов используют вводное устройство типа К1, 6–9-го габаритов – К3.
Рис. 3.51. Смонтированное вводное устройство электродвигателей ВАО 315-450-го габаритов:
1 – заземляющий зажим, 2 – силовой зажим, 3 – контактная пластина, 4, 6 – кабельная и нажимная муфты, 5 – уплотнительное кольцо, 7, 8 – упорная и нажимная шайбы.
Перед вводом проводов и кабелей в электродвигатели сначала с корпуса вводного устройства снимают нажимную муфту, затем из гнезда кабельной муфты вынимают нажимную шайбу и удаляют надрезанные слои резинового кольца или сверлят в кольце отверстие по диаметру оболочки кабеля. Диаметр отверстия не должен превышать диаметра оболочки кабеля более чем на 1 – 1,5 мм (кольцо надевают на наружную оболочку кабелей марок ВБВ и АВБВ).
При вводе проводов в резиновое кольцо по меткам сверлят четыре отверстия диаметром, равным диаметру вводимого провода, и снимают крышку, отвернув торцовым ключом болты, крепящие ее к корпусу вводного устройства. При подводе к электродвигателям кабелей марок ВБВ и АВБВ от основной трассы их прокладывают открыто на перфорированных лотках или монтажных профилях без дополнительной зашиты от возможных механических воздействий и независимо от высоты прокладки. Если расстояние от нижней муфты вводного устройства электродвигателя до места крепления кабеля на лотке не более 0,7 м, дополнительных креплений кабеля не делают, а при больших расстояниях ставят перфорированный лоток с прокладкой по нему кабеля. Варианты подвода кабелей марок ВБВ и АВБВ к электродвигателям приведены на рис, 3.52.
Рис. 3.52. Варианты подвода к электродвигателям кабелей марок ВБВ и АВБВ:
а – сверху, б – по стене сверху, в – снизу сквозь перекрытия, г – через пускатель; 1 – кабельная конструкция, 2 – лоток, 3 – электродвигатель, 4 – пускатель.
Открыто прокладываемые бронированные и небронированные кабели других марок с поливинилхлоридной, резиновой и бумажной изоляцией (например: ВВБГ; ВРБГ; СБГ и др.), при подводе к электродвигателям защищают от возможных механических воздействий на высоте не ниже 2 м от пола или площадки обслуживания. Защиту кабеля осуществляют монтажными профилями, стальными коробами, водогазопроводными трубами.
При подводе к электродвигателям проводов или кабелей в трубах, выходящих из пола, трубы должны иметь привязку, указанную в проекте. После установки электродвигателей на место трубы доводят до вводного устройства и вводят на короткой резьбе в нажимную муфту. Защиту бронированных кабелей на участке между трубами, выходящими из пола, и вводным устройством электродвигателя можно выполнять монтажным профилем или стальным коробом.
При замере трубы нажимную муфту притягивают болтами до отказа к кабельной муфте (или корпусу вводного устройства у электродвигателей до 3-го габарита). Болты затягивают равномерно во избежание перекоса нажимной муфты и повреждения резьбы болтов.
Если диаметр подводимой трубы меньше диаметра отверстия в нажимной муфте вводного устройства, в нажимную муфту ввертывают переходную футорку. При выводе труб из пола они имеют разъемные соединения. Если кабель затянут в трубу до установки электродвигателя, разъемное соединение не собирают.
К электродвигателям, которые установлены на основаниях, подверженных вибрации, подвод выполняют так:
– во взрывоопасных зонах всех классов – гибкими переносными кабелями с резиновой изоляцией (от пусковых аппаратов, установленных как у электродвигателей, так и в электропомещениях (без дополнительной защиты от механических повреждений);
– во взрывоопасных зонах классов В-16, В-1г – гибкими проводами в водогазопроводных трубах с переходом на резиновые напорные рукава при условии их соответствия окружающей среде (пары бензина, бензола и т.п.);
– во взрывоопасных зонах классов B-la, B-1 – гибкими проводами в водогазопроводных трубах с переходом на герметичные металлорукава типа PI-Ц-А и РП-Ц-А.
Для соединения герметичных металлорукавов с электродвигателями и аппаратами в отверстие вводного устройства ввинчивают штуцеры или к трубе привинчивают накидную гайку металлорукава.
К средствам автоматизации, относятся устройства позволяющие автоматизировать какой либо технологический процесс, то есть управлять им без участия человека.
Простейшими устройствами являются выключатели [47, 48] (концевые – рис. 3.53, путевые и др.) при помощи которых можно организовать автоматическое отключение (включение, переключение) процессов связанных с движением или перемещением. Конструкция данных выключателей представляет собой закрытый подвижный контакт (контакты) механически соединенный с рычагом или тягой, при воздействии на который контакт замыкается или размыкается. Данные контакты включаются в цепи управления магнитных пускателей отвечающих за включение и выключение электродвигателей. Примерами использования концевых и путевых выключателей являются лифт и навозоуборочный транспортер (с работой навозоуборочного транспортера можно познакомиться в лабораторной работе № 11), перемещение которых автоматически прекращается при достижении определенного положения и нажатии на рычаг такого выключателя.
Рис. 3.53 Концевые и путевые выключатели с различными типами нажимных устройств, слева направо – поворотного типа с роликом, нажимного типа с роликом, нажимного типа.
Более сложными средствами автоматизации являются реле (промежуточные, времени – рис. 3.54, тока, напряжения) и датчики (влажности, температуры, уровня, и др.). С помощью датчиков контролируются необходимые значения параметров. Конструкция простейших датчиков представляет собой механизм чувствительный к контролируемому параметру и один или несколько подвижных контактов механически соединенных с чувствительным элементом. Данные контакты включаются в цепи управления магнитных пускателей отвечающих за включение и выключение электродвигателей. В случае, когда используемые контакты слабые и не рассчитаны на протекание необходимого тока, тогда используют промежуточные реле, в цепь управления (катушки) включается контакт датчика, при замыкании которого срабатывает промежуточное реле и замыкает или размыкает свои контакты, уже через которые осуществляется управление технологическим процессом.
Рис. 3.54. Общий вид реле времени SASSIN.
С помощью реле времени можно задавать промежутки времени на включение или отключение технологического оборудования в цепь управления которого установлены контакты данного реле. В настоящее время существует большой выбор как механических так и электронных реле времени которые позволяют программировать управление технологическим процессом в течение суток или даже недели.
Реле тока и напряжения способны реагировать на величину контролируемого параметра (тока или напряжения) и срабатывать в зависимости от этой величины. Данные реле могут использоваться как непосредственно для контроля данных параметров (в силовых сетях технологического оборудования), так и для контроля косвенных параметров. Например: в системе контроля температуры, с датчиком температуры, основанным на нелинейном сопротивлении, при увеличении температуры сопротивление падает, увеличивается ток в контролируемой цепи, срабатывает реле тока и отключает нагревательную установку.
Еще более сложными средствами автоматизации являются устройства, основанные на датчиках и микропроцессорных контролерах. Данные устройства позволяют осуществлять регулирование и контроль параметров в широком диапазоне. Как правило, данные устройства разрабатываются крупными научно исследовательскими и производственными предприятиями и выпускаются комплектно для контроля какого либо параметра.
Данные датчики, как правило, изготавливают из материалов имеющих нелинейные характеристики. Например: нелинейное сопротивление материала в зависимости от температуры окружающей среды, при изменении температуры изменяется сопротивление элемента, соответственно ток, протекающий через него при приложенном постоянном напряжении, будет изменяться. Теперь, зная характеристику зависимости сопротивления от температуры, можно по величине протекаемого тока определить температуру окружающей среды. Для контроля температуры необходим контроллер, в настоящее время широко используются микропроцессорные контролеры, который бы контролировал величину прикладываемого напряжения и величину протекаемого тока, вычислял значение температуры и подавал управляющий сигнал на управляемое устройство.
Более подробно различные датчики, регуляторы и схемы управления вами будут рассмотрены при изучении дисциплины «Автоматика».
|