Способ лепки конструктивный пластический

Консультация «Освоение детьми приемов лепки»

Ольга Михайловна Петрова
Консультация «Освоение детьми приемов лепки»

Лепка – это один из вариантов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные образы или целые композиции.

Лепка входит в повседневную жизнь ребенка вместе с рисование, конструированием, разными играми, часто вплетаясь в них так, что одно занятие невозможно отделить от другого.

Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна детям дошкольного возраста во всем богатстве и разнообразии способов и приемов. Следует иметь в виду, что классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки.

Рассмотрим способы лепки:

1. Конструктивный: При этом способе лепки образ создается из отдельных частей, как из деталей конструктора. Ребенок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Этим способом дети начинают лепить с 2 – 3лет и часто сами «открывают» его для себя. Но при, казалось бы, внешнем освоении его, дети редко передают пропорциональное соотношение частей и не очень хорошо скрепляют их между собой. После 3-х лет дети начинают более точно передавать особенности деталей и соединяют их, стараясь сохранить пропорции и взаимное расположение (какая деталь больше, какая меньше, как детали размещаются рядом, одна на другой или как-то иначе).

В дальнейшем конструктивный способ лепки совершенствуется; увеличивается количество деталей, усложняется их взаимное расположение, более тщательной и выразительной становится доработка. Это связано, прежде всего, с развитием воображения, умения владеть руками, способности планировать свою работу.

2.Скульптурный: этот способ иногда еще называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребенок представляет заинтересовавший его образ, берет подходящий по цвету и размеру кусок пластилина или глины, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму. Это может быть вытянутое яйцо, если задумано какое-то животное; шар если хочется вылепить овощ или фрукт и т. д. на общей основе ребенок создает образ, вытягивая отдельные, более мелкие части, не отрывая их,и стараясь передать характерные особенности: длинную шею, уши и т. д. Он моделирует форму –основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает там, где нужно – сверху, по бокам, снизу.

Скульптурный – более сложный способ лепки по сравнению с конструктивным. Обычно детям необходимы некоторые пояснения и показ техники. Для этого бывает достаточно сравнить два образа на одну тему, вылепленные разными способами. К примеру,можно вылепить на глазах у детей двух похожих между собой рыбок: одну из них создать структурным способом, а другую конструктивным, предложить детям сравнить их.

3.Комбинированный:этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, самые крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ, как более доступный и универсальный по всем возможностям.

4. Модульная лепка – этот способ напоминает составление объёмной мозаики или конструирование из одинаковых деталей. Различают несколько видов модульной лепки.

Читайте также:  7 способов похитить друга фиксай

Из бесформенных кусочков – отщипывают, отрывают или отрезают стекой небольшие кусочки и создают из них образ (туча, полянка, цветок).

Из шариков – отрывают кусочки и раскатывают в шарики (гусеница, бусы, крона дерева).

Из валиков – отделяют кусочки и раскатывают а валики (дом, колодец, мост).

Модули объединяют по разному:

• Заполняют силуэт, вырезанный из бумаги, или нарисованный, или выложенный из пластилинового жгутика,

• Насаживают на каркас из проволоки, палочек, трубочек и т. д.

5. Лепка из колец – это оригинальный способ лепки, которым пользуются гончары. Такая техника применяется для лепки посуды. Сначала готовят основу (дно) из пластилиновой лепешки, ровно обрезают по стакану, затем раскатывают валик нужной длины, чтобы можно было уложить по краю основы. Остальные валики сверяют по нему.

Валики последовательно сворачивают кольцом и выкладывают друг на друга так, чтобы стыки не выстраивались в одну линию. Из колец можно вылепить вазу, башню, кувшин, чашку.

6. Лепка по форме – готовые прочные формы служат прочной и удобной основой. Материал раскатывают равномерным слоем, оборачивают вокруг формы, отрезают лишнее, заглаживают шов. Отдельно лепят ручку, крышку и т. д. ; украшают налепами или прорезным узорам. Таким способом хорошо лепить вазу, кашпо, карандашницу.

Дальнейшие шаги в освоении лепки могут быть маленькими или большими. Ребенок делает их самостоятельно с деликатной помощью и поддержкой взрослого. У каждого ребенка свой темп и своя «дорожка», даже если она протаптывается в детском саду рядом с другими детьми. Общее для всех детей, принципиально важное достижение – появление в лепке образа. Образное начало специфика любого вида художественной деятельности, в том числе и лепки.

Использование приемов самомассажа с детьми во взаимодействии с родителями Использование приемов самомассажа с детьми во взаимодействии с родителями. Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим.

Консультация для педагогов «Мнемотехника система методов и приемов» На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Консультация для родителей «Значение лепки в развитии ребенка-дошкольника» Консультация для родителей. «Значение лепки в развитии ребенка-дошкольника» Рисование, лепка и аппликация — виды изобразительной деятельности,.

Консультация для родителей «Значение лепки в жизни детей» «Истоки творческих способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые.

Консультация для воспитателей «Основные приемы лепки в среднем дошкольном возрасте» Тема: «Основные приемы лепки». Цели: 1. Способствовать повышению уровня компетентности педагогов в: -знании методики обучения лепке дошкольников;.

Консультация для воспитателей «Значение лепки в развитии личности дошкольника» Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому.

План работы на месяц «Освоение основных изобразительно-выразительных средств графики детьми дошкольного возраста» Тема: «Освоение основных изобразительно-выразительных средств графики (точка, линия, пятно) детьми дошкольного возраста через игровые технологии».

Развитие мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста через использование приемов лепки из соленого теста Развитие мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста через использование приемов лепки из соленого теста». Воспитатель:.

Читайте также:  Алгоритм решения систем линейных уравнений способом сложения 7 класс

Консультация-практикум для педагогов «Использование нетрадиционных приемов ИЗО деятельности в работе с детьми» Консультацию подготовил: воспитатель Рыбалка Н. В. Консультация-практикум для педагогов на тему: «Использование нетрадиционных приемов ИЗО.

Тренинг для воспитателей «Освоение детьми способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии» Тренинг для воспитателей «Освоение детьми способов постановки вопросов по ТРИЗ — технологии» Цель: Ознакомление педагогов с умением задавать.

Источник

Лепка из пластилина Виды, способы и техника лепки в детском саду

Наталья Сазонова
Лепка из пластилина Виды, способы и техника лепки в детском саду

Лепка в детском саду – вид изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей действительности, создают пластический образ из мягких материалов (глины, пластилина и пр.)

Слово пластилин берёт своё начало от итальянского слова plastilina и от греческого plastos, что означает лепной, пластичный.

Пластилин – материал для лепки, изготовленный из порошка глины с добавлением воска, сала и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения небольших моделей.

Развивает у детей наблюдательность, чувство осязания;

Вырабатывает более полные образные представления;

Укрепляет зрительную память, мелкую мускулатуру рук;

Развивает воображение и творческие способности;

Отвечает возрастным особенностям детей, удовлетворяя их потребность в самостоятельной и художественной деятельности.

Основные приемы лепки

Способы лепки:

При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить.

Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано — уже в 2-3 года — и часто сами «открывают» его для себя.

Скульптурный (пластический) способ

Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина, разминает его.

На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши).

Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный.

Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей.

К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и универсальный по своим возможностям.

Способы и приемы лепки разных

предметов зависят от особенностей развития детей.

В детском саду используется в основном пластилин

Лепкой начинают заниматься с 2 лет.

I младшая группа.

Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой, отдавая предпочтение глине. Учить детей аккуратно пользоваться материалами.

Учить детей отламывать комочки глины от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).

Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней (шарик, яблоко, ягода и др., сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок, два шарика (неваляшка) и т. п.

Читайте также:  Выберите правильный способ наложения шины при переломе костей голени гимс

Приучать детей к аккуратному обращению с материалами: класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.

II младшая группа

Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей к украшению вылепленных предметов, используя палочку с заточенным концом (спичка); созданию предметов, состоящих из 2-3 частей, соединяя их путем прижатия друг к другу.

Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.

Учить детей лепить несложные предметы из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать детям объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать у детей радость от восприятия результата общей работы.

Средняя группа

Продолжать развивать интерес к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы).

Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прощипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюву птички).

Уметь сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.

Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы.

Познакомить с использованием стеки.

Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.

Закреплять приемы аккуратной лепки.

Старшая группа

Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из различных материалов

Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки, передавать их характерные особенности, пропорции частей и различия в величине деталей. Продолжать учить лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом.

Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке» и др.

Формировать умение лепить по представлению персонажей литературных произведений (Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенька и Медведь и т. п.). Развивать творчество и инициативу.

Продолжать формировать умение лепить мелкие детали. Учить, пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т. п.

Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т. д.).

Закреплять навыки аккуратной лепки (не разбрасывать кусочки глины и пластилина, не пачкать одежду, тщательно мыть руки по окончании работы).

Подготовительная к школе группа

Развивать творчество детей; учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; продолжать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.

Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы (птичка подняла крылышки, приготовилась лететь; козлик скачет, девочка танцует; дети делают гимнастику — коллективная композиция).

Источник

Оцените статью
Разные способы