Виды закрепок камней в ювелирных изделиях
Ювелирная отрасль имеет многовековую историю. За это время мастера изобрели огромное количество методов закрепления камней в оправах. По мере развития технологий они становились все сложнее. На сегодняшний день насчитывается более 50 способов закрепок по типам оправ. Попробуем разобраться в этом многообразии.
Существует 4 основных группы типов закрепки камней: это гнездовая (bezel), крапановая (prong), корнеровая (corner) и группа особых закрепок.
Гнездовые закрепки
Группа гнездовых закрепок включает две подгруппы: глухих оправ и ободковых (царговых) оправ.
Глухие оправы
В глухой оправе камень лежит в глухом гнезде и не имеет доступа света снизу. Удерживается он вертикальными стенками, кромки которых прижаты к камню. Чаще всего, глухой закрепкой фиксируют непрозрачные камни и вставки. Плюсы данного вида крепления: камень выглядит крупнее, также этот способ закрепки помогает замаскировать трещины на рундисте камня. Прозрачные камни в такой оправе выглядят ярче за счет отражения металла во внутренней части камня. Если необходимо добавить света, нередко используют разрезную или ажурную оправу: в этом случае в вертикальных стенках выполняют разрезы для большей освещенности камня.
Разновидности глухих оправ:
- Юстированная оправа. Глухая оправа-стаканчик, изготавливается из металла толщиной менее 1 мм. Основание имеет уменьшенный диаметр. После подгонки камень закладывается в оправу и фиксируется на опорном пояске за счет особо точной юстировки.
Рис. 1. Подготовка юстированной оправы для вставки камня
- Разрезная оправа. Разновидность глухой оправы, на поверхность которой нанесен сквозной орнамент.
Рис. 2. Разрезная оправа
- Ажурная оправа. Глухая оправа, разделенная ажурной вставкой и соединенная методом пайки.
Рис. 3. Ажурная оправа
- «Цыганская» закрепка. Вариант глухой закрепки, в которой камень «утоплен» в металле почти полностью. Фиксация осуществляется за счет того, что на край камня накатывается дополнительный слой металла.
Рис 4. Кольца с цыганской закрепкой
- Флеш-закрепка (flush setting) или притертая оправа. Еще один способ крепления камня в глубине металла. Тонкий металлический поясок по периметру камня удерживает камень в посадочном месте. Флеш-закрепка часто используется для установки бриллиантов.
Рис 5. Инкрустация камня при флеш-закрепке
Ободковые оправы
Ободковые оправы чаще применяют для крепления прозрачных и полупрозрачных вставок. Камень в ней лежит на опорном пояске, который расположен на внутренней стороне оправы и крепится обжатием металла (ободком) по периметру. Благодаря тому, что свет проникает сверху и снизу, прозрачные и полупрозрачные камни особо ярко играют в ободковой оправе.
Разновидности ободковых оправ:
- Сборная ободковая оправа. Оправа на несколько камней.
Рис 6. Сборная ободковая оправа
- Зеркальная оправа. Глухая оправа, в которой камень оправлен в отполированный до блеска обод, выполняющий роль зеркала. Такая оправа помогает придать камню блеск и искристость.
Рис. 7. Устройство и разновидности зеркальных оправ
- Оправа «венчиками». Оправа, в которой ободок прижимается к камню так, что между точками прижима образуются дуги.
Рис. 8. Оправа-венчик
- Камейная оправа. Разновидность оправы, чей ободок с верхней стороны замыкается припаянной внутрь рамкой. Камень при этом вставляется снизу.
Рис. 9. Камейная оправа
- Секционная оправа. Оправа для крепления нескольких камней прямоугольной формы рядом друг с другом.
Рис. 10. Секционная оправа
- Кретоновая оправа. Ободковая оправа, в которой камень фиксируется крапанами в виде выступающих из металла полосок.
Рис. 11. Кретоновая оправа
- Сводчатая оправа. Ободковая оправа, камень в которой фиксируются прижимом на равных расстояниях в определенных точках контура.
Рис. 12. Сводчатая оправа
- Полуглухая оправа. Вариант оправы, где камень фиксируется лишь с двух противоположных сторон «кусочками» обода.
Рис. 13. Кольцо с полуглухой оправой
- Открытая ободковая оправа. Считается «переходной» от ободковой к корнеровой, так как она имеет и обод, и врезанные лапки-корнеры.
Рис. 14. Открытая ободковая оправа
Крапановые закрепки
Крапановые закрепки – на сегодняшний день один из самых популярных способов фиксации камня. Вставку удерживают лапки-крапаны. Они охватывают камень по граням, позволяя солнечным лучам проникать в него со всех сторон. В зависимости от разновидности оправы число и форма крапанов могут быть различным.
Выделяют следующие виды крапановых оправ:
- Закрепка Tiffany Setting. Классическая закрепка в виде короны. Камень приподнят над кольцом и фиксируется 6-ю лапками-крапанами. Закрепка Тиффани была запатентована в 1886 году Чарльзом Льюисом Тиффани и по сей день является одной из самых популярных оправ для колец с бриллиантами.
Рис. 15. Кольцо с классической закрепкой Тиффани
- Кармезиновая оправа. Предназначена для большого количества камней. Центральный фиксируется крапаном или глухой закрепкой, а более мелкие камни из окружающего венца – притираются и крепятся дополнительными закрепочными корнерами.
Рис. 16. Разновидности кармезиновых оправ
- Закрепка «скобка». Модифицированная закрепка Тиффани. Отличается меньшим количеством крапанов – их всего 4 штуки.
Рис. 17. Кольцо с закрепкой «скобкой»
- Закрепка «шатон» или «аркада». Оправа, которая объединяет в себе ободковую и крапановую закрепку. Она имеет основу в виде короны.
Рис. 18. Схема закрепки «шатон» и кулон, выполненный в этой технике
Корнеровые закрепки
Корнеровая закрепка – способ крепления камней непосредственно в металле. При этом вставка фиксируется с помощью маленьких столбиков (корнеров), которые формируются из основного металла оправы специальным инструментом. Ювелир выбирает часть металла в виде стружки и прижимает ее к граням камня. При этом верхняя часть стружки закатывается корневёрткой в полусферу.
Выделяют следующие виды корнеровых оправ:
- Классическая корнеровая закрепка. Камень фиксируется корнерами, при этом вокруг камня нет дополнительной обработки или только срезан глянец.
Рис. 19. Схема установки камней при корнеровой закрепке
- Фаденовая закрепка. Камень фиксируется двумя или четырьмя корнерами, при этом вокруг вставки сделана подрезка, образующая ребро. Отдельно выделяют фаденовую дорожку – это вариант оправы, в которой полоса камней плавно сужается.
Рис. 20. Инкрустация камня в фаденовую оправу
- Фаден-гризантная закрепка. Камень фиксируется двумя или четырьмя корнерами, при этом вокруг вставки сделана подрезка, образующая ребро, на которое нанесен гризант (зернистая насечка).
- Закрепка «каре». Закрепка корнерами в количестве 4 или 12 штук, при которой фадены или фаден-гризанты, проходящие между камнями, образуют квадраты. Также возможен вариант что квадрат образует построение камней. С обратной стороны основы имеются отверстие для сквозного проникновения света.
Рис. 21. Браслет, выполненный в технике каре
- Закрепка «звезда». Разновидность корнеровой оправы, где камень удерживают 4 корнера, а внутренние контуры реза подрезаются в виде четырёх или восьмиконечной звезды или квадрата с вогнутыми сторонами.
Рис. 22. Разновидности оправ «звезда»
- Закрепка «паве». Разновидность корнеровой закрепки для фиксации россыпи большого количества камней небольшого размера. Вставки посажены вплотную друг к другу и фиксируются корнерами. В классическом паве камни располагаются строго по горизонтали и вертикали. Если присутствует смещение на половину фазы – это «тиктовая» разновидность паве.
Рис. 23. Схема размещения камней при классическом и тиктовом паве
«Микро паве» предполагает размещение очень большого количества мелких вставок одинакового размера: наплыв из металла удерживает сразу три близлежащих камня, благодаря чему создается ощущение, что изделие состоит из одного большого камня. Набивная оправа – разновидность «тиктовой» паве. В ней корнеры припаиваются в виде штифтов, а не вырезаются из металла.
Рис. 24. Готовые изделия в технике паве
Особые закрепки
Эта группа закрепок объединяет довольно разношерстнее виды оправ, которые также нашли свое место в ювелирной отрасли.
- Рельсовая (канальная) закрепка. Камни одинакового размера помещаются вплотную друг к другу в ободок-рельс. При этом между камнями нет никаких металлических перегородок. Камень оказывается защищен с краев, при этом сквозь него свободно проходит свет. Рельсовая закрепка используется для прозрачных камней, особенно популярна для создания украшений из бриллиантов.
Рис. 25. Схема и готовые изделия в технике канальной закрепки
- Барный канал (bar setting). Разновидность рельсовой закрепки, только в этом случае каждый камень находится в своем канале. Металлические пластины при этом выступают над вставкой и отчетливо видны.
Рис. 26. Схема и готовые изделия в технике закрепки «барный канал»
- Клеевая закрепка. Закрепка, используемая, в основном, для полудрагоценных камней, жемчуга и иных вставок. Вставка монтируется в небольшое углубление при помощи резьбового штифта и клея.
Рис. 27. Схема и кольцо в технике клеевой закрепки
- Закрепка на щелчок (пружинная). Способ крепления камня на две опорные точки, вставленные в пазы. Вставка открыта со всех сторон.
Рис. 28. Кольца в технике пружинной закрепки
- Невидимая закрепка. Редкий и трудоемкий способ фиксации камней, когда вставки располагаются в сетке-оправе по принципу витража. Грани подгоняются плотно друг к другу из-за чего становятся практически незаметными.
Рис. 29. Ювелирные украшения, выполненные в технике невидимой закрепки
Несмотря на разнообразие видов закрепок, можно с уверенностью сказать, что наибольшей популярностью пользуются крапановые. Они обеспечивают хороший обзор камня и надежную фиксацию, а также просты в уходе. Поэтому в нашем ассортименте они занимают львиную долю.
Приобрести серьги, кольца, подвески с бриллиантами, зафиксированными крапанами, вы можете в нашем шоу-руме. Все ювелирные изделия проходят апробацию в пробирной палате, а бриллианты имеют сертификаты независимого геммологического центра МГУ.
Источник
Виды закрепки камней
Закрепкой в ювелирной технике называют процесс закрепления камня в металл готового изделия. Сущность закрепки заключается в том, чтобы подготовить гнездо по форме и размерам камня, в котором камень красиво и надёжно зафиксирован. При этом получившееся изделие должно быть не только красивым, но и удобным для ношения, поэтому способам закрепки в ювелирном деле придается особое значение.
Способы закрепки могут быть самыми разными в зависимости от характеристик каждого конкретного камня и дизайна украшения. Их можно условно разделить на две большие группы: глухие и открытые. Первые отличаются тем, что полосы металла охватывают камень по части периметра или всему периметру, закрывая его рундист . Они исключительно надёжны, но на камень, закрепленный таким способом, попадает меньше света, поэтому он играет не так ярко, как в открытом касте.
Ниже перечислены основные виды глухой закрепки с основными характеристиками и примерами исполнения от EJ и других известных брендов.
1. Наиболее простым вариантом глухой закрепки является ободковый каст. В этом случае камень находится в «стакане» с дном. Таким способом всегда закрепляют кабошоны , реже ограненные камни.
Агаты в кольце «Изумрудная лягушка» от EJ.
2. Рельсовая закрепка. В этом случае камни образуют дорожку, их рундисты соприкасаются, а две длинных «рельсы» фиксируют их с боков. Обычно так закрепляют камни огранки «принцесса», «багет» и круглой огранки . Почти никогда не используется для изумрудов, так как камень в процессе выполнения этой закрепки испытывает значительную нагрузку.
Бриллианты в кольце от Cartier.
3. Флэш-закрепка. Мелкий камень, обычно круглой огранки, утапливается в посадочное место и фиксируется тонким, практически незаметным пояском металла. Также не используется для изумрудов.
Бриллианты в кольце Carrera y Carrera.
4. Невидимая закрепка. Достаточно редкий способ, используемый для камня огранки «принцесса» и «багет». С тыльной части камня пропиливаются тонкие желобки, и камень сажается на металлическую решетку, точно подогнанную по размеру. Множество драгоценных камней, закрепленных рундист к рундисту, дают эффект непрерывной каменной поверхности.
Рубины в броши от Van Cleef & Arpels.
Другая группа видов закрепки основана на использовании открытого каста. При этом камень фиксируется не по всему периметру, а только в нескольких точках, что обеспечивает попадание максимального количества света на камень и яркую игру. При такой закрепке изделия требуют более бережного отношения, так как некоторые виды открытых кастов относительно легко механически повредить, что приведет к выпадению камня.
1. Крапановый каст — наиболее распространённый тип закрепки крупных драгоценных камней. В этом случае камень удерживается тремя и более лапками — крапанами, зачастую располагаясь на опорном пояске. Крапаны крупного размера некоторые фирмы инкрустируют мелкими камнями.
Сапфир в кольце Кладдах от EJ.
Рубин и крапаны с бриллиантами в кольце от de Grisogono.
2. Сущность корнеровой закрепки в том, что камень фиксируется корнерами — крошечными зубцами или шариками металла, выступающими над поверхностью изделия. Применяется для мелких камней круглой огранки (до 3 мм). Именно этот способ закрепки используется, когда нужно усеять множеством камней поверхность изделия. Лишний металл между камнями удаляется либо оформляется в виде корнеров. Здесь клиент, как правило, доверяет вкусу мастера. Не будем подробно описывать вариации, просто приведем несколько примеров.
Рубины в кольце от Carrera y Carrera. Закрепка «паве».
Бриллианты в кольце Cartier. Закрепка «каре».
Изумруды в колье от Cartier. Закрепка «каре».
3. Кармезиновая оправа по сути является хитрой комбинацией из крапановых кастов, где центральный крупный камень, значительно выступающий вперед, обрамлен более мелкими. Её изобретение и пик популярности пришлись на конец 19 века. Она сложна в изготовлении и редко используется современными мастерами, предпочитающими в изделиях подобного дизайна использовать более простые способы закрепки.
Аметист и сапфиры в кольце от EJ.
В заключение стоит заметить, что в статье перечислены лишь наиболее распространённые, классические варианты закрепки. Подлинное же разнообразие их практически не ограничено и зависит только от фантазии дизайнера и мастерства ювелира.
Источник