Способ логического познания истины

Познание истины

Мир познаваем. Отрицание этого факта называется агностицизмом. Агностицизм успешно преодолён современным философским знанием. Гегель, о котором Ленин говорил, что «умный идеалист лучше глупого материалиста», различал три ступени познания. Первая, — это правда. Вторая, — достоверная правда. Третья, — истина. Для того, чтобы успешно познавать окружающий нас объективный мир, нужно владеть эффективным механизмом (способом) мышления, в котором содержится научный метод.

Доктор философских наук, академик Попов Михаил Васильевич различает два способа мышления, утверждая, что третьего («нового мышления», согласно М. Горбачёву) ещё не изобрело человечество. Печальная практика философско-политического плюрализма привела к разрушению СССР и геополитической катастрофе, в результате чего русский народ стал самым разделённым народом мира. Соглашаясь с М.В. Поповым, я, тем не менее, говорю о трёх способах: один из них древний и донаучный, два других – научные, появившиеся в результате развития философии. Они, все три, часто встречаются в обществе современных людей.

1. Архаичный, древний, донаучный (ненаучный) способ мышления. Он обусловлен преимущественно эмоционально-чувственным восприятием реального мира, чрезмерной привязанностью мышления к ощущениям, исходящим от органов чувств. Такой способ мышления не поднимается выше аналогий и не способен к абстрактному (научному) обобщению. Эта особенность отражения действительности (рефлексии) в аналитической психологии называется конкретизмом (конкретинизмом). Указанный способ мышления в наихудшем варианте вполне может сочетаться с алекситимией – эмоциональной безграмотностью.

2. Формально-логический способ мышления. Он порождает бескомпромиссную конкуренцию мнений – дихотомию: или – или. Если прав собеседник первый, то неправ собеседник второй. Здесь присутствуют две взаимоисключающие позиции без возможности их примирения: тезис и антитезис. Это и есть принцип «исключённого третьего». В такой логике, конечно, возможен формальный компромисс – движение взаимных уступок, но он никогда не снимает полностью напряжения борьбы противоположных тенденций. Всем известно неуничтожимое противоречие между трудом и капиталом.

Формальная логика не всегда способствует развитию общественного бытия, хотя и применяется очень часто. К примеру, правовая система всех современных стран основана на формально-логическом римском праве, при котором практика правоприменения зависит от формы и идеологии, иногда контрреволюционной, государственной власти. С диктатурой, понятно, не поспоришь. Формальная логика, как бы озабоченная (безрезультатным) поиском истины, в итоге, чаще всего упиралась в искажённую (преувеличенную) правду.

Формальная логика называется формальной потому, что изучает не содержание мышления, а его формы. Она интересуется не тем, о чем мы рассуждаем, а тем, как мы это делаем Однако же нужно считать неразумным пренебрежительное отношение к форме. Этот способ мышления нельзя назвать устаревшим и неприемлемым в жизни общества. Более того, он вполне совмещается с диалектической логикой, которая может (с отрицанием) включать его в себя.

3. Диалектический способ мышления. Это современный способ мышления, который должен сочетаться с талантом его применения. Люди, сознание которых сформировано стереотипами формальной логики, с большим трудом воспринимают логику диалектическую или сбиваются с неё, часто переходя на логику привычно-формальных суждений. Алгоритм (порядок действий) диалектической логики обозначается простым философским языком: тезис – антитезис – синтез. Он несовместим с правилом «исключённого третьего».

В основе рассматриваемого способа мышления лежит диалектический метод. Гегель определяет метод как «осознание формы внутреннего самодвижения содержания». Речь идёт об объективной причине всякого самодвижения, то есть о всеобщем противоречии. Окружающий нас мир изначально противоречив. Противоречие обеспечивает неиссякаемой энергией движение развития.

Это свойство реальной действительности изменить невозможно. Его следует принять в качестве аксиомы – истины не требующей доказательств. Надо отдать дань должного уважения великому философу, предпринявшему изящную попытку научного обоснования этого непреложного факта. В.И. Ленин надёжно защитил его от бесполезной критики утверждая, что «Гегель гениально угадал в диалектике понятий диалектику вещей».

1. Противоречие соответствия (единства тождества и различия) понятия объекту.

Истина противоречива по природе своей, поскольку содержит в себе самой объективное противоречие. По определению, истина – соответствие понятия объекту и объекта понятию. Противоречие истины состоит в том, что если понятие и соответствует объекту, то объект не всегда соответствует понятию. Дело в том, что объект находится в перманентном развитии, а научная теория отражает его таким, каков он есть, но и предполагает должествование его дальнейшего изменения, то есть и соответствует, и не соответствует существующему в действительности объекту. Таким образом, истинное понятие соответствует тому объекту, который есть и тому, которого ещё нет. Следовательно, сам реальный (здесь и сейчас) объект и соответствует понятию, и не соответствует ему.

2. Противоречие (единство) субъективного и объективного в истине.

Истина – субъективно-объективный материальный феномен. Понятие – «Высший продукт мозга высшего продукта материи» — В.И. Ленин. Оно отражает объективную реальность окружающего нас мира, то, что есть до,- вне,- после сознания человека, и существует независимо от него. Способность отражать самою себя – универсальное свойство живой и неживой материи. Это прямое следствие детерминизма – причинно-следственной связи всего, что изменяется и происходит в окружающем человека мире. Следовательно, понятие, как высшая форма отражения в социальной материи — объективный феномен.
Таким образом, «объективное» — это хорошо осознанное «всеобщее» в диалектической связи с «единичным». Понятие «объективное» включает в себя как сам объект, так и отражение его в сознании субъекта. Объективное – это то, что есть вне сознания и в сознании, одновременно. «Идея, овладевшая умами масс, становится материальной силой» — Маркс. Истина всегда объективна и субъективна. Это главное условие бытия истины.

3. Противоречие (единство) всеобщего и единичного в истине.

Всеобщее – это общее для всего, в том числе для всякого единичного и конкретного проявления жизни. Познание истины невозможно в отсутствие способности находить самое главное и важное в бесконечном разнообразии форм движений социального бытия. Есть общие законы материи и её движения, которые обнаруживаются в каждом проявлении конкретной человеческой жизни. Люди, малограмотные или пренебрегающие знанием о них, очень часто совершают ошибки и попадают в ловушки, рассчитанные на простаков. Исправить такие ошибки бывает непросто или нельзя вовсе. Не стоит усложнять себе жизнь отрицанием всеобщих законов материального мира. Истина — в единстве всеобщего и единичного.

4. Противоречие (единство) абстрактного и конкретного в истине.

Абстрагирование – отвлечение от сложного, запутанного и противоречивого бытия повседневной жизни с целью упрощения понимания его. Познание истины начинается с наблюдения, созерцания, ощущения и восприятия материального мира, продолжается абстрагированием (отвлечением от всего второстепенного, обобщением, то есть упрощением сложных явлений общественной жизни) и завершается практической деятельностью.

Этот единственный путь познания истины называется «восхождением абстрактного в конкретное». Сущность социального бытия заключается в конкретной (сложной) человеческой жизни. Главным критерием истины считается практика. Развитие человека и общества предполагает усложнение и упрощение социального бытия в одно и то же время. Жизнь должна усложняться так, чтобы становиться и проще, и легче.

Читайте также:  Экономический анализ это способ познания процессов явлений

5. Противоречие (единство) теории и практики в истине.

Теория без практики мертва, а «без теории нам смерть» — И.В. Сталин. В утверждении истины необходимо единство мысли, слова и дела. Учение (преимущественно пассивный акт) без размышления вредно, размышление (активный акт) без учения опасно.

6. Противоречие (единство) абсолютного и относительного в истине.

Познание безгранично, если речь идёт о познании человечества в целом, поскольку в коллективном, общественном бытии теоретически существует возможность бессмертия. Бесконечное познание материального мира множеством умов ранее живших, живущих и будущих поколений людей составляет бытие абсолютной истины. Однако же абсолютная истина не вмещается целиком в сознание отдельного человека, жизнь которого имеет предел. Его сознание может включать в себя часть объективной и абсолютной истины, вернее момент её. Всё то, что не имеет границ, то есть абсолютно,- разъясняет Гегель,- становится своей противоположностью. Абсолютная истина в пределах границ конечной человеческой жизни является истиной относительной. Таким образом истина и абсолютна, и относительна одновременно.

7. Противоречие (единство) конечного и бесконечного в истине.

Всякое бесконечное состоит из бесконечного числа конечных моментов (конечных событий и человеческих жизней), но абсолютную истину нельзя воспринимать как арифметическую совокупность относительных истин. Такую бесконечность Гегель называл «дурной бесконечностью». На самом деле относительная истина – момент истины абсолютной, то есть имеет с ней диалектическую связь в бесконечном процессе своего развития. Относительная истина существует как определение, то, что не изменяется в изменениях (в-себе-бытие – истина на все времена), и как бытие-для-иного – инобытие — уже в качестве истины абсолютной.

8. Противоречие (единство) моментов истины.

Объективное противоречие истины порождает борьбу и единство противоположных моментов. Перманентная борьба этих противоположностей, находящихся в единстве приводит к исчезновению различия (разности) между ними. Такое взаимодействие моментов (борьба и единство) с их взаимопроникновением называется становлением, в результате чего возникает новое качество бытия (истины) – спокойная простота. Истина утверждает должествование диалектического компромисса (закон отрицания отрицания – отрицания с удержанием, созиданием), следствием чего является развитие, которое фиксируется состоянием покоя и ясности (простоты).

9. Противоречие (единство) анализа и синтеза сложных понятий в познании истины.

«Истина конкретна» — учил Г. Гегель. Истина сложна, конкретна и всегда одна. Анализ сложных понятий без использования истинных категорий диалектической логики может оказаться непростым делом. Все справочники, включая словари философские, составляются по формально-логическому принципу. Описать и усвоить сложные понятия в форме стройной системы научных взглядов на мир, человека и общество, изучая их, практически невозможно. Проблему качества образовательного процесса может решить систематическое формирование в сознании каждого отдельного человека целостной картины мира, что и порождает способность к самостоятельному анализу и синтезу сложных понятий.

10. Противоречие (единство) формы и содержания в истине.

Сущность – единое, что есть. Сущность является в бытие формой и содержанием. Содержание – материя в движении. Форма – движение материи. Материя – это «оформленная сущность», то есть «сущность, которая уже в форме» — Гегель. Содержание и форма – моменты диалектической взаимосвязи и находятся, следовательно, в борьбе и единстве: нет материи без движения, не бывает движения без материи. Форма, хотя и является моментом содержания, но обладает определённой степенью свободы по отношению к нему. Она как бы и должна соответствовать (и всегда соответствует) содержанию, никогда не соответствуя ему. Если бы форма всегда соответствовала содержанию, то прекратилось бы развитие (деградация, впрочем, тоже) общества.

По этой причине, вопрос «О первичности материи и вторичности сознания (движения)», будучи решённым раз и навсегда, более не имеет уважительного статуса главного вопроса философии. «Конечно, и противоположность материи и сознания имеет абсолютное значение только в пределах очень ограниченной области; в данном случае исключительно в пределах основного гносеологического вопроса о том, что признать первичным и что вторичным. За этими пределами относительность данного противоположения несомненна». – Ленин.

Социальная форма движения материи (сознание, идея, теория, понятие истины), то есть субъективный фактор дальнейшего развития человеческой цивилизации приобретает всё большее значение. Доктор философских наук, профессор М.В. Попов подчёркивает важнейшую роль формы в связке формы-содержания: «В форме всё содержание сидит», «Гнилая идея овладела умами масс и разрушила великую страну».

Заключение: конкретная истина объективна, субъективна, относительна и всегда одна.

Источник

Проблемы познания в философии

Введение.
1.Сущность познания, его понимание в истории философской мысли.
2.Чувственное и рациональное познание.
3.Проблема истины.
4.Истина и практика. Основные подходы.

Проблемой ПОЗНАНИЯ, его возможностей и закономерностей занимается теория познания или гносеология (от греч. gnosis — знание, и logos — учение), которая является одним из разделов философии.

Возможность ПОЗНАНИЯ заключена в таком всеобщем свойстве материи, как свойство отражения. Образ объекта, его идеальный характер нельзя до конца понять, оставаясь в пределах рассмотрения только структуры внутримозговых, нейродинамических процессов. Общественная природа практической деятельности человека — вот тот специфический фактор, который вызывает к жизни идеальное, психическое высшего «постживотного» порядка. Именно практика является критерием истины — мерилом адекватного отражения объекта познающим субъектом. И человек как высшая ступень этой эволюции может существовать не иначе, как только благодаря использованию познания как социальной формы отражения, являющейся посредствующим звеном его общественной деятельности.

1 вопрос. СУЩНОСТЬ ПОЗНАНИЯ, ЕГО ПОНИМАНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ.

ПОЗНАНИЕ – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.

СУБЪЕКТ познания — это активно осуществляющий познавательную деятельность производитель знания. Субъектом познания является, прежде всего, личность. Именно она непосредственно наделена способностью познавать. Но субъектом познания может быть и коллектив, социальная группа, а также общество в целом.

ОбЪЕКТ познания — это то, на что направлена познающая деятельность субъекта, фрагмент бытия, оказавшийся в поле зрения его познающей мысли. Объекты познания делятся на:
• первичные, то есть фрагменты природной и социальной действительности;
• вторичные — различные проявления духовного мира людей;
• третичные — свой собственный духовный мир.

В философии существуют 2 ОСОВНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ:
1. ГНОСТИЦИЗМ. Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Познание — это такое отношение человека к миру, в результате которого человек получает новое знание о нем. Это процесс получения знания.

Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях ГНОСТИЦИЗМА. Они, в свою очередь, базируется на следующих принципах:
1. ДИАЛЕКТИКИ, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики.
2. ИСТОРИЗМА – рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления.
3. ПРАКТИКИ – деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя.
4. ПОЗНАВАЕМОСТИ – быть убежденным в самой возможности познания.
5. ОБЪЕКТИВНОСТИ — признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания.
6. АКТИВНОСТИ творческого ОТОБРАЖЕНИЯ действительности.
7. КОНКРЕТНОСТИ ИСТИНЫ – искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.

Читайте также:  Санкции это способы 1 балл

2. АГНОСТИЦИЗМ. Агностики (часто идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания.

Агностицизм в познании обусловлен причинами гносеологического и социального порядка. К гносеологическим причинам относят:
• сложность и противоречивость любого объекта познания, неполное совпадение явления и сущности;
• определенную ограниченность и противоречивость самого процесса познания (ошибки чувственного восприятия, возможность заблуждений, неполнота знаний и т. д.);
• непонимание диалектики объективного мира и его познания, ошибочность методологических позиций (субъективизм, метафизичность).

Социальной причиной является позиция определенных социальных сил, заинтересованных в утрате широкими массами гносеологического оптимизма для их оглупления и выключения из социальной жизни.

Агностицизм может выступать в различных формах. В связи с разнообразием этих форм, заглянем в историю философских учений.
1.СКЕПТИЦИЗМ. Элементы агностицизма мы наблюдаем впервые в философов-скептиков античного мира (ПИРОН, ЭНЕСИДЕМ и др.). Они утверждали, что все знания нужно подвергать сомнению. Такая позиция играла положительную роль в борьбе против различного рода догматов.
2.СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ. Крайняя форма скептицизма родилась в XVIII веке в рассуждениях английского философа, субъективного идеалиста Д.ЮМА, который вообще отрицал вопрос о существовании объективного мира, поскольку, по его мнению, сознание человека не может выйти за пределы субъективных ощущений, а, следовательно, не может и познать мир.
3.ДУАЛИЗМ. Несколько смягченной является другая форма агностицизма — дуалистическая позиция И. КАНТА, согласно которой признавалось реальное существование мира вещей, но отрицалось возможность их всестороннего познания. Человек, по мнению И,КАНТА, может познать явления объективного мира лишь до определенных пределов; проникнуть же в их сущность («вещь в себе») ему не дано.
4. РЕЛЯТИВИЗМ и другие. В современных условиях агностицизм чаще всего выступает в форме релятивизма и иррационализма. Если первый преувеличивает, абсолютизирует относительность наших знаний, объявляет любые научные теории условными и относительными, то второй принижает роль разума в науке, утверждает, что мир по своей природе иррационален, а потому и непознаваем.

К этим течениям мы ещё вернёмся при рассмотрении 3 и 4 вопроса данной лекции и попытаемся более чётко обозначить их в рамках проблемы истины и её критериев.

2 вопрос. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ.

В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.

1. ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность. Чувственное познание: это непосредственное взаимодействие субъекта и объекта, отражение предметов и процессов с помощью органов чувств, в результате которого человек получает первичные знания об объекте. Выделяют два рода чувственных форм: первого рода или индивидуальные ощущения, восприятия и представления окружающей действительности и второго рода, то есть ощущения слов, рисунков, фотографий, образцов, клипов, проекций и прочих выработанных человечеством средств, для передачи содержания ощущений и восприятия многих и многих действующих людей.

Простыми ФОРМАМИ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ являются ощущения, восприятия и представления.
а) ОЩУЩЕНИЕ — это начальная, исходная форма познания, осуществляющая непосредственную связь с миром, превращение физиологического процесса в психический, в факт сознания и возникновение идеального образа отражаемого объекта. Ощущения (осязание, обоняние, зрение, слух, вкус) отражают лишь отдельные стороны объекта и не дают целостной картины о нем.
б) ВОСПРИЯТИЕ — это комплекс нескольких ощущений; процесс построения целостных образов предметов и их взаимоотношений, действующих в данный момент на органы чувств.
в) ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — это воспроизведение с помощью памяти и воображения уже имевшихся в прошлом личном и общественном опыте восприятий. Представление служит связующим звеном между чувственным и рациональным познанием.

2. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ основано на разуме, его самостоятельной деятельности. Рациональное познание (мышление): это форма познания, в процессе которой человек получает вторичные (выводные) знания, используя не непосредственный контакт с предметами и явлениями, а опосредующую промежуточную связь в виде абстрактных форм.

Рациональное познание осуществляется в трёх простых формах: понятии, суждении и умозаключении и сложных (высших) формах мышления: темах, проблемах, гипотезах, теориях, науках и т. д.
а) ПОНЯТИЕ — это исходная форма рационального познания, логическая форма мышления, в которой отражаются существенные свойства и отношения предмета.
б) СУЖДЕНИЕ — это мысль, в которой утверждается или отрицается что — либо относительно предметов или явлений.
в) УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — это такая форма мышления, благодаря которой из нескольких взаимосвязанных суждений выводятся новые.

3.Близким к рациональному является ИНТУИТИВНОЕ ПОЗНАНИЕ, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне. Интуиция: это непосредственное внезапное неосознанное получение знаний. Она принадлежит к надсознательной области духовного мира человека.

ВИДЫ ИНТУИЦИИ:
1. Чувственная (мгновенное чувство).
2. Рациональная (мгновенное решение логических проблем).
3. Эйдическая, как синтез чувственной и рациональной интуиции.

3 вопрос. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ.

ИСТИНА — это адекватное отражение объекта познающим субъектом, соответствие содержания наших знаний объективной реальности самой этой реальности. Это верное знание о предмете.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ к пониманию истины:
ОБЪЕКТИВНЫЕ ИДЕАЛИСТЫ считают, что истина представляет собой соответствие объекта той идее, которая предшествует ему, составляет его основу, его сущность. А поскольку идея существует объективно, то и истина в конечном итоге объективна в буквальном смысле слова, то есть существует вне познающего субъекта.
СУБЪЕКТИВНЫЕ ИДЕАЛИСТЫ полностью отрицают какую бы то ни было объективность истины утверждают, что истина — это либо соответствие наших знаний нашим же субъективным ощущениям (позиция солипсизма), либо взаимосвязанность и взаимосогласованность предположений по правилам формальной логики (позиция некоторых неопозитивистов), либо то, что общепринято научным сообществом.

СВОЙСТВА ИСТИНЫ:
Во-первых, истина представляет собой диалектическое единство объективного и субъективного, то есть она объективна по содержанию и субъективна по форме.
Во-вторых, истина, будучи результатом процесса логического отражения, выступает как процесс постоянного углубления познающего субъекта в сущность изучаемого объекта.
В-третьих, истина — это диалектическое единство абсолютного и относительного.

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА — это полное, точное, исчерпывающее значение об объекте познания, которое не может быть опровергнуто в процессе познания. Под ней понимается:
1) Полное, исчерпывающее значение о мире в целом и в этом смысле абсолютная истина недостижима;
2) Точное, полное знание о каких-либо сторонах, свойствах, отношениях, фрагментах объективного мира. В этом значении абсолютная истина вполне достижима на каждом конкретном этапе процесса познания и ненарушима в своей «системе координат», в определенном времени, месте и отношении. При изменении этих условий абсолютная истина может переходить в разряд относительных истин.

Читайте также:  Аналоговый способ представления звука примеры

Под ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНОЙ понимается правильное, но в чем-то неполное, незавершенное, приблизительное знание. Это знание предмета в исторически обусловленных пределах. Любое объективно истинное знание в конкретном выражении является относительной истинной, так как оно неполно и неточно отражает сложные связи и отношения объекта познания. В то же время в нем содержится момент, сторона истины абсолютной, потому что точно и исчерпывающе отражены отдельные стороны, свойства и связи этого объекта. Так из бесконечной суммы относительных истин постепенно складывается истина абсолютная.

Диалектическое понимание соотношения абсолютной и относительной истины предостерегает от релятивизма и догматизма — одинаково ошибочных, односторонних способов мышления и действия. Напомним, Релятивизм утверждает(см. вопрос1), что все знания носят относительный характер и тем самым отрицает возможность познать абсолютную истину. ДОГМАТИЗМ, напротив, абсолютизирует знание как раз и навсегда данные, не признавая в них наличие моментов относительной истины.

Диалектика утверждает: нет истин вообще, безотносительно к месту, времени, объекту и субъекту познания; истина всегда конкретна. Конкретность истины обусловлена характером объекта и условиями его функционирования, историческими рамками, в пределах которых данный объект сохраняет присущую ему качественную определенность.
В тоже время, абсолютно истинное в одном отношении может быть относительно истинным в другом, и наоборот. Это мы и проследим в ходе следующего вопроса.

4. ИСТИНА И ПРАКТИКА. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ.

ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ сложна и активно дискутируется на современном этапе. В истории философии сложились несколько пониманий, способов толкования истины. У истины есть свои критерии и соответствующие им теории.

1.СЕНСУАЛИСТСКАЯ. СЕНСУАЛИСТЫ считают, что критерием истины являются непосредственные показания органов чувств.
2. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ. «Истина — это то, что есть». Здесь важно само наличие вещи. До какого-то времени истина может быть скрыта, неизвестна человеку, но в определенный момент времени она открывается и становится достоянием всех. Однако подобная позиция не критична.
3. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ. «Истина — это соответствие знаний действительности». Это классическая гносеологическая концепция. Однако и в этом случае возникает много проблем, разногласий, так как часто осуществляется попытка сравнения несравнимого: идеального (знаний) с реально-материальным. Тем более, что многие сложные явления, такие как «любовь», «свобода» и пр. — вообще трудно проверить на соответствие действительности. Поэтому, на некоторое время проблему упростили и перешли к другому пониманию истины.
4. ПОЗИТИВИСТСКАЯ. «Истина — это опытная подтверждаемость». В позитивизме рассмотрению подвергалось только то, что реально могло быть проверено на практике, все остальное было признано «метафизикой», выходящей за пределы интересов «настоящей (позитивистской) философии». Ясно, что подобная позиция оставляет вне поля внимания важнейшие для человека процессы, явления, сущности (например, как проверить состояние счастья?). Одна часть неопозитивистов развивает теорию ВЕРИФИКАЦИИ, то есть сведение любого научного положения к простейшим высказываниям, подтверждаемых показаниями органов чувств, другая — утверждает, что критерием истины является логика, то есть непротиворечивость одной мысли другой.
5. ПРАГМАТИЧЕСКАЯ. «Истина — это полезность знания, его эффективность». По этим критериям в качестве истинного признавалось то, что в данный момент времени дает эффект, приносит своего рода «прибыль». одной из гланых оластей применения такого подхода стала политика.

6. КОНВЕНЦИОНАЛЬНАЯ (основоположник — Ж. А. Пуанкаре). «Истина — это соглашение». По этому определению, в случае возникновения разногласий, нужно просто договориться между собой, что считать истиной. Ясно, что подобная позиция может быть применима лишь в довольно узких областях деятельности, и лишь на определенное время.

Скорее всего понятие истины объединяет в себе все эти подходы: это и то, что есть на самом деле, и соответствие нашего знания тому, что есть на самом деле, но в тоже время это и определенное соглашение, договор о принятии данной истины. Истина одновременно:
— субъективна и объективна (этот человек порядочный);
— абстрактна и конкретна (человек вообще — не существует);
— относительна и абсолютна (пример с атомом).

Что же мы понимаем под понятиями заблуждение и ложь? На их счет принят такой «договор».
Заблуждение — ненамеренное искажение знания, временное состояние знания в поиске истины.
Ложь — намеренное искажение верного.

Учитывается тот факт, что в познавательной деятельности людей большое значение имеют вера, уверенность, убеждение, заинтересованность. Поэтому в самом познавательном процессе присутствуют моменты волевого выбора убеждения и веры. Причём, если предметом убеждения является логически обоснованное и опытно подтвержденное знание, то вера имеет в качестве предмета гипотетические положения.

Процесс познания не может быть реализован без достижения понимания. Понимание — состояние сознания фиксируемое субъектом, как уверенность в правильности воссозданных представлений и содержания воздействия. Понимание другой личности заключается в воспроизведении свойственной ей системы смыслов. Понимание реализуется, прежде всего, через диалог. Понимание предполагает как отождествление себя с другими, так и сохранение своего «я».

Именно в этом плане важна Интерпретация — вариант изложения понимания. Художественная литература, например, предоставляет нам возможность филологической интерпретации. Причем, интерпретации могут подвергаться исторические события и факты, теории и теоретические концепции, нормы поведения и поступки и т. д.

Что же может быть взято в качестве критерия истины? С одной стороны, он не должен находиться ни в рамках субъекта (ибо это чревато субъективизмом), ни в рамках объекта, ведь истина есть знание о нем самом. С другой стороны, критерий должен быть с ними тесно связан. Феноменом, отвечающим этим условиям, является практика.

ПРАКТИКА — это целенаправленная, предметная, преобразующая деятельность людей. Она не сводится к личному опыту индивида, а является материальной деятельностью людей во всем ее объеме (производственном, потребительском, экономическом, научном, художественном и т. д.) и историческом развитии. Именно историчность, изменчивость практики обуславливает ее относительный характер: на каждом конкретном этапе познания она имеет ограниченные возможности, которые не позволяют проверить все добытые знания.

ПРАТИКА – конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека. Главные ВИДЫ ПРАКТИКИ:
1. Материальное производство.
2. Управленческая деятельность.
3. Научный эксперимент.

ФУНКЦИИ ПРАКТИКИ – то, чем она является:
1. Критерием истины.
2. Основой познания.
3. Целью познания.
4. Результатом познания.

Но нужно учитывать и то, что есть сферы, недоступные для проверки. К ним относятся, например, математический и логический способы получения знания.

Таким образом, в результате сложного и длительного процесса возникновения и развития сознания, человек приобрёл способность адекватно отражать объективный мир выявлять его закономерности. Именно в сознании познающего субъекта формируется образ изучаемого объекта. Основной же формой познания и критерием истины является практика. Однако, практика является хоть и решающим, но не единственным таким критерием.

Источник

Оцените статью
Разные способы