Способ круглого числа при вычитании

Способ круглого числа

Скачать
презентацию Приемы упрощенного умножения чисел >>

Способ круглого числа. Этот способ применяют, когда вычитаемое близко к круглому числу. Для расчета необходимо из уменьшаемого вычесть вычитаемое, взятое круглым числом, и к полученной разности прибавить арифметическое дополнение. Пример. Вычислим разность чисел 235 и 197, используя способ круглого числа. Решение. 235 — 197 = 235 — 200 + 3 = 38.

Слайд 18 из презентации «Рациональный счёт». Размер архива с презентацией 1289 КБ.

Математика 5 класс

«Законы сложения и вычитания» — Натуральные числа. Найди значение выражения. Закон поглощения нуля. Свойство вычитания суммы из числа. Примеры применения законов. Сложить все натуральные числа. От вычитания нуля число не изменяется. Переместительное (коммутативное) свойство. Законы вычитания. Буквенная запись. Ноль. Законы сложения и вычитания. Сочетательное (ассоциативное) свойство.

««Ломаная» геометрия» — Какие из фигур являются ломаными. Разделите на группы. Выполните задания. Какие из ломаных являются простыми. Найдите длину звена, если длина ломаной 28 см. Ломаная. Кусок проволоки возьми и его ты перегни. 5 класс. Найдите соответствие. Определение ломаной. Физкультминутка.

«Признак делимости чисел» — Выпишите все натуральные числа. Какие из чисел делятся на 3. Какие из чисел делятся на 4. Придумай три четырехзначных числа. Наименьшее натуральное число. Придумай три пятизначных числа, которые делятся на 8. Последняя цифра. Числа, которые делятся на 8. Какие из чисел делятся на 10. Числа, кратные 3. Вставь вместо звездочки цифру так, чтобы число делилось на 6. Цифры. Какие из чисел делятся на 5.

«Формула площади прямоугольника» — Выполнение упражнений устно. Цели урока. Свойства площадей. Зачетный лист. Учимся размышлять. Решение задач по теме. Устный счет. Немного из истории. Площадь. Организационный момент. Формула площади прямоугольника. Какие фигуры называются равными. Что нужно знать, для того чтобы вычислить площадь.

«Формула нахождения площади прямоугольника» — Площадь квадрата равна квадрату его стороны. Формула площади прямоугольника. Устный счет. Проверьте себя. Какие измерения надо провести, чтобы найти площадь прямоугольника. Цели урока. Самостоятельная работа. Найдите периметр прямоугольника. Разгадайте кроссворд. Прочитайте и вычислите.

«Задачи на уравнивание» — На полках равное количество шариков. Сумма двух чисел равна 34. Таня и Алина раздавали листовки. Шарики расставили на две полки. Математика. У Вани два любимых предмета. Анализ решения задачи. Сколько рублей должна Алина вернуть Тане. Для детского сада купили 20 машинок. Вопросы. Сколько ножек поросята подняли. Сколько шариков на каждой полке. Задачи на уравнивание. Сколько машинок было куплено.

Всего в теме «Математика 5 класс» 177 презентаций

Источник

Округление при вычитании

Разность не изменится если к уменьшаемому и вычитаемому прибавить одинаковое количество единиц.

Рассмотрим пример вычисления разности 56 — 29. Увеличим уменьшаемое на 4 единицы, то есть округлим его до 60. Если увеличить только уменьшаемое, то разность увеличится на столько единиц, на сколько было увеличено уменьшаемое. Поэтому для получения искомой разности надо увеличить и вычитаемое 29 на 4 единицы:

56 — 29 = (56 + 4) — (29 + 4) = 60 — 33 = 27.

Вычислить разность выражения 56 — 29 можно было бы и округлением вычитаемого на 1 единицу, то есть до 30. Но если увеличить только вычитаемое, то разность уменьшится на столько единиц, на сколько было увеличено вычитаемое. Поэтому для получения искомой разности надо увеличить и уменьшаемое на 1 единицу:

56 — 29 = (56 + 1) — (29 + 1) = 57 — 30 = 27.

Разность не изменится если от уменьшаемого и вычитаемого отнять одинаковое количество единиц.

Рассмотрим пример вычисления разности 61 — 17. Уменьшим уменьшаемое на 1 единицу, то есть округлим его до 60. Если уменьшить только уменьшаемое, то разность уменьшится на столько единиц, на сколько было уменьшено уменьшаемое. Поэтому для получения искомой разности надо уменьшить и вычитаемое 17 на 1 единицу:

61 — 17 = (61 — 1) — (17 — 1) = 60 — 16 = 44.

Вычислить разность выражения 61 — 17 можно было бы и округлением вычитаемого на 7 единиц, то есть до 10. Но если уменьшить только вычитаемое, то разность увеличится на столько единиц, на сколько было уменьшено вычитаемое. Поэтому для получения искомой разности надо уменьшить и уменьшаемое на 7 единиц:

61 — 17 = (61 — 7) — (17 — 7) = 54 — 10 = 44.

Приём округления при вычитании чаще всего применяется при устных вычислениях, для упрощения нахождения разности чисел. Для устного вычисления суммы чисел, часто применяется приём округления при сложении.

Источник

«Приём округления при вычитании»

Конспект по математике для 3 «А» класса

Учитель: группы Дементьевой Анастасии

Тема урока: «Приём округления при вычитании»

познакомить учащихся с приёмом округления чисел при вычитании

Учить учащихся отвечать на вопросы учителя полными ответами

Учить аргументировать свои суждения

Учить слушать друг друга

Учить самостоятельно организовывать своё рабочее место

ориентироваться в учебнике, определять область своего незнания, планировать свою работу по изучению нового;

извлекать информацию, представленную в форме текста, иллюстрации и т.д.;

анализировать, делать выводы.

Осмысление личностного смысла учения, понимать позицию другого

Оборудование: учебник, экран, компьютер

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Сергеевна, и сегодня урок математики проведу у вас я. Проверьте свою готовность к уроку на столах у вас должен лежать учебник, рабочая тетрадь, письменная тетрадь и пенал. Присаживайтесь, на свои места.

Здороваются с учителем, проверяют свою готовность к уроку

Открываем свои тетради, записываем сегодняшнее число, сегодня 25 октября и классная работа. Давайте вспомним тему прошлого урока «Приём округления при сложении».

Посмотрите на доску, здесь записаны числа, каким общим словом мы можем их назвать?

Что такое круглые числа?

Хорошо, ребята, давайте решим с вами номер 1 в рабочей тетради на странице 44.

Прочитайте задания самостоятельно, теперь кто нибудь один прочитает нам задание. Что там нужно сделать? Давайте посмотрим пример, нам дано число 38, какие ближайшие два круглых числа есть у этого числа?

Правильно, таким же образом выполним следующие задания.

Ребята, обратите внимание на пример на доске.

Что мы сделаем первым делом? Зачем нам это нужно?

Какое слагаемое нам будет удобнее округлить? Какой тогда пример у нас получится? Сколько у нас получится?

Но мы не забываем, что мы к слагаемому прибавляли 2 единицы, поэтому из суммы мы должны вычесть две единицы. Сколько тогда получится?

Кто пойдет решить второй пример на доске с комментированием? (вызываю к доске одного ученика). А все остальные решают этот пример у себя в тетради

Записывают в тетрадях число

Которые в записи оканчиваются цифрой 0

Выполняют: числа для 38: 30 и 40, для числа 72: 60 и 80, число 41: 30 и 50, для числа 82: 70 и 90, 53: числа 40 и 60, и для последнего числа 64: 50 и 70

Округлим одно из слагаемых, выполнять действия с круглыми числами. Округлим число 18 до 20, прибавив 2 единицу. Получилось число 20. Пример: 20+13=33. Но мы прибавили две единицу, а значит из суммы теперь нужно отнять две единицу, значит ответ 31.

Округлим одно из слагаемых, т.к проще выполнять действия с круглыми числами. Округлим число 65 до 70, прибавив 5 единиц. Получилось число 70. Пример: 70+14=84. Но мы прибавили пять единиц, а значит из суммы теперь нужно отнять пять единиц, значит ответ 79.

Читайте также:  Способ определения пола ребенка с помощью кольца

Ребята, а посмотрите на этот пример:

Как мы будем действовать в таком случае? Решим этот пример двумя способами, первый способ, мы округлим уменьшаемое, сколько нужно прибавить единиц к числу 74, чтобы оно стало круглое число? Получается будем из 80 вычитать 39, сколько получится? Но мы должны запомнить, что при увеличении уменьшаемого на несколько единиц, при неизмененном вычитаемом, разность тоже увеличивается на 6 единиц, поэтому от разности мы должны отнять 6 единиц. Сколько получится?

Давайте теперь решим этот пример вторым способом, округлим вычитаемое. Сколько единиц нужно прибавить, чтобы округлить число 39?

Значит теперь мы от 74 отнимаем 40 и сколько получим?

Но при этом при уменьшении вычитаемого на 1 единицу, разность у нас тоже уменьшается на 1 единицу, значит мы должны к разности прибавить 1 единицу и получим такой же ответ 35.

Как вы думаете какова тема нашего с вами урока?

Нужно прибавить 1 единицу и получится число 40

Округление чисел при вычитании

Постановка целей и задач

Чему вы сегодня научитесь? Зачем это нужно?

Сегодня мы научимся как правильно округлять числа при вычитании. Это нужно для того, чтобы удобнее было решать примеры на вычитание

Сегодня для ознакомления с новым приёмом, мы с вами будем решать примеры и задачи из учебника

Открываем учебник на стр 57 и смотрим на задание №2.

Прочитайте задачу про себя. Потом один учащийся читает задачу вслух. О чем говорится в этой задаче? Запишем кратко. Что значит число 57? Запишем

Что значит число 18? Запишем

Что нам нужно найти?

Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Каким действием мы это узнаем?

1) 57-18=39(м.) –метров осталось

Найдите на странице 57 задачу под номером 3.

Прочитайте задачу про себя. Потом один учащийся читает задачу вслух. О чем говорится в этой задаче? Запишем кратко. Что значит число 19? Запишем

Что значит число 26? Запишем

Что значит число 37? Запишем

Что нам нужно найти?

Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Каким действием мы это узнаем?

Если мы будем знать сколько чашек всего ей нужно расписать, сможем ли ответить на вопрос задачи? Каким действием?

1) 26+19=45(ч.) -всего чашек

Как запишем ответ?

Округляем вычитаемое 57 до 60, прибавив к нему 3 единицы, получается от 60 отнимаем 18 и получаем 42. Но так как мы прибавили к вычитаемому три единицы, значит разность уменьшилась на три единицу и получится 39.

Ответ: 39 метров осталось.

Сколько было маленьких чашек

Сколько было больших чашек

Сколько чашек она уже расписала

Сколько чашек осталось расписать

Нет, мы не знаем сколько всего ей нужно расписать

Сложением, сложить маленькие и большие чашки

Ответ: Осталось расписать 8 чашек

Ребята, выйдите из- за парт и встать по цепочки на расстоянии вытянутой руки

Ребята, молодцы, присаживайтесь и давайте продолжим откроем учебник на странице 58 и выполним номер 4.

Прочитайте задания, что там нужно сделать?

Хорошо, ребята, выполним с комментированием у доски.

Составить числовые выражения и найти их значения.

Первым действием находим сумму, затем вторым действием выполняем вычитания и применяем свойства округления при вычитании.

Округляем вычитаемое 43 до 50, прибавив к нему 7 единицы, получается от 50 отнимаем 22 и получаем 28. Но так как мы прибавили к уменьшаемому семь единиц, значит разность уменьшилась на семь единиц, а значит из разности мы должны вычесть 7едениц и в ответе получаем 21.

Первым действием находим сумму чисел 32 и 49, затем вторым действием выполняем сложения и применяем свойства округления при сложении.

Округляем второе слагаемое 8 до 10, прибавив к нему 2 единицы, получается к 81 прибавляем 10 и получаем 91. Но так как мы прибавили к второму слагаемому 2 единицы, значит сумма уменьшилась на две единицы, а значит из суммы мы должны вычесть 2 единицы и в ответе получаем 89.

Первым действием находим сумму чисел 25 и 47, затем вторым действием выполняем вычитание и применяем свойства округления при вычитании.

Округляем вычитаемое 5 до 10, прибавив к нему 5 единиц, получается из 72 вычетаем 10 и получаем 62. Но так как мы прибавили к вычитаемому 5 единиц, значит разность уменьшилась на пять единиц, а значит из суммы мы должны вычесть 5 едениц и в ответе получаем 57.

Находим сумму 16 и 4, получаем 20 и выполняем сложение 35 и 20 получается 55.

Первым действием находим частное чисел 100 и 20 и получаем 5 и выполняем разность из 85 вычитаем 5 и получается 80.

Какая была тема нашего с вами урока? Что нового мы сегодня узнали? Что мы сегодня с вами решали?

Наша тема была округление чисел при вычитании, мы узнали новый для себя приём работы. Мы решали примеры на округления чисел и задачу.

Сегодня, вы все хорошо поработали, но мне бы хотелось отметить ….

Оцениваю работу учащихся

Мне очень понравилось проводить у вас урок. Вы все были очень внимательны, отвечали на все мои вопросы и выполняли задания. Давайте с вами откроем дневники и запишем домашнее задание на следующий урок. Рабочая тетрадь страница 44 № 2-5

Источник

Технологическая карта урока математики «Вычитаем из круглого числа» (3 класс)

Автор учебника: Л.Г. Петерсон.

Тема: «Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд: 41 – 24»

1) Закрепить знание структуры I шага учебной деятельности и умение выполнять УУД, входящие в его структуру.

2) Построить алгоритм вычитания двузначных чисел с переходом через разряд и сформировать первичное умение его применять.

3) Закрепить алгоритм вычитания двузначных чисел (общий случай), решение уравнений на нахождение неизвестного слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого, решение задач на взаимосвязь части и целого.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение, аналогия.

1) отдельные карточки, на которых:

2) эталон вычитания по частям с переходом через десяток:

3) опорный сигнал вычитания двузначных чисел из круглого (из урока 2-1-9):

4) эталон общего приёма сложения и вычитания двузначных чисел (из урока 2-1-0.1):

5) опорный сигнал для распознавания типа примера:

6) карточка с темой урока:

7) графические модели;

8) алгоритм вычитания двузначных чисел из круглого (из урока 2-1-9):

9) карточки для уточнения алгоритма урока 2-1-9:

В уменьшаемом не хватает единиц.

Вычитаю единицы из всех полученных единиц: …

10) карточка для замены нуля в опорной сигнале урока 2-1-9.

Раздаточный материал:

1) листы с заданием для этапа актуализации:

2) графические модели;

3) тетрадь для опорных конспектов или соответствующий лист из пособия «Построй свою математику»;

4) две половинки (разрез вдоль) чистого листа А – 4 на количество групп.

1. Мотивация к учебной деятельности:

– Какая цель стояла перед вами во время путешествия на прошлом уроке? (Найти короткий путь к острову. Это оказался удобный устный приём сложения двузначных чисел с переходом через разряд – по частям.)

– Сегодня вы продолжите изучать действия с двузначными числами. Ваш знакомый сказочный герой – Незнайка – узнал о том, как вы интересно учитесь. Каким способом вы будете изучать новую тему? (Сначала повторяем необходимое, потом выполняем пробное действие, фиксируем свое затруднение, выявляем его причину затруднения.)

Читайте также:  Характеристики способа познавательной деятельности

– Так вот, Незнайка прислал телеграмму в стихах. Хотите её прочитать и узнать новое о действиях с двузначными числами?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

1) Повторение изученных приёмов вычитания двузначных чисел.

– Но поскольку Незнайка большой выдумщик, он зашифровал свою телеграмму. Чтобы прочитать, надо решить примеры.

Открыть на доске примеры. После знака «=» прикреплены листы со словами первой строки стихотворения белой стороной. Листы закрывают записанные ответы.

– Вы называете ответы примеров, я снимаю листок, чтобы вы смогли себя проверить.

Учитель фиксирует на листках все предложенные ответы. Если их несколько, правильный ответ выявляется на основании эталонов Д–2 и Д–3, которые выставляются на доске. После согласования ответов учитель снимает листки, прикрепляет их отдельно текстом вниз по порядку следования примеров, а учащиеся сравнивают полученные ответы с числами под листками.

– Вы отлично справились с примерами Незнайки, и вы можете прочитать его телеграмму.

Учитель переворачивает листы.

– Прочитайте хором. (За работу взялся класс…)

– Что же это? (Телеграмма не закончена, похоже на первую строчку стихотворения, …)

– Вероятно, Незнайка по своей забывчивости не прислал вторую строку. Но ничего, зато эти примеры помогут вам уточнить, какие вычисления вас будут сегодня интересовать.

– Что общего во всех примерах? (Они все на вычитание, из двузначного числа надо вычесть однозначное.)

– Какой пример «лишний»? (20 – 8 – это пример на вычитание из круглого числа, а остальные – на вычитание с переходом через десяток.)

– Какие ещё примеры на вычитание вы умеете решать? (На вычитание двузначных чисел по общему правилу.)

На доске выставляется эталон Д–4 и проговаривается соответствующее правило.

2) Тренировка мыслительных операций.

Раздать листы с заданием. То, что отделено пунктиром, завёрнуто. Дети этого пока не видят.

Открыть то же на доске.

– Посмотрите на задание у вас на листочках. Оно же записано на доске. Что интересного в разностях? (В уменьшаемом одна цифра неизвестна, неизвестные разряды чередуются; известные цифры в уменьшаемом – нечётные, идут в порядке убывания; в вычитаемом количество десятков уменьшается на 1, а количество единиц не изменяется.)

– Найдите неизвестную цифру уменьшаемого, если известно, что разность между цифрами, обозначающими десятки и единицы, равна 3.

По одному с места с объяснением.

Учитель вписывает цифры на доске, дети – на листочках.

(В первом примере 6 десятков, 12 десятков не подходит, так как это двузначное число; во втором примере – 4 е, так как 10 е не подходят; в третьем примере – 8, так как …; в четвёртом – 6…, в пятом – 4…)

– Какой приём вам потребуется для решения этих примеров? (Вычитание двузначных чисел по общему правилу.)

– Тогда решите эти примеры самостоятельно. Время выполнения 1 минута.

– Назовите ответ первого (второго, третьего, четвёртого) примера. (5; 20; 41; 2.)

Учитель вписывает результаты по ходу ответов детей. Если возникают разные ответы, способ вычисления уточняется по эталону Д–4.

– Какие способы вычитания я выбрала для повторения? (По общему правилу, из круглого, с переходом через десяток.)

– Скажите, а что будет дальше? (Задание для пробного действия.)

– Что значит «задание для пробного действия»? (Это значит, что в нём что-то новое.)

– Зачем я вам его предлагаю? (Мы пробуем его выполнить, чтобы понять, чего мы не знаем.)

3) Задание для пробного действия.

– Верно. Отверните нижнюю часть листа и найдите значение записанного там выражения.

– Назовите результат. (17; 23; 27, …)

Учитель выписывает все варианты ответов детей.

– Что видите? (Мнения разделились, а кто-то не смог найти результат.)

– Поднимите руку те, кто не получил ответа.

– Чего вы не смогли сделать? (Мы не смогли решить пример 41 – 24.)

– Те, кто получил ответ, докажите, пользуясь общепринятым правилом, что вы решили верно. (Мы не можем доказать, что верно решили пример 41 – 24.)

– Напомните себе и Незнайке, что надо делать, когда человек зафиксировал трудность? (Надо остановиться и подумать.)

3. Выявление места и причины затруднения.

– Давайте думать. Какие числа вычитали? (Двузначные.)

– Вспоминайте общее правило вычитания двузначных чисел. (При вычитании двузначных чисел из десятков надо вычесть десятки, из единиц – единицы.)

– Что вам помешало это сделать? (Здесь в уменьшаемом не хватает единиц.)

Что же в этом примере было для вас новым? (Мы не решали примеров, когда в уменьшаемом единиц меньше, чем в вычитаемом.)

Повесить на доску опорный сигнал для определения типа примера:

– Молодцы! Вы обратили внимание на важную особенность этого примера, которая отличает его от предыдущих: в уменьшаемом не хватает единиц.

– Где вы уже встречались с таким случаем? (Когда из двузначного числа вычитали однозначное с переходом через десяток.)

– Здесь двузначные числа, поэтому говорят «с переходом через разряд».

– Расскажите, как же вы действовали, и в каком месте почувствовали, что знаний не хватает? (…)

– В чём же причина ваших затруднений? (Нет способа вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

– Значит, какую цель вам надо перед собой поставить? (Построить способ вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.)

– Назовите тему урока. ( Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.)

В теме для удобства запишем коротко.

Повесить на доску карточку с темой:

– Определимся сначала со средствами. Какой инструмент вам понадобится, чтобы наглядно представить, как происходит переход через разряд? (Графические модели.)

– Какой способ записи будет необходим? (Запись в столбик.)

– А какие известные вам эталоны могут помочь? (Эталон вычитания двузначного числа из круглого.)

– Значит, этот эталон вы будете уточнять.

– А теперь спланируйте свою работу: в каком порядке вы будете двигаться к достижению цели. (Сначала решим пример с помощью графических моделей, потом в столбик, а затем уточним эталон вычитания двузначного числа из круглого.)

Желательно зафиксировать план на доске.

5. Реализация построенного проекта.

Итак, сначала … (Выложим графическую модель примера.)

Один учащийся у доски, остальные – на партах:

– Повторите ещё раз, как вычитают двузначные числа? (Из десятков вычитают десятки, из единиц – единицы.)

– Что здесь мешает воспользоваться этим правилом? (В уменьшаемом не хватает единиц.)

– Разве уменьшаемое меньше вычитаемого? (Нет.)

– Где же спрятались единицы? (В десятке.)

– Как же быть? (1 десяток заменить 10 единицами. – Открытие. )

Молодцы! Продолжите вычитание.

А дальше? (Действуем по общему правилу: из 3 д вычитаем 2 д, получаем 1 д; из 11 единиц вычитаем 4 единицы, получаем 7 единиц. Результат: 1 д 7 е или 17.)

– Итак, верный ответ – 17.

– Молодцы, ребята! Итак, вы нашли новый приём вычислений: если в уменьшаемом не хватает единиц, то … (Можно раздробить десяток и взять из него недостающие единицы).

– Что будете делать дальше по плану? (Решим этот же пример в столбик.)

– Я думаю, вы справитесь и без моей помощи.

Один у доски с объяснением:

(Пишу единицы под единицами, десятки под десятками. В уменьшаемом единиц меньше, поэтому занимаю 1 десяток, дроблю его на 10 единиц и добавляю их к единицам уменьшаемого. Вычитаю единицы: 11 – 4 = 7. Пишу результат под единицами. Уменьшаю количество десятков на 1. Вычитаю десятки: 3 – 2 = 1. Пишу под десятками. Ответ: 17.)

Читайте также:  Виртуальное общение способы виртуального общения

– Вы действительно легко справились. Каким алгоритмом вы воспользовались? (Нужного алгоритма нет, мы воспользовались похожим алгоритмом вычитания двузначного числа из круглого.)

Открыть на доске алгоритм вычитания двузначного числа из круглого (из урока 2-1-9):

– Что дальше по плану? (Надо уточнить этот алгоритм.)

Разделить детей на группы по 4 человека, как это принято в классе.

– Посовещайтесь в группах и внесите уточнения в этот алгоритм.

Раздать каждой группе две половинки листа А – 4 (разрез вдоль). На выполнение задания отводится 1–2 минуты.

– Посмотрим, что у вас получилось.

Каждая группа представляет уточнения к алгоритму и указывает место этих уточнений. В ходе обсуждений согласовывается новый вариант и помещается на доску в указанное детьми место.

В итоге алгоритм должен принять примерно такой вид:

Как же изменим опорный сигнал сложения в столбик?

Открыть опорный сигнал вычитания двузначного числа из круглого (из урока 2-1-9):

(Надо заменить 0 карточкой , изображающей единицы.)

Учитель вносит изменения в опорный сигнал урока 2-1-9 со слов детей:

– Как вы думаете, о чём всегда надо помнить при использовании этот приёма? Где возможна ошибка? (Число десятков уменьшается на 1, …)

– Молодцы! Вы действовали чётко по плану. Что вы можете сказать о достижении цели? (Мы достигли цели, но надо ещё потренироваться.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

– Откройте в учебнике 2 на стр. 24.

Реши примеры по образцу. Запиши и реши следующий пример:

– Решаем первый пример.

Один с места с объяснением.

(В уменьшаемом меньше единиц, поэтому занимаю 1 десяток и дроблю его на 10 единиц: 10 + 1 = = 11. Вычитаю единицы: 11 – 9 = 2. Уменьшаю количество десятков на 1, вычитаю десятки: 7 – 2 = = 5. Пишу под десятками. Ответ: 52.)

«Цепочкой» с места с объяснением.

Дети решают примеры до тех пор, пока не заметят закономерность: уменьшаемое увеличивается на 1, поэтому и разность будет увеличиваться на 1. Когда рук поднимется достаточно много, у детей можно спросить:

– Что случилось? Где-то ошибка? (Нет, просто дальше можно записать ответы, не вычисляя.)

– Почему? (Здесь уменьшаемое увеличивается на 1, а вычитаемое не изменяется, поэтому разность будет увеличиваться на 1.)

– Отлично! Назовите ответы дальше. (55, 56, 57.)

– Так вот зачем нужны математические законы! Они всегда так помогают! Составьте теперь вами последний пример, учитывая закономерность. (87 – 29.)

– Запишите ответ, не вычисляя. (58.)

– Молодцы! Теперь можно и поиграть! Игра «Угадай-ка».

Учитель распределяет столбики по рядам.

– Работать будете в парах. Записываете в тетрадь примеры своего столбика в столбик. Один человек из пары объясняет вслух другому решение первого примера столбика. Затем вместе пытаетесь угадать ответ второго примера, поняв и объяснив закономерность. Далее второй человек из пары проверяет ответ второго примера.

Учитель при необходимости оказывает помощь отдельным учащимся. Выполнение задания проверяется фронтально.

– Теперь всё понятно? (Надо сначала поработать самостоятельно.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

– Что ж, попробуйте свои силы в самостоятельной работе: 4, стр. 24.

Выбери и реши примеры на вычитание с переходом через разряд. Что в них интересного? Какой пример следующий?

98 – 19 47 + 38 95 – 20 54 – 17

50 + 30 29 – 9 76 – 18 68 + 23

а) – Задание состоит из нескольких частей. Что надо сделать сначала? (Выбрать примеры на новый вычислительный приём.)

– Выполните эту часть задания самостоятельно, поставив в учебнике галочки рядом с выбранными вами примерами.

Открыть на доске эталон к этой части задания:

– Какие трудности возникли при выполнении? (Не обратили внимание на знак, не сравнили единицы, чтобы узнать тип примера.)

– Как вы действовали, выполняя поиск примеров на новый вычислительный приём? (Смотрели сначала на знак, затем сравнивали единицы. Если количество единиц уменьшаемого меньше, то ставили галочку.)

– Исправьте, у кого неверно были найдены примеры нового типа.

– Кто выполнил верно? Поставьте на полях учебника «+».

б) – Что надо сделать дальше? (Решить примеры на новый вычислительный приём.)

– Решите все выбранные примеры в тетради самостоятельно.

Открыть на доске эталон решения примеров:

– Какие трудности возникли при решении примеров? (Забыли уменьшить число десятков на 1, …)

– Кто не ошибся? Поставьте на полях тетради ещё один «+».

– Что интересного в примерах заметили? (Цифры в уменьшаемых записаны по порядку от 9 до 4; вычитаемые идут в порядке уменьшения и т.д.)

– Какой пример будет следующим? (32 – 16.)

– Как записать ответ, не считая? (Проследить закономерность по ответам: количество десятков уменьшается на 2, а количество единиц – на 1, значит, ответ следующего примера – 16.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

– Сегодня на уроке вы показали, что умеете работать по одному, в парах, а теперь ещё раз поработайте в группах.

Разделить класс на группы.

– Какое, на ваш взгляд, главное умение при работе в группе? (Умение слушать, умение слышать друг друга и т.д.)

– Задания на повторение вы выполните в группах:

№ 6 (3 столбик), стр. 24;

№ 9 (а, б – одна задача по выбору), стр. 25.

Реши уравнения и сделай проверку:

х – 9 = 14 х + 25 = 40 63 – х = 27

5 + х = 52 50 – х = 12 х – 48 = 24

адание записано на доске. На работу в группах даётся 3–4 минуты. После этого образцы записи решённых уравнений и задач выставляются на доске.

– Проверьте решение по образцу. Если есть ошибки – исправьте и запишите верное решение.

63 – х = 27 х – 48 = 24

х = 63 – 27 х = 24 + 48

63 – 36 = 27 72 – 48 = 24

Нарисуй схему, поставь вопросы к задачам и ответь на них:

а) На карусели 5 лошадок, 4 верблюда и 2 слона.

б) В детском саду 30 кукол, а грузовиков на 2 меньше.

– Оцените свою работу в группе. Всё ли получилось? Какие были затруднения? (Трудно было договориться, что будем решать, …)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Какую цель вы поставили на уроке? (Построить способ вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.)

– Достигли цели? Докажите. (…)

– Какой способ решения придумали? (…)

– Вы знаете, Незнайка вспомнил, что прислал нам только половину стихотворения, и вот следующая телеграмма:

Открыть на доске запись: Всё получится у вас!

– Прав ли был Незнайка? Что у вас получилось? (…)

– Что было трудно?

– Над чем еще надо поработать?

– А теперь вернёмся к стихотворению Незнайки. Прочитаем его еще раз. (За работу взялся – всё получится у вас.)

– Переделайте вторую строку так, чтобы в ней была оценка работы класса. (Получилось всё у нас, …)

– Прочитайте хором стихотворение полностью.

– Скажите, какие качества вам помогали, а какие мешали при работе в паре, в группе? (…)

 № 5 (придумать два примера), стр.24; 8, 9 (в), стр. 25;

Источник

Оцените статью
Разные способы