Методы организации получения новых знаний
Методы обучения и их классификация
Составляющей педагогических технологий являются методы обучения — способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся.
В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия «метод обучения». Так, Ю.К. Бабанский считает, что «методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования». Т.А. Ильина понимает под методом обучения «способ организации познавательной деятельности учащихся».
Сложились различные коассификации методов обучения. Представим одну из них.
Методы организации получения новых знаний
Эта группа методов является наиболее крупной и хорошо проработанной.
Методы получения новых знаний включают в себя такие методы, как рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа, работа с книгой, организация наблюдения, иллюстрация, демонстрация. Первые четыре метода называют вербальными (словесными) методами обучения.
Рассказ, Вместе с методом объяснения рассказ представляет собой наиболее распространенный метод организации учебной деятельности. Рассказ — это метод повествовательного изложения содержания изучаемого материала учителем. Чаще всего он используется при изложении такого учебного материала, который носит описательный характер. К примеру, это может быть рассказ о каком-то человеке (писателе, композиторе и др.), месте или ситуации.
Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. При переходе на следующий этап меняются задачи изложения и, как следствие, могут измениться стиль и объем рассказа.
К рассказу как методу изложения новых знаний обычно предъявляется ряд педагогических требований:
- — рассказ должен обеспечивать достижение дидактических целей урока;
- — содержать только достоверные и научно проверенные факты;
- — включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
- — иметь четкую логику изложения;
- — быть эмоциональным;
- — излагаться простым и доступным языком;
- — отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.
Однако в чистом виде рассказ применяется сравнительно редко. Чаще он используется, когда в него вкраплены некоторые другие элементы: рассуждения учителя, анализ излагаемых фактов и примеров, сопоставление различных явлений. В этом случае он сочетается с объяснением излагаемого материала.
Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений излагаемого материала. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук. Как метод обучения объяснение широко используется в работе с детьми разных возрастных групп.
Беседа. Беседа является диалогическим методом обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного.
Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа». В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся и места беседы в дидактическом процессе выделяют несколько видов бесед.
Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы сформировать у учащихся состояние готовности к изучению новой темы.
Для непосредственного сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Одной из форм сообщающей беседы является эвристическая беседа (от слова «эврика» — нахожу, открываю), в ходе которой учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к самостоятельному осознанию, открытию и формулированию правил и выводов.
По своей форме беседа может быть индивидуальной (если вопросы адресованы одному ученику), групповой (вопросы обращены к группе учащихся) и фронтальной (вопросы обращены ко всем учащимся класса).
Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. При фронтальной беседе вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу. При этом вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными и сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Как можно реже надо использовать подсказывающие вопросы и альтернативные вопросы (требующие однозначных ответов типа «да» или «нет»).
В целом метод беседы обладает рядом следующих достоинств:
- — активизирует деятельность учащихся;
- — развивает их память и речь;
- — помогает контролировать знания учащихся;
- — может быть проводником личностного воздействия учителя на учащихся.
Работа с книгой — один из важнейших методов обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом во время урока и под руководством учителя. Сначала работа с книгой является лишь дополнением к объяснениям учителя. По мере освоения учащимися навыков работы с книгой (через год-два) значение этого метода растет и его доля в системе используемых учителем методов увеличивается.
Работа с книгой может быть организована в двух формах: под непосредственным руководством учителя и в форме самостоятельной работы учащегося над учебником или учебной литературой. Сущность этого метода (и в той и в другой форме) заключается в овладении новыми знаниями, когда ученик изучает материал и осмысливает содержащиеся факты, примеры, закономерности и параллельно с этим приобретает умение работать с книгой. Таким образом в этом методе выделяются две взаимосвязанные стороны: освоение учебного материала и накапливание опыта работы с учебной литературой.
Эффективность работы с учебником в решающей мере зависит от правильной ее организации. Исходя из характера предстоящей на уроке работы, учитель обязан еще до урока определить, в каком порядке целесообразнее применять учебник на уроке, чтобы решить стоящие на данном уроке учебные, воспитательные и развивающие задачи. В этой связи необходимо соблюдать следующие дидактические требования:
1. Отбирать посильный для учащихся материал, т. е. материал, который на данном уровне общего развития, степени учебной подготовленности к работе данного вида и эмоциональной готовности соответствует сегодняшнему состоянию учащегося. Известно, что не всякий материал из учебника учащиеся могут усвоить без предварительного объяснения учителя и психологической подготовки самого ученика. Многие темы содержат в себе совершенно новые сведения, другие носят вступительный или обобщающий характер. Работа над ними даже с предварительным объяснением учителя может вызвать у школьников большие трудности. Такие вопросы не следует сразу давать учащимся.
2. Всякую работу с учебником и учебной литературой начинать с обстоятельного вступительного объяснения учителя. Учащихся следует ввести в курс изучаемой темы, обратить их внимание на основные вопросы нового материала (иногда вопросы полезно записать на доске или вывесить в виде заранее подготовленной таблицы), поставить перед ними основные задачи выполнения задания, а также определить порядок работы.
3. В процессе выполнения задания учителю необходимо наблюдать за действиями учащихся и фиксировать тех, у кого она не получается. Учитель может помогать учащимся преодолевать отдельные этапы работы с учебником, спрашивая, как они выполнили очередной этап и как понимают изучаемые вопросы.
4. Работа с учебником ни в коем случае не должна занимать весь урок, а в начальной школе — больше 10-15 мин. Ее нужно сочетать с другими формами и методами обучения. Так, после работы с учебником обязательно нужно проверять качество усвоения изучаемого материала, проводить практические упражнения, связанные с накоплением опыта практической деятельности. Связка «усвоение — проверка» обязательна. Можно организовать работу с учебником циклами: усвоение одного фрагмента и проверка качества усвоения, затем работа над вторым фрагментом и проверка качества его усвоения, далее работа над третьим фрагментом с соответствующей проверкой и т.д.
При работе с учебником серьезное внимание нужно обращать на выработку у школьников умения самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал по учебнику. Наиболее часто применяются следующие приемы работы с книгой: чтение, подготовка пересказа, списывание текста, составление плана текста, подготовка тезисов (краткое изложение основных мыслей), конспектирование, составление опорного (символьного) конспекта текста.
Организация наблюдения. Этот метод один из самых простых и интересных для дошкольников и школьников младших классов. Наиболее часто он применяется на прогулке детей или экскурсии. В начальной школе этот метод не может использоваться в чистом виде, так как при работе с младшими школьниками необходимо постоянно поддерживать их внимание, поэтому применяется только в сочетании с рассказом учителя или воспитателя. Метод заключается в том, что учащиеся наблюдают какое-либо явление или предмет и под управлением учителя выделяют его наиболее существенные черты.
Иллюстрация. Следующие два метода (иллюстрация и демонстрация) относят к наглядным методам обучения. Это методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств. Обычно наглядные пособия используются в совокупности со словесными и практическими методами обучения.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.
Демонстрация. Этот метод тоже представляет собой синтез словесных (рассказа, объяснения) и наглядных приемов, связанных с демонстрацией диафильмов, кинофильмов, приборов, опытов, технических установок и пр.
Источник
Методы и приемы получения новых знаний на уроке
Некоторые приемы, применяемые на уроке во время выдачи нового материала.
Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы получения новых знаний на уроке»
Методы и приемы получения новых знаний на уроке
Тимошенко Светлана Викторовна
ГПОАУ АО «Амурский колледж транспорта и дорожного хозяйства»
Мы учим не для школы, а для жизни.
Не просто дать знания,
а научить учиться – вот наша задача.
Сегодня в современной педагогике представлено многообразие методов и приемов получения нового знания.
Их условно можно разделить в зависимости от подходов (традиционного, личностно-ориентированного, компетентностного), применяемых в образовательном процессе.
Применение различных методов и приемов передачи нового знания относиться к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки.
Цель обучения распространенного в существующей практике традиционного подхода, часто называемого знаниевым, формулируется как передача обучающимся накопленных человечеством знаний, формирование умений и навыков.
В процессе обучения ведущая роль принадлежит учителю, поэтому используются вербальные методы: рассказ, объяснение, беседа. Обучающие процедуры способствуют надежной фиксации материала в памяти, а учебная деятельность организуется таким образом, чтобы студенты имели возможность самостоятельно воспроизводить и применять освоенный материал в разнообразных типовых или аналогичных ситуациях, не требующих новой информации или новых навыков и умений.
Компетентностный подход не отрицает, но изменяет роль знаний. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Расширяются рамки применения усвоенных знаний, умений и навыков. Данный подход не ограничивается простой их передачей, а делает акцент на их применении во внеучебных, жизненных ситуациях. Наибольшими возможностями для реализации решения задач компетентностного подхода обладают любые виды проектной деятельности (более всего исследовательские и практико-ориентированные проекты); экскурсии, все методы и приемы проблемного обучения, практические работы поискового и исследовательского характера, имеющие жизненный контекст; метод ситуационного анализа (кейс-метод); обсуждения, дискуссии, диспуты, дебаты и др. Перечисленные методы позволяют отказаться от эксплуатации памяти студентов в связи с их деятельностным характером. Активно используется парная, групповая и коллективная формы организации студентов в аудиторной и внеаудиторной деятельности
Конечно, технологии, формы и методы компетентностного подхода применимы в тесной связи с традиционными образовательными технологиями.
С учетом вышесказанного, занятия, направленные на получение нового знания можно проводить, применяя следующие приемы:
Прием, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Формирует: умение анализировать, умение выделять и формулировать противоречие. Преподаватель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.
Преподаватель намеренно неполно раскрывает тему, предложив студентам задавать дораскрывающие ее вопросы.
Из текста выбираются 4-5 ключевых слов. Перед чтением текста обучающимся, работающим парами или группами, предлагается дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут применяться конкретно в контексте той темы, которую им предстоит изучить. После чтения текста, проверить, в этом ли значении употреблялись термины.
Перед обучающимися ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.
Прием, направленный на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке. Формирует: умение анализировать и сопоставлять факты; умение определять противоречие; умение находить решение имеющимися ресурсами.
1 вариант: В начале урока преподаватель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
2 вариант: Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
«Вопрос к тексту»
Перед изучением учебного текста ставится задача: составить к тексту список вопросов. Список можно ограничить. Например, 3 репродуктивных вопроса и 3 развивающих или расширяющих.
Совет: пусть на уроках найдется место открытым вопросам: вот это мы изучили; вот это осталось за пределами программы, вот это я не знаю сам: вот это пока не знает никто…
Выбор метода зависит от излагаемой темы и ее значимости в рамках дисциплины.
Специфика математической теории – большое количество графического материала, чертежей, графиков, а также задач, математических понятий и утверждений.
Большинство тем требуют, как правило, традиционного изложения, но, учитывая требования федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования, в процессе преподавания математики я применяю методы и приемы технологий компетентностного подхода.
Урок по теме «Задачи на оптимизацию» провожу в виде деловой игры «Детективное агентство по поиску решений ваших проблем». Студенты разбиваются на три группы, каждой из которых предлагается решить задачу одного из клиентов агентства: адвокат, дачник, студент-заочник.
Задача такова. Туристическая база находится в 5 км от дороги, а в 13 км от базы на этой дороге есть железнодорожная станция. Пешеход по дороге идёт со скоростью 5 км/ ч, а по лесу 3 км/ч. За какое минимальное время пешеход может добраться от базы до станции?
Студенты работают коллективно, при решении данной задачи выясняется, что тех знаний, которыми они обладают им не хватает, а значит, возникает необходимость отыскать информацию для пополнения знаний.
Работа в парах, прием: привлекательная цель.
Стимул: Все окружающие нас предметы могут служить моделью геометрической задачи. В любой профессии можно проследить связь с геометрией.
Задачная формулировка: При помощи предметов, лежащих на столе (карандаши, тетрадь…), смоделируйте ситуацию и проверьте правильность утверждений:
Точка А лежит на ребре двугранного угла. Значит,
Точка А лежит на ребре двугранного угла. Значит,
Точка А лежит на ребре двугранного угла. Значит,
Источник: текст с вопросами. Бланк для заполнения учащимися:
Я считаю__________,так как________________.
Неоценимую помощь в объяснении материала оказывают мультимедиа технологии – презентации. Презентация используется для усиления наглядности и доступности материала. На кадрах презентации можно рассмотреть решение задачи с достаточно сложной иллюстрацией, выводя решение задачи поэтапно, по мере решения.
Изложение тем, которые связанны с ранее изученным материалом в школе происходит с использованием проблемно-поискового метода. По теме «Комбинаторика» предлагаю студентам задание на нахождение числа различных комбинаций поездки из одного города в другой с пересадкой на различных видах транспорта.
Задача: Из Киева до Чернигова можно добраться пароходом, поездом, автобусом, самолетом; из Чернигова до Новгорода – пароходом и автобусом. Сколькими способами можно осуществить путешествие по маршруту Киев – Чернигов – Новгород?
К этой же задаче можно предложить нахождение оптимального варианта поездки с дополнительными данными, т.е. стоимость билетов.
Задача: На обед предложено 2 первых блюда, 4 вторых, чай, кофе и сок, пирожное, булочка и кекс. Сколько вариантов обедов существует.
Убедившись, что этот способ трудоемкий, мы переходим к постановке вопроса, а можно ли найти более легкий способ.
Задача. Можно ли 200 000 человек раздать шестизначные телефонные номера, состоящие из различных цифр.
Метод отсроченная отгадка: в конце урока дается задача, решение которой предполагает дополнительные знания, которые будут получены только на следующем уроке.
10 молодых людей решили отпраздновать окончание средней школы товарищеским обедом в ресторане. Когда все собрались, и первое блюдо было подано, заспорили о том, как усесться вокруг стола. Одни предлагали разместиться в алфавитном порядке, другие по возрасту, третьи — по успеваемости, четвертые — по росту и т.д.
Спор затянулся, суп успел простыть, а за стол никто не садился.
Примирил всех официант, обратившийся к ним с такой речью:
Молодые друзья мои, оставьте ваши пререкания. Сядьте за стол как кому придется и выслушайте меня.
Все сели как попало. Официант продолжал:
Пусть один из вас запишет, в каком порядке вы сейчас сидите. Завтра вы снова явитесь сюда пообедать, и разместитесь уже в ином порядке. Послезавтра сядете опять по-новому и т.д., пока не перепробуете всех возможных размещений. Когда же придет черед вновь сесть так, как сидите вы здесь сегодня, тогда, обещаю торжественно, я начну ежедневно угощать вас бесплатно самыми изысканными обедами. Предложение понравилось. Решено было ежедневно собираться в этом ресторане и перепробовать все способы размещения за столом, чтобы скорее начать пользоваться бесплатными обедами. Сколько существует способов размещения за столом?
На данном занятии используется самостоятельный поиск информации, планирование, анализ, умение преобразовывать информацию.
При выборе задания для нахождения нового знания необходимо учитывать, что оно должно нести в себе условие нахождения нового при его выполнении. Зная и имея определенный навык, возникает необходимость найти другой метод решения, другой вариант действия, а в итоге, после обсуждения всех предложенных способов, выбрать более оптимальный.
Кроме того, содержание контрольно-измерительных материалов ЕГЭ в 11 классе и олимпиадных заданий носит практический характер, т.е. у выпускников проверяют умение применять знания в повседневной жизни. В связи с этим, возникает проблема – как, обучаясь по тем же учебникам, по тем же программам, подготовить обучающихся к экзаменам, решению жизненных и профессиональных ситуаций и в новом обществе. Решение, используя компетентностный подход, наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика для того, чтобы он мог действовать в конкретной жизненной ситуации.
При проведении практических работ на уроках математики, например по теме «Решение показательных уравнений и неравенств», дается задание решить уравнение графическим методом. Для решения данного примера обучающимся нужно добыть знание – новый способ решения. На занятиях практической деятельности обучающихся по профессии можно также добавлять новое действие, для выполнения которого студентам пришлось бы поискать недостающих знаний.
Подводя итог своего выступления, хотелось бы сказать, опыт показывает, что использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики способствует осознанию обучающимися роли математики в современном мире, применению математических знаний для решения проблем, оцениванию нового опыта, контролю эффективности собственных действий.
В результате идет обратная связь с обучающимися. Равнодушных мало. Многие говорят, что у них тоже есть интересные факты, и они готовы поделиться ими товарищами во время занятий.
Повысился уровень знаний студентов, преобладание положительных оценок. Живой интерес к предмету, который все студенты считают трудным и не применяемым на практике.
Источник