Способ кормления новорожденного если ослаблен сосательный рефлекс
Несмотря на кажущуюся беспомощность, новорожденный малыш обладает множеством защитных реакций — рефлексов, которые были созданы природой, чтобы ничего не умеющий ребенок мог выжить и приспособиться к так резко поменявшимся условиям. По наличию рефлекса и степени его выраженности педиатры судят о развитии новорожденного, определяют наличие тех или иных отклонений от развития.
Все рефлексы делятся на две большие группы: условные и безусловные. Условные рефлексы приобретаются человеком в течение его жизни, а безусловные даются человеку с самого рождения. Новорожденный ребенок имеет только безусловные рефлексы, которые помогают малышу ориентироваться в этом мире в первое время. Некоторые из этих рефлексов сопровождают малыша только 2-3 месяца, а другие остаются с ним на всю жизнь. Многие рефлексы новорожденных вместе с развитием его меняются сознательными действиями. Рефлексы, которые со временем исчезают, называют транзиторными и они характерны только детям после рождения до годовалого возраста. По времени появления и угасания транзиторных рефлексов можно понять, как развивается малыш и не отстает ли он в развитии.
При нормальном развитии у здорового ребенка рефлексы должны быть симметричны, то есть малыш справа и слева должен одинаково реагировать на раздражение. Об асимметрии рефлексов говорят тогда, когда ребенок нормально реагирует с одной стороны и отсутствуют реакция с другой. Например, если ребенок хорошо хватает пальцы одной рукой и не делает это другой, то это говорит об отсутствии хватательного рефлекса с одной стороны. В этом случае нужна обязательная консультация педиатра.
У новорожденного здорового ребенка должны быть следующие рефлексы:
Хоботковый рефлекс. Если легкими движениями пальцев постучать по губам ребенка у него происходит сокращение круговой мышцы рта, в ответ он вытягивает губы хоботком.
Поисковый рефлекс. Если погладить область уголков рта, не прикасаясь к губам, то происходит опускание нижней губы и отклонение языка. Малыш поворачивает при этом голову в сторону раздражителя. Поисковый рефлекс особенно заметен перед кормлением, малыш ищет грудь матери, поворачивая головку. Этот рефлекс угасает к концу второго месяца и исчезает к годовалому возрасту.
Сосательный рефлекс. Новорожденный малыш, ощутив во рту соску, сразу начинает активно сосать.
Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Суть этого рефлекса заключается в том, что умеренное надавливание пальцем на ладонь ребенка в области возвышения большого пальца вызывает у него следующие реакции: он открывает рот и двигает головкой вперед, по направлению к проверяющему человеку. Обычно рефлекс хорошо выражен до 3-4 месяцев, затем он исчезает. Рефлекс проверяется на ладонях, если рефлекс ослаблен или не исчезает у детей старше 5 месяцев, то необходимо выяснить причину.
Хватательный рефлекс Робинзона. Если в ладонь малыша вложить палец, он его крепко схватит. Иногда хватка может быть такой сильной, что его можно приподнять. Хватательный рефлекс характерен и для нижних конечностей. Если слегка надавить на подошву у основания между вторыми и третями пальцами, то малыш сгибает пальцы. Рефлекс постепенно угасает к 3-4 месяцам.
Рефлекс объятия Моро. При похлопывании по бедру и ягодице, при ударе рукой по столу для пеленания на расстоянии 15 -20 см от головы малыша, при внезапном шуме ребенок сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, а затем возвращает их в исходное положение. Рефлекс выражен сразу после рождения и ослабевает к 4 месяцам.
Рефлекс опоры. Если взять ребенка подмышки, поддерживая пальцами головку, то новорожденный ребенок сгибает ноги во всех суставах. А если обеспечить соприкосновение подошв его стоп с твердой горизонтальной поверхностью, то малыш упирается на нее полной стопой, пытается стоять на полусогнутых ногах, выпрямив туловище, даже делает движения ножками похожими на ходьбу. Рефлекс сохраняется до годовалого возраста.
Защитный рефлекс новорожденного. Если ребенка выложить на живот, то он тут же «автоматически» поворачивает голову в сторону. Этот рефлекс присутствует с первых дней жизни, так малыш защищается, оказавшись в таком неудобном положении на животе. Ведь, если он не повернет голову, то не сможет дышать.
Рефлекс ползания Бауэра. Если новорожденного ребенка выложить на живот и приставить ладони к его подошве, то малыш старается оттолкнуться от них и совершает ползающие движения. Поэтому нельзя даже маленьких детей оставить на краю кровати или на столе для пеленания без присмотра, если есть опора, они могут уползти. Рефлекс сохраняется до 4 месяцев жизни.
Родители, считающие ту или иную реакцию малыша настораживающей, не должны делать выводы о том, что у ребенка есть отклонения в развитии или проблемы с центральной нервной системой. Соответствующие выводы может сделать только специалист после проведения полного обследования. Кроме того, каждый ребенок индивидуален и меняется каждый день, а проявления рефлексов зависит от целого ряда факторов. Например, от питания, от усталости, от перенесенной простуды и многих других неблагоприятных обстоятельств.
— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»
Источник
Нарушение сосательного рефлекса у новорожденных детей
Нарушение рефлекса сосания у детей раннего возраста встречается довольно часто.
Может проявляться неправильным захватом соска, короткими периодами сосания или вялым длительным «висением на груди», а также малыш может по-разному сосать из правой и левой груди. В этом случае мама может отмечать, что в одной груди меньше молока.
Действительно ли это важная проблема?
Помимо снижения лактации и отказа от грудного вскармливания (со всеми вытекающими последствиями), в будущем могут быть нарушения речевого развития. Очень часто мы видим детишек с задержками речи после трех лет, у которых в первые месяцы был плохо развит сосательный рефлекс.
Наиболее частой причиной является повреждение затылочной кости в процессе родов. Дело в том, что через затылочную кость проходят ветви черепно-мозговых нервов, иннервирующие мышцы, участвующие в сосании. Помимо этого повреждение затылочной кости может приводить к нарушению венозного оттока и расширению ликворных пространств головного мозга. А это в свою очередь приводит к нарушению функционирования и замедлению развития отдельных структур головного мозга.
Затылочная кость очень уязвима в процессе родов, т. к. во время рождения головки (разгибания) точкой опоры является как раз затылок. Зачастую в этом месте остается характерный след — т. н. родимое пятно.
Затылочная кость может повреждаться и в процессе кесарева сечения.
На УЗИ могут выявлять нестабильность шейного отдела позвоночника, а также ротационный подвывих первого шейного позвонка (атланта). Это также бывает следствием повреждения затылочной кости.
При нарушении рефлекса сосания как можно раньше следует обратиться к врачу-остеопату.
Такие нарушения лечатся при помощи краниосакральной терапии — раздела остеопатии.
В первые месяцы кости черепа очень хорошо поддаются коррекции. Зачастую уже после первого сеанса малыш начинает лучше сосать.
Поэтому чем раньше начинаем лечение, тем быстрее получаем результат.
Источник
Сосательный рефлекс
Сосательный рефлекс закладывается еще во время внутриутробного развития. Малыш не может «не хотеть» или «лениться» сосать. Если он этого не делает, значит, есть проблема, и нужно немедленно обратиться к врачу.
Умение сосать необходимо, чтобы утолить голод, а значит, выжить. Именно поэтому природа распорядилась так, чтобы этот рефлекс был первым в жизни малыша, безусловным. Как только нёба новорожденного коснется мамина грудь или соска бутылочки со смесью, он должен начать есть. Так происходит, если малыш здоров и достаточно развит. У недоношенных деток сосание слабое, у глубоко недоношенных (меньше 1,5 кг весом при рождении) может отсутствовать совсем. При соответствующей помощи специалистов сосательный рефлекс у недоношенных детей (не считая сложных случаев) должен появиться в течение суток, не позже. Выписывают крох только, когда они окрепнут и начнут кушать достаточно активно.
Проверить сосательный рефлекс у новорождённого очень просто – положите ему в рот палец, он инстинктивно начнет его сосать. Если родившийся в срок ребенок этого не делает, значит, рефлекс отсутствует. У этого есть несколько основных причин:
Гипоксия (внутриутробная или родовая)
Травма продолговатого мозга, полученная во время родов
Частичный (парез) или полный паралич лицевых нервов
Слабость круговой мышцы рта, языка, жевательной мускулатуры
Тяжелая форма стоматита, ринита, ОРВИ, ОРЗ
Обострение какого-либо соматического заболевания
Если обнаружено отсутствие рефлекса, вы должны сразу же обратиться к врачу — детскому неврологу и невропатологу. Неспособность ребенка сосать грудь или бутылочку со смесью влечет за собой опасность, что он будет голодать или недоедать. Малыш не сможет в необходимой мере развиваться (как физически, так и психически). Принимать какие-либо меры самостоятельно недопустимо, вы можете навредить ребенку. Если рефлекс отсутствует полностью, кроха обязательно должен находиться под наблюдением специалистов, которые смогут оперативно отреагировать на возможное ухудшение состояния новорожденного. Врач назначит правильное лечение, которое зависит от причины проблемы.
Несмотря на всю серьезность этой ситуации, не стоит отчаиваться. В некоторых случаях плохой сосательный рефлекс можно разработать. Доктор может назначить специальный массаж лица, который нужно будет делать ребенку перед кормлением, и использование пустышки. Также педиатр поможет с разработкой правильного графика кормления и определит объем докармливания (когда малыш плохо сосет, это необходимо). Ребенка со слабым сосательным рефлексом обычно дополнительно кормят из ложечки смесью или сцеженным грудным молоком. Едят такие крохи совсем маленькими порциями, поэтому докорм производится часто.
Сосательный рефлекс у детей начинает ослабевать к возрасту 1 года. Примерно, к 3-4 годам он угаснет полностью. Нередко можно встретить статьи, где специалисты пишут о нереализованном сосательном рефлексе, превратившимся в невроз навязчивых движений. Он отмечается, к примеру, у рано отлученных от груди детей. Они начинают постоянно «тащить» в рот палец и различные предметы – карандаши, игрушки и пр. Во взрослом возрасте невроз часто превращается в зависимость от сигареты. Впрочем, это уже область знаний психологов и психоаналитиков.
Источник
Вскармливание недоношенных детей
Недоношенные дети представляют собой особую группу пациентов, для которых характерны признаки физиологической незрелости, что определяет особые условия выхаживания. В Российской Федерации доля недоношенных детей среди всех новорожденных в среднем состав
Недоношенные дети представляют собой особую группу пациентов, для которых характерны признаки физиологической незрелости, что определяет особые условия выхаживания. В Российской Федерации доля недоношенных детей среди всех новорожденных в среднем составляет 6–8%. Дети, родившиеся преждевременно, должны постоянно находиться в центре внимания врачей-педиатров, поскольку именно среди них отмечается наиболее высокий процент перинатальной патологии и значительно чаще выявляются отклонения в последующем развитии [1].
Чем больше степень недоношенности, тем с более существенными проблемами, связанными с последующим развитием ребенка, приходится сталкиваться: они могут варьировать от минимальных мозговых дисфункций (проблемы поведения и обучения, синдром гиперактивности с нарушением внимания) до тяжелых нарушений, приводящих к инвалидизации. Некоторые нарушения носят необратимый характер. Компенсаторные возможности детского организма достаточно велики, но они проявляются в полной мере лишь на фоне активной реабилитации, хорошего ухода, полноценного питания [2]. Проведенная реабилитация может оказаться успешной и привести к минимизации последствий недоношенности, в противном случае возникают различные отклонения в развитии ребенка. В этом плане роль адекватного питания недоношенного ребенка — как на самых ранних этапах его развития, так и на протяжении всего первого года жизни — трудно переоценить. В последние годы достигнут определенный прогресс как в совершенствовании методов вскармливания глубоконедоношенных детей (парентеральное и зондовое питание), так и в совершенствовании рецептуры специальных адаптированных смесей для недоношенных детей, в частности в результате введения в их состав нуклеотидов, длинноцепочечных полиненасыщенных жирных кислот, ряда участвующих в метаболизме нервной ткани аминокислот, оказывающих позитивное влияние на развитие головного мозга и органов зрения [3].
Наиболее высокие темпы роста отмечаются у плода во время неосложненной беременности. Но у недоношенных и маловесных детей период внутриутробного развития сокращается, вследствие чего «выпадает» заметная часть этого важного этапа, который протекает внеутробно. Это отражается на последующем развитии ребенка.
Недоношенными считаются дети, родившиеся при сроке беременности менее 37 недель (259 дней). Вследствие преждевременных родов ребенок рождается недостаточно зрелым и имеет проблемы, связанные с адаптацией к условиям внеутробной жизни. Ситуацию осложняют такие проблемы, как незрелость пищеварительной системы и ограниченные запасы питательных веществ в организме.
Поступление питательных веществ в организм до и после рождения. В процессе внутриутробного развития плод постоянно получает питательные вещества через пуповину. Глюкоза, аминокислоты и жирные кислоты обеспечивают элементное питание. После родов питание (грудное молоко) начинает поступать перорально, в виде более сложных соединений (лактоза — белки — липиды), требующих ферментативного расщепления.
Недоношенные дети, для которых после стабилизации их клинического состояния характерен так называемый «догоняющий рост» (английский термин — catch up growth), имеют высокие потребности в питательных веществах [4]. Между тем способность к их усвоению не всегда соответствует суммарным потребностям недоношенного ребенка в питательных веществах и энергии.
Назначение питания и выбор режима вскармливания у недоношенных детей продиктованы учетом особенностей пищеварительной системы и метаболизма основных нутриентов [5]. У таких младенцев снижен или полностью отсутствует сосательный и глотательный рефлекс, понижена секреция желудочного сока, отмечается недостаточная выработка панкреатических протеаз, липазы и кишечных дисахаридаз (особенно лактазы), но при этом достаточно высока активность пептидаз кишечника. Снижена способность желчи эмульгировать жирные кислоты. Обсеменение госпитальной микрофлорой в сочетании с замедленной и нерегулярной перистальтикой кишечника обусловливает высокую частоту дисбиотических нарушений. В связи с гипогалактией у значительной части преждевременно родивших женщин нередко отсутствует возможность обеспечить ребенка материнским молоком [6].
Особенности состава грудного молока после преждевременных родов. Еще в 1980-е гг. в ряде исследований было показано, что грудное молоко женщин, родивших раньше срока, имеет более высокую энергетическую ценность и содержит больше белка (1,2–1,6 г в 100 мл), а в аминокислотном составе отмечается более высокая концентрация незаменимых аминокислот. Содержание жиров в таком молоке также более высокое, к тому же в нем выше уровень эссенциальных жирных кислот. При одинаковом общем уровне углеводов в молоке содержится меньше лактозы и больше олигосахаридов. Для состава грудного молока у женщин после преждевременных родов характерно и более высокое содержание ряда защитных факторов, в частности лизоцима. Женское молоко легко усваивается и хорошо переносится недоношенными детьми, что позволяет достичь полного объема энтерального питания в более ранние сроки по сравнению с искусственным вскармливанием.
К несомненным преимуществам грудного молока относятся факторы иммунной защиты, в нем присутствуют бифидогенные компоненты (олигосахариды), положительно влияющие на формирование кишечной микрофлоры. Грудное молоко содержит гормоны, способствующие созреванию кишечника [7].
Последние исследования свидетельствуют о наличии различий в содержании факторов иммунологической защиты (в частности, секреторного иммуноглобулина (Ig) A) в грудном молоке женщин, родивших в разные сроки беременности (табл. 1).
Однако ряд исследований свидетельствует о том, что грудное молоко не полностью обеспечивает высокие потребности недоношенных детей в энергии и белке, в ряде витаминов (жирорастворимые — А, Д, Е, К и водорастворимые — витамин С, фолиевая кислота) и минеральных веществах (кальций, фосфор, магний) [9].
Тем не менее нет никаких сомнений в том, что именно женское молоко является оптимальным питанием для недоношенных детей, поэтому все усилия медицинского персонала должны быть направлены на сохранение грудного вскармливания в максимально возможном объеме, учитывая особую биологическую ценность материнского нативного (свежесцеженного) молока для недоношенного ребенка и важную роль контакта матери с новорожденным во время кормления.
Установлено, что температурная обработка отрицательно сказывается на питательной ценности женского молока: при вскармливании пастеризованным грудным молоком прибавка в массе тела на первом месяце жизни является недостаточной и составляет в среднем 9,6 ± 0,4 г/кг/сут [10].
Доказано, что молоко преждевременно родивших женщин может удовлетворить потребности в пищевых веществах недоношенных детей с массой тела более 1700–2000 г. В то же время недоношенные дети с меньшей массой тела после окончания раннего неонатального периода постепенно начинают испытывать дефицит в белке, кальции, фосфоре, магнии, натрии, меди, цинке и витаминах В2, В6, С, D, Е, К, фолиевой кислоте и нуждаются в оптимизации питания — обогащении рационов [11].
Методы кормления недоношенных детей
В условиях родильного дома и в отделениях неонатологии в настоящее время используются следующие методы кормления недоношенных детей и их сочетания.
- Парентеральное питание — через центральные или периферические вены (в настоящее время доказана целесообразность его сочетания с минимальным энтеральным питанием, поддерживающим функционирование желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и стимулирующим его дальнейшее созревание).
- Длительное зондовое питание с помощью инфузионных насосов (назогастральный зонд).
- Порционное зондовое питание (проводится с помощью шприца).
- Грудное вскармливание (истинное грудное вскармливание, кормление сцеженным грудным молоком).
- Смешанное или искусственное вскармливание с использованием специальных смесей для недоношенных детей.
На рисунке представлена последовательность использования методов кормления недоношенных детей.
В зависимости от гестационного возраста, массы тела ребенка и клинического статуса недоношенные дети в ряде случаев нуждаются в полном парентеральном питании. Для того чтобы поддерживать перистальтическую и секреторную деятельность ЖКТ, постепенно и в возрастающем объеме вводится энтеральное питание. Сначала питание вводится через зонд, а затем постепенно заменяется кормлением из бутылочки с использованием грудного молока или специальных смесей для недоношенных детей.
У детей с массой тела 1800–2000 г проводят пробное кормление из бутылочки. При неудовлетворительной активности сосания осуществляется зондовое кормление (чаще порционным методом) в полном или частичном объеме [10, 12].
Новорожденные дети с массой тела более 2000 г при оценке по шкале Апгар 7 баллов и выше могут быть приложены к груди матери в первые сутки жизни. Обычно в родильном доме или стационаре устанавливается 7–8-разовый режим кормления. Для недоношенных детей неприемлемым является свободный режим кормления в связи с их неспособностью регулировать объем высосанного молока и высокой частотой перинатальной патологии, однако возможно ночное кормление. При грудном вскармливании необходимо внимательно следить за появлением признаков усталости — периорального и периорбитального цианоза, одышки и др. Наличие данной симптоматики является показанием к более редкому прикладыванию к груди или к частичному докорму сцеженным молоком из бутылочки, либо к полному переходу к кормлению из бутылочки [10].
Таким образом, выбор способа вскармливания должен быть строго индивидуальным, определяться степенью физиологической зрелости ребенка, клиническим состоянием пациента и соответственно меняться по мере его улучшения.
При расчете питания для недоношенных детей следует пользоваться только «калорийным» методом, предполагающим следующий расчет питания [12] в зависимости от возраста ребенка: 1-й день — 30 ккал/кг; 2-й день — 40 ккал/кг; 3-й день — 50 ккал/кг; 4-й день — 60 ккал/кг; 5-й день — 80 ккал/кг; 6-й день — 80 ккал/кг; 7-й день — 90 ккал/кг; 10–14-й дни — 100–120 ккал/кг; 30-й день — 130 ккал/кг (искусственное), 140 ккал/кг (грудное) молоко.
По мере улучшения клинического состояния ребенка и при установлении наличия стабильной прибавки массы тела, а также при наличии активного сосательного рефлекса ребенка переводят на грудное вскармливание или кормят сцеженным грудным молоком в сочетании со специальной смесью для недоношенных детей.
Специальные смеси для недоношенных детей
Как показывает клинический опыт, у большинства матерей после преждевременных родов отмечается гипогалактия. Ситуация усугубляется тем, что у детей снижен или отсутствует сосательный рефлекс, что еще в большей мере способствует угасанию лактации. В связи с этим возникает необходимость использования специальных смесей для недоношенных детей. При их разработке учтены особые потребности таких младенцев в энергии и пищевых веществах и, безусловно, принимается во внимание недостаточная зрелость пищеварительной системы, которая является лимитирующим фактором усвоения ряда важнейших нутриентов (лактозы, жиров, жирорастворимых витаминов и т. д.) [13].
Соотношение казеина и сывороточных белков приближено к таковому в грудном молоке; в составе современных смесей для недоношенных детей оно составляет 40 : 60.
В состав наиболее полно отвечающих потребностям ребенка современных специальных смесей (например, Фрисопре) включены нуклеотиды, что способствует более быстрому соматическому росту и укрепляет иммунную систему детей. Сведения о содержании нуклеотидов в грудном и коровьем молоке, а также европейские рекомендации по их содержанию в детских молочных смесях, принятые в 1996 г., представлены в таблице 2.
В организме нуклеотиды выполняют роль регуляторов различных процессов биосинтеза. В свою очередь, они могут синтезироваться в тканях организма и (в обычных условиях) не относятся к незаменимым нутриентам. Но этот синтез является энергоемким и его объем ограничен, примером чего является напряженный синтез нуклеотидов в слизистой оболочке кишечника новорожденных. Поэтому в определенных условиях, особенно при интенсивном росте, большое значение начинают приобретать пищевые нуклеотиды [14].
Нуклеотиды положительно влияют на созревание клеток кишечного эпителия и способствуют лучшему формированию кишечных ворсинок. Оказывая позитивное влияние на формирование кишечной микрофлоры, нуклеотиды тем самым улучшают процессы усвоения пищевых веществ. Это приводит к нормализации консистенции и частоты стула [14].
Включение в состав смеси Фрисопре глутаминовой кислоты и аргинина активизирует процессы созревания слизистой оболочки кишечника и повышает эффективность усвоения пищевых веществ. Аргинин вводится в состав смеси также в целях повышения биологической ценности белка и дополнительно способствует созреванию иммунной системы.
Аминокислота триптофан стимулирует продукцию серотонина, который, в свою очередь, необходим для развития головного мозга и является предшественником синтеза мелатонина, регулирующего смену суточных ритмов сна и бодрствования [15].
Таурин — не связанная с белком свободная аминокислота — играет важную роль в развитии нервной ткани и головного мозга. Таурин необходим для синтеза новых тканей и способствует активной клеточной пролиферации, что особенно важно в перинатальном периоде. Таурин также принимает участие в защите клеточных мембран от экзогенных токсинов, участвует в формировании зрительных элементов сетчатки глаза и в синтезе желчных кислот.
Исключительно важное значение имеет и жирнокислотный состав смесей для недоношенных детей, прежде всего в связи с тем, что у них ограничен эндогенный синтез важнейших длинноцепочечных полиненасыщенных жирных кислот — арахидоновой и докозагексаеновой [16]. Последние введены в состав некоторых продуктов (Фрисопре, Пре НАН, Хумана 0-ГА) и играют существенную роль в структуре и функции биологических мембран, являются эссенциальными компонентами фосфолипидов головного мозга, фоторецепторов сетчатой оболочки глаз [17].
В состав жирового компонента ряда продуктов (Хумана 0-ГА, Пре-Нутрилак, Фрисопре, Пре НАН) входят среднецепочечные триглицериды, которые обеспечивают усвоение жира без действия липазы, высокую абсорбцию жира в кишечнике, лучшее усвоение кальция и цинка [16].
В углеводном компоненте содержание лактозы несколько снижено во избежание избыточной нагрузки на ЖКТ маловесных детей (для которых характерна ограниченная способность к усвоению молочного сахара). Кроме лактозы, в ряде продуктов (Хумана 0-ГА, Пре-Нутрилак, Пре НАН) присутствует полимер глюкозы — декстрин-мальтоза, а в некоторых — полисахариды в составе глюкозного сиропа (Фрисопре, Пре-Нутрилон) [16].
Энергетическая ценность смесей для недоношенных детей, как правило, несколько выше и находится в пределах 75–80 ккал/100 мл, хотя некоторые продукты предлагается использовать в двух стандартных разведениях, получая при этом либо более, либо менее концентрированное питание (например: Пре НАН, Энфамил, Фрисолак Прематур).
Обязательным компонентом молочных смесей для недоношенных детей является витаминоподобное вещество L-карнитин, участвующий в метаболизме жирных кислот.
Введение в состав смеси пищевых волокон (галактоолигосахаридов) обеспечивает хорошие бифидогенные свойства продукта Фрисопре, способствует росту собственных бифидобактерий в кишечнике ребенка, что особенно важно для незрелых детей, учитывая высокую частоту дисбиотических нарушений.
К 17-му дню жизни энергетические потребности возрастают до 130 ккал/кг/сут. При искусственном вскармливании калорийность рациона не должна превышать 130 ккал/кг/сут. Использование в питании недоношенных детей женского молока, также как и проведение смешанного вскармливания, предполагает повышение калорийности к месячному возрасту до 140 ккал/кг/сут [12] .
На втором месяце жизни калорийность рациона ребенка зависит от массы тела при рождении: у ребенка, родившегося с массой тела более 1500 г, калорийность рациона снижается ежемесячно на 5 ккал/кг до норм, принятых для зрелых детей и составляющих 115 ккал/кг. Снижение калорийности рациона глубоко недоношенных детей (масса тела при рождении менее 1500 г) осуществляется в более поздние сроки — после 3-месячного возраста.
Введение специализированного продукта в рацион ребенка следует осуществлять постепенно, в течение 5–7 дней, с учетом индивидуальной переносимости. Искусственное вскармливание такой смесью следует продолжать до достижения ребенком веса около 3000 г, после чего ребенка постепенно (в течение 1 мес) переводят на стандартную смесь. В дальнейшем, при необходимости (глубокая недоношенность, малая прибавка в массе тела), смеси для недоношенных детей могут оставаться в рационе малыша на протяжении нескольких месяцев в небольшом объеме (1–2 кормления). При этом обязательным является расчет рационов питания не только по калорийности, но и по содержанию в нем основных пищевых веществ (особенно белка).
Литература
- Яцык Г. В., Студеникин В. М., Скворцова В. А. Вскармливание новорожденных: Руководство по неонатологии. М.: МИА, 1998. С. 205-214.
- Tsang R. C., Lucas A., Uauy R., Zlotkin S. Nutritional needs of the preterm infant//Caduceus. Medical. Publichers. Pawling. 1992.
- Sellmayer A., Kolezko B. Long-chain polyunsaturated fatty acids and eicosanoids in infants-physiological; and pathophysiological aspects and open questions//Lipids. 1999; 34 (2): 199-205.
- Грибакин С. Г., Нетребенко О. К., Студеникин В. М., Скворцова В. А. Принципы вскармливания недоношенных новорожденных детей. М.: Союзмединфо, 1989. 53 с.
- Скворцова В. А., Боровик Т. Э., Лукоянова О. Л. и др. Современные тенденции проблемы вскармливания недоношенных детей//Вопр. совр. педиатрии. 2005. № 2. С. 80-86.
- Яцык Г. В., Студеникин В. М. Вскармливание недоношенных детей: Метод. рекомендации. М., 1997. 18 с.
- Володин Н. Н., Мухина Ю. Г., Гераськина В. П., Чубарова А. И. Вскармливание недоношенных детей. М., 2002. 46 с.
- Булатова Е. М. Вскармливание детей раннего возраста в современных условиях: Автореф. дис. . д-ра мед. наук. СПб., 2005. 51 с.
- Лукоянова О. Л. Витаминная обеспеченность недоношенных детей в неонатальном периоде: Автореф. дис. . канд. мед. наук. М., 2000. 23 с.
- Вскармливание недоношенных детей: Руководство по лечебному питанию детей/под ред. К. С. Ладодо. М.: Медицина, 2000. С. 101-111.
- Нетребенко О. К. Некоторые эссенциальные микронутриенты в питании недоношенных детей. М., 2004. 136 с.
- Боровик Т. Э., Яцык Г. В., Ладодо К. С., Скворцова В. А. Рациональное вскармливание недоношенных детей (современные принципы)//Вопросы детской диетологии. 2004. № 6. С. 87-94.
- Shulman R. J., Sсhandler J., Lau C. et al. Early feeding, feeding tolerance and lactase activity in preterm infants//J. Pediatr. 1998; 133: 645-649.
- Schlimme E., Martin D. Nucleotid-supplementierung von Sauglingsnahrung. Kieler Milchwirtschaftliche Forschungsgerichte. 1999; 51 (3): 215-224.
- Руководство по питанию детей/под ред. В. А. Тутельяна, И. Я. Коня. М.: МИА, 2004. 568 с.
- Мухина Ю. Г., Чубарова А. И., Гераськина В. П. Макронутриенты в питании недоношенных детей//Детская больница. 2002. № 2. С. 28-34.
- Uauy R., Hoffman D. R. Essential fat requirements of preterm infants//Am. J. Clin. Nutr. 2000; 71: 245-250.
В. А. Скворцова, доктор медицинских наук
Т. Э. Боровик, доктор медицинских наук, профессор
Г. В. Яцык, доктор медицинских наук, профессор
С. Г. Грибакин, доктор медицинских наук
А. В. Андреева
О. Л. Лукоянова, кандидат медицинских наук
Т. Р. Чумбадзе
НЦЗД, компания «Аника», Москва
Источник