- Лучшие способы монетизации бизнеса и раскрутка стартапов в сети
- Основные варианты монетизации стартапов
- Freemium или F2P — что выбрать
- Оформление подписки или Subscription
- Транзакционная модель
- Рекламный метод получения прибыли
- Продажа и перепродажа
- Смешанная модель
- Похожие статьи
- Пять рабочих схем монетизации стартапов
- 1. Модель freemium
- 2. Модель подписки (subscribe)
- 3. Транзакционная модель
- 4. Рекламная модель
- 5. Перепродажа
Лучшие способы монетизации бизнеса и раскрутка стартапов в сети
Развитие компании и целевая направленность на увеличение прибыли всегда выводит на изучение модели монетизации бизнеса. Доходность любого предприятия можно увеличить за счет простых и общеизвестных способов. Но не всем компаниям подходят одни и те же варианты монетизации. Здесь важно определиться с наиболее выгодными для себя. Выяснить, какой или какие источники прибыли смогут максимально удовлетворить всем требованиям вашего бизнеса.
Основные варианты монетизации стартапов
Рекордсменом по существующим моделям раскрутки и монетизации стартапов остается Америка. Там успешно применяется свыше 50 эффективных вариантов увеличения доходности новых предприятий. Мы пока еще отстаем. Здесь наиболее действенными называют лишь 5-7 проверенных неоднократно на практике моделей.
Среди них выделяются:
- Freemium (практически бесплатные услуги) и, как возможный вариант, F2P (бесплатная модель).
- Оформление подписки или Subscription.
- Транзакционная модель.
- Рекламные блоки.
- Продажа и перепродажа.
- Смешанная модель.
У каждой модели монетизации контента в интернете есть свои существенные преимущества, определенные характеристики и небольшие или большие недостатки. Во всем этом следует разобраться перед тем, как включать выбранную модель настройки рекламы в свой план раскрутки и монетизации стартапа.
Freemium или F2P — что выбрать
Эти две модели очень похожи. Многие даже не выделяют их в отдельные категории. Суть одна и та же — базовые функции предоставляются бесплатно, а за добавочные расширения и получение новых возможностей нужно платить. Подходят такие методы монетизации сайта знакомств, интернет досок объявлений, различных мессенджеров, ряда сервисов, связанных с IP телефонией.
У данной модели имеется существенный недостаток: чтобы подключить модель, надо уже иметь аудиторию пользователей, как минимум, в 1 миллион человек. Поскольку не все захотят платить. Вариативный способ — в месте оплаты происходит продажа рекламного блока на сайте.
Средняя конверсия сайта такой модели может выдавать показатель 1-3%. Лучше всего Фримиум используется в играх и приложениях, социальных сетях, а также поисковыми сервисами для показа контекстной рекламы. В этом варианте должна быть продумана работа по удержанию игроков или пользователей, по расширению целевой аудитории. Все, за что посетители обязаны будут платить, должно обладать для них реальной ценностью. Об этом тоже надо подумать заранее.
В игровых проектах часто вводится дополнительные виды монетизации площадок — так называемая, «игровая валюта». Это возможность слегка запутать игроков. Они, вроде как, приобретают дополнительный функционал за придуманную валюту, но ее уже надо покупать, внеся реальные деньги на счет компании поставщика игровых или сетевых услуг.
Оформление подписки или Subscription
Эта модель окажется прибыльной для бизнес проектов, не обладающих миллионной аудиторией. Но и здесь имеется свое «но».
Проект должен обладать следующими характеристиками:
- актуальность тематики, соответствие духу времени;
- реальная ценность, понятная пользователям;
- востребованность целевой аудиторией.
Монетизации посетителей на подписках подходит под проекты содержащие аналитическую информацию и ориентированные на специфическую аудиторию. Иными словами, финансовые, банковские, экономические проекты, площадки для трейдинга. Не менее интересна модель окажется для рекрутинговых или кадровых агентств и для развлекательных онлайн порталов.
Соискатели хорошо оплачиваемых должностей готовы раскошелиться и на размещение резюме на сайте с высокой репутацией, и на его продвижение с помощью контекстной рекламы. А работодатели — за доступ к базе резюме пользователей. Последний предоставляется на ограниченный срок.
Касательно развлекательных порталов в интернете, они действуют по двум разных схемам. Одни существуют за счет оформления подписки на определенное время, позволяющей смотреть или слушать высококачественный контент. Другие просто размещают рекламные блоки на страницах сайта. Весь адаптивный контент на сайте при этом бесплатный.
Транзакционная модель
Транзакционная модель будет выгодной лишь в случае ежегодного оборота в 150 тысяч долларов и выше. Иначе увеличивается размер комиссии, выплачиваемой компании, занимающей позицию посредника. Эти способы получения прибыли подходит для бирж, где поставщики находят своих покупателей и наоборот. Комиссия снимается в рамках 5-10%. При этом, больше платить вынуждены именно поставщики.
Платежные порталы также используют подобную модель обогащения. Комиссия здесь варьируется от 1% до 5%, иногда более того. Самыми нашумевшими примерами такого способа получения прибыли могут послужить Webmoney, PayPal, Robokassa.
В этой модели главное точно рассчитать размер комиссии. Если она будет слишком мала, то пользователей будет больше, но доход может оказаться недостаточным, чтобы извлекать прибыль. Если комиссию слишком повысить, то можно потерять изрядную часть клиентов, от чего прибыльность компании не возрастет, а, скорее, уменьшится в разы.
Рекламный метод получения прибыли
Рекламные блоки — излюбленный способ монетизации среди отечественных стартапов. Капиталовложения в закупку рекламы от рекламодателя минимальны, действуют блоки в автоматическом, заданном ранее режиме, а доход от рекламы на информационном портале появляется буквально с первых часов запуска. Такой вариант действенен для поставщиков информации или «лидогенераторов», а также для площадок, разрабатывающих популярные темы.
Юридические веб-сайты, косметологические и медицинские порталы, страховые, банковские и кредитные площадки — это примеры лидогенераторов. Яндекс и ему подобные — популярные сервисы баннерной рекламы для вебмастеров с целевой аудиторией, насчитывающей миллионы посетителей, где среди контента наиболее востребованной тематики постоянно висят рекламные блоки.
Доходность от такого метода небольшая. Зато прибыль от новостного сайта получается легко, быстро и прогнозируемо. Имеются и недостатки. Контекстная реклама для бизнеса может оказаться сезонной. Ее не все любят. А перегруз рекламными блоками страницы может отпугнуть пользователей от ресурса.
Продажа и перепродажа
B2P или «купи один раз» — это модель, связанная с продажей продукта. Используют такой метод монетизации трафика обычно игровые порталы. Назначают цену, за которую ты можешь выкупить игру полностью и уже не вспоминать о назойливой рекламе или дополнительных денежных сборах. Этим же способом пользуются сайты недвижимости, продажи авто и другого товара.
Перепродажа заключается в приобретении стоящего продукта по низкой цене и продаже его по более высокой. К сожалению, такая модель предполагает низкий маржинальный доход и достаточно высокую конкуренцию. Но прибыль поступает стабильно, без особых скачков. Такой моделью рекомендуется пользоваться только в отдельных случаях. Она не подходит для постоянного и качественного развития предприятия.
Смешанная модель
Самым выгодным во всех отношениях может оказаться смешение разных моделей монетизации проекта. Для этого нужно только определить для себя реальные возможности увеличения прибыли и развития бизнеса в том или ином случае. Рекламные модели cpc cpa можно трансформировать, менять, расширять. Лимит здесь — только отсутствие или ограничение собственного воображения и денежного капитала для запуска проекта.
Ирина Леонова
Ирина является автором множества статей и публикаций на тему интернет-рекламы, маркетинга, монетизации и продвижения сайтов с более чем 10-летним опытом. Благодаря консультациям, разговорам, публикациям, обучению и наставничеству, она пишет качественные статьи и публикации.
Похожие статьи
Рекламные сети для монетизации сайтов — руководство для вебмастеров
Способы монетизации веб контента могут быть сложными, но если вы новичок, то на первых этапах возникает много вопросов.
Создание прибыльного сайта и монетизация информационного ресурса
Если сфера продаж — это не ваше, но заработать деньги на своем сайте хочется, сделать это вполне реально.
Заработок на собственном сайте для новичков без опыта (Часть 2)
Что может быть лучше, чем заработок без вложений? Здесь даже не нужен собственный сайт.
Источник
Пять рабочих схем монетизации стартапов
Ромил Чумаков, кофаундер Ресторадос.ру (мы уже рассматривали этот стартап), написал для нас фундаментальный пост о том, как зарабатывают проекты в российском интернете. Осталось выбрать и применить.
В США, на которые все стартаперы мира так усиленно смотрят и равняются, существует более 50 различных типов монетизации IT-стартапа. При этом, как показывает практика, очень немного моделей можно найти в России. Вот те, которые реально работают в нашей стране.
1. Модель freemium
Суть модели: у проекта (сайта, мобильного приложения, онлайн или мобильной игры и т.д.) есть более 1 млн уникальных пользователей в день (очень круто) или в месяц (тоже неплохо), или закачек приложения (хорошо). Вы либо даете базисный функционал бесплатно, а дополнительные инструменты за деньги, либо используете внимание пользователей в своих корыстных целях и показываете ему различные типы рекламы. Конверсия (те пользователи, с которых вы зарабатываете) в данном типе модели составляет от 0 до 3%.
Основные примеры проектов:
- Поисковые системы (Google, Yandex и др.) – основной заработок этих гигантов составляет контекстная реклама. Посещаемость поисковиков в день, как правило, равна нескольким десяткам миллионов человек, из них 1-3% жмут на контекстную рекламу, принимая ее за честную поисковую выдачу (лучший случай, например, это когда на запрос “Ресторан Альбатрос” пользователю выдается объявление “Ресторан Альбатрос. Фото, отзывы и бронь столика в 1 клик!” – CTR может доходить до 20% по объявлению, худший вариант — это когда на запрос пользователя “Ваза для цветов” выдается объявление “Ремонт ВАЗ, Калина, Таврия” – в этом случае CTR будет всегда плюс-минус 0%. Кто знаком с особенностями контекстной рекламы — тот поймет. Кто хочет разобраться во всех премудростях, советую приобрести книжку. Каждый клик стоит рекламодателю от 3 рублей и больше. Поисковики получают деньги, рекламодатели “теплых” клиентов – все счастливы.
- Социальные сети (Facebook, ВКонтакте, Одноклассники и др.) – заработок соцсетей более диверсифицирован: заработок идет от показа рекламы, комиссии с оплат пользователей в приложениях и играх, виртуальных подарков, повышения своего статуса (больше в сервисах знакомств, чем в соцсетях, но все же). По рекламе количество переходов в среднем составляет 0,02-0,06% (CTR 0,06% мы достигали, когда применяли одновременно два “запрещенных” хода: разыгрывали iPhone за регистрацию на купонном сайте, поэтому это можно считать верхней границей CTR), комиссия с платежей в приложениях/играх в зависимости от соцсети 30-50%, красная цена виртуального подарка 30-50 рублей. Соцсети на годовую выручку, как и поисковики, не жалуются.
- Сайты знакомств (Mamba, TopFace и др.): основной заработок – повышение позиции среди всех прочих пользователей. Логично, что когда ты хочешь, чтобы тебя видели – нужно вставать выше всех. Цена превращения в “царя горы” в пределах 30-150 рублей в среднем, подавляющая масса платежей идет через SMS. Кроме этого, конечно, можно выразить знак внимания понравившейся персоне виртуальной розочкой или тюльпаном (цена удовольствия 30-60 рублей).
- Мессенджеры/сервисы IP телефонии (Skype и др.) – ну кто из нас не пользовался хотя бы раз в жизни Скайпом? Правда, большинство из нас пользовались им бесплатно, потому что, в принципе, сообщений и звонков с одного аккаунта на другой (зачастую с весьма посредственным качеством связи) большинству хватает. Но это тоже модель freemium, так как Skype еще и продает услуги связи с аккаунтов на городские и сотовые номера. За что и был куплен Майкрософтом за 8 млрд долларов.
- Игры мобильные и платформенные (Angry Birds, Farmville и др.) – мобильные игры по модели freemium зарабатывают как правило так: 10 уровней игры можно скачать и пройти бесплатно, далее предлагается скачать игру за 1-3 доллара, далее в игре за деньги можно купить какую-нибудь крутую штуку, — например, Могущественного Орла в Angry Birds, который одной атакой сносит всех свиней, и вы проходите проблемный уровень. В платформенных играх (данный тип игр профессионалы рынка еще называют free to play) вы играете бесплатно сколько угодно, но за ускоренный рост героя/коровы/картошки/свеклы/цыплят можно заплатить, и вы автоматически становитесь в более выигрышной ситуации, чем ваши соперники. Доходы лучших игр в отрасли измеряются десятками миллионов долларов в год.
- Доски объявлений, так называемые Classified (Avito, Slando, Dmir и др.) – заработок формируется с нескольких каналов: плата за “верхнее” место в категории для объявления пользователя и/или выделение объявления цветом, абонентская плата с магазинов (как правило, подобные сайты развивают направление B2B, то есть являются marketplace с кучей небольших магазинов) и, конечно же, реклама (ее можно таргетировать на вас в зависимости от категории товара, который вы ищете). И данный тип площадок тоже неплохо зарабатывает!
2. Модель подписки (subscribe)
Суть модели: у проекта нет миллионов скачек приложения или пользователей, но он обладает очень ценной информацией, которую можно продавать заинтересованным лицами или компаниям.
Основные примеры проектов:
- Сайты о работе (Monster.com, Headhunter, Superjob и др.) – лучшие из этих сервисов зарабатывают на обеих сторонах интересующихся: с пользователя берут за подъем/выделение резюме на общем фоне (30-50 рублей), с работодателя берут за доступ к базе пользователей (в среднем 3000 руб в неделю за категорию, например, “программист Ruby”), которые ищут работу за срок неделя/месяц/квартал, и матрицу открываемых для просмотра профессий в базе данных. Кстати, по опыту использования одного из сайтов оказалось, что разместить вакансию работодателя и ждать откликнувшихся на нее — и получить доступ к базе соискателей на данную вакансию — это две разные услуги, которые оплачиваются отдельно (по 3000 руб каждая).
- Узкие нишевые проекты с умной аналитической информацией (из известных мировых вспоминается только Bloomberg) – это сервисы для тех, кто хочет обладать полной и достоверной информацией здесь и сейчас. Как правило, это банковские, трейдерские и прочие финансовые и аналитические ресурсы, также как и анализы различных рынков в различных разрезах.
- Онлайн кинотеатры и музыкальные центры (Netflix, Spotify, ivi.ru, Zvook и др.) – в цивилизованных странах вам как пользователю предложат выбрать: либо платить абонентскую плату ($10-15 в месяц), либо не платить, но зато часто и во многих местах сервиса видеть рекламу. В России и других странах, где пользователи не понимают, почему аудио и видео контент может быть платным – вам просто будут показывать рекламу.
3. Транзакционная модель
Суть модели: вы тупо гоните через свой сервис деньги, от одной заинтересованной стороны к другой. Или сами являетесь заинтересованной стороной, а за комиссию – выполняете услуги пользователей. Для того, чтобы данная модель была для вас выгодна, нужно либо иметь миллионные обороты (чтобы жить на 3-5% комиссии), либо меньшие обороты, но бОльшую комиссию.
Основные примеры проектов:
- Платежные сервисы и системы (Webmoney, Яндекс Деньги, Qiwi, Robokassa, Chronopay и др.) – это системы, которые осуществляют ввод, вывод, перевод и другие –воды денег, и за подавляющее большинство операций берут свою комиссию 3-5% (кто-то больше).
- Агрегатор/Биржа продавцов и покупателей (туризм: AnyWayAnyDay, Oktogo, OneTwoTrip, техника: Wikimart, Yandex Market, купоны: Groupon, Biglion, ) – эти площадки, с одной стороны, собирают предложения многих поставщиков какой-либо отрасли (отели, билеты на концерты/самолеты/поезда, поставщики техники, малые и средние бизнесы по предоставлению услуг в узких рынках), и с другой стороны, предлагают пользователю самый широкий выбор на одной площадке товаров или услуг этой самой отрасли. Живут на комиссию, удерживаемую с поставщиков – в среднем до 10%. Лучше всего, когда в данном проекте нет логистики, это упрощает бизнес-механизмы проекта.
4. Рекламная модель
Суть модели: проект с различной степенью наглости показывает рекламу своим пользователям. Данная модель является лидером среди моделей, выбираемых юными стартаперами для своих проектов.
Основные примеры проектов:
- Мейл-сервисы и агрегаторы порталов основных тем интересов пользователей (Yahoo, Mail.ru и др.) – как правило, подобные сервисы имеют многомиллионную дневную посещаемость и контракты с представительствами крупнейших производителей чего либо, от алкоголя (упс, его же запретили рекламировать в сети!) до портативной техники и автомобилей. Их основная модель — показывать пользователям баннеры. И они на этом неплохо зарабатывают, даже несмотря на то, что навязчивость данного типа интернет рекламы высокая, а эффективность падает. К тому же, идет развитие RTB-модели показа баннеров (real time bidding – это когда перед загрузкой страницы со скоростью света происходит аукцион среди баннеров разных рекламодателей за право быть показанным вам как пользователю), которая, скорее всего, приведет к увеличению оборотов подобных сайтов-гигантов.
Данная модель не очень подходит для начинающих стартапов, потому что в первую очередь это b2b продажи, и если ваш проект неизвестен, то вряд ли кто-то вам сам позвонит и предложит контракт, поэтому нужно будет самим формировать отдел продаж и звонить-звонить-звонить, а вот это как раз достаточно затратно на начальном этапе.
- Лидогенераторы, сайты и приложения — агрегаторы информации (Banki, Sravni.ru, Kupongid.ru, Prostrahovanie.ru и др.) – подобные сервисы собирают максимум информации по конкретной тематике, будь то кредиты, КАСКО, купоны, ипотека или что-то иное. Заработком таких проектов являются комиссионные с каждого конкретного клиента, пришедшего с данного сервиса к поставщику товара или услуг. Заработок может формироваться автоматически, посредствам партнерских программ (в случае, если товар или услугу можно заказать прямо на сайте-партнере) или через телефон, когда вы оставляете заявку на кредит в конкретном банке на подобном сервисе, вам перезванивают уже из банка, но процент прибыли от вашего кредита или fix стоимость лида (наводки на клиента) банк уже должен оплатить площадке, с которой этот клиент пришел.
Для начинающих стартапов данный тип монетизации является достаточно приемлемым, потому что он, при правильной настройке сервиса, начинает генерить кеш флоу достаточно быстро в полуавтоматическом режиме, и изначально не очень затратен.
5. Перепродажа
Бизнес-модель, не требующая особого рассмотрения. Перепродажа айфонов, холодильников, кабелей, зарядок или чего еще. Очень высококонкурентная и не слишком маржинальная, зато стабильная, как и геморрой с логистикой в нашей стране.
К чему, собственно, эта статья была написана? К тому, чтобы те, кто делает стартап, имели представление о том, проекты с какими моделями монетизации имеют бОльшую вероятность успеха в России. К нашему с вами сожалению, не все западные модели приживаются в России, не будем показывать пальцем на них, а то обидятся.
Ну и еще один совет для начинающих IT предпринимателей: не надо придумывать велосипед, заставлять слона лететь, а журавля плавать под водой.
Прим.ред.: Еще по теме — пару месяцев назад мы публиковали шикарный список схем монетизации стартапов от Фреда Уилсона из USV.
Источник