- Способ которым обозначен звук й
- Урок русского языка по теме «Обозначение звука [й’] на письме». 1-й класс
- Разработка урока по русскому языку Два способа обозначения звука [й]
- Конспект урока русского языка по теме «Три способа обозначения звука Й» (2 класс)
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Способ которым обозначен звук й
Обозначение звука [й’] на письме
Согласный звук [ Й ‘] может обозначаться согласной буквой Й «и краткое»:
в середине перед согласным звуком
Звук [ Й ‘] обозначается
буквой Й
Й ОД
Й ОГ
Й ОГУРТ
ЛЕ Й КА
ЧА Й НИК
ЗА Й КА
МА Й
ЧА Й
СМЕЛЫ Й
Согласный звук [ Й ‘] может обозначаться гласными буквами Е , Ё , Ю , Я ( И ).
В начале слова, после гласного, а также после разделительных ь и ъ знаков
Е , Ё , Ю , Я ( И ) обозначают два звука.
ь и ъ знаков
Е =[ й ’ э ]
Е НОТ
[ й ‘ э ]нот
ИГР АЕ Т игр а [ й ‘ э ]т
АТЕЛЬ Е атель[ й ‘ э ]
ПОДЪ Е ЗД подъ[ й ‘ э ]зд
Ё =[ й ’ о ]
Ё ЛКА [ й ‘ о ]лка
П О Ё Т
п о [ й ‘ о ]т
ВЬ Ё Т вь[ й ‘ о ]т
ПОДЪЁМ подъ[ й ‘ о ]м
Ю =[ й ’ у ]
Ю ЛА [ й ‘ у ]ла
ЗН АЮ Т
зн а [ й ‘ у ]т
ЛЬ Ю Т ль[ й ‘ у ]т
ПРЕДЪ Ю БИЛЕЙНЫЙ предъ[ й ‘ у ]билейный
Я =[ й ’ а ]
Я МА [ й ‘ а ]ма
КАК А Я
как а [ й ‘ а ]
ЛАДЬ Я ладь[ й ‘ а]
ОБЪ Я ВЛЕНИЕ объ[ й ‘ а ]вление
И = [ й ’ и ]
нет
нет
ЛИ́СЬ И лись[ й ‘ и ]
ПТИ́ЧЬ И птичь[ й ‘ и ]
Источник
Урок русского языка по теме «Обозначение звука [й’] на письме». 1-й класс
Класс: 1
Цели:
- систематизировать знания учащихся по теме урока, полученные в букварный период;
- развивать умение применять ранее открытые способ буквенного обозначения звука [й], учить обосновывать свой выбор;
- развивать память, мышление, фонетический слух.
Тип урока: комбинированный (используются основные этапы уроков постановки учебной задачи и решения учебной задачи).
Оборудование:
- схемы-таблички «Способы обозначения звука [й’]»;
- набор из 10 букв русского алфавита (е, ё, ю, я, й, ь, о, а, у, ы);
- рисунок робота Сам Самыча;
- учебники «Русского языка» (авт. В.Репкин);
- тетради.
I. Организационный момент
II. Постановка учебной задачи (ситуация интеллектуального конфликта)
– После того, как вы, ребята, Маша и Алеша рассказали Сам Самычу о гласных и согласных звуках и буквах, робот взял ручку и записал в своей тетради: (открываю запись на доске)
Йуля пьйот сок.
– Здорово получается! – говорил Сам Самыч. – Спасибо вам, ребята, что научили меня письму.
– Да, уж, научили, так научили. – растерянно сказала Маша, глядя в тетрадь Сам Самыча.
– Я вижу, ребята, и вы не согласны с такой записью слов. Почему? Вот об этом же сказал и Алеша роботу. Но Сам Самыч возразил:
– Я все сделал так, как вы меня научили: согласный звук [й’] в слове Юля обозначил согласной буквой й, гласный звук [у] – гласной буквой у. Где же ошибка?
– И тогда ребята поняли, что еще не рассказали роботу о… О чем еще надо рассказать роботу, чтобы он эти слова (Юля, пьет) записал правильно?
(По ходу ответов детей тему урока записываю в виде схемы и красным вопросительным знаком и отмечаю цель урока)
– Поможем Сам Самычу разобраться, какими буквами на письме обозначается звук [й’]? Это и будет цель нашего урока.
III. Конструирование способа работы со звуком [й’]
– Но прежде давайте сами повторим:
– какими же буквами обозначается звук [й’] и
– от чего зависит выбор нужной буквы? Для этого понаблюдаем за звуками в нескольких словах. Сделаем к ним звуковую запись на доске и в тетрадях. (С каждым словом у доски работает 1 ученик).
– Итак, первое слово мой, произносим его, интонируем.
– Прочитаем хором звуковую запись всех слов. Какой согласный звук есть во всех этих словах? Подчеркнем его.
– Под звуковой записью сделаем буквенную запись этих слов. (Учитывая сложность и «ошибкоопасность» данной темы, работающим у доски ученикам, при затруднении, оказывают помощь ученики класса.)
– Во всех словах, вы сказали, есть одинаковый звук [й’]. А одинаковой ли буквой вы его обозначили? (Стрелочками соединяю звук [й’] с соответствующими буквами)
– А почему для обозначения звука [й’] вы выбрали разные буквы?
– Давайте вместе сделаем выводы:
– в конце слова (мой) звук [й’] обозначается…буквой й
– в начале слова (ёлка) перед гласным звук [й’] обозначается с последующим гласным…одной буквой ё (е,ю,я)
– в середине слова (лью) после согласного – перед гласным звук [й’]…сохраняет буква ь.
– Так почему один звук [й’] мы обозначаем разными буквами?
Физминутка
IV. Решение учебной задачи
– Ребята, помните, эти схемы-таблички?
– К нашему первому слову (мой) какая табличка подходит?
Ко второму (ёлка)?
К третьему (лью)?
– А те два слова (Юля пьет), в которых ошибся робот, к каким табличкам подходят?
– Сейчас, когда мы многое вспомнили, давайте поможем Сам Самычу исправить ошибки в словах его предложения. (Дети исправляют ошибки в словах, доказывая правильность выбора нужной буквы).
– Теперь мы можем это предложение записать в тетрадь.
– Итак, какую цель мы перед собой ставили?
– А вот правильно ли мы с вами, ребята, определили себе задачу на несколько уроков, мы узнаем из учебника. Откройте учебник на стр. 38. прочитайте название нового параграфа («Какими буквами обозначается [й’]»)
– Посмотрите еще раз на таблички – схемы, на буквы, которыми мы сегодня обозначили [й’] на письме.
– А теперь посмотрите на те буквы, которые рассыпаны вокруг Сам Самыча. (Переворачиваю набор из 10 букв «лицом»)
– Выберите из них те, которые обозначают звук [й’] на письме и прикрепите их ниже стрелочек.
(Дети работают у доски, оставшиеся «лишние» буквы я убираю)
– Могу ли я убрать ? нашего урока?
– Почему?
(Знак ? оставляем).
– Интересно, понял ли Сам Самыч нас сегодня?
V. Прогнозирование.
– А как вы думаете, ребята, все ли буквы для обозначения звука [й’] мы сегодня обсудили? Так чем мы завтра займемся? Молодцы!
– У кого есть желание – на перемене можете рассказать Сам Самычу, какими буквами на письме обозначается звук [й’].
Источник
Разработка урока по русскому языку Два способа обозначения звука [й]
Тема: Два способа обозначения звука[ й]
Цели: закрепить умение обозначать звук [й’] в словах; упражнять в обозначении звука [й’] двумя способами; закреплять фонетические умения; формировать осознанные графические умения; развивать речь и познавательный интерес.
— Личностные: оценивание своей деятельности на уроке, соблюдение основных правил участия в общении на уроке.
— Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои действия.
-Познавательные :участвовать в беседе, формулировать ответы на вопросы ; читать, слушать, извлекать нужную информацию; понимать информацию представленную в различных формах; проводить анализ, сравнивать, устанавливать следственные связи.
— Коммуникативные: уметь строить взаимодействие со сверстниками , использовать конструктивные способы общения, осуществлять совместную деятельность, допускать возможность различных точек зрения, высказывать свою.
I . Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку. Эмоциональный и психологический настрой.
Звонко прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
В русском языке у нас
Интересных тайн запас.
И загадку разрешить-
Секрет работы букв раскрыть
И прочно в знаньях закрепить.
I I . Повторение пройденного.
Игра «Продолжи». На экране алгоритм-таблица
Слышу звук [й] на конце слова или перед согласным- пишу букву….(и краткое).
Слышу звук [й] перед гласным в начале слова или середине слова-пишу буквы…(е,ё,ю,я).
2) Игра «В каких словах «спрятался» [й]».
На экране слова: тень, ель, мёд, килька, веялка, тюльпан, ездить, юбка, пьет, коньки, вьюн, ярость, поляна, рьяный, воюет, ёлка, обезьяна.
Учител ь. Сегодня мы будем упражняться в обозначении звука [й] в словах.
I V . Закрепление изученного.
Запись числа, классной работы в тетради
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
Пальчиковая гимнастика: р азогнуть пальцы из кулака одной руки, называя при этом овощи, и другой руки, называя фрукты (грибы, ягоды).
3. Минутка чистописания буквы Й.
-сколько элементов при написании буквы Й
-Объяснение написания буквы на экране, затем в воздухе.
4. Самостоятельная работа по выполнению задания 133 на с. 84
-Спиши предложение и подчеркни слова, за которыми спрятан звук [й].
5) Упражнение 135
Коллективная проверка и исправление ошибок.
-Запиши предложение мальчика правильно.
6. Игра «Внимание! Ошибка!» (задание 137 на с. 94).
Учител ь. Прочитайте слова в упражнении 137. Кто первым заметил ошибки? Какая допущена ошибка в этих словах? Исправьте ошибки в учебнике, затем правильно запишите слова в тетради.
Работа в парах над упражнением 138
-Обсуди в парах: неверные переносы зачеркни. Устно объясни свои решения.
— Обобщение и дополнение сообщения в рамке на с. 95.
А теперь – все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно!
Лексическая работа (устно) заяц-зайцы.
Вопросы по учебнику
-Какой вопрос поставишь к ним?
-Запиши слова в два столбика и подчеркни те буквы, которыми обозначен звук [й]
V. Обобщение и закрепление пройденного материала.
1. Самостоятельная работа в задании 142:
1) Дописывание слов.
2) Ответы на вопросы.
3) Выделение «опасных» мест.
4) Коллективная проверка.
2. Коллективная работа в задании 143 на с. 98 учебника-тетради.
1) Отработка выразительного чтения текста.
2) Наблюдение за звуками.
3) Подчеркивание букв.
– В чём мы сегодня упражнялись?
– Что нужно запомнить?
Оценка зеленый-мне все понятно. Я молодец!
Желтый-у меня не все получилось, но я старался.
Источник
Конспект урока русского языка по теме «Три способа обозначения звука Й» (2 класс)
ТЕМА : Три способа обозначения звука Й
ЦЕЛИ: 1. Формировать умение видеть орфограмму в корне слова;
2. Уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
3. Развивать орфографическую зоркость;
Тип урока: урок – открытия новых знаний
4. Развивать внимание, мышление, речь.
ОБОРУДОВАНИЕ : конверты с заданиями, карточки для индивидуальных работ,
УЧИТЕЛЬ: Прозвенел веселый звонок,
Начинаем наш урок
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте глазками друг другу всего самого лучшего. Садитесь. Проверьте осанку .
Вход в урок. Сегодняшний урок я хочу с гимна Незнайки.
Слайд 2 (звучит «Гимн Незнайки» (М. Минков — Ю. Энтин))
Учитель. Вы согласны с Незнайкой, что «на свете не возможно все узнать»? (Выслушиваются мнения детей .)
Учитель. Конечно, всего на свете нельзя узнать, но сегодня на уроке мы вместе с вами откроем секрет русского языка, который поможет вам стать «знатоками» русского языка. Для этого надо внимательно слушать меня и одноклассников и активно работать на уроке. Сегодня наши открытия мы будем делать вместе с Незнайкой.
Начнем наш урок с проверки д/з. (Задачник упр.61 кроссворд)
— Все ли слова смогли отгадать?
— Какой звук встречается во всех словах?
Звук Й может на письме обозначаться несколькими способами. Вспомните, посмотрев на таблицу.
— Каким способом обозначен звук Й в словах кроссворда?
Ребята, Незнайка в школе получил вот такое задание и не смог с ним справиться. Он пришёл к вам за помощью. Поможем ему?
Распределите слова в два столбика по способу обозначения в них звука [й , ]
Андрей, Яна, роет, лейка, юркий.
Что обозначает слово юркий ?
Сколько слов получилось в каждом столбике?
Поработайте в парах и объясните друг другу, почему распределили слова именно так.
Дети записывают слова в два столбика
Быстрый, шустрый, увертливый.
Ученики объясняют друг другу свои решения и выясняют причины ошибок.
Постановка проблемной ситуации.
— Незнайка не любит ходить в школу, поэтому и пишет с ошибками и попадает в неловкие ситуации.
Вы справились, а вот у Незнайки снова проблемы
Прочитайте, что написал Незнайка:
Йа сел варене и йаблоко.
Применим известные нам способы обозначения звука Й.
Какой звук пропал?
Можете ли вы применить известные способы обозначения звука Й?
Значит, существует еще третий способ.
Какую цель поставим перед собой на этом уроке?
Узнать третий способ и учиться применять три способа обозначения [й , ]
Какой теме будет посвящен наш урок?
ТРИ СПОСОБА ОБОЗНАЧЕНИЯ ЗВУКА Й.
4. Этап мотивации новых знаний.
— Объединитесь в группы, напишите и сравните транскрипции слов СЕЛ и СЪЕЛ.
Дети работают в группах, выступают, сравнивая транскрипции слов.
— Что общего и в чём различия этих слов?
Вывод: В 1-ом слове не слышится звук [й], буква е обозначает мягкость звука [с , ], но не обозначает звук [й,]. а во 2-ом он слышится.
(Аналогично проводится работа со словом ВАРЕНЬЕ: пишут транскрипцию слова).
— Какие помощники понадобятся Незнайке, чтобы записать слова СЪЕЛА и ВАРЕНЬЕ правильно? (Буквы Ъ и Ь).
Между какими звуками располагается звук [й , ]? Между согласным и гласным.
Но ведь после буквы согласного буквы е, ё, ю, я не обозначают звук [й , ].
Какой же вывод можно сделать?
Буквы е,ё, ю, я стоят не после буквы согласного, а после букв ь или ъ.
Правильно. Это разделительные знаки, их еще называют предупредительными. Они предупреждают, что следующие за ними буквы будут обозначать два звука.
Обратитесь к учебнику , упражнение 68 и 69 . Подтвердится ли наш вывод?
Дети читают слова и говорят, между какими звуками находится [й , ], а также какими буквами он обозначен.
В слове хлопья звук [й , ] стоит между согласным и гласным звуками. Обозначен буквой я с помощью разделительного ь.
— Ребята, Незнайка спрашивает: « А как же узнавать, когда надо писать разделительный ь,
а когда – разделительный ъ?
— Найдем информацию в учебнике: упр. 71
Распределите слова в три столбика по способу обозначения в них звука [й , ]
Перья, май, ёж, въезд, моя, зайка.
— Подбери слова противоположные по смыслу (антонимы) к предложенным:
враги, болезнь. (Получились слова друзья, здоровье).
Итог урока. — Вспомним цель нашего урока. Достигли этой цели?
Задачник, упр. 75.
Лесенка моих знаний
Перья, май, ёж, въезд, моя, зайка.
Перья, май, ёж, въезд, моя, зайка.
Перья, май, ёж, въезд, моя, зайка.
Перья, май, ёж, въезд, моя, зайка.
Перья, май, ёж, въезд, моя, зайка.
Перья, май, ёж, въезд, моя, зайка.
Перья, май, ёж, въезд, моя, зайка.
Перья, май, ёж, въезд, моя, зайка.
Перья, май, ёж, въезд, моя, зайка.
Перья, май, ёж, въезд, моя, зайка.
Перья, май, ёж, въезд, моя, зайка.
Перья, май, ёж, въезд, моя, зайка.
Перья, май, ёж, въезд, моя, зайка.
Перья, май, ёж, въезд, моя, зайка.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 821 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 324 человека из 59 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 327 человек из 67 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-669668
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября
Время чтения: 2 минуты
Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник