Способ малых голландцев с ложкой

В чём секрет популярности малых голландцев XVII века, картинами которых сегодня гордятся Эрмитаж и Лувр

Малые голландцы не писали картины для дворцов и музеев. Наверное, художники того времени удивились бы, узнав, что их работы украшают залы Эрмитажа и Лувра. Нет, произведения голландских живописцев семнадцатого века – кроме разве что Рембрандта и других создателей больших, монументальных полотен – предназначались для небольших гостиных со скромной обстановкой, для домов, где жили обычные горожане или крестьяне. Ни до, ни после искусство не было так востребовано простыми людьми, а сама эпоха малых голландцев дала жизнь многим новым жанрам и новым сюжетам в живописи.

Золотой век голландского искусства

Хенрик Аверкамп. Ледяной край

Малыми голландцами этих художников зовут именно в российском искусствоведении — для остального мира они скорее мастера, творившие на протяжении Золотого века голландского искусства. Семнадцатый век считался золотым и в истории страны. Противостояние Испании завершилось Нидерландской буржуазной революцией, возникла конфедерация – Республика Соединенных провинций. Быстро и активно развивалось производство и торговля, и за короткий срок Голландия превратилась в богатое и могущественное государство.

Адриан ван Остаде. Учитель

Повышение уровня жизни граждан привело к расцвету в том числе и искусства.

Большой спрос рождал и соответствующее предложение. Подсчитано, что в тот период на каждую тысячу человек в Голландии приходилось по художнику – рекордный показатель в истории. Мастера трудились не по заказу, как раньше – писали готовые картины и продавали их, покупателей хватало. При этом стать художником мог далеко не каждый желающий. За живописцами наблюдали гильдии, в которых они обязаны были состоять и куда платили регулярные взносы. Так обеспечивался высокий уровень работ, их качество.

Якоб ван Рейсдал. Вид на Гарлем

Малым голландцам было на что опираться, традиции сформировали фламандская и нидерландская живопись, старые мастера. Большое влияние на художников XVII века оказывали работы Иеронима Босха и Питера Брейгеля-старшего. В то же время никакой единой школы, объединяющей творения малых голландцев, не существовало, это название было дано по некоторым общим признакам произведений живописи того времени.

Какими были картины малых голландцев

Габриэль Метсу. Спящий охотник

Прежде всего, картины были действительно маленькими – в первую очередь по сравнению с полотнами, которые создавались в эпоху Возрождения для залов дворцов и палаццо, для соборов и церквей. Теперь от художника требовалось не поразить размерами холста, масштабностью или величием фигур, а украсить городской интерьер и развлечь – поэтому одним из главным жанров малых голландцев стала бытовая живопись. Сюжеты из повседневной жизни, часто забавные или ироничные, наполненные символами и аллегориями – то, что украшало быт и повседневную жизнь бюргера и его домочадцев.

Питер Клас. Завтрак

Были очень востребованы натюрморты – сначала особенным спросом пользовались «цветочные» — имидж центра цветоводства складывался уже тогда. Позже в моду стали входить «завтраки» — композиции с белой скатертью и блестящей утварью. Постепенно натюрморты становились все более роскошными, пышными, экзотическими. Отдельным направлением этого жанра были ванитас – картины, призванные напоминать о бренности существования и неизбежности смерти.

Виллем Калф. Десерт

Многие художники писали пейзажи – именно в тот период изображения видов природы и городов превращались в самостоятельный жанр искусства, взяв на себя больше функций, чем просто создание фона. И здесь были вариации – художники писали марины и городские виды, лесные пейзажи и пасторали, ночь или зимы, кто-то специализировался на изображении лесных пожаров.

Читайте также:  Криогенный способ очистки газов

Арт ван дер Нер писал преимущественно ночные пейзажи

Голландцы любили свою родину – поэтому так востребованы были изображения местной природы. Отразить красоту того, что рядом, перед глазами – вот что было главной задачей художников.

Голландские живописцы XVII века обычно имели довольно узкую специализацию, этого требовала жесткая конкуренция на рынке картин. Зато работа в собственной нише давала возможность найти «своих» покупателей. Выбор картины будущим владельцем обычно определялся его профессией, образом жизни. Ученые приобретали натюрморты ванитас, богатые крестьяне и родившиеся в провинции бюргеры — сельские пейзажи, владельцы конюшен и любители животных покупали картины у анималистов.

История на картинах малых голландцев и малые голландцы в истории

Адриан ван Остаде. Крестьяне

В общем смысле этот период относится к эпохе барокко – но без той пышности и того великолепия, которыми отличается барочная живопись французских, итальянских и испанских мастеров. К тому же среди творений малых голландцев не встречались так распространенные в католической Европе картины на библейские сюжеты. Церковное искусство в протестантской Голландии не признавалось, а следовательно, церкви не были заказчиками или покупателями произведений живописи. Если и появлялись на холстах сюжеты из Библии, то они изображались в современной художнику обстановке, как будто перенесенные в новое время. Крупные исторические события и сражения также не были популярны у малых голландцев.

Ян Вермеер. Маленькая улица

Для их картин было характерно тщательное выписывание деталей, точность, отточенность техники, продуманность композиции, использование полутонов, теней. Некоторые использовали во время работы камеру-обскура. Известно, что с помощью этого прибора работал Ян Вермеер, которого иногда называют «великим малым голландцем».

Герард тер Борх. Бокал лимонада

Всего за двадцать лет, начиная с 1640 года, в Голландии было написано и продано около 1,3 миллиона картин. Часто сюжеты повторялись, вплоть до полного копирования произведения. Художники мало заботились об уникальности – ведь назначение картин не предполагало, что когда-нибудь они окажутся по соседству друг с другом в каком-нибудь музее. При этом, несмотря на количество произведений и непритязательность покупателей, творения малых голландцев стали настоящими жемчужинами живописи.

Мейндерт Хоббема — мастер изображения тихих сельских уголков

Ян ван Гойен — художник, чьи картины наполнены воздухом

Николас Мас, мастер жанровых сцен, один из последних представителей Золотого века голландской живописи

Французское вторжение 1672 года значительно пошатнуло рынок искусства, который после окончания войны больше уже не вернулся к уровню золотого века. Впоследствии отношение к малым голландцам было достаточно сдержанным – только в двадцатом веке этот феномен европейского искусства был оценен по достоинству. Сейчас, если и можно в чем упрекнуть эти произведения, то точно не в том, что они кажутся старомодными, напротив, трудно подобрать для малых голландцев более подходящий антураж, чем современный быт и нынешняя действительность.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Малые голландцы — феномен в истории искусства

Мейндерт Хоббема «Аллея в Мидделхарнисе» (1681), Национальная галерея, Лондон

XVII век явил миру во всем блеске две новые школы живописи – голландскую и фламандскую. Обе были наследницами великого искусства Нидерландов, страны, поменявшей к этому времени свои границы.
Когда в середине XVI века Нидерланды «достались» испанской короне, во многих провинциях уже утвердился кальвинизм (ветвь протестантизма), и «его католическое величество» испанский король Филипп II с жестокостью подавлял строптивцев. Часть южных штатов осталась в лоне католической церкви, образовав Фландрию, но семь северных штатов объединились для отпора испанцам.
На основе этого объединения и возникло федеративное государство – Нидерландская республика, или Голландия. Победа над могущественной абсолютистской Испанией способствовала тому, что Голландия, одна из самых малых стран Европы, стремительно превратилась в могущественнейшую и богатейшую державу. Она стала не только колониальной империей, но и первой буржуазной республикой Нового времени. Мир с удивлением следил за взлётом голландцев: «Эта горсточка людей, владеющих клочком земли, снабжает европейские народы большинством нужных им товаров»,- заметил кардинал Франции Ришелье.
Большая часть Голландии (Holland – «низменная земля»), лежит ниже уровня моря, и штормы постоянно угрожают ей затоплениями. Лишь поистине героический труд и упорство населения, строительство заградительных сооружений – плотин, шлюзов, каналов, дамб – позволили голландцам не только отвоёвывать пространство у моря, но и процветать. Так выковался особый голландский коллективизм и сплоченность.
Еще в XIV веке Нидерланды были богатой страной. Через незамерзающие порты Нидерландов проходили товары со всего мира, а открытие Америки еще более упрочило положение страны как важнейшего посредника в международной торговле (вспомним, что первое название Нью-Йорка было Новый Амстердам).
Вскоре страна стала не только самой богатой, но и самой передовой и культурной страной континента в XVII веке. Например, когда жителям города Лейдена, стойко выдержавшим осаду испанцев, была предложена награда на выбор – освобождение от налогов или основание университета, рачительные лейденцы всё же выбрали университет (в нем какое-то время учился Рембрандт).
Известно, что в протестантских странах (Англии, Германии, Швейцарии), развитие искусства сильно замедлилось. Но не в Голландии! Здесь искусство, а особенно живопись, уже в 1640-1670 годах достигает расцвета.
В XVII веке Голландия – единственная страна в мире, где три четверти населения было городским.
Феноменом этого периода становится удивительное обилие талантливых художников. Подсчитано, что на каждую тысячу человек в стране тогда приходился один художник (такая «плотность» не имеет аналогов в истории). Художественными центрами стали Лейден, Дельфт, Харлен, а позднее Гаага, Амстердам, Утрехт, Дордрехт и др.
Художники работали не только на заказ. Часто они сначала писали полотна, а затем искали на них покупателя. Картины продавались через торговцев, через аукционы и становились формой вложения средств. Оптимистический настрой, демократизм, поэтизация жизненных ценностей в сочетании с профессиональным мастерством сделали голландскую живопись востребованной не только современниками, но и многими последующими поколениями.
Спрос на живопись в Голландии был ажиотажным. Известно свидетельство современника: «Нет такого бедного горожанина, который не желал бы обладать произведениями живописи, предпочитая даже сокращать расходы на еду».
В отсутствии родовой аристократии, коронованных заказчиков и церковных покровителей представители буржуазии стали главными потребителями произведений искусства. Впрочем, и зажиточные крестьяне украшали свои дома «досками с картинками» (большинство картин писалось на досках из-за климатических условий страны).
Теперь «жизненное пространство» для самой живописи ограничивалось стенами бюргерских домов и общественных зданий. Размеры картин в этом случае были, как правило, невелики по сравнению с живописью для дворцов и церковных помещений. Тематика и тональность работ обычно носили камерный характер, наиболее соответствующий изображениям частной жизни. Изменилась и техника живописи. Голландская картина XVII века отличается тщательным, почти миниатюрным письмом и обилием точно разработанных деталей. Именно поэтому создателей так называемой «кабинетной» живописи голландских мастеров XVII века (за исключением Рембрандта, Хальса и Вермеера) называют «малыми голландцами». Правда, даже Яна Вермеера, учитывая особенности его работ, иногда называют великим «малым голландцем».
В становлении голландской живописи XVII века наиболее важным было влияние старых нидерландских мастеров. Еще у Питера Брейгеля – старшего, а еще раньше у Иеронима Босха и других мастеров XV- XVI веков, отмечалось пристальное внимание к жанровой детали, умение видеть мир, природу одушевленными, поэтичными, но не идеализированными.
Большинство «малых голландцев» находило темы для своих картин в окружающей действительности, словно следуя совету своего великого земляка Рембрандта: «Учись, прежде всего, следовать богатой природе и изображать то, что найдешь в ней. Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди – всё служит для нашего упражнения. Равнины, холмы, ручьи, деревья, города, рынки, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят: иди, жаждущий знания, созерцай нас и воспроизводи нас».
За пределами тематики «малых голландцев» остались бурные исторические события, в том числе народные восстания и войны. Однако именно подробное «исследование» ими природы и быта во всех их проявлениях и мелочах жизни сегодня воспринимаются, как сюжеты планетарного характера. Красота окружающего мира оказалась настолько разнообразной, многогранной и необъятной, что осветить её во всех проявлениях ни один из живописцев и не пытался. Наоборот, сотни голландских художников как бы поделили видимый мир между собой.
Одни писали только портреты, другие — бытовые сцены, третьи – натюрморты и т.д. Из пейзажистов выделяются маринисты, живописцы городских видов, анималисты. Таким образом, именно в голландском искусстве, у «малых голландцев», сложились все виды или жанры живописи, на которые принято подразделять её в наши дни. Исторический жанр оказался у «малых голландцев» низведенным до уровня рядового. Жанровая трактовка библейских и мифологических сюжетов придавала им оттенок современности и некоторой обыденности.
Художники бытового жанра в живых занимательных сценах рассказывали о быте, нравах и обычаях современников – обитателей крестьянской хижины, бюргерского дома, завсегдатаев кабачка и светского салона. Особенно замечательны работы Адриана ван Остаде, Герарда Доу, Герхарда Терборха, Питера де Хоха и др.
В творениях пейзажистов, маринистов, анималистов и живописцев городских видов отразилась их любовь родине, к ее невзрачным, но дорогим сердцу дюнам и болотам, к морю, к тучным стадам на заботливо возделанных пастбищах, к опрятным улочкам городов. Так Ян ван Гойен, основатель национального пейзажа, доводит до совершенства воздушную перспективу, а Якоб ван Рейсдаль, гениальнейший пейзажист, особенно тонко чувствовавший моменты обновления и умирания природы, драматическую борьбу света и тени, создал обобщенный образ родины. Художника Мейндерта Хоббему, самого значительного мастера пейзажа после Якоба ван Рейсдаля, привлекали тихие сельские сцены с видами залитых солнечным светом деревень, которым придают разнообразие возвышающиеся там и здесь группы деревьев.
Голландские мастера натюрморта, пожалуй, впервые открыли человечеству очарование безмолвного мира неодушевленной природы. Цветы и фрукты, улов рыбака и добыча охотника, вещи домашнего обихода и экзотические предметы, привезенные из дальних стран, стали объектами живописи в поисках новых проявлений прекрасного.
Наиболее «узкая специализация» была в жанре натюрморта. Питер Клас, например, писал только «завтраки», а Ян ван Хейсум – только цветы. Существовали художники, писавшие рыбные и мясные лавки, охотничьи трофеи, посуду и т.д.
Произведения «малых голландцев» разошлись по музеям и частным собраниям всего мира, а их творчество вошло в историю мировой культуры как важнейший и плодотворнейший этап ее развития. Они оказались достойными гордых слов лейденского художника Филипса ван Ангела, с которыми тот обратился к собратьям по творчеству 18 октября 1641 года, в день Святого Луки, небесного покровителя живописцев: «Принесем же себя со всеми великими умами на алтарь бессмертия, и пусть наши имена станут примером для потомков».

Читайте также:  Гражданское право способы защиты гражданских прав егэ

Источник

Оцените статью
Разные способы