Эффективные методы и формы используемые на коррекционных занятиях
Анна Облетова
Эффективные методы и формы используемые на коррекционных занятиях
Эффективные методы и формы используемые на коррекционных занятиях.
Одним из центральных звеньев в системе коррекции личности детей с нарушением интеллекта является работа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы. Практическая работа с ребёнком на занятиях предполагает решение задач адаптации и социализации его на основе использования различных по направленности и содержанию методов обучения и воспитания. Учитывая структуру дефекта, возрастные, индивидуально-личностные и психологические особенности детей с ограниченными возможностями побудила нас к поиску путей повышения эффективности коррекционной работы, чтобы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое и физическое состояние детей.
Для обучения детей с нарушением интеллекта, я применяю следующие методы коррекции:
1) Метод наблюдения — позволяет отслеживать особенности поведения ребенка, его привычки, склонности, насколько развиты навыки СБО и т. д;
2) Метод беседы — беседа способствует развитию речи и понимания детей, использование различных формулировок вопросов позволяет углублять знания ребенка, беседа способствует развитию связной речи у детей, способности излагать свои мысли;
3) Индивидуальные методы;
4) Групповые методы – занятия с 2 и более детьми;
5) Изотерапия – изучение внутреннего мира ребенка, путем его прорисовывания;
6) Сказкотерапия – коррекция (исцеление) через сказку;
7) Куклотерапия — коррекция психологических проблем, средствами кукольного театра;
И совсем недавно я узнала еще об одном эффективном методе, метод анималотерапии — оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками).
Анималотерапия берёт свои истоки из глубины веков. Передаваемый по наследству опыт, что у животных есть чему поучиться, лежит в основе современных представлении об анималотерапии. Являясь одним из психологических методов, анималотерапия базируется на исследованиях и законах психологии человека, зоопсихологии.
Задача метода анималотерапии – раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности взрослых и детей, обогащение социально адаптированного поведенческого репертуара через наблюдение, обучение и тренировку таких механизмов, которые позволяют животным максимально приспособиться к условиям жизни, находится в сбалансированном взаимодействии с окружающими.
В работе с детьми анималотерапия тесно связана с эффективными методами психокоррекции : сказкотерапией, игротерапией, арттерапией.
Как у всякого метода,у анималотерапии есть широкий инструментарий — это символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки и настоящие животные, общение с которыми безопасно. В анималотерапии предпочтение отдаётся «социализированным»животным: лошадям, кроликам, кошкам, собакам, хомячкам, свинкам
Особенностью анималотерапии является возможность расширения опыта невербального поведения. Через взаимодействие с домашними животными у детей формируется способность сочувствовать и сопереживать, понимать состояние окружающих, т. е. эмпатия, качество, необходимое для успешного общения.
Даже простое зрительное созерцание живых существ полезно, так как оно расслабляет, умиротворяет и дает массу эстетических переживаний.Наблюдения за поведением животного расширяют репертуар эмоций: радость, доброжелательность, грусть, обида, злость становятся понятны и узнаваемы. Также наблюдения за животными и взаимодействие с ними положительно сказывается на развитии интеллектуальных способностей детей.
Многовековая практика подтверждает теории: лечиться можно не только с помощью реальных домашних животных,но и их образов: игрушек, изображений, рассказов о них.
На коррекционных занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов использую не сами животные, а их образы и символы. На занятиях применяю:
— игры с мягкими игрушками;
— прослушивание звуков природы;
— анималотерапевтические игры и упражнения, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы;
— упражнения на развитие речи и общения.
Для автоматизации и дифференциации звуков: скороговорки, чистоговорки, стихи, стихи-небылицы, загадки, потешки, где главные герои – животные.
В заключении хочется ещё раз сказать, что анималотерапевтический метод расширяет сенсорный опыт ребенка, развивает целостность восприятия, даёт импульс фантазии и воображению, снижает эмоциональную напряженность, агрессивность, облегчает снятие заторможенности, уменьшает чувство тревоги у учащихся.
Опыт проведения регулярных занятий с детьми показал эффективность применяемых методик, подтверждаемую результатами педагогического наблюдения. Проводимая таким образом работа способствует повышению эффективности в развитии эмоциональной, познавательной и двигательной сфер у школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.
Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 «Закона об образовании» говорится о том, что: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.
Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.
Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.
Опыт работы по теме «Методы и приемы, используемые в процессе разучивания музыкально-ритмических движений» С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах.
Проведение физкультурных досугов и развлечений — эффективные формы физического развития и активного отдыха дошкольников Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют.
Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».
Районное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.
Источник
Современные методы коррекционной работы с дошкольниками по улучшению психоэмоционального состояния в детском саду
Федюнина Ирина Владимировна
Современные методы коррекционной работы с дошкольниками по улучшению психоэмоционального состояния в детском саду
Аннотация: Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. В статье рассматриваются современные методы коррекционной работы с дошкольниками по улучшению психоэмоционального состояния в детском саду.
Ключевые слова: сказкотерапия; музыкальная терапия; арт-терапия; изотерапия; игровая терапия.
Дошкольники, живущие в современном мире, испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки: поток негативной информации из сети Интернет, с телеэкрана; ослабленный иммунитет, вследствие чего частые инфекционные заболевания; быстрый жизненный ритм. Всё это оказывает непосредственное влияние на его эмоциональное самочувствие 1.
Создание условий в детском саду по улучшению психоэмоционального состояния детей, рассматривается из наиболее важных, приоритетных задач в воспитании дошкольников.
Дети, имеющие нарушения эмоциональной сферы, не умеют выражать своё эмоциональное состояние, не всегда могут сдерживать такие эмоциональные проявления, как плач, крик и т. п., затрудняются в понимании состояния других людей. Такие дети затрудняются в общении со сверстниками и взрослыми, часто проявляют агрессию, упрямство, жестокость. Таким образом, без педагогической помощи такие дети оказываются не готовыми психологически к школьной жизни и отношениям в социуме 6.
В детском саду в современных условиях широко применяются методы коррекционной работы с детьми в ДОУ по улучшению психоэмоционального состояния.
Анализ программ, предназначенных для коррекции и развития эмоциональной сферы дошкольников, свидетельствует о том, что большинство из них использует элементы сказкотерапии, игротерапии, музыкотерапии и арттерапии.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности детей, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствование взаимодействия с окружающим миром (М. В. Киселёва)5.
Сказка это тот материал, с помощью которого педагог может решить большое количество проблем по улучшению психоэмоционального состояния детей. Каждая сказка даёт возможность детям мечтать, побывать в волшебном мире. Сказки снимают напряжение у детей, развивают мир фантазии. Проигрывание эпизодов сказки даёт возможность ребёнку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.
С дошкольниками наиболее эффективно использовать народные сказки, авторские сказки, которые проводят коррекцию негативных проявлений в поведении.
Педагоги в нашем ДОУ используют готовые сказки следующих авторов для решения следующих проблем развития и адаптации: Михаила Андрианова, Ирины Гуриной, Ольги Быковой, Наталии Смирновой. Педагогами ДОУ составлен сборник сказок на развитие интеллекта у детей дошкольного возраста.
Игровая терапия – это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребёнку способ взаимодействия с окружающим миром — игра (М. В. Киселёва)5. В детском саду мы используем некоторые элементы игровой терапии. Игра является единственным видом детской деятельности, где ребёнок оказывается свободным от принуждения и давления со стороны враждебной к нему среды. А значит, игра способна справиться с проблемами, возникшими в эмоциональной сфере и поведении ребёнка.
Важно педагогу подобрать игры не только в соответствии с возрастными особенностями детей, но и в соответствии с их проблемами по в психоэмоциональной сфере. Игры можно проводить в режимные моменты, в образовательной деятельности. Включить в игровую терапию можно: игры с правилами, игры соревнования, длительные совместные игры, сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, дидактические игры, подвижные игры.
Таким образом, в процессе игровой коррекции происходит восстановление нарушений способности ребёнка к саморазвитию и коррекция эмоциональной сферы ребёнка. Педагоги МБДОУ «Детский сад №359» г. о. Самара составили картотеку подвижных игр, картотеку дидактических игр. Были приобретены дидактические игры комплекс игр Юлии Борисовны Гиппенрейтер: «Наши чувства», «Эмоциональное лото», «Эмоциональная угадайка», психологическая игра «Что делать, если…» Людмила Петрановская, «Семейка гномс», «Домик настроений», «Скажем по кругу друг другу комплимент», «Путешествие в мир эмоций» и многое другое.
Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) — представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами2.
Арт-терапия включает в себя хромотерапию и изотерапию. Хромотерапия изучает цвета, которые оказывают благотворное или отрицательное влияние на человека. Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативное влияние на поведение детей.
Изотерапия – метод коррекционного воздействия на ребёнка с использованием разнообразия изобразительных средств, где дети имеют возможность отразить своё настроение и реализовать свои возможности. При выборе данного метода работы с детьми по улучшению психоэмоционального состояния следует придерживаться некоторых правил: работа должна проходить в доброжелательной атмосфере, можно негромко включить музыку; использовать в данной методике нужно нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционное рисование снимает нервное напряжение, страхи, отвлекает от грустных мыслей, обеспечивает эмоционально-положительное состояние, вызывает радость4.
Таким образом, арт-терапия позволяет раскрыть внутренние силы ребенка, способствует повышению самооценки; учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей 2.
В нашем Бюджетном учреждении широко применяются приемы рисования в технике «мокрым по мокрому». Выбор данной техники рисования не случайный — при рисовании на мокром листе вовсе не обязательно обладать какими-то особенными навыками. Ребёнок получает возможность просто повозиться с красками, понаблюдать за их движением и соединением с водой, рассмотреть, что же получилось. Во время рисования акварелью можно наслаждаться сочностью красок, возникновением мягких переходов цвета (палитра не используется, акварельные краски смешиваются прямо на влажном листе бумаги). Спонтанность и свобода техники пробуждают творческие силы.
В процессе проведения данной работы дети стали больше времени уделять свободной изобразительной деятельности в данной технике рисования, больше говорить о своих эмоциях, высказывать добрые пожелания в адрес других детей. На основании продуктивной деятельности появились новые истории и сказки, где дети отражают свои чувства и учатся определять чувства другого человека.
Музыкальная терапия – это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний 5. Музыкальная терапия — это способность использования музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка 4.
Музыкальная терапия очень эффективна в коррекции нарушения общения, возникшего у детей по разным причинам. Сеансы музыкотерапии позволяют создать условие для эмоционального диалога, часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость. Варьирование слушания знакомых и незнакомых произведений, их громкости, скорости даёт возможность направленной работы с разными детьми 3.
При применении музыкальной терапии в коррекционной работе с детьми можно использовать для прослушивания только те произведения, которое нравится всем детям; выбирать знакомые детям пьесы; продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия; подбирать музыкальные инструменты в зависимости от вида коррекционной терапии4.
В музыкальный руководитель нашего Бюджетного учреждения составила картотеку музыкальных произведений, в котором все произведения разделены на блоки: «Музыка для встречи детей и их свободной деятельности», «Музыка для приятного погружения в дневной сон», «Музыка для пробуждения после дневного сна», «Музыка для релаксации». На дисках представлены классические произведения и детские песни.
Таким образом, педагоги проводят целенаправленную и последовательную работу по развитию и коррекции эмоциональной сферы дошкольников, активизировать эмоции детей через разные виды детской деятельности, подбирать подходящие методы и приёмы, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности эмоционального развития детей, что помогает развивать все компоненты эмоционального интеллекта дошкольников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В мире детских эмоций: пособие для практики работников ДОУ/Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. – 4-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2008.
2. Верещагина, С. Арт-терапия лечения искусством Электронный ресурс / С. Верещагина: статья – 2008. – URL: http://www.inmoment.ru/beauty/health/art_therapy.html/(Дата обращения: 19.10.2015).
3. Ворожцова, О. А. Музыка и игра в детской психотерапии / О. А. Ворожцова – М. : Издательство Института психотерапии, 2004
4. Вылегжанина, Е. Н. Аукцион педагогических идей Текст / Е. Н. Вылегжанина, Е. Н. Садырина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. — №10. – С. 59.
5. Киселёва, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселёва – Санкт–Петербург: Речь, 2006.
6. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников: учеб. пособие/ М. Э. Вайнер – М. : Педагогическое общество России, 2006.
Декупаж в детском саду. Опыт работы с дошкольниками Опыт работы по художественно-эстетическому развитию: ознакомление старших дошкольников с техникой ДЕКУПАЖАвтор: воспитатель высшей категории.
Из опыта работы с родителями «Современные формы и методы работы с родителями» «Современные формы, методы и приемы работы с родителями». Слайд 1 О себе Все живое на земле движется, течет, а порою просто мчится. В.
Манка в работе с дошкольниками. Мастер-класс по использованию манной крупы в работе в детском саду Многие дети очень любят рисовать. Рисование приносит им массу удовольствия. А если это ещё и нетрадиционное рисование, то это ещё более.
Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: — выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: — изучить литературу по данной.
Нетрадиционные методы рисования в детском саду Творческий процесс -это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности. Здесь они начинают чувствовать пользу.
Опыт работы. Математика в детском саду. Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта ребёнка играет математика. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения,.
Осенние работы в детском саду Цель: Рассказать детям о труде дворника, его значении, важности. Пояснить детям экологическое и эстетическое значение работы по уборке листьев.
Современные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы в педагогическом процессе Современные формы и методы физкультурно–оздоровительной работы в педагогическом процессе Воспитатель: Голикова Н. А. «Здоровью научить.
Современные формы и методы работы с детьми — здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.
Современные технологии коррекционной помощи в условияхспециального инклюзивного образования Современные технологии коррекционной помощи в условиях специального инклюзивного образования Северина Л. В. (Магаданское областное государственное.
Источник