Способ крепления концов стального каната

Способы крепления концов канатов

Классификация стальных канатов

Стальные канаты имеют большое число типов и конструкций и различаются по назначению, типу свивки прядей, сочетанию направлений свивки. Далеко не все канаты, изготавливаемые промышленностью, могут быть применены на кранах. Как показывают исследования и опыт эксплуатации, число конструкций крановых канатов может быть ограничено 8-10. Специальная обработка канатной проволоки обеспечивает её высокие механические свойства. Так, маркировочная группа (временное сопротивление разрыву) проволок изменяется в широком диапазоне 1372…2352 МПа. В зависимости от количества проволок в пряди, прядей в канате, их конструкции и формы, сочетания направлений свивки элементов каната, наличия и типа сердечника и других факторов возможны самые различные конструктивные формы стальных проволочных канатов (таблица 1.1).

Таблица 1.1 — Классификация стальных канатов

Признаки, по которым подразделяются канаты Обозначение
1. По назначению:
грузолюдские ГЛ
грузовые Г
2. По краткости свивки:
одинарной — канат изготавливается из центральной проволоки, вокруг которой по винтовой линии в несколько слоев навивается проволока
двойной — изготавливается из прядей одинарной свивки, свитой вокруг сердечника
тройной — изготавливается из прядей двойной свивки, свитой вокруг сердечника
3. По типу сердечника:
пеньковый
асбестовый
стальной (применяется при высоких температурах, для увеличения разрывного усилия — прядь или канат двойной свивки)
4. По механическим свойствам проволок:
высшей марки — для канатов типа ГЛ В
первой марки — для всех канатов I
второй марки (с согласия потребителя) II
5. По виду покрытия поверхности проволок:
из светлой проволоки без покрытия — для лёгких условий работы
из оцинкованной проволоки для агрессивных условий работы С
из оцинкованной проволоки для жёстких агрессивных условий работы Ж
из оцинкованной проволоки для особо жёстких агрессивных условий работы (коррозионно стойкие, но дороже) ОЖ
6. По направлению свивки прядей:
правая — преимущественная (свивка справа налево вниз)
левая — слева направо вниз Л
7. По сочетанию направлений свивки проволок в прядях и прядей каната:
крестовая — применяется в основном: направления свивки проволок в прядях и прядей разное, не раскручиваются
односторонняя — направления свивки проволок в прядях и прядей одинаковое, более гибкие О
8. По способу свивки:
нераскручивающиеся — с обжатием прядей Н
раскручивающиеся Р
9. По роду свивки:
с точечным касанием проволок одинакового диаметра — углы навивки проволок в разных слоях неодинаковы, что повышает давление между проволоками и увеличивает их изнашивание, но они не раскручиваются под нагрузкой ТК
с линейным касанием проволок — углы навивки проволок в разных слоях одинаковы, более гибкие, долговечные, срок службы на 30-40% выше, чем ТК ЛК
с линейным касанием проволок одинаковых диаметров в верхнем слое пряди ЛК-О
с линейным касанием проволок разных диаметров в верхнем слое пряди — имеют лучшее заполнение сечения ЛК-Р
с линейным касанием проволок разного и одинакового диаметра по отдельным слоям пряди ЛК-РО
с точечным и линейным касанием проволок в пряди ТЛК

На ГПМ применяют канаты только двойной свивки, шестипрядные, крестовые. Внешне канат крестовой свивки отличается тем, что проволоки на его поверхности располагаются параллельно оси каната. Проволоки каната односторонней свивки располагаются под углом к его оси рисунок 1.2.

Рисунок 1.2 — Типы свивки стальных канатов:

а — канат крестовой свивки; б — канат односторонней свивки

Канаты различаются по диаметру каната, по маркировочной группе, по количеству проволок в прядях и количеству прядей в канате.

Читайте также:  Что такое иной способ закупки по 223 фз

Способы крепления концов канатов

Петля на конце каната при креплении его на кране, а также петля стропа, сопряжённая с кольцами, крюками или другими деталями, должна быть выполнена:

с применением коуша и заплёткой свободного конца каната или установкой зажимов (рисунок 1.3а, в);

с применением стальной кованой, штампованной, литой втулки с закреплением клином (рисунок 1.3б);

другим способом в соответствии с нормативными документами.

Рисунок 1.3 — Способы выполнения петли на конце каната: a — заплётка свободного конца; б — применение клиновой втулки; в — установка винтовых зажимов; г — заливка в конусной втулке; 1 — коуш; 2 — клин; 3 — клиновая втулка; 4 — винтовой зажим; 5 — рабочая ветвь; 6 — скоба; 7 — планка; 8 — гайка

Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок, о которые может перетираться канат. Клиновая втулка и клин должны иметь маркировку, соответствующую диаметру каната.

Конструкция зажимов должна соответствовать нормативным документам.

Количество зажимов определяется при проектировании с учётом диаметра каната, но должно быть не менее трёх. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната за последним зажимом должны составлять не менее шести диаметров каната. Скобы зажима должны устанавливаться со стороны свободного конца каната.

Источник

Способы крепления концов стальных канатов.

Петля на конце каната при креплении его на кране, а также петля стропа, сопряженная с кольцами, крюками или другими деталями, должна быть выполнена:

а) с применением коуша и заплеткой свободного конца каната или установкой зажимов;

б) с применением стальной кованой, штампованной, литой втулки с закреплением клином;

в) путем заливки легкоплавким сплавом;

г) другим способом в соответствии с нормативными документами.

Применение сварных втулок не допускается (кроме крепления конца каната во втулке электрической тали).

Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок, о которые может перетираться канат. Клиновая втулка и клин должны иметь маркировку, соответствующую диаметру каната.

Число проколов каната каждой прядью при заплетке должно соответствовать указанному в таблице.

Число проколов каната прядями при заплетке

Диаметр каната, мм Минимальное число проколов каждой прядью
До 15 От 15 до 28 От 28 до 60

Последний прокол каждой прядью должен производиться половинным числом ее проволок (половинным сечением пряди). Допускается последний прокол делать половинным числом прядей каната.

Конструкция зажимов должна соответствовать нормативным документам. Количество зажимов определяется при проектировании с учетом диаметра каната, но должно быть не менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната за последним зажимом должны составлять не менее шести диаметров каната. Скобы зажима должны устанавливаться со стороны свободного конца каната.

Источник

Книга: Башенные краны

§ 65. Способы крепления канатов

Стальные канаты, применяемые на кранах и в грузозахватных приспособлениях, закрепляют концами на осях, блоках, проушинах крюков, клиновых втулках. Для крепления канатов к барабанам используют либо клиновые втулки, либо прижимные планки.

На осях (пальцах) канат крепят несколькими способами. Крепление — петля на зажимах (жимках) (рис. 128, а) выполняют так.

Рис. 128. Крепление концов стального каната: а — петля на зажимах (жимках), б — петля с заплеткой, в — петля с гильзоклиновой заделкой, г — в клиновой конусной втулке, д — в конусной втулке с заливкой, е — то же, с клиньями-вкладышами, ж — на барабане с помощью клина, з — то же, с помощью прижимных планок на торце; 1 — конец каната, 2 — коуш, 3 — скоба, 4, 5 — колодки, 6 — гайки, 7 — кованые скобы, 8 — шпонка, 9 — гильза, 10 — корпус клиновой втулки, 11, 14 — клинья, 12 — зажим, 13 — конусная втулка, 15, 16 — клинья-вкладыши прямые и секторные, 17 — центральный клин, 18 — прижимная планка

Читайте также:  Способы подключения ламп накаливания

Конец каната складывают петлей, причем загнутый конец 1 должен быть длиной не менее 18 диаметров каната и не менее 300 мм. Внутрь петли вставляют стальной коуш 2, выбранный в соответствии с диаметром каната. Сложенный конец каната вместе с рабочей его частью соединяют зажимами (жимками). Количество зажимов определяется при проектировании, но должно быть не менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната от последнего зажима должна быть не менее шести диаметров каната.

Зажим состоит из скобы 3 с резьбой на концах и фрезерованной 4, кованой или литой 5 колодки. Скобы надевают на две ветви каната-1 со стороны нерабочего конца, вставляют колодки и затягивают гайки 6. Могут применяться также двусторонние зажимы с двумя одинаковыми скобами 7. Гайки зажимов затягивают до тех пор, пока каждая ветвь каната не обожмется на 113 диаметра.

Петля с заплеткой (рис. 128, б) выполняется аналогично предыдущей, но загнутый конец каната расплетен на пряди, каждая из которых несколько раз пропущена (прошита) через прокол между нерасплетенными прядями основного каната. Число проколов каждой прядью при заплетке оговорено Правилами Госгортехнадзора и должно быть, например, не менее четырех для канатов диаметром до 15 мм и не менее пяти для канатов от 15 до 28 мм.

Последний прокол допускается выполнять половинным количеством прядей каната, а количество проволок в пряди при последнем проколе должно быть уменьшено двое, т. е. половинное сечение пряди.

Петля с гильзоклиновой (втулочно-шпоночной) заделкой (рис. 128, в) выполняется так. Канат пропускают через стальную эллипсную гильзу (втулку) 9, затем делают петлю и свободный конец каната пропускают обратно. Между канатами Закладывают стальную каленую шпонку 8 и коуш 2. Шпонку вместе с канатами протаскивают обратно примерно до середины гильзы. Затем опрессовывают втулку на прессе в обжимках без нагрева.

Заделку каната в клиновой конусной втулке (иногда называют в клиновом коуше) (рис. 128, г) производят в литой, кованой или штампованной конусной втулке 10. Канат пропускают через втулку со стороны узкого конца, делают петлю, вкладывают клин 11 и свободный конец заправляют обратно во втулку. Чтобы канат не выскальзывал, клин затягивают до отказа. Для равномерной затяжки обоих концов каната свободный конец его соединяют с основным одним зажимом 12.

На кранах большой грузоподъемности для канатов большого диаметра применяют заделку в конусную втулку с залив кой легкоплавким металлом (рис. 128, д) или с клиньями, вкладышами (рис. 128, е). В первом случае конец каната заводя в предварительно залуженную втулку 13, расплетают пряди, обезжиривают и лудят проволоки, удаляют органический сердечник и конце проволок загибают в виде крючков. Затем нагревают втулку до 230 240° Сив вертикальном положении заливают расплавленным металлом

При заделке клиновыми вкладышами канат после расплетения проволок распределяется во втулке концентрическими окружностями В центр вставляется центральный клин 17, затем между проволок первого кольца прямые клинья 15. Следующая окружность составляется из секторных клиньев 16 и т. д.

Закрепление канатов на барабанах лебедок выполняю либо с помощью клина 14 в конусном гнезде барабана (рис. 128, ж) либо с помощью прижимных планок 18, расположенных на торцовой поверхности реборды (рис. 128, з), либо на самом барабане.

Для временного крепления канатов, что особенно часто встречаете1 при монтажных работах, применяют петли и узлы, аналогичные морскими узлам. Разница заключается в том, что морские узлы, вяжут и; пеньковых канатов, которые имеют большую гибкость и не имею смазки. Стальные же канаты за счет смазки и большей жесткость имеют свою специфику вязки. Не все морские узлы можно выполнят на стальном канате, а при затяжке некоторых узлов канат деформируется и нарушается его структура. Поэтому часто внутрь узла вставляют деревянный вкладыш, предохраняющий канат от затяжки. Наиболее распространенные узлы показаны на рис. 129, а—е.

Читайте также:  Предложите способы распознавания na2so4

Рис. 129, Узлы и петли из стальных канатов: а — прямой (крестовый) узел, б — беседочный (морской) узел, в — простой штык (двойной узел), г — мертвая петля, д — обыкновенная петля, е — плоский узел, 1 — свободный конец, 2 — зажим, 3 — рабочая ветвь

Прямой узел (иногда его называют крестовым) применяют для связывания двух концов каната одинакового диаметра. Нерабочие концы 1 канатов должны располагаться по одну сторону относительно продольной оси рабочих (тяговых) ветвей 3, а оба конца одного каната выходить вместе из петли второго. На концы канатов ставят зажимы 2, а в петлю закладывают круглый обрезок дерева.

Беседочный (морской) узел, простой штык (д войной узе л), мертвую и обыкновенную петли применяют для крепления к колоннам, столбам и другим конструкциям временных оттяжек или строповки поднимаемых грузов. Причем беседочный узел используют в тех случаях, когда нужна не затягивающаяся петля, а мертвая, наоборот, для затяжки. Плоским узлом связывают два каната разной толщины.

Источник

Портал газовиков

Всё для безаварийной работы

Всё для безаварийной работы

Эксплуатация подъемных сооружений

Крепление канатов к механизмам подъема и их деталям

Концевые крепления стальных канатов грузозахватных приспособлений

Для изготовления стропов и других грузозахватных приспособлений применяют два вида крепления канатов: разъемное и неразъемное.

В неразъемных соединениях на концах каната петли выполняют заплеткой, постановкой обжимной втулки или заливкой легкоплавкими сплавами в конусной втулке

Для обеспечения правильного формирования петли, предохранения каната от резкого изгиба и преждевременного износа в петлю каната вставляют коуш — специальное устройство в виде стальных изогнутых пластин, охватывающих канат.

При заплетке (рис.6.5,а) конец каната расплетают на пряди, вырезают сердечник, затем расплетенные пряди вплетают в рабочую ветвь каната, прокалывая ее специальным инструментом. Длина заплетки должна составлять 20…25 диаметров каната.

Наиболее прогрессивным является закрепление концов каната в обжимной втулке (рис.6.5,б). Основной деталью соединения является, овальная втулка из стали или алюминия. Конец каната пропускают через втулку, изгибают для образования петли и вновь пропускают во втулку с противоположной стороны, после чего обжимают в штампе.

Крепление концов каната путем заливки легкоплавкими сплавами в конусной втулке трудоемко и дорого, поэтому широкого распространения не получило.

К разъемным концевым креплениям относятся болтовые зажимы (рис.6.5,в). Конец каната после закладки его в канавку коуша стягивают с канатом зажимами. Число зажимов должно быть не менее трех, а расстояние между зажимами и длина свободного конца каната от последнего зажима должны составлять не менее шести диаметров каната. Все гайки зажимов располагаются со стороны рабочей ветви, а плотность зажима считается нормальной, если поперечное сечение канатов после затяжки гаек составляет 0,6 от удвоенного номинального диаметра.

Концевые крепления канатов а – заплеткой; б – обжимной втулкой; в – винтовыми зажимами; г — клиновой втулкой; 1 – ветвь каната; 2 – винтовой зажим; 3 – коуш; 4 – клин.

Клиновые соединения (рис.6.5.г) в стальных втулках с клином соответствующей конфигурации. Свободный конец каната при таком креплении должен быть выпущен за край конусного отверстия на длину равную 10…12 диаметрам каната.

Чтобы обеспечить долговечность использования канатов, их следует правильно хранить и периодически смазывать. Перед этим поверхность очищают от грязи и ржавчины и протирают обтирочными материалами, смоченными в бензине или бензоле. Для смазки применяют различные виды смазочных материалов: технический вазелин, солидол и специальную смазку на основе масленного гудрона, битума, канифоли, технического вазелина, графита. Можно пользоваться смесью солидола и битума в соотношении 1 к 9 и графитными смазками.

Источник

Оцените статью
Разные способы