Техника метания мяча
Метание мяча. Виды и техника метания. Особенности
Метание мяча – это одно из легкоатлетических упражнений, в котором, с помощью взрывной силы мышц, требуется совершить бросок снаряда как можно дальше. Кроме того, это упражнение является базовым — именно с него начинается освоение навыков метания, развитие силы, ловкости, умения правильно распределять усилия.
Историческая справка
Метание мяча было популярным занятием у всех граждан в античных Греции и Риме. А в древней Спарте мяч бросали для совершенствования физической формы воинов. Снаряды изготавливались из кожи, а набивкой становились перья, шерсть, зерна и семена.
Среди исследователей существует мнение о том, что мяч появился благодаря Атциусу, учителю гимнастики, который впервые изготовил его из бычьего пузыря. Научно этот факт не подтвержден, но доподлинно известно то, что изобрели снаряд еще задолго до Гомера, поскольку в произведениях этого автора уже упоминается мяч.
В нашей стране уже в эпоху современности многое сделал для развития метания мяча П.Ф. Лесгафт. В 1912 г. им была издана книга «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста», где автор привел классификацию упражнений с мячом, изложил технику и способы метания.
Основные принципы метания мяча
В данном упражнении допускается выполнение броска несколькими способами: с места, с разбега, из-за головы, с плеча. Тот или иной метод используется сообразно возрасту, индивидуальным особенностям спортсмена, а также от размера и веса самого мяча. Однако независимо от способа начинающим не рекомендуется выполнять метание с максимальной силой, так как мышцы и связки еще не адаптировались к таким нагрузкам, и результатом может стать травма.
Как уже было сказано, броски производятся на дальность. Основных факторов, влияющих на этот показатель всего 3:
- Скорость и угол вылета мяча.
- Высота точки, где происходит отрыв снаряда от руки метателя.
- Сопротивление воздуха.
Решающее значение при этом имеют первые два.
Скорость вылета напрямую связана с той силой, которая прикладывается атлетом, расстоянием — что преодолевает снаряд в руке спортсмена, и временем прохождения этого расстояния. Проще говоря, чем больше расстояние и меньше время, тем выше ускорение. Соответственно, если метание мяча происходит с разбега, дальность однозначно будет выше.
Угол полета не менее важен при выполнении броска. Согласно тригонометрическим законам, наибольшее значение дальность достигает при полете мяча под углом 45 градусов по горизонту. Однако на практике невозможно настолько точно бросить снаряд. Оптимальным является угол 30 — 43 градуса, что достигается в процессе долгих тренировок.
Продолжительность полета снаряда при броске никак не связана ни с ростом спортсмена, ни с длиной его рук, хотя можно подумать обратное. Рост, безусловно, определяет высоту точки отрыва снаряда, но если техника метания соблюдена, существенного влияния на результат этот фактор не окажет. То же самое можно сказать и о воздушном сопротивлении. Воздух влияет на скорость полета и его продолжительность в сторону уменьшения, но мяч слишком мал, чтобы это влияние было слишком весомым. И высота вылета, и сопротивление влияет на полученную дальность не более, чем на несколько сантиметров.
Метание мяча с места
Этот способ представляет собой перемещение только руки спортсмена со снарядом для метания. Выполняется движение руки над плечом из-за головы.
Техника броска с места такова:
- Спортсмен выходит на исходную позицию.
- Левую ногу он ставит перед собой на полную стопу, а правую оставляет позади и слегка сгибает ее в колене. Вес при этом приходится на левую.
- Рука, удерживающая мяч, сгибается в локте и занимает положение на уровне головы. Другая рука прямая и прилегает к корпусу.
- Атлет выполняет перенос массы тела с левой ноги на правую. Корпус при этом поворачивается вправо и слегка наклоняется, рука с мячом оказывается сзади.
- Метающая рука поднимается ладонью вверх, левая поднимается до плеча и отводится немного в сторону. Спортсмен смотрит в направлении движения снаряда.
- Правая нога резко разгибается, вес переносится на левую, при этом обе ноги становятся прямыми, а тело метателя словно натягивается в струну. Локоть метающей руки находится возле головы и направлен по направлению полета мяча.
- Атлет выполняет бросок перед собой под углом. Чтобы не заступить за контрольную линию, он сгибает левую ногу, корпус поворачивает влево, левую руку направляет назад и перескакивает с одной ноги на другую.
Бросок с разбега
Разбег осуществляется на дорожке протяженностью 20 м. Предполагается, что всего спортсмен должен сделать 12 шагов: 8 предварительных и 5 заключительных. Но в действительности все зависит от конкретного спортсмена, уровня его подготовки.
Чтобы правильно выполнить метание мяча с разбега, следует:
- Удерживать мяч в руке на уровне груди.
- С правой ноги начать движение, набирая скорость.
- На заключительных шагах повернуть верхний отдел корпуса вправо. Опустить или поднять руку со снарядом к плечам и немного отвести назад.
- Двигаться скрестным шагом, в результате чего корпус напрягается.
- Выполнить упор на левую ногу, правую выпрямить.
- Произвести резкий бросок вперед под углом примерно 45 градусов.
- Чтобы избежать заступа за линию, выполнить перескок с левой ноги на правую.
Разбег
Необходимо выполнять равномерно, постепенно ускоряясь, пружинистыми шагами. Корпус при этом нельзя наклонять вперед и обязательно следует контролировать положение толчковой конечности. Всю дистанцию нужно разделить на 2 одинаковых отрезка. На первом идет набор скорости, а на втором — подготовка к броску. Метание мяча предполагает наличие отличной координации движений. Стараясь не потерять набранного ускорения, нужно отвести руку назад для броска. Иногда для того, чтобы участникам состязаний было легче ориентироваться, на дорожке делают отметку, где нужно начать отводить руку.
Скрестный шаг
Несмотря на то, что дальность броска напрямую связана со скоростью при разбеге, перенапрягаться не стоит. В противном случае может не хватить сил непосредственно на метание мяча. Самое большое значение имеет предпоследний шаг, который называют скрестным. При его выполнении энергия передается от ног атлета метающей руке и далее снаряду. Также он необходим для придания правильного положения конечностям. Двигаясь скрестным шагом, атлет должен выполнить упор на открытую наружу стопу и подготовить руку к броску. Именно такое положение ноги сделает метание результативным. Корпус должен быть повернут левым боком по направлению движения мяча, метающая рука — прямая и находится сзади, а другая — согнута и расположена на уровне груди.
Правильное положение метающей руки
Выполняя последние шаги разбега, метатель позволяет ногам оказаться впереди рук, поэтому со стороны кажется, что его торс немного отклоняется назад. С помощью такого положения максимально эффективно передается энергия, необходимая метающей руке для броска. На школьных тренировках метание мяча ограничивается поворотом плеча по направлению движения снаряда с одновременным отведением руки назад. Но у профессионалов техника отведения руки выглядит немного по-иному.
Существует 2 способа:
- От плеча прямо и назад, что позволяет сохранить скорость.
- Вперед, вниз, а затем назад, что дает возможность контролировать движения метающей руки.
Второй способ признается более динамичным.
Бросок
Выполняется при разгибании метателем правой ноги. Плечи при этом не меняют своего положения, кисть руки, удерживающей мяч, поворачивается вверх ладонью, а сама рука сгибается и поворачивается. В результате корпус атлета принимает положение натянутой тетивы. Корпус спортсмена повернут вперед, а рука с мячом начинает движение назад. На уровне уха атлет резко подает вперед плечи, выпрямляет метающую руку и делает в конце броска хлестообразное движение кистью.
Распространенные ошибки
Таковых немного, но они существенно снижают результативность броска:
- Отклонение туловища влево.
- Сгибание левой ноги при выполнении броска.
Эти 2 движения влекут к потере скорости, набранной при разбеге, и, как следствие, к уменьшению дальности полета мяча.
Еще одной ошибкой является заступ за контрольную линию. Этого легко избежать, переступив с одной ноги на другую.
Чтобы метание мяча стало результативным, требуются долгие и упорные тренировки. Именно упорство и труд помогут избавиться от всех недостатков в технике. Любые навыки можно освоить, все зависит от желания и целеустремленности спортсмена.
Источник
Физическая культура. 4 класс
Конспект урока
Конспект на интерактивный видео-урок по предмету «Физическая культура» для «4» класса
Урок № 9. Метание большого и малого мячей по горизонтальной и вертикальной цели
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Урок посвящён играм с метанием мяча, технике безопасности при метании и технике метания большого и малого мячей по горизонтальной и вертикальной цели.
Большой мяч – спортивный снаряд для метания в виде мяча диаметром от 15 см и весом от 200 грамм. К большим мячам относятся футбольный, баскетбольный и набивной волейбольный мячи.
Граната – легкоатлетический снаряд для метания в виде гранаты.
Копье – легкоатлетический снаряд для метания в виде копья.
Малый мяч – спортивный снаряд для метания в виде мяча весом 100-200 грамм и диаметром 5-8 см. К малым мячам относится теннисный мяч, мяч для бейсбола.
Метание – легкоатлетическое упражнение, состоящее в метании спортивного снаряда на точность или дальность.
- Физическая культура. 3/4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2015.
- Лях, В. И. Физическая культура. 1–4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / В. И. Лях – М.: Просвещение, 2013. – 190 с.
- Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 11.07.2018).
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Метание – один из технических видов легкой атлетики. Метание копья, метание молота, толкание ядра и метание диска входят в программу Олимпийских игр уже больше сотни лет. Метание копья – упражнение технически достаточно сложное. Поэтому метание копья начинается с подводящих упражнений, одним из которых является метание малого мяча – техника этого метания схожа с техникой метания копья. Метание малого мяча с места в горизонтальную и вертикальную цель позволяет отработать технику метания и перейти к метанию малого мяча на дальность с разбега и метания гранаты с разбега – упражнений, входящих в программу ГТО и в некоторые юношеские соревнования. А техника метания большого меча схожа с техникой броска и передачи в баскетболе и волейболе.
При метании малого мяча с места принято выделять три этапа – держание мяча, замах и бросок. Существует несколько способов метания малого мяча, наиболее распространёнными являются метание из-за спины через плечо, прямой рукой снизу, прямой рукой сверху и прямой рукой сбоку. Удержание мяча во всех способах осуществляется одинаково – свободным хватом, поэтому перед началом обучения технике метания следует отработать хват. В свободном хвате мяч удерживается плотно, но без лишнего усилия. Мяч удерживается четырьмя пальцами – средний и указательный удерживают мяч сзади, большой и безымянный – по бокам. Мизинец лежит свободно и в удержании мяча не участвует.
Метание из-за спины через плечо – классический способ метания, обеспечивающий наибольшую дальность броска.
Метание прямой рукой сверху характеризуется лучшим контролем мяча и меньшей амплитудой движений, позволяет лучше выдержать направление и хорошо подходит для бросков в вертикальную цель.
Метание прямой рукой снизу также характеризуется хорошим контролем мяча и позволяет точно дозировать усилие броска, что делает этот способ наиболее подходящим для метания в горизонтальную цель.
Метание прямой рукой сбоку соединяет в себе элементы метания из-за спины через плечо и метания прямой рукой снизу. Это позволяет сочетать большую дальность броска с высокой его точностью при метании в удаленную горизонтальную цель,
Метание большого мяча в цель может производиться множеством способов – двумя руками над головой, одной рукой от плеча, двумя руками от груди и т.д. Все эти техники находят дальнейшее применение в баскетболе, волейболе и других подобных играх. Одна из наиболее распространённых – техника метания двумя руками над головой – способна обеспечить хорошую точность как по горизонтальной, так и по вертикальной цели на небольших дистанциях.
Для совершенствования навыков метания можно использовать подводящие упражнения и игры: «Сбей кеглю», «Сильный бросок», и т.д.
Метание – один из самых опасных видов лёгкой атлетики. Попадание даже малого мяча может привести к порче имущества или к ушибам. Что уж говорить о попадании копья или гранаты? Поэтому технике безопасности при метании уделяется особое внимание:
— при метании травмоопасных снарядов оборудование площадки должно предотвращать падение снаряда вне сектора метания;
— запрещено выполнение упражнения при наличии людей в секторе метания;
— выполнять метание строго по сигналу тренера;
— при групповом метании стоять строго сбоку от других спортсменов;
— при одиночном метании запрещается стоять рядом с метающим;
— запрещается передавать метательные снаряды броском и выходить на поле для метания во время занятий.
ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ
1. Техника метания большого мяча в спортивных играх. В каких спортивных играх очень пригодится хорошая техника метания большого мяча?
2. Метательный снаряд военно-спортивных игр. Завершите предложение, введя название метательного снаряда.
– метательный снаряд, метание которого часто встречается в программе военно-спортивных игр.
Решение. Граната – метательный снаряд, метание которого часто встречается в программе военно-спортивных игр.
Источник
Легкая атлетика — Метание мяча
Метание мяча. Виды и техника метания. Особенности.
Метание мяча – это одно из легкоатлетических упражнений, в котором, с помощью взрывной силы мышц, требуется совершить бросок снаряда как можно дальше. Кроме того, это упражнение является базовым — именно с него начинается освоение навыков метания, развитие силы, ловкости, умения правильно распределять усилия.
Метание мяча было популярным занятием у всех граждан в античных Греции и Риме. А в древней Спарте мяч бросали для совершенствования физической формы воинов. Снаряды изготавливались из кожи, а набивкой становились перья, шерсть, зерна и семена.
Среди исследователей существует мнение о том, что мяч появился благодаря Атциусу, учителю гимнастики, который впервые изготовил его из бычьего пузыря. Научно этот факт не подтвержден, но доподлинно известно то, что изобрели снаряд еще задолго до Гомера, поскольку в произведениях этого автора уже упоминается мяч.
В нашей стране уже в эпоху современности многое сделал для развития метания мяча П.Ф. Лесгафт. В 1912 г. им была издана книга «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста», где автор привел классификацию упражнений с мячом, изложил технику и способы метания.
Основные принципы метания мяча
В данном упражнении допускается выполнение броска несколькими способами: с места, с разбега, из-за головы, с плеча. Тот или иной метод используется сообразно возрасту, индивидуальным особенностям спортсмена, а также от размера и веса самого мяча. Однако независимо от способа начинающим не рекомендуется выполнять метание с максимальной силой, так как мышцы и связки еще не адаптировались к таким нагрузкам, и результатом может стать травма.
Как уже было сказано, броски производятся на дальность. Основных факторов, влияющих на этот показатель всего 3:
- Скорость и угол вылета мяча.
- Высота точки, где происходит отрыв снаряда от руки метателя.
- Сопротивление воздуха.
Решающее значение при этом имеют первые два.
Скорость вылета напрямую связана с той силой, которая прикладывается атлетом, расстоянием — что преодолевает снаряд в руке спортсмена, и временем прохождения этого расстояния. Проще говоря, чем больше расстояние и меньше время, тем выше ускорение. Соответственно, если метание мяча происходит с разбега, дальность однозначно будет выше.
Угол полета не менее важен при выполнении броска. Согласно тригонометрическим законам, наибольшее значение дальность достигает при полете мяча под углом 45 градусов по горизонту. Однако на практике невозможно настолько точно бросить снаряд. Оптимальным является угол 30 — 43 градуса, что достигается в процессе долгих тренировок.
Продолжительность полета снаряда при броске никак не связана ни с ростом спортсмена, ни с длиной его рук, хотя можно подумать обратное. Рост, безусловно, определяет высоту точки отрыва снаряда, но если техника метания соблюдена, существенного влияния на результат этот фактор не окажет. То же самое можно сказать и о воздушном сопротивлении. Воздух влияет на скорость полета и его продолжительность в сторону уменьшения, но мяч слишком мал, чтобы это влияние было слишком весомым. И высота вылета, и сопротивление влияет на полученную дальность не более, чем на несколько сантиметров.
Метание мяча с места
Этот способ представляет собой перемещение только руки спортсмена со снарядом для метания. Выполняется движение руки над плечом из-за головы.
Техника броска с места такова:
- Спортсмен выходит на исходную позицию.
- Левую ногу он ставит перед собой на полную стопу, а правую оставляет позади и слегка сгибает ее в колене. Вес при этом приходится на левую.
- Рука, удерживающая мяч, сгибается в локте и занимает положение на уровне головы. Другая рука прямая и прилегает к корпусу.
- Атлет выполняет перенос массы тела с левой ноги на правую. Корпус при этом поворачивается вправо и слегка наклоняется, рука с мячом оказывается сзади.
- Метающая рука поднимается ладонью вверх, левая поднимается до плеча и отводится немного в сторону. Спортсмен смотрит в направлении движения снаряда.
- Правая нога резко разгибается, вес переносится на левую, при этом обе ноги становятся прямыми, а тело метателя словно натягивается в струну. Локоть метающей руки находится возле головы и направлен по направлению полета мяча.
- Атлет выполняет бросок перед собой под углом. Чтобы не заступить за контрольную линию, он сгибает левую ногу, корпус поворачивает влево, левую руку направляет назад и перескакивает с одной ноги на другую.
Бросок с разбега
Разбег осуществляется на дорожке протяженностью 20 м. Предполагается, что всего спортсмен должен сделать 12 шагов: 8 предварительных и 5 заключительных. Но в действительности все зависит от конкретного спортсмена, уровня его подготовки.
Чтобы правильно выполнить метание мяча с разбега, следует:
- Удерживать мяч в руке на уровне груди.
- С правой ноги начать движение, набирая скорость.
- На заключительных шагах повернуть верхний отдел корпуса вправо. Опустить или поднять руку со снарядом к плечам и немного отвести назад.
- Двигаться скрестным шагом, в результате чего корпус напрягается.
- Выполнить упор на левую ногу, правую выпрямить.
- Произвести резкий бросок вперед под углом примерно 45 градусов.
- Чтобы избежать заступа за линию, выполнить перескок с левой ноги на правую.
Необходимо выполнять равномерно, постепенно ускоряясь, пружинистыми шагами. Корпус при этом нельзя наклонять вперед и обязательно следует контролировать положение толчковой конечности. Всю дистанцию нужно разделить на 2 одинаковых отрезка. На первом идет набор скорости, а на втором — подготовка к броску. Метание мяча предполагает наличие отличной координации движений. Стараясь не потерять набранного ускорения, нужно отвести руку назад для броска. Иногда для того, чтобы участникам состязаний было легче ориентироваться, на дорожке делают отметку, где нужно начать отводить руку.
Несмотря на то, что дальность броска напрямую связана со скоростью при разбеге, перенапрягаться не стоит. В противном случае может не хватить сил непосредственно на метание мяча. Самое большое значение имеет предпоследний шаг, который называют скрестным. При его выполнении энергия передается от ног атлета метающей руке и далее снаряду. Также он необходим для придания правильного положения конечностям. Двигаясь скрестным шагом, атлет должен выполнить упор на открытую наружу стопу и подготовить руку к броску. Именно такое положение ноги сделает метание результативным. Корпус должен быть повернут левым боком по направлению движения мяча, метающая рука — прямая и находится сзади, а другая — согнута и расположена на уровне груди.
Правильное положение метающей руки
Выполняя последние шаги разбега, метатель позволяет ногам оказаться впереди рук, поэтому со стороны кажется, что его торс немного отклоняется назад. С помощью такого положения максимально эффективно передается энергия, необходимая метающей руке для броска. На школьных тренировках метание мяча ограничивается поворотом плеча по направлению движения снаряда с одновременным отведением руки назад. Но у профессионалов техника отведения руки выглядит немного по-иному.
Существует 2 способа:
- От плеча прямо и назад, что позволяет сохранить скорость.
- Вперед, вниз, а затем назад, что дает возможность контролировать движения метающей руки.
Второй способ признается более динамичным.
Выполняется при разгибании метателем правой ноги. Плечи при этом не меняют своего положения, кисть руки, удерживающей мяч, поворачивается вверх ладонью, а сама рука сгибается и поворачивается. В результате корпус атлета принимает положение натянутой тетивы. Корпус спортсмена повернут вперед, а рука с мячом начинает движение назад. На уровне уха атлет резко подает вперед плечи, выпрямляет метающую руку и делает в конце броска хлестообразное движение кистью.
Таковых немного, но они существенно снижают результативность броска:
- Отклонение туловища влево.
- Сгибание левой ноги при выполнении броска.
Эти 2 движения влекут к потере скорости, набранной при разбеге, и, как следствие, к уменьшению дальности полета мяча.
Еще одной ошибкой является заступ за контрольную линию. Этого легко избежать, переступив с одной ноги на другую.
1.Бегай, прыгай, метай. Школа легкой атлетики для детей 7 — 12 лет // Перев. с норвеж. М.: Физкультура и спорт, 1982. 72 с.
2. Белых Н.А. Легкоатлетические метания. Киев, Здоровь,я. 1976. с.7
3. Богданов Г.П., Зданевич А.А., Чернов В.Н. Для овладения метательными движениями // Физкультура и спорт. 1987. №3. с.19
4. Богданов Г.П. Руководство физическим воспитанием школьников. М.: Просвещение, 1986.с.3 .
5. Рощупкин Г.В., Гогин A.B. Метание на уроках в I-II классах // Физическая культура в школе,- 1990. N 5. — С. 16-18.
6. Рощупкин Г.В., Гогин A.B. Метание на уроках в III-IV классах // Физическая культура в школе.- 1990. N 7. — С. 9-14.
7.. Фокин Ф.Т. Обучение метаниям: IV класс // Физкультура в школе. 1984. -N 10. -С. 22-26.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник