Способ крепления подкранового рельса

Крепления крановых рельсов к подкрановым балкам: узлы и требования по ГОСТу

Монтажные элементы, как правило, поставляются не поодиночке, а в сборке, готовыми к установке. Поэтому рассмотрим сразу узлы крепления подкрановых балок и подкрановых рельс: выясним, какие компоненты могут в них входить, что за требования к ним предъявляют в соответствии с актуальными межгосударственными стандартами и так далее.

Сразу отметим: они применяются повсеместно – во всех тех случаях, когда вообще актуальна укладка ЖД-полотна, по которому впоследствии будет перемещаться грузовая спецтехника или подвижные составы. Их используют на таких объектах как:

эстакады небольшой и средней протяженности,

цеховые, складские и другие закрытые помещения.

Почему они так востребованы? Потому что каждую металлоконструкцию ВСП необходимо надежно зафиксировать, чтобы она не сдвигалась, не нарушала идеально ровную геометрию колеи, не провоцировала сходы (ведь они чреваты травмами, материальными потерями, расходами на ремонт и другими неприятными последствиями).

Узлы крепления кранового рельса к балке

В общем случае состоят из таких компонентов:

планки – прижимная и упорная, П1/П2 и У1/У2/У3 соответственно, в зависимости от типа и марки взятых направляющих;

накладки – для обычных и температурных стыков, из линеек КР и ТС (опять же, смотря какие металлопрофили укладываются;

набор болтов, гаек и шайб, чтобы соединить все элементы ВСП между собой и надежно их зафиксировать на опорах.

В отдельных ситуациях возможен монтаж при помощи «петушков» и двух- и однодырных реек, с использованием крючьев и фасонных пластин под сварку. Хотя, если рассматривать колеи для грузовой спецтехники, то лучше, чтобы стыки были сборно-разборными, а не шовными – тогда можно будет без лишних затрат времени снять лишь один, поврежденный двутавр, а не всю секцию сразу, и выполнить оперативный ремонт или замену. Главное, что нестандартные варианты всегда оговариваются с поставщиком (производителем) в отдельном порядке.

Виды соединений

Обратите внимание, крепление рельса Р43 (Р24 и др) к подкрановой балке, по ГОСТ 24741-81, может быть одного из двух вариантов:

либо допускающее выправку (рихтовку);

Рассмотрим каждое из них.

Подвижное

Упомянутое ранее сборно-разборное – яркий его представитель. Помимо очевидного преимущества – высокой степени ремонтопригодности, – оно обладает одной важной особенностью: его просто необходимо тщательно отладить в процессе установки. Иначе, при неплотном прилегании накладки или стальной планки, неизбежно образуется зазор, а при слишком сильном затягивании болтов – точка концентрации избыточного напряжения. Все эти проблемы достаточно быстро приведут к возникновению повреждений, а когда те начнут распространяться по профилю, это обернется выходом участка транспортной колеи из строя.

Неподвижное

Оно сварное, и актуально только в том случае, когда оборудование, предположительно, будет функционировать лишь в легком режиме. В других ситуациях каждый шов будет опасным участком, способным спровоцировать аварию.

Интересный альтернативный крепеж рельсов подкрановых путей – с помощью крюков: их нужно размещать через каждые 500-700 мм, причем направляя друг от друга.

Если же выбранные направляющие брусковые, то перед привариванием следует провести их рихтовку, причем очень тщательную.

Такой монтаж предполагает выстругивание пазов и использование планок со специальными овальными отверстиями под болты. В таком случае необходимо не доводить подкладку до профиля, оставляя зазор миллиметров в 10-20, чтобы впоследствии можно было осуществить выправку. Сделав ее и вставив рейки, следует проводить приваривание.

При этом крайне не рекомендуется упрощать технологию и выполнять соединение «напрямую», то есть без пазов. Если так поступить, получите слишком слабые швы, легко разрушаемые под значительными, непрерывными и ударными нагрузками. Чтобы вскорости не пришлось тратиться на дорогой ремонт транспортного полотна, лучше сразу решить вопрос качественно.

Крепление кранового рельса к подкрановой балке

Должно быть максимально надежным для обеспечения длительной и беспроблемной эксплуатации. Поэтому важно правильно выбрать металлопрофили, а они могут быть как обычными железнодорожными, так и ориентированными на мостовую спецтехнику из линейки КР, или даже прямоугольными брусками – приветствуются любые варианты, одобренные межгосударственным стандартом 4121-48.

Читайте также:  Как свести счеты с жизнью способы

Какому варианту отдать предпочтение? Это зависит от предполагаемого режима работы, той грузоподъемности, которую нужно обеспечивать в течение длительного времени, установленных ходовых колес (какого они типа, конического или цилиндрического?) и других, менее значимых факторов.

Крепление квадратного рельса осуществляют с использованием, как минимум, двух болтов, обязательно учитывая сечение опоры и тот факт, что при прочностной проверке оно будет ослаблено как раз парой выбранных соединителей. Если монтируются профили из линейки КР, дополнительно применяются специальные лапки, вырезанные из уголка.

Обратите внимание, что балки тоже могут быть разными. Наиболее популярные из них сегодня – это:

Горизонтальные тормозные – стальные (рифленый металл 6-10 мм толщиной), со стандартным верхним поясом и еще одним, сделанным из уголка или швеллера. Как правило, сами закреплены на вышележащих поверхностях (чаще всего, на потолках), особенно если их пролет в длину более 12 м. В таких случаях дополнительный подкос ставить обычно не требуется и даже не рекомендуется.

Сплошные – настоящая классика для крепления рельсов козлового крана. Для спецтехники сравнительно малой грузоподъемности (3-5 тонн) хватит и обычных одинарных, шестиметровых, а вот для мощных моделей (5-30 тонн) нужно уже укладывать составные, сечение у которых несимметричное, – они справятся с нагрузкой в том числе и за счет развитого пояса.

Решетчатые – очень хорошо подходят для длинных пролетов, от 18 м и более. Их верхняя часть – это фермы, выполненные из достаточно жесткого двутавра, у которого сразу двойная работа – и на местный изгиб, и на сжатие по секции. Другие поверхности сечения обычно сформированы парой уголков. Не уступая своим конкурентам в прочности, они существенно легче, что только расширяет сферу их использования.

Прижимная и упорная планка

Это ключевые детали крепления крановых рельс, входящие в любой монтажный узел. Собственно, сам комплект складывается как раз из них, а также из накладок и набора болтов, шайб, гаек.

Могут быть рассчитаны на два температурных режима эксплуатации:

обычный – до -40 0С и выше;

жесткий – в условиях -40…-65 градусов Цельсия.

Во втором случае получают в названии суффикс «ХЛ». У1 становится У1ХЛ, П2 – П2ХЛ и тому подобное. Естественно, выбирать конкретные элементы нужно под тот климат, в котором они будут использоваться. В противном случае элемент очень быстро износится и потребует замены, а также спровоцирует появление зазора или, наоборот, точки концентрации напряжения, то есть места, где со временем образуется дефект.

Болты для фиксации упорных и прижимных планок необходимо проверить на разрыв перед использованием – в соответствии с требованиями ГОСТа Р ИСО 898-1-2011, и это для нормального режима эксплуатации. Если же они выбираются под холодный климат, следует также испытать их на ударную вязкость.

Внимание, существуют определенные допуски между реальными и расчетными размерами. Хотя погрешность все равно обязана быть минимальной и укладываться в рамки разрешенных отклонений. С шероховатостью та же история: она может присутствовать, но не должна быть выше определенного значения. Ну а межгосударственный стандарт 25347-82 устанавливает разницу между практическим и теоретическим диаметром технологического отверстия.

Технические условия

Они полностью регламентируют крепление рельсов подкрановых путей к стальным балкам для организации передвижения мостовых электрических кранов и продиктованы ГОСТом 4121-76. Согласно данному стандарту, созданные таким образом транспортные линии могут эксплуатироваться в легком, среднем и даже тяжелом режиме. Объекты для укладки линий допускаются самые разные, вплоть до открытых и достаточно протяженных эстакад.

Максимальная расчетная сейсмичность при этом составляет 9 баллов по шкале MSK-64, температура окружающего воздуха может достигать -65 градусов по Цельсию.

Также они задают межосевую дистанцию между опорной конструкцией и центральной точкой установки. Она, вместе с другими важными геометрическими параметрами, представлена на чертеже и в таблице ниже.

Источник

Способ крепления подкранового рельса

ГОСТ Р 56944-2016

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пути рельсовые крановые надземные.

Общие технические условия

Cranes. Overhead crane railways. General specifications

Дата введения 2017-04-01

1 РАЗРАБОТАН Московским архитектурным институтом (Государственная академия) (МАРХИ), МГТУ им.Н.Э.Баумана, Акционерным обществом «РАТТЕ»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 289 «Краны грузоподъемные»

Читайте также:  Способы очистки растительного масла механическая очистка

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Надземные рельсовые крановые предназначены для передвижения во время эксплуатации внутри цехов и на эстакадах грузоподъемных мостовых кранов (включая опорные и подвесные), полукозловых и полупортальных кранов, передвижных консольных кранов, монорельсовых грузовых тележек, электрических и ручных передвижных талей.

До последнего времени в Российской Федерации не существовало национальных стандартов, устанавливающих параметры и размеры надземных рельсовых путей крановых, требований к их конструкциям и устройству, специфике обслуживания и ремонта, а также необходимых требований к надежности данного оборудования.

Настоящий стандарт ликвидирует имеющийся пробел в нормативных документах на указанный тип подъемных сооружений и способствует повышению надежности и безопасности эксплуатации современного грузоподъемного оборудования, для которого они предназначены.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на надземные рельсовые крановые пути (далее — надземные рельсовые пути), предназначенные для передвижения во время эксплуатации внутри цехов и на эстакадах грузоподъемных мостовых кранов (включая опорные и подвесные), полукозловых и полупортальных кранов, передвижных консольных кранов, монорельсовых грузовых тележек, а также электрических и ручных талей (далее — кранов).

Настоящий стандарт устанавливает требования к проектированию, изготовлению, монтажу, ремонту и безопасной эксплуатации указанных надземных рельсовых путей, а также требования по обеспечению безопасности при эксплуатации кранов на надземных рельсовых путях.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51685 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия

ГОСТ Р ИСО 4016 Болты с шестигранной головкой. Класс точности С

ГОСТ Р ИСО 8765 Болты с шестигранной головкой с мелким шагом резьбы. Классы точности А и В

ГОСТ 12.4.107 Система стандартов безопасности труда. Строительство. Канаты страховочные. Технические условия

ГОСТ 380 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки

ГОСТ 2591 Прокат сортовой стальной горячекатаный квадратный. Сортамент

ГОСТ 4121 Рельсы крановые. Технические условия

ГОСТ 5915 Гайки шестигранные класса точности В. Конструкция и размеры

ГОСТ 7173 Рельсы железнодорожные типа Р43 для путей промышленного транспорта. Конструкция и размеры

ГОСТ 8239 Двутавры стальные горячекатаные. Сортамент

ГОСТ 8240 Швеллеры стальные горячекатаные. Сортамент

ГОСТ 11371 Шайбы. Технические условия

ГОСТ 11530 Болты для рельсовых стыков. Технические условия

ГОСТ 11532 Гайки для болтов рельсовых стыков. Технические условия

ГОСТ 13015 Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения

ГОСТ 15526 Гайки шестигранные класса точности С. Конструкция и размеры

ГОСТ 19115 Шайбы пружинные путевые. Технические условия

ГОСТ 19127 Накладки двухголовые к рельсам типа Р43. Конструкция и размеры

ГОСТ 19281 Прокат из стали повышенной прочности. Общие технические условия.

ГОСТ 19425 Балки двутавровые и швеллеры стальные специальные. Сортамент.

ГОСТ 20372 Балки стропильные и подстропильные железобетонные. Технические условия.

ГОСТ 24741 Узел крепления крановых рельсов к стальным подкрановым балкам. Технические условия

ГОСТ 25546 Краны грузоподъемные. Режимы работы

ГОСТ 28648 Колеса крановые. Технические условия

ГОСТ 32576.1 Краны грузоподъемные. Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 1. Общие положения

ГОСТ 32576.5 Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 5. Краны мостовые и козловые

ГОСТ 33184 Накладки рельсовые двухголовые для железных дорог широкой колеи. Технические условия

ГОСТ 33709.1 Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие положения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил и/или классификаторов) в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт (документ), на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта (документа) с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт (документ), на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта (документа) с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт (документ), на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт (документ) отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

Читайте также:  Энзимный пилинг янсен способ применения

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33709.1, [1], а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 верхнее строение рельсового пути кранового: Совокупность элементов конструкции пути, установленных на подкрановые строительные конструкции (или подвешенных к ним), воспринимающих и передающих нагрузки от колес крана на подкрановые строительные конструкции.

3.2 заземление: Преднамеренное электрическое соединение рельсовых нитей надземного рельсового пути с заземляющим устройством.

3.3 заземляющее устройство: Совокупность заземлителя и заземляющих проводников.

3.4 заземлитель: Проводник (электрод) или совокупность металлических соединенных между собой проводников (электродов), находящихся в соприкосновении с землей или ее эквивалентом.

3.5 заземляющий проводник: Проводник, соединяющий заземляемые части рельсовых нитей кранового пути с заземлителем.

3.6 естественный заземлитель: Находящиеся в соприкосновении с землей или ее эквивалентом электропроводящие части коммуникаций, зданий и сооружений производственного или иного назначения, используемые для целей заземления.

3.7 монорельс: Рельсовый путь крановый с одним рельсом, предназначенный для передвижения электрических талей, тележек с ручной тягой (кошек) или самоходных грузовых тележек, снабженных механизмом подъема груза. На монорельсе могут устанавливаться пересечения, стрелки, поворотные круги и стыковочные устройства для перехода тележек на кран-балки.

3.8 копир: Разновидность отключающего устройства, представляющего собой штырь, предназначенный для воздействия на поворотный рычаг концевого выключателя при наезде или съезде с него.

3.9 надземный рельсовый путь крановый: Рельсовый путь крановый, опирающийся на подкрановые строительные конструкции или подвешенный к ним.

3.10 опорные элементы: Элементы, воспринимающие крановые нагрузки от рельсов и передающие их на строительные конструкции.

3.11 отключающая линейка: Разновидность отключающего устройства, представляющего собой пластину, начало и окончание которой выполнено в виде наклонных плоскостей, и предназначенную для воздействия на поворотный рычаг концевого выключателя при его наезде или съезде с нее.

3.12 отключающее устройство: Устройство, обеспечивающее воздействие на ограничитель передвижения крана для предотвращения его перемещения за пределы рабочей зоны.

3.13 подкрановые строительные конструкции: Строительные конструкции (подкрановые балки, фермы, подкраново-подстропильные балки и фермы), предназначенные для опирания (подвески) рельсового пути кранового, восприятия нагрузок от подъемного сооружения в процессе эксплуатации и обеспечения пространственной жесткости и устойчивости каркаса сооружения.

3.14 промежуточные скрепления: Устройства, обеспечивающие соединение рельсов со строительными конструкциями.

3.15 путевое оборудование: Устройства (тупиковые упоры, отключающие устройства, страховочные канаты, знаки безопасности и др.), обеспечивающие безопасную эксплуатацию грузоподъемного крана.

3.16 рельсовая нить: Непрерывный ряд рельсов, примыкающих концами друг к другу, воспринимающих и передающих крановые нагрузки от колес крана на опорные элементы пути.

3.17 рельс: Стальная горячекатаная балка единого специального профиля или имеющая составной профиль, состоящий из частей, скрепленных с применением крепежных элементов или сваркой.

3.18 рихтовка: Комплекс мероприятий, проведение которых необходимо для приведения положения рельсовых нитей (с заданной погрешностью) в проектное планово-высотное положение.

3.19 старогодные рельсы: Отремонтированные или годные к эксплуатации рельсы, ранее использовавшиеся на железных дорогах или других объектах промышленности.

3.20 стык: Разъемное или неразъемное (сварное) место соединения конца предыдущего рельса с началом последующего в одной рельсовой нити.

3.21 тупиковый упор: Устройство, предназначенное для гашения скорости крана и предотвращения его схода с концевых участков кранового пути в аварийных ситуациях при отказе отключающего устройства или тормозов механизма передвижения крана.

4 Обозначения

В настоящем стандарте применены следующие обозначения:

— нагрузка, направленная вдоль надземного рельсового пути и вызываемая наездом крана на тупиковый упор, кН;

— скорость передвижения крана в момент наезда на тупиковый упор, принимаемая равной половине номинальной, м/с;

Источник

Оцените статью
Разные способы