Способ крепления подкрановых рельс

Способ крепления подкрановых рельс

УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ КРАНОВЫХ РЕЛЬСОВ К СТАЛЬНЫМ ПОДКРАНОВЫМ БАЛКАМ

Connection joint of crane rails to steel crane girders. Specifications

Дата введения 2017-03-01

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский и проектный институт строительных металлоконструкций им.Н.П.Мельникова» (ЗАО «ЦНИИПСК им.Н.П.Мельникова»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 28 июня 2016 г. N 49)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2016 г. N 1214-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 24741-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на узел крепления крановых рельсов по ГОСТ 4121 к стальным подкрановым балкам под мостовые электрические краны общего назначения легкого, среднего и тяжелого режимов работы, применяемые в зданиях и на открытых крановых эстакадах с расчетной сейсмичностью до 9 баллов включительно и эксплуатируемые при температуре не выше плюс 100°С и не ниже минус 60°С.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 166-89 (ИСО 3599-76) Штангенциркули. Технические условия

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 535-2005 Прокат сортовой и фасонный из стали углеродистой обыкновенного качества. Общие технические условия

ГОСТ 1759.4-87 (ИСО 898-1-78)* Болты, винты и шпильки. Механические свойства и методы испытаний

* В Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 898-1-2011 «Механические свойства крепежных изделий из углеродистых и легированных сталей. Часть 1. Болты, винты и шпильки установленных классов прочности с крупным и мелким шагом резьбы».

ГОСТ 2991-85 Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия

ГОСТ 4121-96 Рельсы крановые. Технические условия

ГОСТ 5915-70 Гайки шестригранные класса точности В. Конструкция и размеры

ГОСТ 7798-70* Болты с шестигранной головкой класса точности В. Конструкция и размеры

** В Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 4014-2013 «Болты с шестигранной головкой. Классы точности А и В».

ГОСТ 9378-93 (ИСО 2632-1-85, ИСО 2632-2-85) Образцы шероховатости поверхности (сравнения). Общие технические условия

ГОСТ 9467-75 Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы

ГОСТ 11371-78 Шайбы. Технические условия

ГОСТ 18123-82* Шайбы. Общие технические условия

* В Российской Федерации действует также ГОСТ Р ИСО 4759-3-2009 «Изделия крепежные. Допуски. Часть 3. Плоские круглые шайбы для болтов, винтов и гаек. Классы точности А и С».

ГОСТ 23118-2012 Конструкции стальные строительные. Общие технические условия

ГОСТ 24379.1-2012 Болты фундаментные. Конструкция и размеры

ГОСТ 25347-82 Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Поля допусков и рекомендуемые посадки

ГОСТ 27017-86 Изделия крепежные. Термины и определения

ГОСТ 27772-88 Прокат для строительных стальных конструкций. Общие технические условия

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Читайте также:  Маска для ног rolanjona способ применения

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ 27017, ГОСТ 24379.1.

4 Конструкция и размеры

4.1 Конструкция узла крепления должна соответствовать указанной на рисунке 1.

4.2 Марка узла крепления в зависимости от типа кранового рельса и расчетной температуры наружного воздуха района строительства (далее — расчетная температура), расстояние от оси подкрановой балки до оси узла крепления (А), а также обозначения деталей должны соответствовать указанным в таблице 1.

* Размеры для справок.

1 — упорная планка; 2 — прижимная планка; 3 — болт; 4 — гайка; 5 — шайба

Марка узла креп-
ления

Тип крано-
вого рельса

Расстояние от оси подкра-
новой балки до оси узла крепления А, мм

Расчетная темпе-
ратура t, °С

Источник

Способ крепления подкрановых рельс

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ КРАНОВЫХ РЕЛЬСОВ К СТАЛЬНЫМ ПОДКРАНОВЫМ БАЛКАМ

Joint for connection of crane rails to steel crane girders. Specifications

Дата введения 1982-01-01

Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 04.05.81 N 60 срок введения установлен с 01.01.82

Переиздание. Май 1993 г.

Настоящий стандарт распространяется на узел крепления крановых рельсов по ГОСТ 4121-76* к стальным подкрановым балкам под мостовые электрические краны общего назначения легкого, среднего и тяжелого режимов работы, применяемые в зданиях и на открытых крановых эстакадах с расчетной сейсмичностью до 9 баллов включительно и эксплуатируемые в районах с расчетной температурой наружного воздуха минус 65 °С и выше.

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 4121-96. — Примечание изготовителя базы данных.

1. КОНСТРУКЦИЯ И РАЗМЕРЫ

1.1. Конструкция узла крепления должна соответствовать указанной на черт.1.

1 — упорная планка; 2 — прижимная планка; 3 — болт; 4 — гайка; 5 — шайба

1.2. Марка узла крепления в зависимости от типа кранового рельса и расчетной температуры наружного воздуха района строительства (далее — расчетная температура), расстояние от оси подкрановой балки до оси узла крепления, а также обозначения деталей должны соответствовать указанным в табл.1.

Расстояние от оси подкрановой
балки до оси узла крепления , мм

Примечание. Длину болта следует принимать:

(80+б) мм — для крепления рельсов типов КР70, КР80, КР100;

(85+б) мм » » » типа КР120;

где 80 и 85 — сумма толщин планок с учетом возможного наклонного положения прижимной планки, шайбы, гаек и выступающей части болта; б — толщина верхнего пояса подкрановой балки, мм, при этом следует учитывать размеры длин, указанные в стандартах на болты.

1.3. Конструкция и размеры упорных планок должны соответствовать указанным на черт.2 и в табл.2.

* Размеры для справок.

Пример условного обозначения упорной планки У1 для расчетной температуры минус 40 °С и выше:

Планки У1 ГОСТ 24741-81

То же, для расчетной температуры ниже минус 40 до минус 65 °С:

Планка У1ХЛ ГОСТ 24741-81

1.4. Конструкция и размеры прижимных планок должны соответствовать указанным на черт.3 и в табл.3.

* Размеры для справок.

Пример условного обозначения прижимной планки П1 исполнения 1 для расчетной температуры минус 40 °С и выше:

Планка П1 ГОСТ 24741-81

То же, исполнения 2 для расчетной температуры ниже минус 40 до минус 65 °С:

Планка П1ХЛ — 2 ГОСТ 24741-81

Пример условного обозначения узла крепления марки 70 с прижимной планкой исполнения 1 для расчетной температуры минус 40 °С и выше:

Крепление 70 ГОСТ 24741-81

То же, исполнения 2 для расчетной температуры ниже минус 40 до минус 65 °С:

Крепление 70ХЛ — 2 ГОСТ 24741-81

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Упорные и прижимные планки должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта и СНиП III-18-75* по рабочим чертежам КМД, утвержденным в установленном порядке.

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 23118-2012, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

2.2. Материал прижимных и упорных планок — сталь по ГОСТ 380-88* следующих марок:

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 380-2005. — Примечание изготовителя базы данных.

— ВСт3кп2 — для расчетной температуры минус 40 °С и выше;

Читайте также:  Амоксициллин способ приготовления суспензии

— ВСт3Гпс5 или ВСт3сп5 — для расчетной температуры ниже минус 40 до минус 65 °С включ.

2.3. Болты, предназначенные для эксплуатации при расчетной температуре минус 40 °С и выше, должны быть испытаны на разрыв по ГОСТ 1759.4-87*, при расчетной температуре ниже минус 40 до минус 65 °С — дополнительно испытаны на разрыв на косой шайбе и ударную вязкость по ГОСТ 1759.4-87*.

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р ИСО 898-1-2011. — Примечание изготовителя базы данных.

2.4. Предельные отклонения линейных размеров от номинальных, а также шероховатость поверхностей планок должны соответствовать указанным на черт.2 и 3.

2.5. Предельные отклонения диаметров отверстий прижимных планок от номинальных — по ГОСТ 25347-82.

3.1. Детали узлов крепления крановых рельсов должны поставляться предприятием-изготовителем комплектно.

В состав комплекта должны входить:

— детали в соответствии с табл.4;

— техническая документация в соответствии с требованиями ГОСТ 23118-78.

Источник

Крепления крановых рельсов к подкрановым балкам: узлы и требования по ГОСТу

Монтажные элементы, как правило, поставляются не поодиночке, а в сборке, готовыми к установке. Поэтому рассмотрим сразу узлы крепления подкрановых балок и подкрановых рельс: выясним, какие компоненты могут в них входить, что за требования к ним предъявляют в соответствии с актуальными межгосударственными стандартами и так далее.

Сразу отметим: они применяются повсеместно – во всех тех случаях, когда вообще актуальна укладка ЖД-полотна, по которому впоследствии будет перемещаться грузовая спецтехника или подвижные составы. Их используют на таких объектах как:

эстакады небольшой и средней протяженности,

цеховые, складские и другие закрытые помещения.

Почему они так востребованы? Потому что каждую металлоконструкцию ВСП необходимо надежно зафиксировать, чтобы она не сдвигалась, не нарушала идеально ровную геометрию колеи, не провоцировала сходы (ведь они чреваты травмами, материальными потерями, расходами на ремонт и другими неприятными последствиями).

Узлы крепления кранового рельса к балке

В общем случае состоят из таких компонентов:

планки – прижимная и упорная, П1/П2 и У1/У2/У3 соответственно, в зависимости от типа и марки взятых направляющих;

накладки – для обычных и температурных стыков, из линеек КР и ТС (опять же, смотря какие металлопрофили укладываются;

набор болтов, гаек и шайб, чтобы соединить все элементы ВСП между собой и надежно их зафиксировать на опорах.

В отдельных ситуациях возможен монтаж при помощи «петушков» и двух- и однодырных реек, с использованием крючьев и фасонных пластин под сварку. Хотя, если рассматривать колеи для грузовой спецтехники, то лучше, чтобы стыки были сборно-разборными, а не шовными – тогда можно будет без лишних затрат времени снять лишь один, поврежденный двутавр, а не всю секцию сразу, и выполнить оперативный ремонт или замену. Главное, что нестандартные варианты всегда оговариваются с поставщиком (производителем) в отдельном порядке.

Виды соединений

Обратите внимание, крепление рельса Р43 (Р24 и др) к подкрановой балке, по ГОСТ 24741-81, может быть одного из двух вариантов:

либо допускающее выправку (рихтовку);

Рассмотрим каждое из них.

Подвижное

Упомянутое ранее сборно-разборное – яркий его представитель. Помимо очевидного преимущества – высокой степени ремонтопригодности, – оно обладает одной важной особенностью: его просто необходимо тщательно отладить в процессе установки. Иначе, при неплотном прилегании накладки или стальной планки, неизбежно образуется зазор, а при слишком сильном затягивании болтов – точка концентрации избыточного напряжения. Все эти проблемы достаточно быстро приведут к возникновению повреждений, а когда те начнут распространяться по профилю, это обернется выходом участка транспортной колеи из строя.

Неподвижное

Оно сварное, и актуально только в том случае, когда оборудование, предположительно, будет функционировать лишь в легком режиме. В других ситуациях каждый шов будет опасным участком, способным спровоцировать аварию.

Интересный альтернативный крепеж рельсов подкрановых путей – с помощью крюков: их нужно размещать через каждые 500-700 мм, причем направляя друг от друга.

Если же выбранные направляющие брусковые, то перед привариванием следует провести их рихтовку, причем очень тщательную.

Такой монтаж предполагает выстругивание пазов и использование планок со специальными овальными отверстиями под болты. В таком случае необходимо не доводить подкладку до профиля, оставляя зазор миллиметров в 10-20, чтобы впоследствии можно было осуществить выправку. Сделав ее и вставив рейки, следует проводить приваривание.

При этом крайне не рекомендуется упрощать технологию и выполнять соединение «напрямую», то есть без пазов. Если так поступить, получите слишком слабые швы, легко разрушаемые под значительными, непрерывными и ударными нагрузками. Чтобы вскорости не пришлось тратиться на дорогой ремонт транспортного полотна, лучше сразу решить вопрос качественно.

Читайте также:  Как завязывать шарф мужчине способы

Крепление кранового рельса к подкрановой балке

Должно быть максимально надежным для обеспечения длительной и беспроблемной эксплуатации. Поэтому важно правильно выбрать металлопрофили, а они могут быть как обычными железнодорожными, так и ориентированными на мостовую спецтехнику из линейки КР, или даже прямоугольными брусками – приветствуются любые варианты, одобренные межгосударственным стандартом 4121-48.

Какому варианту отдать предпочтение? Это зависит от предполагаемого режима работы, той грузоподъемности, которую нужно обеспечивать в течение длительного времени, установленных ходовых колес (какого они типа, конического или цилиндрического?) и других, менее значимых факторов.

Крепление квадратного рельса осуществляют с использованием, как минимум, двух болтов, обязательно учитывая сечение опоры и тот факт, что при прочностной проверке оно будет ослаблено как раз парой выбранных соединителей. Если монтируются профили из линейки КР, дополнительно применяются специальные лапки, вырезанные из уголка.

Обратите внимание, что балки тоже могут быть разными. Наиболее популярные из них сегодня – это:

Горизонтальные тормозные – стальные (рифленый металл 6-10 мм толщиной), со стандартным верхним поясом и еще одним, сделанным из уголка или швеллера. Как правило, сами закреплены на вышележащих поверхностях (чаще всего, на потолках), особенно если их пролет в длину более 12 м. В таких случаях дополнительный подкос ставить обычно не требуется и даже не рекомендуется.

Сплошные – настоящая классика для крепления рельсов козлового крана. Для спецтехники сравнительно малой грузоподъемности (3-5 тонн) хватит и обычных одинарных, шестиметровых, а вот для мощных моделей (5-30 тонн) нужно уже укладывать составные, сечение у которых несимметричное, – они справятся с нагрузкой в том числе и за счет развитого пояса.

Решетчатые – очень хорошо подходят для длинных пролетов, от 18 м и более. Их верхняя часть – это фермы, выполненные из достаточно жесткого двутавра, у которого сразу двойная работа – и на местный изгиб, и на сжатие по секции. Другие поверхности сечения обычно сформированы парой уголков. Не уступая своим конкурентам в прочности, они существенно легче, что только расширяет сферу их использования.

Прижимная и упорная планка

Это ключевые детали крепления крановых рельс, входящие в любой монтажный узел. Собственно, сам комплект складывается как раз из них, а также из накладок и набора болтов, шайб, гаек.

Могут быть рассчитаны на два температурных режима эксплуатации:

обычный – до -40 0С и выше;

жесткий – в условиях -40…-65 градусов Цельсия.

Во втором случае получают в названии суффикс «ХЛ». У1 становится У1ХЛ, П2 – П2ХЛ и тому подобное. Естественно, выбирать конкретные элементы нужно под тот климат, в котором они будут использоваться. В противном случае элемент очень быстро износится и потребует замены, а также спровоцирует появление зазора или, наоборот, точки концентрации напряжения, то есть места, где со временем образуется дефект.

Болты для фиксации упорных и прижимных планок необходимо проверить на разрыв перед использованием – в соответствии с требованиями ГОСТа Р ИСО 898-1-2011, и это для нормального режима эксплуатации. Если же они выбираются под холодный климат, следует также испытать их на ударную вязкость.

Внимание, существуют определенные допуски между реальными и расчетными размерами. Хотя погрешность все равно обязана быть минимальной и укладываться в рамки разрешенных отклонений. С шероховатостью та же история: она может присутствовать, но не должна быть выше определенного значения. Ну а межгосударственный стандарт 25347-82 устанавливает разницу между практическим и теоретическим диаметром технологического отверстия.

Технические условия

Они полностью регламентируют крепление рельсов подкрановых путей к стальным балкам для организации передвижения мостовых электрических кранов и продиктованы ГОСТом 4121-76. Согласно данному стандарту, созданные таким образом транспортные линии могут эксплуатироваться в легком, среднем и даже тяжелом режиме. Объекты для укладки линий допускаются самые разные, вплоть до открытых и достаточно протяженных эстакад.

Максимальная расчетная сейсмичность при этом составляет 9 баллов по шкале MSK-64, температура окружающего воздуха может достигать -65 градусов по Цельсию.

Также они задают межосевую дистанцию между опорной конструкцией и центральной точкой установки. Она, вместе с другими важными геометрическими параметрами, представлена на чертеже и в таблице ниже.

Источник

Оцените статью
Разные способы